Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная образовательная среда военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурными компонентами информационной образовательной среды военного вуза, под которой мы понимаем специально организованное информационное образовательное пространство учебного заведения, активно влияющее на процесс обучения посредством реализации коммуникационных технологий, включающее как методические, программные, организационные, технологические ресурсы, так и интеллектуальный, культурный… Читать ещё >

Содержание

  • I. лекция 10 вопро< 1 I
  • 2. «Пример 1-х мерного мо ¦ среде SolidWork
  • I. лекция 10 воадкн 2 !
  • НАЗАД Рис. 12. Активизация выбранной темы презентации
  • SoWh Microsoft Internet fxplorcr
  • Файл Правка Обэор Переход Избранно» Справка
  • 0. м— * 3 ® в ш ¦
  • S)l:UNG34SoWti.ppt
  • Яндек Я. 0 «» * Windows wr. rtow, Me
  • Завершить просмо! v fcj Переход Город Р U5D ЕЛ
  • Завершить просмотр
  • Тоrviii N° ф
  • Лекция N°: твердотельной системе SolidWorks
  • Рис. 13 Пример построения модели в системе SolidWorks
  • SoWh Microsoft Inlcrnel f. xplorer
  • Файл Правда Об>ор Переход Из6р<�»»к>е Спрайта Иамд * *, % у Поиск И"6р"ч** К* ЦТ
  • 2. ЦМв ИП рр"#265,Ю, Слайд
  • Яндекс Я -г и**&trade- гк*"" Window^ Ме"*а Бесплатная почта Нс*та1 Настройка ссылок fcl Л
  • ДВойти Почт* Д v О jAl^ar v переход Город Г" uSD «EUB * <�"*MW*rta Offk* Pifttatt*n*l 7007 [Ъсммм» 5 1wi1 ]
  • Пс, Ш* fe'"*1* «wi"m>m ooo
  • О U 4 4 e о j 5o ¦
  • О И 1? 'jjCJV
  • -ф, — пви» ЬМ**
  • Ю-Л- г *
  • SS" 3, 50&8®& vaer г —=*— —1 Г":" f — л «Ч
  • J--1,. IMgCTCTW „**- ¦ sowt, мйомл!“
  • — fti ttl»
  • Рис. 14. Промежуточный слайд презентации построения модели в системе БоМХУогкз
  • SoWh — Microsoff Internet Fxploror
  • Файл Правка Обзор Лереюд Иэ? р""ое Справка ij""""
  • 1. Й > у е си
  • ЦЦ ppt"290,".Слайд
  • Яндекс' Я" Найт". j .¿почта ^ ?j Wrdows .?j Wttdows Meda Бесплатная почта Hotmal gj НастрсАга ссыпок
  • Завершить просмотр й «««'од
  • Город [» US0 EUB
  • Рис. 15. — Завершающий слайд презентации построения модели в системе ЗоПс^огкБ
  • Блок тестирования предназначен для создания постоянной обратной
  • Если не выбран вариант ответа, то программа выдает предупреждение рис
  • Рис. 18. — Предупреждение

После того как пользователь ответил на все вопросы или сам прервал прохождение теста нажатием на кнопку «Закончить тест», откроется окно «Результат» (рис. 19). При этом программа сама проанализирует количественную и процентную составляющую правильных и неправильных ответов и, исходя из критериев оценки ответов (которые задает преподаватель на стадии создания), выставит тестируемому оценку по четырехбальной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно).

Тема N 2. Буквенные обозначения физических величин и индексов. Вариант 2.

Вопросов всего: 20 Задано вопросов: 20 Пропущено вопросов:? Правильных ответов: 6 (30%) Неверных ответов: 14 (70%)

Общее количество баллов: 20 Вы набрали баллов: 6 (30%)

Оценка:

Дата теста: 25.12.2011 Затраченное время: 0:03: Верно 30% ¦ Неверно 70% Ъ

Просмотр допущенных ошибок Печать

X Закрыть

Информационная образовательная среда военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации определяется государственной политикой, одним из важнейших приоритетов которой является повышение требований к выпускникам военных вузов. Внедрение информационных технологий в систему военного образования с каждым годом становится все более масштабным. В связи с этим, модернизация военного образования определяется необходимостью повышения качества обучения курсантов, что означает всестороннее развитие специалиста, включающее широту и гибкость подготовки, мление к творчеству и умение решать нестандартные задачи, критическое осмысление необходимой информации, непрерывное самосовершенствование и осознание личной ответственности за результаты.

Учитывая экспоненциальный рост информации, определяющей содержание образования, и ограниченные возможности субъектов образовательного процесса для ее усвоения, одним из факторов, обуславливающих повышение качества обучения, является образовательная среда военного вуза, важной частью которой является информационная образовательная среда. В настоящее время разрабатывается большое количество информационных ресурсов: в электронную форму переведено большинство используемых в образовательной практике учебных, научных и методических разработок. Средства обучения, созданные с учетом возможностей и преимуществ компьютерной техники, способствуют дальнейшему развитию относительно новых форм образовательной деятельности.

В связи с этим, выявление педагогических условий, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов, не просто желательно, а необходимо в современных условиях. Проведенный анализ научно-педагогической литературы показал, что исследованию влияния информационной образовательной среды военного вуза на качество обучения курсантов уделено еще недостаточно внимания.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы развития образовательной среды стали предметом научных исследований И. В. Крупиной, Ю. С. Мануйлова, В. И. Слободчикова, В. А. Левина, вопросы создания и использования информационной образовательной среды изучали C.JI. Атанасян, JI.A. Боденко, П. В. Веденеев, И. Г. Захарова, В. А. Козырев, Е. В. Лобанова, Е. В. Мельникова,.

B.В. Михаэлис, В. П. Мозолин и другие.

Ю.С. Брановский, Я. А. Ваграменко, A.B. Хуторской исследовали информационную образовательную среду с точки зрения применения информационных технологий, которые, по их мнению, могут стать основой проектирования новой развивающей среды и обучающего пространства, названных «информационной образовательной средой». Роль информационной образовательной среды в учреждениях начального профессионального образования в аспекте повышения качества подготовки выпускников рассматривалась в работе В. В. Михаэлиса.

В работах А. Г. Абросимова, JI.H. Кечиева, В. Д. Путилина,.

C.Р. Тумковского и других обосновывается повышение качества подготовки специалистов при условии внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в управление деятельностью вуза.

Различные аспекты проблемы качества обучения рассматривались в трудах В. П. Беспалько, В. А. Кальней, Е. И. Сахачук, Т. И. Шамовой, С. Е. Шишова и других, что свидетельствует о многомерности понятия «качество».

Исследованию и разработке информационных средств обучения посвящены труды ведущих психологов и педагогов, таких, как М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. И. Машбиц, Н. В. Осетрова, A.B. Осин, А. Е. Петров, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. И. Смирнов и других.

Проведенные исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации по проблеме информационной образовательной среды, однако, влияние информационной образовательной среды военного вуза на качество обучения курсантов изучено недостаточно. В результате возрастает значимость теоретических и практико-ориентированных исследований, выявляющих характеристики и специфику функционирования информационной образовательной среды военного вуза и определяющих педагогические условия, при которых она выступает фактором повышения качества обучения курсантов.

Таким образом, складываются противоречия между:

— большим объемом информации и ограниченными возможностями субъектов образовательного процесса для ее усвоения, что актуализирует вопрос о новых подходах к организации процесса обучения;

— педагогическими возможностями информационной образовательной среды, которые могут активно влиять на повышение качества обучения курсантов, и недостаточной разработанностью теоретических положений данного процесса;

— необходимостью повышения качества обучения курсантов и недостаточной разработанностью программных средств обучения, способствующих этому процессу.

Научная задача исследования заключается в разработке модели информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов, которая реализуется на основе информационных и коммуникационных технологий.

Объект исследования — информационная образовательная среда военного вуза.

Предмет исследования — информационная образовательная среда военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов.

Цель исследования — разработка модели информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «информационная образовательная среда военного вуза» и выделить ее структурные компоненты.

2. Выявить основные характеристики и определить иерархические уровни информационной образовательной среды военного вузапроанализировать варианты уровневого взаимодействия.

3. Разработать модель информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов.

4. Разработать программные средства обучения курсантов.

5. Выявить педагогические условия, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов.

6. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной модели.

Анализ научно-педагогической литературы позволил сформулировать гипотезу исследования: качество обучения курсантов повысится если:

— раскрыто содержание понятия «информационная образовательная среда военного вуза» и определены ее структурные компоненты (ценностно-целевой, содержательный, организационно-технологический), что будет способствовать пониманию сути процесса обучения в информационной образовательной средевыявлены основные характеристики информационной образовательной среды военного вуза и ее иерархические уровни, проанализированы варианты их взаимодействия, позволяющие определить направленность влияния информационной образовательной среды на качество обучения.

— разработанная модель информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов, включающая цель, методологические подходы, принципы, компоненты, функции и характеристики информационной образовательной среды, формы, методы и программные средства обучения, составляющие и уровни качества обучения, будет выступать основой организации процесса обучения курсантов в военном вузе;

— разработанные программные средства обучения позволят более эффективно использовать учебное времявыявленные педагогические условия, будут способствовать позитивному влиянию информационной образовательной среды на качество обучения.

Методологической основой исследования явились системный подход, позволяющий содержательно определить структурные компоненты, уровни, характеристики ИОС и установить характер их взаимосвязи в образовательном процессе (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг,.

B.Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — личностно ориентированный подход, позволяющий учесть индивидуальные и психологические особенности курсантов (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), деятелъностный подход, раскрывающий закономерности деятельности как ведущей детерминанты в развитии и образовании (М.Я. Басов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, П. Г. Щедровицкий и др.) — субъектный подход, определяющий положение курсанта как активного субъекта процесса обучения (Г.И. Аксенова, A.B. Белошицкий, Н. М. Борытко,.

C.М. Годник, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин и др) — компетентностный подход, позволивший определить компетенции военного специалиста и обеспечивающий практическую направленность обучения (A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалева, И. Д. Фрумин, A.B. Хуторской и др.) — средовый подход, представляющий собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности (А.И. Артюхина, В. А. Козырев, Ю. С. Мануйлов, Т. В. Менг, Г. Г. Шеек, A.B. Хуторской, В. А. Левин и др.).

Теоретической основой исследования явились: концепции влияния образовательной среды вуза на развитие, становление и воспитание личности (JI.A. Боденко, JI.C. Выготский, A.C. Запесоцкий, В. А. Караковский,.

A.A. Леонтьев, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, H.A. Селиванова,.

B.А. Левин и др.), теоретические разработки в области военного образования (И.А. Алехин, A.B. Барабанщиков, A.B. Белошицкий, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов, Г. В. Зибров, В. М. Коровин, A.M. Косухин, В. Г. Михайловский, П. И. Образцов и др.), теории педагогического проектирования и моделирования (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Н. И. Суртаева, А. П. Тряпицина, А. И. Уман и др.) — теория деятельности (В.Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.) — теоретические положения, являющиеся основой разработки и реализации средств обучения (Л.С. Зазнобина, Т. С. Назарова, Е. С. Полат, С. Г. Шаповаленко и др.).

Методы исследования — теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация материалов по проблеме исследования, моделированиеэмпирические: опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 г. и включало в себя.

Первый этап (2006;2008 гг.) — изучение научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияопределение степени ее разработанности в теории и практике обучения военных специалистовопределение предмета, цели и задач исследованияопределение противоречийвыдвижение гипотезы.

Второй этап (2008;2010 гг.) — разработка модели информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантовопределение педагогических условий, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантовпроведение констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной модели.

Третий этап (2010;2011 гг.) — окончание опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация результатов теоретической и экспериментальной работыпроверка основных положений гипотезы, оформление результатов исследования.

Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений, связанных с системным, личностно ориентированным, деятельностным, субъектным, средовым и компетентностным подходамиприменением совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследованияиспользованием математических методов обработки статистических данных педагогического экспериментаиспользованием в образовательном процессе военного вуза научных выводов и практических результатов исследования.

Научная новизна диссертационной работы: определены структурные компоненты информационной образовательной среды военного вуза (ценностно-целевой, содержательный, организационно-технологический);

— выявлены основные характеристики информационной образовательной среды военного вуза (интенсивность, психологическая комфортность, демократичность, возможность индивидуализации обучения, открытость (закрытость), обеспеченность информационными ресурсами), ее иерархические уровни: макроуровень (макросреда), мезоуровень (мезосреда), микроуровень микросреда), а также варианты их взаимодействия: конструктивное взаимодействие, допустимое взаимодействие, возможное неприятие, полная отстраненность;

— разработана модель информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов, включающая цельметодологические подходыпринципыкомпоненты, функции и характеристики информационной образовательной средыформы, методы и программные средства обучениясоставляющие и уровни качества обучения;

— выявлены педагогические условия, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в теорию обучения в высшей школе и способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы влияния информационной образовательной среды военного вуза на качество обучения курсантов. Выделенные структурные компоненты информационной образовательной среды военного вуза (ценностно-целевой, содержательный, организационно-технологический) и их содержательные характеристики расширяют представления о возможностях позитивного влияния информационной образовательной среды на качество обучения курсантов. Выявлены педагогические условия, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная педагогическая модель может являться основой для практической деятельности преподавателей военного вузаподобранный диагностический инструментарий может быть использован для выявления степени выраженности характеристик информационной образовательной среды, а также определения качества обучения курсантов в военном вузе. Самостоятельное значение имеют разработанные программные средства (электронные учебные пособия) по учебным дисциплинам «Математика» и «Начертательная геометрия и инженерная графика», которые обогащают организационно-технологический компонент среды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурными компонентами информационной образовательной среды военного вуза, под которой мы понимаем специально организованное информационное образовательное пространство учебного заведения, активно влияющее на процесс обучения посредством реализации коммуникационных технологий, включающее как методические, программные, организационные, технологические ресурсы, так и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, способствующий развитию личности курсанта, являются: ценностно-целевой (совокупность целей и ценностей военного образования, развивающегося в условиях информационного общества), содержательный (содержательное наполнение информационной образовательной среды) и организационно-технологический компонент (программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс и другие виды деятельности, характерные для военного вуза, включает информационные и телекоммуникационные ресурсы).

2. Характеристиками информационной образовательной среды являются интенсивность (объем и уровень сложности учебных заданий, предъявляемых на лекционных и практических занятиях, семинарах и других видах занятий), психологическая комфортность (степень психологического комфорта участников образовательного процесса), демократичность (степень демократичности администрациистиль общения преподавателей и курсантоввозможность участвовать в управлении вузом и принимать решения, касающиеся личных интересов участников образовательного процесса), возможность индивидуализации обучения (реализация собственных учебных и научных интересов в процессе обучения в вузе), открытость (закрытость) (гибкое реагирование на быстро меняющуюся социально-педагогическую ситуацию) и обеспеченность информационными ресурсами (оснащение аудиторий лабораторным и техническим оборудованием, обеспеченность электронными библиотеками, учебниками, базами данных и степенью доступа к ним).

В структуре информационной образовательной среды военного вуза нами выделены три иерархических уровня: а) макроуровень (макросреда) -информационная образовательная среда вуза в целомб) мезоуровень (мезо-среда) — информационная образовательная среда учебной группыв) микроуровень (микросреда) — личностная среда обучающегося, а также варианты уровневого взаимодействия, определяющие направленность влияния информационной образовательной среды военного вуза на повышение качества обучения курсантов.

I вариант (конструктивное взаимодействие) — характеристики информационной образовательной среды на макрои мезоуровне полностью совпадают с характеристиками на микроуровне (личностная среда) и соответствуют потребностям обучающегося. В этих условиях информационная образовательная среда военного вуза максимально позитивно влияет на повышение качества обучения курсантов.

II вариант (допустимое взаимодействие) — характеристики информационной образовательной среды на макрои мезоуровне в основном принимаются и совпадают с личностной средой курсанта. Обучающийся не является активным субъектом информационной образовательной среды военного вуза, но при определенных условиях она позитивно влияет на повышение качества обучения курсантов.

III вариант (возможное неприятие) — частичная отстраненность обучающегося от той информационной образовательной среды, в которой ему приходится находится и получать знания. Характеристики информационной образовательной среды военного вуза на макрои мезоуровне в основном не принимаются и не совпадают с личностной средой. В процессе обучения преобладают узколичностные мотивы. Барьер отстраненности от среды является и барьером для поступаемой информации, которая воспринимается не полностью.

IV вариант (полная отстраненность) — образовательная среда на макро-и мезоуровне не соответствует потребностям обучающегося, т. е. не совпадает с его личностной средой. Установленный распорядок, организация форм и методов обучения не отвечают интересам обучающегося и не вызывают позитивных эмоций, т. е. информационная образовательная среда военного вуза на качество обучения курсантов влияет негативно.

3. Модель информационной образовательной среды военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов включает цель (повышение качества обучения курсантов) — основные подходы (системный, личност-но ориентированный, деятельностный, субъектный, компетентностный и средовый) — принципы (целостности, межпредметной интеграции, вариативности, обучения в сотрудничестве, сочетания инновационных и традиционных форм, методов, приемов и средств обучения) — структурные компоненты (ценностно-целевой, содержательный, организационно-технологический), функции (обеспечение возможностей для эффективного самообучения и самообразования, формирование информационной культуры будущих специалистов, реализация вариативности, развитие самостоятельности курсантов) — составляющие качества обучения (мотивационная, когнитивная, ценностная), критерии и уровни сформированности качества обучения (низкий, средний, продвинутый, высокий).

4. Программные средства обучения (электронные учебные пособия: «Тройные интегралы», «Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных», «Начертательная геометрия. Инженерная графика»), включающие следующие блоки: целевой (цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, входящими в учебную программу), информационно-методический (порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью электронного пособия, обзор литературы, формы отчетности и контроля), информационно-обучающий (модули, включающие материал для лекционных и практических занятий, отличительной особенностью которых являются представленные анимированными иллюстрациями недоступные для вербального изложения дидактические единицы, возможность покадровой остановки сложных построений, виртуальные клавиши, при наведении на которые проявляются пояснительные надписи, гипертекстовые ссылки, дающие возможность навигации по электронному пособию).

5. Педагогические условия, при которых информационная образовательная среда военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов: операциональная готовность курсантов к использованию информационных и коммуникационных технологиймотивационная готовность курсантов к применению средств информатизации для самообразованияготовность преподавателей работать в информационной образовательной средеучет индивидуального уровня качества обучениядиалогический стиль общения между преподавателем и курсантоммежпредметные связи между специальными и общеобразовательными дисциплинамивключение курсантов в самостоятельную творческую деятельность.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе экспериментальной работы в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж). Основные результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: международных — «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2009 г., 2010 г., 2011 г.), «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 2010 г.), «Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза» (Воронеж, 2011 г.) — всероссийских — «Совершенствование наземного обеспечения авиации современные аспекты РЭБ в тренажерах и тренажерных системах» (Воронеж, 2006 г.), «Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения» (Воронеж, 2009 г.) — межвузовских — «Тенденции развития современного профессионального военного образования» (Рязань 2011 г.),.

Проблемы гуманизации профессионального образования" (Воронеж, 2009 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

По результатам опытно-экспериментальной работы проведена проверка разработанной модели ИОС военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные позволили нам подтвердить гипотезу исследования о том, что повысить качество обучения курсантов на основе разработанной модели ИОС военного вуза возможно при выполнении ряда условий:

— операциональная готовность курсантов к использованию информационных и коммуникационных технологий;

— мотивационная готовность курсантов к применению средств информатизации для самообразования;

— готовность преподавателя работать в информационной образовательной среде;

— учет индивидуального уровня качества обучения курсантов;

— диалогический стиль общения между преподавателем и курсантом;

— межпредметные связи;

— включение курсантов в самостоятельную творческую деятельность.

Также в ходе опытно-экспериментальной работы, а именно в процессе формирующего эксперимента, определена эффективность разработанной педагогической модели. Применение в образовательном процессе военных вузов разработанной педагогической модели позволяет:

— повысить уровень теоретической и практической подготовленности курсантов, что соответственно отражается качестве обучения курсантов, за счет применения программных средств обучения и постоянного контроля изученного материала;

— изменить количественное соотношение курсантов обучающихся на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» по результатам итоговой отчетности (зачета, экзамена, аттестации);

— формировать у курсантов навыки самообразования, мобильность знаний, активность в учебной деятельности;

— повысить у курсантов сформированность ценностной и мотиваци-онной составляющих качества обучения;

— учитывать участие курсанта в научной и исследовательской работе.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами педагогическая модель ИОС военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов эффективна и может позволить совершенствовать организацию образовательного процесса в военном вузе, что в свою очередь позволит повысить качество выпускников военных вузов.

Заключение

.

В представленной диссертационной работе рассмотрена проблема повышения качества обучения курсантов с учетом масштабного внедрения информационных технологий в процесс обучения. Важнейшим фактором, влияющим на качество обучения курсантов, является информационная образовательная среда военного вуза.

Проведенный анализ позволил раскрыть содержание понятия «информационная образовательная среда военного вуза». Под ней мы понимаем специально организованное информационное пространство учебного заведения, активно влияющее на процесс обучения посредством реализации коммуникационных технологий, включающее как методические, программные, организационные, технологические ресурсы, так и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, способствующий развитию личности курсанта. В качестве структурных компонентов ИОС военного вуза нами выделены: ценностно-целевой, содержательный, организационно-технологический компоненты.

Ценностно-целевой компонент, представляет собой совокупность целей и ценностей военного образования, развивающегося в условиях информационного общества, и включает цель — повышение качества обучения курсантов, обеспечивающее формирование компетенций военного специалистаценности и традиции, значимые для будущих офицеров, к которым относятся такие непреходящие ценности, как верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества.

Содержательный компонент включает в себя собственно содержание обучения, отражающееся в учебном планерабочей и учебной программеквалификационных требованиях по специальности, обеспечивающих подготовку курсантов и стимулирующих их к использованию ИКТ в самообразовании.

Организационно-технологический компонент включает в себя программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс и другие виды деятельности, характерные для военного вуза, включает информационные и телекоммуникационные ресурсы.

В ходе исследования были выявлены:

— характеристики ИОС военного вуза: интенсивность (объем и уровень сложности учебных заданий, предъявляемых на лекционных и практических занятиях, семинарах и других видах занятий), психологическая комфортность (степень психологического комфорта участников образовательного процесса), демократичность (степень демократичности администрациистиль общения преподавателей и курсантоввозможность участвовать в управлении вузом и принимать решения, касающиеся личных интересов участников образовательного процесса), возможность индивидуализации обучения (реализация собственных учебных и научных интересов в процессе обучения в вузе), открытость (закрытость) (гибкое реагирование на быстро меняющуюся социально-педагогическую ситуацию) и обеспеченность информационными ресурсами (оснащение аудиторий лабораторным и техническим оборудованием, обеспеченность электронными библиотеками, учебниками, базами данных и степенью доступа к ним);

— иерархические уровни ИОС военного вуза: макроуровень (макросреда), мезоуровень (мезосреда), микроуровень (микросреда) и варианты их взаимодействия:

I вариант (конструктивное взаимодействие) — характеристики информационной образовательной среды на макрои мезоуровне полностью совпадают с характеристиками на микроуровне (личностная среда) и соответствуют потребностям обучающегося. В этих условиях информационная образовательная среда военного вуза максимально позитивно влияет на повышение качества обучения курсантов.

II вариант (допустимое взаимодействие) — характеристики информационной образовательной среды на макрои мезоуровне в основном принимаются и совпадают с личностной средой курсанта. Обучающийся не является активным субъектом информационной образовательной среды военного вуза, но при определенных условиях она позитивно влияет на повышение качества обучения курсантов.

III вариант (возможное неприятие) — частичная отстраненность обучающегося от той информационной образовательной среды, в которой ему приходится находится и получать знания. Характеристики информационной образовательной среды военного вуза на макрои мезоуровне в основном не принимаются и не совпадают с личностной средой. В процессе обучения преобладают узколичностные мотивы. Барьер отстраненности от среды является и барьером для поступаемой информации, которая воспринимается не полностью.

IV вариант (полная отстраненность) — образовательная среда на макро-и мезоуровне не соответствует потребностям обучающегося, т. е. не совпадает с ее личностной средой. Установленный распорядок, организация форм и методов обучения не отвечают интересам обучающегося и не вызывают позитивных эмоций, т. е. информационная образовательная среда военного вуза на качество обучения курсантов влияет негативно.

На основе проведенного теоретического анализа по исследуемой проблеме нами была разработана модель ИОС военного вуза как фактора повышения качества обучения курсантов, целью, которой являлось повышение качества обучения курсантов.

Основные подходы (системный, личностно ориентированный, деятель-ностный, компетентностный, субъектный и средовый) позволили нам определить принципы построения ИОС: целостности, межпредметной интеграции, вариативности, обучения в сотрудничестве, сочетания инновационных и традиционных форм, методов, приемов и средств обучения.

Принцип целостности позволяет рассматривать отдельные компоненты ИОС военного вуза в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип межпредметной интеграции позволяет интегрировать знания из различных областей наук.

Принцип вариативности позволяет выделить инвариантную и вариативную составляющие предметного содержания.

Принцип обучения в сотрудничестве реализуется через развитие отношений доверия, взаимопомощи в создании и реализации новых проектов, а также предоставление курсанту возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Принцип сочетания инновационных и традиционных форм, методов, приемов и средств обучения позволяет применять как традиционные, так и инновационные формы, методы, приемы и средства обучения.

Данные дидактические принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, их целостное и взаимосвязанное применение позволяет эффективно реализовывать на практике разработанную нами педагогическую модель.

ИОС военного вуза выполняет следующие функции: создание условий для формирования профессиональных знаний, умений, навыков и приобретения личностного опытаобеспечение возможностей для эффективного самообучения и самообразованияформирование информационной культуры будущих специалистовреализация вариативностиорганизация взаимодействия курсантов и преподавателей, способствующего развитию познавательной самостоятельности курсантов.

Таким образом, ИОС военного вуза является системобразующим фактором, влияющим на качество обучения курсантов. В нашем исследовании под качеством обучения мы понимаем интегративный показатель, отражающий совокупное проявление мотивации, знаний, личностного опыта и ценностей, формируемых у курсантов на различных этапах обучения в рамках ИОС военного вуза. Составляющими качества обучения в нашем исследовании выступают мотивационная, когнитивная и ценностная составляющая.

Мотивационная составляющая представлена такими показателями, как осознание личной успешности курсанта в определенных военно-профессиональных действиях, в сравнении себя с другимиинтегративного характера своих военно-профессиональных достиженийнеобходимости дальнейшего профессионально-личностного саморазвития. Мотивация обучения также связана с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания курсанта, его психологической готовности повышать квалификацию в области использования средств ИКТ.

Когнитивная составляющая (уровень обученности) включает знания (глубина, целостность, гибкость), необходимые для овладения выбранной специальностью, на которых основывается интеграция различных отраслей научного знания, образовательных областей.

Ценностная составляющая связана с уровнем сформированности ценностей профессиональной деятельности и самореализации, а также общекультурных и духовно-нравственных ценностей.

Качество обучения представлено четырьмя уровнями: низкий, средний, продвинутый, высокий.

В работе определены педагогические условия, при которых ИОС военного вуза выступает фактором повышения качества обучения курсантов:

— операциональная готовность курсантов к использованию информационных и коммуникационных технологий ;

— мотивационная готовность курсантов к применению средств информатизации для самообразования;

— готовность преподавателя работать в информационной образовательной среде;

— учет индивидуального уровня качества обучения;

— диалогический стиль общения между преподавателем и курсантом;

— межпредметные связи;

— включение курсантов в самостоятельную творческую деятельность.

Результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлявшейся в 2007;2011г.г. на базе Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж), показали, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной повысились показатели качества обучения.

Мотивационная составляющая. На 18,9% увеличилось количество курсантов ЭГ, у которых данный компонент развит на высоком уровне и на 4,9% на продвинутом уровне, на 6,2% уменьшилось количество курсантов, у которых данный компонент развит на среднем уровне и на 17,7% на низком уровне. В КГ данный компонент увеличился на высоком уровне на 8,8%, на продвинутом уровне на 5,1% и уменьшилось количество курсантов, у которых данный компонент развит на среднем уровне на 10,7%, на низком уровне на 3,2%.

Когнитивная составляющая у курсантов экспериментальной группы по дисциплине «Математика» увеличилась на 12,8%, в то время как в контрольной группе на 3,2%- по дисциплине «Иностранный язык» увеличилась на 10,2%, в то время как в контрольной группе на 7,8%- по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» увеличилась на 7,8%, в то время как в контрольной группе на 3,6%.

Ценностная составляющая. На 0,3% увеличилось количество курсантов ЭГ, у которых данный компонент развит на высоком уровне и на 18,9% на продвинутом уровне, на 5,2% уменьшилось количество курсантов, у которых данный компонент развит на среднем уровне и на 13,9% на низком уровне. В КГ данный компонент увеличился на 0,6% на продвинутом уровне и на 6,2% на среднем уровне, на 3,1% уменьшилось количество курсантов, у которых данный компонент развит на низком уровне и на 3,7% на высоком уровне.

Сопоставление показателей, полученных у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разное время дает нам временной сдвиг. Критерий знаков С позволяет установить в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму. Сдвиги оказались статистически достоверными, что позволило нам утверждать, что экспериментальные воздействия были существенными. Применение критерия знаков показывает, что полученный результат не является случайным.

Однако, проведенное диссертационное исследование не исчерпывает все аспекты изучаемой проблемы. Предметом дальнейшего исследования может стать более детальное теоретическое и практическое рассмотрение вариантов взаимодействия иерархических уровней ИОС военного вуза, разработка новых программных средств обучения на основе инновационных технологий и определении степени их позитивного влияния на качество обучения курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана : автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. М. Абдуразакова М., 1995. — 24 с.
  2. А.Г. Стратегические цели и принципы управления знаниями в вузе / А. Г. Абросимов, А. П. Жабин, Е. В. Погорелова // Вестн. Москв. гор. пед. ун-та. Сер. Информатика и информатизация образования. 2006.-№ 6. — С. 9−11.
  3. А.Г. Мониторинг образовательного процесса и качество образования / А. Г. Абросимов, А. Е. Конаков // Вестн. Самарского гос. эконом, ун-та. 2007. — № 7. — С. 74−75.
  4. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск: Изд-во «Уральский ун-т», 1986. — 150 с.
  5. О.В. Предметно-пространственная среда / О. В. Артамонова // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 4. -С. 15−18.
  6. А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Артюхина. Волгоград, 2006. — 49 с.
  7. C.JI. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза : автореф. дис.. д-ра пед. наук / C.JI. Атанасян. -М., 2009. 49 с.
  8. A.A. Информационная образовательная среда школы: проблемы и их решения / A.A. Афанасьев, В. М. Кирюхин // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. М., 2007. -Вып.4. — С. 15−18.
  9. В.Г. Системность и общество / В. Г. Афансьев. -М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  10. М.Г. Становление современных информационных технологий в образовании: На примере общего образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Г. Багиева. Владикавказ, 2003. — 24 с.
  11. A.B., Давыдов В. П., Конюхов А. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, А. И. Конюхов, Н. Ф. Феденко. -М.: ВПА, 1987. 135 с.
  12. A.B. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище: Учебное пособие / A.B. Барабанщиков, В. И. Черес. М.: МВПККУ, 1985. — 128 с.
  13. В.П. Педагогические технологии / В. П. Бархаев // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 36−42.
  14. М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. -М.: Наука, 1991 .-568 с.
  15. А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих программ / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. -М.: Филинъ, 2003. 616 с.
  16. A.B. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза / A.B. Белошицкий. Воронеж: МО-ДЕК, 2006. — 232с.
  17. Л.П. Лингвофизиологическая концепция развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде, как актуальное содержание педагогической психологии / Л. П. Бельковец // Дистанционное и виртуальное обучение. -2008. -№ 6. С. 70−82.
  18. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Г. Ю. Беляев. -М., 2000. 24 с.
  19. А. Информационное взаимодействие фактор личностного развития / А. Беляева //Высшее образование в России. — 2005. -№ 7. -С. 70−76.
  20. В.П. Психологические парадоксы образования / В.П. Бес-палько // Педагогика. -2000. № 5. — С. 16.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. В.П., Системно-методическое обеспечение учеб-но-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
  23. БлаубергИ.В. Проблемы целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М., 1997. — 450 с.
  24. БлаубергИ.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973 — 270 с.
  25. В.А. Системы оценки качества образования: Учебное пособие / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. М.: Логос, 2007. — 192 с.
  26. Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Браун. -С-Пб., 2007. -21 с.
  27. .Н. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде / Б. Н. Боденко, Л. А. Боденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-93 с.
  28. , Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде : автореф. дис.. канд. пед. наук / М., 1999. 24 с.
  29. Большой толковый словарь русского языка/под ред. С. А. Кузнецова. -СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
  30. А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. / А. И. Бондаревская. Ростов н /Д., 2004. — 24 с.
  31. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК/ Е. В Бондаревская, C.B. Куль-невич. Ростов н /Д., 1999. — 560с.
  32. Бондаревская Е. В Теория и практика личностно ориентированного образования/ Е. В Бондаревская. Ростов н /Д., 2000 .-351 с.
  33. Г. А. Управление качеством образовательного процесса / Г. А. Бордовский, A.A. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Изд-во PI НУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  34. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 216 с.
  35. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. -М., 1991. -401с.
  36. Ю.С. Работа в информационной среде // Ю. Брановский, А. Беляева А. //Высшее образование в России. -2002. -№ 1. С. 81−87.
  37. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Бродский. -Екатеринбург, 1993 .-18 с.
  38. Е.А. Формирование профессионального опыта специалиста связи у курсантов военно-учебных заведений: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Бударин. Калининград, 2006. — 24 с.
  39. Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. -М., 1968 .-267 с.
  40. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
  41. Ваграменко Я. А Участие академии информатизации образования в создании российской информационной образовательной среды / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. 2005. — № 4. — С. 3−10.
  42. Я.А. Об основных направлениях информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, C.B. Богданова, В. А. Рыжова, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2004. -№ 1 .-С. 19−30.
  43. Я.А. Информационная электронная среда для народного образования / Я. А. Ваграменко, Б. Н. Грачев, JI.M. Пронина // Педагогика. -1994. -№ 3.
  44. Я.А. Применение модели телекоммуникацинной сети для обучения школьников приемам работы с гипертекстовыми материалами / Я. А. Ваграменко, JI.B. Нестерова // Педагогическая информатика. -2003 .-№ 2.-С. 3−11.
  45. Я. А. Академия информатизации образования как участник формирования информационной образовательной среды Электронный ресурс. / Я. А. Ваграменко Режим доступа: http: // www.churap.rWInformatAnfoSelSch/pagel/1-l.htm.
  46. П.В. Электронные компоненты информационно-образовательной среды / П. В. Веденеев, В. А. Красильникова, А.Е. Зава-рихин, Т. Н. Казарина // Открытое и дистанционное образование. 2002. — № 4. — С. 63−66.
  47. A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Изд-во Логос, 2009 — 336 с.
  48. A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  49. A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : автореф. дис. канд. пед. наук / A.B. Вишнякова. М., 2003. — 24 с.
  50. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. Ефремова О. Ю. -СПб: Питер, 2008. 439 с.
  51. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  52. О.В. Информатизация образовательного пространства: На примере учителя информатики: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Вязова. Тамбов, 2005. — 24 с.
  53. Д.А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей образования / Д. А. Гагарина // Вестн. Пермского ун-та. Сер. Математика. Механика. Информатика. 2009. — № 3. — С. 122−127.
  54. П.Я. Педагогическое обеспечение технологий образования / П. Я. Гальперин // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 3−40.
  55. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
  56. A.B. Основы управления качеством продукции / A.B. Гличев. -М.: Стандарты и качество. 2001. — 424 с.
  57. М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования / М. А. Гончаров. М.: КноРус, 2010. — 336 с.
  58. Ю.А. Воспитательный потенциал социального компонента образовательной среды вуза / Ю. А. Гончарова // Вестник воронежскогогосударственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. -2007.-№ 2.-С. 54−59.
  59. О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград, 2000. — 572 с.
  60. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов высших военных авиационных инженерных училищ: автореф. дис. канд. пед. наук /А.Н. Григорьев. М.: BI1A, 1990. — 24 с.
  61. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. д-ра. пед. наук. / О. В. Гукаленко. -Ростов н /Д, 2000. 24 с.
  62. Т.Н. Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника / Т. Н. Гущина // Ярославский педагогический вестник. 2010. — № 2. — С.17−22.
  63. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  64. Давыдов В. В Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 2003. — № 2. -С.40−48.
  65. О.Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.Б. Ершова. Тамбов, 2007. — 24 с.
  66. A.C. Отцы и дети: Конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура / A.C. Запесоцкий. -СПб.: СПбГУП, 2006. -64 с. (Избранные лекции Университета- Вып. 31).
  67. И.Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. М.: Изд. дом «Академия», 2005. -192 с.
  68. Захарова°И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис.. докт. пед. наук/ И. Г. Захарова. Тюмень,°2003. — 46 с.
  69. Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126с.
  70. Э.Ф., Мешкова И.В Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э. Ф. Зеер, И. В Мешкова // Мир психологии. -2008.- № 2. -С. 205−211.
  71. А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Зельницкий. М.: ВПА, 1989. — 19 с.
  72. Г. В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров: / Г. В. Зибров. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004. — 128 с.
  73. И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 383 с.
  74. Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды / Д. В. Иванов // Мир психологии. 2006. — № 4 (48). -С. 167−174.
  75. Кечиев J1.H. Информационная образовательная среда технического вуза / JI.H. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский // Открытое образование. 2002- № 2. — С. 34−42.
  76. В.А. Современное воспитание : многомерный подход: В условиях реформы сред, шк. / В. А. Караковский // Изв. Рос. акад. образования. -1999. -№ 2. С. 65−68.
  77. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М., 1992.
  78. Ю.В. Проблема качества образования в свете системной парадигмы / Ю. В. Карякин // Современные проблемы науки и образования. -2006. -№ 6-С. 54−55.
  79. Каспржак А. Г Система координат, или Возможная схема разработки программы развития школы / А. Г Каспржак, A.M. Пинский, И. Д. Фрумин, С. М. Юсфин //Директор школы. -. 2001.. № 9. — С. 3 -14.
  80. JI.H. Подготовка учебных материалов в виде Web-страниц. Методические указания / JI.H. Кечиев, K.JI. Кечиев, С. Р. Тумковский. М.: МГИЭМ, 1998.-10 с.
  81. О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов : автореф. дис. канд. пед. наук / О. Е. Кириченко Орел: ОГУ, 2003.-18 с.
  82. Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г. А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства.- М. 1996. -С. 189−199.
  83. JI.H. Социальная среда восприятия / JI.H. Коган // Учебно-воспитательный коллектив и его среда: сб. науч. тр. Свердловск. -1980. — С.3−9.
  84. В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование / В. А. Козырев. -СПб., 2004.-116с.
  85. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды пед. ун-та: автореф. дис. канд. д-ра наук / В. А. Козырев .-СПб, 2000.-46 с.
  86. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В. В. Рубцова. Новосибирск, 1996. -120с.
  87. Компьютерные технологии в высшем образовании / Редкол. А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М., 1994. — 370с.
  88. А. Е. Абросимов А.Г. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 7. С. 74−75.
  89. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Офиц. документы в образовании. 2002. — № 4. — С. 3−31.
  90. В.М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении / В. М. Коровин. -Воронеж: МО РФ, 2001. 271 с.
  91. A.M. Принципы конструирования дидактических компьютерных сред обучения / A.M. Короткое // Информатизация образования '95: тез. докл. науч.-практ. конф.- Ставрополь: СГПУ, 1995. -С.64.
  92. A.M. Подготовка школьников к компьютерному образованию: Учеб. пособ. / A.M. Коротков. Волгоград: Перемена, 2003.
  93. А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно-образовательной среды вуза и новых информационных технологий Электронный ресурс. / А. Н. Косолапов. Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf71 lntk/section4/section43.html
  94. В.М. Гибкие инструментальные комплексы управления качеством подготовки специалистов для информационно-телекоммуникационной системы специального назначения : автореф. дис. канд. техн. наук / В. М. Косухин М.: МГУЛ, 1998. — 21 с.
  95. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. / И. В. Крупина. -М., 2001 .-46 с.
  96. В.Т. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−120.
  97. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. -80 с.
  98. Т.С. Дополнительная учебная информация как средство организации учителем образовательной среды: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. С. Кузнецова. СПб., 2005. — 24 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  100. О.Г. Интеграция личностно-центрированного и компетент-ностного подходов в контекстном обучении (на материале подготовки учителя математики: автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 2007. -46 с.
  101. И.В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Леднева. Кострома, 2009.-24 с.
  102. Д.А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. -488 с.
  103. Личностно ориентированная педагогика в начальной школе /Под ред. C.B. Кульневича и А. С. Петелина // Научно-методический сб. Вып. I. -Воронеж, 1997.- 100с.
  104. Е.В. Дидактическая проектирование информационно- образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Е. В. Лобанова. М., 2005. — 45 с.
  105. E.B. Формирование новой информационно- образовательной среды вуза // Психологическая наука и образование. 2005. — № 4. — С. 38−46.
  106. .Ф. Методологиечские и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1984. — 444 с.
  107. .Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975, -№ 5. — С.31−45.
  108. В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Лыскова. Тамбов, 1998. — 24 с.
  109. В.Ю. Логика в информатике / В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. -М., 1999. -139 с.
  110. A.B. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. / A.B. Мазуренко. Ростов н /Д, 2006. -24с.
  111. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  112. К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса / К. Маклафлин // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. — Инноватор. -1996.-Вып. 6.-С. 99−105.
  113. В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / В. В. Малиатаки // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. — № 82. — С. 103−108.
  114. C.B. Языковая компетенция в содержании военного образования в гражданском вузе / C.B. Манецкая // Высшее образование сегодня. 2009. — № 4. — С. 40−43.
  115. Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассника: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Мануйлов. М., 1985. — 24 с.
  116. Ю.С. Средовой подход в воспитании : дис.. д-ра пед. наук/ Ю. С. Мануйлов. М., 1997. — 46 с.
  117. Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие/ Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек. -Москва-Н.Новгород, 2008. -. 220 с.
  118. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  119. Д. Ж., Социальная экология: книга для учителя / Д. Ж. Маркович- Пер. с серб.-хорв. О. И. Долгой. -М.: Просвещение, 1991. 171с.
  120. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  121. A.B. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Межуев. М.: ВУ, 2008. — 24 с.
  122. Е. В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук / Мельникова Е. В. Иваново, 2006. — 24 с.
  123. Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. / Т. В. Менг. -СПб., 1999. 24 с.
  124. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  125. В.Г. Проблемы развития военного образования / В .Г. Михайловский М.: В АД, 1995. — 64 с.
  126. В.В. Информационной образовательная среда учреждений начального профессионального образования как фактор повышения качества подготовки выпускников : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Михаэлис. Чита, 2009. — 24 с.
  127. H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /H.A. Морева. М.: Академия, 2007. -432 с.
  128. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина- 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 200 с.
  129. Направления и средства информатизации профильного обучения в сельской школе / Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобов, Е. П. Андрианова // Педагогическая информатика. -2005. -№ 4. -С. 95−98.
  130. А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов : электронный ресурс. / А. Е. Наумова. Режим доступа: URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagokaipsichologiy/125/
  131. Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. -М., 1985. -80с.
  132. Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. -1998. № 1. -С. 132−143.
  133. Новое в деятельности академии информатизации образования Отчетный доклад президента АИО Я. А. Ваграменко / Я. А. Ваграменко //Педагогическая информатика. 2005. — № 3. — С. 86−91.
  134. П.И. Дидактика высшей военной / П. И. Образцов, A.M. Косухин. Орел: Академия Спец связи России, 2004. — 317 с.
  135. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие/ Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек. -Москва Н. Новгород, 2008. — 220 с.
  136. Осетрова H. B Книга и электронные средства в образовании / Н. В. Осетрова, А. И. Смирнов, A.B. Осин. М: Логос, 2002. — 144 с.
  137. Отчетный доклад президента АИО Я. А. Ваграменко десятилетие деятельности академии информатизации образования / Я. А. Ваграменко //Педагогическая информатика. 2006. — № 1. — С. 86−96.
  138. Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: Методическое пособие / Артемьева Т. В., Громова JI.A., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю., Пискунова Е. В., Шарри Т. Г., под ред. С. М. Шилова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 163 с.
  139. В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды / В. И. Панов // 4-я Рос. конф. по эколог, психологии / Психологический ин-т РАО. М., 2005. -С.213−216.
  140. Паршин А. В. Основы автоматизированного вычислительного практикума. Учебное пособие / A.B. Паршин. Воронеж: МО РФ, 2008. — 332с.: с ил.
  141. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Рос. энциклопедия. -2003. -528 с.
  142. В.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи: Учеб. пособие / В. П. Петров, А. Т. Ростунов. М., 1988. — 220 с.
  143. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / A.B. Петровский // Социальная психология. 1987. -№ 1. — С. 15−26.
  144. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью / A.B. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. -1982.-№ 3 .-С. 44−53.
  145. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив/ A.B. Петровский.-М., 1982.-255 с.
  146. Н.В. Исследование, разработка и применение программно-методических комплексов в высшем образовании: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. В. Петухова. Новосибирск: НГУ, 1995. — 21 с.
  147. В.M. Словарь по образованию и педагогике/ В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  148. А.Н. Состав и структура компетенций выпускника военно-технического вуза, необходимых для освоения новых образцов вооружения и боевой техники /А.Н. Полосин // Высшее образование сегодня .2009.-№ 12.-С. 58−62.
  149. С. Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000
  150. Практическая психология для менеджеров / под ред. М. К. Тутушкиной М.: Филинъ, 1996. — 368 с.
  151. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
  152. В.Т. Некоторые аспекты в формировании качественного образовательного процесса в вузе / В. Т. Прохоров, Т. М. Осина, Ю. Д. Мишин, П. С. Карабанов // Современные проблемы науки и образования.2010.-№ 2-С. 101−110.
  153. Г. П. Интернет как средство информационного обеспечения образовательного процесса / Г. П. Путилов. М.: МГИЭМ, ЦРСДОД. -1999.-48 с.
  154. Г. П., Информационно-образовательная среда: принципы построения/ Г. П. Путилов, Л. Н. Кечиев // Современные технологии в строительстве. Образование, наука, практика: тез. науч.-практ. конф. -М., 2001 .-С. 28−29.
  155. O.P. Педагогические условия организации развиващей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дис.. канд. пед. наук. / O.P. Радионова. -М., 2000. -187с.
  156. Раков О. Н Использование информационных технологий для повышения качества обучения / О. Н. Раков // Современные проблемы науки и образования. 2006. — № 6. — С. 58−59.
  157. И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, O.A. Козлов // Информатика и образование. 2005. — № 11. — С. 3 — 9, -2005.-№ 12.-С. 4−13.
  158. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. В. Роберт.-М., 1995.-40 с.
  159. A.M. Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию информационно образовательной среды вуза / A.M. Романов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. — № 3. — С. 80−90.
  160. Д.В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. В. Романов. Кострома, 2009. — 23 с.
  161. A.C. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущих педагогов: автореф. дис. канд. пед. наук. / A.C. Росстальной. Ростов н /Д, 1998. — 24 с.
  162. СЛ. Проблемы общей педагогики / СЛ. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. -414с.
  163. СЛ. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  164. В.Н. Методологические исследования объектов, представляющих собой системы / В. Н. Садовский // Социология в СССР. М.: Наука, 1965-Т.1.-С.164−192.
  165. Г. И. Диаметрический подход к осмыслению категории «знание»/ Саранцев Г. И. //Педагогика. 2001. — № 3. — С. 10−16.
  166. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: Учебное пособие к спецкурсу / Е. И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2002. — 136с.
  167. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. -2000. -№ 6. С. 35−39.
  168. В. Д. Воспитательные системы, их специфика и функции. /
  169. B.Д. Семенов, E.H. Суворова // Среда система — управление в педагогике: тез. докл. — Кустанай: ГУ О, 1994. — С. 8−10.
  170. И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие/ И. С. Сергеев. СПб.: Питер, 2004 .-316с.
  171. В.В. Личностно ориентирование образование: к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5.1. C. 16−21.
  172. В.В. Ситуация развития личности как педагогически преобразованная среда / В.В.Сериков// Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Воронеж, 2004. — С.8.
  173. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Спб.: Речь, 2001. — 350 с.
  174. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. д-ра соц. наук, проф. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  175. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М., 1965. — 74 с.
  176. В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижако-ва. М.: Академия, 2003. -192 с.
  177. В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 571 с.
  178. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры /В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. 1995. — С. 177−184.
  179. В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. — № 4. -С. 63 -72.
  180. В.И. Антропология образования: ее возможность и действительность / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. 2008. — № 3. — С. 3−8.
  181. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
  182. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2007. — 400 с.
  183. Е. А. Теоретические основы межпредметных связей Электронный ресурс. / Е. А. Смирнова // Наука, образование, общество: Интернет-журнал СахГУ. Режим доступа: URL: http://journal.sakhgu.ru.
  184. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации (опыт, исследования) / Акопов С. И., Алексеев В. Д., Андреев А. А и др.- Под. ред. О. В. Золотарева. -М.: ВПА, 1991. 260 с.
  185. Советский энциклопедич. словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.
  186. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования (учебное пособие) / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия., 2002. -272с.
  187. A.B. Об эффективности информационных технологий / A.B. Соловов // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 100−104.
  188. Е.А. Исследование роли простанственно-предметного компонента в формировании образовательной среды вуза / Е. А. Соловьева //
  189. Известия РГПУ им А. И. Герцена: Научный журнал: Психолого-педагогические науки СПб. 2005. — № 5(12). — С. 83−95
  190. Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр — пер. с фр. под ред. A.A. Холодовича- вступ. ст. A.A. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. -695 с
  191. Социальная педагогика: теория, методика и опыт исследования. / Отв. ред. В. Д. Семенов. Свердловск: Изд. УрГУ, 1989. — 148 с.
  192. C.B. Образовательная среда школы: проблемы и подходы / C.B. Тарасов // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развитияб сб. науч. тр. СПб., 2001. -С. 15−26.
  193. O.K. Психологическая структура диалога «Человек-ЭВМ» / O.K. Тихомиров //Вестник МГУ. Серия 14. — 1984. — № 2. — С. 17−24.
  194. Л.И. Педологические условия самоактуализации ученика в образовательной среде школы: дис.. канд. пед. наук. /Л.И. Туктаева. -М&bdquo- 2002.-160с.
  195. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002−2006 годы» М., 2002.
  196. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  197. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. -1993. -№ 1
  198. Н. В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования / Н. В. Ходякова. Волгоград: В, А МВД России, 2003. — 124 с.
  199. A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003 .-416 с.
  200. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  201. A.B. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / A.B. Хуторской. -М.: ИОСО РАО, 2000. -306с.
  202. Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова,
  203. A.A. Третьяков М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  204. Шишов С. Е Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов,
  205. B.А. Кальней. М., 1999. — 354с.
  206. Г. П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 3. М., 1999 .-351 с.
  207. Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. М., 1964. — 48 с.
  208. Г. П. Знак и деятельность/ Г. П. Щедровицкий. Кн. III: Методологический подход в языковедении (11 лекций 1972—79 гг.). -М., 2007. — 448 с.
  209. Э.Г. Методологическая природа системного подхода / Э. Г. Юдин // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973. — С. 38 -51.
  210. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  211. И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  212. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В. А. Левин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  213. В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Левин // Дополнительное образование. 2000. — № 2. -С. 16−22.
  214. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gdenet.rU/policy/program/iTiilitary/l
Заполнить форму текущей работой