Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игровые технологии. 
Игровые технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению, закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представления, обучение счету; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из предлагаемых типов: предметные… Читать ещё >

Игровые технологии. Игровые технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доклад на тему.

«Игровые технологии».

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Логачёва Г. В.

01.10.2009 г.

Игровые технологии Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • — творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • — эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  • — наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагания, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • а) роли, взятые на себя играющими;
  • б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • г) реальные отношения между играющими;
  • д) сюжет (содержание) — область действительности, условно производимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В этом и состоит ее феномен, что являясь развлечением отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру, как метод обучения, люди использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • — в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • — как элемент более обширной технологии;
  • — в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • — как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко последовательной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • б) познавательные, воспитательные, развивающие;
  • в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • г) коммуникативные, диагностические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из предлагаемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

При этом специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В игровых технологиях для младшего школьного характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению, закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представления, обучение счету; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. игра дидактический педагогический элемент Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальных классов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой