Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Краеведческий компонент как фактор гуманизации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К концу формирующего эксперимента была выявлена устойчивая тенденция количественного увеличения группы будущих специалистов, показывающих высокий и средний уровни показателей гуманизации образовательного процесса. Система организационно-педагогических условий привела к появлению социально-ценного содержания в развитии личностных и профессиональных качеств студентов: овладение знаниями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ OCHQBbI ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Гуманистические основы становления российской системы образования со второй половины XVllI века
    • 1. 2. Изучение роли учреждений среднего профессионального образования в подготовке будущих специалистов
    • 1. 3. Теоретические предпосылки введения краеведческого компонента в образовательный процесс студентов техникума
    • 2. 1. Организация и структура констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 2. Эффективность использования краеведческого компонента гуманизации образовательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении

Краеведческий компонент как фактор гуманизации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные преобразования в жизни нашего общества конца XXначала XXI веков повлекли за собой значительные изменения в мировоззрении людей, в культуре, образовании. С возникновением, зарождением классической модели образования его задачи трактовались гораздо шире: там было гораздо больше и гуманистических, и гуманитарных идей. Однако со временем ход развития цивилизации привел к выхолащиванию культурной проблематики, к выделению обучения, ориентированного не на формирование личности, а на подготовку функционера-профессионала. Не случайно специфической чертой современной цивилизации является обострение экологических, энергетических, социальных, технологических, образовательных проблем, разрешение которых связывается с гуманизацией всех сфер деятельности человека, с общечеловеческими ценностями. В России с конца восьмидесятых годов XX века актуализируется новая образовательная парадигма, провозгласившая в качестве примата образования его направленность на формирование и развитие личности (М.Н.Берулава,.

A.А.Бодалев, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Э. Н. Гусинский,.

B.И.Данильчук, В. В .Сериков и др.).

Закономерным стало появление основополагающих для образования документов («Закон об образовании» 1992 г., «Национальная доктрина образования» 2000 г., «Программа развития педагогического образования на 2001;2010 гг.»), в которых в качестве приоритетных определяется гуманизация и гуманитаризация образования. Под гуманизацией образования понимается его целевая направленность на процесс формирования и развития личности средствами обучения, воспитания и коррекции, обеспечение условий для ее самоопределения, самоорганизации, самореализации, подразумевающими раскрытие способностей, склонностей, удовлетворение интересов и потребностей, а также создание комфортных условий для личности в образовательном процессе (атмосферы оптимизма, успеха, радости).

Под гуманитаризацией понимается насыщение содержания образования объектами, идеями, ценностями, проблемами, представляющими общечеловеческий интерес, применение в преподавании, например, естественных наук элементов и методов гуманитарных знаний.

Проблема гуманизации в равной степени актуальна как для общего, так и для профессионального образования. Гуманистическая роль образования рассматривалась в философии (начиная с античной философии и философии Нового времени — Конфуций, Платон, Сократ, В. да Фельтре, Т. Мор, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.- Н. А. Бердяев, С. НБулгаков, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк и др.), психологии (К.А.Абульханова-Славская, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс и др.). Гуманистические воззрения нашли свое отражение в научных трудах отечественных и зарубежных педагогов (П.П.Блонский, К. Н. Вентцель, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Р. Штейнер и др.), современных исследователей различных аспектов подготовки будущего учителя (П.Р.Атутов, П. Н. Андрианов, Е. В. Бондаревская, М. А. Вейт, Н. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, Н. Ф. Маслова, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенин и др.).

Это объективно актуализировало проблему гуманизации подготовки специалистов среднего профессионального образования. Недостаточная разработанность и представленность краеведческого компонента в учебном плане снижает его направленность на формирование и развитие личности, профессиональную подготовленность будущих специалистов.

Вышеизложенное явилось причиной возникновения противоречия между объективно возрастающей потребностью современного общества в реализации гуманистической парадигмы образования и недостаточной разработанностью краеведческого компонента подготовки специалистов в условиях гуманизации профессионального образования.

Актуальность, многоаспектность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Краеведческий компонент как фактор гуманизации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения».

Объектом исследования явился педагогический процесс в среднем профессиональном учебном заведении.

Предметом исследования — краеведческий компонент образования в среднем профессиональном учебном заведении.

Цель исследования состояла в разработке, теоретическом обосновании и практической апробации организационно-педагогических условий применения краеведческого компонента гуманизации подготовки студентов среднего профессионального учебного заведения.

Гипотеза исследования строится на предположении того, что введение краеведческого компонента будет фактором гуманизации образовательного процесса студентов среднего профессионального учебного заведения, если:

— будет последовательно реализовываться принцип гуманитаризации образования;

— содержание учебных предметов будет коррелировать с внеучебными видами деятельности студентов;

— созданы организационно-педагогические условия использования краеведческого компонента в образовательном процессе;

— гуманизация и гуманитаризация образования является ценностью и ориентиром деятельности педагогов среднего профессионального учебного заведения, стимулирующих профессиональноличностный рост будущих специалистов;

Гипотеза и цель исследования определили его задачи:

1. Рассмотреть сущность гуманитаризации в органической связи с гуманизацией образования будущих специалистов;

2. Выявить организационно-педагогические условия введения краеведческого компонента в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения, способствующий его гуманизации;

3. Обосновать и экспериментально проверить возможности использования краеведческого компонента в процессе гуманизации образовательного процесса.

4. Разработать содержание деятельности педагогов образовательного учреждения через систему учебных и внеучебных занятий, общегуманитарной и общепрофессиональной подготовки, развивающего социально-педагогического взаимодействия учебного заведения с социальными институтами края.

Методологической основой исследования явились философские, педагогические, психологические концепции, раскрывающие гуманизм как ценностную ориентацию системы образования. Исследование опиралось на положения философско-образовательных исследований (Г.С.Батищев, М. М. Бахтин, М. Н. Берулава, Б.М.Бим-Бад, Б. С. Гершунский, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров и др.) — классических педагогических трудов (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — гуманистической психологии (А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) — психологических и педагогических теорий личности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.) — комплексного изучения профессионального обучения и воспитания (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, М. И. Махмутов, К. К. Платонов и др.) — педагогической деятельности (О.С.Анисимов, В. И. Загвязинский, В. Б. Любарский, Е. С. Комраков и др.) — концепции формирования ценностных ориентаций (Л.П.Буева, В. И. Додонов, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский и др.) — образовательно-воспитательной деятельности в социально-педагогическом, социокультурном, социально-психологическом аспектах (А.И.Арнольдов, С. А. Беличева, Е. П. Белозерцев И.В.Бестужев-Лада, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, И. А. Зимняя,.

И.А.Колесникова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов и др).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по педагогике, психологии. Философии, методологии, краеведению) и эмпирические (анализ образовательных стандартов, программ, учебных планов, пособийанализ педагогического опытапедагогическое моделированиенаблюдение, интервьюирование, анкетирование и тестированиепедагогический экспериментметоды статистической обработки экспериментальных данных) в их единстве и взаимосвязи.

Организация и этапы исследования.

Эмпирическую базу исследования составили опытно-экспериментальная работа, анализ 8-летнего опыта работы автора в качестве преподавателя, заместителя директора по учебной работе, директора Вяземского политехнического техникума.

Экспериментальной базов исследования являлись Вяземский политехнический техникум, Вяземский колледж бизнеса и предпринимательства, Вяземское медицинское училище. В исследовании принимало участие 284 учащихся 1−3 курсов, 36 преподавателей и педагогов дополнительного образования.

Организация исследования проводилась поэтапно в течение шести лет.

На первом этапе (1996;1998 гг.) осуществлялось изучение и анализ литературы по теме исследования, стандартов, учебных программ и планов работы средних профессиональных учебных заведений. В результате была заложена теоретическая база исследования, определены его основные направления. На этом же этапе диссертант изучал особенности краеведения Смоленского региона, систематизировал материал архивов и литературных публикаций о великих россиянах, проживавших на Смоленщине и прославивших свою Родину. Проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1998;2000 гг.) разработана теоретическая база исследования, введен краеведческий компонент гуманизации предметов учебного плана, составлена программа взаимосвязи учебных и внеучебных занятий учащихся. Осуществлялось пилотажное исследование. Выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, определяющие краеведческий компонент гуманизации политехнического образования студентов среднего профессионального учебного заведения.

На третьем этапе (2000;2003 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации организационно-педагогичесмких условий эффективного использования краеведческого компонента гуманизации образования студентов политехникума. Анализировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, вырабатывались практические рекомендации по внедрению результатов работы в профессионально-педагогическую практику, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы использования краеведческого компонента в качестве фактора гуманизации образования студентов среднего профессионального учебного заведения. В работе:

— определены сущность и содержание краеведения в качестве компонента процесса становления личностных и профессиональных качеств студентов техникума;

— установлены основные тенденции развития краеведения в качестве составляющей образовательного процесса, используемой в учебной и внеучебной деятельности студентов;

— выделены компоненты (когнитивный, действенно-операционный, мотивационно-ценностный) и уровни гуманизации образовательного процесса, значимые в плане диагностики личностного и профессионального становления будущего специалиста;

— теоретически обоснованы и эмпирически проверены организационнопедагогические условия реализации краеведческого компонента в качестве фактора гуманизации образовательного процесса.

Наиболее значимые результаты, полученные лично соискателем, их теоретическая значимость:

— определены сущность и содержание краеведения в качестве компонента процесса становления личностных и профессиональных качеств студентов техникума;

— установлены основные тенденции развития краеведения в качестве составляющей образовательного процесса, используемой в учебной и внеучебной деятельности студентов;

— выделены компоненты (когнитивный, действенно-операционный, мотивационно-ценностный) и уровни показателей гуманизации образовательного процесса, значимые в плане диагностики гуманизации личностного и профессионального становления будущего специалистатеоретически обоснованы и эмпирически проверены организационно-педагогические условия реализации краеведческого компонента в качестве фактора гуманизации образовательного процесса.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты создают предпосылки для проектирования, осуществления и дальнейшего диагностирования процесса гуманизации образования студентов среднего профессионального учебного заведения. Комплекс организационно-педагогических условий гуманизации образовательного процесса может быть использован в учебно-воспитательной практике учреждений среднего профессионального образования. Разработанные методические рекомендации помогут руководителям образовательных учреждений системы профессионального образования актуализировать социокультурные особенности региона, осуществлять диагностику гуманизации профессионального образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, соответствующими целям и задачам исследованияприменением комплекса апробированных диагностических методовпроверкой результатов посредством их реализации в учебно-воспитательном процессе учреждений среднего профессионального образованияколичественным и качественным анализом факторов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую стороны исследуемой проблемы, широким обсуждением результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем личного участия диссертанта в констатирующем и формирующем экспериментах, в ходе опытной работы в Вяземском политехническом техникуме.

Основные теоретические положения диссертации, полученные результаты, выводы и рекомендации нашли отражение в докладах и выступлениях, изложенных автором на научно-практических конференциях, чтениях, семинарах работников профессионального образования:"Социально-педагогическое направление деятельности вузовского преподавателя"(Вязьма, 1999 г.) — «Проблемы повышения качества подготовки специалистов"(Москва, 1999;2002 гг.) — «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования"(Москва, 2003 г.) — «Молодежь и наука XXI века"(Смоленск, 2002 г.)-«Краеведческое содержание образовательного процесса в учебном заведении"(Вязьма, 2003 г.) — «Региональные особенности развития современного образования"(Смоленск, 2004 г.). Материалы исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Калужского филиала Российского государственного гуманитарного университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Краеведение как компонент образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения способствует реализации принципа гуманитаризации образования, а в конечном итоге и гуманизации образования, поскольку оно тесно связано с культурой (совокупностью способов взаимодействия поколений по освоению человеческой культуры на конкретной территории) — научно-педагогическими знаниями (изучением истории и современного состояния сферы образования края в общероссийском контексте) — социальной практикой человека (совокупностью способов взаимодействия поколений по освоению системы социальных норм и отношений в обществе).

2. Организационно педагогическими условиями использования краеведческого компонента в образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения является интеграция учебных предметов с внеучебными занятиями студентовнасыщение содержания образования материалами краеведческого характерацеленаправленная поисковая работа учащихся на учебных и внеучебных занятияхвзаимодействие образовательного процесса в техникуме с возможностями других социальных институтов региона влиять на гуманистическую направленность становления личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.

3. Социально-педагогическое содержание деятельности педагогов среднего профессионального учебного заведения, ориентированное на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, направлено на получение знаний позитивных краеведческих традиций в различных сферах профессиональной деятельности, выявление взаимосвязи нравственно-эстетических, социальных и краеведческих знанийна развитие умений изучать, оценивать и использовать краеведческий материал, осознание значимости проведения краеведческой деятельности, формирование ценностных ориентаций учащихся на освоение культуры, развитие профессиональной компетенции, самореализацию.

Для реализации указанных выше положений необходима следующая работа, связанная с включением краеведческого компонента в учебные и внеучебные занятия в качестве дополнительной педагогической возможности, способствующей личностному и профессиональному самосовершенствованию с помощью краеведческого материала в учебное и внеучебное время.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Сегодняшнее представление о профессиональном образовании сопряжено с такими процессами, как гуманизация и гуманитаризация. Однако процесс гуманизации должен включать в себя не только обучающие мыслительные механизмы, потому что учебный материал, облеченный в форму понятий, суждений, умозаключений, принципов, законов, формул, опирается, в основном, на сознание и описывается с помощью языка. Отражение действительности в этом случае носит дискретный характер, что лишает человека полноты и целостности восприятия.

Обращение к творческому воображению будущего специалиста связано с необходимостью развивать творческое воображение будущего специалиста, поскольку это позволит не только дать последнему полную и точную информацию об окружающей действительности и о себе, но и органично свяжет ее в целостную картину мира, на фоне которой молодой человек будет отчетливо видеть свое место, понимать свою роль и значение.

Одним из факторов гуманизации и гуманитаризации профессионального образования становится краеведческий компонент. Последний существенно повлиял на содержание учебной и внеучебной деятельности студентов, обеспечил взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса. Нужно признать, что внеучебная деятельность в профессиональных учебных заведениях зачастую была изолирована от учебной деятельности студентов, что снижало эффективность становления профессиональных и личностных качеств студентов. Досуговый вариант внеучебной деятельности нередко носил стихийный характер и превращался только в развлекательную форму.

Педагогические возможности использования краеведения в политехническом техникуме были направлены на минимизацию стихийных элементов и превращения внеучебную деятельность студентов в целенаправленный процесс обучения, развития, воспитания. Поэтому нами актуализировалось проектирование образовательного пространства техникума, формирования субъектной позиции студентов в ходе их профессионального и личностного становления. Изменилось и стало принципиально иным наше отношение к деятельности преподавателя техникумаб все более привлекательными и перспективными становятся социально-педагогические функции педагога, а не только функции преподавателя-предметника, ориентированные лишь на обучение студента. Изменение педагогической позиции преподавателя-предметника к своей роли сделало реальным механизм создания партнерских отношений преподавателей со студентами, а сам образовательный процесс — личностно-ориентированным.

Императив гуманитарных инвариантов становления будущего специалиста побудили изменить содержание и технологию образовательного процесса в учебном заведении. Показателем этого является ориентация на развитие и саморазвитие личностных и профессиональных качеств студента на основе гуманизации учебной и внеучебной деятельности. В этом же ряду находится гуманизация отношений между педагогами и студентами, их социально-партнерский характер. Важным условием гуманизации стала интеграция учебной и внеучебной деятельности, позволившая успешно формировать и развивать рефлексивные механизмы интеллектуальной деятельности студентов, их самоконтроль, самооценку, прогнозирование ошибок и затруднений, что ускоряло и стимулировало становление личности будущего специалиста.

Во второй главе диссертации представлены материалы констатирующего и формирующего экспериментов, дана их сравнительная характеристика, которая создает достаточно полную картину деятельности будущих специалистов в учебное и внеучебное время. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций учащейся молодежи, показателей гуманизации образовательного процесса дает представление об устойчивой тенденции к концу формирующего эксперимента увеличения группы студентов, имеющих высокий и средний уровни показателей. Система мер, носящих формирующий характер, привела к появлению иного содержания в развитии личностных качеств обучающихся: обогатилось и стало устойчивым их знание краеведческих традиций, тенденций в разнообразных сферах человеческой деятельностиреальной стала взаимосвязь нравственно-эстетических социальных и краеведческих знаний в образовательном процессепоявилось умение изучать, анализировать, оценивать и использовать краеведческий материал на учебных и внеучебных занятиях, социокультурных проектахсформировалась потребность в личностном и профессиональном самосовершенствовании, самообразовании с помощью краеведческого материала, личном участии на научно-практических конференциях, форумах с докладами, сообщениями и обсуждении тем своих выступлений на профессиональном уровне. Анализ данных тенденций позволяет актуализировать переход студентов в стадию самостоятельно развивающихся феноменов, гуманизирующих сферы своей жизнедеятельности.

Результаты формирующего эксперимента выявили устойчивую тенденцию увеличения более чем в два раза количества студентов, систематически занимающихся разнообразными видами внеучебной деятельностисокращения числа обучающихся с низким уровнем показателей гуманизации образовательного процесса. Естественным стал переход этих студентов в группы с более высокими уровнями (средним и высоким). Данное обстоятельство объясняется тем, что созданные педагогические условия были целенаправлены на формирование интереса студентов к краеведческому содержанию образовательного процесса, разнообразным формам внеучебной деятельности, отвечающим в полной мере потребностям обучающихся в их личностном и профессиональном развитии.

Взаимосвязь учебных и внеучебных занятий приобрела системный характер, а внеучебная деятельность тесно взаимосвязана с общими гуманитарными и социально-экономическими, математическими и общими естественнонаучными, общепрофессиональными дисциплинами. Педагоги образовательного учреждения в соответствии с требованиями учебно-воспитательного процесса стали использовать социально-педагогические функции, позволявшие выполнять роль посредника, аниматора, эксперта, организатора, защитника интересов учащейся молодежи и др. Постепенно сам техникум расширял зону своего образовательного пространства, субъектами которого становились социальные институты в самых различных сферах профессиональной деятельности, осуществлял данную целенаправленную взаимосвязь в интересах будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многочисленные проблемы, возникающие в процессе образования современной молодежи, становятся основанием для системного изучения факторов становления будущих специалистов. Проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что подготовка будущих специалистов реализует краеведческий компонент гуманитарной направленности. Это обусловлено:

— исторической закономерностью гуманизации общего образования, данными современной науки и практики профессионального образования, императивом которого выступает гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;

— влиянием ориентированного на личностные и профессиональные интересы и потребности обучающихся содержания учебно-воспитательной деятельности, интеграции внутреннего и внешнего потенциалов среднего профессионального учебного заведения;

— введением и развитием социально-педагогической модели деятельности педагогов техникума, а также самого образовательного учреждения, становящегося открытой социально-педагогической системой;

— актуализацией и включением краеведческого содержания в учебную и внеучебную деятельность студентов, что гуманизирует образовательное пространство учебного заведения, динамизирует процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся, повышает уровень показателей гуманизации образовательного процесса (повышает роль знаний краеведческих традиций, тенденций в разнообразных сферах профессиональной деятельности, реализует взаимосвязь нравственно-эстетических социальных и краеведческих знаний в образовательном процессевооружает умением изучать, анализировать, оценивать и использовать краеведческий материал в учебной и внеучебной деятельности, вооружает практической готовностью и потребностью применять краеведческий материал в личностном и профессиональном росте, убежденностью в социальной необходимости осуществлять краеведческую деятельность).

В диссертации показаны теоретические основы гуманизации среднего профессионального образования. Причем анализ проблемы исследования позволил установить сущность и содержание краеведения в качестве компонента становления личностных и профессиональных качеств студентов техникума, разработать и теоретически обосновать применение краеведческого компонента. В исследовании были установлены основные тенденции развития краеведения в качестве составляющей образовательного процесса, используемого в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Кроме этого, краеведение представлено представлено в интегративном качестве: области культуры в виде совокупности способов взаимодействия разных поколений людей по освоению человеческой культуры Смоленской областинаучно-педагогического знания в ходе изучения истории и современного состояния сферы образования Смоленского края, сочетания традиционных и нетрадиционных направлений гуманизации учебно-воспитательного процессасоциальной практики людей как совокупности способов взаимодействия поколений по освоению системы социальных норм и отношений в обществе.

Диссертантом выделены контрольные показатели (когнитивный, действенно-операционный, мотивационно-ценностный) и уровни показателей гуманизации образовательного процесса, значимые в плане диагностики гуманизации личностного и профессионального становления будущего специалиста.

Педагогическое изучение сущности гуманизации образования студентов среднего профессионального учебного заведения привело к осознанию необходимости разработать и проверить эффективность организационно-педагогических условий реализации целостной программы, использующей краеведческий компонент в качестве фактора усиления гуманизации учебно-воспитательного процесса. Причем гуманизация образовательного пространства техникума осуществлялась путем интеграции учебной и внеучебной деятельности будущих специалистов, субъект-субъектного взаимодействия студентов с преподавателями, использования социально-педагогического проектирования, прогнозирования и такой организации учебно-воспитательной работы, которая адекватна потребностям обучающихся. В работе показана организационно-педагогическая технология увеличения педагогического потенциала техникума за счет дополнительных гуманизированных возможностей краеведческого компонента, социально-педагогической направленности деятельности преподавателей, педагогов дополнительного образования, кураторов студенческих групп. В техникуме изменился социальный статус внеучебной деятельности, постепенно стала исчезать ее недооценка или ориентация на нее лишь с точки зрения развлечения студенческой молодежи. Внеучебная деятельность стала важной равновеликой составляющей образовательного процесса. Изменение отношения педагогов и студентов к внеучебной деятельности существенно повысило ее роль в формировании личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, сделало образовательный процесс целостным, более управляемым, повысило субъектность всех участвующих в нем.

Это привело и к изменению модели деятельности самого образовательного учреждения путем перехода от узконаправленного профессионально-обучающего учреждения до социально-педагогической системы, создающей студенту оптимальные условия для его профессионального и личностного становления в соответствии с гуманистической парадигмой образования.

К концу формирующего эксперимента была выявлена устойчивая тенденция количественного увеличения группы будущих специалистов, показывающих высокий и средний уровни показателей гуманизации образовательного процесса. Система организационно-педагогических условий привела к появлению социально-ценного содержания в развитии личностных и профессиональных качеств студентов: овладение знаниями краеведческих традиций, тенденций в разнообразных сферах человеческой деятельности, принятие взаимосвязи нравственно-эстетических, социальных и краеведческих знаний в образовательном процессеформирование умений изучать, анализировать, оценивать и использовать краеведческий материал в учебной и внеучебной деятельности, практической готовности использовать краеведческий материал в профессиональном и личностном росте, краеведческих социокультурных проектахразвитие потребности использовать краеведческий материал в учебной и внеучебной деятельности, своем самосовершенствовании, самообразовании, убежденности в социальной необходимости осуществлять краеведческую деятельность.

Вместе с тем, диссертант в ходе своего исследования столкнулся с рядом вопросов, нуждающихся в своем дальнейшем изучении. К ним следует отнести следующие:

— преподаватели-предметники техникума, педагоги дополнительного образования, кураторы студенческих групп показали недостаточную психолого-педагогическую подготовленность к диагностической, воспитательной деятельности, что не соответствует требованиям современного образования и должно найти отражение в программах их профессиональной подготовки и переподготовки;

— школа как образовательное учреждение, ученики которого становятся абитуриентами техникума, в настоящее время недостаточно развивает систему внеучебной работы с детьми, не прививает активного социально-ценного отношения к внеучебной деятельности будущим студентам среднего профессионального учебного заведения;

— система государственных и общественных институтов, участвующих в создании и реализации региональной социальной молодежной политики, должна стать субъектом гуманизации студенческого образовательного процесса;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  2. З.Ф. Педагогическая культура учителя.-Курган, 1999.68 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980−299 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991.-306с.
  5. Г. В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: Автореф.канд. пед. наук.-Петрозаводск, 1996.
  6. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя.-Красноярск, 1998.-309 с.
  7. Г. В. Социальная психология образования.-М.Московский психолого-социальный институт-Флинта, 2000.-296 с.
  8. В.И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования учащихся (на примере Санкт-Петербурга)//Дополнительное образование.-1999.-№ 2 .-С .9−12.
  9. Актуальные проблемы вузовский музеев в повышении уровня учебной и воспитательной работы//Материалы Всесоюзной научно-практической конференции.-Петрозаводск, 1990.
  10. Ю.Александров E.JI. Активизация внеучебной досуговой деятельности как фактор формирования валеологической культуры студентов (на примере технологического колледжа): Дисс.канд.пед.наук.-Калуга, 2003.-242 с.
  11. Н.Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и парктики.-Тюмень, 1997.-С.16−26.
  12. С.С. и др. Самоорганизация личности в процессеобучения //Педагогика.-1993 .-№ 5.-С.49−52.
  13. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М.:Изд-кий Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.
  14. .Г. Человек как предмет познания.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.338 с.
  15. В.И. Педагогика творческого самоопределения.-Казань:Изд-во Казанского ун-та.В 2кн.-1998.-320 с.
  16. И.П. Основы педагогического мастерства.-М.:Академия, 1999.-160 с.
  17. П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования //Модернизация системы среднего профессионального образования.-Калуга: Изд-кий педагогический центр «Гриф», 2002.-С.З-22.
  18. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.:Мысль, 1988.-178 с.
  19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в,-М., 1984.
  20. Арнольдов А. И. Введение в культурологию.-М.:Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 .-352 с.
  21. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.-М.'Знание, 1978.-64 с.
  22. А.Г. Психология личности.-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  23. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-М.:Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.
  24. Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф. .канд.пед.наук.-Якутск, 1991.
  25. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях//Педагогика.-1999.-№ 2.-С. 17−20.
  26. В.Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение:Учеб.пособие.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1980.
  27. Бабакова Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. .доктора пед.наук.-М., 1996.
  28. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.-М.:Педагогика, 1977.-254 с.
  29. Т.И. История русской культуры (1Х-нач.ХХ вв.).Учеб.пособие.-М.:ЮНТУС, 1993.
  30. А.С. О научном 1фаеведении. Еще раз о научном краеведении //Вопросы методики и истории географии.-М., 1961.
  31. В.В. Краеведение и музейное дело в СССР:Учеб.пособие.-М., 1977.
  32. В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций //Развитие творческих и коммуникативных способностей личности.-Самара, 1996.-С.З-11.
  33. Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе //Социс.-2000.-№ 6.-С.51−57.
  34. Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального заведения:Дис.к.социол.н.-Белгород, 1999.
  35. А.П. Региональная система профессионального образования//Педагогика.-1993.-№ 4.-С.68−72.
  36. Бердяев Н.А.О назначении человека.-М.:Республика, 1993.-382 с.
  37. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества: Приложение к журн."Вопросы философии". -М.:Правда, 1989.-607 с.
  38. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.:Изд-во ин-та проф. образования МО России, 1996.-336 с.
  39. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога.-М.:Педагогика, 1988.-254 с.
  40. Бестужев-Лада И. В .Россия накануне XXI века.1904−2004.0т колосса к коллапсу и обратно.-М.:Рос.пед.агенство, 1997.-230 с.
  41. B.C. Нравственность. Культура. Современность:(Филос. размышления о жизн. пробл.).-М.:Знание, 1990.-62 с.
  42. JI.B. Без истории нет будущего// Специалист.-1999.-№ 6.1. С. 27.
  43. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.:Наука, 1973 .-270 с.
  44. М.И. Ценностные приоритеты личности и группы:социально-психологические исследования.-М., 1995.
  45. А. А. Личность и общение,-М.:Междунар.пед.академия, 1995.-328 с.
  46. Бодренкова Е. Л. Педагогические возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности: Дисс.канд.пед.наук.-Калуга, 2002.-181 с.
  47. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика.-1997.-№ 4.-С.11−17.
  48. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика:личность в гуманистических теориях и системах воспитания.-Ростов-на-Дону:Тв-кий центр «Учитель», 1999.-С.250−258.
  49. Ю.Б. Эстетика.-М.:Политиздат, 1969.-350 с.
  50. .С. Психология.Нравственность.Культура.-М.:Менеджер-Роспедагенство, 1994.-60 с.
  51. В.Я. Некоторые научные принципы педагогического краеведения// Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя.-Алма-Ата, 1993.
  52. Т.С. Учебный план школы с национально-региональным компонентом как способ интеграции в европейскую систему образования.-Архангельск, 1993.
  53. А.П. Гуманитарное краеведение: задачи современной школы//Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе.-Спб., 1994.
  54. В.П. Основы новой педагогики.-М., 1988.
  55. М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы.-М.:МГПИ, 1985.-148 с.
  56. К.Н. Свободное воспитание:Сб.научных трудов.-М. :Педагогика, 1993.-С.74.
  57. Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Автореф.канд.пед.н.-Липецк, 1999.
  58. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социс.-1997.-№ 10.-С.56−68.
  59. Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение.-М. .'Молодая гвардия, 1989.
  60. В.Г. Постдипломное образование педагога:гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисс.д.пед.наук.-Спб., 1997.-65 с.
  61. А.И. Использование традиций в воспитательной работе со студентами.-М., 1979.
  62. Л.С. Педагогическая психология / Под ред .В .В. Давыдова.-М. :Педагогика, 1991.
  63. Л.С. Психология искусства.-2-е изд. Испр. И доп.-М., 1968.
  64. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-М.:Педагогика, 19 821 984.
  65. О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.-М.:ИПИ PAO, 1995.-C.3−13.
  66. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.-М.'.Российский гуманитарный научный фонд, 1995.-103 с.
  67. Т.Г., Гурвич Е. М. Практические занятия по землеведению и краеведению:Учеб.пособие.-М. :Просвещение, 1988.
  68. М.М. Ценностные ориентации студентов в учебнойдеятельности как объект педагогического воздействия //Единство обучения и воспитания студентов.-Казань, 1989.-С.118−228.
  69. .С. Философия образования.-М.:Московский психолого-социальный институт-Флинта, 1998.-432 с.
  70. Ю.Н. Регионоведение.-М.:Гардарики, 2000.
  71. Н.К. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация в условиях профессиональных училищ:Автореф. .к.пед.н.-Брянск, 2000.
  72. З.Д. Воспитание историей //Среднее специальное образование.-2000.-№ 5.-С.40.
  73. Ю.А. Трудовое воспитание подростков в системе туристско-краеведческой деятельности.-М., 1990.-16 с.
  74. Гуманизация воспитания в современных условиях/Под ред. М.:Ин-т пед. инноваций РАО- Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука.-М., 1995.-115 с.
  75. Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения).-Омск:Омск.пед.ин-т, 1995.-221 с.
  76. Гуманистическая воспитательная система: Вопросы теории /Под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика.-М.-Владимир, 1993.-120 с.
  77. Гуманистическая направленность педагогики:(Ист.-пед.аспект).-Пятигорск, 1993 .-84с.
  78. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования /Под общей ред.акад.РАО В. Л. Матросова.-М.:Прометей, 1999.-116 с.
  79. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред.Н. Л. Селивановой.-М.:Пед.об-во России, 1998.-336 с.
  80. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика.-2000.-№ 10.-С.32−38.
  81. Э.Н. Введение в философию образования.-М. :ЛОГОС, 2000.
  82. А.А. Воспитательный потенциал народного искусства //Советская педагогика.-1989.-ЖЗ ,-С.З 3 -3 7.
  83. А.Н. Развитие образования в современном мире.-М.:Владос, 2000.-200 с.
  84. В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами конца XIX начала XX вв. общечеловеческих и национальных духовных ценностей //Образование:идеалы, ценности.-1995.-С.53−80.
  85. И.В. Мы живем среди людей:Кодекс поведения.-М.:Политиздат, 1989.-44 с.
  86. И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М.:Педагогика, 1987.-181 с.
  87. П.В. Значение краеведения в осуществлении связи школы с жизнью //Советская педагогика.-1961.-№ 9.-С.83−88.
  88. П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы:Автореф.д.пед.н.-Петрозаводск, 1966.
  89. П.В. Основы школьного краеведения : Учеб.пособие.-Петрозаводск, 1977.
  90. С.Н. Молодежь и культура.-М.: Знание, 1989.-61 с.
  91. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы.-Москва-Белгород, 1993.-219 с.
  92. ЮЗ.Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис.д.пед.н.-М., 1995. *
  93. П.Ф. Избр.пед.соч./Под ред.А. М. Арсеньева.-М. :Педагогика, 1982.-С.323.
  94. П.Ф. Общечеловеческие идеалы в теории средней школы. Педагогика Н. И. Пирогова //Педагогика.-1995.-№ 5.-С.64−75.
  95. Н.К. Идейно-нравственное воспитание школьников-подростков в краеведческой деятельности.-Минск, 1988.
  96. М. Краеведение важнейшее средство обучение ивоспитания//Народное образование.-1964.-№ 5 .-С. 18−21.
  97. В.А. Туризм.-М.:Финансы и статистика, 2000.111 .Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности /Теория и дидактика/:Учеб.пособие к спецкурсу.-Л., 1991.
  98. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности.-М. :МГИК, 1993.
  99. З.Козырев В. А. Построение модели гуманистической образовательной среды // Педагог. Наука, технология, практика.-Барнаул.-1999.-№ 2.-С.26−32.
  100. И.А. и др. Петербургская концепция.Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания.-Спб:Ун-т пед. мастерства, 1994.-55 с.
  101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.Политиздат, 1984.-208 с.
  102. Т.В. Подготовка будущего учителя географии к формированию экологической культуры школьников средствами краеведения:Автореф.канд.пед.н.-Калуга, 2004.-21 с.
  103. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект).-М.:Логос, 2001.-24 с.
  104. Г. Б. Гуманистическое образование:традиции и перспективы.-М.:ИТП и МИО РАО, 1993.-135 с.
  105. Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе /Сер."Система воспитания в высшей школе"-Вып.З ,-М., 1994.
  106. Краеведение в сфере культуры и искусства. Материалы научно-практических конференций /Под ред.НВ.Карташева.-Калуга, 2002−2003 гг.
  107. Краеведение:Учеб.пособие/Отв.ред.А. В. Дарвинская.-Л., 1985.
  108. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа//Гуманизация образования.-1994.-№ 1 .-С.42−44.
  109. Краткий словарь современных понятий и терминов.-М., 1993.
  110. С.И. Педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущих технологов пищевой промышленности: Дисс.канд.пед.н.-Калута, 2000.-192 с.
  111. Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении.-М.:ИЦ «Академия», 1999.
  112. П.С. Курс физики.-М.:Просвещение, 1982.
  113. С.В. Педагогика личности.Лекционно-практический курс.-Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания.-3-е изд., испр. И доп.-Воронеж, 1997.-184 с.
  114. Ю.Н. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование.-Спб., 1992.
  115. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-2-е изд.-М.:Политиздат, 1977.-304 с.
  116. И.Я. О роли человека в истории /Преподавание истории в школе.-1990.-№ 2.-С. 138−142.
  117. П.Ф. Избранные пед.сочинения.В 2 т.-М., 1951.-Т.1.-С.112.
  118. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).-Самара:Изд-во СИУ, 1997.-85 с.
  119. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).-Самара, 1997.-84 с.
  120. .Т. Педагогика. Курс лекций.-М.:Прометей, 1993.-527 с.
  121. .Т. Философия образования.-М.:Прометей, 1995.-282 с.
  122. Д.С. Заметки о русском.-М.:Сов.Россия, 1981.-71 с.
  123. П.А. Пособие по краеведению.-Минск, 1966.
  124. О.П. Подготовка будущих учителей к руководству туристско-краеведческой деятельностью со школьниками:Автореф.канд.пед.н.-Алма-Ата, 1993.
  125. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.-М., 1983−1986.-Т.1.- С. 249.
  126. А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)//Пед.сочинения:В 8 т.-Т.4.-М.: педагогика, 1984.
  127. А.С. Собр.соч. В 4 т.-М.:Изд-во «Правда», 1987.
  128. А.Ф. Философия образования:Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры.Детство.-Спб.,"Иван Федоров", 2001.-304 с.
  129. B.C. Твоя родословная: Учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной /Серия «Духовно-нравственные основы семьи». -М.:000 «Школьная Пресса», 2000.
  130. В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура.-Казань, 1994.-112 с.
  131. Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.-Орел, 1994.138 с.
  132. JI.M. Изучение региона как этнокультурной ценности //Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе.-Спб., 1994.
  133. Э.Ф., Р.Н.Самар Культура и рынок //Вестник Московского университета. Серия 6.-С.61−70.
  134. Н.П., Кононов Ю. Ф., Разгон A.M. Историческое краеведение.-М., 1969.
  135. И. Комплексное использование материалов края //Народное образование.-1984.-№ 5.-С.78−79.
  136. В.Б. Идеи личностно-ориентированного образования в отечественной педагогике конца Х1Х-начала XX веков и их реализация в современной теории и практике (на примере Брянщины): Дис.канд.пед.н.-Брянск, 2003.-141 с.
  137. Модернизация среднего профессионального образования: Докладо ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. на 111 съезде Союза директоров средних учебных заведений.-М., 2003.
  138. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.:ИЦ «Академия».2001.
  139. Мудрик А. В. Социальная педагогика.М.:Академия, 2000.-200с.
  140. Музыкальное краеведение. Материалы научно-практических конференций /Под ред.Н. В. Карташева.-Калуга, 1998−2001 гг.
  141. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского.-М:РАО Институт развития личности, 1994,-184 с.
  142. B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.-М., 1986.
  143. .И., Ламашев А. Л. Сущность и содержание педагогического краеведения //Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя.-Алма-Ата, 1986.
  144. Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования.Вып.4.-М., 1992.
  145. Национальные ценности образования: история и современность/Под ред.З. И. Равкина.-М.:ИТОР РАО, 1996.-295 с.
  146. Н.Д. Россия.-ценности общества на рубеже XXI века.-М., 1997.-144 с.
  147. М.А. Землеведение и краеведение.-М.: ИЦ «Академия», 2000.163 .Новиков А. М. Профессиональное образование
  148. России:(Перспективы развития).-М.:ИЦПНПО, 1997.-253 с.
  149. Э.Э. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к использованию краеведения во внешкольной работе: Автореф. .канд.пед.н.-М., 1990.
  150. С.П. Типы морального сознания молодежи//Социс.-1997.-№ 10.-С.69−78.173 .Педагогика/Под ред.П. И. Пидкасистого.
  151. М.:Роспедагентство, 1995.-638 с.
  152. А.В. Личность. Деятельность.Коллектив.-М.Политиздат, 1982.-255 с.
  153. Н.И. Избр.пед.соч.-М., 1985.
  154. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся:Дис.д.пед.н.-М., 1994.
  155. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе /Под ред.В. С. Мухиной.-М.:МГПИ, 1987.-151 с. 178 .Прус И. Т. Подготовка к краеведческой работе в вузе //Советская педагогика.-1986.-№ 8.-С.82−84.
  156. А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т.-М.-Л., 19 371 959.
  157. Н.И. Музееведение.-М.:МГУКИ, 2000.-180 с.
  158. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности.-М.:Ин-т развития личности, 1996.-144 с.
  159. К. Несколько важных открытий //Вестн.Моск.ун-та.-Сер.14.Психология.-1990.-№ 10.-С.58−65.
  160. Ромаева И. Б .Гуманистические идеи русской педагогики середины Х1Х-начала XX вв. и их реализация в современной школе: Дис.канд.пед.н.-Ставрополь, 1993.-С.32−99.
  161. Г. М. Высшее рабочее образование:гуманистический аспект //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр.-Вып.З.-Екатеринбург:Изд-во «СВ-96», 1998.-С.64−68.
  162. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл.ред. В. В. Давыдов.Т. 1 .-М., 1993.
  163. Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью: Автореф.канд.пед.н.-М., 1965.
  164. C.JI. Проблемы общей психологии.-2-е изд.-М.:Педагогика, 1976.-368 с.
  165. B.C. Педагогические основы формирования культуры быта.-М.:МГУК, 1996.-203 с.
  166. В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ.-М.:Наука, 1974.-279 с.
  167. З.С. Формирование исторических знаний о родном крае как действенное средство воспитания патриотов-интернационалистов.-М., 1990.
  168. Н. Социальный портрет ученика современной школы //Учитель.-1999.-№ 4.-С.9.
  169. В.Д. Педагогический процесс:социально-педагогическийаспект.-Свердловск, 1990.-120 с.
  170. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях:Учеб.пособие для преп. учреждений среднего профессионального образования.-М., 2001.
  171. Сериков В. В .Личностный подход в образовании: концепция и технология. -Волгоград, 1994.-152 с.
  172. П.В., Ершов П. М. Темперамент.Характер.Личность.-М., 1984.
  173. С.Н. Развитие государственного гимназического образования в России в конце Х1Х-начале XX веков (на примере Брянщины):Автореф.дис.канд.пед.н.-Брянск, 2000.
  174. А.П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ //Социально-политический журнал.-1996.-№ 4.-С. 144−152.
  175. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования /Магистр.-1994.-№:.-С.З-8.
  176. В.Г. Художественное краеведение в школе.-М. :просвещение, 1987.
  177. Л.В. Использование педагогического краеведения как средства формирования профессиональных умений у студентов педвузов// Повышение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков учителя.-Тула, 1991.
  178. Л.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Автореф. .канд.пед.н.-Кострома, 1992.
  179. Н.А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. к.пед.н.-Спб., 1995.
  180. Советский энциклопедический словарь.-М., 1979.
  181. Э.В. Свободное время и культура досуга: Дисс. д.филос.н.-Л., 1981.
  182. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической деятельности.-М., 1997.
  183. Ю.П. Теория воспитательных пространств.-М.-Белгород, 1998.
  184. А.Д. Национальная культура и подросток //Педагогика.-1993 .-№ 1 .-С.
  185. Становление специалиста /Под ред.Е. С. Смирновой.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-134 с.
  186. Ю.Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени.-М.:МГИК, 1991.-116 с.
  187. К.Ф. Краеведение.-М., 1974.
  188. В.А. Избр. Произведения: В 5 т.-Т. 1 .-Киев.
  189. В.А. Избр. Произведения: В 5 т.-Т.2.-Киев.
  190. В.А. Избр.произведения:В 5 т.-Т.4.-Киев.
  191. В.А. О воспитании /Сост.С.Соловейчик.-МлПолитиздат, 1973.-272 с.
  192. О.И. Краеведение и задачи библиотековедов //Советское библиотековедение.-1973 .-№ 5 .-С. 18−25.
  193. Теоретические основы обучения в советской школе /Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М. :Педагогика, 1989.
  194. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып.11.-М.Д947.-С.7−26.
  195. .А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества: Автореф. доктора пед.н.-М., 1994.
  196. Е.В. Реформа образования в Российской Федерации //Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования /Российско-американский семинар по проблемам образования. 25−27 мая 1993 г.: Пленарные докл. Екатеринбург, 1993.
  197. Толковый словарь русского языка /Под ред.Д. Н. Ушакова.-М., 1938.-Т.2.-С.371,695.
  198. JI.H. Общие замечания для учителя //История педагогики в России: Хрестоматия.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-С.248.
  199. Л.Н. Сельский учитель // Педагогические сочинения.-М.:Педагогика, 1989.-С.45−46.
  200. Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика.-1996.-№ 4.-С.9−13.
  201. К.Д. Избр.пед.соч.: В 2 т.-Т.1.-М., 1974.
  202. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.-М. :Педагогика, 1974, Т.1,-С.237.
  203. К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»// К. Д. Ушинский.Пед.соч.: В 6 т./Под ред.С. Ф. Егорова.-М., 1989.-Т.4.-С.118.
  204. Д.И. Психология развивающейся личности.-М.:Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-512 с.
  205. Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития.-М.:НИИ семьи и воспитания РАО, 2000.-160 с.
  206. Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова.-М.:Политиздат, 1991.-559 с.
  207. Философский словарь: 2-е издание, перераб. и доп.- Мн.: Интерпрессервис., Книжный дом, 2001.-1280 с.
  208. Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С .Т.Шацкого.-М. :Прометей, 1993.-176 с.
  209. И.Т. Наука-ценности-гуманизм//Вопросы философии.-№ 3.-С.27−41.Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики.-М.:Наука, 1982.-185 с.
  210. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова.-М., 1972.
  211. Хрестоматия по истории школы и педагогике в России.-М. Просвещение, 1986.-С.324−325.
  212. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Подред.Ш. И. Ганелина.-М., 1974.
  213. М. Психология жизненной среды.-М.:Мысль, 1989.174 с.
  214. Е.Л. Гуманистическая направленность педагогической концепции Л.И.Поливанова:Автореф. Дис.канд.пед.н.-Смоленск, 2002.
  215. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.-Ростов-на/Д. :АО"Цв.Печать», 1995.-310 с.
  216. В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике //Понятийный аппарат педагогики и образования.Вып.З.-Екатеринбург:Изд-во «СВ-96», 1998.-С.32−49.
  217. Л.Л. Социокультурная адаптация:сущность, направления, механизм реализации: Автореф. .д.филос.н.-М., 1992.
  218. О. Закат Европы.-М.-Пг., 1923.
  219. Н.Н. Библиотечное краеведение:сущность, внутренняя структура и внешние связи //Советское библиотековедение.-1992.-№ 5−6.-С.67−76.
  220. И.С. Беседы о краеведении.-М."Знание, 1966.
  221. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М. :Сентябрь, 1996.
  222. И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе.-М., 2000.
Заполнить форму текущей работой