Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная ориентация учащейся молодежи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы. Основной целью системы профориентации… Читать ещё >

Профессиональная ориентация учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы.

Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

Существует несколько подходов к определению этапов/направлений профессиональной ориентации.

Согласно одному из подходов, основные направления профориентационной работы:

  • 1. Профессиональное просвещение.
  • 2. Профессиональное убеждение.
  • 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся.
  • 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии.

Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Этап.

Звенья и их функциональные характеристики.

I. Профессиональное просвещение.

Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу.

Ознакомление с социальноэкономическими аспектами выбора профессии.

Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства.

Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства.

II. Профессиональное убеждение.

Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии.

Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества.

Самовыражение в выборе профессии.

Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения.

III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии.

Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук.

Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе.

Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения.

Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности.

IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся.

Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией.

Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья.

Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста.

Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации.

1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши — выбирай на вкус».

Для старших школьников эффективными оказываются тематические вечера «Дорог много — выбирай одну», «В каких профессиях нуждается наш город (поселок)», «Рабочий будущего. Каков он?», конкурсы «Кто больше и лучше знает о профессиях», «Кем быть и каким быть?», «Шагаем в неизвестное завтра», читательские конференции «Образ рабочего и труженика села в художественной литературе», встречи поколений «От трудовых традиций — к трудовым династиям», встречи с работниками региональных центров занятости, дни открытых дверей в вузах, колледжах, ПТУ.

В некоторых школах создан кабинет профориентации, работает совет по профориентации, в IX-X классах преподаются факультативные курсы типа: «Мое профессиональное будущее» или «Основы выбора профессии». Подобные курсы преподаются школьникам во многих странах мира.

  • 2. Профессиональное убеждение:
    • а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще-

образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии.

По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов — 7−11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13−14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания;

  • б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу;
  • в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества;
  • г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;
  • д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии;
  • е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения.

Так, с учащимися младших классов полезно провести беседу «Путь в профессию начинается в школе». С учащимися среднего школьного возраста — беседы «Мое призвание и моя профессия», «Как готовиться к выбору профессии», «Как отличить призвание от увлечения?», «Поговорим о яростных и непокорных, о презревших грошовый уют» и т. д. В старшем школьном возрасте профессиональная направленность активно утверждается в диспутах и конференциях, на встречах с производственниками, выпускниками прошлых лет, в техническом творчестве и опытничества, на конкурсах и смотрах.

Как для профессионального просвещения, так и для профессионального убеждения очень важны встречи с производственниками, признанными специалистами в своей профессии.

  • 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся:
    • а) профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;
    • б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);
    • в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.
  • 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии:
    • а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки;
    • б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения;
    • в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.);
    • г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;
    • д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).

Согласно другому подходу, система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  • Ш профессиональное просвещение (профинформация);
  • Ш профессиональная диагностика;
  • Ш профессиональная консультация;
  • Ш профессиональный отбор;
  • Ш профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

  • 1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией.
  • 2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.
  • 3. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к самостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой