Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уровни методологии. 
Организация самостоятельной работы студента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не сводимых к отдельным элементам. Система воздействует на входящие в нее компоненты, преобразует их. Так, водород и кислород обладают свойствами газов. Но, объединившись путем химической реакции в систему «вода» они приобретают совершенно иные… Читать ещё >

Уровни методологии. Организация самостоятельной работы студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделяют четыре уровня методологии:

  • философский — философские теории, которые служат основой исследования;
  • общенаучный — общие для всех наук принципы, которых необходимо придерживаться исследователю;
  • конкретно-научный — положения конкретной науки, в рамках которой проводится исследование;
  • уровень частных методик — положения, касающиеся отдельных аспектов какой-либо области научных знаний.

Философский уровень методологии

Рассмотрим основные философские теории, на которые может опираться исследование.

Теория диалектического материализма выражается следующими основными идеями.

  • 1. Материя первична, сознание вторично — познание должно начинаться с ощущения, с живого созерцания, от которого исследователь переходит к абстрактному мышлению. Свои умозаключения он опять же проверяет на практике.
  • 2. Единство внешнего и внутреннего — например, психики и деятельности, внешних педагогических воздействий и формирования внутренних личностных качеств.
  • 3. Социальная обусловленность процессов и явлений — в процессе познания необходимо рассматривать, какими социальными факторами обусловлены изменения того явления, которое Вы изучаете.
  • 4. Развитие происходит через противоречия, которые выступают движущей силой развития. Например, развитие личности происходит через преодоление противоречий между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
  • 5. Единство и борьба противоположностей — необходимо рассматривать различные точки зрения на изучаемое Вами явление, допускать возможность сосуществования противоположных концепций.
  • 6. Переход количественных изменений в качественные — например, постоянно предъявляемые ребенку требования писать аккуратно переходят в качественные изменения — формирование у него аккуратности.
  • 7. Закон отрицания отрицания — например, чтобы преодолеть отрицательные качества, необходимо развивать положительные.
  • 8. Все предметы и явления находятся в состоянии развития, движения. В исследовании необходимо прослеживать эти изменения, а не рассматривать предметы и явления статично.
  • 9. Неразрывная связь теории с практикой.

Теорию прагматизма отражают следующие основные идеи.

  • 1. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
  • 2. Мышление — инструмент успеха.
  • 3. Цель оправдывает средства.
  • 4. Критерий истины — внутри человека.

Теория экзистенциализма опирается на следующие положения.

  • 1. Объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.
  • 2. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» человека.
  • 3. Сознание первично, материя вторична.
  • 4. Истин столько. Сколько людей.
  • 5. Ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретного человека.

Основными идеями теории позитивизма являются.

  • 1. Достоверно только то, что получено с помощью количественных методов.
  • 2. Главное — не знания, а методы их приобретения.
  • 3. Не должно быть бесполезных идей, а только реальные факты.

Теорию неотомизма выражают следующие основные идеи.

  • 1. Мир раздвоен на материальный и духовный.
  • 2. Наука не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом.
  • 3. Высшая истина постигается только посредством приближения к Богу.

Общенаучный уровень методологии

Основные общенаучные принципы познания и требования к их соблюдению представлены в табл. 9.

Таблица 9

Принципы и требования общенаучного уровня методологии.

Принципы.

Требования.

Объективности.

доказательность альтернативный характер научного поиска.

Сущностного анализа.

описание сущности явления выделение основных и второстепенных факторов и условий развития учет непрерывных изменений явления раскрытие противоречий изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности соотнесение общего и особенного проникновение во внутреннюю структуру изучаемого явления раскрытие закономерностей существования и функционирования явления.

Генетический.

рассмотрение явления в динамике анализ условий возникновения и развития явления выявление моментов смены одного уровня функционирования другим выявление тенденций развития явления.

Единства логического и исторического.

преемственность учет накопленного опыта.

Концептуального единства исследования.

определение ведущей идеи и замысла исследования концептуальное соответствие определений основных понятий.

Окончание табл. 9

Принципы.

Требования.

Целостности.

создание целостного представления об объекте исследования содержательный подход должен преобладать над формализованным.

Поаспектности.

рассмотрение предмета исследования по определенной точкой зрения сочетание аспектного анализа и многоаспектной интерпретации.

Важным принципом общенаучного уровня методологии является системный подход, на котором мы остановимся подробнее. Суть системного подхода заключается в том, что любое явление необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, т. е. в системе.

Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не сводимых к отдельным элементам. Система воздействует на входящие в нее компоненты, преобразует их. Так, водород и кислород обладают свойствами газов. Но, объединившись путем химической реакции в систему «вода» они приобретают совершенно иные свойства.

Системный подход позволяет всесторонне рассмотреть явление. Выделяют три плоскости рассмотрения системы: структурную, функциональную, плоскость динамики.

Чтобы рассмотреть структурную плоскость системы, необходимо:

  • выделить компоненты системы;
  • описать их свойства;
  • определить связи между компонентами;
  • определить, в какой более широкой системе находится та система, которую мы рассматриваем и какие более мелкие системы входят в ее состав.

Как правило, в системе выделяют внутренние и внешние элементы. Есть системы с автономными и с имплицитными элементами. Автономные элементы работают в одной системе, но имеют автономную целостность и могут быть перенесены в другую систему (например, двигатель машины). Имплицитные элементы видны лишь наблюдателю, но неотделимы от системы (например, кровеносная система человека).

Чтобы рассмотреть функциональную плоскость системы, необходимо:

  • • определить функции элементов системы;
  • • определить функции этой системы в системе более высокого порядка;
  • • выявить закономерности функционирования системы.

Чтобы рассмотреть систему в плоскости динамики, необходимо:

  • • определить детерминанты системы — факторы, влияющие на структуру системы, ее изменения;
  • • рассмотреть изменения системы во времени (возникновение, автономизация, эволюционирование, порождение себе подобных. Исчезновение, возникновение новой системы);
  • • рассмотреть взаимодействие системы с окружающим миром.

В качестве примера рассмотрим студенческую группу как системы в трех плоскостях.

Структурная плоскость:

  • • компонентами системы являются: отдельные студенты, небольшие группки по интересам, формальные и неформальные лидеры;
  • • компоненты связаны совместными интересами, общей целью — обучение, получение специальности; более тесное взаимодействие организуется в небольших группах или парах;
  • • студенческая группа находится в более широкой системе факультета и всего университета.

Функциональная плоскость:

  • • формальные лидеры (староста) организуют связь студенческой группы с администрацией вуза, формальные и неформальные лидеры выполняют также организаторскую функцию (организуют группу на совместное проведение досуга, подготовку к занятиям, воспитательные мероприятия);
  • • в системе факультета группа принимает участие в университетских мероприятиях (неделя иностранных языков, посвящение в студенты, научные конференции и др.);
  • • основной закономерностью является то, что связи между компонентами системы со временем укрепляются.

Плоскость динамики:

  • • детерминантами системы являются: организация образовательного процесса в вузе, администрация вуза, преподаватели;
  • • группа постепенно сплачивается, могут вливаться новые члены, кто-то уходит их группы;
  • • студенческая группа взаимодействует со студентами других вузов, социумом в целом.

Продолжим разговор о системном подходе. Критериями эффективного функционирования системы являются:

  • многомерность — систему можно рассматривать в разных аспектах. С разных сторон, каждый ее компонент может выполнять несколько функций;
  • компенсация — отсутствие какого-либо компонента системы до определенной степени компенсируется системой за счет того, что другие компоненты принимают на себя функции утраченного;
  • минимизация — набор компонентов системы является необходимым и достаточным;
  • оптимизация — система позволяет при наименьших затратах усилий достигать высших результатов.

Обобщив сказанное в данном разделе, приведем алгоритм настройки на систему:

  • • определить функции системы, ее место в системах более высокого порядка;
  • • построить функционально полную систему компонентов;
  • • разработать модель динамики системы;
  • • сравнить модель с реальностью.

Конкретно-научный уровень методологии

Конкретно-научная методология педагогики выражается следующими подходами:

  • личностным — ориентация на личность как цель. Субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса;
  • деятельностным — основная идея «личность развивается в деятельности»;
  • диалогическим — личность развивается в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога;
  • культурологическим — единство образования и культуры;
  • этнопедагогическим — единство общечеловеческого, национального, индивидуального;
  • антропологическим — использование и учет данных всех наук о человеке как предмете воспитания; девиз этого подхода выразил К. Д. Ушинский: «Прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях»;
  • диалектическим — выявление и разрешение противоречий.

Конкретно-научная методология психологии выражается следующими положениями.

  • 1. Психика — свойство высокоорганизованной материи.
  • 2. Сущность психики — в отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.
  • 3. Сознание — высший этап развития психики.
  • 4. Психика и сознание социально обусловлены.
  • 5. Сущность проявления психических процессов и явлений определяется их конкретными особенностями и свойствами.
  • 6. Существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психических явлений.
  • 7. Результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению.
  • 8. Все научные исследования должны проводиться в соответствии с разработанными программами и планами.

Следующий уровень методологии — уровень частных методик — будет различным для каждого конкретного исследования.

Итак, мы рассмотрели четыре уровня методологии исследования. Во введении к курсовой и выпускной квалификационной работе указывается методология исследования, т. е. основные теории, концепции, идеи, послужившие основой для разработки и проведения исследования. При этом указываются теории всех четырех уровней методологии, например: «Общей теоретико-методологической основой исследования являются психологические теории самопроектирования как механизма развития личности (В.И. Клейман,.

A. Н. Счастливцев и др.), философско-антропологическая теория самостроительства человека (В.И. Розанов, Ж.-П. Сартр,.

B. С. Соловьев и др.), педагогические теории самовоспитания (О.С. Гребенюк, С. Б. Елканов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский и др.) и самопроектирования (В.И. Байденко, В. С. Безрукова, А. А. Попов, В. А. Сластенин, Ю. С. Тюнников, П. Г. Щедровицкий и др.), психологические и лингвистические теории коммуникации (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Богачек, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, В. Н. Панкратов, Н. И. Шевандрин и др.), теории педагогического общения и коммуникативной компетентности педагога (Е.В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, В. И. Добрович, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, Л. А. Поварницына, А. А. Реан, В. В. Рыжков, Е. В. Цуканова, Л. А. Шипилина, Е. А. Юнина, В. А. Якунин и др.), теоретические основы педагогической интеграции (В.С. Безрукова, А. П. Беляева, Ю. С. Тюнников и др.), педагогического проектирования (В.С. Безрукова, Е.С. ЗаирБек, И. И. Ильясов, Ю. С. Тюнников и др.)".

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой