Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области: 1930-2002 гг
Диссертация
Источниковую базу исследования составляют архивные материалы Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ), Научного архива Российской академии образования (НА РАО), Государственного архива Мурманской области (ГА МО), архива Российского центра хранения и содержания документов новейшей истории, архивов Мурманского областного центра творчества и досуга, Мурманского областного центра развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1. 1. Характеристика основных понятий дополнительного образования
- 1. 2. Классификация видов и форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования
- Глава 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 53 КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ (1917−1969 ГГ
- 2. 1. Историко-культурологические, социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения внешкольного образования на Мурмане (1917−1935 гг.)
- 2. 2. Становление внешкольного музыкального образования на Кольском полуострове (1936−1969 гг.)
- Глава 3. РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ (1970−2002 гг.)
- 3. 1. Особенности развития дополнительного музыкального образования в Мурманской области (1970−1984 гг.)
- 3. 2. Анализ развития дополнительного музыкального образования на Мурмане в конце Советского периода (1985−1990 гг.)
- 3. 3. Характеристика дополнительного музыкального образования в учреждениях Кольского полуострова, реализующих программы многопрофильной направленности (1991−2002 гг.)
Список литературы
- Антология по истории педагогики России (первая половина XX века) / Сост. A.B. Овчинников и др. — М.: Педагогика, 2000. -384с.
- Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: МГИКД992.- 240с.
- Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. -M.-J1.: Музыка 1979. 144с.
- Асмолов, А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства / А. Г. Асмолов // Воспитание школьников. 1995.- № 5. — С.2 -5.
- Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. — № 9.
- Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности. / Т. А. Барышева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 140с.
- Безбородова, Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002, — 416с.
- Беляева, Л.С. Поморская музыкальная педагогика / Л. С. Беляева // Наука и образование: Вестник Мурманского отделения МАПСН. Мурманск, 2000, — № 1, — С.52−58.
- Беляева, Л.С., Селезнев A.A. Внешкольная музыкально-воспитательная работа в мурманской области в 60-е гг. XX столетия / Л. С. Беляева, А. Селезнев. // III Ушаковские чтения/ Науч. редакция A.B. Воронина. -Мурманск. МГПУ, 2006. -С.290−294.
- Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / В. А. Березина. -М., 1998.- 18с.
- Библер, B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
- Библер, B.C. Диалог культур и школа XX века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. -С.9−187.
- Блонский, П.П. Трудовая школа второй ступени / П. П. Блонский. // Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 263.
- Богуславский, М.В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: История и современность / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. -М., 1994. -T.I.- С.68−78
- Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. -2000. -№ 4. С.63−70.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995. -№ 4. С.29−36.
- Бонди, С.М. О музыкальных экскурсиях школьников // Революция -искусство дети: Материалы и документы (из истории эстетического воспитания в советской школе), 1924 1929. / С. М. Бонди. — М.: Просвещение, 1966.-С.241−262.
- Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. ~ М. :ИПРАН, 1997. -352с.
- Бруднов, А.К. Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования / А. К. Бруднов // Воспитание школьников. -1994. -№ 5. С.2−4.
- Буданова, Г., Попова Г. Дом, Дворец пионеров и создание комплекса внешкольных учреждений / Г. Буданова, Г. Попова // Воспитание школьников. -1987. -№ 5. -С.55−56.
- Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева // Вестник высшей школы. -1997. -№ 4. С.11−13.
- Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Образование детей в современной школе. -2002. -№ 4. С. 13−25.
- Булычева, О.Н. Народная музыкальная культура: Учебная и рабочая программа. / О. Н. Булычева. Мурманск, 2007. — С. 4−6.
- Вагинова, Л.С. Регион как историко-культурная целостность (на материалах художественной культуры Мурманской области): Монография: В 2 Ч. Мурманск: МГПУ, 2003. ~Ч. 1. — 70с.
- Вагинова, Л.С. Художественная культура Кольского Заполярья / Л. С. Вагинова. СПб.: 2004. — 297с.
- Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. -М., 1896
- Велигина, Р. Дом, отданный детям / Р. Велигина // Полярная правда. -1977. -1 июня.
- Величко, В. Я. Дом, в котором открываются сердца. / В. Я. Величко // Мурманский вестник. 1995. -27 октября
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск: АПН РСФСР, 1990. — 180с.
- Внеклассная работа // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964.-Т.1. -С. 340−341.3 3. Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 Т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. -Т.1. — С. 151−152.
- Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 256с.
- Водзинский, Д.И. Внеклассная воспитательная работа / Д. И. Водзинский. -М.: Просвещение, 1961.
- Вольская, В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования / В. В. Вольская. М.: Педагогика, 2003. — 64.с.
- Воспитание музыкой: Из опыта работы/ Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. — 205с.
- Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Документы и материалы. М.: Молодая гвардия, 1981. — 304с.
- Вульфов, Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной внешкольной работы: Содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. -М.: Просвещение, 1983. -208с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-576с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XI века / Б. С. Гершунский. -М., 1997.-697с.
- Гликман, И.З. Клуб старшеклассников как средство воспитания / И. З. Гликман // Педагогика. -1999. -№ 5. С. 39−44.
- Глух, Е.Г. Комсомол и развитие системы внешкольной работы с детьми (1945−1975) Учеб. пособие. / Е. Г. Глух. М.: Педагогика.
- Голдин, В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на русском Севере 1918−1920/В.И. Голдин. -М.: Изд-воМГУ, 1993. 198с.
- Головина, Б.Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925−1991 гг.: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / Б. Г. Головина. Мурманск, 2007. — 23с.
- Даринский, A.B. Досуг /Российская педагогическая энциклопедия / A.B. Даринский. Т. 1. — С.288−289.
- Денисова, H.A. Определение места дополнительного образования детей в системе общего образования / H.A. Денисова //Дополнительное образование. -2005. -№ 8. С.24−26.
- Декреты Совнаркома РСФСР. М., 1968. -Т.4.- С.194−196.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М: ВЛАДОС, 2003. — 256с.
- Дранишников, В.В. Р1стория родного края / В. В. Дранишников. -Мурманск: Север, 1993. 176с.
- Дранишников, В.В. Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников / В. В. Дранишников. Мурманск: МШИ, 2000. — 256с.
- Дранишников, В.В., Манухин, В.П., Дудакова, Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского края / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова. Мурманск: Пазори, 2001. — 624с.
- Евладова, Е. Ю, Логинова, Л.Г., Михайлова, H.H. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Ю. Евладова, Л. Г. Логинова, H.H. Михайлова. М. -Владос, 2002. — 352с.
- Евладова, Е.Ю. Николаева, Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Ю. Евладова, Л. А. Николваева // Педагогика. -1995. № 5. — С.39−44.
- Егоров, Г. И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время / Г. И. Егоров. Ростов -на — Дону: РГУ, 1978. — 187с.
- Егорова, A.B. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: Дис.канд. лед. наук / A.B. Егорова.-М., 2004.-185с.
- Журкина, А.Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей, А .Я. Журкина // Дополнительное образование. -2001. -№ 3. С. 12−20.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1. -М.: 1992.
- Зеленко, А.У. Практика внешкольного образования в России / А. У. Зеленко. -М., 1923.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студ. Вузов / А. Н. Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000.-302с.
- Зимина, А.Н., Рычкова, H.A. Музыкальное воспитание детей в России: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей I А. Н. Зимина, H.A. Рычкова. Мурманск: МГПИ, 2002. — 67 с.
- Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
- Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1984. ~ 206с.
- Кабалевский, Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 4−7 классы. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. — 173с.
- Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
- Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. 187 с.
- Кабкова, Е.П. Программа музыкального развития школьников (1−10 классы) — Интегрированная программа поли художественного развития на основе взаимодействия искусств /Е.П. Кабкова. М.: АПН НИИ ХВ, 1991. -66 с.
- Каган, М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. -М.: Академия, 1999. -214с.
- Каталог учреждений дополнительного образования детей Мурманской области (многопрофильных и технической направленности) Мурманск, 2004.-41 с.
- Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 160 с.
- Киселёв, A.A., Климов, Ю.Н. Мурман в дни революции и гражданской войны / A.A. Киселев, Ю. Н. Климов. Мурманск, Кн. изд-во, -1977. — 224с.
- Киселёв, A.A., Киселёва, Т.А. История Мурманской области (1917 1992 гг.). Учебное пособие / A.A. Киселев, Т. А. Киселева. — Мурманск: Мурманский областной научно-методический центр системы образования, 1994.-248 с.
- Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. -Оренбург, 1993.
- Кокарева, З.А. Целостный педагогический процесс в условиях интеграции основного и дополнительного образования / З. А. Кокарева // Дополнительное образование. 2002. — № 5. — С. 16−19.
- Колодка, И.В. Обзор социально-культурной жизни Кольского Заполярья во второй половине 30-х гг. XX в. / И. В. Колодка // Ушаковские чтения: материалы I научно-практической конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова. Мурманск: МГПУ, 2004. — С.260−263.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). Т.10 (1961−1965). — М.: Политиздат, 1986. — 494 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). Т.12 (1971−1975). — М.: Политиздат, 1986. — 573 с.
- Кашекова, И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания. / И. Э. Кашекова // Искусство в школе. 2001. — № 4. — С.7−11.
- Конжиев, Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. / Н. М. Конжиев. М.: Педагогика, 1986. -141 с.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года (к приказу Минобразования и науки РФ от 06.10.2004 г.) // Внешкольник. ~ 2004. № 12. — С. 4−7.
- Корнетов, Б.Г. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход. / Б. Г. Корнетов // Педагогика. 1995. — № 3. — С.23−29.
- Костин, А.К. Регионализация образования стратегическое направление образовательной политики / А. К. Костин // Педагогика. — 2005. — № 8. -С.26−32.
- Крупская, Н.К. О клубе. Что такое клуб // Педагогические сочинения: в 10 т. -М.: АПН РСФСР, 1961. -Т.8. С. 17−18., 128−131.
- Крупская, Н.К. О задачах художественного воспитания. / Н. К. Крупская // Пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1959. — Т.З. — С. 313−317.
- Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для классных руководителей / В. О. Кутьев. М.: Просвещение, -1983. — 223с.
- Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д. Г. Левитес. М.: Воронеж, МОДЭК, 2001. — 256 с.
- Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. М.: Воронеж, МОДЭК, 2003. — 320 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. — № 4. — С.10−15.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Логинова, Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) / Л. Г. Логинова // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998. -С. 48−58.
- Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1990.-287 с.
- Лубинец, Е. Дворец зовёт ребят / Е. Лубинец // Полярная правда. 1978. -23 декабря.
- Луначарский, A.B. О воспитании и образовании. Сборник. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
- Макаренко, A.C. Вроде методического плана клубной работы // Макаренко A.C. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / Сост. Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов. — М.: Педагогика, 1983. — С. 64−67.
- Макаренко, A.C. О направлениях и формах клубной работы. Там же Т.7 //Методика организации воспитательного процесса. (Культработа). С. 307−311.
- Макарова, Л.С. Дополнительное образование сфера наибольшего благоприятствования для развития воспитательной работы с учащейся молодёжью / Л. С. Макарова // Дополнительное образование. — 2001. — № 1.- С. 21.
- Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования: Учеб. Пособие / В. Н. Максимова / Ленингр. обл. инст-т развития образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
- Малинин, Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. ~М.: Прометей, -1993. -173 с.
- Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 78−96.
- Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учебное пособие / Э. И. Медведь. М.: ЮН, 2002.-48 с.
- Медушевский, В.В. О закономерности и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский, В.В. Онтологические основания национального стиля. Два образа отражения национальной специфики в русской культуре и музыке /
- B.В. Медушевский // Национально-региональный компонент в содержании художественного образования: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. М.: Йошкар-Ола, 1997. — С. 12−18.
- Медынский, E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / E.H. Медынский. М., 1918.
- Медынский, E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 3 т. М., 1925.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001−2005 г. г. (распоряжение Правительства РФ от 27.12.2000 г.).
- Мезенцева, С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук /
- C.И. Мезенцева. Владимир, — 1993. — 16 с.
- Ю8.Мейлах, B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / B.C. Мелах М.: Искусство, 1985. — 318 с. 109. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности /
- A.A. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с. ПО. Минеева, Н. Педагогический такт в работе с несовершеннолетними / Н. Минеева // Заполярная руда. — 2002. — 17 августа.
- Ш. Мерецкая, H.B. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя. Из опыта работы / Н. В. Мерецкая. -М.: Просвещение, 1989.-206 с.
- Миронова, JI. Дом, где допоздна не гаснет свет / Л. Миронова. // Мурманский вестник. 1994. — 31 марта.
- Михайличенко, Л.Ф. Из опыта работы детской студии комплексного воспитания «Колокольчики» / Л. Ф. Михайличенко // Дополнительное образование. 2002. — № 7. — С.33−36.
- Михайлов, Я. У пионеров новоселье / Я. Михайлов. // Полярная правда. -1975. 19 октября.
- Мудрик, A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. М., 1997.
- Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и ср. пед. уч. заведений /Л.В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. / Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
- Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Народное образование в Мурманской области: стат. сборник. Мурманск, 1993.-70 с.
- Народное образование Мурманской области: стат. сборник. Мурманск, 1992.-83 с.
- Народное образование в РСФСР / Под ред. МП. Кашина, Е. М. Чекарина. -М.: Просвещение, 1970. 352 с.
- Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева. М.: Педагогика, 1985. — 448 с.
- Народное образование в СССР / Общеобразовательная школа: Сб. документов (1917−1973 г. г.). М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. М.: Статистика, 1977. — 448 с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Неменский, Б.М. Программа средней общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1−8 классы. / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
- Николаев, А.Б. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Николаев. СПб., 1995. — 21 с.
- Новицкий, П. Классовая линия в искусстве / П. Новицкий // Искусство в школе, 1930.-Ш.-С. 1−7.
- Организатору детской художественной самодеятельности в клубе: Методика, опыт: Сборник / Под ред. СЛ. Чугуновой. М.: Профиздат, 1971.-164 с.
- Основы эстетики и искусствознания / Под ред. И. Л. Любинского и В. К. Скатерщикова. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя ЛО.Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др. / Под ред. H.A. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
- Панов, В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования / В. И. Панов // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. -М., 1997.
- Пантелеева, Л.Т. С любовью к родному краю / Л. Т. Пантелеева -Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1988. 120 с.
- Пантелеева, Л.Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага / Л. Т. Пантелеева, Э. К. Лявданский. Мурманск: МГПИ, 1994. — 118 с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. АЛ. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. -171 с.
- Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей: Приложение к инструктивному письму Министерства образования РФ № 12 от 24 .03.1977 // Образование в документах. 1997. -Июнь (№ 12).-С. 68−69.
- Петру шин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Ветрушин М.: ВЛАДОС, 1997.-384 с.
- Петрушин, В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дис.. доктора пед. наук. / В. И. Петрушин. М., 1991. — 38 с.
- Плеханов, A.B. Синтез труда, науки и искусства в теории и практике С.Т. Шацкого / A.B. Плеханов // Народное образование. 1988. — № 7. — С. 78−80.
- Подповетная, Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков: Дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Подповетная. Мурманск, 2007. — 210 с.
- Подповетная, Е.В. Интегративный подход к эстетическому воспитанию подростков / Е. В. Подповетная // Дополнительное образование и воспитание. 2006. — № 9. — С. 24−29.
- Полезная инициатива, хорошие дела: Информационный сборник № 9/1. -1967/68. Мурманск: Мурманский областной институт усовершенствования учителей- Областной совет педагогического общества РСФСР, 1968.-52 л.
- Пономарёв, В.Д. Игровая технология праздничного досуга / В. Д. Пономарев. Кемерово, 1995.
- Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. -М., 1996.
- Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 12.04. 1984 г. // Свод законов СССР. Т.З. — М., 1990.
- Постановление Правительства Мурманской области «О региональной программе «Развитие образования Мурманской области на 2002−2005 годы» от 11.02.2002 г. № 9-ПП // Мурманский вестник. 2002. — 18 января (№ 11).
- Постановление Правительства РФ О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003−2006 годы от 03.10.2002 № 732 // Российская газета. 2002. — 16 октября (№ 196).
- Постановление Правительства РФ О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» от 28.08.2001 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. 2003. — 03 сентября (№ 36).
- Пономарёв, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
- Постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2004 № 221-ПП/6 «О Региональной комплексной программе «Дети Кольского Заполярья» на 2004−2006 годы // Мурманский Вестник. 2004. — 16 июля (№ 136).
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / Отв. ред. Т. Н. Овчинникова. М.: Просвещение, 1986.
- Программа для отделений общего эстетического образования детских школ искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография) / Сост. Г. В. Курина.-М., 1983.-61 с.
- Программа. Музыка. 1−8 классы / Сост. Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева и др. М.: Просвещение, 1993. — 49 с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Разумный, В.А. Методика формирования эстетической культуры личности / В. А. Разумный. М.: ВНМИ НТИ КПР, 1985. — 71 с.
- Резник, H.A., Павлова O.A. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика / H.A. Резник, O.A. Павлова СПб.: Информатизация образования, 2002. -73 с.
- Ремнёва, Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Ремнева. СПб., 1998. — 17 с.
- Реформа школы и профсоюзы / Под ред. В. Н. Большакова. М.: Профиздат, 1987, — 141 с.
- Решения Пленума ЦК ВЛКСМ // Сб. руководящих материалов о школе. -М.: Учпедгиз, 1952.-230 с.
- Романов, А.П. A.C. Макаренко о педагогическом значении клубов в детском коллективе / А. П. Романов // Советская педагогика. 1978. — № 3. -С. 71−73.
- Рыжова, Н. Этот добрый и шумный дом / Н. Рыжова // Мурманский вестник. 1994. — 15 декабря.
- Рындина, O.A. Занятия хореографией в системе дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / O.A. Рындина. -М., 2004. -19 с.
- Рытов, Д.А. Традиции народно-музыкальной культуры в организации детского музыкального досуга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Д. А. Рьпов. СПб., 1995.- 17 с.
- Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Учебно-методическое пособие / Д. А. Рытов. М.: Владос, 2001. -384 с.
- Савельева, Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. / Г. Н. Савельева. Великий Новгород, 2003. — 190 с.
- Савельева, Е.А. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. / Е. А. Савельева. Оренбург, 2002. ~ 177 с.
- Сборник программ дополнительного образования № 4: Из опыта работы педагогов Дворца «Лапландия»: Методики, технологии, системы. -Мурманск, 1995.
- Сборник программ дополнительного образования № 1: Из опыта работы Дворца «Лапландия» / Под ред. Н. П. Бахмач. Мурманск: МИПП «Север», 1995. — 117 с.
- Семёнов, В. По курсу Дворца / В. Семенов // Полярная правда. 1996. — 4 декабря.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Синицына, Г. П., Баратова, Н.М., Калмыкова, В. В. Интеграция основного и дополнительного образования как ресурс создания единого воспитательного пространства / Г. П. Синицына, Н. М. Баратова, В. В. Калмыкова // Бюллетень. 2003.- № 2. — С. 29−32.
- Синицына, Г. П., Михайлова, В.Е. Образовательное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования / Г. П. Синицына, В. Е. Михайлов // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — С. 30−33.
- Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 26−32.
- Сластёнин, В.А., Подымова, JI.C. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, J1.C. Подымлва. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
- Смольников, Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: Дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Смольников. М. — Ульяновск, 2006.
- Собрание указаний и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства (СИУ) // Народное образование. 1933. — № 3. — С. 10.
- Спиркин, А.Г. Человек, культура, традиция / А. Г. Спиркин // Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978, — С.5−15.
- Степанов, А. Центр внешкольной работы / А. Степанов. // Заполярная руда. 2002. — 17 августа.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1971. — 344 с.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
- Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1982.-206 с.
- Схиртладзе, А.Г. Программа «Мир искусства» / А. Г. Схиртладзе. М.: МИРОС, 1996.-32 с.
- Тельчарова, P.A. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности / P.A. Тельчарова. М.: Просвещение, 1989. — 289 с.
- Тештов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Собрание законодательства РФ, 1995. № 12, С, 10−53, с изменениями и дополнениями, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 22.02.1997. — № 212. — М., 1997.
- Ш. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время / В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1982.- 135 с.
- Трудкова, Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций: Дис. .канд. пед. наук. / Е. Г. Трудкова. Мурманск, 1998. — 167 с.
- Трушкова, К. У Дома пионеров юбилей / К. Трушкова. // Полярная правда. — 1983. — 13 декабря.
- Трушкова, К. Мост дружбы / К. Трушкова. // Полярная правда. 1986. — 19 июня.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень Гос. Комитета РФ по высшему образованию. -М, 1996. № 2. — С.2−60.
- Фёдоров, П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Федоров. Мурманск: МГПУ, 2004. 241 с.
- Фомина, А.Б., Солдатов, Т.П., Стрельникова, A.M. Программно-целевое управление деятельностью социальных институтов сферы свободного времени / А. Б. Фомина, Т. П. Солдатов, A.M. Стрельникова. // Дополнительное образование. 2002. — № 9. — С. 23−36.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблема изучения управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1986. — 235 с.
- Фролова, Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. Пособие / Г. И. Фролова. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
- Фуртаева, Т.В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусств в средней школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. / Т. В. Фуртаева. М., 1996. — 23 с.
- Фрумин, И.Д., Эльконин, Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
- Халабузарь, П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для учителя: Из опыта работы: (Сборник). М.: Просвещение, 1988. — 141 с.
- Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб.: Алетей, 2001. — 320 с.
- Шамина, Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования / Л. В. Шамина. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — С. 135−154.
- Шацкая, В.Н. Избранные педагогические сочинения / В. Н. Шацкая. М.: Уч. пед. гиз., 1958. — С.347
- Шацкая, В.Н. Отчёт о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции / В. Н. Шацкая // На путях к новой школе. 1927. — № 1. — С. 52−70.
- Шацкая, В.Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» / В. Н. Шацкая. // На путях к новой школе. 1927. — № 1. — С. 53−64.
- Шацкая, В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства / В. Н. Шацкая. М.: АПН РСФСР, 1969. — 168 с.
- Шацкий, С.Т. Что такое клуб? / С. Т. Шацкий. // Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 304 е.- Т.2 — 414 с.
- Шашков, В.Я. Репрессии в СССР против крестьян и судьбы спецпереселенцев Карело-Мурманского края. Мурманск, -2000. -341с.
- Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М., 1996.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Н.Е. Щуркова. -М.: Новая школа, 1998.1. Архивные материалы
- Государственный Архив Мурманской области
- Оп. 2. Ед. хр. 2. Ф. 1188. On. 1. Ед. хр. 1,2.
- Государственный архив Российской Федерации Ф.1575. Оп. 4. Ед. хр. 30, 101,119.1. Оп. 3. Ед. хр. 164.
- Ф. 2306. Оп. 70. ЕД. хр. 2729, 2735, 2741,2742, 2800, 2905,2895,2788.
- Научный архив Российской Академии образования Ф. 18. Оп. 2. Ед. хр. 499.
- Ф. 40. On. 1. Ед. хр. 197.1. Оп.З.Ед.хр. 182,904.
- Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 726.
- Ф. 77. On. 1. Ед. хр. 800.