Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этические нормы и принципы социальной педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная этика социального педагога представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность его профессии и обеспечивающих необходимые взаимоотношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности. Она складывается на основе осмысления и обобщения практики профессиональной… Читать ещё >

Этические нормы и принципы социальной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Профессиональная этика — одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности.

Профессиональная этика социального педагога представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность его профессии и обеспечивающих необходимые взаимоотношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности. Она складывается на основе осмысления и обобщения практики профессиональной деятельности социальных педагогов. Эти обобщения систематизированы в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности специалиста, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений.

Отношения — это связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий. Этические отношения — нравственноориентированные связи и взаимодействия между социальными педагогами как членами коллектива, объектами их работы, социальным окружением объектов, а также специалистами различного рода учреждений, организаций, частными лицами, с которыми связываются в процессе профессиональной деятельности. Они существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социально-педагогической работы и подчиняющих себе всю деятельность; нравственных качеств, которыми он отличается как специалист и стремится их развивать; постоянного самоконтроля над собой и своей деятельностью.

Этическое сознание социального педагога представляет собой нравственно выраженное отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе отношений. Оно является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях.

Этические действия социального педагога оцениваются с позиции нравственности. Он действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, средство ее достижения получает оценку с точки зрения их соответствия моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Высшая цель, которую ставит перед собой социальный педагог, приступая к деятельности, может быть выражена формулой: «способствовать целесообразному социальному самосовершенствованию, воспитанию человека», «способствовать нравственному благополучию семьи, воспитывающей ребенка». Для достижения поставленных целей он использует все доступные ему легальные средства. При выборе средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых — «Не навреди». Ему необходимо уметь предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной цели, но и моральность (или аморальность) избранных средств ее достижения. Несмотря на то, что цель, поставленная социальным педагогом, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств может зачеркнуть все результаты деятельности.

Конечный результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Социальный педагог призван принимать меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, привлечь все необходимые ресурсы социокультурной среды для достижения поставленной цели. Ему необходимо знать возможные объективные препятствия на пути к достижению цели и своевременно предусматривать варианты действий при их возникновении, «вписываясь» в границы этических норм.

При оценке деятельности социального педагога требуется учитывать критерии моральности (нравственности). Под ними понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению специалиста и его действиям. К таким критериям следует отнести:

  • — высоконравственность личности;
  • — социально-педагогическая целесообразность цели и деятельности специалиста, в соответствие с потребностями социокультурной среды;
  • — сотрудничество участников социально-педагогического процесса;
  • — обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется принципами профессиональной этики (ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений социального педагога в сфере профессиональной деятельности). Они базируются па понятии профессионального долга, ведущих идеях, нормах и правилах, определяющих их деятельность. К ним следует отнести:

  • — принцип соблюдения рациональных интересов того, с кем работает;
  • — принцип личной ответственности за нежелательные последствия своих действий;
  • — принцип уважения прав и личного достоинства тех, с кем работает социальный педагог;
  • — принцип принятия каждого таким, каков он есть;
  • — принцип конфиденциальности по отношению ко всему тому, что стало известно о воспитаннике и близких ему людей;
  • — принцип доброжелательности по отношению к тому, с кем работает специалист;
  • — принцип честности и открытости во взаимоотношениях;
  • — принцип отсутствия предрассудков и предубеждений в отношении того, с кем работает;
  • — принцип сотрудничества социального педагога с теми, с кем он работает, способствуя совместной продуктивной деятельности;
  • — принцип гуманизации — ориентация на ценность человека, восприятие его таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками, проявление к нему толерантности.

Существуют отечественный и зарубежный этические кодексы социального педагога. Они отражают основные принципы профессиональной морали. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социально-педагогической действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса (от лат. codex — книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных педагогов. Он выступает стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального педагога — содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом. В основе этических нормативов социально-педагогической деятельности в нашей стране лежат следующие источники.

  • — общечеловеческие ценности;
  • — ценности современного российского общества;
  • — этические нормативы зарубежных стран;
  • — специфические ценности социально-педагогической деятельности;
  • — личностные ценности и идеалы социальных педагогов.

Основой этического кодекса социального педагога является моральная норма — общее содержательное требование к его поведению и деятельности, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы морали в социально-педагогической деятельности выступают в качестве инструмента для достижения цели, а также регулятора самоуправления.

Моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности социального педагога. Они наиболее гибки и подвижны, отражают динамику развития общественных отношений, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Изложенное находит проявление в повседневном поведении и практической деятельности социального педагога, качественной характеристикой которого выступает его этическое поведение.

Этическое поведение социального педагога

Этическое поведение социального педагога находит проявление по отношению к профессии, людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса, коллегам и взаимодействующим организациям. Этическое поведение социального педагога по отношению к профессии включает:

  • — соблюдение кодекса этики, утверждение ценностей и правил, принципов и стандартов этического поведения, отстаивание, совершенствование и популяризация их;
  • — повышение качества и эффективности своей социально-педагогической деятельности;
  • — повышение статуса социально-педагогической работы, защита ее от необоснованной критики и укрепление у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;
  • — принятие участия и поощрение других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социально-педагогической деятельности;
  • — критическая оценка достигнутых в личной практической работе результатов, не преувеличивая свои профессиональные и личные возможности;
  • — разъяснение окружающим назначения, целей и задач профессиональной социально-педагогической работы.

Этическое поведение по отношению к людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса, включает:

  • — соблюдение принципов социально-педагогической деятельности;
  • — уважение личных устремлений, индивидуальных особенностей, инициативы и творческого подхода всех участников социально-педагогического процесса;
  • — поддержка основных интересов участников социально-педагогического процесса;
  • — отвержение любых форм дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

Этическое поведение социального педагога по отношению к коллегам включает:

  • — уважительное отношение к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социально-педагогической деятельности;
  • — уважение различных мнений и подходов коллег и других специалистов, принятие на себя ответственности за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях;
  • — защита своих коллег от любых форм и видов давления со стороны иных лиц в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;
  • — следование советам и консультациям наставников, если они служат интересам дела.

Этическое поведение социального педагога по отношению к взаимодействующим организациям включает:

  • — построение своих взаимоотношений с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, с которыми он работает, и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального педагога;
  • — следование своим обязательствам, данных взаимодействующим организациям, и требование от них выполнения их собственных обязательств, направленных на реализацию своих ресурсов в интересах достижения социально-педагогических целей;
  • — развитие командных, межинституциональных и межведомственных форм социально-педагогической работы, сохранение хорошей рабочей атмосферы в коллективах и командах, поддерживание приемлемых условий для деятельности каждого сотрудника.

Таковы основы деонтологии социальной педагогики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой