Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области: 1930-2002 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковую базу исследования составляют архивные материалы Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ), Научного архива Российской академии образования (НА РАО), Государственного архива Мурманской области (ГА МО), архива Российского центра хранения и содержания документов новейшей истории, архивов Мурманского областного центра творчества и досуга, Мурманского областного центра развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. 1. Характеристика основных понятий дополнительного образования
    • 1. 2. Классификация видов и форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования
  • Глава 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 53 КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ (1917−1969 ГГ
    • 2. 1. Историко-культурологические, социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения внешкольного образования на Мурмане (1917−1935 гг.)
    • 2. 2. Становление внешкольного музыкального образования на Кольском полуострове (1936−1969 гг.)
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ (1970−2002 гг.)
    • 3. 1. Особенности развития дополнительного музыкального образования в Мурманской области (1970−1984 гг.)
    • 3. 2. Анализ развития дополнительного музыкального образования на Мурмане в конце Советского периода (1985−1990 гг.)
    • 3. 3. Характеристика дополнительного музыкального образования в учреждениях Кольского полуострова, реализующих программы многопрофильной направленности (1991−2002 гг.)

Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области: 1930-2002 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном историческом этапе развития страны проблема отчуждения и дегуманизация бытия воспринимается чрезвычайно остро. Перед образованием выдвинута задача гуманизации как возможности противостоять существующим негативным тенденциям, преодолеть их, создать предпосылки для сохранения и развития духовного потенциала подрастающей личности. В этой связи усиливается значимость музыкального искусства, несущего в себе ряд социальных функций: эмоционально-познавательную, воспитательную, коммуникативную, аксиологическую, эстетическую, креативную.

В психолого-педагогической литературе конца XX — начала XXI века достаточно широко представлены исследования, раскрывающие теорию и методику приобщения учащихся к музыке в образовательно-воспитательном пространстве современной школы (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Безбородова, А. Н. Зимина, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, Л. В. Школяр и др.).1.

Однако, различным аспектам дополнительного музыкального образования детей в исследовательском поле ученых уделяется недостаточное внимание. Реальная педагогическая практика показывает, что школьники, не посещающие центры, дворцы и дома творчества, детские секторы профсоюзных культурно-просветительских учреждений, школ и искусств и т. д., демонстрируют несформированность мировоззренческих взглядов и представлений, отчужденность в сфере культуры и искусств, пассивные, а порой асоциальные формы проведения досуга, ограниченность возможностей для творческой самореализации.

1 Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2004; Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. вузов. — М. 2002; Арчажникова Л. Г. Методика музыкального воспитания. В 2-х ч. — М., 1990; Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студ. вузов. — М., 2000; Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. уч. заведений / Л. В, Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др./ Под ред. Л. В. Школяр. — М&bdquo- 2004.

Проблемы дополнительного музыкального образования должны быть представлены в историко-педагогическом ракурсе. Установление оптимального соотношения между ценным опытом прошлого и поиском перспективных путей развития дополнительного музыкального образования в современный период представляется актуальной исследовательской задачей.

История дополнительного музыкального образования ведет свое начало от 60-х гг. XIX века — идей демократизации русской общественной жизни и музыкального образования просветительского типа. Руководители Бесплатной музыкальной школы — М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин — главной целью своей деятельности считали обучение детей музыке. При Петербургской консерватории в 1875—1892 гг. работали бесплатные воскресные классы для детей.

В контексте изученности проблемы следует назвать ряд историко-педагогических исследований, в которых рассматриваются различные аспекты становления и развития дополнительного образования детей, в том числе и музыкального дополнительного образования.

Одним из первых исследований советского периода, посвященных теории внешкольного образования, являются труды E.H. Медынского: «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» (1918) — «Методы внешкольной просветительской работы» (1918) — «Энциклопедия внешкольного образования» в 3-х томах (1923 — 1925). Выдающийся ученый считал, что теория внешкольного образования должна стать частью антропогогики — науки о воспитании человекаопределил сущность внешкольного образованияподчерки (зал духовную самостоятельность детей во внешкольных учреждениях.

Большой вклад в теорию дополнительного образования внесли.

A.B. Луначарский, Н. К. Крупская, A.C. Макаренко, С. Т. Шацкий,.

B.Н. Шацкая, обосновавшие роль детских клубов как вида и формы внешкольного образования.

Воспитывающему эффекту деятельности внешкольных учреждений, взаимосвязи общего и дополнительного образования посвящены работы М. Б. Коваль: «Внешкольные учреждения в системе общественного воспитания» (1986) — «Педагогика внешкольного учреждения» (1993).

Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике рассматривается в диссертационном исследовании Е. В. Смольникова (2006).1.

Предметом исследования в кандидатских диссертациях Т. В. Журавской (1994), П. Л. Волка (2000), А. Ю. Бутовского (2001), П. П. Останина (2003) и др. стали некоторые аспекты развития дополнительного образования в советский и постсоветский периоды.2.

В ряде исследований освещаются отдельные направления, виды и формы дополнительного образования детей: В. А. Березина (1998), А. И. Щетинская (1999), Г. Н. Савельева (2003), Г. И. Островская (2006), Е. В. Подповетная (2007) и др.3.

Научный интерес представляет изучение регионального опыта областей, республик, что отражено в диссертационных работах В. И. Аксельрод (1998), Н. И. Фуникбвой (1998), H.H. Ефимовой (2004), Э. А. Хапалажевой (2004), Т. А. Зайцевой (2006) и др.4.

1 Смольников Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: Дис. .канд. пед. наук. — Ульяновск, 2006.

2 Журавская T.B. Музыкальное воспитание как средство формирования творческой личности (теория и практика отечественной школы 1918 — 1930 гг.): Дис.. канд. пед. наук. — М., 1994; Волк П. Л. Феномен государственной системы музыкального образовании в контексте культурной политики России советского периода: Дис. .канд пед. наук. — Кемерово, 2000; Бутовский А. Ю. Функционирование учреждений внешкольного образования в социально-экономических условиях современной России: Дисс. .канд. пед. наук. — Тула, 2001; Останин П. П. Музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны: Дис.. канд. пед. наук. — Пермь., 2003.

J Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1998; Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. доктора пед. наук. — Казань, 1999; Островская Г. И. Музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования: Дис. .канд. пед. наук. — Тамбов, 2006; Савельева Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2003; Подповетная Е. В. Интеграция общенго и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков. — Мурманск, 2007.

4 Аксельрод В. В. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования учащихся (на примере Санкт-Петербурга): Дис. .канд. пед. наук. — СПб., 1998; Фуникова Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей (региональный аспект). — Челябинск, 1998; Ефимова H.H. Реализация образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного.

Роль регионального знания подчёркивается ходом современной Российской истории и её исследователями. Отдельные вопросы дополнительного образования на Мурмане рассматривались в контексте выявления закономерностей исторического, экономического и социально-культурного развития региона: В. И. Голдин, В. В. Дранишников, A.A. Киселёв, Т. А. Киселёва, В. Я. Шашков, П. В. Фёдоров, И. Ф. Ушаков и др. Интерес представляют работы об образовании на Кольском полуострове: Б. Г. Головина, В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова и др.1.

Дополнительное музыкальное образование детей органично связано с изучением художественной культуры этносов Кольского Севера и этнопедагогики (Л.С. Беляева, Л. С. Ваганова, В. В. Дранишников, Л. Т. Пантелеева, Е. Г. Трудкова и др.).2.

Работа учреждений дополнительного музыкального образования на Мурмане неоднократно освещалась в региональной периодической печати. Однако, имеющиеся публикации не позволяют представить целостную картину историко-педагогического развития дополнительного музыкального образования на Кольском полуострове, проследить динамику формирования сети учреждений дополнительного образования, формы их деятельности, кадровое и методическое обеспечение.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в осмыслении процесса становления и развития дополнительного музыкального образования на Мурмане и отсутствием специальных образования: На примере Республики Башкортостан: Дис. .канд. пед. наук. — Стерлитамак, 2004; Хапалажева Э. А. Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской республике с 1920 по 2004 г. г.: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2004; Зайцева Т. А. Организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного образования детей и взрослых в регионе: Дис. .канд. пед. наук. — СПб. 2006.

1 Головина Б. Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925;1991 г. г.: Автореф. дис. .кавд. пед. наук. — Мурманск, 2007. Дранишников ВВ., Манухин В. П., Дудакова Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. — Мурманск, 2001,.

2 Беляева Л. С. Поморская музыкальная педагогика //Наука и образование: Вестник Мурманского отделения МАПСН. — Мурманск, 2000. — № 1. — С. 52−58- Ваганова Л. С. Художественная культура Кольского Заполярья. -СПб., 2004; Пантелеева Л. Т. С любовью к родному краю. — Мурманск, 1988; Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. — Мурманск, 1994; Дранишников В. В. Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников. — Мурманск, 2000; Трудкова Е. Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций: Дис. .канд. пед. наук. -Мурманск, 1998. исследований, позволяющих комплексно представить данный процесс в его историческом ракурсе.

Разрешение названного противоречия обусловило выбор темы исследования — «Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области: 1930;2002 гг.».

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе историко-педагогического анализа архивных, документальных и научных источников выявить предпосылки, основные тенденции, специфику процесса становления и развития дополнительного музыкального образования на Кольском Севере с 1930 по 2002 гг., определив при этом перспективы репрезентации историко-педагогического опыта в современных условиях.

Объект исследования — дополнительное музыкальное образование на Кольском Севере.

Предмет исследования — процесс становления и развития дополнительного музыкального образования на Кольском Севере в период с 1930 по 2002 годы.

Гипотеза исследования:

Становление и развитие дополнительного музыкального образования на Кольском Севере детерминировано рядом факторов государственного и регионального характера;

Система дополнительного музыкального образования детей в регионе основана на органичном сочетании традиций и педагогических инноваций, позволяющих актуализировать содержание и формы музыкально-образовательного процесса и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения комплекса задач исследования:

1. Изучить и охарактеризовать основные понятия дополнительного образования как педагогического феномена, обосновать классификацию видов и форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования.

2. Выявить историко-культурологические, социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения, становления и развития дополнительного музыкального образования на Кольском Севере в период с 1930 по 2002 годы и определить их основные этапы.

3. Проанализировать динамику развития сети учреждений дополнительного музыкального образования детей, реализующих образовательные программы многопрофильной направленности в рамках каждого этапа исследуемого феномена.

4. Изучить эволюцию форм музыкальных занятий в учреждениях музыкального образования детей на Кольском Севере в контексте общероссийских педагогических тенденций.

5. Обосновать оптимальные варианты взаимодействия общеобразовательной школы и дополнительного музыкального образования детей.

6. Определить перспективы творческой реализации историко-педагогического опыта в дальнейшем совершенствовании системы дополнительного музыкального образования детей на Мурмане.

Методологическую основу исследования составляют: культурологический подход (А.И. Арнольдов, Л. П. Буева, Л. С. Вагинова, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян,.

A.Г. Спиркин и др.-1 историко-регионоведческий подход (A.A. Киселёв, П. В. Фёдоров,.

B.Я. Шашков, И. Ф. Ушаков и др.);

1 Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. — М., 1992; Буева Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Вестник высшей школы. — 1997. — № 4, — С. 11−13- Вагинова Л. С. Регион как историко-культурная целостность (на материалах художественной культуры Мурманской области): Монография. В 2 ч, — Мурманск, 2003; Каган М. С. Морфология искусства. — Л., 1972; Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1990; Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 78−96- Спиркин А. Г. Человек, культура, традиция //Традиции в истории культуры. — М&bdquo- 1978. парадигмально-педагогический подход M.B. Богуславский, Г. Б. Корнетов и др.1 Значимыми для обоснования концептуальных положений диссертаций представляются: идеи, раскрывающие сущность творчества, роль и место искусства в жизни человека (Л.С. Выготский, В. В. Медушевский, Б. С. Мейлах,.

A.A. Мелик-Пашаев, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Я. А. Пономарев, Г. М. Цыпин и др.) — комплексный и полихудожественный подход к музыкальному образованию школьников (Д.Б. Кабалевский, Е. В. Ремнева,.

B.А. Сухомлинский, Т. В. Фуртаева, В. Н, Шацкая, Г. П. Шевченко, Б. П. Юсов и др.)-3 базовые положения гуманистического подхода к образовательно-воспитательному процессу (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, Д. Г. Левитес, В. В. Сериков и др.).4.

1 Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность //Современные проблемы истории образования и педагогической науки. — М., 1994. — Т.1. — С. 68−78. Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XXI века //Педагогика. — 2000. — № 4. — С.63−70. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968; Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976; Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. — М., 1985; Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: 1981; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. -М.: 1972; Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М.: 1997;

Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976; Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб. -2001.

3 Кабалевский ДБ. Педагогические размышления. — М., 1986; Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 4−7 классы. — М., 1985; Ремнева Е. В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего школьника: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб., 1998; Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы. -2-е изд. — М, 1979; Фуртаева Т. В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусств в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996; Шацкая В. Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» // На путях к новой школе. -1927. — № 1. — С.53−64. Шацкая В. Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. — М., 1969; Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятой / Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. — Луганск, 1990.

4 Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1999. -№ 4. С.29−36. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1997; Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. -1994. -№ 5. -С .16−21.-Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. — М.- Воронеж, МОДЭК, 2001.

Для достижения цели и задач проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

1. сравнительно-исторический и историко-ретроспективные методы, направленные на изучение, анализ и теоретическое обобщение материалов источниковой базы исследования.

2. диахронный метод, позволивший выделить периодизацию становления и развития дополнительного музыкального образования на Мурмане.

3. конструктивно-генетический метод, способствующий репрезентации исторического опыта на современном этапе развития дополнительного музыкального образования в регионе.

Источниковую базу исследования составляют архивные материалы Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ), Научного архива Российской академии образования (НА РАО), Государственного архива Мурманской области (ГА МО), архива Российского центра хранения и содержания документов новейшей истории, архивов Мурманского областного центра творчества и досуга, Мурманского областного центра развития детского и юношеского творчества «Лапландия" — монографии, статьи и диссертационные исследования в области истории педагогики, общей педагогики, педагогики дополнительного образования, теории и методики музыкального образованиядокументы партийных, комсомольских и профсоюзных органовнормативно-правовые и программно-методические документы, регулирующие состояние и развитие дополнительного музыкального образованиястатистические сборники, но вопросам образования и культурыматериалы периодических изданий по проблеме исследования.

Исследование включало несколько этапов:

Первый этап (2003 — 2004 гг.) — предварительный, включающий изучение состояния исследуемой проблемы, определение понятийно-категориального аппарата исследования, формулировку его исходных компонентов, выдвижение гипотезы.

На втором этапе (2004;2006 гг.) — поисково-теоретическомосуществлялся сбор и анализ материалов, с использованием сравнительно-исторического, историко-ретроспективного, диахронного и конструктивно-генетического методов.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) — обобщающем — проводились систематизация и обобщение полученных результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1917 года, года установления Советской власти на Мурмане, по 2002 год, когда были переименованы в статус домов детского (и юношеского) творчества последние учреждения дополнительного музыкального образования Мурманской области. Данный хронологический отрезок охватывает две исторические фазы: советскую и постсоветскую. В этот период были созданы историко-культурологические, социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения, становления и развития дополнительного музыкального образования на Кольском Севере, подкрепленные нормативно-законодательными документами. Это позволило рассматривать исследуемую проблему в динамике и выделить основные этапы ее развития. Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые предпринята попытка исследования становления и развития дополнительного музыкального образования детей в учреждениях Кольского Севера, реализующих программы многопрофильной направленностипредложена и охарактеризована периодизация зарождения, становления и развития дополнительного музыкального образования в Кольском Заполярьевведены в научный оборот новые архивные документы и статистические материалыранее невостребованные историко-педагогическими исследованиями.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обоснована классификация форм музыкальных занятий детей в учреждениях дополнительного образованияуточнен глоссарий дополнительного музыкального образованияпрослежена взаимосвязь развития дополнительного музыкального образования в регионе с общероссийскими педагогическими и музыкально-образовательными тенденциямипредставлен анализ исторической ситуации развития проблемы дополнительного музыкального образования на Мурмане в период 1917;2002 гг.

Практическая значимость исследования выражается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы направлены на совершенствование процесса музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования. Применение материалов исследования возможно для дальнейшего изучения проблемы, для создания учебных пособий в педагогических вузах и колледжах, в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена исходными методологическими принципами, адекватностью методов объекту, предмету, целям и задачам работы, широкой источниковой базой, подлинностью использованных архивных материалов и нормативно-правовых документов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификация форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного музыкального образования многопрофильной направленности выстраивается на основании следующих критериев: приоритетный вид музыкально-творческой деятельности (сотворчество-восприятие, творчество-интерпретация, творчество-созидание) — объединение учащихся по количеству участников (индивидуальные, кружковые, массовые формы, неформальные музыкально-творческие объединения) — функциональная (деятельностная) направленность форм просветительская, познавательно-зрелищная, соревновательная, эвристическая, музыкально-творческаяорганизационные формы музыкального образовательно-воспитательного процесса (беседа о музыке, концерт, день музыки, музыкальный марафон, вокально-инструментальный ансамбль, музыкальный клуб, детская филармония).

2. Состояние системы дополнительного музыкального образования на Кольском Севере, тенденции его становления и развития определяются общегосударственными и региональными факторами.

3. В хронологических рамках исследования выделяются три этапа зарождения, становления и развития дополнительного музыкального образования на Кольском Севере:

I этап 1917;1935 гг. П этап 1936 -1969 гг. III этап 1970 -2002 гг.

Каждый этап в свою очередь подразделяется на периоды, которые детерминируются следующими факторами: динамикой развития сети учреждений дополнительного музыкального образования, изменениями в содержании и формах образовательного процесса.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись и обсуждались на региональных научно-практических конференциях: «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), Воспитание патриотизма и гражданственности в отечественной истории: традиции и современность" (Мурманск, 2005), «Тенденции и перспективы развития музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск, 2005) — на Педагогических чтениях, посвященных памяти Л. Ю. Бобкова (Мурманск, 2004, 2006).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета. Разработанные в диссертации теоретические положения и выводы использованы в практике преподавания учебных курсов специализации «Музыкально-эстетическая деятельность школьников» — «Теория и методика внеклассной музыкально-воспитательной работы», курса по выбору — «Дополнительное музыкальное образование школьников».

Результаты диссертационного исследования отражены в 6 публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы (208 наименований), 56 архивных дел. В тексте диссертации имеется две схемы, одна диаграмма, десять таблиц.

Выводы по третьей главе В главе показано качественное изменение дополнительного музыкального образования детей на Кольском Севере в период «зрелого социализма» и постсоветский период.

Дана характеристика филармонии школьника и музыкально-хоровой школы как форм дополнительного музыкального образования.

Прослежена тенденция взаимосвязи различных социальных институтов, занимающихся музыкальным образованием и воспитанием детей, подростков и юношества, что иллюстрируется примерами конкурсов молодежной песни («Атланты»), организацией масштабных музыкальных праздников и т. д.

Констатируется открытие домов пионеров и школьников в военных гарнизонах области.

Показано, что 1983 г. является кульминационной точкой по количеству учащихся, занимающихся в творческих коллективах домов пионеров и школьников.

Сделан вывод, что с развитием концепции непрерывного образования (вторая половина 80-х годов) воспитательно-образовательная деятельность стала приоритетной в учреждениях дополнительного музыкального образования, что подтверждается типовыми программами, разработанными НИИ художественного воспитания АПН СССР, а также альтернативными и авторскими программами педагогов дополнительного образования Мурманской области.

Анализируется процесс дифференциации и интеграции учреждений дополнительного музыкального образования детей, в частности, открытие объединений, ориентированных на дошкольников, интенсивное развитие сети детских музыкальных школ и школ искусств в регионе.

Доказано, что эффективной формой интеграции общего и дополнительного образования в масштабе общеобразовательной школы являются центры эстетического развития.

На основе архивных материалов выявлены виды музыкального образования подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования, реализующих программы многопрофильной направленностивокально-хоровое, инструментальное, музыкально-эстрадное, народного музыкального искусства и музыкального фольклора, музыкально-театральное образование.

Заключение

.

Все вышесказанное позволило обосновать следующие научные результаты:

1. Дополнительное музыкальное образование детей как часть общего художественного образования выходит за рамки государственного образовательного стандарта предмета «Музыка» и предполагает свободный выбор растущей личностью форм и видов музыкальной деятельности, которые формируют её личностные качества, развивают творческие способности, ведут к социальной самореализации и самовоспитанию.

2. Система дополнительного образования располагает определенным категориально-понятийным аппаратом: «внешкольное образование», «внешкольные учреждения», «внешкольная работа», «внеклассная работа», «внеурочная работа», «дополнительное образование», «дополнительное музыкальное образование».

3. Различные формы музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования, реализующих программы многопрофильной направленности, имеют место в деятельности центров, дворцов, домов детского и юношеского творчества.

4.Становление и развитие дополнительного музыкального образования на Кольском Севере осуществлялось адекватно общегосударственной политике, изменениям в области дополнительного образования в целом по стране. В то же время, историко-культурологические, социально-экономические и педагогические предпосылки обусловили специфику процесса зарождения, становления и развития дополнительного музыкального образования в регионе.

5. Материалы диссертации показали, что становление и развитие дополнительного музыкального образования на Кольском Севере в период с 1930 — 2002 гг. имели собственную специфику и динамику. Этап становления дополнительного музыкального образования — 1936 — 3969 гг. ~ представляет два периода 1936 -1959 гг.- 1960 — 1969 гг. Этап развития — 1970 -2002 гг. — в структурном отношении представляет 3 периода: 1970;1984 гг.- 1985;1990 гг.- 1991;2002 гг.

6. Процесс становления и развития дополнительного музыкального образования на Мурмане осуществлялся довольно медленно, однако, совершенствовался в плане содержания и форм музыкальных занятий, методического оснащения, кадровых вопросов. Благодаря этому, в конце 60-х годов сложилась система дополнительного музыкального образования в регионе, представленная домами пионеров и школьников, детскими музыкальными школами, детскими секторами профсоюзных культурно-просветительных учреждений, деятельностью Мурманского отделения Всероссийского хорового общества.

7. Технология музыкально-образовательного процесса в учреждениях дополнительного музыкального образования была органично связана с развитием отечественной педагогической науки и детерминирована социально-педагогическими реформами образования в стране.

8. Эволюция форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного музыкального образования претерпевала следующие изменения: музыкальные клубы, типичные для внешкольной работы 20-х -30-х гг. XX века, получили «второе дыхание» в 60-е годы, а затем в 90-е годыдля 60-х — 70-х гг. характерны массовые формы соревновательной, эвристической направленности — конкурсы молодежной песни («Атланты» и «Красная гвоздика»), КВН на музыкальную тематику, различные олимпиадыфилармония школьника на Кольском Севере, как и в стране, возникла в 70-е годы- 80−90 — е гг. ознаменованы развитием вокально-инструментальных ансамблей, народных хоров и фольклорных театров, различными ансамблями эстрадной песни.

9. На Кольском Севере сложилась система видов дополнительного музыкального образования подрастающего поколения: вокально-хоровое, инструментальное, музыкально-эстрадное, народного музыкального искусства и музыкального фольклора, музыкально-театральное.

10. Отмечен потенциал школьного и внешкольного дополнительного музыкального образования в решении задач формирования творчества учащихся. Обе формы дополнительного образования при существующей специфике (так, для школьного дополнительного образования — это опора на содержание основного образования, органичная связь с внеурочной культурно-досуговой деятельностью школьников, а для внешкольного — это авторские педагогические технологии развития личности с акцентом на познание, предметную деятельность, общение, эмоции, с учетом возрастных особенностей и эмоционально-ценностных отношений), способны к реализации общей задачи — развитию мотивации личности к познанию и творчеству.

11. Процесс подготовки педагогических кадров был детерминирован открытием Мурманского учительского института (МГПИ, М. ГПУ), педагогического училища, введением творческих специализаций в институтах культуры, курсами повышения квалификации педагогов дополнительного образования, которые проводились и Областным институтом усовершенствования учителей (МОИПКРО), а так же Мурманским областным домом народного творчества (ныне Областным Центром творчества и досуга).

12. Программное обеспечение учреждений дополнительного образования претерпело позитивные преобразования содержательного характера: от отсутствия программ на Кольском Севере в 20-е гг. до издания типовых программ (70-е — 80-е годы и разработки альтернативных и авторских программ (90-е гг., начало XXI века).

13. Решению педагогических задач в большой степени способствовали результаты научных исследований в области психологии (J1.C. Выготский, В. В. Медушевский, Б. М. Теплов и др.), теории и методики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, АН. Зимина, H.A. Ветлугина, О. П. Радынова и др.), работы по дополнительному образованию детейМ.Б. Коваль, Т. В. Журавская, В. А. Березина, А. И. Щетинская, Г. И. Островская, Е. В. Подповетная и др.

Таким образом, подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализованы цель и задачи исследования.

Проведенное исследование может быть продолжено в следующих направлениях: состояние системы дополнительного музыкального образования в Мурманской области в начале XXI векадополнительное музыкальное образование дошкольниковдетская музыкальная школа как учреждение дополнительного музыкального образования детей и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антология по истории педагогики России (первая половина XX века) / Сост. A.B. Овчинников и др. — М.: Педагогика, 2000. -384с.
  2. , А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: МГИКД992.- 240с.
  3. , Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. -M.-J1.: Музыка 1979. 144с.
  4. , А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства / А. Г. Асмолов // Воспитание школьников. 1995.- № 5. — С.2 -5.
  5. , А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. — № 9.
  6. , Т.А. Диагностика эстетического развития личности. / Т. А. Барышева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 140с.
  7. , Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002, — 416с.
  8. , Л.С. Поморская музыкальная педагогика / Л. С. Беляева // Наука и образование: Вестник Мурманского отделения МАПСН. Мурманск, 2000, — № 1, — С.52−58.
  9. , Л.С., Селезнев A.A. Внешкольная музыкально-воспитательная работа в мурманской области в 60-е гг. XX столетия / Л. С. Беляева, А. Селезнев. // III Ушаковские чтения/ Науч. редакция A.B. Воронина. -Мурманск. МГПУ, 2006. -С.290−294.
  10. , В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / В. А. Березина. -М., 1998.- 18с.
  11. , B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  12. , B.C. Диалог культур и школа XX века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. -С.9−187.
  13. , П.П. Трудовая школа второй ступени / П. П. Блонский. // Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 263.
  14. , М.В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: История и современность / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. -М., 1994. -T.I.- С.68−78
  15. , М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. -2000. -№ 4. С.63−70.
  16. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995. -№ 4. С.29−36.
  17. , С.М. О музыкальных экскурсиях школьников // Революция -искусство дети: Материалы и документы (из истории эстетического воспитания в советской школе), 1924 1929. / С. М. Бонди. — М.: Просвещение, 1966.-С.241−262.
  18. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. ~ М. :ИПРАН, 1997. -352с.
  19. , А.К. Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования / А. К. Бруднов // Воспитание школьников. -1994. -№ 5. С.2−4.
  20. , Г., Попова Г. Дом, Дворец пионеров и создание комплекса внешкольных учреждений / Г. Буданова, Г. Попова // Воспитание школьников. -1987. -№ 5. -С.55−56.
  21. , Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева // Вестник высшей школы. -1997. -№ 4. С.11−13.
  22. , Л.Н., Кленова, Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Образование детей в современной школе. -2002. -№ 4. С. 13−25.
  23. , О.Н. Народная музыкальная культура: Учебная и рабочая программа. / О. Н. Булычева. Мурманск, 2007. — С. 4−6.
  24. , Л.С. Регион как историко-культурная целостность (на материалах художественной культуры Мурманской области): Монография: В 2 Ч. Мурманск: МГПУ, 2003. ~Ч. 1. — 70с.
  25. , Л.С. Художественная культура Кольского Заполярья / Л. С. Вагинова. СПб.: 2004. — 297с.
  26. , В.П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. -М., 1896
  27. , Р. Дом, отданный детям / Р. Велигина // Полярная правда. -1977. -1 июня.
  28. , В. Я. Дом, в котором открываются сердца. / В. Я. Величко // Мурманский вестник. 1995. -27 октября
  29. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск: АПН РСФСР, 1990. — 180с.
  30. Внеклассная работа // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964.-Т.1. -С. 340−341.3 3. Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 Т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. -Т.1. — С. 151−152.
  31. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 256с.
  32. , Д.И. Внеклассная воспитательная работа / Д. И. Водзинский. -М.: Просвещение, 1961.
  33. , В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования / В. В. Вольская. М.: Педагогика, 2003. — 64.с.
  34. Воспитание музыкой: Из опыта работы/ Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. — 205с.
  35. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Документы и материалы. М.: Молодая гвардия, 1981. — 304с.
  36. , Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной внешкольной работы: Содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. -М.: Просвещение, 1983. -208с.
  37. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-576с.
  38. , Б.С. Философия образования для XI века / Б. С. Гершунский. -М., 1997.-697с.
  39. , И.З. Клуб старшеклассников как средство воспитания / И. З. Гликман // Педагогика. -1999. -№ 5. С. 39−44.
  40. , Е.Г. Комсомол и развитие системы внешкольной работы с детьми (1945−1975) Учеб. пособие. / Е. Г. Глух. М.: Педагогика.
  41. , В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на русском Севере 1918−1920/В.И. Голдин. -М.: Изд-воМГУ, 1993. 198с.
  42. , Б.Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925−1991 гг.: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / Б. Г. Головина. Мурманск, 2007. — 23с.
  43. , A.B. Досуг /Российская педагогическая энциклопедия / A.B. Даринский. Т. 1. — С.288−289.
  44. , H.A. Определение места дополнительного образования детей в системе общего образования / H.A. Денисова //Дополнительное образование. -2005. -№ 8. С.24−26.
  45. Декреты Совнаркома РСФСР. М., 1968. -Т.4.- С.194−196.
  46. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М: ВЛАДОС, 2003. — 256с.
  47. , В.В. Р1стория родного края / В. В. Дранишников. -Мурманск: Север, 1993. 176с.
  48. , В.В. Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников / В. В. Дранишников. Мурманск: МШИ, 2000. — 256с.
  49. , В.В., Манухин, В.П., Дудакова, Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского края / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова. Мурманск: Пазори, 2001. — 624с.
  50. Евладова, Е. Ю, Логинова, Л.Г., Михайлова, H.H. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Ю. Евладова, Л. Г. Логинова, H.H. Михайлова. М. -Владос, 2002. — 352с.
  51. , Е.Ю. Николаева, Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Ю. Евладова, Л. А. Николваева // Педагогика. -1995. № 5. — С.39−44.
  52. , Г. И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время / Г. И. Егоров. Ростов -на — Дону: РГУ, 1978. — 187с.
  53. , A.B. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: Дис.канд. лед. наук / A.B. Егорова.-М., 2004.-185с.
  54. , А.Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей, А .Я. Журкина // Дополнительное образование. -2001. -№ 3. С. 12−20.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1. -М.: 1992.
  56. , А.У. Практика внешкольного образования в России / А. У. Зеленко. -М., 1923.
  57. , А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студ. Вузов / А. Н. Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000.-302с.
  58. , А.Н., Рычкова, H.A. Музыкальное воспитание детей в России: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей I А. Н. Зимина, H.A. Рычкова. Мурманск: МГПИ, 2002. — 67 с.
  59. , И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
  60. , Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1984. ~ 206с.
  61. , Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 4−7 классы. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. — 173с.
  62. , Д.Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  63. , Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. 187 с.
  64. , Е.П. Программа музыкального развития школьников (1−10 классы) — Интегрированная программа поли художественного развития на основе взаимодействия искусств /Е.П. Кабкова. М.: АПН НИИ ХВ, 1991. -66 с.
  65. , М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
  66. , Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. -М.: Академия, 1999. -214с.
  67. Каталог учреждений дополнительного образования детей Мурманской области (многопрофильных и технической направленности) Мурманск, 2004.-41 с.
  68. , В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 160 с.
  69. , A.A., Климов, Ю.Н. Мурман в дни революции и гражданской войны / A.A. Киселев, Ю. Н. Климов. Мурманск, Кн. изд-во, -1977. — 224с.
  70. , A.A., Киселёва, Т.А. История Мурманской области (1917 1992 гг.). Учебное пособие / A.A. Киселев, Т. А. Киселева. — Мурманск: Мурманский областной научно-методический центр системы образования, 1994.-248 с.
  71. , М.Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. -Оренбург, 1993.
  72. , З.А. Целостный педагогический процесс в условиях интеграции основного и дополнительного образования / З. А. Кокарева // Дополнительное образование. 2002. — № 5. — С. 16−19.
  73. , И.В. Обзор социально-культурной жизни Кольского Заполярья во второй половине 30-х гг. XX в. / И. В. Колодка // Ушаковские чтения: материалы I научно-практической конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова. Мурманск: МГПУ, 2004. — С.260−263.
  74. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). Т.10 (1961−1965). — М.: Политиздат, 1986. — 494 с.
  75. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). Т.12 (1971−1975). — М.: Политиздат, 1986. — 573 с.
  76. , И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания. / И. Э. Кашекова // Искусство в школе. 2001. — № 4. — С.7−11.
  77. , Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. / Н. М. Конжиев. М.: Педагогика, 1986. -141 с.
  78. Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года (к приказу Минобразования и науки РФ от 06.10.2004 г.) // Внешкольник. ~ 2004. № 12. — С. 4−7.
  79. , Б.Г. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход. / Б. Г. Корнетов // Педагогика. 1995. — № 3. — С.23−29.
  80. , А.К. Регионализация образования стратегическое направление образовательной политики / А. К. Костин // Педагогика. — 2005. — № 8. -С.26−32.
  81. , Н.К. О клубе. Что такое клуб // Педагогические сочинения: в 10 т. -М.: АПН РСФСР, 1961. -Т.8. С. 17−18., 128−131.
  82. , Н.К. О задачах художественного воспитания. / Н. К. Крупская // Пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1959. — Т.З. — С. 313−317.
  83. , В.О. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для классных руководителей / В. О. Кутьев. М.: Просвещение, -1983. — 223с.
  84. , Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д. Г. Левитес. М.: Воронеж, МОДЭК, 2001. — 256 с.
  85. , Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. М.: Воронеж, МОДЭК, 2003. — 320 с.
  86. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  87. , Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. — № 4. — С.10−15.
  88. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  89. , Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) / Л. Г. Логинова // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998. -С. 48−58.
  90. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1990.-287 с.
  91. , Е. Дворец зовёт ребят / Е. Лубинец // Полярная правда. 1978. -23 декабря.
  92. , A.B. О воспитании и образовании. Сборник. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  93. , A.C. Вроде методического плана клубной работы // Макаренко A.C. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / Сост. Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов. — М.: Педагогика, 1983. — С. 64−67.
  94. , A.C. О направлениях и формах клубной работы. Там же Т.7 //Методика организации воспитательного процесса. (Культработа). С. 307−311.
  95. , Л.С. Дополнительное образование сфера наибольшего благоприятствования для развития воспитательной работы с учащейся молодёжью / Л. С. Макарова // Дополнительное образование. — 2001. — № 1.- С. 21.
  96. , В.Н. Интеграция в системе образования: Учеб. Пособие / В. Н. Максимова / Ленингр. обл. инст-т развития образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
  97. , Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. ~М.: Прометей, -1993. -173 с.
  98. , Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 78−96.
  99. , Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учебное пособие / Э. И. Медведь. М.: ЮН, 2002.-48 с.
  100. , В.В. О закономерности и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  101. , В.В. Онтологические основания национального стиля. Два образа отражения национальной специфики в русской культуре и музыке /
  102. B.В. Медушевский // Национально-региональный компонент в содержании художественного образования: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. М.: Йошкар-Ола, 1997. — С. 12−18.
  103. , E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / E.H. Медынский. М., 1918.
  104. , E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 3 т. М., 1925.
  105. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001−2005 г. г. (распоряжение Правительства РФ от 27.12.2000 г.).
  106. , С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук /
  107. C.И. Мезенцева. Владимир, — 1993. — 16 с.
  108. Ю8.Мейлах, B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / B.C. Мелах М.: Искусство, 1985. — 318 с. 109. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности /
  109. A.A. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с. ПО. Минеева, Н. Педагогический такт в работе с несовершеннолетними / Н. Минеева // Заполярная руда. — 2002. — 17 августа.
  110. Ш. Мерецкая, H.B. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя. Из опыта работы / Н. В. Мерецкая. -М.: Просвещение, 1989.-206 с.
  111. , JI. Дом, где допоздна не гаснет свет / Л. Миронова. // Мурманский вестник. 1994. — 31 марта.
  112. , Л.Ф. Из опыта работы детской студии комплексного воспитания «Колокольчики» / Л. Ф. Михайличенко // Дополнительное образование. 2002. — № 7. — С.33−36.
  113. , Я. У пионеров новоселье / Я. Михайлов. // Полярная правда. -1975. 19 октября.
  114. , A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. М., 1997.
  115. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и ср. пед. уч. заведений /Л.В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. / Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  116. , Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  117. Народное образование в Мурманской области: стат. сборник. Мурманск, 1993.-70 с.
  118. Народное образование Мурманской области: стат. сборник. Мурманск, 1992.-83 с.
  119. Народное образование в РСФСР / Под ред. МП. Кашина, Е. М. Чекарина. -М.: Просвещение, 1970. 352 с.
  120. Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева. М.: Педагогика, 1985. — 448 с.
  121. Народное образование в СССР / Общеобразовательная школа: Сб. документов (1917−1973 г. г.). М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
  122. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. М.: Статистика, 1977. — 448 с.
  123. , Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  124. , Б.М. Программа средней общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1−8 классы. / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
  125. , А.Б. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Николаев. СПб., 1995. — 21 с.
  126. , П. Классовая линия в искусстве / П. Новицкий // Искусство в школе, 1930.-Ш.-С. 1−7.
  127. Организатору детской художественной самодеятельности в клубе: Методика, опыт: Сборник / Под ред. СЛ. Чугуновой. М.: Профиздат, 1971.-164 с.
  128. Основы эстетики и искусствознания / Под ред. И. Л. Любинского и В. К. Скатерщикова. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
  129. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя ЛО.Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др. / Под ред. H.A. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  130. , В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования / В. И. Панов // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. -М., 1997.
  131. , Л.Т. С любовью к родному краю / Л. Т. Пантелеева -Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1988. 120 с.
  132. , Л.Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага / Л. Т. Пантелеева, Э. К. Лявданский. Мурманск: МГПИ, 1994. — 118 с.
  133. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. АЛ. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. -171 с.
  134. Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей: Приложение к инструктивному письму Министерства образования РФ № 12 от 24 .03.1977 // Образование в документах. 1997. -Июнь (№ 12).-С. 68−69.
  135. Петру шин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Ветрушин М.: ВЛАДОС, 1997.-384 с.
  136. , В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дис.. доктора пед. наук. / В. И. Петрушин. М., 1991. — 38 с.
  137. , A.B. Синтез труда, науки и искусства в теории и практике С.Т. Шацкого / A.B. Плеханов // Народное образование. 1988. — № 7. — С. 78−80.
  138. , Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков: Дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Подповетная. Мурманск, 2007. — 210 с.
  139. , Е.В. Интегративный подход к эстетическому воспитанию подростков / Е. В. Подповетная // Дополнительное образование и воспитание. 2006. — № 9. — С. 24−29.
  140. Полезная инициатива, хорошие дела: Информационный сборник № 9/1. -1967/68. Мурманск: Мурманский областной институт усовершенствования учителей- Областной совет педагогического общества РСФСР, 1968.-52 л.
  141. , В.Д. Игровая технология праздничного досуга / В. Д. Пономарев. Кемерово, 1995.
  142. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. -М., 1996.
  143. Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 12.04. 1984 г. // Свод законов СССР. Т.З. — М., 1990.
  144. Постановление Правительства Мурманской области «О региональной программе «Развитие образования Мурманской области на 2002−2005 годы» от 11.02.2002 г. № 9-ПП // Мурманский вестник. 2002. — 18 января (№ 11).
  145. Постановление Правительства РФ О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003−2006 годы от 03.10.2002 № 732 // Российская газета. 2002. — 16 октября (№ 196).
  146. Постановление Правительства РФ О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» от 28.08.2001 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. 2003. — 03 сентября (№ 36).
  147. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
  148. Постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2004 № 221-ПП/6 «О Региональной комплексной программе «Дети Кольского Заполярья» на 2004−2006 годы // Мурманский Вестник. 2004. — 16 июля (№ 136).
  149. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / Отв. ред. Т. Н. Овчинникова. М.: Просвещение, 1986.
  150. Программа для отделений общего эстетического образования детских школ искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография) / Сост. Г. В. Курина.-М., 1983.-61 с.
  151. Программа. Музыка. 1−8 классы / Сост. Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева и др. М.: Просвещение, 1993. — 49 с.
  152. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  153. , В.А. Методика формирования эстетической культуры личности / В. А. Разумный. М.: ВНМИ НТИ КПР, 1985. — 71 с.
  154. , H.A., Павлова O.A. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика / H.A. Резник, O.A. Павлова СПб.: Информатизация образования, 2002. -73 с.
  155. , Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Ремнева. СПб., 1998. — 17 с.
  156. Реформа школы и профсоюзы / Под ред. В. Н. Большакова. М.: Профиздат, 1987, — 141 с.
  157. Решения Пленума ЦК ВЛКСМ // Сб. руководящих материалов о школе. -М.: Учпедгиз, 1952.-230 с.
  158. Романов, А.П. A.C. Макаренко о педагогическом значении клубов в детском коллективе / А. П. Романов // Советская педагогика. 1978. — № 3. -С. 71−73.
  159. , Н. Этот добрый и шумный дом / Н. Рыжова // Мурманский вестник. 1994. — 15 декабря.
  160. , O.A. Занятия хореографией в системе дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / O.A. Рындина. -М., 2004. -19 с.
  161. , Д.А. Традиции народно-музыкальной культуры в организации детского музыкального досуга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Д. А. Рьпов. СПб., 1995.- 17 с.
  162. , Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Учебно-методическое пособие / Д. А. Рытов. М.: Владос, 2001. -384 с.
  163. , Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. / Г. Н. Савельева. Великий Новгород, 2003. — 190 с.
  164. , Е.А. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. / Е. А. Савельева. Оренбург, 2002. ~ 177 с.
  165. Сборник программ дополнительного образования № 4: Из опыта работы педагогов Дворца «Лапландия»: Методики, технологии, системы. -Мурманск, 1995.
  166. Сборник программ дополнительного образования № 1: Из опыта работы Дворца «Лапландия» / Под ред. Н. П. Бахмач. Мурманск: МИПП «Север», 1995. — 117 с.
  167. , В. По курсу Дворца / В. Семенов // Полярная правда. 1996. — 4 декабря.
  168. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  169. , Г. П., Баратова, Н.М., Калмыкова, В. В. Интеграция основного и дополнительного образования как ресурс создания единого воспитательного пространства / Г. П. Синицына, Н. М. Баратова, В. В. Калмыкова // Бюллетень. 2003.- № 2. — С. 29−32.
  170. , Г. П., Михайлова, В.Е. Образовательное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования / Г. П. Синицына, В. Е. Михайлов // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — С. 30−33.
  171. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 26−32.
  172. , В.А., Подымова, JI.C. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, J1.C. Подымлва. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  173. , Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ: Дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Смольников. М. — Ульяновск, 2006.
  174. Собрание указаний и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства (СИУ) // Народное образование. 1933. — № 3. — С. 10.
  175. , А.Г. Человек, культура, традиция / А. Г. Спиркин // Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978, — С.5−15.
  176. , А. Центр внешкольной работы / А. Степанов. // Заполярная руда. 2002. — 17 августа.
  177. , В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1971. — 344 с.
  178. , В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  179. , В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1982.-206 с.
  180. , А.Г. Программа «Мир искусства» / А. Г. Схиртладзе. М.: МИРОС, 1996.-32 с.
  181. , P.A. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности / P.A. Тельчарова. М.: Просвещение, 1989. — 289 с.
  182. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  183. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Собрание законодательства РФ, 1995. № 12, С, 10−53, с изменениями и дополнениями, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 22.02.1997. — № 212. — М., 1997.
  184. Ш. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время / В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1982.- 135 с.
  185. , Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций: Дис. .канд. пед. наук. / Е. Г. Трудкова. Мурманск, 1998. — 167 с.
  186. , К. У Дома пионеров юбилей / К. Трушкова. // Полярная правда. — 1983. — 13 декабря.
  187. , К. Мост дружбы / К. Трушкова. // Полярная правда. 1986. — 19 июня.
  188. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень Гос. Комитета РФ по высшему образованию. -М, 1996. № 2. — С.2−60.
  189. , П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Федоров. Мурманск: МГПУ, 2004. 241 с.
  190. , А.Б., Солдатов, Т.П., Стрельникова, A.M. Программно-целевое управление деятельностью социальных институтов сферы свободного времени / А. Б. Фомина, Т. П. Солдатов, A.M. Стрельникова. // Дополнительное образование. 2002. — № 9. — С. 23−36.
  191. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблема изучения управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1986. — 235 с.
  192. , Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. Пособие / Г. И. Фролова. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
  193. , Т.В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусств в средней школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. / Т. В. Фуртаева. М., 1996. — 23 с.
  194. , И.Д., Эльконин, Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  195. , П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для учителя: Из опыта работы: (Сборник). М.: Просвещение, 1988. — 141 с.
  196. , Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб.: Алетей, 2001. — 320 с.
  197. , Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования / Л. В. Шамина. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — С. 135−154.
  198. , В.Н. Избранные педагогические сочинения / В. Н. Шацкая. М.: Уч. пед. гиз., 1958. — С.347
  199. , В.Н. Отчёт о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции / В. Н. Шацкая // На путях к новой школе. 1927. — № 1. — С. 52−70.
  200. , В.Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» / В. Н. Шацкая. // На путях к новой школе. 1927. — № 1. — С. 53−64.
  201. , В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства / В. Н. Шацкая. М.: АПН РСФСР, 1969. — 168 с.
  202. , С.Т. Что такое клуб? / С. Т. Шацкий. // Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 304 е.- Т.2 — 414 с.
  203. , В.Я. Репрессии в СССР против крестьян и судьбы спецпереселенцев Карело-Мурманского края. Мурманск, -2000. -341с.
  204. , С.А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М., 1996.
  205. , Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Н.Е. Щуркова. -М.: Новая школа, 1998.1. Архивные материалы
  206. Государственный Архив Мурманской области
  207. Оп. 2. Ед. хр. 2. Ф. 1188. On. 1. Ед. хр. 1,2.
  208. Государственный архив Российской Федерации Ф.1575. Оп. 4. Ед. хр. 30, 101,119.1. Оп. 3. Ед. хр. 164.
  209. Ф. 2306. Оп. 70. ЕД. хр. 2729, 2735, 2741,2742, 2800, 2905,2895,2788.
  210. Научный архив Российской Академии образования Ф. 18. Оп. 2. Ед. хр. 499.
  211. Ф. 40. On. 1. Ед. хр. 197.1. Оп.З.Ед.хр. 182,904.
  212. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 726.
  213. Ф. 77. On. 1. Ед. хр. 800.
Заполнить форму текущей работой