Обучение родной грамоте на основе деятельностного подхода учащихся школ Республики Саха (Якутия)
Диссертация
Между недостаточным уровнем сформированности механизма чтения и письма у детей, связанным с несовершенством методики обучения родному языку, и необходимостью формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельностимежду необходимостью дальнейшего совершенствования методики обучения якутскому языку на начальном этапе и отсутствием теоретически обоснованной, экспериментально проверенной… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы методики обучения родной грамоте якутских учащихся
- 1. 1. Лингвистические основы обучения якутской грамоте учащихся начальных классов якутской школы
- 1. 2. Психолого-дидактические предпосылки деятельностного обучения якутской грамоте учащихся начальных классов национальной школы
- Выводы
- Глава 2. Состояние обучения родной грамоте в якутской школе
- 2. 1. Из истории методики обучения якутской грамоте
- 2. 2. Анализ программ и букварей по якутскому языку
- 2. 3. Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся по якутскому языку в начальных классах национальных школ
- Выводы
- Глава 3. Методика обучения родной грамоте учащихся национальной школы Республики Саха (Якутия) 3.1. Добукварный период обучения грамоте
- 3. 2. Букварный период обучения грамоте
- 3. 3. Обучение письму
- 3. 4. Экспериментальное обучение и его результаты
- Выводы
Список литературы
- Агаркова Н.Г. Опыт обучения графике письма // Нач. школа. М., 1975, № 8. С. 53−60.
- Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учеб. Пособие к спецкурсу. М., 1987.
- Агаркова Н.Г. Конструирование буквы ведущий прием обучения шестилетних детей письму // Нач. школа. М., 1989, № 12. С. 5558.
- Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Нач. школа. М., 1992, № 2. С. 62−66.
- Агаркова Н.Г. Обучение письму // Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993. 48с.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопросы психологии. М., 1964, № 5. С. 5572.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. M., 1978. 144с.
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М., 1983. № 1 96с.
- Аллахский H.A. Букварь: Учеб. для первого класса (на якут, яз.). 2-е изд. Якутск, 1964. 116 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с 6 лет. М., 1986. С. 48.
- Анисимов В.М. За развитие научно педагогической мысли в республике // Вопросы воспитания и обучения в школах ЯкутииЯкутск, 1973.С. 3−13.
- Анисимов В.М. К лингвической основы изучения удвоенных согласных якутского языка в школе // Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 38−47.
- Анисимов В.М. Методика обучения русскому языку в саха начальной школе. Якутск, 2000. 127с.
- Анисимов В.М., Андреева К. Е. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск. 2001. 143с.
- Артемьева Т.В. Система обучения родной грамоте в чувашской школе (на начальном этапе): Автореф. дисс.. канд.пед. наук. М., 1996. 20с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.607с.
- Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. / Под ред. Г. П. Башарипа. Якутск, 1966. С. 70.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. С. 143.
- Бабанский Ю. К, Оптимизация процесса обучения. М., 1977.256с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 208с.
- Бадмаев Б.Ц., Хозиев Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. М., 2001. 223с.
- Бажанова Е. А Пути оптимизации процесса первоначального обучения чтению и письму на русском языке // Вопросы обучения русскому и родному языкам начальных классов национальной школы М., 1974. С. 35−53.
- Бажанова Е.А. Пути повышения эффективности обучения * чтению по русски учащихся национальной школы: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1977. 23с.
- Бажанова Е.А. Некоторые рекомендации по совершенствованию механизма чтения учащихся в букварный период курса русской грамоты // Русский и родные языки в школах, народов РСФСР. М., 1979. С. 66−75.
- Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. М., 1993. С. 289.
- Баскаков H.A. О современном состоянии и дальнейшем совершенствовании алфавитов тюрских языков народов СССР // Вопросы совершенствования алфавитов тюрских языков СССР. М., 1972.
- Барашков П.П. Звуковой состав якутского языка. Якутск, 1953.
- Безруких М.М., ХохловаТ.Е. Как писать буквы. М., 1993. 61 с.
- Бетлингк О.Н. О языке якутов. Новосибирск, 1990. 644 с.
- Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. М&bdquo- 1938. С.38−46.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Божович Е.Д. Развитие языковой концепции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. М., 1997, № 1. С. 13.
- Божович JI.E., Славина J1.C. Психическое развитие школьника и его воспитания //Педагогика и психология М., 1979, № 12. 96 с.
- Бойцова А.Ф., Васильева И. Г. и др. Русский язык. Пособие для учащихся I класса национальных школ РСФСР. Л., 1991.С. 144.
- Борисенко М.Г. К вопросу обучения чтению в начальной национальной школе // Русский и родные языки в школах народов РСФСР. М&bdquo- 1979. С.102−109.
- Бондаренко JI.B. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. JL, 1981.
- Борисов П.П. О языке обучения и о преподавании родных языков в национальных школах Якутии. Якутск, 1973.с. 83−106.
- Борисов П.П. Методический указания к учебнику русского языка «Букварь» для первого кл. як. шк. Якутск, 1987. 88 с.
- Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (на материале якутских школ Республики Саха). М., 1998. 152 с.
- Будагов P.A. Введение в науку о языке. М., 1965. 466 с.
- Бугрименко П.С., Жедек П. С. и др. Обучение чтению // Чтение и письмо по системе Д. Б, Эльконина. М., 1998. 23 7 с.
- Введенский В.Н., Васьков Ю. В. Сущность педагогических теорий и технологий: (дидактические аспекты). Салехард, 2002. 72с.
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов севера. Якутск, 1997.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 205.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т., т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ерошевского. М., 1982. 504с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т., т. З / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1983.433с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. С. 175.
- Восторгова Е.В. Краткий методический комментарии к букварю. Томск, 2000. 39 с.
- Вопросы национальной психологии /Под ред. С. М. Арутюняна, Черкеск, 1972. 176с.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. М., 1957, № 6. С. 58−69.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 224.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. С. 230−243.
- Гурьянов Е.В. Психологические основы упражнений при обучении письму. М., Л., 1948. С. 27.
- Горецкий В.Г., Шанько А. Ф., Кирюшкин В. А. О принципах построения экспериментального букваря // Нач. школа. М., 1974, № 6. С. 83−90.
- Горецкий В.Г., Шанько А. Ф. и др. Уроки обучения грамоте. М&bdquo- 1985. 144 с.
- Горецкий В.Г. и др. Букварь: Учеб. для первого кл. трехлет. нач. шк. 14-е изд. М., 1994. 128 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 212с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 240с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.144 с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения //Психологическая наука и образования. М., 1997, № 1. С.25−31.
- Данилов Д.А. Социально педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири / Под ред. В. А. Афанасьева. Якутск, 1976. С. 212.
- Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск, 1990. 80с.68. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика и др. М., 1999. 264 с.
- Дудников A.B. Русский язык. М., 1974. С. 90−91.
- Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987.
- Дмитриева E.H. Сопоставительная грамматика русского и якутского языков. 4.1. Фонетика и морфология. Якутск, 2000. 128 с.
- Дмитриев Н.К. Долгие гласные в якутском языке // Исследования по сравнительной грамматике тюрских языков. 4.1. Фонетика. М., 1955.
- Дьячковский Н.Д. О фонетическом освоении заимствованных слов в якутском языке. Якутск, 1962. 71с.
- Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. 4.1. Вокализм. / Отв. ред М. И. Матусевич. Якутск, 1971. 184 с.
- Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. 4.1. Консонантизм / Отв. ред. М. И. Матусевич. Якутск, 1977. 256 с.
- Дьячковский Н.Д. Изменение звуков в якутском языке Якутск, 1987. 108 с.
- Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992. 96 с.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество: Избр.труды. М., 1998.368с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М., 1992. 238с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., 1979. 171с.
- Жуйков С.Ф. Формирование учебных действий в учебной деятельности школьников // Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе / Под ред. З. Г. Сахиповой. Уфа, 1995. 176 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. 418с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002. 384с.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983. 230 с.
- Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. 284с.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977. 212с.
- Каратаев И.И. Трудности обучения якутской орфографии в начальных классах // Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 22−27.
- Каратаев И.И. Звукоаналитическая работа при обучении якутской орфографии в начальных классах // Родной и русский языки в якутской школе. Якутск, 1975. С. 9−21.
- Каратаев И.И. Азбука: Учеб. для первого кл. одиннадцатилетней як. шк. Якутск, 1986. 126 с. (на якут. яз).
- Каратаев И.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Якутск, 1986. 112 с. (На якут. яз).
- Каратаев И.И. Лингвистические основы обучения орфографии родного языка в начальных классах якутской школы. Якутск, 1987. 140 с.
- Каратаев И.И. Опыт изучения частотности звуков в якутском языке // Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, Якутск, 1994. С. 37−43.
- Каратаев И.И. Азбука: Учеб. для первого класса (1−4). 3-е изд. Якутск, 2001. 119с. (на якут. яз.).
- Калинина Н.В., Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Ульяновск, 2002. 31 с.
- Касаткин Л.П. Слог // Нач. школа. М., 2001, № 9. С. 21.
- Кривошапкин А.И. Евразийский союз. Якутск, 1998. 237 с.
- Кузин B.C. Психология. М., 1982. 401 с.
- Колесова А.П. Букварь: Учеб. для первого класса (1−4). Якутск, 2000. 96 с. (на якут. яз.).
- Концепция школьного языкового образования РС (Я. Якутск, 2001.60 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности// Педагогика и психология. М., 1980. 96 с.
- Леонтьев A.A. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии. -М., 1972. С. 12−17.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М., 1999. 287 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 537 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. 413 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. 453 е.
- Назарова Л.К. Метод обучения грамоте и практика // Нач. школа. М., 1967, № 6. С. 44.
- Назарова Л.К. Звуковой анализ и первоначальное обучение чтению// Нач. школа. М., 1970,№ 7 с. 77−84.
- Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период): Метод, рекомендации для учителя. Томск, 1994. 89 с.
- Немов P.C. Психология. М., 1990. 299 с.
- Никифорова Е.П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы. М., 2000. С. 144−148.
- Никольская Г. Н. Основы обучения русской орфографии в удмуртской школе. Ижевск, 1981. С. 22.
- Нормативно методические документы: Учеб. метод, обеспечение Базис, учеб. пл. общеобраз. учреждений РС (Я) с 1999—2000 учеб. г. Вып. 1/ М-во образования РС (Я). Якутск, 1999.
- Общее языкознание / Под ред.Б. А. Серебренникова. М., 1970.
- Особенности психического развития детей 6−7- летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. 136 с.
- Орфографический словарь якутского языка / Под ред. Л. Н. Харитонова, Н. Е. Петрова. Якутск, 1975. 191 с.
- Охлопкова М.Е. О рациональном использовании аналитико-синтетического звукового метода // Вопросы воспитания и обучения в школах Якутии. Якутск, 1973. С. 107−120.
- Охлопкова М.Е. Опыт составления и работа по букварю якутского языка // Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе М., 1973. С. 175−177.
- Охлопкова М.Е. Приемы звукового анализа в обучении родной грамоте// Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 14−21.
- Охлопкова М.Е. Приемы звукового синтеза в первоначальном обучении чтению на якутском языке // Родной и русский языки в якутской школеЯкутск, 1975. С. 3−8.
- Охлопкова М.Е. Букварь: Учеб. для первого кл. як. шк. (1−3). 5-е изд. Якутск, 1980. 96 с.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. С. 72.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999. 294 с.
- Окладников А.П. Древняя письменность якутов. Якутск, 1943.
- Окладников А.П. Исторический путь народов Якутии. Якутск, 1943.
- Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. М., 2000. 128 с.
- Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. 597 с.
- Программа по якутскому языку для 1−4 классов якутской школы. Якутск, 1987. 53 с.
- Программа по якутскому языку для 1−4 классов якутской школы. Якутск, 1996. 31 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск, 1998. 48с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. М., 1994., № 1 .с. 61 -69.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М., 1980. С.85−87.
- Райская JI.M. Фонетический и фонемный анализ слова. Томск, 1997. 66 с.
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: Теория и практика. Томск, 1997. 284 с.
- Репкин В.В. Русский язык: Учеб. для пятого кл. (системы Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). 4.II. Фонетика и письмо. Томск, 1997. С. 54.
- Репкин B.B. и др. Букварь: Учеб. для первых кл. четырехлетней нач. шк. (система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). Томск, 1999. 224 с.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологи. М., 1989.
- Самсонова Т.П. Сравнительная характеристика звуковой системы русского и якутского языков. Якутск, 1967. 113 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2001,465 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М., 1969.
- Турова Г. А. Методика обучения русской грамоте учащихся удмуртских школ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 13 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1954. С. 320.
- Хрестоматия по истории педагогики / Сост. В. З. Смирнов. М., 1957. 526 с.
- Фонин Д.С. Проблемы усовершенствования системы обучения грамоте: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. 22 с.
- Харитонов JI.H. Современный якутский язык. 4.1. Фонетика и морфология. Якутск, 1947. 306 с.
- Харитонов JI.H. О правилах якутской орфографии. Якутск, 1956. 23 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.3-е изд. М., 1997.503 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 288 с.
- Щерба Л.С. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Эльконин Д. Б, Опыт психологического исследования в экспериментальном классе // Вопросы психологии. М., 1960, № 5. С. 29−39.
- Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. С. 7−49.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности знаний (младшие классы школы). М., 1966. С.13−52.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 265−274.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать//Педагоика и психология. М., 1991, № 1.80 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1995. 416 с.