Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационная структура урока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности учителя при помощи методической структуры. Она не имеет определенного трафарета. Она определяется учителем, он отбирает средства, приемы и способы преподавания. Все элементы вышеприведенных структур выступают как практические задачи, которые в той или иной степени необходимо решать учителю при подготовке… Читать ещё >

Мотивационная структура урока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Организация и управление вниманием учащихся.
  • 2. Разъяснение смысла деятельности.
  • 3. Актуализация мотивационных состояний.
  • 4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.
  • 5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.
  • 6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.
  • 7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.

Мотивационная структура урока выступает как обобщенные вероятные педагогические задачи, которые необходимо решать учителю на каждом уроке. Она является регулятором деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащегося. Учебная деятельность рассмотрена нами выше, здесь приведем только ее структуру. Учебная деятельность = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль +. самооценка. Многие исследователи, принимая данную структуру, стремятся детализировать выделенные компоненты, особенно систему учебных действий, обеспечивающих решение учебных задач. К ним относятся планирующие и исполнительские действия.

Планирующие или ориентирующие действия (ориентировочная основа действия — ООД) — это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. (Что надо найти? Что сначала? В какой последовательности действовать? Какие действия требуется выполнить?).

Назовем состав исполнительских действий: действия уяснения содержания учебного материала, предъявляемого в устной форме; действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений; действия отработки учебного материала; действия самостоятельного построения знаний.

В состав контрольных действий входят: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элементы в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с их образцами; оценивание совпадения действий и их результатов с заданными условиями; внесение коррекции в действия при их отклонении от образца. Действия контроля постепенно переходят в самоконтроль.

Самооценка характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности.

Таким образом, представленные выше структуры урока охватывают все внешние и внутренние его процессы, выполняют регулятивные функции деятельности учителя и опосредованно — учащихся. В результате того, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока проблемно-развивающего обучения. Возникает только одна, но очень важная проблема: как все эти структуры учителю реализовать практически.

На каждом уроке решается ограниченное количество конкретных педагогических задач, в соответствии с вполне определенными закономерностями обучения. Все практические действия учитель осуществляет в виде системы разнообразных приемов, которая в каждом случае раскрывается в методической структуре урока. Что она собой представляет? Если число компонентов вышерассмотренных структур постоянно, то число элементов методической структуры — величина переменная. По сути, каждый конкретный урок, проведенный учителем, имеет свою неповторимую методическую структуру. Поэтому невозможно дать единую схему методической структуры урока — ее можно представить только в виде примера. Как, например, можно реализовать на уроке логико-психологическую структуру: воспроизведение — в опросе, упражнениях, восприятие — в организации внимания, наблюдений, разъяснений, понимание — при решении учебных задач, анализе их условий, обобщение — при проведении беседы, обсуждении вопросов, применение — в организации самостоятельной работы. Все выделенные действия и составляют методическую структуру в данном конкретном случае.

Таким образом, все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности учителя при помощи методической структуры. Она не имеет определенного трафарета. Она определяется учителем, он отбирает средства, приемы и способы преподавания. Все элементы вышеприведенных структур выступают как практические задачи, которые в той или иной степени необходимо решать учителю при подготовке и проведении урока.

Рассмотрим теперь содержание дидактической структуры урока, наполнив его, по возможности, элементами остальных структур.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой