Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы и позволяет определить круг проблем, не нашедших своего отражения. В частности, нуждаются в дальнейшем изучении возможности: технологии выявления готовности студенческой группы к гуманному сопровождению адаптации первокурсниковтехнологий, направленных па оптимизацию функционирования студенческой группы как социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимосвязь профессиональной подготовки будущих педагогов и организации учебной деятельности студенческой группы как педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема профессиональной подготовки будущего педагога в процессе организации учебной деятельности студенческой группы в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Модель профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование значимости п возможностей учебной деятельности студенческой группы в профессиональной подготовке будущих педагогов
    • 2. 1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе учебной деятельности студенческой группы
    • 2. 3. Педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы
  • Выводы по второй главе

Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции в развитии общества, динамичное развитие общеобразовательной и профессиональной школы определяют изменения в характере и направленности образования, его целях, задачах и содержании. Среди приоритетных задач высшей профессиональной школы выделяется задача повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Современное педагогическое знание рассматривает подготовку будущих педагогов системно (В .А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. К. Маркова и др. [81, 86, 97, 154, 155]). Одним из системных элементов профессиональной подготовки будущий учителей является деятельность студенческой группы, позволяющая дифференцировать, интенсифицировать учебный процесс и развивать творческую деятельность студентов (А.В. Петровский, П. А. Просецкий и др. [121, 129]).

Так, П. А. Просецкий отмечает, что «.первичный студенческий коллектив — руководимая педагогами контактная группа учащихся, характеризующаяся общностью целей и задач профессиональной подготовки, входящих в систему целей и задач основного коллектива, совпадением или значительным сближением официальных и межличностных отношений, единством личных и общественных интересов, мотивов, мнений, оценок, согласованностью коллективной деятельности, регулируемая органами самоуправления и обеспечивающая свободное и всестороннее развитие каждого участника коллективной деятельности» [129].

Поскольку студенческая группа является одной из основных общностей для студентов, особой формой их жизнедеятельности, через которую общество оказывает влияние на личность, то актуальной задачей профессионального образования на современном этапе становится практическая реализация организационно-педагогических возможностей учебной деятельности студенческой группы.

В педагогической теории и практике освещены различные аспекты профессиональной подготовки будущего педагога в процессе организации учебной деятельности студенческой группы: теории профессиональной подготовки будущего педагога (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, П. И. Пидкасистый, Ф. В. Повшедная, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, и др.) — технологии профессиональной подготовки будущего педагога (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, И. А. Зязюн, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, Г. К. Селевко, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.) теории межличностных отношений в группе (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Я. Л. Коломенский, И. Я. Лернер, А. В. Морозов, А. В. Мудрик, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, А. В. Сидоренков, Л. Р1. Уманский, Р. Х. Шакуров, В. В. Шпалинский и др.);

Взаимосвязь профессиональной подготовки будущих педагогов и организации учебной деятельности студенческой группы рассматривается в исследованиях Е. А. Климова, П. Н. Осипова, Ф. В. Повшедпой, Н. С. Пряжникова, В. А. Сластненина, Н. П. Фетискина и др. [66, 114, 126, 132, 155,175].

В диссертационных работах последних лет исследовались вопросы влияния различных характеристик студенческой группы на профессиональную подготовку будущих специалистов: сплочение академических групп (В.Л. Виноградов и др. [32]) — организацию групповой учебпо-познавательиой деятельности студентов (Т.В. Ляпина, Е. А. Максимова, С. Ф. Мальцева [92, 94, 95]) — уровень развития молодежной группы и ее влияния на эффективность решения интеллектуальных задач (М.Н. Горбачева [41]) и т. п.

Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы исследованы в работе А. Э. Варчева [24].

Отдельные аспекты профессиональной деятельности кураторов — в работах Л. М. Васильевой, Е. Н. Кролевецкой [25,79].

Однако проблема профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы в системно-деятельностном аспекте рассматривается не в полной мере. В частности, недостаточно обоснованы нормативная основа и организационно-педагогические условия учебной деятельности студенческой группы, направленной на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической теории и практики по вопросам совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе деятельности студенческой группы позволяет выявить ряд противоречий между:

— необходимостью интенсификации профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, которая определяется динамичным развитием общеобразовательной школы, и отсутствием в учебной деятельности студенческих групп педагогических условий для ее реализации;

— необходимостью педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов в условиях организации учебной деятельности студенческой группы и недостаточной разработанностью специальных образовательных форм и методов этого процесса.

На основании выявленных противоречий может быть сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Актуальность проблемы и необходимость разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы».

Объект исследования — учебная деятельность студенческих групп в педагогическом вузе.

Предмет исследования — профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы будет эффективной, если:

— уточнены сущность и содержание профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— разработана, теоретически обоснована и внедрена в учебный процесс педагогического вуза модель профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— определены показатели эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и содержание профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

2. Разработать, теоретически обосновать и внедрить модель профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

4. Определить показатели эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Методологическую основу исследования составляют личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) — системный подход к исследованию динамичных педагогических систем (М.М. Левина, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.) — теория ситуационно-проблемного подхода (Н.В. Бордовская, A.M. Матюшкин, А. А. Реан, Л. Ф. Спирин и др.) — гуманистическая концепция, рассматривающая человека как высшую ценность и самоцель общественного развития (А.А. Вербицкий, А. Н. Леонтьев и др). Теоретической основой исследования явились:

— теоретические положения профессиональной подготовки специалистов (С.И. Архангельский, А. А. Вербицкий, В. М. Вергасов, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. К. Маркова,.

A.С.Мещеряков, Н. Д. Никандров, Т. А. Платонова, Ф. В. Повшедиая,.

B.А. Сластенин, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадрикова и др.);

— исследования по реализации технологий профессиональной подготовки будущих педагогов (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, Г. К. Селевко, Ю. В. Сенько, Н. Ф. Талызина и др.);

— теоретические положения психологических аспектов профессиональной подготовки специалиста (Л.А. Кандыбович, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина,.

A.К. Маркова, Н. С. Пряжников, Е. И. Рогов, A.M. Столяренко и др.);

— положения и идеи технологических способов организации групповой формы обучения (М.Д. Виноградова, В. К. Дьяченко, Г. А. Китайгородская,.

B.В. Котов, Х. Й. Лийметс, Т. В. Ляпина, Е. Д. Маргулис, A.M. Матюшкин, В. Оконь, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.);

— идеи организации групповой формы обучения и межличностных отношений в группе (А.И.Донцов, О. Г. Кукосян, И. Я. Лериер, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Р. Х. Шакуров, В. В. Шпалинский и др.);

— положения о влиянии групповой формы обучения на формирование личности и профессиональных умений (О.А. Конопкин, Е. А. Максимова,.

A.В. Петровский, ПА. Просецкий и др.).

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование);

— эмпирические методы исследования (анкетирование, изучение и обобщение положительного педагогического опыта, наблюдение, интервью, экспертная оценка, тестирование, педагогический эксперимент, моделирование ситуаций педагогического сопровождения на основе разработанной модели) — методы статистической обработки данных эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования — ранговый критерий корреляции rs Спирмена, критерий углового преобразования (р Фишера, многофункциональный критерий согласия х 2 — Пирсона.

Экспериментальной базой исследования является физико-математический факультет (специальность «Математика и информатика», «Физика и информатика», «Математика и физика») Пензенского государственного педагогического университета имени.

B.Г. Белинского.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2009 гг.

Первый этап (2005;2006 гг.) — поисковый. На этом этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе учебной деятельности студенческой группы, проводился анализ современного состояния проблемы в теории и практике высшего профессионального педагогического образования. Определялся научный аппарат исследования, разрабатывалась и теоретически обосновывалась модель профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Второй этап (2006;2008 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе был осуществлен педагогический эксперимент по организации учебной деятельности студентов в условиях студенческой группы, выявлялись, теоретически обосновывались и экспериментально проверялись педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, изучались сложившиеся у будущих педагогов профессиональные педагогические знания, умения, качества, свойства.

Третий этап (2008;2009 гг.) — обобщающий. На этом этапе выполнялись обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, их апробация и внедрение, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— уточнена сущность профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— разработана модель профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— выявлена и охарактеризована совокупность педагогических условий профессиональной подготовки студентов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— отработан диагностический инструментарий для выявления динамики формирования и развития профессиональной готовности будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— определены показатели уровней профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— разработаны методические рекомендации по внедрению в учебный процесс педагогического вуза модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы.

Научные положения, выводы и практические рекомендации по профессиональной подготовке будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы могут быть использованы в практике профессиональной подготовки студентов вузов различного профиля, а таюке в процессе переподготовки специалистов.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, опирающихся на системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходыразнообразием и валидностью диагностических методиккорректным использованием приемов и методов эксперимента, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, а также репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием количественного, качественного анализов результатов экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы основана на личностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студентов, результат которого опосредован структурными, содержательными и организационными характеристиками учебной деятельности студенческой группы. Это взаимодействие осуществляется посредством специальных образовательных форм и методов, предусматривающих реализацию системы учебных ситуаций и заданий, ориентированных на развитие личности студентов и формирование у них профессиональных знаний, умений и навыков.

2. Модель профессиональной подготовки будущего педагога в процессе организации учебной деятельности студенческой группы представляет собой систему элементов, имеющую профессиональную направленность и отражающую структурную взаимосвязь отдельных блоков, определяющих содержание, формы и методы профессиональной подготовки будущих педагогов, способствующих созданию ситуаций субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов, созданию интеллектуальной среды в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, а также реализации других педагогических условий, определяемых единством и целесообразностью задач эффективной профессиональной подготовки. Моделируемая таким образом профессиональная подготовка будущих педагогов предполагает наличие готовности преподавателей дисциплин педагогического цикла к реализации предложенной модели и определяет содержание его деятельности, направленной на повышение уровня профессиональной готовности студентов.

3. Эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы основана на реализации ряда педагогических условий:

— готовность преподавателей дисциплин педагогического цикла к реализации модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— создание интеллектуальной среды в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— создание учебных ситуаций, способствующих формированию и развитию перцептивных и рефлексивных умений студентов;

— создание ситуаций востребованности лидерских качеств студентов в группе и стимулирование их проявления в учебной деятельности.

4. Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы включает следующие показатели: наличие у студентов профессионально-ценностной мотивации, направленной на взаимодействие с другими членами группы и на соотнесение личностных и групповых целей и задачвладение профессионально значимыми знаниямисформированность специальных уменийготовность к профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского".

Основные положения исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в гг. Н. Новгороде, Пензе, Рязани, Самаре, в частности: международных научно-практических конференциях «Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития», «Социально-культурные и психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современного профессионального образования в России» (г.Пенза), «Межвузовская студенческая научно-практическая конференция факультетов психологии» (г.Самара), всероссийских научно-практических конференциях «Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования» (г.Пенза), «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (г. Нижний Новгород), межвузовских научно-практических конференциях «Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе» (г.Рязань) — семинарах аспирантов и заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального обучения (2005;2008 гг.). Всего по проблеме исследования опубликовано 14 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 205 наименований, в том числе 17 на иностранном языке, 12 приложенийиллюстрирована 8 рисунками, 21 таблицей.

Выводы по второй главе.

В данной главе описаны результаты диагностики начальной готовности будущих педагогов к профессиональной деятельностиапробации модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группыреализации педагогических условий эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группыраскрыты цели, задачи и основные организационные этапы экспериментальной работы по формированию профессиональной готовности будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группыописаны результаты опытно-экспериментальной работы.

В первую очередь, описаны содержание и результаты констатирующего эксперимента, в ходе которого была определена технология диагностики основных параметров готовности студентов к групповой деятельности и уровня профессиональной готовности будущих педагогов, а также выявлена взаимосвязь профессиональной готовности и параметров готовности студентов к групповой деятельности.

В результате можно сделать вывод о том, что лишь незначительная часть студентов имеет средний уровень профессиональной готовности. Также оказалось, что корреляция между показателями профессиональной готовности будущих педагогов и показателями готовности студентов к групповой деятельности статистически значимо, отличается от нуля (при р<0,05 и 0,01,.

0,001) и, согласно общей классификации корреляционных связей, является высокой.

Нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы для проведения эксперимента. Мы делали замеры профессиональной готовности студентов как в контрольной так и в экспериментальной группе.

В процессе формирующего эксперимента основное внимание было уделено апробации модели эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы. В результате этого была подтверждена необходимость выявления и опытно-экспериментального обоснования педагогических условий эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы. К ним были отнесены:

— готовность преподавателей дисциплин педагогического цикла к реализации модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы;

— создание интеллектуальной среды в процессе учебной деятельности студенческой группы;

— субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов в процессе учебной деятельности студенческой группы;

— создание учебных ситуаций, способствующих формированию и развитию перцептивных и рефлексивных умений студентов;

— создание ситуаций востребованности лидерских качеств студентов в группе и стимулирование их проявления в учебной деятельности.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы включает в себя их подготовку к решению творческих задач на основе развития рефлексивного потенциала, а также повышения эмоционально-волевой устойчивости. При этом психологическая подготовка должна сочетать организационные, чисто функциональные аспекты развития свойств, качеств, потенциала студента как будущего специалиста с формированием их устойчивой личной мотивации учебной деятельности.

На завершающем этапе формирующего эксперимента были проведены замеры по тем же методикам, как и на предыдущих этапах экспериментальной работы.

Отмеченные изменения показателей профессиональной готовности студентов свидетельствуют об эффективности модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы. Это подтверждается статистической достоверностью различий, установленных посредством сравнения результатов итоговой диагностики с помощью хг~ критерия Пирсона. Эмпирическое значение критерия равно:2 =6,21 (р< 0,05) при степени свободы V—2.

Заключение

.

Анализ профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы в тех структурных и содержательных аспектах, которые реализованы • в рамках диссертационного исследования, предопределен насущной потребностью в разработке целостной теоретической концепции исследуемого процесса, задачами теоретико-экспериментального изучения функциональности и прикладных путей его оптимизации в современных условиях.

Как показала практика, профессиональная готовность студентов недостаточно формируются в вузе. Выпускники приходят в школу в качестве педагогов недостаточно подготовленными к реализации базисных теоретических знаний.

Профессиональная подготовка в процессе организации учебной деятельности студенческой группы способствует формированию: творческого мышления, самостоятельностипрофессионально-ценностной мотивации, направленной на взаимодействие с другими членами группы и па соотнесение личностных и групповых целей и задачпрофессионально значимых знаний выпускниковспециальных умений (умений сотрудничать, коммуникативных умений, рефлексивных умений, проектировочно-конструктивных умений, гностических умений), а также повышает активность студентов в учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Посредством профессиональной подготовки студентов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы можно моделировать субъект-субъектное взаимодействие, что обогащает личностный опыт студентов.

Анализ опытно-экспериментальной работы, в частности, формирующего эксперимента, позволил выделить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущего педагога в процессе деятельности студенческой группы. К ним нами были отнесены: готовность преподавателей дисциплин педагогического цикла к реализации модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группысоздание интеллектуальной среды в процессе учебной деятельности студенческой группысубъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов в процессе учебной деятельности студенческой группысоздание учебных ситуаций, способствующих формированию и развитию перцептивных и рефлексивных умений студентовсоздание ситуаций востребованности лидерских качеств студентов в группе и стимулирование их проявления в учебной деятельности.

В диссертационном исследовании, отражающем анализ педагогических условий профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, были выявлены основные критерии эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях студенческой группы. К ним мы отнесли: владение профессионально значимыми знанияминаличие у студентов профессионально-ценностной мотивации, направленной па взаимодействие с другими членами группы и на соотнесение личностных и групповых целей и задачсформированность специальных уменийсформироваиность готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Цель данного исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы — была реализована и отражена в целом в данной диссертационной работе. Предположение о том, что профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы будет эффективной, если она будет осуществляться на основе разработанной модели профессиональной подготовки, нашло свое подтверждение в данном исследовании.

Модель профессиональной подготовки будущего педагога в процессе организации учебной деятельности студенческой группы представляет собой систему элементов, имеющую профессиональную направленность и отражающую структурную взаимосвязь отдельных блоков, определяющих содержание, формы и методы профессиональной подготовки будущих педагогов, способствующих созданию ситуаций субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов, созданию интеллектуальной среды в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, а также реализации других педагогических условий, определяемых единством и целесообразностью задач эффективной профессиональной подготовки. Моделируемая таким образом профессиональная подготовка будущих педагогов предполагает наличие готовности преподавателей дисциплин педагогического цикла к реализации предложенной модели и определяет содержание его деятельности, направленной на повышение уровня профессиональной готовности студентов.

Анализ научной литературы и наши наблюдения позволили сформулировать определение студенческой группы, под которой мы понимаем организованную (формальную) общность студентов, характеризующуюся длительностью существования, стабильностью состава, динамичностью контактов, своеобразной профессиональной направленностью деятельности и развитияособым характером самоорганизации и самоуправления в условиях совместной деятельности и общения.

Исходя из анализа научной литературы, мы выделили основные организационные характеристики учебной деятельности студенческой группы как фактора профессиональной подготовки студентов:

— в процессе организации учебной деятельности студенческой группы возможно создание интеллектуальной среды, направленной на формирование и развитие профессионально значимых знаний, умений, навыков, в том числе перцептивных и рефлексивных умений будущих педагогов, а также формирование профессиональной мотивации и профессиональной направленности будущих педагогов;

— в процессе организации учебной деятельности студенческой группы возможно создание педагогических ситуаций востребованности проявления активности и самостоятельности студентов;

— в процессе организации учебной деятельности студенческой группы возможна реализация активных методов групповой учебной деятельности на основе субъектности взаимодействия преподавателя и студентов (проблемные и имитационные игры, дискуссии, практические работы, групповой зачет, «мозговой штурм», проблемные групповые задания, проблемно-рефлексивный полилог, рефлексивно-эмоциональный тренинг, синтез проектов, «аукцион решений»);

— в процессе организации учебной деятельности студенческой группы возможно осуществление целенаправленного проектирования и прогнозирования хода обучения с учетом личностно-психологических характеристик студентов, состава и уровня квалификации исполнителей, а также меры сложности учебных задач.

Также памп была уточнена сущность профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, которая, па наш взгляд, основана на личностно-ориеитированном взаимодействии преподавателя и студентов, результат которого опосредован структурными, содержательными и организационными характеристиками учебной деятельности студенческой группы. Это взаимодействие осуществляется посредством специальных образовательных форм и методов, предусматривающих реализацию системы учебных ситуаций и заданий, ориентированных на развитие личности студентов и формирование у них профессиональных знаний, умений и навыков.

Достоверность результатов обеспечивалась обоснованностью методологических подходов, логикой самого исследования, выбранными методами и методикой исследования.

Выявленная динамика в оценке готовности студентов к профессиональной деятельности свидетельствует об эффективности разработанной и апробированной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы, в частности, об эффективности реализации выделенных педагогических условий, что подтверждается проявлением более высокого уровня готовности студентов к профессиональной деятельности, а также профессионально-ценностной мотивации, направленности, знаний и умений.

Студенты экспериментальной группы после проведенного эксперимента в наибольшей степени стали самостоятельно проявлять мыслительную активность, выполнять логические операции, самостоятельно планировать и осуществлять с помощью преподавателя учебную деятельность в соответствии с целью и темой занятия, перестраивать деятельность учения в связи с изменившейся учебной ситуацией, принимать самостоятельное решение, а также использовать различные приемы учебной деятельности, предусматривать возможные варианты изменения хода занятий, предлагать творческие решения той или иной задачи, самостоятельно решать и ставить довольно сложные учебные проблемы, пользоваться эффективными методами, приемами п способами. Таким образом, у них проявляется более высокий уровень знаний, умений, профессиональной направленности, навыков взаимодействия, мотивации и т. п.

По результатам выполненного исследования можно заключить, что его цель была достигнута, задачи решены, полученные теоретические и экспериментальные данные, анализ опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Студенческая группа оказывает существенное влияние на профессиональную подготовку будущих педагогов на основе реализации следующих основных направлений своей деятельности: общественно значимаянаучно-исследовательскаякоммуникативная.

2. Учебная деятельность студенческой группы взаимосвязана с такими ее характеристиками, как направленность, мотивационная и рефлексивная основа взаимодействия студентов, содержание деятельности, субъективность взаимодействия и др.

3. Эффективность учебной деятельности студенческой группы взаимосвязана с осознанием студентами социальной, профессиональной и субъективной общности деятельности с деятельностью малых социальных групп.

4. Субъектность взаимодействия студентов и преподавателей является основой качественного влияния студенческой группы на профессиональную подготовку будущих педагогов.

5. Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы изменяет характер учебной деятельности студентов, в частности, изменяется характер их умственной деятельностиформируются профессиональные интересы участников группыобогащаются и систематизируются знания, необходимые в педагогической деятельностиулучшается готовность к проявлению критичности мышления.

Вместе с тем проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы и позволяет определить круг проблем, не нашедших своего отражения. В частности, нуждаются в дальнейшем изучении возможности: технологии выявления готовности студенческой группы к гуманному сопровождению адаптации первокурсниковтехнологий, направленных па оптимизацию функционирования студенческой группы как социальной среды профессиональной подготовки будущих педагоговопределения содержания нормативно-правовой базы деятельности студенческих группопределения содержания вузовского компонента профессиональной подготовки будущего педагога в процессе деятельности студенческой группыподготовки преподавателей вуза к эффективной профессиональной подготовки будущего педагога в процессе деятельности студенческой группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. — 164 с.
  2. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.-231 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М: Наука, АН СССР- Ин-т психологии, 1999. — 334 с.
  4. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. -288 с.
  5. , А.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций Текст. / А. В. Авдеев. М: Феликс, 1992. — 126 с.
  6. , Р.Г. Неформальная структура студенческой группы, ее влияние па познавательную активность в процессе обучения Текст. / Р.Г. Айзенштант//Студент и вузовский коллектив.- Каунас, 1973. -С. 172−174.
  7. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст./ Ш. А. Амонашвили. М.: Р1нститут практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 544 с.
  8. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2-х т. Т. 2.1/ Б.Г. Ананьев- под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -287 с.
  9. , В.И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века Текст. / В. И. Андреев // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века», 12−16 апреля 1994 г. Вып. I. М.: МПГУ, 1994. — 187 с.
  10. , В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1998. — Т. 2. — 321 с.
  11. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для188высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  12. , Г. М., Яноушенк, Я. Общение и деятельность Текст.- под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушенка. Прага: Изд-во Карлова ун-та, 1981.- 238 с.
  13. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк, 1980.-368 с.
  14. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. -М., 1990. 367 с.
  15. , Ю.К. Избранные педагогические труды. Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  16. , В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М., 1989. — 141 с.
  17. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М., 1982. — 200 с.
  18. , А.А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  19. , В.В., Ковалев, А.Г., Панферов, В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность Текст. / В. В. Бойко, 189
  20. A.Г. Ковалев, В. Н. Панферов. -М.: Мысль, 1983. 232 с.
  21. , Н.В., Реан, А.А. Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 239 с.
  22. , А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. Э. Варчев. Москва, 2003. — 207 с.
  23. , JI.M. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.M. Васильева. Ставрополь, 2004. — 21 с.
  24. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учебное пособие / И. В. Вачков. М: Ось-89, 2000. -224 с.
  25. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  26. , А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст. / А. А. Вербицкий. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  27. , А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении Текст. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  28. , А.А., Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации Текст. / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М., 1996.-242 с.
  29. , В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе Текст. / В. М. Вергасов. Киев: Висшая школа, 1978.-215 с.
  30. , B.JI. Управление сплочением академических групп (педагогический аспект) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /
  31. B.JL Виноградов. Казань, 1996. — 22 с.190
  32. , М.Д., Первин, И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы Текст. / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  33. , И.П. Социометрический анализ творческих возможностей группы Текст. / И. П. Волков // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки ЛГУ № 352. Серия Психол. науки. -Л., 1970. Вып.2. — С.59−62.
  34. , Л.С. Педагогическая психология Текст.- под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  35. , Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии Текст.- под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  36. , П.Я. Лекции по психологии Текст.: учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. М.: Высшая школа. КД Университет, 2005. — 400 с.
  37. , Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика -Теория, хметодология, практика Текст.: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. -М.:Флинта, 2003.-768 с.
  38. , Б.С. Россия: Образование и будущее (Кризис образования на пороге XXI века) Текст. / Б. С. Гершунский. Челябинск, 1993. — 179с.
  39. , М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач Текст.: дис.. канд. психол. наук / М. Н. Горбачева. Курск, 2006. — 159 с.
  40. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития Текст.: монография / Кол.авт. под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, 191
  41. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. — 328 с.
  42. , А.С. Коррекция межличностных конфликтов в малых группах: совместная деятельность: методология исследования и управления Текст. / А. С. Горбатенко. М., 1992. — 234 с.
  43. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. /
  44. B.В. Давыдов. М., Педагогика, 1986. — 240 с.
  45. , В.В. Содержание и строение учебной деятельности Текст. Теория учения: Хрестоматия. Ч. 1. / В.В. Давыдов- под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: МГУ, 1996. — С.89−94.
  46. , И.А. Акмеология ценностных ориентации и профессионализм преподавателей Текст. / Н. А. Данилов // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. М.- Шуя: ШГГУ, 1999. — С.5−54.
  47. , А.И. Проблемы групповой сплоченности Текст. / А. И. Донцов. -М., 1979. 198 с.
  48. , А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования) Текст.: учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / А. И. Донцов. Мл Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  49. , А.И., Дубовская, Е.М., Улановская, И. М. Разработки критериев анализа совместной деятельности Текст. / А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, И. М. Улановская // Вопросы психологии. 1998. — № 2.1. C. 112−121.
  50. , Б.А., Королев, В.А., Смирнов, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности Текс. Словарь. Изд. 3-е. / Б. А. Душков, В. А. Королев, Б. А. Смирнов. — М.: Академический проект, 2005. — 848 с.
  51. , М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы. Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. -384 с.
  52. , В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2004. — 352 с.192
  53. , В.И. Основы педагогической конфликтологии Текст. / В. И. Журавлев. М., 1995. — 183 с.
  54. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами Текст.: учебник для вузов / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. — 360 с.
  55. , В.И. Теория обучения: Современная интерпритация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  56. , И.А. Основы педагогического мастерства Текст.: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб, заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302с.
  57. , JT.B. Избранные педагогические труды Текст. / JT.B. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  58. , Т.Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания. Текст. / Т. Г. Ивошина. Пенза: Изд-во Пенз.гос.технол.акад., 2005. — 175 с.
  59. , Т.Г. Влияние уровня сформированное&trade- «межличностных отношений на успеваемость студентов Текст. / Т. Г. Ивошина // Психологические аспекты отношений личности- под ред. В. П. Грибанова. Рязань, 1980. — С.60−63.
  60. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст. / И. Ф. Исаев. М., 2002. — 114 с.
  61. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество Текст./ В .А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990. — 144 с.
  62. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Текст. / П. Ф. Каптерев Изб. пед. соч. М, 1982. — 123 с.
  63. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам Текс.: учеб. пособие для преподавателей вузов и студентов педагогических институтов / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1982. — 141 с.
  64. , Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. М., 2004. -240 с.
  65. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. М., 2004. — 302 с.
  66. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессий Текст. / Е. А. Климов. Обнинск, 1993. — 152 с.
  67. , Е.И. Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. И. Колесникова. Самара, 2007. — 209 с.
  68. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах Текст. / Я. Л. Коломенский. Киев, 1982. — 352 с.
  69. , Я.Л. Психология общения Текст. / Я. Л. Коломенский. М., 1974. — 96 с.
  70. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М., 1967.212 с.
  71. , Т.Е. Формирование коллектива и его влияние па личность. Теория и методика коммуникативного воспитания в школе Текст. / Т. Е. Конникова. М., 1974. — С. 17−47.
  72. , О.А., Парыгин, П.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально типологическими особенностями их саморегуляции Текст. / О. А. Конникова, П. С. Парыги. // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С.76−83.
  73. , В. В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся Текст. / В. В. Котов. Рязань, 1997. — 100 с.
  74. , В.В., Полонский В. М. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности Текст.- под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. — 338с.
  75. Краткая философская энциклопедия Текст. М., Издательскаягруппа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576 с.194
  76. Краткий психологический словарь Текст. / сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
  77. Краткий словарь по социологии Текст.- под общей ред. Д. М. Гвишани, Н.И. Лапина- составители Э. М. Коршева, Н. Ф. Наумова. -М.: Политиздат, 1988.-479 с.
  78. , Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы Текст. / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. -М.: Аспект Пресс, 2001. 319 с.
  79. , Е.Н. Развитие субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Кролевецкая. Белгород, 2006. — 215 с.
  80. , В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев. М., Знание. 1991. — 79 с.
  81. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л., 1967. — 183 с.
  82. , Н.В. Предмет акмеологии Текст. / Н. В. Кузьмина. -СПб.: Акмеологическая академия, 1995. 192 с.
  83. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.- 119 с.
  84. , О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания Текст. // Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр./ О. Г. Кукосян. Краснодар, 1983. — С. 100 — 115.
  85. , Ю.Н. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Каро, 2002- 152 с.
  86. , М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности Текст./ М. М. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
  87. , М.М. Технологии профессионального педагогического195образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  88. , А.Н. Проблемы деятельности в психологии Текст. / А. В. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 3. — С. 103−106.
  89. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  90. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М., 1981. — 185 с.
  91. , Х.Й. Групповая работа на уроке Текс. / Х. Й. Лийметс. М, Знание, 1975. — 64 с.
  92. , А.С. Коллектив и воспитание личности Текст. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1972. — 333 с.
  93. , Е.А. Организация групповой учебной деятельности в условиях профессиональной подготовки Текс.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А Максимова. Саратов, 2005. — 22 с.
  94. , С.Ф. Педагогическая организация групповой учебной деятельности педколледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Мальцева. -М., 2002.-188 с.
  95. , Е.Д. Коллективная деятельность учащихся Текст. / Е. Д. Маргулис. Киев, Высшая школа. 1990. — 135 с.
  96. , А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  97. , A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. Основы проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин. М., 1968. — 184 с.
  98. , A.M., Пегросян, А.Г. Психологические предпосылки196групповых форм проблемного обучения. В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения Текст. / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян.- М., 1981. Вып. 4. — С. 37−64 с.
  99. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст./ A.M. Матюшкин. М., 1972. — 208 с.
  100. , Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью Текст./ Е. И. Машбиц. Киев, 1987. — 105 с.
  101. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психологические труды Текст. / Н. А. Менчинская. М., 1989. — 224 с.
  102. Менчинская,, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психологические труды Текст. / Н. А. Менчинская. -М.: МПСИ, 2004.- 511 с.
  103. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст./ B.C. Мерлин. М., 1986. -256 с.
  104. , А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. С. Мещеряков. СПб., 2000. -456 с.
  105. , А.В. Социальная психология Текст.: учебник для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / А. В. Морозов.- М.: Академический проект, 2003. 336 с. — С. 122.
  106. , А.В. Социальная педагогика Текст.: учебник для студ. пед. вузов- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
  107. , А.В. Введение в социальную психологию Текст.: Учебно методическое пособие / А. В. Мудрик. М.: МПСИ, 2009.- 568 с.
  108. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип./ B.C. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.197
  109. , Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе. Вопросы вузовской педагогики Текст. Вып. 2 / Р. А. Низамов. -Казань, 1973.-196 с.
  110. , Н.Н. Психология малых групп и коллективов. Социальная психология Текст. / Н. Н. Обозов. JL, 1979. — 254 с.
  111. , Н.Н. Психология межличностных отношений Текст. / Н. Н. Обозов. Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
  112. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  113. , П.Н. Профессиональное развитие студента (социально-психологический аспект) Текст.: монография / П. Н. Осипов. Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 196 с.
  114. , А.А. Современный учитель. Социальный престиж и профессиональный статус Текст. / А. А. Орлов // Педагогика. 1999. — № 7. -С.60−68.
  115. , В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии Текст. / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 135−141.
  116. , Б.Д. Социально -психологический климат коллектива: Пути и методы изучения Текст. / Б.Д. Парыгин- под редакцией В. А. Ядова. -Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981.- 192 с.
  117. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1995. — 638 с.
  118. Перре-Клермон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей Текст./ А.Н. Перре-Клермон. М.: Педагогика, 1991.-248 с.
  119. , А.В. Некоторые новые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллектива Текст./ А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1976. — № 6.-С.34.
  120. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст./198
  121. A.В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982. 255 с. — (Над чем работать, о чем спорят философы).
  122. , А.В. Теория группы и коллективов на новом этапе Текст./ А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С.48−60.
  123. , А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива Текст./ А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. М., 1978. — 246 с.
  124. , К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // В кн.: Коллектив и личность Текст./ К. К. Платонов. М., 1975. — С.52−75.
  125. , Ф.В. Концептуальные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения будущего учителя Текст.: сб.науч. тр. / Ф. В. Повшедная. Н Новгород: ВГИПИ, 2001. — С.30−33.
  126. , Ф.В. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие / Ф. В. Повшедная. Н. Новгород: НГПУ, 2001. — 137с.
  127. , Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя Текст.: монография / Ф. В. Повшедная. -Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. 166 с. — С. 34.
  128. , П.А., Просецкий, В.А. Учебно-воспитательный коллектив Текст. // В кн.: Коллектив и личность / П. А. Просецкий,
  129. B.А. Просецкий. М., Наука, 1975. — С. 138−145.
  130. , А.О. Психологические состояния и их проявления в199учебном процессе Текст. / А. О. Прохоров. Казань., 1991. — 167 с.
  131. , Н.С. Профориентационные игры. Проблемные ситуации, задачи, карточные методики Текст.: учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии / Н. С. Пряжников. М.: Изд-воМГУ, 1991.-86 с.
  132. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. С. Пряжников. М.: ACADEMIA, Высшее образование, 2001. — 478 с.
  133. Психологический словарь Текст. 2-е изд., перераб. и доп / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
  134. Психология: Словарь Текст. / под общей редакцией
  135. A.В.Петровского, М.ГЛрошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  136. , Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 333 с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т./ под. ред.
  138. B.В.Давыдова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т.2.-672с.
  139. , С.Л. Основы общей психологии Текст. /
  140. C.Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 712 с.
  141. , С.Л. Основы общей психологииТекст.: в 2-х т. Т. I. / С. П. Рубинштейн. М., 1989. — 488 с.
  142. , Я.В. Формирование межкультурной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Я. В. Садчикова. Пенза, 2009. — 23 с.
  143. , А. Студенческие научные общества и кружки Текст. / А. Самсонов // Вестник высшей школы. 2004. — № 5. — С.21−28.
  144. , Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997. — 230 с.
  145. , Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных200технологий, 2005. 144 с.
  146. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 176 с.
  147. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
  148. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  149. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  150. , В.В. Обучение как вид педагогической деятельности Текст. / В. В. Сериков. М.: Academia, 2008. — 256 с.
  151. , А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ Текст./ А. В. Сидоренков. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2004. — 198 с.
  152. , А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ Текст. / А. В. Сидоренков. Ростов-н/Д.: АПСН СКНЦ ВШ, 2003. — 211 с.
  153. , А.В. Состояние зарубежной психологии малой группы: тенденция развития и проблемы Текст. / А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С. 12.
  154. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. -М., 1986.- 246 с.
  155. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. 2-е изд. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  156. , В.А. Методологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / В. А. Сластенин. -М.: Прометей, 1993. С.39−53.
  157. , В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для201студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.
  158. , В.А. К вопросу о профессиограмме учителя Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1973. -№ 5. — С.72−80.
  159. Словарь иностранных слов Текст. Изд. 5, стереотипное / под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. И. Петрова. — М., Государственное издательст-во иностранных и национальных словарей, 1995. — 854 с. — С. 363.
  160. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с. — С.110,113.
  161. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 1995. — 324 с.
  162. , Б.А. Психология Текст.: учебник для педагогических вузов / Сосновский Б. А. М.: Юрайт-Издат., 2005. — 660 с.
  163. , В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирование Текст. / В. В. Сохранов. Пенза: ПГПУ, 1996. -56 с.
  164. Социальная психология Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев [pi др.] / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркач. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 600 с.
  165. , Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач Текст. / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГУ, 1994. — 112 с.
  166. , Н.Е. Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Е. Стенякова. Пенза, 2007. — 19 с.
  167. , С.С. Популярная психологическая энциклопедия Текст. / С. С. Степанов. М.: Эксмо, 2003. — 639 с.
  168. , A.M. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТА — ДАНА, 2001.-213 с.202
  169. , С.JI. Формирование гностических умений у студентов в процессе педагогической подготовки Текст.: дис. .канд.пед.наук / С. Л. Суворова. М: ПроСофт. -М., 2003. — 198 с.
  170. , В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М., 1975. — 247 с.
  171. , Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе Текст. / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. № 1. — 1977. — С. 21−35.
  172. , Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды Текст. / Б.М. Теплов- под ред. М. Г. Ярошевского. М.: МПСИ, 2004. — 639 с.
  173. , Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность Текст. / Л. И. Уманский. М., 1975. — 346 с.
  174. , Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды) Текст. / Л. И. Уманский. Кострома: КГУ, 2001.-208 с.
  175. Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М., Педагогика, 1990. — 192 с.
  176. , Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 312 с.
  177. Формирование у студентов профессиональных умений: методические рекомендации для преподавателей, аспирантов и соискателей Текст. / сост. В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Лупаиова. Пенза:2031. ПГПУ, 1999.-45 с.
  178. , Г. А. Предметность совместной учебной деятельности Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16−18.
  179. , Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения Текст.: монография- под науч.ред. В. В. Щипанова. Москва-Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. — 163 с.
  180. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1995. — 264 с.
  181. Шакуров, Р. Х, Алишев, Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их решения Текст. / Р. Х. Шакуров, Б. С. Алишев // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 67−76.
  182. , Р.Х., Рогов, М.Г., Алишев, Б.С. Социально-психологические особенности сплочения педагогического коллектива среднего ПТУ Текст. / Р. Х. Шакуров, М. Г. Рогов, Б. С. Алишев. Казань, 1991. — 138 с.
  183. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. -Ростов-на-Дону, 1999. 216 с.
  184. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 187 с.
  185. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  186. Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргоэкономика Текст. / под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -462 с.
  187. , Б.Д. Психология развития Текст. / Б. Д. Эльконин. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 156 с.
  188. Энциклопедия профессионального образования Текст. В 3 т. / рук. авт. коллектива, науч. и мет. ред. Р. Я. Батышев. М. 1999. — 482 с.
  189. , И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Текст. / И. М. Юсупов. Казань. Издание Казанского университета, 1993.204 202 с.
  190. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст./ И. С. Якиманская. М., 1996. — 296 с.
  191. , В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты Текст./ В. А. Якунин. Л., Изд. ЛГУ, 1988. — 160с.
  192. Carless, S.A., Paola, С. The measurement of cohesion in work teams// Small Group Res., 2000. -V. 31, N 1. P. 71−88.
  193. Carron, A.V., Brawley, L.R. Cohesion: Conceptual and measurement issues// Small Group Res., 2000. V.31, — N 1. — P. 89−106.
  194. Carron, A.V., Brawley, L.R., Eys, M.A. et al. Do individual perception of group cohesiveness in sport groups// Advances in sport and exercise psychology measurement/ Ed. J.L. Duda. Morgantown, WV: Fitness Inform. Techn., 1998.-P. 213−226.
  195. Cartwright D. The nature of group cohesiveness // Group Dynamics. Research end theory. N.Y.: Harper & Row, 1969. — P. 91−109.
  196. Chansler, P.A., Swamidass, P.M., Cammann, C. Selfmanaging work teams: An empirical study of group cohesiveness in «natural * work groups» at a Hariey-Davidson Motor Company piant// Small Group Res., 2004. V.34, — N1. -P. 101−120.
  197. Cota, A.A., Evans, C.R., Dion, K.L., Kilik, L., Longman, R.S. The structure of group cohesion// Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. -V.21.-P. 572−580.
  198. Doin, K.R. Group cohesion: From «field of forces» to multidimensional construct// Group Dynamic: Theory, Research and Practice, 2000, 4.-P. 7−26.
  199. Frey, L.R. Sunwolf. The symbolic-interpretive perpectiv on group dynamics// small Group Res., 2004. V.35, N 3. — P. 277−306.
  200. Hogg, M.A. et al. The social identity perspective: Intergroup relations, self-conception and small groups// Small Group Res., 2004. V.35, N 3. — P. 246 276.
  201. Homans, G.C. The Human Group. N. Y., 1950.
  202. Howitz, A., Kinston, T.G. Decision making in small groups. Research for alternatives. Boston., 1980. — P. 150.
  203. Katz, N. et al. Network theory and small group// Small Group Res., 2004. V. 35, N 3. — P. 307−332.
  204. Mcleod, P.L., Kettner-Polley, R.B. Contributions of psychodynamic theories to understanding small groups// Small Group Res., 2004. V. 35, N 3. -P. 333−361.
  205. Poole, M.S. et al. Interdisciplinary perspectives on small groups// Small Group Res., 2004. V.35, N I. — P. 3−16.
  206. Sell, J. et al. Investigating conflict, power and status within and among groups// Small Group Res., 2004. V.35, N I. — P. 44−72.
  207. Simpson, J.A., Wood, W.W. Where ist the group in social psychology& An historical overview// Wood W.W., Simpson J.A. (eds). Group process and productivity. Newbury Park, CA: Sage, 1992. P. 1−10.
  208. Wittenbaum, G.M. et al. The functional perspective as a lens for understanding groups// Small Group Res., 2004. V. 35, N I. — P. 17−43.
Заполнить форму текущей работой