Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам… тугих на развитие, медленных в соображениях… не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много… Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет на столько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет… Читать ещё >

Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обозначенные выше подходы к использованию игры в диагностикокоррекционной работе дают основания говорить о неоценимой роли игры в преодолении у детей проблем внутриличностного и межличностного характера. В то же время для педагога начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.

С этих позиций анализируются детские игры в работах русского педагога и психолога П. Ф. Каптерева. Особое внимание учителей он обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов чувств, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.).

Педагогическая мысль

«Навык сосредоточивать внимание… представляет нечто прочное, с игр переносимое на другие виды деятельности. Если бы маловнимательные на уроках ученики не участвовали в играх и не учились бы сосредоточивать свое внимание, то тогда их совсем невозможно было бы обучать чему-либо вследствие расплывчатости их внимания… Без игр дело обучения пошло бы еще хуже»[1].

«Обучение далеко нс даст так много органам внешних чувств, сколько дают игры. Развитие чувств… больше поддерживается играми, а не учением».[2]

«Детские игры должны быть признаны школой мышления для детей… Следует постоянно пользоваться при обучении и результатами благодеятельпого влияния игр на развитие ума детей и на школе игр строить и развивать новую — более серьезную и широкую — школу мышления, представляемую учебными предметами и искусствами. Пусть обе школы мышления идут рядом, параллельно, помогая одна другой, причем игровая школа пусть служит постоянной основой учебной классной школе»[3].

«…Во время игр довольно легко выделяются находчивые, быстро соображающие ученики из ненаходчивых и вялых. Те дети, которые в классах на уроках слывут лентяями, тупицами, заслуживающими изгнания из школы, на игральном плацу нередко отличаются творческими способностями, быстрою сообразительностью, умением найтись в трудных обстоятельствах… В изобретательстве во время игр, в их постановке, в изыскании наиболее подходящих орудий и средств игры некоторые участники проявляют такое сильное творчество, которое прямо свидетельствует об их выходящих из ряда способностях… Поэтому нередко бывает, что талантливый ученик считается самым ординарным, а то и прямо малоспособным, между тем товарищи очень хорошо знают о его талантливости»[4].

«Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам… тугих на развитие, медленных в соображениях… не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много… Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет на столько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры… к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни»[5].

Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой — может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л. А. Венгер, Ю. 3. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Так, С. А. Шмаков считает, что само название используемых с этой целью игр — интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические — звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (кто больше знает? кто точнее назовет? кто самый наблюдательный?) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников.

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ; «Защита проектов (фантастических, экологических, художественных)»,.

«Вечер загадок и отгадок», «День веселых задач», «Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых»; игры-путешествия «В страну сказок», «В царство Берендея» и т. д.

Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их (общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры).

Желательно, чтобы каждый учитель имел свою собственную «Энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционно-развивающей работы. Не лишним будет и создание в классе игротеки интеллектуально-развивающих игр, к которой дети могли бы обращаться самостоятельно в свободное от уроков время.

Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, намять, мыслительные операции и т. д., являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.

  • [1] Каптерев П. Ф. Детская и возрастная психология. М., 1999. С. 205
  • [2] Там же. С. 207.
  • [3] Там же. С. 207, 210.
  • [4] Каптерев П. Ф. Детская и возрастная психология. С. 207.
  • [5] Там же. С. 210
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой