Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие и воспитание воли у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит в ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчинёнными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется… Читать ещё >

Развитие и воспитание воли у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля — сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника. С приходом в школу у первоклассника изменяются мотивы поведения. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долг и ответственности перед учителем, перед своим классом. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием младшего школьника, развивается и его воля.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное внимание на личность школьника, воспитывая его волю. ученик подражает лучшим в школьном коллективе. старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают условия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Многое в развитии воли зависит от условий жизни и воспитания. если ребёнок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твёрдым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и доставит родителям массу проблем.

Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.

Нельзя делать за ребёнка то, с чем он уже в состоянии справится сам. Ребёнок испытывает большие радости, если сам достигнет цели. самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребёнка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результат. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь.

Возможно, поначалу не всё будет удаваться правильно, потребует помощь взрослого и большого количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к действиям у ребёнка может пропасть.

Формированию организованности и волевых черт характера ребёнка способствует продуманный режим и распорядок дня.

Очень важно установить единый подход к ребёнку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи.

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребёнку то, что было вчера запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться. побеждать в себе чувство боли, обиды, страха. Всё это укрепляет и тренирует волю ребёнка.

Дошкольники 6−7 лет могут самостоятельно поставить задачу, запланировать ход её выполнения и в соответствии с планом решить. Например, мальчик 7 лет под впечатлением, увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — «Красную шапочку». Он приходит домой, достаёт альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30−40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать свой рисунок.

К концу дошкольного возраста у ребёнка в основном сформировано умение контролировать своё поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.

Упрямство — это недостаток воли, проявляющийся в желании ребёнка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм есть высшая степень проявления упрямства.

Условия обучения и воспитания в школе, начиная с начальных классов, предоставляют широкие возможности для успешного формирования у учащихся воли. Однако как отмечает психолог В.И.Селиванов[9], волевые действия учеников младших классов развиты всё же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства.

Использование эффекта соперничества. В определённые моменты учебного процесса для поддержания целеустремлённости и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. Можно, например, сообщить учащимся, что в предыдущей группе предложенную программу усвоили все учащиеся, или сказать: «В параллельном классе тоже решают ту же задачу. Посмотрим, какой класс лучше справится с этим заданием». Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремлённости Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не проявляться в полной мере. Правда, её проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремлённость и такое проявление настойчивости будут радовать педагога. Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремлённости и настойчивости. Если человек не будет сам стремиться достичь отдалённой цели, никакие ухищрения педагога не помогут. Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:

  • • вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся;
  • • предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно-полезных делах;
  • • укрепление в них веры в свои силы;
  • • использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия;
  • • использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит в ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчинёнными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учёта ряда обстоятельств и создания определённых условий:

  • • развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности;
  • • развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека;
  • • необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. только в этом случае, совместно усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой