Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение культуре на языковых занятиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть языки, в которых не различается род существительного, и поэтому их носителям трудно понять это явление в русской грамматике. Есть языки, которые глаголом выражают, происходило ли описываемое событие задолго до другого, совпало с ним, длилось или было однократным, доведено до конца или нет. Есть языки, которые указывают при помощи особых частиц, кому принадлежит вещь, о которой говорится… Читать ещё >

Обучение культуре на языковых занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Собственно культурные стереотипы, как уже говорилось выше, — вещь относительная, но с ними необходимо считаться, т. е. иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал должны соответствовать традиционным представлениям о предметах, принятых в данной культуре. Если есть элементы наглядности, представляющие разные типы культур, можно сопоставить их, найти нечто общее и отличное.

Есть языки, в которых не различается род существительного, и поэтому их носителям трудно понять это явление в русской грамматике. Есть языки, которые глаголом выражают, происходило ли описываемое событие задолго до другого, совпало с ним, длилось или было однократным, доведено до конца или нет. Есть языки, которые указывают при помощи особых частиц, кому принадлежит вещь, о которой говорится, собственная она или взята на время. Разнообразие звуков таково, что не может быть языка, где их меньше десяти, но легко находятся такие, где их около ста, причем почти в каждом языке или диалекте обнаруживается нечто такое, что не встречается больше нигде в мире. Таким образом, когда мы учим чужой язык, мы начинаем думать по-другому, пользуясь, в частности, теми категориями, которые в нем приняты, и они часто имеют глубокий философский смысл.

Стихи, попевки, песенки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, игры с движениями и пением — все эти произведения малых форм удобны для поддержки речевых занятий. Если в них даже не очень много лексики, подлежащей усвоению, все равно они интересны своей гармоничной формой, краткостью, простотой содержания. Вводить их не следует слишком много, но некоторое количество рекомендуется повторять постоянно, проговаривая в определенном ритме, темпе, рифме. Главное, чтобы они были им по силам, соответствовали их языковым возможностям.

Особой работой воспитателя и методиста может стать сочинение обучающих стихов и песен, в которых в удобном для усвоения виде запрятаны лексика, грамматика или фонетика изучаемого языка. Такие вещицы могут быть несколько примитивны, не очень красивы по форме, зато послужат яркой демонстрацией какого-то правила или набора лексем, связанных с развитием речи. Это может быть нечто типа:

В сумку я свою кладу: масло, сыр и колбасу, Хлеб, варенье, молоко, нести мне будет нелегко.

Представление о культуре выстраивается в памяти как воспоминание о запахах, вкусе, музыке, мелодике слов, чувствах людей, с которыми встречался. Что-то подобное можно воспроизвести вместе с дошкольниками, проиграв схему национального праздника, отведав блюд национальной кухни, одевшись в народную одежду. Тут большой простор для изучения фонетики, просодии, интонации традиционных диалогов, включающих названия бытовых предметов, понятия о том, как украсить жилище, как одеться, что кому подарить.

Все это становится залогом того, что дети четче увидят знакомое в чужом, а чужое — в своем, увидят в культурах разнообразие мира, готовность существовать в нем.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры символов и стереотипов, по-разному изображаемых в разных культурах.

  • 2. Расскажите, какие представления связываются в вашей культуре с традиционным домом, садом, огородом.
  • 3. Дайте в рисунках свои представления об архетипе (наиболее общей форме) кувшина, чайника, тарелки.
  • 4. Нарисуйте, как должны быть одеты типичные представители вашего народа (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик), включая головные уборы, обувь и сумки. Из каких материалов должна быть сделана их одежда?
  • 5. Нарисуйте традиционные узоры и украшения. Как научить детей простейшим вариантам их изготовления?
  • 6. Попробуйте придумать несколько дидактических стихотворений для обучения родному языку.
  • 7. Составьте наиболее типичные меню завтрака, обеда, полдника, ужина. Подумайте, как провести с детьми занятие, на котором можно было бы объяснить им рецепты приготовления национальных блюд. Какие слова и выражения усвоят дети по ходу работы в кухне? Как часто стоит проводить занятия подобного рода?
  • 8. Составьте типичный словарь бытовой национальной лексики (например, названия посуды и мебели), не переводимой на другие языки, не используемой в других культурах.
  • 9. Составьте перечень традиционных предметов народных промыслов, которые украшают жилища представителей вашего народа, служат сувенирами. Можно ли научить дошкольников простым вариантам их изготовления? Как это сделать?
  • 10. Какие вещи делаются в вашей культуре из камня, дерева, глины, кости, кожи, меха, травы? Как украшаются? Как можно научить дошкольников примитивным вариантам их изготовления, как пользоваться лексикой на занятиях? Составьте примерное описание своих реплик по ходу объяснения технологии изготовления каких-либо предметов.
  • 11. В группах по 3—4 человека обсудите сценарии традиционных для вашей культуры праздников.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой