Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М. К. Акимова, В. Ф. Базарный, В. В. Бутяева, Э. Н. Вайнер, М. А. Беребин, Л. И. Вассерман, А. А. Дубровский, Э. М. Казин, В.А.Кан-Калик, В. В. Колбанов, М. В. Прохорова и др.) — идеи демократизации школы и гуманизации школьного образования (И.Ю.Алексашина, В. П. Бездухов, С. А. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, М. В. Кларин, А. К. Колеченко, О. Е. Лебедев, Н. И. Элиасберг и др… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Сравнительная характеристика проблем здоровья учащихся и труда учителя (исторический аспект)
    • 1. 2. Учебный процесс в современных условиях
    • 1. 3. Здоровье учащихся и профессиональная деятельность учителя в условиях учебного процесса
    • 1. 4. Организация учебного процесса — фактор сохранения здоровья учащихся
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ С СОХРАНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 65 ШКОЛЕ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Обоснование введения в учебный процесс комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих сохранение 75 здоровья учащихся при их обучении в школе
    • 2. 3. Разработка и реализация комплекса организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся при обучении в средней 88 общеобразовательной школе

    2.4. Экспериментальная апробация и оценка результатов диагностических исследований комплекса организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе.

Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школьная среда является одним из факторов риска ухудшения здоровья детей. Это связано со многими факторами, в числе которых: информационные перегрузки, малая двигательная активность школьников, частично сохранившаяся авторитарно-репродуктивная система обучения, нерациональная организация учебного процесса (С.М.Громбах, Э. М. Казин, М. Г. Колесникова, И.П.Радченко).

Высокий уровень заболеваемости школьников (Э.М.Вайнер, Л. И. Вассерман, А. А. Дубровский, В. П. Овчаров и др.), обусловленный, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни (М.В.Антропова, В. В. Колбанов и др.), с другой стороны — стрессогенным характером учебного процесса (М.К.Акимова, В. Ф. Базарный,.

С.Г.Вершловский, А. А. Дубровский и др.), указывает на необходимость исследования рациональных режимов обучения и повышения валеологической грамотности педагогов (В.В.Колбанов, М. Г. Колесникова, В. И. Сыренский и др.).

Необходимость создания рациональных технологий организации учебных режимов в целях оздоровления процесса обучения обусловлена многими причинами: нарастающей тенденцией снижения уровня здоровья школьниковростом информационной нагрузки без учета физиологических возможностей ребенкараспространенностью неврозов и невротических расстройств среди школьников разного возраста, малоэффективной организацией учебного процесса (Э.Н.Вайнер, А. А. Дубровский, Э. М. Казин, Т. П. Кулакова и др.).

Практика организации учебного процесса, требования к которому изложены в документах «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 1178−02.» (2002 г.) и «Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ» (2004 г.) показывает низкие результаты работы в этой области. Расписание уроков, составленное по принципу «как получится», превышение максимально допустимой учебной нагрузки в рамках учебного дня для учащихся, нерациональная организация труда учителя, рост показателей ухудшения здоровья в школьный период (М.В.Антропова, Э. И. Горская, С. М. Громбах и др.) — все это позволяет говорить о необходимости введения в учебный процесс необходимых условий, направленных на сохранение здоровья школьников в процессе обучения.

В связи с этим актуальность настоящего исследования определяется объективной необходимостью решения задач сохранения здоровья учащихся при обучении в образовательном учреждении введением в учебный процесс организационно-педагогических условий, способствующих валеологически обоснованной организации обучения учащихся и труда учителя, повышению работоспособности учащихся, адаптации их к учебным нагрузкам посредством повышения эмоциональной устойчивости. Это стало определяющим в выборе темы диссертационного исследования.

Объект исследования — учебный процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе.

Цель исследования — разработка и апробация комплекса организационно-педагогических условий, способствующих повышению результативности обучения школьников при сохранении их здоровья.

Гипотеза исследования заключается в том, что учебный процесс будет носить сберегающий здоровье характер при выполнении следующих условий:

— анализ результатов диагностики учебной нагрузки будет использован для улучшения организации учебного процесса;

— школьное расписание будет составлено с учетом гигиенических и педагогических требований для учащихся и рациональной организации труда педагогов.

— в содержание вводной и заключительной частей урока будут введены оздоровительно-развивающие компоненты, в результате чего обучение и оздоровление станут единым целым в учебном процессеучебные затруднения учащихся будут своевременно корректироваться при помощи метода биологической обратной связи (БОС);

При таком подходе учебный процесс будет носить сберегающий здоровье характер и позволит снизить негативные тенденции в здоровье и повысить академическую успеваемость учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать организацию учебного процесса и состояние здоровья школьников в современной школе и выявить имеющиеся проблемы.

2. Обосновать необходимость разработки и внедрения в учебный процесс комплекса организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе.

3. Разработать и экспериментально апробировать компоненты комплекса организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе: технологию составления школьного расписания, валеологически обоснованную структуру сдвоенного урока, коррекционный оздоровительный тренинг по формированию навыка саморегуляции.

4. Разработать методическое обеспечение рациональной организации учебного процесса (алгоритм составления школьного расписания, шкалу приемлемости предметов, шкалу трудности учебного дня, примерную форму оценки школьного расписания), валеологически обоснованной структуры сдвоенного урока, индивидуально-коррекционного тренинга формирования навыка саморегуляции учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследовании составили теоретические основы валеологии (И.И.Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, А. Г. Щедрина и др.) — комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией формирования здоровья детей и педагогов.

М.К.Акимова, В. Ф. Базарный, В. В. Бутяева, Э. Н. Вайнер, М. А. Беребин, Л. И. Вассерман, А. А. Дубровский, Э. М. Казин, В.А.Кан-Калик, В. В. Колбанов, М. В. Прохорова и др.) — идеи демократизации школы и гуманизации школьного образования (И.Ю.Алексашина, В. П. Бездухов, С. А. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, М. В. Кларин, А. К. Колеченко, О. Е. Лебедев, Н. И. Элиасберг и др.) — принципы валеопрактики (М.Г.Колесникова, В. Н. Максимова, Е. М. Минина, Н. М. Полетаева В.И.Сыренский, С. В. Ким, М. Ю Кириллова и др.) — основы школьной гигиены и психофизиологии умственного труда (М.В.Антроиова, М. М. Безруких, С. М. Громбах, А. О. Навакатикян, Ю. М. Пратусевич, Г. Н. Сердюковская, Ф. Ф. Эрисман и др.) — разработки в области педагогических технологий (Л.М.Перминова, Г. К. Селевко, Б. И. Федоров и др.) — принципы валеологической диапюстики (В.В.Колбанов, М. Г. Колесникова, В. Н. Максимова, П. М. Полетаева, и др.) — исследования в области внутришкольного управления, связанные с проблемами общения, психологического микроклимата в коллективе (С.Г.Вершловский, В. С. Грехнев, А. К. Колеченко, В. Ю. Кричевский и др.) — исследования в области психологии труда и профессионализма учителя (Л.Ф.Колесников, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, И. И. Пашковская, А. А. Реан, и др.) — исследования рационального использования времени учащихся и учителей (Д.Ш.Матрос, О. Б. Михайлова, И.П.Радченко) — основы организации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Э. Бараклоу, В. П. Беспалько, Г. И. Горская, М. М. Поташник Г. С.Прозоров Р. П. Чуракова и др.) — идеи ученых-медиков и педагогов XIX — XX веков (Т.Альтшуль, С. А. Будаевский, А. С. Виреииус, В. В. Гориневский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов др.).

В работе использованы следующие методы: анализ валеологической, педагогической, психологической и философской литературы по исследуемой проблеме, анализ продуктов учебной деятельности, анкетирование, психологическая и валеологическая диагностика, анализ данных медицинских осмотров, анализ собственной педагогической деятельности, математический метод безразмерного шкалирования, методы математической статистики, метод «экспертных оценок», теоретическое моделированиеэксперимент.

Экспериментальная база исследования: средняя школа № 618 Приморского района и школы Петроградского района № 25, 70, 84, 86, 87, 91.

Выделены следующие группы исследуемых:

Учащиеся 6−7-х классов — обучавшиеся по экспериментальному (26 чел.) и по обычному (27 чел.) режимам.

Учащиеся 5−11-х классов, участвовавшие в исследовании трудности и утомительности предметов (1260 чел.) в течение двух лет (1999/2000 и 2000/2001 уч. гг.).

Педагоги, участвовавшие в исследовании организации образовательного процесса школы № 618 (51 чел.).

Заместители директоров по УВР школ Петроградского района, участвовавшие в анкетных опросах по организации учебного процесса.

Основные этапы исследования;

На I этапе (1998/1999, 1999/2000) — поисково-подготовительном — производился анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, изучался опыт составления школьного расписания, валеологического сопровождения учебного процесса, состояние здоровья учащихся. На основании полученной информации строилась рабочая гипотеза исследования.

На II этапе (2000/2001, 2001/2002) — опытно-экспериментальномпроизводилось уточнение гипотезы, цели и задач исследования, разрабатывались варианты организационно-педагогических условий в учебном процессе, производилась коррекция разработанных вариантов.

На III этапе (2002/2003, 2003/2004) — заключительно-обобщающемпроисходила обработка результатов исследования, их интерпретация и систематизация, проводилась проверка состоятельности гипотезы исследования, определялись дальнейшие направления работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. обоснованы и разработаны сберегающие здоровье учащихся учебные режимы (школьное расписание, урок с оздоровительно-развивающей направленностью, тренинг психоэмоциональной устойчивости учащихся);

2. обосновано использование метода «экспертных оценок» с целью коррекции учебного режима;

3. разработан алгоритм составления школьного расписания и на его основе — алгоритм изменения расписания;

4. разработана интегрированная шкала приемлемости (трудность+утомительность) предметов и на ее основе — шкала определения трудности учебного дня.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены для практической реализации и внедрены в учебный процесс принципиально новая модель макета для составления школьного расписания, которое составляется на основе разработанного нами алгоритма составления школьного расписанияметодические материалы оздоровительно-развивающего содержания вводной и заключительной частей структуры сдвоенного урокаадаптирована к условиям учебного процесса технология саморегуляции психоэмоционального состояния учащихся и разработано методическое обеспечение для его проведения.

Надежность и достоверность полученных результатов, основных положений и выводов исследования обеспечены непротиворечивостью исходных методологических оснований, междисциплинарным характером изучаемых проблем, сочетанием научно-теоретического и практического подходов, практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, успешной апробацией их в педагогической работе, математическим анализом полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сохранение здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе обеспечивается созданием и внедрением в учебный процесс комплекса организационно-педагогических условий оздоровительной направленности.

2. Рациональная организация учебного процесса построена на использовании разработанной и апробированной технологии составления и изменения школьного расписания занятий для многокомплектной средней общеобразовательной школы, шкалы приемлемости предметов, шкалы трудности учебного дня.

3. Одним из компонентов организационно-педагогических условий сохранения здоровья при обучении является урок, имеющий в своей структуре оздоровительно-развивающие компоненты.

4. Снятие стрессового состояния, вызванного учебной деятельностью, коррекция произвольного внимания, повышение умственной работоспособности школьников достигается использованием в учебном процессе технологии по выработке навыков саморегуляции психоэмоционального состояния методом «биологической обратной связи» (БОС).

Апробация н внедрение результатов исследования: Основные научные и практические результаты диссертации были представлены для обсуждения в виде докладов, сообщений и статей на IV Всероссийской конференции «Педагогические проблемы валеологии», ноябрь 2000 г. (в соавторстве) — III Международном конгрессе валеологов, апрель 2002 г.- I Региональном съезде учителей Северо-Запада России, март 2003; Международной конференции «Физическое воспитание и современные проблемы сохранения и формирования здоровья молодежи», ноябрь 2003 г., ГродноМежрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и соискателей «Валеологическое образование», Липецк, май 2003 гсеминаре школ Петроградского района «Составление валеологически обоснованного расписания», ноябрь 2002 г.

По результатам исследования опубликовано 10 работ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

1. Анализ литературных источников показывает, что современные технологии обучения, разработанные в педагогической науке, и применяемые на практике, ориентированы в основном на повышение результативности. Однако современная организация обучения оказывает негативное влияние на здоровье учащихся и, прежде всего, на их психоэмоциональную сферу. При этом влияние учебного процесса на психоэмоциональное состояние учащихся имеет более широкие временные границы и не ограничивается только уроками. Такой подход позволил нам обосновать направление исследования, разработать и ввести в учебный процесс комплекс организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе.2. Результатами нашего исследования подтверждено, что комплекс организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в средней общеобразовательной школе должен включать как минимум три компонента: рациональное составление школьного расписания на основе разработанного алгоритма, проведение урока с валеологически обоснованной структурой, коррекцию учебных затруднений учащихся (метод БОС).3. Экспериментально доказано, что ранговая шкала трудности предметов не может являться эталоном для всех образовательных учреждений и требует корректировки с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.4. Показана целесообразность включения в технологию составления школьного расписания алгоритма составления и алгоритма изменения расписания уроков.5. Использование метода экспертных оценок позволило составить шкалу приемлемости предметов и разработать принципиально новую шкалу трудности учебного дня.6. Разработанная модель валеологически обоснованной структуры урока, включающая оздоровительно-развивающие компоненты (вводная и заключительная части урока), позволяет сохранить высокую работоспособность учащихся, положительную мотивацию к продолжению работы и сохранение целостности основной части урока, что соответствует требованиям модернизации образования.7. Результаты занятий с учащимися «группы риска» показали эффективность использования метода БОС для повышения умственной работоспособности, уменьшения конфликтности в общении, повышения академической успеваемости.8. Внедрение в учебный процесс разработанного комплекса организационно-педагогических условий оздоровительной направленности способствует устранению негативной динамики в здоровье учащихся и повышению результативности обучения, что позволяет констатировать здоровьесберегающий характер обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Русский язык 5(7) 1 1 2 1 1 2 3 3 5 3 7 6 6 6
  2. География 6(6) 3 3 7 4 8 7 7 6 5 513. Природоведен 6(6) 6 6
  3. Биология 6(6) 5 4 5 7 5 5 5 5 4 3 1 2
  4. Экология 2(10) 3 8 7 4 8 8
  5. Информатика 2(10) 8 9 8 7 5 4
  6. МХК 2(10) 9 8 7 10 9 9 10
  7. ОБЖ 7(5) 8 8 8 8 8 8 9 10 11 11 10 11 10
  8. Физкультура 7(5) 11 11 10 10 10 11 11 11 10 11 10 11 10 11
  9. Труд 8(4) 7 7 8 8 9 9 10 10 10 1021. Черчение 9(3) 7 9
  10. ИЗО Ю (2) 9 9 9 9 10 10 10
Заполнить форму текущей работой