Профессиональная ориентация учащейся молодежи
![Реферат: Профессиональная ориентация учащейся молодежи](https://westud.ru/work/6921909/cover.png)
Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы. Основной целью системы профориентации… Читать ещё >
Профессиональная ориентация учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы.
Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Существует несколько подходов к определению этапов/направлений профессиональной ориентации.
Согласно одному из подходов, основные направления профориентационной работы:
- 1. Профессиональное просвещение.
- 2. Профессиональное убеждение.
- 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся.
- 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии.
Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Этап. | Звенья и их функциональные характеристики. | |||
I. Профессиональное просвещение. | Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу. | Ознакомление с социальноэкономическими аспектами выбора профессии. | Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства. | Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства. |
II. Профессиональное убеждение. | Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии. | Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества. | Самовыражение в выборе профессии. | Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения. |
III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии. | Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук. | Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе. | Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения. | Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности. |
IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся. | Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией. | Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья. | Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста. | Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации. |
1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.
Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши — выбирай на вкус».
Для старших школьников эффективными оказываются тематические вечера «Дорог много — выбирай одну», «В каких профессиях нуждается наш город (поселок)», «Рабочий будущего. Каков он?», конкурсы «Кто больше и лучше знает о профессиях», «Кем быть и каким быть?», «Шагаем в неизвестное завтра», читательские конференции «Образ рабочего и труженика села в художественной литературе», встречи поколений «От трудовых традиций — к трудовым династиям», встречи с работниками региональных центров занятости, дни открытых дверей в вузах, колледжах, ПТУ.
В некоторых школах создан кабинет профориентации, работает совет по профориентации, в IX-X классах преподаются факультативные курсы типа: «Мое профессиональное будущее» или «Основы выбора профессии». Подобные курсы преподаются школьникам во многих странах мира.
- 2. Профессиональное убеждение:
- а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще-
образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии.
По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов — 7−11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13−14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания;
- б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу;
- в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества;
- г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;
- д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии;
- е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения.
Так, с учащимися младших классов полезно провести беседу «Путь в профессию начинается в школе». С учащимися среднего школьного возраста — беседы «Мое призвание и моя профессия», «Как готовиться к выбору профессии», «Как отличить призвание от увлечения?», «Поговорим о яростных и непокорных, о презревших грошовый уют» и т. д. В старшем школьном возрасте профессиональная направленность активно утверждается в диспутах и конференциях, на встречах с производственниками, выпускниками прошлых лет, в техническом творчестве и опытничества, на конкурсах и смотрах.
Как для профессионального просвещения, так и для профессионального убеждения очень важны встречи с производственниками, признанными специалистами в своей профессии.
- 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся:
- а) профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;
- б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);
- в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.
- 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии:
- а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки;
- б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения;
- в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.);
- г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;
- д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).
Согласно другому подходу, система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:
- Ш профессиональное просвещение (профинформация);
- Ш профессиональная диагностика;
- Ш профессиональная консультация;
- Ш профессиональный отбор;
- Ш профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.
Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.
Работа в школе по профориентации включает три направления:
- 1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией.
- 2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.
- 3. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.
К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к самостоятельному выбору профессии).
Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников.