Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы аудирования. 
Методика обучения иностранному языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие у учащихся речевого слуха происходит на основе определенных упражнений, основной целью которых является тренировка в узнавании и различении на слух звуков в отдельных словах и слов в потоке речи, в различении на слух интонационных особенностей предложения. Информация, хранящаяся в долговременной памяти, используется оперативной памятью. Адекватность и глубина понимания при восприятии… Читать ещё >

Механизмы аудирования. Методика обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешность аудирования во многом определяется уровнем развития психологических механизмов, обслуживающих этот вид речевой деятельности. Обратимся к краткому анализу механизмов аудирования. В отечественной методике выделяют четыре основных психологических механизма, знание которых позволяет учителю определять причины затруднений учащихся и целенаправленно подбирать/разрабатывать упражнения, направленные на развитие навыков и умений аудирования:

  • • оперативная память и долговременная память;
  • • речевой слух;
  • • внутреннее проговаривание;
  • • вероятностное прогнозирование.

Рассмотрим указанные механизмы.

Память (кратковременная и долговременная). Особенности указанных видов памяти представлены в табл. 10.1.

Известно, что объем кратковременной памяти невелик. Ограниченность объема оперативной памяти Дж. Миллер выразил формулой 7 ± 2.

В том случае, если длина предложения превосходит объем памяти, слушающий забывает начало фразы и поэтому не может синтезировать ее смысл. В начале обучения, когда у учащихся объем памяти ограничен, длина фразы не должна превышать 5—6 слов.

Таблица 10.1

Особенности видов памяти

Кратковременная память.

Долговременная память.

Кратковременная память характеризуется ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. Оперативная память помогает запомнить слова и словосочетания на определенный промежуток времени, который необходим для осмысления целого высказывания. Коммуникативная установка на запоминание способствует наиболее продуктивной работе оперативной памяти.

Под установкой понимается готовность, направленность субъекта к совершению какого-либо действия

(И. А. Зимняя).

Известно, что на начальном этапе обучения объем кратковременной памяти учащихся имеет низкие показатели. В связи с этим возникает необходимость включать упражнения, направленные на развитие оперативной памяти.

Обеспечивает сохранение языковых правил, лексикограмматических схем сочетания слов, необходимых для правильного кодирования и декодирования сообщения.

Информация, хранящаяся в долговременной памяти, используется оперативной памятью. Адекватность и глубина понимания при восприятии сообщения зависят от полноты, системности и структурированности знаний, хранящихся в долговременной памяти.

Речевой слух. Результативность смыслового понимания речевого сообщения зависит от уровня сформированное™ речевого слуха: интонационного и фонематического.

Фонематический слух как компонент речевого слуха представляет собой способность различать звуки речи и идентифицировать их с фонемами языка, что обеспечивается наличием в долговременной памяти человека эталонов фонем языка.

Интонационный слух отвечает за способность аудитора воспринимать на слух интонационные характеристики конкретного иностранного языка, отличные от родного, и индивидуальные особенности интонационного оформления речи.

Развитие у учащихся речевого слуха происходит на основе определенных упражнений, основной целью которых является тренировка в узнавании и различении на слух звуков в отдельных словах и слов в потоке речи, в различении на слух интонационных особенностей предложения.

Механизм вероятностного прогнозирования. Данный механизм был подробно рассмотрен в параграфе 10.1. Здесь лишь обратим внимание на необходимость ознакомить учащихся с типичными схемами построения речевых сообщений различных жанров и типов речи, что обеспечит прогнозирование логико-смысловой структуры речевых сообщений при аудировании.

Механизм внутреннего проговаривания. Успешность восприятия и скорость обработки услышанного зависят от того, насколько развита внутренняя речь. Известно, что при аудировании иноязычной речи имеет место процесс интенсивного внутреннего проговаривания, что непосредственно влияет на характер внутренней речи, которая особенно на начальном этапе обучения является замедленной и отстает от темпа речи говорящего. Данный фактор негативно влияет на восприятие иноязычной речи на слух. Чтобы научить говорению на иностранном языке, необходимо создать стойкие артикуляционно-слуховые связи, которые обусловливают успешность внутренней речи. Одним из путей создания таких связей является постоянная тренировка слухового восприятия опережающего характера, позволяющая добиться темпа внутренней речи, соответствующего темпу речи диктора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой