Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационным проектом среди комплексных программ, переработанных под ФГОС дошкольного образования, стала программа «Шаг в будущее. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Т. С. Комаровой, С. М. Авдеевой, И. И. Комаровой. Она описывает содержание психолого-педагогической работы по поддержке позитивном социализации и индивидуализации развития детей… Читать ещё >

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под ред. Л. А. Парамоновой, 2004) содержание взаимодействия детей и взрослых было представлено в виде задач, предполагающих три вектора решения:

  • 1) непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей;
  • 2) организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой;
  • 3) создание педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

В соответствии с данными векторами через проявления интегративных качеств личности воспитанников и действия детей определяются результаты педагогического взаимодействия:

  • — в символико-моделирующих видах деятельности и в играх: берет на себя роль организатора и исполнителя, действия в игре замещает словом, поддерживает ролевую беседу с партнерами, придерживается правил и получает удовольствие от их выполнения, стремится к достижению заданного в дидактической игре результата, а также в изобразительной деятельности и конструировании: создает рисунки и поделки, но замыслу, применяет разные средства для достижения результата, пользуется обобщенными способами конструирования, создает оригинальные работы;
  • — в самообслуживании и элементах груда: владеет культурногигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни; распределяет и координирует свои действия в процессе дежурства, стремится быть причастным к труду взрослых;
  • — в общении: проявляет готовность посочувствовать и пожалеть, умеет договариваться, проявляет уважение к сверстникам и взрослым, имеет чувство собственного достоинства;
  • — в речи: свободно владеет родным языком, пользуется простыми и распространенными предложениями; использует речь для планирования действий и выражения своих намерений и чувств; проявляет интерес к игре со словом, рифмой и к сочинению историй, имеет элементарное представление о языковой действительности;
  • — в познавательном развитии: проявляет любознательность, знает свое имя, фамилию, адрес, узнает и называет символику своей страны, ориентируется в погодных явлениях, в обозначении времени, дифференциации живой и неживой природы, названии транспортных средств и видах труда взрослых; умеет анализировать и обобщать, устанавливает причинно-следственные связи, любит экспериментировать;
  • — в эмоциональных проявлениях: хочет нравиться, активен, инициативен и самостоятелен, получает удовольствие от предстоящих событий, способен к волевой регуляции поведения и преодолению непосредственных желаний, проявляет настойчивость и терпение;
  • — в здоровье: у ребенка есть резерв здоровья, хорошо ест и спит, владеет навыками здорового образа жизни; стремится к контактам, проявляет доброжелательность, хочет заниматься интересными делами, умеет их находить; у него развиты основные двигательные качества.

Основанием следующей программы, которая претендовала на статус примерной — «Успех» — основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной коллективом авторов под руководством В. В. Рубцова и Н. В. Фединой (2010), стали разработка и внедрение федеральных государственных требований к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования. Последние были утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 6551.

В соответствии с ними на основе характеристики возрастных особенностей детей 3—7 лег в программе было представлено следующее:

— организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленной на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей[1][2]: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество, при этом особенностью программы является ориентация образовательного процесса на принципы возрастной адекватности[3] и интеграции образовательных областей[4], признание того факта, что содержание программы может быть реализовано как через организацию совместной деятельности педагогов и детей, так и через организацию самостоятельной деятельности детей1;

примерная циклограмма образовательной деятельности, позволяющая осуществить комплексно-тематическое планирование целостного образовательного процесса, ориентируясь на годовой цикл праздников и включая в него содержание образовательных областей, разные формы сотрудничества детского сада и семьи;

— планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ также были переработаны другие комплексные программы (Приложение 2). Например, программа «Детство», созданная под руководством Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой, которая реализует комплексный подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность[5][6].

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта. Так постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и негуманном поведении, умение замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям, желание участвовать в гуманистически направленной деятельности.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром, ориентирует педагогов на развитие познавательной активности, любознательности детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения на основе расширения круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) и познавательных умений воспитанников.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.н.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, интеллектуальная готовность к школе.

В единстве с развитием познания и чувств в программе осуществляется линия развития самостоятельности и творчества детей. В связи с этим программа ориентирует педагогов на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественноизобразительных, трудовых), на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах. При этом содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Каждый раздел по той или иной образовательной области завершается итогами освоения1 содержания образовательной области в программе возрастной группы, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.

Другой пример — «Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», разработанная коллективом авторов под редакцией Л. А. Парамоновой[7][8].

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ее символ — источник: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

В основу программы положены концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой, и деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса, положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд». В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем — в рамках образовательной области «Познание» и «Коммуникация». При этом в программе представлены игровые и диалоговые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства на основе музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, интеграции различных видов художественной деятельности, детского творчества. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

В направление «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; формирование представлений о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Базисные характеристики личности ребенка, к которым относятся компетентность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения, а также интегративные показатели развития детей представлены по психологическим возрастам и служат основанием для выстраивания систем комплексной оценки промежуточных и итоговых результатов освоения программы.

В 2013 г. примерные программы были переделаны авторскими коллективами под новые требования, предъявляемые к дошкольному образованию — ФГОС дошкольного образования. Например, программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, полностью соответствуя стандарту, выделяет при этом свои специфические характеристики.

Приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Кроме того, ее отличает наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности, так как в действующем ФГОС дошкольного образования, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Другой существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность более гибко подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть: учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно.

В рамках вариативности в программе представлены два раздела по инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС, однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Педагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.

Инновационным проектом среди комплексных программ, переработанных под ФГОС дошкольного образования, стала программа «Шаг в будущее. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Т. С. Комаровой, С. М. Авдеевой, И. И. Комаровой[9]. Она описывает содержание психолого-педагогической работы по поддержке позитивном социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, включая в определенные стандартом области свои тематические разделы (сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений и представлений о технологиях, формирование целостной картины мира и т. д.). Описаны организационнопедагогические условия реализации образовательного процесса, включающие требования к предметно-развивающей среде, материально-технические, финансовые и другие условия. Отдельно показана специфика их реализации в малокомплектном детском саду, группах кратковременного пребывания и семейном детском саду.

Кроме того, особенностью, определяющей инновационный характер программы воспитания и обучения, выступает раздел, связанный с организацией виртуального детского сада на основе информационно-образовательной среды, включающей программы, конспекты, медиатеку и базу оборудования, позволяющую составить расписание, электронное портфолио сотрудников и электронный паспорт детского сада.

  • [1] Утратил силу.
  • [2] — Выделение социализации в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации пронизывает содержание программы разнообразными социализирующими аспектами.
  • [3] Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора педагогами формобразовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) каксвободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развитиядошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельностиявляются также чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельность, труд.
  • [4] Интеграция образовательных областей предполагает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности и возможность реализации принципа построения программы «по спирали».
  • [5] Здесь используется нетрадиционная для дошкольной педагогики классификациявидов детской деятельности. В теории и практике дошкольного образования принята другаяклассификация: в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в дошкольном — игровая деятельность. В старшем дошкольном возрасте формируются продуктивныевиды деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструирование, элементы трудовойи учебной деятельности.
  • [6] URL: http://www.pandia.rU/text/78/215/101 305.php.
  • [7] Согласно ФГТ «система мониторинга достижения детьми планируемых результатовосвоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамикидостижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга» (п. 3.6 Требований). При этом мониторинг должен описывать «интегративныекачества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы».
  • [8] URL: http://urlid.ru/bo26.
  • [9] URL: http://preschool.e-publish.ru/p84aal.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой