Указанные выше принципы могут быть обеспечены лишь при условии высокого аналитического уровня управления.
Любое управление основано на информации — это аксиома. Для того чтобы эффективно воздействовать на объект управления, надо иметь адекватные представления относительно его структурных и функциональных характеристик, генезиса, тенденций и направлений развития. Неслучайно один из основоположников менеджмента Г. Черч писал: «Проблема управления, говоря общо, сводится к практическому применению двух основных умственных процессов. Какими бы целями мы ни задавались — будем ли мы руководить военными действиями армии или производством того или иного продукта обрабатывающей промышленности, — работа наша все равно сведется к этим двум процессам, а именно — к анализу и синтезу»[1].
Рассматриваемая закономерность тесно связана, на наш взгляд, с теми, о которых говорилось выше. В основе этой взаимосвязи лежит тот факт, что задачи, актуальные для управления современной образовательной организацией, так или иначе восходят к проблематике мотивации субъектов образовательного процесса, диагностики причин их поступков, с формированием единого ценностно-целевого поля образовательного учреждения и т. д., что невозможно осуществить без сложного и многоаспектного личностно-ориентированного анализа.
Формирование целостных педагогического и ученического коллективов требует глубокого анализа состояния формальных и неформальных связей, а поддержание этих отношений — постоянного оперативного анализа обстановки в коллективе.
Руководитель образовательной организации и другие представители системы управления не смогут оказывать эффективное воздействие на процессы, происходящие в образовательном учреждении, если не научатся глубоко, на основе системного подхода, анализировать их. Отсутствие у менеджера образования навыков и опыта системного анализа состояния управляемой системы не позволяет ему выстроить действенную систему контроля, создающего основу для эффективного коррекционно-регулятивного воздействия на объект управления.
Таким образом, только на основе использования указанной закономерности может быть реализован человекоцентристский подход в управлении образовательной организацией.
- [1] Черч Г. Основы управления производством //Научная организация труда и управления. М.: Экономика, 1966. С. 30.