Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовность школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях — целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное мироотношение и социальную позицию личности в условиях чрезвычайных ситуаций. Это сложное состояние, качество личности, выражающееся: 1) в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы готовности школьников к опасности, чрезвычайным ситуациям в педагогической теории
    • 1. 1. Развитие потребности в безопасности как одна из ключевых задач воспитания в современном обществе и возможные пути ее реализации
    • 1. 2. Психолого-педагогическое понятие готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях и условия ее формирования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Создание психолого-педагогических условий для формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях в школьной практике
    • 2. 1. Особенности организации учебно-воспитательного процесса при формировании готовности школьников к чрезвычайным ситуациям
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий по формированию готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания.

Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей века должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI.

Основной проблемой для мира в целом, а для сегодняшней полиэтнической и многоконфессиональной России, находящейся в переходном состоянии, особенно, стала прямая угроза безопасности человека, связанная и с развитием международного терроризма, и с бездумным отношением человечества к проблемам экологии, и с отношением отдельно взятого человека к собственной безопасности в повседневной жизни. Эта угроза приобрела сегодня небывалую актуальность и усиливается из-за кризисной демографической ситуации в стране, что выражается в падении рождаемости, сокращении продолжительности человеческой жизни и утрате здоровья населением.

Решение этих проблем необходимо для дальнейшего позитивного экономического и социального развития нашей страны. Безопасность и здоровье человека — важный индикатор общественного развития. Достижение положительных результатов в этом направлении связано с формированием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья у детей, что требует осуществления определенной образовательной политики в области безопасности.

Одной из приоритетных и важнейших потребностей для человечества было и остается обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Этому вопросу уделяли внимание многие зарубежные исследователи (А. Адлер, А. Маслоу, Б. Паскаль, Г. Форд, 3. Фрейд, Э. Фромм), а также отечественные ученые (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков).

Современное демократическое общество стремится определить главным объектом и субъектом безопасности человека, как самое ценное и уязвимое создание природы на земле и, одновременно, как самый реальный источник опасности для самого себя и окружающей среды. Человек, являясь созданием природы, представляет собой основной системообразующий позитивный или негативный фактор для нее.

В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. Эти качества становятся системообразующими для решения сложного комплекса проблем, а образовательная область, на которую непосредственно возлагается решение этих задач, приобретает роль основного базового компонента воспитательного процесса.

В решении таких задач важное место отводится обновлению содержания образования. К настоящему времени в этом направлении накоплено значительное количество разработок, принадлежащих, например, В. В. Давыдову, В. В. Краевскому, B.C. Ледневу, И. Я. Лернеру и др.

Вызов XXI века, обращенный к человечеству, к каждой стране и каждому человеку, самым непосредственным образом связан с ответом на вопрос: «Быть или не быть? А если все-таки быть, в каком качестве?». Осознается ли этот вызов грядущего века современным образованием?. Может ли сфера образования способствовать осознанию этого вызова?. Да. Несомненно, может. Обязана" - утверждает Б.С. Гершунский1.

В первую очередь сфера образования должна стать ключевым звеном в формировании личности «безопасного» типа, ориентированной на созидание и развитие общества и осознающей необходимость и ценность своей жизни и здоровья. Одна из ведущих ролей в достижения этой цели принадлежит школе.

Введение

в школьную программу предмета ОБЖ обусловлено тем, что.

1 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1997. — С.24−25. 4 жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания привела к ряду нежелательных и неожиданных последствий.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в комплексе с другими дисциплинами, должен осуществлять следующие функции:

— обучать (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);

— воспитывать (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);

— развивать (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета», способствующего психологической подготовке к успешной деятельности в современной техногенной среде).

Образование в области безопасности жизнедеятельности должно быть непрерывным, выстроенным последовательно, начиная с момента осознания человеком собственного «Я» и насыщающимся в процессе воспитания, обучения, образования.

Одной из задач непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе является формирование у подростка ответственного отношения к безопасной деятельности и здоровью человека вообще и личного в частности. По мнению многих ученых (В.И. Бачевский, E.H. Литвинов, В. В. Поляков, Ю. В. Репин, А. Г. Рыхнов, В. А. Середа, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, P.A. Шабунин и др.), школьный возраст, а особенно, возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и на природе. Актуальность такой работы подтверждается фактами.

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) -аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, пожаров.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3 — 4%, материальный ущерб возрастает на 7−10%.

Однако в данной работе неслучайно отдельно выделены пожары. Не любой пожар рассматривается как ЧС (хотя для отдельно взятого человека и тем более ребенка это все равно экстраординарное происшествие).

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

ЧС считается пожар, в котором погибло 2 человека или пострадало 4 человека и более.

Понятно, что для любой семьи и любого педагога ожоги или гибель даже одного ребенка — страшное событие.

Пожар — самая распространенная, опасная и страшная по количеству жертв ЧС в населенных пунктах Российской Федерации. По оперативной информации МЧС России за 2006 год больше всего произошло именно ЧС — пожаров с наибольшим количеством жертв в целом за год и по отношению к тем ЧС, которые обычно считают наиболее распространенными (во многом благодаря.

2 Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций: Научн. инф. сб. — Вып. 2. — М., 2007. 6.

СМИ) авиакатастрофам и ДТП (крупные пожары в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения общее число за 2006 год и количество жертв: число — 2073; жертв — 4642. Для сравнения: авиакатастроф — 40- жертв — 301- ДТП — 180- жертв — 685).

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 200 тысяч пожаров, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них 700 детей. В период же с 2001 по 2005 гг. в Российской Федерации на пожарах погибло 95 555 человек, из них детей — 3742, травмировано 10 915 детей.

За последние 5 лет в образовательных учреждениях Российской Федерации зарегистрировано свыше 8 тысяч пожаров, в результате которых, причинен материальный ущерб в размере более 140 млн. рублей. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей. Основная доля происшедших пожаров приходится на школы (51%) и детские сады (26%). Всего за 2007 год по России погибло детей -597.

Причины такой ситуации довольно обширны. Среди главных — изменения социально-экономических условий развития страны. Происходит расслоение населения, изменение системы ценностей (повышение роли материальных ценностей по сравнению с духовными, разобщенности разных слоев населения, равнодушия людей к судьбе друг друга), снижение уровня жизни, распространение безработицы. Растет доля формального отношения населения к обучению навыкам защиты от ЧС.

Несмотря на то, что, по данным социологических исследований, в общественном мнении существует определенная тенденция уверенности в росте, прежде всего, техногенных (28%) катастроф, где велика роль самого человека, по данным тех же исследований, весьма низок уровень готовности граждан к действиям при пожаре и ЧС (не готовы -17,6%, низкая готовность -33%, средняя -42,2% и лишь 7,2% граждан считают себя готовыми к противостоянию пожарам и ЧС).

Тем более важно, чтобы современная система образования была нацелена на формирование у учащихся умения адаптироваться в условиях природы и общества. Статистика говорит сама за себя, несмотря на то, что для преодоления подобной ситуации было немало сделано на правительственно-законодательном уровне.

В 1994 году принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68 — ФЗ). В статье 19 закона определены обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В числе других задач обозначена следующая — «изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области». В статье 20 определено, что «подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 года № 738 утвержден «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Оно конкретизировало положения закона РФ по вопросам обучения молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В статье 2 определено, что «подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат. учащиеся общеобразовательных учреждений.», а статьей 4 установлено, что «подготовка учащихся общеобразовательных учреждений. осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты чрезвычайных ситуаций. Программы утверждаются Минобрнауки России по согласованию с МЧС России».

В связи с возрастающим пониманием общественностью необходимости подготовки населения России к чрезвычайным ситуациям в августе 2007 года состоялось заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 5 от 17 августа 2007 г.) с участием МЧС России и Минобрнауки России. На заседании среди других рассматривался вопрос о состоянии подготовки учащейся молодежи к действиям при пожаре, в чрезвычайных ситуациях. Важное место в этой работе играет подготовленность самих педагогических кадров.

К сожалению, специальное изучение вопроса свидетельствует о том, что большинство педагогических вузов Российской Федерации не готовят учителей ОБЖ (первый факультет был открыт в РПГУ им. А. И. Герцена в 1995 году, первый выпуск 2000 года составлял 23 человека) — учителя-предметники недостаточно ориентированы на формирование у школьников культуры безопасного поведения, адекватного (организованного) отношения к личной безопасности, у них недостаточно сформированы потребности выполнения этой деятельности.

Эти факты и вышеприведенные статистические данные ясно указывают на то, что современное российское общество в целом и школьники в частности не готовы к безопасному поведению при пожаре, чрезвычайных ситуациях.

Об актуальности проблемы подготовки учащихся к действиям при пожаре, чрезвычайных ситуациях говорит и немалое количество научных исследований, посвященных данной теме, появившихся в последние годы. Авторами этих исследований делается попытка рассмотреть проблему с разных сторон. Различным аспектам решения задачи формирования безопасного поведения учащихся посвящены работы С. П. Данченко, Э. Я. Егоровой, И. В. Иовенко, В. Р. Лукьянова, В. Н. Мошкина, A.A. Сергина, В. В. Токарева. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая педагогические кадры для общеобразовательных учреждений, посвящены работы О. В. Беспалова, Т. Ю. Давыдовой, В. А. Земцова, В. В. Казанкова, А. Л. Шидловского, Ю. И. Харина.

Перечисленные труды охватывают широкий спектр вопросов обеспечения безопасности, вместе с тем в работах рассматриваются только задачи всеобщей подготовки детей к безопасному поведению и в условиях чрезвычайных ситуаций в целом, но не раскрыты вопросы эмоционального состояния и поведения учащихся при пожаре (как самой распространенной и страшной ЧС), не изучена роль высоко заинтересованных детей-проводников", лидеров школьных групп, через которых можно значительно эффективнее вести работу по обеспечению готовности школьников к чрезвычайным ситуациям. Разделяются вопросы формирования безопасного поведения у учащихся и подготовки квалифицированных педагогических кадров в области ОБЖ. В связи с вышеизложенным и было выбрано данное направление исследования.

В ходе анализа проблем формирования позитивного отношения к безопасному поведению в системе обучения детей и подростков выявлены следующие противоречия:

— между растущими требованиями общества к безопасности во всех сферах жизни и реальным отношением человека к сохранению собственного здоровья и образу жизни, соответствующему принципам безопасного поведения;

— между новыми концепциями и характером государственных документов, декларирующих идеи подготовки личности «безопасного» типа, и недостаточной разработанностью проблемы формирования такой личности в педагогической теориипотребностью в формировании готовности к сохранению жизни и здоровья отдельной личности и недостаточной готовностью системы образования к организации процесса воспитания детей и подростков на основе ценностного отношения к жизни и здоровью человека, отсутствием моделей поведения взрослых, способных стать примером для детей.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях.

Поиск разрешения вскрытых противоречий, актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогике общего образования в соответствии с новыми требованиями общества и государства, необходимость повышения уровня формирования позитивного отношения к жизни и здоровью личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях.

Объект исследования: формирование готовности школьников к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в современной общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования готовности учащихся основной школы к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях и факторы, обеспечивающие их эффективность.

Гипотеза исследования: формирование готовности к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях у школьников обеспечивается более эффективно в том случае, если:

— в педагогической деятельности в процессе преподавания курса ОБЖ используются ресурсы учреждений дополнительного образования и/или социальных партнеров при проведении практических занятий для успешной реализации принципов системности, непрерывности и последовательности, интегративной связи, личностно-ориентированной и активной деятельностной организации образовательного процесса;

— в процессе преподавания курса ОБЖ и внеклассной работы создается особая образовательная среда, позволяющая активизировать у школьника мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты, способствующие формированию качеств личности «безопасного» типа;

— созданию такой образовательной среды предшествует или сопутствует специально организованная подготовка педагогов-организаторов ОБЖ к проведению теоретических и практических занятий с использованием современных педагогических технологий и на основе программ по формированию позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению;

— в процессе преподавания курса ОБЖ организуется работа с особо заинтересованными детьми-лидерами, с помощью которых ведется работа по обеспечению готовности школьников к чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Дать научно обоснованное определение понятия «готовность школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях».

2. Научно обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях у школьников-подростков.

3. Определить факторы, способствующие повышению эффективности психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях.

4. Апробировать методику, способствующую повышению эффективности психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях у школьников-подростков, опытно-экспериментальным путем.

Методологическую основу проведенного исследования составили классические и современные положения мировой и отечественной педагогической мысли, раскрывающие закономерности развития личности, в частности:

1) принцип природосообразности как ведущий в достижении успешности обучения, воспитания и устойчивого развития учащихся (П.П. Блонский, Я. А. Коменский, Н. К. Крупская, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкийв современностиШ.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Караковский и др.);

2) антропоцентрические концепции естественнонаучного и гуманитарного образования и идеи ценностного понимания смысла жизни (А.Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В.А. Ядов);

3) анализ социально-педагогических технологий личностно-ориентированного, социо-культурного, личностно-развивающего воспитания и обучения (В.В. Давыдов, A.A. Деркач, В. П. Зинченко, Л. В. Занков, Н. Ф. Маслова, Н. Д. Никандров, Д.Б. Эльконин);

4) педагогические концепции формирования творческой личности в процессе гуманизации образования (В.И. Андреев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулютин, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов);

5) идеи интегративного подхода к построению содержания обучения (А.Г. Асмолов, H.H. Трубанева, В. М. Филатов, Э.Н. Шепель);

6) парадигма здоровьеразвивающего образования как одно из приоритетных направлений в реформировании современной истории воспитания (Т.А. Акбашев, Б.М. Бим-Бад, Э. Н. Вайнер, Б. С. Гершунский, В. И. Дубровский, В. В Колбанов, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева и др.);

7) концепция становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и развития педагогической валеологии (O.A. Александров, И. И. Брехман, О. В. Гринина, Г. К. Зайцев, Д. И. Кича, В. В. Колбанов, Ю. П. Лисицин, В. А. Лищук, A.B. Сахно, И. Н. Смирнов, Г. И. Царегородцев);

8) идеи использования интерактивных методов обучения при формировании практических навыков и умений в области здоровье и жизнесохранения (Д.Н. Кавтарадзе, В. Я. Сюньков, Л. И. Шершнев, И.А. Щеголев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались методы двух уровней:

— теоретического (исторический анализ теоретических и практических положений изучаемой проблемы, моделирование, обобщение, сравнение, систематизация, классификация);

— эмпирического (изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблемесоциологические методы — беседа, интервьюирование, анкетирование учителей и учащихся, тестирование и ранжированиепедагогические — экспериментальная работа и ее обобщение, моделирование ситуационных задач и анализ конкретных ситуаций).

Собранный эмпирический материал обрабатывался методами математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: школы г. Москвы, Московской области, учреждения дополнительного образования г. Оренбурга.

Организация н основные этапы исследования:

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) — анализ методологических основ исследования, формулировка рабочей гипотезы, составление программы эмпирической проверки гипотезы.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) — проводилась работа по изучению и анализу философской, психолого-педагогической и социологической литературы по вопросам исследования, анализ учебных планов и программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах, практика работы преподавателей, администрации общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования с целью выявления тенденций развития образования в области безопасности жизнедеятельности, определения понятия готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуацияхбыла начата опытно-экспериментальная работа с образовательными учреждениями.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) — были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы опытно-экспериментальным путем психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование безопасного поведения у школьников 5−9 классов, разработано учебно-методическое пособие, способствующее формированию готовности к безопасному поведению.

На четвертом, заключительном, этапе (2006 — 2007 гг.) — проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы, подтвердившие состоятельность гипотезы, оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна исследования: 1. Научно обоснована характеристика понятия «готовность школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях» как психологической установки личности на поведение, исключающее или предотвращающее ЧС и активные организованные действия по самозащите и оказанию помощи окружающим в случае ЧС.

2. Выявлены параметры, позволяющие судить о возможности создания и реализации психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к ЧС, и причины, препятствующие этому (степень готовности педагогических кадров (в том числе и по специальности ОБЖ) осуществлению функции носителей информации о безопасном поведении как дня детей, так и для их родителейстепень готовности администрации образовательных учреждений к организации деятельности в области ОБЖ, степень взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования).

Теоретическая значимость результатов исследования:

1. Выявлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия формирования готовности к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях у школьников среднего звена (использование компетентностного подхода, индивидуализация обучения за счет целенаправленной работы с особо заинтересованными предметом подростками, мониторинг процесса обучения), что служит методологической основой для работы органов управления образованием, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования при изменении и/ или корректировке БУП, программ курса ОБЖ с позиций компетентностного подхода, лежащего в основе государственных образовательных стандартов третьего поколения.

2. Определены факторы, способствующие повышению эффективности психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при ЧС, что служит основой для разработки курсов повышения квалификации преподавателей любых учебных дисциплин) и администрации общеобразовательных учреждений, а также программ предпрофессиональной (профильной) подготовки обучающихся.

3. Обоснована необходимость изменения содержания обучения на основе компетентностного подхода, что служит основой формирования новых концептуально-методологических подходов в теории и методике обучения и воспитания, теории и методике профессионального образования.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Выявлены пути создания и реализации психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при ЧС, что служит основанием для управленческих решений, связанных с проблемой кадровой обеспеченности общеобразовательных учреждений высококвалифицированными преподавателями курса ОБЖ.

2. Разработано учебно-методическое пособие, способствующее реализации психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к ЧС, что служит основой для создания УМК (учебно-методического комплекса) по курсу ОБЖ в общеобразовательной школе на основе компетентностного подхода.

Выводы и результаты диссертационного исследования, оформленные в виде учебно-методического пособия, внедрены в практику работы школ г. Москвы, Московской области, учреждений дополнительного образования г. Оренбурга (см. Приложение 2).

Пособие может быть использовано в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Российской Федерации, что позволит повысить процент готовности школьников к организованным действиям при пожаре и чрезвычайных ситуациях, обеспечит формирование у выпускников общеобразовательных учреждений компетенции безопасного поведения, а также станет основой предпрофессиональной подготовки некоторой части заинтересованных обучающихся и выпускников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях — целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное мироотношение и социальную позицию личности в условиях чрезвычайных ситуаций. Это сложное состояние, качество личности, выражающееся: 1) в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих- 2) в умении предвидеть опасностьсоблюдать определенные правила для того, чтобы в ситуации опасности не оказатьсяв устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера- 3) в ситуации опасности — в способности преодолевать и/или контролировать свое эмоциональное состояние на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению.

2. Психолого-педагогическими условиями формирования готовности к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях являются:

1) организация учебно-воспитательного процесса с позиций компетентностного подхода:

А) программно-целевая направленность учебно-воспитательного процессакомплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности за счет моделирования в учебно-воспитательном процессе чрезвычайных ситуаций и проверки готовности учащихся к противодействию на основе использования ресурсов учреждений дополнительного образования и внеклассной работы общеобразовательного учрежденияиспользование развитой системы внутри и межколлективных отношенийБ) учет структурного взаимодействия и единства мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности учащегося за счет реализации принципа единства формирования знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

2) индивидуализация обучения:

А) учет индивидуально-психологических особенностей личностного развития школьников, включая эмоциональную сферуразвитие творческой индивидуальности в готовности действий в сложившейся ситуации через организацию работы с референтными группами учащихся;

3) мониторинг учебно-воспитательного процесса — планирование, организация, регулирование и контроль в движении к заданному уровню развития готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях.

3. Факторами, способствующими повышению эффективности разработанных психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при ЧС, являются деятельность государства по нормативно-правовому и финансовому обеспечению образовательной области ОБЖ и являющаяся сейчас недостаточной — по кадровому обеспечению и по изменению содержания обучения в области ОБЖдеятельность образовательных учреждений по повышению ответственности за организацию учебно-воспитательного процесса в этой областипо организации сетевого сотрудничества между учреждениями общего и дополнительного образования и/или социального партнерства с общественными организациями.

4. В процессе апробирования методики, способствующей повышению эффективности психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при ЧС опытно-экспериментальным путем было установлено, что готовность может быть сформирована при следующих обстоятельствах:

— использовании путей, необходимых для реализации данных условий;

— использовании программ и пособий, дающих возможность изменить соотношение теоретических и практических занятий в пользу последних;

— организации работы с наиболее заинтересованными в предмете детьми, референтными для ровесников, которые становятся помощниками преподавателя;

— проведении мониторинга формирования готовности школьников к ЧС на основании специально разработанных критериев (мотивационно-ценностного, когнитивного, поведенческого).

Достоверность и обоснованность научных результатов определена:

— совокупностью исходных методологических положений исследования, их согласованностью с основными положениями философии безопасного существования личности и общества и ведущими идеями педагогики и психологии;

— применением комплексных методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике работы;

— системной организацией и позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, широким обсуждением ее результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики МПГУ (2005;2007 гг.), Чувашского государственного университета (2006 г.) — на научно-практических конференциях профессорскопреподавательского состава Московского педагогического государственного университета (2007 г.), Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (2007 г.), Тверской государственной сельскохозяйственной академии (2007 г.).

Конкретные результаты исследования и фактический материал используется в образовательном процессе школы № 1296 г. Москвы, школы № 10 г. Мытищи Московской области, в деятельности Центра детского творчества г. Оренбурга.

Результаты исследования отражены в 6 публикациях автора.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

В настоящее время направленность общего образования несколько отстает от требований времени и национальной безопасности России. У этого факта существуют причины как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам следует отнести некоторые недостатки в государственной политике в этом направлении — при достаточной разработанности проблем нормативно-правового и финансового обеспечения все еще недостаточно разработаны проблемы кадрового обеспечения, методического (учебники и программы ориентированы на теоретическое обучение с позиций знаниевого подходанегибкость программ, что не дает возможность учитывать специфику регионов). К субъективным — предвзятое отношение к курсу ОБЖ на местах (во многом это следствие перечисленных объективных причин), халатное отношение к противопожарной безопасности со стороны администрации школ, неразработанность (в силу новизны) взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В связи с этим возрастает роль деятельности государственных управленческих структур по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами в образовательной области ОБЖдеятельности администрации образовательных учреждений и педагогических коллективов по обеспечению противопожарной безопасности в своих учреждениях и разработке единых концептуальных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в этом направлениидеятельности системы дополнительного образования. Это факторы, необходимые для организации образовательной среды, способствующей формированию готовности школьников к организованным действиям при пожаре и чрезвычайных ситуациях.

Работа образовательных учреждений по формированию у школьников безопасного поведения будет эффективнее, если: учебно-воспитательный процесс будет строиться с позиций компетентностного подхода, подразумевающего усиление практико ориентированного обучения;

— будут использоваться ресурсы системы дополнительного образования, вовлечение в эту деятельность и родителей обучающихся (организация походов, летних лагерей и т. п. — эта работа сопряжена с установлением четких постоянных правил, развитием коллективизма и взаимовыручки, что отвечает потребности в безопасности у детей, проявляющейся в тяге к постоянству и упорядочению своей жизни);

— дополнительная работа будет вестись с наиболее заинтересованными в предмете детьми, которые впоследствии станут проводниками способности применять знания и умения в области ОБЖ и помощниками преподавателя, при этом необходим учет их индивидуальных особенностей, включая эмоциональную сферу, а также изучение ближней социальной среды (особенности семейного воспитания, дружеское окружение). Только так можно подготовить детей психологически к опасности, развить способность применения знаний и умений, полученных на занятиях, создать условия для гармоничного физического и нравственного развития, что ведет к формированию готовности к организованным действиям при пожаре и ЧС.

Результаты опытно-экспериментальной части исследования показали, что теоретические положения были верны и готовность школьников к действиям в условиях пожара и ЧС будет сформирована, если будут созданы психолого-педагогические условия: 1) организация учебно-воспитательного процесса с позиций компетентностного подхода- 2) индивидуализация обучения- 3) мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Отсюда следует, что: предпочтение должно отдаваться методам, активизирующим познавательный процесс, созданию ситуаций развивающих творческое мышление школьников, обеспечивающих высокий уровень мотивации к познавательной и продуктивной деятельности, а также методам, способствующим формированию не только знаний и умений, но и повышению мотивации;

— для создания благоприятных условий саморазвития личности необходимо широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых информационных технологий (макеты, таблицы, картины, репродукции, экранно-звуковые, электронно-вычислительные средства, видеои звукозаписи и др.);

— целенаправленная подготовка предполагает комплексное воздействие на сферы личности: нравственно-личностную, мотивационно-ценностную, потребностно-деятельностную. Следовательно, формирование готовности школьников к опасности пожара должно содержать мотивационный, нравственный и практический аспекты;

— традиционные методы образования оказываются неспособными к эффективному процессу формирования готовности школьников к организованным действиям при пожаре и ЧС. Для достижения цели мы полагаем необходимым более полно использовать дополнительное образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любая чрезвычайная ситуация (ЧС), происходящая в обществе, несет с собой травматизм и жертвы, количество которых зависит от степени подготовленности населения к противодействию этим явлениям. В этой связи потребность государства и общества в подготовке населения, особенно учащейся молодежи, к безопасной и защитной деятельности на современном этапе развития может быть отнесена к сфере национальной безопасности. Среди многих проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема формирования готовности школьника к организованным действиям при ЧС (пожаре). Эта проблема имеет важное социально-педагогическое значение, так как от ее решения зависит жизнь молодого поколения, развитие и использование интеллектуального потенциала общества. Выявление закономерностей, принципов, психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование и обучение готовности школьника к организованным действиям при ЧС (пожаре) составляет цель настоящего исследования.

Согласно задачам исследования и общей гипотезе, были получены следующие выводы:

1. Готовность школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях — целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное мироотношение и социальную позицию личности при пожаре и в условиях чрезвычайных ситуаций. Это сложное состояние, качество личности, выражающееся: 1) в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих- 2) в умении предвидеть опасностьсоблюдать определенные правила для того, чтобы в ситуации опасности не оказатьсяв устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера- 3) в ситуации опасности — в способности преодолевать и/или контролировать свое эмоциональное состояние на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению.

Структура готовности школьников к организованным действиям при пожаре и чрезвычайных ситуациях включает в себя взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий, определяющие критерии проверки ее сформированное&trade-.

Основой для формирования готовности является потребность человека в безопасности, развитие которой становится одной из ключевых задач воспитания в современности.

2. Из определения готовности и ее структуры логически вытекают психолого-педагогические условия ее формирования:

1) организация учебно-воспитательного процесса с позиций компетентностного подхода:

А) программно-целевая направленность учебно-воспитательного процессакомплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности за счет моделирования в учебно-воспитательном процессе чрезвычайных ситуаций и проверки готовности учащихся к противодействию на основе использования ресурсов учреждений дополнительного образования и внеклассной работы общеобразовательного учрежденияиспользование развитой системы внутри и межколлективных отношений;

Б) учет структурного взаимодействия и единства мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности учащегося за счет реализации принципа единства формирования знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

2) индивидуализация обучения:

А) учет индивидуально-психологических особенностей личностного развития школьников, включая эмоциональную сферуразвитие творческой индивидуальности в готовности действий в сложившейся ситуации через организацию работы с референтными группами учащихся;

3) мониторинг учебно-воспитательного процесса — планирование, организация, регулирование и контроль в движении к заданному уровню развития готовности школьников к организованным действиям при пожаре и чрезвычайных ситуациях.

Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям основываются на ряде принципов, ведущими из которых являются принципы природои культуросообразности, в современности понимаемые соответственно как:

— воспитание, согласовывающееся с общими законами развития природы и человека, формирующее у него ответственность за эволюцию окружающего мира и самого себя;

— воспитание, основывающееся на общечеловеческих ценностях и строящееся с учетом особенностей этнической и региональной культур.

В связи с чем, необходимо дать возможность регионам и образовательным учреждениям возможность корректировать учебно-воспитательный процесс в области ОБЖ в соответствии с особенностями конкретного региона, в частности, с учетом статистики наиболее распространенных в нем ЧС.

3. Факторами, способствующими повышению эффективности психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при пожаре и ЧС являются согласованные действия государства, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования и общественных организаций. В настоящее время можно считать достаточной деятельность государства по нормативно-правовому и финансовому обеспечению образовательной области ОБЖ и недостаточной — по кадровому обеспечению. На уровне образовательных учреждений необходимо преодоление предубеждения против курса ОБЖ и повышение ответственности за организацию учебно-воспитательного процесса в этой области, что выражается в формировании корпоративного духа педагогических коллективов (работу преподаватель ОБЖ ведет во взаимодействии с другими учителями, психологом, администрацией), организации работы с особо заинтересованными, референтными группами учащихся, в т. ч. через организацию сетевого сотрудничества между учреждениями общего и дополнительного образования и/или социального партнерства с общественными организациями.

4. В процессе опытно-экспериментальной работы по апробации методики, способствующей повышению эффективности психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при ЧС было установлено, что эффективных результатов можно достичь, если в построении учебно-воспитательного процесса будет использоваться компетентностный подходпринцип индивидуализации будет реализован за счет дополнительной работы с наиболее заинтересованными в предмете детьми, референтными для ровесников, которые становятся помощниками преподавателяесли используются ресурсы дополнительного образования. Особую роль в процессе обучения играет личность педагога, который на основании специально разработанных критериев осуществляет мониторинг формирования готовности школьников к опасности пожара и ЧС и вводит необходимые коррективы. С целью проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к организованным действиям при пожаре и ЧС было разработано и внедрено в практику работы ряда школ Москвы и Московской области и учреждений дополнительного образования г. Оренбурга учебно-методическое пособие.

Примерные темы занятий по обучению учащихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности при проведении внеклассных мероприятий и методические рекомендации по их проведению".

В результате проделанной работы достигнут средний и высокий уровни готовности школьников к организованным действиям при ЧС соответственно 47% и 3%.

1. «Низкий» — 50% интегративные свойства индивидуальности и личностные качества учащихся развиты плохосформированы отдельные черты личности готовой к деятельности в случае возникновения пожара.

2. «Средний» — 47% образование связанного состояния интегративных свойств индивидуальности и личностных качеств в целом, удовлетворяющих запросы общества в безопасной жизнедеятельностисформирована система компонентов личности готовой к действия в случае опасности пожара, поведение соответствует общим принципам общечеловеческих ценностей.

3. «Высокий» — 3% интегративные и личностные качества школьников находятся в оптимально связанном состояниисформирована целостная система значимых черт личности готовой к действиям в условиях опасности пожараповедение характеризуется функциональной оптимальностью при действии в ЧС.

Гипотеза и теоретические положения исследования были подтверждены.

По одной из последних оперативных сводок МЧС России, за 6 месяцев 2007 года обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризовалась следующими основными показателями:

— зарегистрировано 104 294 пожара (-6,2%);

— погибли 8080 человек (-11,9%), в том числе 316 детей (-9,2%);

— получили травмы 6836 человек (-3,9%);

— прямой материальный ущерб составил 3907,1 млн. руб (+21,9%).

Снижение количества пожаров, погибших и травмированных при них людей отмечается во всех региональных центрах МЧС России, за исключением Приволжско-Уральского, где зарегистрирован рост количества травмированных на пожарах людей на 1,7%. Увеличилась гибель детей при пожарах: в СевероЗападном региональном центре (+2,9%) и в г. Москве (+100%). Всего по России погибло детей — 597.

Таким образом, еще раз подтверждается актуальность проведенного исследования и необходимость неотложных практических мер по формированию готовности школьников к организованным действиям при ЧС (пожаре).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и общего (полного) среднего образования области ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 4. — с. 59 — 62.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка. Нар. образования. 1996. — № 5. — с. 913
  3. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования: Решение коллегии Минобразования РФ от 5 июня 1996 г. № 12/1. Вестник образования. -1996. № 8. — с. 21−27.
  4. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». Учительская Газета — 1996. № 5 (30 янв.), № 6 (6 февр.)
  5. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федер. закон от 10.04.2000. Собрание законодат. РФ. 2000. — № 16. — ст. 1640.
  6. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Москва, 22.06. 1993.-№ 5487−1.
  7. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 года. -Источник в сети Интернет: http:// www.mon.gov.ru
  8. Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. Педагогика.- М., 1994. -44 с.
  9. Р. Проблемы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Учитель Башкирии. -1991. № 6. — С.11 -14.
  10. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское изд., 1990. 559 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1.- Казань, 1996. 52 с.
  12. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. Здравоохранение РФ — 1997. № 3 — С. 29.
  13. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.- 368 с.
  14. .А. Категориальный аспект понятия интеграции. Дидактика как основа интеграции научного знания Л., 1984. — 181 с.
  15. С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 128 с.
  16. В. Кадеты МЧС: растет достойная смена. Основы безопасности жизни. 1999. — № 5. — с. 46−47
  17. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Пер. с англ. М., 1993. -128 с.
  18. Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. Пер. с англ.- общ. ред. и вступ. статья В. Я. Пилиповского.- М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. Педагогика. 1996. — № 1. — С.9−10.
  20. Р.У. Концепция учреждения дополнительного образования как основа развития творческой индивидуальности. Тез. и материалы науч,-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 37−43.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 453 с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика, 1995.- № 4 с. 29−36.
  23. Е.П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М.: Мысль, 1988. 186 с.
  24. Д.Ю. Четвертый мир. Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. М.: НИИ семьи, 1997.-248 с.
  25. А.К. Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998.-c.4−9.
  26. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. /Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева М.: Просвещение, 1988.-239 с.
  27. Внедрение достижений педагогики в практику школы. Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  28. В.Г. Академия выживания. М.: ТОЖ, 1996. — 367 с.
  29. В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М.: Знание, 1990.-237 с.
  30. Л.С. Собрание сочинений в 2-ух томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-Т.2.
  31. Выживание в экстремальных условиях. М: ИПЦ «Русский раритет», 1993.- 160 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века.- М., 1997.-С. 24 -25.
  33. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике. Педагогика, — 1994. № 5. — С. 80−83.
  34. B.B. О герменевтических началах взаимодействия основного и дополнительного образования школьников. Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 58−61.
  35. . Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. 496 е., ил.
  36. Л.Я. Психология эмоциональных отношений.- М., 1987
  37. P.M. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988
  38. Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. Под ред. A.B. Волохова. М.: СПО — ФДО, 1997.-160 с.
  39. В.Д., Кальней В. А. Чему и как учить мастеров УПК. Шк. и пр-во. 1984.-№ 5.-с.42
  40. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  41. В.В. Сущность деятельностного подхода и его происхождение. Деятельностный подход в обучении. М.: УГМИ. 1990. — 493 с.
  42. В.В., Выготский Л. С. Современная психология. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. — 293 с.
  43. И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды. Педагогика. 1996. — № 6. — с. 11 -17.
  44. Детско юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: Материалы Международной научно-практической конференции. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. — 72 с.
  45. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Материалы научно-практической конференции. Под ред. Г. С. Усыскина. -СПб.: Комитет по образованию, 1998. — 202 с.
  46. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности: Сборник программ деятельности в помощь руководителям детских общественных объединений и организаторам летнего отдыха. /Под ред.Н. И. Волковой. СПб.: НИИ семьи, 1997.-120 с.
  47. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
  48. Защита прав ребенка- социально-педагогический аспект: Рекомендации науч.-практ. конф. Минск, 1996. — 111 с.
  49. В. Неделя ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. -1997. № 2.-с. 60−62.
  50. A.B. Образовательный процесс центральная педагогическая проблема в системе деятельности учреждений дополнительного образования детей. Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. — СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 43−48.
  51. В.А. Компьютерная техника в трудовом обучении. Сов. педагогика. 987.-№ 11.-е. 69−74
  52. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  53. Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. /Ю.П. Воробьев, Н. И. Локтионов, МИ. Фалеев и др.- Под ред. Ю. Л. Воробьева. М: ACT — ЛТД, 1997. -256 с.
  54. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПИ, 1996. — 190 с.
  55. Я. Беседы о тайнах психики. Минск, 1990. — 188 с.
  56. П.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.: Медицина, 1978. -234 с.
  57. И.Б. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.
  58. М. Академия, 1999. М: 114 с.
  59. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа. Гуманизация образования.-1994.- № 1.-С.84
  60. И. Д. Управление стрессом.- СПб., 1987 Лебедев O.E. Образование как фактор развития личности. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 9−18.
  61. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.-217 с.
  62. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318 с.
  63. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. — 120 с.
  64. А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб-метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -160 с: ил. — (Воспитание и доп. образование детей).
  65. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479с.
  66. B.C. Загадки и резервы психика. Свердловск: Изд. Уральского у-та, 1990.-236 с.
  67. В.Н., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе. Современная педагогика. -1991. —№ 10. — С.88−93.
  68. В. Воспитание культуры личной безопасности. ОБЖ. 2000.-№ 8.-С. 13−16.
  69. Н.Д. На пути к гуманной педагогике. Советская педагогика.- 1990.-С. 41−47.
  70. .П. Развивающие игры. М.: Знание, 1994. — 190 с.
  71. Г. С. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М., 1988. — С.69−71.
  72. А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: AJIO, 1998. — 132 с.
  73. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. МИ. Гоголева. М.: Просвещение, 1991. — 27 с.
  74. Основы подготовки населения и детей к действиям в чрезвычайных ситуациях: Метод, рекомендации. М.: ДМ ЗНТ России, 1999. -192 с.
  75. Организация и содержание соревнований учащихся, проводимых в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности». Основы безопасности жизнедеятельности. -1997. № 10. — с. 5−9.
  76. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений: Метод, рекомендации. Под ред. В. И. Бондаря. М.: НИИ семьи, 1997. — 52 с.
  77. В. И. Учреждение дополнительного образования как субъект развивающегося образования. Тезисы и материалы Всерос. науч.-практ. конф. -СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 25−29.
  78. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ. СП. Баранов, JI.P. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
  79. Педагогика здоровья: Сб. М.: Педагогика, 1990. — 284 с: илл. (Б-ка для родителей).
  80. Педагогическое наследие. Коменский Я. А., Локк Д., Песталоцци И. Г., Руссо Ж.-Ж- Сост. Кларген В. М., Джуринский А. Н. М.: Педагогика, 1989. -411 с: ил. — (Б-ка учителя).
  81. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др. под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  82. И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. Т.З. — С. 30 — 34.
  83. И.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. —
  84. Челябинск: Юж.- Урал. книж. изд., 1995. — 352 с.
  85. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1961. — 659 с.
  86. Р., Руденко И. Развивающее обучение: школа Эльконина-Давыдова. Семья и школа. -1998 № 2. — с. 2
  87. Пожарное дело. М., 2003. — № 7.
  88. В.В., Сербаринов Е. А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: Методическое пособие для преподавателей среднихобщеобразовательных учебных заведений. М.: Б.И., 1992.- 21 с.
  89. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания. Педагогика. 1994. — № 3. — С.13−18.
  90. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей. Сост. Г. П. Веселое. М.: Просвещение, 1994. — 28 с.
  91. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. Под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Городской Дворец творчества юных, 1995.-164 с.
  92. Проблемы результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции. Ярославль: Областной Центр детей и юношества, 1997. -84 с.
  93. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций: Научн. инф. сб. М., 2007. — Вып. 2.
  94. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высш. шк., 1989. — 271 с.
  95. Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 811 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. -190 с: ил.
  96. Е.И. Эмоция и воля. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.ил. (Азбука психологии)
  97. Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник. М.: Мемориал, 1995.-47 с.
  98. Российская педагогическая энциклопедия T. I, А-М, Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: БРЭ, 1993. 608 с.
  99. О.Н. Общественное движение и проблемы безопасности: I съезд специалистов по безопасности деятельности человека.- С-Пб., 1992.- С. 4.
  100. А.Г. Правила безопасности для взрослых и детей: Памятка по безопасному поведению в различных экстремальных ситуациях. М.:
  101. Военные Знания, 2000.- 48 с.
  102. B.C. Мозг, обучение, здоровье.- М.: Просвещение, 1989. -198 с.
  103. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -665 с.
  104. Г. Стресс без дистресса. Рига: «ВИЕДА», 1992. — 79 с.
  105. Сборник учебных программ для опытно-экспериментальной проверки. Под ред. В. А. Кальней, ЛЯ. Олиференко. М.: ИПК и ПРНОМО., 1998. -185 с.
  106. Словарь- справочник школьника по основам безопасности жизнедеятельности: 5−9 кл. М.: Дрофа- ДИК, 1998. — 70 с.
  107. . Разговор с матерью. Кн. о воспитании: Пер. с англ. Послесловие Азарова Ю.- переводчик Перова H.A., Азаров Д. М.: Политиздат, 1991. -588 с: ил.
  108. Справочник спасателя: Кн. 1: Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Права и обязанности спасателей. -М.: ВНИИ ГОЧС, 1995.-98 с.
  109. A.M. Психология и педагогика. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. — 423 с.
  110. В.А. О воспитании.-5-e изд. М: Политиздат, 1985.-207 с.
  111. В.А. Потребность человека в человеке. 2-е изд. — М.: Сов. Россия, 1981. — 96 с. — (Человек среди людей).
  112. Г. Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: «АНС», 1999.-393 с.
  113. Устав кадетской школы спасателей в г. Ростове-на-Дону. Основы безопасности жизни. -1999. № 5. — с. 47−52
  114. К.Д. Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Образование и бизнес, 1994. -205 с. (Педагогическое наследие).
  115. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Гл. ред. М. И. Кондаков. Вступ. ст. и примеч. С.Ф. Егорова- АПН. ССР. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
  116. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические сочинения: Т 6 М.: Педагогика, 1988. — 360 с.
  117. С.С. Детские спортивные школы в системе дополнительного образования: педагогические функции и социальная роль. Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 22−25.
  118. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 76 с.
  119. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.-210. ил.
  120. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1982.-158 с.
  121. E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние, перспективы. М.: Ставрополь, 1991. — 85 с.
  122. С.К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство— М.: Энергоатомиздат, 1997. 396 с.
  123. Л.Н. Разработка модели интегрированной образовательной системы в УДО. Тезисы и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб: -Комитет по образованию, 1998. — с. 119−122 .
  124. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг. М.Э. и М.О.-1997. -№ 11.-с. 127
  125. Н.Е., Арапова П. И., Бабурова ИВ. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая шк., 1998. — 205 с.
  126. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. -91 с.
  127. К.Д. Образовательная системе России: противоречия и потребности. Право и образование. 2000. — № 5. — С.42−47.
  128. Авторефераты и диссертации
  129. Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков воспитанников учреждения дополнительного образования: Автореф. дисс,. канд. пед. наук. -Сходня, 1999.-21 с.
  130. О.В. Информационные технологии в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Челябинск, 2000. — 122 с.
  131. Л.Н. Интеграция гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. ОГУ, 2001.-178 с.
  132. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков группы риска: Дисс. канд. пед. наук. — Уфа, 1997. 221с.
  133. Л. Н. Технология профессиональной подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 1997. — 198 с: илл. — Библиогр.: с. 157 -168.
  134. Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 1989. — 208 с.
  135. С.П. Практикум в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Спб., 2004. — 185 с.
  136. Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Йошкар-Ола., 2004. — 199 с.
  137. В.А. Комплексные военно-профессиональные игры как средство профессионально-педагогической подготовки студентов отделения ОБЖ. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Ростов-на-Дону, 1999. — 182 с.
  138. С. А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2000. -195 с.
  139. И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Дис. на соискание уч. степени д.п.н. — М., 2003. — 408 с.
  140. В.В. Духовно-нравственное воспитание сотрудников оперативных подразделений Государственной противопожарной службы МВД России. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — М., 2001. — 146 с.
  141. А. М. Педагогические основы деятельности Центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. 13.00.08. М., 1999, — 180 с. — Библиогр.: с. 159−175
  142. В.Р. Содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Сходня, 2001. — 110 с.
  143. В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Дис. на соискание уч. степени д.п.н. — Барнаул, 2004. — 369 с.
  144. В.Ю. Педагогическая технология в процессепрофессиональной подготовки учителя: Автореф.дисс. канд. пед. наук,-М., 1994.-21 с.
  145. А.А. Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — Якутск, 2003. — 155 с.
  146. В.В. Педагогические основы формирования безопасной личности учащегося. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. — М., 2003. -177 с.
  147. Ю.И. Совершенствование управления кадровыми ресурсами Государственной противопожарной службы на основе оценок групповых и индивидуальных профессиональных рисков. Дис. на соискание уч. степени к.т.н. — М., 2004. — 198 с.
  148. A.JI. Организация управлений качеством подготовки специалистов в вузе Государственной противопожарной службы России. -Дис. на соискание уч. степени к.т.н. Спб., 2002. — 217 с.
  149. И. А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности: на основе использования ситуатив.-имитац. моделирования учеб. информации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. -СПб, 1998. -178 с: илл. Библиогр: с. 144−157.
Заполнить форму текущей работой