Краеведческий компонент как фактор гуманизации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения
Диссертация
К концу формирующего эксперимента была выявлена устойчивая тенденция количественного увеличения группы будущих специалистов, показывающих высокий и средний уровни показателей гуманизации образовательного процесса. Система организационно-педагогических условий привела к появлению социально-ценного содержания в развитии личностных и профессиональных качеств студентов: овладение знаниями… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ OCHQBbI ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
- 1. 1. Гуманистические основы становления российской системы образования со второй половины XVllI века
- 1. 2. Изучение роли учреждений среднего профессионального образования в подготовке будущих специалистов
- 1. 3. Теоретические предпосылки введения краеведческого компонента в образовательный процесс студентов техникума
- 2. 1. Организация и структура констатирующего этапа эксперимента
- 2. 2. Эффективность использования краеведческого компонента гуманизации образовательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении
Список литературы
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М.: Просвещение, 1990.-141 с.
- Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя.-Курган, 1999.68 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980−299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991.-306с.
- Аверкиева Г. В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: Автореф.канд. пед. наук.-Петрозаводск, 1996.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя.-Красноярск, 1998.-309 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования.-М.Московский психолого-социальный институт-Флинта, 2000.-296 с.
- Аксельрод В.И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования учащихся (на примере Санкт-Петербурга)//Дополнительное образование.-1999.-№ 2 .-С .9−12.
- Актуальные проблемы вузовский музеев в повышении уровня учебной и воспитательной работы//Материалы Всесоюзной научно-практической конференции.-Петрозаводск, 1990.
- Ю.Александров E.JI. Активизация внеучебной досуговой деятельности как фактор формирования валеологической культуры студентов (на примере технологического колледжа): Дисс.канд.пед.наук.-Калуга, 2003.-242 с.
- Н.Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и парктики.-Тюмень, 1997.-С.16−26.
- Амирова С.С. и др. Самоорганизация личности в процессеобучения //Педагогика.-1993 .-№ 5.-С.49−52.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М.:Изд-кий Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.338 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого самоопределения.-Казань:Изд-во Казанского ун-та.В 2кн.-1998.-320 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства.-М.:Академия, 1999.-160 с.
- Анисимов П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования //Модернизация системы среднего профессионального образования.-Калуга: Изд-кий педагогический центр «Гриф», 2002.-С.З-22.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.:Мысль, 1988.-178 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в,-М., 1984.
- Арнольдов А. И. Введение в культурологию.-М.:Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 .-352 с.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.-М.'Знание, 1978.-64 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности.-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-М.:Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.
- Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф. .канд.пед.наук.-Якутск, 1991.
- Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях//Педагогика.-1999.-№ 2.-С. 17−20.
- Ашурков В.Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение:Учеб.пособие.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1980.
- Бабакова Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. .доктора пед.наук.-М., 1996.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.-М.:Педагогика, 1977.-254 с.
- Балакина Т.И. История русской культуры (1Х-нач.ХХ вв.).Учеб.пособие.-М.:ЮНТУС, 1993.
- Барков А.С. О научном 1фаеведении. Еще раз о научном краеведении //Вопросы методики и истории географии.-М., 1961.
- Бахта В.В. Краеведение и музейное дело в СССР:Учеб.пособие.-М., 1977.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций //Развитие творческих и коммуникативных способностей личности.-Самара, 1996.-С.З-11.
- Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе //Социс.-2000.-№ 6.-С.51−57.
- Беликова Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального заведения:Дис.к.социол.н.-Белгород, 1999.
- Беляева А.П. Региональная система профессионального образования//Педагогика.-1993.-№ 4.-С.68−72.
- Бердяев Н.А.О назначении человека.-М.:Республика, 1993.-382 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества: Приложение к журн."Вопросы философии". -М.:Правда, 1989.-607 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.:Изд-во ин-та проф. образования МО России, 1996.-336 с.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога.-М.:Педагогика, 1988.-254 с.
- Бестужев-Лада И. В .Россия накануне XXI века.1904−2004.0т колосса к коллапсу и обратно.-М.:Рос.пед.агенство, 1997.-230 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность:(Филос. размышления о жизн. пробл.).-М.:Знание, 1990.-62 с.
- Бирюкова JI.B. Без истории нет будущего// Специалист.-1999.-№ 6.1. С. 27.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.:Наука, 1973 .-270 с.
- Бобнева М.И. Ценностные приоритеты личности и группы:социально-психологические исследования.-М., 1995.
- Бодалев А. А. Личность и общение,-М.:Междунар.пед.академия, 1995.-328 с.
- Бодренкова Е. Л. Педагогические возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности: Дисс.канд.пед.наук.-Калуга, 2002.-181 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика.-1997.-№ 4.-С.11−17.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика:личность в гуманистических теориях и системах воспитания.-Ростов-на-Дону:Тв-кий центр «Учитель», 1999.-С.250−258.
- Борев Ю.Б. Эстетика.-М.:Политиздат, 1969.-350 с.
- Братусь Б.С. Психология.Нравственность.Культура.-М.:Менеджер-Роспедагенство, 1994.-60 с.
- Бузов В.Я. Некоторые научные принципы педагогического краеведения// Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя.-Алма-Ата, 1993.
- Буторина Т.С. Учебный план школы с национально-региональным компонентом как способ интеграции в европейскую систему образования.-Архангельск, 1993.
- Валицкая А.П. Гуманитарное краеведение: задачи современной школы//Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе.-Спб., 1994.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.-М., 1988.
- Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы.-М.:МГПИ, 1985.-148 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание:Сб.научных трудов.-М. :Педагогика, 1993.-С.74.
- Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Автореф.канд.пед.н.-Липецк, 1999.
- Вишневский Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социс.-1997.-№ 10.-С.56−68.
- Волков Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение.-М. .'Молодая гвардия, 1989.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога:гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисс.д.пед.наук.-Спб., 1997.-65 с.
- Воротникова А.И. Использование традиций в воспитательной работе со студентами.-М., 1979.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред .В .В. Давыдова.-М. :Педагогика, 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства.-2-е изд. Испр. И доп.-М., 1968.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-М.:Педагогика, 19 821 984.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.-М.:ИПИ PAO, 1995.-C.3−13.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.-М.'.Российский гуманитарный научный фонд, 1995.-103 с.
- Галант Т.Г., Гурвич Е. М. Практические занятия по землеведению и краеведению:Учеб.пособие.-М. :Просвещение, 1988.
- Гарафуллина М.М. Ценностные ориентации студентов в учебнойдеятельности как объект педагогического воздействия //Единство обучения и воспитания студентов.-Казань, 1989.-С.118−228.
- Гершунский Б.С. Философия образования.-М.:Московский психолого-социальный институт-Флинта, 1998.-432 с.
- Гладкий Ю.Н. Регионоведение.-М.:Гардарики, 2000.
- Голуб Н.К. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация в условиях профессиональных училищ:Автореф. .к.пед.н.-Брянск, 2000.
- Городецкая З.Д. Воспитание историей //Среднее специальное образование.-2000.-№ 5.-С.40.
- Грабовский Ю.А. Трудовое воспитание подростков в системе туристско-краеведческой деятельности.-М., 1990.-16 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях/Под ред. М.:Ин-т пед. инноваций РАО- Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука.-М., 1995.-115 с.
- Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения).-Омск:Омск.пед.ин-т, 1995.-221 с.
- Гуманистическая воспитательная система: Вопросы теории /Под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика.-М.-Владимир, 1993.-120 с.
- Гуманистическая направленность педагогики:(Ист.-пед.аспект).-Пятигорск, 1993 .-84с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования /Под общей ред.акад.РАО В. Л. Матросова.-М.:Прометей, 1999.-116 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред.Н. Л. Селивановой.-М.:Пед.об-во России, 1998.-336 с.
- Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика.-2000.-№ 10.-С.32−38.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования.-М. :ЛОГОС, 2000.
- Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства //Советская педагогика.-1989.-ЖЗ ,-С.З 3 -3 7.
- Джиринский А.Н. Развитие образования в современном мире.-М.:Владос, 2000.-200 с.
- Додонов В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами конца XIX начала XX вв. общечеловеческих и национальных духовных ценностей //Образование:идеалы, ценности.-1995.-С.53−80.
- Дубровина И.В. Мы живем среди людей:Кодекс поведения.-М.:Политиздат, 1989.-44 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М.:Педагогика, 1987.-181 с.
- Иванов П.В. Значение краеведения в осуществлении связи школы с жизнью //Советская педагогика.-1961.-№ 9.-С.83−88.
- Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы:Автореф.д.пед.н.-Петрозаводск, 1966.
- Иванов П.В. Основы школьного краеведения : Учеб.пособие.-Петрозаводск, 1977.
- Иконникова С.Н. Молодежь и культура.-М.: Знание, 1989.-61 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы.-Москва-Белгород, 1993.-219 с.
- ЮЗ.Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис.д.пед.н.-М., 1995. *
- Каптерев П.Ф. Избр.пед.соч./Под ред.А. М. Арсеньева.-М. :Педагогика, 1982.-С.323.
- Каптерев П.Ф. Общечеловеческие идеалы в теории средней школы. Педагогика Н. И. Пирогова //Педагогика.-1995.-№ 5.-С.64−75.
- Катович Н.К. Идейно-нравственное воспитание школьников-подростков в краеведческой деятельности.-Минск, 1988.
- Кашин М. Краеведение важнейшее средство обучение ивоспитания//Народное образование.-1964.-№ 5 .-С. 18−21.
- Квартальнов В.А. Туризм.-М.:Финансы и статистика, 2000.111 .Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности /Теория и дидактика/:Учеб.пособие к спецкурсу.-Л., 1991.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности.-М. :МГИК, 1993.
- З.Козырев В. А. Построение модели гуманистической образовательной среды // Педагог. Наука, технология, практика.-Барнаул.-1999.-№ 2.-С.26−32.
- Колесникова И.А. и др. Петербургская концепция.Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания.-Спб:Ун-т пед. мастерства, 1994.-55 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.Политиздат, 1984.-208 с.
- Константинова Т.В. Подготовка будущего учителя географии к формированию экологической культуры школьников средствами краеведения:Автореф.канд.пед.н.-Калуга, 2004.-21 с.
- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект).-М.:Логос, 2001.-24 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование:традиции и перспективы.-М.:ИТП и МИО РАО, 1993.-135 с.
- Коханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе /Сер."Система воспитания в высшей школе"-Вып.З ,-М., 1994.
- Краеведение в сфере культуры и искусства. Материалы научно-практических конференций /Под ред.НВ.Карташева.-Калуга, 2002−2003 гг.
- Краеведение:Учеб.пособие/Отв.ред.А. В. Дарвинская.-Л., 1985.
- Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа//Гуманизация образования.-1994.-№ 1 .-С.42−44.
- Краткий словарь современных понятий и терминов.-М., 1993.
- Кривов С.И. Педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущих технологов пищевой промышленности: Дисс.канд.пед.н.-Калута, 2000.-192 с.
- Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении.-М.:ИЦ «Академия», 1999.
- Кудрявцев П.С. Курс физики.-М.:Просвещение, 1982.
- Кульневич С.В. Педагогика личности.Лекционно-практический курс.-Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания.-3-е изд., испр. И доп.-Воронеж, 1997.-184 с.
- Кулюткин Ю.Н. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование.-Спб., 1992.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-2-е изд.-М.:Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И.Я. О роли человека в истории /Преподавание истории в школе.-1990.-№ 2.-С. 138−142.
- Лесгафт П.Ф. Избранные пед.сочинения.В 2 т.-М., 1951.-Т.1.-С.112.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).-Самара:Изд-во СИУ, 1997.-85 с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).-Самара, 1997.-84 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.-М.:Прометей, 1993.-527 с.
- Лихачев Б.Т. Философия образования.-М.:Прометей, 1995.-282 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском.-М.:Сов.Россия, 1981.-71 с.
- Лярский П.А. Пособие по краеведению.-Минск, 1966.
- Мазбаев О.П. Подготовка будущих учителей к руководству туристско-краеведческой деятельностью со школьниками:Автореф.канд.пед.н.-Алма-Ата, 1993.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.-М., 1983−1986.-Т.1.- С. 249.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)//Пед.сочинения:В 8 т.-Т.4.-М.: педагогика, 1984.
- Макаренко А.С. Собр.соч. В 4 т.-М.:Изд-во «Правда», 1987.
- Малышевский А.Ф. Философия образования:Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры.Детство.-Спб.,"Иван Федоров", 2001.-304 с.
- Мартышин B.C. Твоя родословная: Учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной /Серия «Духовно-нравственные основы семьи». -М.:000 «Школьная Пресса», 2000.
- Масленникова В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура.-Казань, 1994.-112 с.
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.-Орел, 1994.138 с.
- Масолова JI.M. Изучение региона как этнокультурной ценности //Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе.-Спб., 1994.
- Миженская Э.Ф., Р.Н.Самар Культура и рынок //Вестник Московского университета. Серия 6.-С.61−70.
- Милонов Н.П., Кононов Ю. Ф., Разгон A.M. Историческое краеведение.-М., 1969.
- Мирошниченко И. Комплексное использование материалов края //Народное образование.-1984.-№ 5.-С.78−79.
- Мисько В.Б. Идеи личностно-ориентированного образования в отечественной педагогике конца Х1Х-начала XX веков и их реализация в современной теории и практике (на примере Брянщины): Дис.канд.пед.н.-Брянск, 2003.-141 с.
- Модернизация среднего профессионального образования: Докладо ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. на 111 съезде Союза директоров средних учебных заведений.-М., 2003.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.:ИЦ «Академия».2001.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика.М.:Академия, 2000.-200с.
- Музыкальное краеведение. Материалы научно-практических конференций /Под ред.Н. В. Карташева.-Калуга, 1998−2001 гг.
- Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского.-М:РАО Институт развития личности, 1994,-184 с.
- Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.-М., 1986.
- Наумов Б.И., Ламашев А. Л. Сущность и содержание педагогического краеведения //Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя.-Алма-Ата, 1986.
- Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования.Вып.4.-М., 1992.
- Национальные ценности образования: история и современность/Под ред.З. И. Равкина.-М.:ИТОР РАО, 1996.-295 с.
- Никандров Н.Д. Россия.-ценности общества на рубеже XXI века.-М., 1997.-144 с.
- Никонова М.А. Землеведение и краеведение.-М.: ИЦ «Академия», 2000.163 .Новиков А. М. Профессиональное образование
- России:(Перспективы развития).-М.:ИЦПНПО, 1997.-253 с.
- Парай Э.Э. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к использованию краеведения во внешкольной работе: Автореф. .канд.пед.н.-М., 1990.
- Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи//Социс.-1997.-№ 10.-С.69−78.173 .Педагогика/Под ред.П. И. Пидкасистого.
- М.:Роспедагентство, 1995.-638 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность.Коллектив.-М.Политиздат, 1982.-255 с.
- Пирогов Н.И. Избр.пед.соч.-М., 1985.
- Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся:Дис.д.пед.н.-М., 1994.
- Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе /Под ред.В. С. Мухиной.-М.:МГПИ, 1987.-151 с. 178 .Прус И. Т. Подготовка к краеведческой работе в вузе //Советская педагогика.-1986.-№ 8.-С.82−84.
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т.-М.-Л., 19 371 959.
- Решетников Н.И. Музееведение.-М.:МГУКИ, 2000.-180 с.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности.-М.:Ин-т развития личности, 1996.-144 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий //Вестн.Моск.ун-та.-Сер.14.Психология.-1990.-№ 10.-С.58−65.
- Ромаева И. Б .Гуманистические идеи русской педагогики середины Х1Х-начала XX вв. и их реализация в современной школе: Дис.канд.пед.н.-Ставрополь, 1993.-С.32−99.
- Романцев Г. М. Высшее рабочее образование:гуманистический аспект //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр.-Вып.З.-Екатеринбург:Изд-во «СВ-96», 1998.-С.64−68.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл.ред. В. В. Давыдов.Т. 1 .-М., 1993.
- Рубанова Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью: Автореф.канд.пед.н.-М., 1965.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.-2-е изд.-М.:Педагогика, 1976.-368 с.
- Садовская B.C. Педагогические основы формирования культуры быта.-М.:МГУК, 1996.-203 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ.-М.:Наука, 1974.-279 с.
- Саральпов З.С. Формирование исторических знаний о родном крае как действенное средство воспитания патриотов-интернационалистов.-М., 1990.
- Светлова Н. Социальный портрет ученика современной школы //Учитель.-1999.-№ 4.-С.9.
- Семенов В.Д. Педагогический процесс:социально-педагогическийаспект.-Свердловск, 1990.-120 с.
- Семушкина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях:Учеб.пособие для преп. учреждений среднего профессионального образования.-М., 2001.
- Сериков В. В .Личностный подход в образовании: концепция и технология. -Волгоград, 1994.-152 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент.Характер.Личность.-М., 1984.
- Скрипченко С.Н. Развитие государственного гимназического образования в России в конце Х1Х-начале XX веков (на примере Брянщины):Автореф.дис.канд.пед.н.-Брянск, 2000.
- Скробов А.П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ //Социально-политический журнал.-1996.-№ 4.-С. 144−152.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования /Магистр.-1994.-№:.-С.З-8.
- Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе.-М. :просвещение, 1987.
- Смирнова Л.В. Использование педагогического краеведения как средства формирования профессиональных умений у студентов педвузов// Повышение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков учителя.-Тула, 1991.
- Смирнова Л.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Автореф. .канд.пед.н.-Кострома, 1992.
- Смирнова Н.А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. к.пед.н.-Спб., 1995.
- Советский энциклопедический словарь.-М., 1979.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: Дисс. д.филос.н.-Л., 1981.
- Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической деятельности.-М., 1997.
- Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств.-М.-Белгород, 1998.
- Солдатенков А.Д. Национальная культура и подросток //Педагогика.-1993 .-№ 1 .-С.
- Становление специалиста /Под ред.Е. С. Смирновой.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-134 с.
- Ю.Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени.-М.:МГИК, 1991.-116 с.
- Строев К.Ф. Краеведение.-М., 1974.
- Сухомлинский В.А. Избр. Произведения: В 5 т.-Т. 1 .-Киев.
- Сухомлинский В.А. Избр. Произведения: В 5 т.-Т.2.-Киев.
- Сухомлинский В.А. Избр.произведения:В 5 т.-Т.4.-Киев.
- Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост.С.Соловейчик.-МлПолитиздат, 1973.-272 с.
- Талалакина О.И. Краеведение и задачи библиотековедов //Советское библиотековедение.-1973 .-№ 5 .-С. 18−25.
- Теоретические основы обучения в советской школе /Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М. :Педагогика, 1989.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып.11.-М.Д947.-С.7−26.
- Титов Б.А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества: Автореф. доктора пед.н.-М., 1994.
- Ткаченко Е.В. Реформа образования в Российской Федерации //Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования /Российско-американский семинар по проблемам образования. 25−27 мая 1993 г.: Пленарные докл. Екатеринбург, 1993.
- Толковый словарь русского языка /Под ред.Д. Н. Ушакова.-М., 1938.-Т.2.-С.371,695.
- Толстой JI.H. Общие замечания для учителя //История педагогики в России: Хрестоматия.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-С.248.
- Толстой Л.Н. Сельский учитель // Педагогические сочинения.-М.:Педагогика, 1989.-С.45−46.
- Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика.-1996.-№ 4.-С.9−13.
- Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: В 2 т.-Т.1.-М., 1974.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.-М. :Педагогика, 1974, Т.1,-С.237.
- Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»// К. Д. Ушинский.Пед.соч.: В 6 т./Под ред.С. Ф. Егорова.-М., 1989.-Т.4.-С.118.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.-М.:Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-512 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития.-М.:НИИ семьи и воспитания РАО, 2000.-160 с.
- Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова.-М.:Политиздат, 1991.-559 с.
- Философский словарь: 2-е издание, перераб. и доп.- Мн.: Интерпрессервис., Книжный дом, 2001.-1280 с.
- Фрадкин Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С .Т.Шацкого.-М. :Прометей, 1993.-176 с.
- Фролов И.Т. Наука-ценности-гуманизм//Вопросы философии.-№ 3.-С.27−41.Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики.-М.:Наука, 1982.-185 с.
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова.-М., 1972.
- Хрестоматия по истории школы и педагогике в России.-М. Просвещение, 1986.-С.324−325.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Подред.Ш. И. Ганелина.-М., 1974.
- Черноушек М. Психология жизненной среды.-М.:Мысль, 1989.174 с.
- Шарапова Е.Л. Гуманистическая направленность педагогической концепции Л.И.Поливанова:Автореф. Дис.канд.пед.н.-Смоленск, 2002.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.-Ростов-на/Д. :АО"Цв.Печать», 1995.-310 с.
- Шкиндер В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике //Понятийный аппарат педагогики и образования.Вып.З.-Екатеринбург:Изд-во «СВ-96», 1998.-С.32−49.
- Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация:сущность, направления, механизм реализации: Автореф. .д.филос.н.-М., 1992.
- Шпенглер О. Закат Европы.-М.-Пг., 1923.
- Щерба Н.Н. Библиотечное краеведение:сущность, внутренняя структура и внешние связи //Советское библиотековедение.-1992.-№ 5−6.-С.67−76.
- Юньев И.С. Беседы о краеведении.-М."Знание, 1966.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М. :Сентябрь, 1996.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе.-М., 2000.