Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с современным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными универсальными учебными действиями.
К концепции развития познавательных универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов и другие.
Учитывая актуальность, практическую потребность и значимость была определена тема исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования познавательных умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: обучение окружающему миру.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: применение комплекса заданий, направленных на формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира будет эффективен если: учебный педагогический школьник познавательный.
- — систематически применять комплекс заданий;
- — учитывать особенности младшего школьного возраста.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:
- 1. Раскрыть сущность понятие познавательные учебных действий.
- 2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у младших школьников.
- 3. Изучить условия реализации познавательных универсальных учебных действий.
- 4. Разработать комплекс заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, моделирование, обобщение), эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование), статистические.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка используемых источников.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогического факультета.