Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В проведенном исследовании автор предложил теорию и практику использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании. Разработаны теоретико-методологические основы использования данных технологий в системе «школа — педвуз — повышение квалификации кадров». Выделены методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса в педагогическом образовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
    • 1. 1. Теоретические проблемы технологий взаимодействия человека и компьютера
    • 1. 2. Методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса в педагогическом образовании
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы использования средств новых информационных технологий в образовании
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. Новые педагогические и информационные технологии в непрерывном образовании
    • 2. 1. Концепция и научно-методические основы использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании
    • 2. 2. Влияние информационных и коммуникационных технологий на методическую систему обучения предметам общеобразовательной школы
    • 2. 3. Информационная культура учителя в новом информационном пространстве
    • 2. 4. Педагогические основы разработки и использования информационно -коммуникационных технологий в профессиональном образовании
  • Выводы к главе 2
  • ГЛАВА 3. Концептуальная модель использования педагогических (ф возможностей информационных и коммуникационных технологий в непрерывном образовании
    • 3. 1. Инновационная модель интегрированной учебно-методической среды в системе «школа — педвуз — повышение квалификации» в условиях информатизации образования
    • 3. 2. Новые подходы к преподаванию, обучению и использованию инфор-^ мационно-коммуникационных технологий в педагогическом образовании
    • 3. 3. Педагогическое взаимодействие в системе открытого дистанционного обучения
    • 3. 4. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров к применению компьютерных педагогических программных средств в профессиональном образовании
    • 3. 5. Система взаимосвязанных учебных дисциплин по информационным и коммуникационным технологиям в профессиональном педагогическом образовании
  • Выводы к главе 3
  • ГЛАВА 4. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании
    • 4. 1. Апробация модели: организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Применение математических методов при использовании информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании
    • 4. 3. Методики проведения и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента
  • Выводы к главе 4
  • ГЛАВА 5. Педагогический мониторинг использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования и его оптимизация
    • 5. 1. Показатели компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся общеобразовательной школы
    • 5. 2. Мониторинг качества образования в педагогических вузах
    • 5. 3. Качественное повышение квалификации учителей-предметников в области информатики и информационных технологий
    • 5. 4. Оптимизация системы «школа — педвуз — повышение квалификации» в условиях открытой информационной среды
  • Выводы к главе 5

Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

В системе образования проходят процессы совершенствования ее организации, структуры и содержания национальных учебных планов и программ, развиваются новые формы дистанционного обучения, усиливаются тенденции к формулированию открытого образования. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой.

Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального педагогического образования по различным специальностям показывает, что, несмотря на актуализацию в связи с проявлением новых информационных технологий таких особенностей современного научного познания, как усиление тенденций к синтезу знаний, формализация знаний в аспекте сближения естественных и гуманитарных дисциплин, общекультурной подготовки будущих учителей еще не нашло своего должного отражения и в образовательных стандартах, и в образовательной практике.

Современные образовательные стандарты и практика преподавания курса информатики в педагогических вузах фактически не учитывают такие же особенности педагогической деятельности, как ее многоаспектность и многоплановость, обусловливаемые междисциплинарным характером информатики как науки и как учебного предмета.

Современное состояние общества ставит перед учеными и педагогами задачу оптимизации объективного процесса его информатизации. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования — ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях. На суд научной общественности в последнее время выносится ряд новых проектов Концепции информатизации образования. Одна из основных задач информатизации согласно этим проектам Концепции заключается в том, что обучаемому становятся доступны гигантские объемы информации в базах данных, в экспертных системах и т. д.

Это обусловливает вступление системы образования в третий этап информатизации образования, целью которого является осуществление подготовленного всем предыдущим развитием перехода к изучению общеобразовательных дисциплин по новым программам, предусматривающим использование информационных и коммуникационных технологий в процессе их освоения.

В последнее время происходят изменения в концепциях и программах информатизации страны, регионов.

Значительным изменениям подверглись курсы информатики по номенклатуре, структуре и содержанию. Длительные дискуссии о месте и роли школьного курса информатики, путях совершенствования информационной подготовки и переподготовки учителя далеко не исчерпали себя, а на рубеже веков приобрели остроту и кризисный статус.

В основном проблемы связаны с противоречием между существующими формами организации учебного и потенциальными возможностями педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации, стремительным устареванием учебно-методических средств, тенденцией увеличения затрат на информатизацию образования.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации уделено большое внимание вопросам обеспечения и контроля качества образования. Предложено использовать имеющиеся значительные организованные резервы обеспечения качества образования, в частности путем совершенствования организации учебного процесса, внедрения новых педагогических и информационных технологий. Предстоит большая работа по внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности, предусматривающие более активное участие студентов в учебном процессе.

Мировой опыт в организации науки в университетах показывает также, что мы обязаны обеспечить резкое увеличение использования инновационного потенциала науки высшей школы — как в отраслях, так и в регионах. Без его внедрения в практику профессионального образования она из передовых рискует оказаться на обочине истории. Серьезной проблемой подготовки научных работников является угроза разрыва научных связей, замыкание научных школ из-за снижения академической мобильности ученых, аспирантов на региональном уровне.

Создание проекта специалиста, каким мы хотим видеть выпускника школы, должно стать первым этапом исследования проблем педагогического образования.

Атрибуты всестороннего развития личности еще достаточно не изучены в психологии, педагогике, социологии и философии, а перспективы поиска можно ожидать в пограничных областях единства, интеграции, целостности и структурированности личности.

Отсутствие научно-обоснованной модели личности с определением конкретной интегральной характеристики мешает педагогике и педагогической практике построить целостный учебно-воспитательный процесс. Для этого необходима педагогическая модель личности, отражающая механизмы взаимодействия энергетической активности учащихся, студентов, слушателей и социальных требований к ним, предъявляемых в работе преподавателя или через содержание, структуру системы образования.

С появлением педагогических университетов возникает необходимость рассматривать педагогическую профессию как область, создающую наиболее благоприятные условия понимания человека, воздействие на него и совершенствование его натуры, природы и деятельности. В этих условиях более важным в работе преподавателя педагогического вуза становится его отношение к ценностям науки и культуры, его позиция и неординарность. Только показывая, высказывая и оценивая свое отношение к педагогическим ценностям, постоянно усиливая свои поиски в области научных знаний, ориентируя в них студентов, может успешно работать преподаватель в современном вузе.

Реформы высшего образования переместили функцию подготовки преподавателей в структуру самих университетов через магистратуру, аспирантуру и систему непрерывного послевузовского образования. В новых условиях возникла необходимость уже в самих региональных педагогических университетах создавать, исследовать и реализовывать модели профессионализма преподавателя, модели его подготовки и аттестации, аналогично подготовке студентов.

Существующее в нашей стране предметное обучение и узкоспециальная подготовка учителей-предметников на отдельных факультетах недостаточно ориентируют преподавателя высшей школы на необходимость подготовки студента к нестандартным, сложным и непредсказуемым ситуациям в образовании, воспитании и организации свободной и творческой жизни ребят. Однако вновь вводимое многоуровневое образование почти вытесняет систематическую и целенаправленную подготовку специалиста, начиная с первых лет его адаптации к условиям обучения в вузе. Вносит неопределенность и общее высшее образование, которое должно быть не просто высоким, а закладывающим основы будущей профессии студента.

Эти противоречия можно было бы избежать, если бы в любых практических реформах вначале специалисты, ученые разрешали предстоящие проблемы, определяли и оценивали цели и возможности последствия планируемых перемен.

Процесс информатизации образования существенно зависит от уровня компетентности учителя в области использования информационных и коммуникационных технологий, поскольку реальная информатизация осуществляется только тогда, когда каждая дисциплина будет преподаваться специалистом, владеющим средствами информационных и коммуникационных технологий в соответствующей предметной области. В связи с этим проблема подготовки учителя-предметника к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности является актуальной.

Анализ состояния данной проблемы в России и более глубокое ее изучение в республике Дагестан показывает, что учителя-предметники испытывают значительные трудности в использовании средств информационных и коммуникационных технологий, поскольку их подготовка в данной области как в педагогическом университете, так и в институте повышения квалификации педагогических кадров, остается во многом фрагментной и не охватывает всех видов педагогической деятельности.

Учеными-экспериментаторами признано, что сейчас в число 12 ведущих дискуссионных тем, определяющих судьбы высшего образования в России, входит проблема перехода от традиционного опыта к виртуальному процессу освоения знаний и новых информационных и коммуникационных технологий, а также исследование с точки зрения самих студентов на значимость высшего образования в новом обществе. Ясно, что современное высшее образование невозможно реформировать без инновационных педагогических технологий, обновляя только лишь содержание образования.

Хотя важная задача компьютеризации всего отечественного образовательного процесса была поставлена еще в 80-х годах, но и сегодня компьютер не стал повсеместно освоенным учебно-познавательным средством, а проблема по-прежнему остро актуальна.

Успешность соответствующей подготовки в области информатики специалистов любого профиля зависит в первую очередь от содержания и организации обучения этой дисциплине в школе. В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Министерством общего и профессионального образования 10 июля 1998 года, в качестве одного из концептуальных вопросов информатизации сферы образования выступает необходимость «.обеспечить в безусловном порядке непрерывность и преемственность компьютерного образования на всех уровнях обучения (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское).».

На обеспечение преемственности школьного и вузовского курсов информатики направлено изучение информатики в классах гуманитарного профиля при дифференцированном обучении. Именно этот этап, промежуточный для тех учащихся, кто намерен продолжить свое гуманитарное образование в вузе, позволяет провести согласование между базовым курсом информатики, изучаемым в среднем звене школы и курсом дисциплин из области информатики, изучаемых на гуманитарных факультетах вузов. Разработке и совершенствованию методической системы обучения информатике для различных профилей посвящены труды И. Н. Антипова, В. К. Белошапка, С. А. Бешенкова, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, Т. Б. Захаровой, Б. М. Иглиева, В. А. Каймина, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, А. Г. Кушниренко,.

М.П.Лапчика, В. Г. Лебедева, А. С. Лесневского, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, В. Ф. Шолоховича и других исследователей.

Однако решение проблемы преемственности обучения информатике необходимо ориентировать и на обычную общеобразовательную школу. В противном случае идея профильной дифференциации может привести к свертыванию полноценного базового образования в области информатики и информационных технологий, сужению географии и локализации его в крупных административных, культурных и научных центрах, что влечет за собой снижение информационной культуры населения страны в целом.

Внедрение новых и совершенствование уже известных педагогических подходов и дидактических систем создают спектр проблем как методологического, так и содержательно-процессуального характера. Поэтому возникает необходимость в их опытно-экспериментальной апробации и массовом внедрении.

На основе исследования мы пришли к выводу о том, что большинство учителей информатики национальных школ: а) не владеют глубокими знаниями школьного курса информатики и методикой ее преподаванияб) слабо владеют системой основных понятий информатики, в частности, школьной информатикив) имеют слабое представление об основных идеях и методах современной информатики, ее структуре.

Нет еще четкого представления о теоретической модели, характеризующей уровень информационной культуры (компьютерной грамотности) учащихся, с учетом которой можно было бы разрабатывать единую систему обучения и формировать модели их подготовки в сфере информатики и информационных технологий.

Эта проблема становится еще актуальной в связи с созданием новых типов учебных заведений.

В число немногочисленных вузов Дагестана, в которых практически осуществлена компьютеризация образования, входит и педагогический университет.

В основе образовательной технологии, применяемой в нем, лежит сочетание активных форм обучения (деловых игр, дидактического тренинга), самостоятельного освоения студентами материала (путем разработки логических схем баз знаний) и использования обучающих компьютерных программ.

Появление компьютерных сетей заставляет образование критически рассмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. По этой причине разработка информационно-образовательных систем, педагогической информатики, которая является новым научно-методическим направлением, разрабатывающим теоретические вопросы, методы и технологии информационного обеспечения и автоматизации педагогической деятельности в целях совершенствования педагогического процесса, является актуальной проблемой.

Для создания условий обеспечения адаптации вузов к постоянно меняющимся ситуациям возрастает потребность в методиках, процедурах и средствах совершенствования, формирования, развития и корректировки организационной структуры и системы управления как вузом в целом, так и содержанием подготовки по отдельным специальностям.

Проблема исследования заключается в существующих неравных условиях обучения в сельских и городских школах, быстром устаревании учебно-методических и программных средств обучения и содержания курсов информатики и информационных технологий в силу их упреждающего динамичного развития, противоречии между системой подготовки по информатике и информационным технологиям выпускника среднего общеобразовательного учебного заведения и неразработанностью научно-педагогических подходов, обеспечивающих преемственность обучения информатике на этапе школа педвуз для обеспечения целостности и фундаментальности образования в области информатики и информационных технологий специалиста гуманитарного профиля.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в педагогическом образовании по курсам информатики и информационных технологий в условиях информатизации и глобальной коммуникации.

Предмет исследования составляют теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании.

Цель исследования состоит в совершенствовании учебного процесса по общешкольным и педвузовским курсам информатики и информационных технологийсистемы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров в условиях открытого образования путем разработки теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий.

Проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

— выполнить сравнительный анализ эффективности использования как информационных и коммуникационных технологий, так и традиционного обучения в педагогическом образовании;

— обосновать авторскую концепцию решаемой проблемы;

— сконструировать теоретическую модель комплексного применения дидактических и методических возможностей этих технологий;

— разработать пакет учебно-методических рекомендаций по организации обучения в педагогическом образовании с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) продуктивную систему блока взаимосвязанных учебных дисциплин этого профиля;

— осуществить пролонгированный педагогический мониторинг достигнутых результатов.

Рабочая гипотеза исследования заключалась в том, что развитие теории и практики использования педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации в педагогическом образовании позволит добиться позитивного, если:

— создать работоспособную модель организации учебного процесса в педагогическом образовании для обеспечения акмеологической продуктивности;

— усовершенствовать принципы, организационные и методические формы учебного процесса по курсам информатики и информационных технологий в непрерывном педагогическом образовании;

— интегрировать курсы информатики и информационных технологий в комплекс дисциплин педагогической подготовки на основе многоуровневой и модульной открытой образовательной среды.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области образования, методологии психолого-педагогической науки, теории и методики информатизации образования. К ним можно отнести: исследования по психологии мышления (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — деятельностный подход и теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), психологические аспекты обучения студентов в вузе (В.А. Якунин,), теорию непрерывного образования (С.А. Архангельский, Ю. К. Бабанский, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин, Н. А. Шайденко и др.) — теорию личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Горшкова, В. И. Гинецинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. Н. Шиянов, И.Б. Котова) — диалоговую концепцию культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер) — теорию педагогических систем и педагогических технологий (В.П. Бес-палько, Б. Ф. Кваша, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.) — идеи проблемного (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), контекстного (А.А. Вербицкий), профессионального (С.А. Архангельский, Ю.С. Бранов-ский, В. И. Горовая, A.JI. Денисова и др.) обученияработы по информатике, философии и методологии информатизации образования, методике обучения информатике (С. А. Абрамов, И. Н. Антипов, Ю. К. Бабанский, В. К. Белошапка, О. М. Белоцерковский, С. А. Беспалько, В. П. Бешенков, Ю. С. Брановский, Е. В. Бондаревская, Т. А. Бороненко, В. А. Бубнов, Я. А. Ваграменко, Е. Г. Велихов, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, В. В. Давыдов, А. А. Дородницын, А. П. Ершов, С. А. Жданов, В. Г. Житомирский, Б. И. Зобов, В. А. Каймин, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, А. И. Кукуев, М. П. Лапчик, Н. В. Макарова, А. Т. Мороз, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц,.

A.В.Могилев, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, Е. С. Полат, И. В. Роберт, И. А. Румянцев, А. А. Самарский, Н. Ф. Талызина, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович,.

B.В.Щенников, Е. К. Хеннер и др.).

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ первоисточников, дидактических материалов, программных продуктов, проектов национальных и региональных вопросов информатизации образования, прогностика развития образования и т. д.;

— анализ преподавания курсов информатики и информационных технологий в педагогическом образовании;

— анализ государственных образовательных стандартов профессионального образования, школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособий по информатике и смежным дисциплинам;

— организация экспериментальной работы по использованию информационных и коммуникационных технологий в педагогическом университете, институте повышения квалификации и общеобразовательных школах;

— анализ результатов использования учениками, студентами и учителями созданных автором учебно-методических пособий по информационным и коммуникационным технологиям;

— длительное педагогическое наблюдение, сравнительный анализ результатов основной и дополнительной учебной деятельности, анкетирование, тестирование, беседы с учителями, студентами и школьниками для оценки результативности проводимого педагогического эксперимента;

— результаты адаптации педагогических кадров к инноватике;

— методологические принципы развития открытого образования;

— математические методы моделирования и статистической обработки результатов исследований с помощью ЭВМ разных серий;

— методы системного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые разработана теория и практика комплексного использования информационных, коммуникационных и традиционных технологий в педагогическом образовании, в том числе.

— построена концептуальная модель использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании;

— обоснованы принципы использования информационных и коммуникационных технологий в непрерывном педагогическом образовании;

— разработана система использования педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации;

— выделены акмеологические возможности компьютерно-ориентированных технологий в обучении студентов-гуманитариев педвуза и переобучении учителей-предметников общеобразовательных школ в условиях открытой образовательной среды;

— определены перспективы дальнейших исследований теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены и продолжают расширять географию применений в региональные системы образования:

1. Построенная модель в рамках инфраструктуры педагогического университета дает возможность эффективно использовать ее в системе «школа-педвузповышение квалификации кадров».

2. Создан региональный сервер дистанционного обучения, на котором размещен телекоммуникационный комплекс электронных учебников по курсам информатики и информационных технологий.

3. Педагогические технологии на базе средств информатизации и коммуникации внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ Республики Дагестан, Дербентского педагогического колледжа, Дагестанского государственного педагогического университета, Института повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанского учебного центра, что подтверждено соответствующими документами.

Достоверность результатов исследования обеспечивается полной корреляцией теоретических и экспериментальных результатов, полученных в данном диссертационном исследовании, продуктивной и широкомасштабной апробацией разработанных материалов в реальном учебном процессе.

Апробация. Теоретические положения и результаты исследований внедрены в учебный процесс Дагестанского государственного педагогического университета, в ряде сельских и городских школ Республики Дагестан, представлялись на совещаниях и конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования — 97» (Ставрополь, 1997) — Всероссийской конференции «Информатизация образования — 98» (Курск, 1998) — Международной электронной научнотехнической конференции «Перспективные технологии автоматизации» (Вологда, 1999) — Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (Москва, 1999) — Международной и научнометодической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1999) — Межвузовской научно-практической конференции «Философские, психолого-педагогические и социально-экономические проблемы современного высшего образования» (Кисловодск, 2000) — на региональной научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2000) — VIII Межвузовской научно-методической конференции «Творческий подход к реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (Рязань, 2001) — Межвузовской научно-методической конференции «Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста» (Липецк, 2001) — региональных научных совещаниях по проблемам образования (1990 — 2001 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем создания учебно-методических пособий, публикаций монографий, пособий, статей в журналах и тематических сборниках, проведения курсов и спецкурсов в ДГПУ, в школах Республики Дагестан, на курсах повышения квалификации учителей, на курсах «Пользователи ПЭВМ» в Дагестанском учебном центре.

На защиту выносятся следующие положения.

1 .Теоретическое обоснование фундаментальных основ развития педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации в образовании в виде модели интегрированной учебно-методической среды системы «школа — педвуз — повышение квалификации кадров».

2. Содержание электронных учебников по курсам информатики и информационным технологиям позволяет инициировать учебновоспитательный процесс в соответствующих звеньях системы образования.

3. Комплекс взаимосвязанных учебных дисциплин по информационным и коммуникационным технологиям позволяет включить системный подход, приводящий к акмеологическим результатам, обусловленное тем, что качество обучения информатике и информационным технологиям в системе «школапедвуз — повышение квалификации кадров» значительно повышается, если использование этих технологий основано на современных педагогических моделях взаимодействия обучаемого и обучающихся, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения в русле личностно ориентированного образования.

4. Развитие прежних и новых педагогических технологий невозможно отделить от информационных и коммуникационных компонентов, которые позволяют изменить парадигму и качество образования, уровень профессионализма выпускников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 310 стр. Работа содержит 6 таблиц, 9 рисунков.

Список литературы

включает 320 источников.

Выводы к главе 5.

1. Исходя из теоретической модели Эйлера — Хейса и экспериментальных данных оптимизированы все элементы системы «школа — педвуз — повышение квалификации».

2. Выделены показатели компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся общеобразовательной школы, в качестве инструмента проверки и оценки эффективности содержания курса информатики и информационных технологий использован мониторинг.

3. Разработан мониторинг качества обучения студентов-гуманитариев в области информатики и информационных технологий.

4. Разработана информационная система, отражающая вопросы качественного повышения квалификации учителей-предметников в области информатики и информационных технологий.

5. Построена функция в виде фундаментального закона оптимизации разработанной системы в условиях открытой информационной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании автор предложил теорию и практику использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании. Разработаны теоретико-методологические основы использования данных технологий в системе «школа — педвуз — повышение квалификации кадров». Выделены методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса в педагогическом образовании. Указаны основные дидактические требования, приоритет которых обоснован применением новых информационных технологий на основе срезов автора по данным литературных источников 1995 -2001 гг. Отмечается, что методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса следует рассматривать в целом в контексте перехода к информационному обществу, в, частности, при создании как единой, так и поливариативной образовательной среды.

Большое внимание в исследовании отводится новым педагогическим и информационным технологиям в непрерывном образовании, которые играют главную роль в Концепции и стратегии реализации региональной программы информатизации. Рассмотрены основные возможности информационных технологий в процессе обучения предметам в средней школе, которые сгруппированы на основе срезов проведенных автором в течение 1995;2001 гг.

Информатизация общества выдвигает новые задачи в области подготовки учителей-предметников, от которых требуются обширные знания по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании.

В Дагестанском государственном педагогическом университете непрерывная информационная подготовка, формирование информационной культуры студентов-гуманитариев осуществляется на основе преподавания курсов «информатика и математика, технические и аудиовизуальные средства обучения и компьютерные технологии в науке и образовании».

Нами разработана система взаимосвязанных учебных дисциплин и курсов по выбору.

По данным курсам автором разработаны программы и методические пособия, которые апробируются в учебном процессе педвуза.

Проведены опытно-экспериментальные работы для проверки функционирования разработанных моделей использования информационных и коммуникационных технологий в кольцеобразной системе «школа — педвуз — повышение квалификации кадров» и их возможности повышения качества педагогического образования.

Результаты проведенной экспериментальной работы позволили разработать систему формирования готовности будущего учителя к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

В результате решения поставленных задач получены следующие результаты.

1. Разработана теоретическая модель использования педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации в образовательном пространстве.

2. Построена модель использования педагогических возможностей информационных и коммуникационных технологий в непрерывном образовании.

3. Создана и обоснована теоретическая модель, характеризующая уровень информационной культуры учителя-предметника в новом информационном пространстве.

4. Разработана образовательная программа информационно-технологической переподготовки учителей-предметников.

5. Проведены экспериментальные исследования по определению эффективности разработанной модели в системе «школа — педвуз — повышение квалификации кадров» к использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении и профессиональной деятельности.

6. Спроектированы теоретические основы использования информацион ных и коммуникационных технологий для создания педагогического монито ринга в системе непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. — С. 165 — 170.
  2. А.П. Математика и информатика в системе подготовки филологов и лингвистов в вузе //Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция выставка. М., 1999.
  3. Ю.А. Информационная культура // Педагогическая информатика. 1998.-N3.-С. 10−12.
  4. Анализ современного состояния средств информатики для системы образования. М.: РОСЦИО, 1992.
  5. А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.:ВУ, 1997. 183 с.
  6. Т.Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки будущего учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 1995. — 18 с.
  7. М.А., Асхабова А. Н. Республика Дагестан как депрессивный регион РФ: информационный аспект // Вторая межгосударственная НПК: Тезисы докладов «Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании». Махачкала, 1998. — С.52−55.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  9. A.M. К вопросу о формировании информационной культуры // Педагогическая информатика. 1998. — N4. — С. 27−32
  10. Г. А. Деятельностный подход в обучении.- Донецк: «ЕАИ -пресс», 2001.
  11. Г. А., Кандрашин Г. В. Фреймовая организация компьютерной обучающей программы, реализующей деятельностный подход //Искусственный интеллект.- 1996. № 1. С.44−53.
  12. Г. А., Кандрашин Г. В., Локтюшин В. В. Реализация деятельностного подхода в компьютерном обучающем комплексе //Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». Донецк: Изд-во ДонГУ, 1997. С.44−56.
  13. В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. .д-ра пед. наук. Майкоп, 1997. — 355 с.
  14. А.Я. и др. Анализ исследования разработок в области информатизации образования. М.: ИНИНФО, 1994. С. 32−35
  15. Н.Б., Буняев М. М., Матросов В. Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. М., 1989. 135 с.
  16. .В. Формирование методической культуры учителя. // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14 — 18.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
  18. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989.-157 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.- 256 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-243 с.
  21. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. — 163 с.
  22. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  23. СЛ. Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы: Пособие для учащихся. Омск: ОМГПУ, 1999. -85с.
  24. И.М., Огородников Е. В. О концепции программно -методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.-М., 1989. -143 с.
  25. В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия //Сов.педагогика. 1991. № 9. С. 123−128.
  26. Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1. — СПб.: Образование, 1993.
  27. В.А., Карпушкин Н. А. О преподавании курса «Математика и информатика» на гуманитарных факультетах педуниверситетов // Педагогическая информатика. 1998. № 2.
  28. М.В., Якивчук Е. Е. Инструментальные системы для разработки обучающих программ // Компьютерные технологии в высшем образовании: Программа «Университеты России». М.: Изд-во МГУ, 1994. -С.153−162.
  29. Историческая информатика // Под ред. Л. И. Бородкина и И. М, Гарсковой. М., 1996.
  30. В.А., Исаев Е. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66 — 72.
  31. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов — на — Дону: РГПУ, 1995. — 172 с.
  32. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов — на — Дону, РГПУ, 1997. — 28 с.
  33. Г. А., Извозчиков В. А., Петроунько А. В. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании // Подготовка специалиста в области образования. Р.: РГПУ. -1994.-С. 32−40
  34. Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 21 с.
  35. Ю.С., Аникеев А. А., Аникеев И. А. Информационные технологии при изучении истории в педагогическом вузе // Научно-практическая конференция «Информатизация образования — 95″. Тезисы докладов. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 42−44.
  36. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 205 с.
  37. Ю.С. Информатика абитуриенту: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1994. 205 с.
  38. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов// Педагогическая информатика, 1993. № 1. С.49−53.
  39. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. Ставрополь, 1993. — 13 с.
  40. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педагогическом вузе// „Непрерывное педагогическое образование“. Вып. 6. Р 24 РГПУ- УМО ОППО- СГПУ. -Ставрополь: СГПУ, 1994. С. 49−60.
  41. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990.- 144 с.
  42. Ю.С. Информационные технологии в обучении и управлении образованием. Региональная программа информатизации образования в Ставропольском крае. Ставрополь: СГПИ, 1994. — 36 с.
  43. Ю.С. Реализация межпредметных связей школьных курсов математики и информатики // „Математические методы решения прикладных задач в практике преподавания“. Межвузовский сборник научных трудов.-Пермь: ПГПИ, 1990. С.63−69.
  44. Ю.С., Намчук В. П. Методические материалы по математике и информатике. Ставрополь: СГПИ, 1992.-112с.
  45. Ю.С. Методические материалы по информатике для школы будущего учителя. Ставрополь: СГПИ, 1991.-26с.
  46. Ю.С. Методические указания по оценке эффективности ППС. Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа.// Тем. сб. Методические рекомендации. Выпуск 1, НИИ педагогики УССР, Измаильский пед. ин-т., -Измаил, 1991. С. 27−29.
  47. Ю. С. Прокудин Д.Е. Использование интегрированных пакетов прикладных программ и инструментальных средств на лабораторных работах по математике в школе // Педагогическая информатика 1993, № 2. С.25−31.
  48. Ю.С. Информационные технологии в образовании // Тезисы докладов краевой научно практической конференции „Обновление содержания общего среднего образования“. Ставрополь, 1993. С.68−70.
  49. Ю.С. Гуманитарные и социальные аспекты информатики. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. — Ставрополь: СГПУ, 1995. Выпуск 1. С. 153 156.
  50. Ю.С. Информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе //"Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе». Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. М., 1995. С. 22 — 26.
  51. Ю.С. Электронный репетитор по математике: Учебное пособие Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 112 е.
  52. Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования» // Педагогическая информатика. 1995. N2. С. 18 29.
  53. Ю.С. Новое научно-методическое направление педагогическая информатика // «Информатизация образования 95». Тезисы докладов научно практической конференции — Ставрополь, 1995. С. 23 — 28.
  54. Ю.С. Модель обучения математике на основе использования информационных технологий // Вестник Ставропольскогогосударственного педагогического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СГПУ, 1995. С.153- 156.
  55. Ю.С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Автореферат дис.канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.
  56. Ю.С., Войтюк З. М. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов педвузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. 193 с.
  57. Ю.С., Молчанов А. С. Педагогические информационные инновации. (Введение в педагогическую информатику): Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 87 с.
  58. М. Информатика. Основополагающее введение: В 4 ч. / Пер. с нем.-М.: Диалог.-МИФИ, 1996. 248 с.
  59. В., Бленко О. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. 1996. -N3. — С. 70−75.
  60. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика,.2000-№ 2.-С.З-10.
  61. Я.А., Мороз В. К. Концепция информатизации образования России. РОСЦИИО, 1996.-24 с.
  62. Я.А., Мороз В. К., Колыхалов П. И., Григорьев С. Г., Рыжов В. А., Марченко Е. К., Галкина А. И. и др. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. ИНИНФО. М., 1994. 39с.
  63. Я.А., Галкина А. И., Мороз В. К., Роберт И. В. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения М.: ИНИНФО, 1994. — 5 с.
  64. Т.Г. Элементы компьютерной грамотности в 7−9 классах общеобразовательной школы, — Махачкала: ДГПИ, 1992.- 65 с.
  65. Т.Г. Из опыта работы кружка по обучению информатике учащихся 7−9 классов. Махачкала: ДГПИ, 1993. -32 с.
  66. Т.Г. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 1 (в помощь учителю) Махачкала: ДГПИ, 1991. 25 с.
  67. Т.Г. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 2 (в помощь учителю) Махачкала: ДГПИ, 1991. 18 с.
  68. Т.Г. Основы информатики и вычислительной техники. Махачкала: ДГПИ, 1994. 150 с.
  69. Т.Г. Методика преподавания информатики. Махачкала: ДГПИ, 1995. 244 с.
  70. Т.Г., Зайнулабидов М. М. Методическая подготовка педагогических кадров по информатике и вычислительной технике в многоуровневой системе. Махачкала: ДГПИ, 1996. 77 с.
  71. Т.Г., Кондратов О. В., Исмаилов С. А. Работа на персональном компьютере. Махачкала: ДГПУ, 1997.-53 с.
  72. Т.Г., Исмаилов С. А., Гарунов Ш. Г. Компьютерные технологии в обучении. Махачкала: Дагестанский учебный центр, 1998. 65 с.
  73. Т.Г. Лекции по методике преподавания информатики. Махачкала: ДГПУ, 1998. 100 с.
  74. Т.Г. Информатика в средней школе и проблемы ее преподавания. Махачкала: ДГПУ, 1999. 54 с.
  75. Т.Г., Раджабалиев Г. П. Основы компьютерных технологий. Махачкала: ДГПУ, 2000. 63 с.
  76. Т.Г., Гапарова Л. В. Руководство к лабораторным работам по курсу «Технология и методика преподавания информатики». Махачкала: ДГПУ, 2000. 40 с.
  77. Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии. Махачкала: ДГПУ, 2000. 64 с.
  78. Т.Г., Абдулгалимов P.M. Информационные технологии в преподавании информатики. Махачкала: ДГПУ, 2001. 130 с.
  79. Т.Г., Абдулгалимов P.M. Технология и методика преподавания информатики. Махачкала: ДГПУ, 2001. 150 с.
  80. Т.Г. Педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования. Махачкала: Монография. 2000.-228с.
  81. В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса // Философские вопросы технического знания. М., 1984. С. 186−211.
  82. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., Высшая школа, 1991.-208 с.
  83. О. Дистанционное образование: новые технологии // Семья и школа.-1999. №½. С. 18−19.
  84. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. -336 с.
  85. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.
  86. В.В., Федосеев А. А., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 26−28.
  87. Е. Мультимедиа / Пер. с англ. Мн: 000, 1997. — 504 с.
  88. И.Е., Кузнецов Ю. К. Оценка качества компьютерных программ и информационных технологий обучения //Педагогическая информатика. 1994. № 2. С.43−47.
  89. С.Л. Методика рефлексологического исследования // Проблемы современной психологии. Л., 1996.- С.54−57.
  90. Т.В. Автоматизированная обучающая система с точки зрения психолога // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985.- С.56−57.
  91. М.А., Гайдаев А. А., Везиров Т. Г. Операционные системы учебных компьютеров (в помощь пользователям КУВТОВУКНЦ и «Корвет»). Махачкала: ДГПУ, 1995. 53 с.
  92. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т.1.
  93. A.M. Дидактические условия применения компьютерных моделей в процессе проблемного обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1999.-16 с.
  94. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Екатеринбург: Просвещение, 1993. 143 с
  95. А.Г., Сенокосов А. И. Программа курса для школ (классов) с углубленным изучением информатики. Екатеринбург. Просвещение, 1996.-10 с.
  96. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.41−48.
  97. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  98. .С. Философия образования. 1998.-428 с.
  99. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы.-Воронеж, 1981.-208с.
  100. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России, 1994. № 1- С.57−59.
  101. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1995. — 383 с.
  102. И.Б. Проблемы применении мультимедиа-технологий в образовании // Информатизация образования 95: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 76 — 77.
  103. А.А., Крамаров С. О., Черказов С. Е. Информационная культура учителя //Педагогическая информатика. 1999. — N1.
  104. С.В., Каменецкий С. Е. Перспективные направления использования компьютерной техники в учебном процессе вуза и школы // Наука и школа. 1997. № 2. — С. 35 — 36.
  105. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -355 с.
  106. В.В. О технологии обучения и предмете педагогической информатики // Информатика и образование. 1989. № 1.
  107. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.-240 с.
  108. В.А. Диалоговые обучающие программы и требования к ним // Информатика и образование. 1988. № 6. С. 14−17.
  109. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994.-32 с.
  110. В. и др. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. 1998. № 4. — С. 121 — 124.
  111. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  112. Л.И. Курс информатики как полигон для отработки методологии использования НИТ в обучении // Компьютерные учебные программы. М., 1999. С. 4−9.
  113. JI.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов пединститута и учителей. Екатеринбург: УГПИ, 1993. — 120 с.
  114. В.П., Абраменкова И.В. Math CADI в математике, физике и в Internet. М.: «Нолидж», 1998.-187 с.
  115. А.П. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие: В 2-х частях. М., 1985.-68 с.
  116. А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С.3−12.
  117. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. № 1. С. 20 21.
  118. А.П. Научные основы школьного курса информатики и вычислительной техники (тезисы докладов на семинаре АН СССР и АПН СССР «Компьютер и образование»). М.: НИИ СиМОАПН СССР, 1986. — 20 с.
  119. А.П., Звенигородский Г. А., Пер вин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Препринт № 152. -Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. 52 с.
  120. О.В., Моисеев М. В., Шафрик Ю. А. Практикум по компьютерной технологии . Упражнения, примеры и задачи. М., 1997. — С. 41 130.
  121. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф.дис. .д-ра.пед наук-М., 1989.-38 с.
  122. А.Ж. Дистантная система образования : концепция и опыт ее реализации в вузах и школах .-Новосибирск: Издательство НГПУ, 1995.-20с
  123. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.-18 с.
  124. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сборник статей. -М., 1995. С. 5−11.
  125. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане филологического факультета педвуза: Методические рекомендации / Редактор-составитель Лапчик М. П. Омск: ОГПИ, 1992. — 38 с.
  126. И., Ижванова Ю., Кулагин В. Система центров новых информационных технологий: Состояние и перспективы // Международное сотрудничество. 1997. № 4. — С.57−58.
  127. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане химического и естественно-географического факультетов педвуза Методические рекомендации / Редактор-составитель Лапчик М. П. — Омск: ОГПИ, 1992.-45 с.
  128. Информатика. Базовый курс. (Учебник для вузов) / Под ред. Симоновича С. В. Санкт-Петербург- Москва- Харьков- Минск, 2000. 638 с.
  129. Информатика. (Учебник для вузов) /Под ред. Макаровой Н. В. 3-е изд. Москва.: «Финансы и статистика», 1999. — 765 с.
  130. Информатизация России: Программа. Москва, 1991.
  131. Т.А., Магомедов К. А. Ильясов Э.Э. Информатизация в Дагестане: Проблемы и перспективы // Материалы четвертой научной сессии (сборник статей). Махачкала: Международная академия информатизации. Дагестанское отделение, 1998. — С. 8−12.
  132. Ш. И. Предпосылки и тенденции развития регионального компонента педагогического образования. Интеграция федерального ирегионального компонентов педагогического образования.-Махачкала: ИПЦЦГУ, 1997.-С 4−5.
  133. В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1989.-238 с.
  134. В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992.-208 с.
  135. Концепция информатизации образования // Информатика и образование 1988. № 6. С. 3−29.
  136. Концепция информатизации образования // Информатика и образование .1990. № 1.-С.З-12.
  137. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., 1998. 322 с.
  138. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996. № 12.
  139. Концепция научной подпрограммы «Информационные технологии в образовании» //Сборник нормативных документов. М., 2001.-С.50−79.
  140. К.К. Информатика в системе опережающего образования / РАН. Институт проблем информатики. М., 1996. 24 с.
  141. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М. 1989.-178 с.
  142. М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1994.-365с
  143. Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 176 с.
  144. .И. Универсальный пакет для персонального компьютера: Framework. Версии II и III. М.: Финансы и статистика, 1992. -240 с.
  145. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогическом исследовании // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 103−116.
  146. Р., Влейминк И. Интерфейс «человек компьютерам.: Мир, 1990.-501 с.
  147. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике //Информатика и образование. -1999.№ 1. С.5−12.
  148. А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития //Информатика и образование. 1999.№ 1.
  149. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1990. — 38 с.
  150. А.И. Педагогический мониторинг личностно — ориентированного образовательного процесса // Автореф. дис.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001.-23 с.
  151. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1990.-246 с.
  152. А.Г. Базовая подготовка по информатике: Проект программы. М., 1989.-18 с.
  153. В. Дистанционное образование образование XXI в. // Almamater. 1999. № 5. С. 4−8.
  154. Т. А. Содержание подготовки студентов педвуза к применению современных информационных технологий в будущей профессии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-18 с.
  155. В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика. 1994. № 2. С. 7−16.
  156. В.Н. Вопросы организации ДО в педагогическом вузе // Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 169−178.
  157. М.П. Методика преподавания информатики и вычислительной техники: Учебное пособие. Омск. 1987.-246 с.
  158. М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов // Информатика и образование. 1996. № 2.-С.14−18.
  159. Е.А. Преподавание информатики на биохимических факультетах педагогических вузов // Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. М., 1999. С.27−30.
  160. В.А. Технологии обучения: формирование и развитие: Учебное пособие М.: Изд-во МАИ, 1995 — 44 с.
  161. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М., 1990.-264 с.
  162. М.А. Формирование у студентов педвуза профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 17 с.
  163. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981 -400 с.
  164. А.А. Психология общения. М., 1997.- 238 с.
  165. О.В. Научно-педагогические основы мультимедийного трансферта информации в профессиональном образовании студентов гуманитарных специальностей университета. Автореф.дис.канд. пед. наук. -Ставрополь, 1999. 17 с.
  166. О.Н. Курс НИТО в профильной подготовке по информатике в педвузе // Информационные технологии в образовании: Научно-методический сборник тезисов докладов (VI Международная конференция-выставкаСекция 1.
  167. Содержание и стандарты высшего и среднего образования по информатике). -М., 1997.-С. 46−47.
  168. А.И., Бит Г.С., Диденко Д. А. Система контроля знаний учащихся // Информационные технологии в образовании и искусстве: Научно-методический сборник тезисов докладов (7 Международная конференция-выставка. М., 1998. — С. 47−48.
  169. В.В., Брановский Ю. С. Объективный контроль знаний и его реализация в программе TEST // Педагогическая информатика. 1994. № 3. -С. 39−47.
  170. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. Саратов: СГУ, 1989. — 184 с.
  171. Информатика: Учебник /Под ред. проф. Макаровой П. В. М.: Финансы и статистика, 1997. 388 с.
  172. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  173. Е.К., Мисюра Я. С., Светлова И. П. Электронная учебно-методическая библиотека „Педагогические информационные технологии“. М., 1993.-49 с.
  174. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы // Информатика и образование. 1986. № 1. С. 125−126.
  175. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988 192 с.
  176. Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе Киев: Высшая школа, 1989. — 184 с.
  177. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1997. — 240 с. щ 184. Монахов В. М., Кузнецов А. А., Швацбург С. И. Обеспечитькомпьютерную грамотность школьников // Советская педагогика. 1984. № 3. -С. 117−121.
  178. А.В. Информационные технологии средство информационного обеспечения развития региональной системы образования // Информационные технологии в образовании: Научно-методический сборник тезисов докладов. М., 1997.-С.6.
  179. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореферат дис.канд. пед. наук.-М.: МПГУ, 1992.-21 с.
  180. В.М., Кузнецов А. А. О методической концепции всеобщей компьютерной грамотности. М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1984.-30 с.
  181. В.М. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. -М.: Просвещение, 1986.-134 с.
  182. В.М., Гуревич В. Ю. Об одном методе системного анализа внутрипредметных связей // Математика в школе. 1980. № 2. С. 54−57.
  183. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990, № 2.щ 191. Мошлев А. В., Титоренко С. А. Дидактические принципы вкомпьютерном обучении // Педагогическая информатика. 1993. № 2. С. 10−16.
  184. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 1997. № 3 -С.20−27.
  185. З.М. Целостность педагогического процесса: Методическое пособие. М.: Ассоц. народной педагогики, 1994. — 112 с.
  186. Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полат. М., 2000.- 270 с.
  187. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. 189 с.
  188. Обязательный минимум содержания образования по информатике //Информатика и образование. 1999. № 7.- С.5−12.
  189. В.В. Учебный процесс и ЭВМ. Дидактические проблемы управления. Львов, 1988 .- 174 с.
  190. Обязательный минимум содержания образовательных программ основной образовательной школы // Вестник образования. 1997. № 11.-С. 3070.
  191. О.П. Системы интенсивного обучения в вузе: Монография.-Липецк: ЛПИ, 1992.-138 с.
  192. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  193. Н.П. Логико-дидактическое обоснование отбора и организации учебного материала вузовских дисциплин: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1984. — 16с.
  194. М.М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика. -М., 1996.
  195. Я.В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики. М., 1982.- 267 с.
  196. И.В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов //Мир ПК. 1993,. № 7. С. 55−56.
  197. И.В. Учебный курс „Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании“ // Информатика и образование. 1997, № 8.- С. 15−21.
  198. И.В. Современные информационные технологии в образовании. М., „Школа-пресс“. 1994.- 243 с.
  199. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: „Школа Пресс“. 1994. — 205 с.
  200. И.В. Средства новых информационных технологий школе. // Информатика и образование. 1989. № 2. С. 62−64.
  201. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН, 1990.
  202. И.В. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование. 1986. № 2. С.27−34.
  203. В.В., Марголис А. Д., Пажитнов А. Н. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование. 1987. № 3.
  204. И.А. Многоуровневое образование по информатике -новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика. 1993 — № 1.
  205. В.А. Классификация образовательных программ и систем. -М.: ИНИНФО, 1994. 28 с.
  206. В.А. Мультимедиа, виртуальная реальность, сознание и обучение // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 63−69.
  207. Л.М., Павлович О. М. Применение ЭВМ при контроле усвоения знаний // Информатика и образование. 1987. № 5.- С.23−28.
  208. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Красноярск: КГПУ, 1999. 280 с.
  209. Е.И. Фасилитация учебного взаимодействия с помощью ЭВМ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар. 1995. 18 с.
  210. Е.Н. Педагогическая информатика // Высшее образование в России. 1994. № 1.С. 77−81.
  211. Педагогические основы моделирования образовательных систем нового вида. СПб: Образование, 1995. — 171с.
  212. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред.С. А. Смирнова. М., 1999.- 544 с.
  213. Педагогические технологии: Программа-рекомендация по курсу: Общеобразовательные программы общепедагогической подготовки бакалавра / Сост. Махненко С. Г. и др.- ред. Бондаревская Е. В. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993.-8 с.
  214. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  215. Ю.А. Опыт проектирования сквозного курса „Информационная культура“ // Педагогическая информатика. № 2. 1994.- С. 5455.
  216. Перспективы: Вопросы образования. Париж. 1992. № 3. -С.76.
  217. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. — 543 с.
  218. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  219. Педагогические основы моделирования образовательных систем нового вида СПб.: Образование, 1995. — 171с.
  220. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  221. А.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.-135 с.
  222. И.П. Педагогические программные средства. 4.1. Основные идеи: Методические рекомендации для разработчиков ППС / Под ред. проф. М. П. Лапчика. Омск: Республиканский центр НИТО, 1991. — 70 с.
  223. Постановление правительства РФ от 23 мая 1995 г. № 498 „О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в РФ“. -Москва, 1995.
  224. Примерная программа курса информатики. Требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы //Информатика и образование. 1999. № 8.
  225. Проблемы высшей школы России на рубеже XXI века. 4.2. М., 1994.-136 с.
  226. Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. С. Зубова и И. М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. — 215 с.
  227. Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень Госком вуза России. Специальный выпуск „Дистанционное образование“. 1995. — № 3.
  228. A.M. Средства обучения математике. М.: Просвещение, -1980.- 245 с.
  229. В.А. Об оценке эффективности педагогического процесса // Педагогическая информатика. 1994. № 2.- С. 23 27.
  230. О.А. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя в педвузе (на примере гуманитарных факультетов): Дис. канд. пед. наук. Курган, 1993. — 208с.
  231. С.П. Применение компьютерной технологии в процессе обучения: Практическое руководство. Краснодар, 1999.-82 с.
  232. .Л. Инструмент обучения компьютер // Информатика и образование. 1986. № 1. -С. 93 -95.
  233. Т.В. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. № 1.-С. 14−18.
  234. С. А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб., 1992. — 23 с.
  235. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция, технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  236. Н.А., Тагур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. — М.: Издательство исследовательского центра Гособразования СССР, 1991.-С.84.
  237. Г. К. Современные образовательные технологии //Школьные технологии. М.: Народное образование, 1998. № 2. 256 с.
  238. Н.В. Дидактическое назначение инструментальных программных средств // Педагогическая информатика. 1993. № 2. С. 31 37.
  239. А. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 100 — 106.
  240. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика. 1980.- 247 с.
  241. Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21 25.
  242. В.Е. Из опыта исследования телекоммуникаций для повышения педагогического мастерства учителей и организация дистанционных курсов повышения квалификации // Научно-методический сборник тезисов докладов. М., 1997.- С. 19−20.
  243. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в процессе подготовки учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1995. — 40 с.
  244. Становление новых методов образования под воздействием информационных технологий // Воронина Т. П. и др. Образование в эпоху НИТ. -М. 1995,4.5. С. 129−164.
  245. .Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Екатеринбург, 1999. 42 с.
  246. Стефан М. PowerPoint проще простого. Ростов-на-Дону: Изд. „Феникс“, 1997.-160 с. ^ 256. Структура межвузовской научно-технической программы
  247. Создание системы открытого образования» на 2001−2002 годы //Сборник нормативных документов. М., 2001. С.124−149.
  248. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопросы психологии. -М., 1986. № 6. С. 43 -47.
  249. Н.Ф. Управление познавательной деятельностью. — М., щ 1975.- 165 с.
  250. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. — 176 с.
  251. А. Иванников А. Информатизация Российского образования общества в целом // Международное сотрудничество. 1997. № 4. С. 1−4.
  252. А.Н. и др. Управление современным образованием / Подред. А. Н. Тихонова. М.: Вита — Пресс, 1998. — 256 с.
  253. М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. М., 1998.-248 с.
  254. С.В. Системы компьютерной видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. щ Ставрополь, 2001. 23с.
  255. А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе // Педагогическая информатика. 1993, № 1. С. 12−20.
  256. А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. М.: «Зеленый крест». 1995. 235 с.
  257. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого ф развития цивилизации. М.: Изд-во «Луч». 1993. 241 с.
  258. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М., 1990.- 148 с.
  259. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /А.Н.Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О.П.Молчанова- Под ред.А. Н. Тихонова. — М.: Вита-Пресс, 1998.-256 с.
  260. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании // Российская газета. 1996. 29 августа.
  261. JI.JI. Проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование // Системы и средства информатики. М.: Наука, 1995. Вып. 5. С. 160 — 163.
  262. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск: Наука, 1988.- 173 с.
  263. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов-на-Дону, 1994.- 26 с.
  264. Е.К., Сайдашев А. А. Компьютер на уроке математики: Учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского университета, 1992. — 132 с.
  265. С.А. Мультимедиа в образовании // Компьютер-пресс.-№ 8.-1996. С.14−20.
  266. С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1.- С. 13 19.
  267. М.С. Актуализация готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в системе переподготовки и повышении квалификации. Автореф. дис. канд пед. наук. М.: 1995. -21 с.
  268. Н., Коган в. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. — С. 17−22.
  269. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  270. В. Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. фирма «Логос», 1993. 181 с.
  271. Г., Шайдук А. Мультимедиа // Высшее образование в России. № 1997, № 4. — С.92−94.
  272. С.С. Открытая модель образования. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 48 с.
  273. Е.М. Дидактические условия формирования мышления у студентов педвуза с учетом специфики факультета: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 1995. — 21 с.
  274. К. Проект «Пилотные школы»: год спустя./ Информатика и образование. -М.: 1993, № 1. С.51−53.
  275. В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации (позиция Международной Академии Наук Высшей школы). —М., МАНВШ. 1997. — 32 с.
  276. А.Г. Принципы применения компьютерной техники при изучении гуманитарных дисциплин. М.: ИНИНФО, 1993. -19с.
  277. Экспертно обучающие системы / Сер. НИТ в образовании. — М.: НИИВО, вып.2.
  278. Экономическая информатика / Под ред. В. М. Жеребина. М., 1977.
  279. Этические проблемы компьютеризации. М., 1990. — 68 с.
  280. Эффективность компьютерного обучения / Сер. НИТ в образовании. М.: НИИВО, 1991, вып.6.
  281. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц при обучении математике: Кн для учителя. М.: Просвещение, 1986.-255с.
  282. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
  283. В.Е. Общие подходы к прогнозированию развития образования // Вуз и рынок. Кн.2. Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России. М., 1993, — с. 304−317.
  284. About the Projekt: Kids and Computer // Educational Computing. 1982. May issue.
  285. Amadco A. Distance education without high costs // Learning and leading with technology. 1995. Vol 22. № 8.
  286. All Action Software: ASK Style // Educational Computing. 1984. Vol.5. № 2, 25.
  287. Carroll I.B. A model of school learning // Teachers College Record. 1963. Vol.64.-P.723−733.
  288. Carol A. Twige. The Changing Definition of Learning //Educom Reviw.-July/August. 1994.
  289. Carol A. Twige. Navigating the Transition //Educom Review. -November/December, 1994.
  290. Cienkus R., Ornstein A. Distanee Learning: Teachning By Lecture Explanation // The High School Journal.-Chapel Hil, 1997. V.80, N4, — P.247−253.
  291. Distance education. / European Journal of Education: Research, Development and Policies, 1989, Vol.24, N1.
  292. Goodlad I What Schools Are For? Blooming ton, 1994-P.33
  293. Quentin Baxter M., Dewhurst D. A method fof evaluating the efficiency & Education — Pergamon Press, 1992. Vol.18. N1−3. — P.179−182.
  294. Informatigue at enseignement. Paris, 1984. 44.
  295. Papert, S. Mindstorm Children. Computers and Power ful Ideas N.Y.: Basic Books, 1980.
  296. Petric Brown A.M. Discourse and Dialogue: Concepts in Intelligent Tutoring Interactions // J1 of Artificial intelligence in Education. — AACE, 1990, Vol. 1(2). P.29.
Заполнить форму текущей работой