Уровни методологии.
Организация самостоятельной работы студента
Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не сводимых к отдельным элементам. Система воздействует на входящие в нее компоненты, преобразует их. Так, водород и кислород обладают свойствами газов. Но, объединившись путем химической реакции в систему «вода» они приобретают совершенно иные… Читать ещё >
Уровни методологии. Организация самостоятельной работы студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделяют четыре уровня методологии:
- • философский — философские теории, которые служат основой исследования;
- • общенаучный — общие для всех наук принципы, которых необходимо придерживаться исследователю;
- • конкретно-научный — положения конкретной науки, в рамках которой проводится исследование;
- • уровень частных методик — положения, касающиеся отдельных аспектов какой-либо области научных знаний.
Философский уровень методологии
Рассмотрим основные философские теории, на которые может опираться исследование.
Теория диалектического материализма выражается следующими основными идеями.
- 1. Материя первична, сознание вторично — познание должно начинаться с ощущения, с живого созерцания, от которого исследователь переходит к абстрактному мышлению. Свои умозаключения он опять же проверяет на практике.
- 2. Единство внешнего и внутреннего — например, психики и деятельности, внешних педагогических воздействий и формирования внутренних личностных качеств.
- 3. Социальная обусловленность процессов и явлений — в процессе познания необходимо рассматривать, какими социальными факторами обусловлены изменения того явления, которое Вы изучаете.
- 4. Развитие происходит через противоречия, которые выступают движущей силой развития. Например, развитие личности происходит через преодоление противоречий между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
- 5. Единство и борьба противоположностей — необходимо рассматривать различные точки зрения на изучаемое Вами явление, допускать возможность сосуществования противоположных концепций.
- 6. Переход количественных изменений в качественные — например, постоянно предъявляемые ребенку требования писать аккуратно переходят в качественные изменения — формирование у него аккуратности.
- 7. Закон отрицания отрицания — например, чтобы преодолеть отрицательные качества, необходимо развивать положительные.
- 8. Все предметы и явления находятся в состоянии развития, движения. В исследовании необходимо прослеживать эти изменения, а не рассматривать предметы и явления статично.
- 9. Неразрывная связь теории с практикой.
Теорию прагматизма отражают следующие основные идеи.
- 1. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
- 2. Мышление — инструмент успеха.
- 3. Цель оправдывает средства.
- 4. Критерий истины — внутри человека.
Теория экзистенциализма опирается на следующие положения.
- 1. Объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.
- 2. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» человека.
- 3. Сознание первично, материя вторична.
- 4. Истин столько. Сколько людей.
- 5. Ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретного человека.
Основными идеями теории позитивизма являются.
- 1. Достоверно только то, что получено с помощью количественных методов.
- 2. Главное — не знания, а методы их приобретения.
- 3. Не должно быть бесполезных идей, а только реальные факты.
Теорию неотомизма выражают следующие основные идеи.
- 1. Мир раздвоен на материальный и духовный.
- 2. Наука не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом.
- 3. Высшая истина постигается только посредством приближения к Богу.
Общенаучный уровень методологии
Основные общенаучные принципы познания и требования к их соблюдению представлены в табл. 9.
Таблица 9
Принципы и требования общенаучного уровня методологии.
Принципы. | Требования. |
Объективности. | доказательность альтернативный характер научного поиска. |
Сущностного анализа. | описание сущности явления выделение основных и второстепенных факторов и условий развития учет непрерывных изменений явления раскрытие противоречий изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности соотнесение общего и особенного проникновение во внутреннюю структуру изучаемого явления раскрытие закономерностей существования и функционирования явления. |
Генетический. | рассмотрение явления в динамике анализ условий возникновения и развития явления выявление моментов смены одного уровня функционирования другим выявление тенденций развития явления. |
Единства логического и исторического. | преемственность учет накопленного опыта. |
Концептуального единства исследования. | определение ведущей идеи и замысла исследования концептуальное соответствие определений основных понятий. |
Окончание табл. 9
Принципы. | Требования. |
Целостности. | создание целостного представления об объекте исследования содержательный подход должен преобладать над формализованным. |
Поаспектности. | рассмотрение предмета исследования по определенной точкой зрения сочетание аспектного анализа и многоаспектной интерпретации. |
Важным принципом общенаучного уровня методологии является системный подход, на котором мы остановимся подробнее. Суть системного подхода заключается в том, что любое явление необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, т. е. в системе.
Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не сводимых к отдельным элементам. Система воздействует на входящие в нее компоненты, преобразует их. Так, водород и кислород обладают свойствами газов. Но, объединившись путем химической реакции в систему «вода» они приобретают совершенно иные свойства.
Системный подход позволяет всесторонне рассмотреть явление. Выделяют три плоскости рассмотрения системы: структурную, функциональную, плоскость динамики.
Чтобы рассмотреть структурную плоскость системы, необходимо:
- • выделить компоненты системы;
- • описать их свойства;
- • определить связи между компонентами;
- • определить, в какой более широкой системе находится та система, которую мы рассматриваем и какие более мелкие системы входят в ее состав.
Как правило, в системе выделяют внутренние и внешние элементы. Есть системы с автономными и с имплицитными элементами. Автономные элементы работают в одной системе, но имеют автономную целостность и могут быть перенесены в другую систему (например, двигатель машины). Имплицитные элементы видны лишь наблюдателю, но неотделимы от системы (например, кровеносная система человека).
Чтобы рассмотреть функциональную плоскость системы, необходимо:
- • определить функции элементов системы;
- • определить функции этой системы в системе более высокого порядка;
- • выявить закономерности функционирования системы.
Чтобы рассмотреть систему в плоскости динамики, необходимо:
- • определить детерминанты системы — факторы, влияющие на структуру системы, ее изменения;
- • рассмотреть изменения системы во времени (возникновение, автономизация, эволюционирование, порождение себе подобных. Исчезновение, возникновение новой системы);
- • рассмотреть взаимодействие системы с окружающим миром.
В качестве примера рассмотрим студенческую группу как системы в трех плоскостях.
Структурная плоскость:
- • компонентами системы являются: отдельные студенты, небольшие группки по интересам, формальные и неформальные лидеры;
- • компоненты связаны совместными интересами, общей целью — обучение, получение специальности; более тесное взаимодействие организуется в небольших группах или парах;
- • студенческая группа находится в более широкой системе факультета и всего университета.
Функциональная плоскость:
- • формальные лидеры (староста) организуют связь студенческой группы с администрацией вуза, формальные и неформальные лидеры выполняют также организаторскую функцию (организуют группу на совместное проведение досуга, подготовку к занятиям, воспитательные мероприятия);
- • в системе факультета группа принимает участие в университетских мероприятиях (неделя иностранных языков, посвящение в студенты, научные конференции и др.);
- • основной закономерностью является то, что связи между компонентами системы со временем укрепляются.
Плоскость динамики:
- • детерминантами системы являются: организация образовательного процесса в вузе, администрация вуза, преподаватели;
- • группа постепенно сплачивается, могут вливаться новые члены, кто-то уходит их группы;
- • студенческая группа взаимодействует со студентами других вузов, социумом в целом.
Продолжим разговор о системном подходе. Критериями эффективного функционирования системы являются:
- • многомерность — систему можно рассматривать в разных аспектах. С разных сторон, каждый ее компонент может выполнять несколько функций;
- • компенсация — отсутствие какого-либо компонента системы до определенной степени компенсируется системой за счет того, что другие компоненты принимают на себя функции утраченного;
- • минимизация — набор компонентов системы является необходимым и достаточным;
- • оптимизация — система позволяет при наименьших затратах усилий достигать высших результатов.
Обобщив сказанное в данном разделе, приведем алгоритм настройки на систему:
- • определить функции системы, ее место в системах более высокого порядка;
- • построить функционально полную систему компонентов;
- • разработать модель динамики системы;
- • сравнить модель с реальностью.
Конкретно-научный уровень методологии
Конкретно-научная методология педагогики выражается следующими подходами:
- • личностным — ориентация на личность как цель. Субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса;
- • деятельностным — основная идея «личность развивается в деятельности»;
- • диалогическим — личность развивается в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога;
- • культурологическим — единство образования и культуры;
- • этнопедагогическим — единство общечеловеческого, национального, индивидуального;
- • антропологическим — использование и учет данных всех наук о человеке как предмете воспитания; девиз этого подхода выразил К. Д. Ушинский: «Прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях»;
- • диалектическим — выявление и разрешение противоречий.
Конкретно-научная методология психологии выражается следующими положениями.
- 1. Психика — свойство высокоорганизованной материи.
- 2. Сущность психики — в отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.
- 3. Сознание — высший этап развития психики.
- 4. Психика и сознание социально обусловлены.
- 5. Сущность проявления психических процессов и явлений определяется их конкретными особенностями и свойствами.
- 6. Существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психических явлений.
- 7. Результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению.
- 8. Все научные исследования должны проводиться в соответствии с разработанными программами и планами.
Следующий уровень методологии — уровень частных методик — будет различным для каждого конкретного исследования.
Итак, мы рассмотрели четыре уровня методологии исследования. Во введении к курсовой и выпускной квалификационной работе указывается методология исследования, т. е. основные теории, концепции, идеи, послужившие основой для разработки и проведения исследования. При этом указываются теории всех четырех уровней методологии, например: «Общей теоретико-методологической основой исследования являются психологические теории самопроектирования как механизма развития личности (В.И. Клейман,.
A. Н. Счастливцев и др.), философско-антропологическая теория самостроительства человека (В.И. Розанов, Ж.-П. Сартр,.
B. С. Соловьев и др.), педагогические теории самовоспитания (О.С. Гребенюк, С. Б. Елканов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский и др.) и самопроектирования (В.И. Байденко, В. С. Безрукова, А. А. Попов, В. А. Сластенин, Ю. С. Тюнников, П. Г. Щедровицкий и др.), психологические и лингвистические теории коммуникации (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Богачек, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, В. Н. Панкратов, Н. И. Шевандрин и др.), теории педагогического общения и коммуникативной компетентности педагога (Е.В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, В. И. Добрович, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, Л. А. Поварницына, А. А. Реан, В. В. Рыжков, Е. В. Цуканова, Л. А. Шипилина, Е. А. Юнина, В. А. Якунин и др.), теоретические основы педагогической интеграции (В.С. Безрукова, А. П. Беляева, Ю. С. Тюнников и др.), педагогического проектирования (В.С. Безрукова, Е.С. ЗаирБек, И. И. Ильясов, Ю. С. Тюнников и др.)".