Проблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 1920-30-х годов
Диссертация
Целью преподавания изобразительного искусства в начальной школе в 1920;е годы являлось «гармоническое развитие личности», всестороннее развитие творческих способностей учащегося в процессе освоения следующих видов художественной деятельности: «свободно-творческая работа», иллюстративное рисование, лепка, декоративное рисование, рисование с натуры, моделирование, экскурсия. Основными задачами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Особенности подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства начальных школ РСФСР 1920−30-х годов в условиях экономических реформ
- 1. 1. Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920−30-х годов в области изобразительного искусства
- 1. 2. Роль ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа и творческих союзов профессиональных художников в подготовке учителей изобразительного искусства в 1920-е годы
- 1. 3. Значение ЦДХВД в создании системы подготовки преподавателей изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательных школ в 1930-е годы
- ГЛАВА II. Задачи педагогического руководства художественной деятельностью детей младшего школьного возраста, выраженные в программах по изобразительному искусству 1920−30-х годов
- 2. 1. Анализ программно-методических документов по изобразительному искусству для начальных классов 1920−30-х годов
- 2. 2. Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов
Список литературы
- Аверинцев И. Традиция или революция в Прикладном искусстве // Искусство: Вестник Отдела изобразительных искусств народного комиссариата по просвещен ию. — 1919. — № 3. С .3 — 4.
- Алексеев П.В. Вместо предисловия // На переломе. Философские дискуссии: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990. С. 5 — 28.
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968. 288 с.
- Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. — М.: Советский художник, 1965. — 72 с.
- Аранович А. Искусство к десятилетию Октября // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. — № 1. — С.62 — 74.7. 11 августа 1928 года // Пионерская правда. 1928. -№ 64(207). — 27 июня.
- Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе // Вестник просвещения: Ежемесячный общественный пед. журнал: Орган московского обл. отд. народного образования. — 1925.— № 2−3. — С.82 86.
- Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского. — М.: Новая Москва, 1926. С. З -11.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1922. — 68 с.
- Бараш Б.Л. Вопросы повышения квалификации учителей (19 251 957гг) // Повышение квалификации учителей. (К 40-летию Великого Октября) / Под ред. А. Н. Малышевой. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. С. 78 -106.
- Баренбойм Л. Работа научно-художественной подсекции ГУСа П Художественное образование: Ежемесячный журнал Наркомпроса (сектор искусств и УМС). 1931. — № 1. — С.5 — 8.
- Башилов Я.А., Кондахчан Е. С. Детский рисунок. — М.-Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1940. —197 с.
- Бейер В. О кадрах изоработников // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1931. —№ 3, —С.16−18.
- Бейер В.И., Лепилов К. М., Разыграев Е. В. Изобразительная грамота в трудовой школе. Л.: Универсальное научное издательство, 1929. — 114 с.
- Бейер В. Современное положение вопроса // Рисование. Сборник статей / В. И. Бейер, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев. — Л.: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1927. — С.5 -14.
- Бейер В.И., Лепилов К. М. Схематический рисунок при изучении природы. — Л.: Госиздат, 1926. — 47 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии философии образования. — М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 112 с.
- Боярский Я. Вопросы искусства на XII съезде Союза Рабис // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. -1929. — № 7−8. — С. З 6.
- Вас Г. Необыкновенный урок // Пионерская правда. — 1935. № 130(1600). — 4 октября.
- Васильев В. Детские дома. Эстетическое воспитание // Современная практика социалистического воспитания / Сб. статей с пред. Н. К. Крупской. — 2-е изд. М.: Работник просвещения, 1925. — С.130 -140.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты / Междунар. пед. Акад. — М.: Б.и., 1993. — 82 с.
- Вейсман О. Некоторые итоги работы школ по новым программам // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. — № 7. — С.51−55.
- Воспоминания Г. В. Лабунской // История художественного образования в России — проблемы культуры XX века / Автор концепции изд., сост. и ред. Н. Н. Фомина. — М.: Изд. Дом Российской академии образования, 2003.-С.346−367.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выставка детского творчества в Воронеже. 1930 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- В ЦДХОДе. (Москва) // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1931. — № 8−9. — С.40.
- Гамарин С.А. Методика без метода. (В порядке обсуждения) // Начальная школа: Методический журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1937. -№ 8. — С.69 73.
- Герасимов С. Заметки о художественной школе // Искусство. — 1938. -№ 4. —С.49−53.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Гинзбург И. Классовая борьба в детском рисунке // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1931. — № 7. — С. 17 -19.
- Гордон Г. Новая школа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. № 1. — С.5 -14.
- Гросул Н.В. Внешкольные формы художественного образования // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. RH. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. — Т. I. — С.231—241.
- Деборин А. Марксизм и культура // Революция и культура: Двухнед. журнал. -1927. № 1−2. — С.7 — 16.
- Детский дом № 20 ХОНО. Планы и учет работы детского дома на 1927−28 год. — Центральный муниципальный архив Москвы. Ф.2033. Оп.1. Д-8.
- Диканская В. К вопросу о Центральных курсах по художественному воспитанию // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. -1929. № 5. — С. 4 — 6.
- Диспуты о программах по изо // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. —1930. — № 4. — С.32.
- Дмитриева А. А. Основные направления работы со школьниками на уроках изо в 1920−30 гг.: Каталог папки № 81. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Договора по социалистическому соревнованию и ударничеству по Горкому художников за 1934 год. — Центральный муниципальный архив Москвы. Ф. 2460.0.1. Д. 87.
- Есипов Б. Очерки жизни массовой школы в 1922/23 учебном году И Современная практика социалистического воспитания / Сб. статей с пред. Н. К. Крупской. М., 1925. — С.35 — 69.
- За всеобуч и политехнизацию. О ходе всеобуча начального обучения // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. № 9. — С. З — 5.
- Задачи педагогических и учительских институтов. 17 марта 1941 года II Сборник приказов и инструкций по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1941. —№ 9−10. —С.2.
- Залкинд А., Культурная революция и вопросы педологии // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1928. № 1. — С.27 — 32.
- Захваткин Н. Работа Вятской секции художественного воспитания в школе // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1928. — № 1. — С.30 — 32.
- Зедделер А.П. Доклад «Развитие изображения объема и роль систематического обучения в школе I ступени». 1934 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Зейдер А.П., Лабунская Г. В., Рожкова Е. Е. Рисование и лепка // Программы начальной школы: Наркомпрос РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1935. — С.100−111.
- Зомбе Е. Пленум научно-педагогической секции ГУСа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1927. № 4. — С.110 — 115.
- ИЗО // Программы начальной школы (городской и сельской): Утверждены коллегией Наркомпроса РСФСР. Б. м.: Учпедгиз, 1933. — С. 133 -142.
- Изо-работа в лагерях летом. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Инструкция о порядке подбора и посылки материалов образцовых школ-кандидатов на премирование переходящим Красным знаменем // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1934, —№ 19.-C.2−3.
- Инструкция учителю начальной и средней школы о проведении текущего учета успеваемости учащихся // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1932. — № 71. — С.13−14.
- Искусство в стране социализма // Искусство. —1937. — № 6. -С.8 -11.,
- Искусство детей: Сборник статей / Под ред. О. М. Бескина: Б-ка журнала «Искусство». — Л.: Изд-во ленинградского областного Союза советских художников. — 1935. — 141 с.
- Искусство Октября // Искусство в массы: Журнал ассоциации художников революции. 1929. — № 5−6. — С. З — 7.
- Как обстоит дело? // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1928. —№ 11. —С. 1 -2.
- Карлсон А.В. и Разыграев Е.В. Методическое письмо ГУСа о комплексном обучении. 1927// Бейер В. И., Лепилов К. М., Разыграев Е. В. Изобразительная грамота в трудовой школе. — Л.: Универсальное научное издательство, 1929. -М., — С. З5 — 98.
- Касаткин В. О культурной пятилетке // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1929. № 7−8. — С.7 — 8.
- Кершенштейнер Георг. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 214 с.
- Кон Ф. Я. Искусство лицом к социалистическому строительству // Коммунистическое просвещение: Ежемесячный орган политико-просветительного отд. НКП. — 1931. — № 4. — С. 39 — 42.
- Кондахчан Е.С. Рисование в начальных классах школы // Организация и методы работы в двухкомплектной школе. Пособие для учителей начальной школы / Под общим руководством и ред. М. А. Малышева. — М.: Учпедгиз, 1938. С. 357 — 368.
- Кондахчан Е., Лабунская Г., Рожкова Е. Рисование // Программы начальной школы: Управление начальной школы НКП РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937. С. 91 — 107.
- Кондахчан Е., Лабунская Г., Рожкова Е. Рисование // Программы начальной школы: Наркомпрос РСФСР. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1938. — С.110−120.
- Кондратьев А. Всеобуч на Бобриках // Коммунистическое просвещение: Ежемесячный орган политико-просветительного отд. НКП. — 1932. — № 3. С. 69 — 75.
- Конкурс «Правды» на лучшего учителя // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1923. — № 3. — С.1 — 2.
- Константинов Н.А., Струминский В .Я. Очерки по истории начального образования в России. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР. 1949. — 205 с.
- Копцева Т.А. Педагогическая деятельность А.И. Левшина в Тамбовской железнодорожной школе-семилегке // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. Н. Н. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. — Т. I. — С.88 — 101.
- Крупская Н.К. Внимание изобразительному искусству в школе // Правда. 1931. -№ 346(17/ХП). -17 декабря.
- Крупская Н.К. К вопросу о программах // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. № 2. — С.1 — 10.
- Крупская Н.К. Методические заметки // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. № 4. — С.20 — 23.
- Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
- Курелло А. Художественная реакция под маской «героического реализма». (Статья дискуссионная) // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. -№ 2. — С.42 -47.
- Лабунская Г. В. В помощь маленьким художникам: В 2 ч. — М.-Л.: Искусство, 1938.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1941. — № 9. — С.21 24.
- Лабунская Г. В. Изоработа в школе // Методика художественного воспитания в школе: Учебное пособие для пед. техникумов и высших пед. учебных заведений / Под ред. С. Н. Луначарской. — М., 1934. — С.43 — 52.
- Лабунская Г. В. Изотехника: Заочные политехнические курсы. — Л.: Инс-т повышения квалификации кадров народного образования, б. г. — 36 с.
- Лабунская Г. В. Маленькие художники к двадцатилетию Октября // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. 1937. — № И. -С.116- 118.
- Лабунская Г. В. Работа с детьми в клубе: Методическое и практическое пособие для организаторов и руководителей самодеятельной детской изоработы. — М.: Профиздат, Центральный дом художественного воспитания детей, 1933. — 40 с.
- Лабунская Г. В. Развитие изобразительных способностей у детей. 1950-е годы. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Лабунская Г. В. У сельских учителей // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. -1932. № 4. — С. ЗЗ — 34.
- Лабунская Г. В., Щекин- Кротова А.В. Конкурсы и выставки детского изобразительного творчества. М.: НКП РСФСР Центральный дом художественного воспитания детей, 1939. — 47 с.
- Ленинские дни в школе и пионеротряде. 1932 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Луначарская С. Искусство в политехнической школе // Методика политехнической школы: Орган Наркомпроса РСФСР и Республиканского комитета по всеобучу при СНК РСФСР. 1932. — № 2. — С. 16 — 18.
- Луначарская С. Пропагандируем решение XVII партконференции // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1932. № 4. — С.6 — 8.
- Луначарский А.В. Задачи курсов завокроно // Педагогическая квалификация: Орган Ин-та повышения квалификации кадров народного образования. 1929. — № 2. — С. З — 9.
- Луначарский А.В. Классовая борьба в искусстве // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. — 1929. — № 1−2. — С.7−25.
- Маца И. Проблема творческого метода в пролетарском искусстве // Искусство в массы: Журнал ассоциации художников революции. — 1930. — № 12(20).-С.З- 12.
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.
- М.Ф. Нередки случаи бегства «в Америку» // Революция и культура: Двухнед. журнал. -1929. № 14. — С.75 — 77.
- Научный архив РАО5 (Научный архив Российской Академии образования в Москве), Ф.40 (Научно-исследовательский институт художественного воспитания). Оп.З. ед. хр.932. Анализ программы по рисованию для общеобразовательных школ.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.503. Г. А. Назаревская. К анализу причин снижения рисования в школах РСФСР.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.509. Г. А. Назаревская. Рисование на темы в начальной школе.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.282. Кондахчан Ерван Саакович.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.303. Лабунская Галина Викторовна.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.318. Л. Кащенко. Как можно использовать музей для школьной изоработы.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.323. Лопатина Варвара Васильевна.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.124. Материалы к 10-летию ЦДХВД (структура, отчеты, данные за 10-летие, данные о ДХВД и др.).
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.354. Назаревская Галя Алексеевна.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1005. Необходимое оборудование для изоработы в школе. 1932 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1034. О программе по изобразительному искусству. 1933 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр. 13. Отзывы иностранных художественных деятелей о работе ЦДХВД.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.55. Протоколы заседаний методического совета при ГОРОНО и ЦДХВД и материалы к ним. 1938 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.19. Протоколы заседаний при ЦДХВД о детских рисунках.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.958. Рукопись работы «Изобразительное искусство». Подготовка к Всесоюзной олимпиаде по линии детского изобразительного творчества. 1940 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2., ед., хр.426. Скляр Валерия Яковлевна.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1095. Состояние художественной работы с детьми в области изобразительного искусства в РСФСР. 1935 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.10. Стенограмма доклада Фролова «Теоретические предпосылки и практические предложения по организации изо-работы в школе».
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.41. Стенограмма конференции по детскому рисунку (г. Москва). 1937 год.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. Тематический финансовый план изосектора ЦДХВД на 1938 год.
- Научный архив РАО, Ф.40 Оп. З ед. хр.198.15 лет ЦДХВД.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.197. ЦЦХВд Наркомпроса РСФСР.
- Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.485. Щекин-Кротова Ангелина Васильевна.
- Наш конкурс рисунков // Пионерская правда. — 1935. — № 138(1608). — 20 октября.
- Неизвестный П.П. Блонский. «Наркомпрос. Гус» И Педагогика: Научно-теоретический журнал. — 1995. № 2. — С.84 — 87.
- Нужна революция // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930.— № 3. —С.5.
- Об аттестации учителей. 25 мая 1937 года, № 1270 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937. — № 12. —С.6.
- Об изо- и музоработе по программам 1933 года. 25 мая 1933 года, № 6 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1933. -№ 4. -С.17- 18.
- Об итогах второй четверти 1936−1937 учебного года в начальных, неполных средних и средних шкалах РСФСР. 15 февраля 1937 года, № 244 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М: Учпедгиз, 1937. № 6. — С. З — 5.
- Об итогах учебно-воспитательной работы начальных, неполных средних и средних школ РСФСР за 1936−37 учебный год // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. М.: Учпедгиз, 1937. — № 17. — С.2 — 10.
- Об организации изоуголков или изостен в школах. 5 сентября 1934 года, № 109 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.- М.: Уч.-пед. изд-во, 1934. № 29. — С.23 — 24.
- Об основных задачах отделов народного образования в бюджетной кампании 1927/28 года // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1927. -№ 19.-С.2−4.
- Об участии школ в весенней посевной кампании. 2 февраля 1933 года, № 47 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1933. № 5. — С.З.
- О дисциплине и воспитательной работе в школе. 20 декабря 1934 года, № 977 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.- М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. № 2. — С.2 — 5.
- О журнале «Искусство в школе» (№ 75 от 31/V 1928 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1928. — № 24. — С. 13.
- О конференциях-курсах по переподготовке преподавателей художественных (худ-пром. и худ-пед.) и музыкальных техникумов // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. — № 23. — С.9 -11.
- О недопустимости сокращения сети и реорганизации художественных учебных заведений. Всем край и облоно (304/1 от 5/II 1930 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1930. — № 7. — С.6.
- О новых учебных планах художественно-педагогических техникумов (№ 181 от 13/VII-26 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. —№ 29. —С. 11 — 13.
- О переходе школ на работу по новым программам. 20 ноября 1932 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1932.-№ 10.-С.З-4.
- О подготовке к новому учебному году начальной и средней школы. 13 июля 1933 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.-М.: Уч.-пед. изд-во, 1933.-№ 16.-С.5.
- О подготовке художественных кадров. Протокол Коллегии от 16 августа 1931 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. — № 34. — С.4 — 7.
- О подготовке экспонатов к всесоюзной педагогической выставке. Циркуляр № 39, 19/П1−30 г. // Бюллетень московского областного отдела Народного образования. -М.: Уч.-пед. изд-во, 1930. -№ 12−13. -С.210−215.
- О порядке приема в художественные учебные заведения. Всем край и облоно. Копия — директорам художественных вузов и техникумов // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. № 25. — С. 1 — 18.
- О премировании преподавателя рисования т. Рубинского за образцовую подготовку отчетной выставки картин в Щелкове. 14 января 1935 года, № 44 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. — № 4. — С.З.
- О развертывании летней экскурсионной работы с учительством. 4 июля 1935 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. — № 19. — С.15.
- Организация Совета Художественного Воспитания. Циркуляр № 3 // Еженедельник НКП РСФСР. М, 1924, — № 2. — С. 15.
- О создании запасов школьно-письменных принадлежностей к началу 1937−38 учебного года. Приказ по Наркомпросу РСФСР. 1 июня 1937 года, № 281 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М., 1937.-№ 12.-С.15.
- Отчетное собрание художественной ассоциации ЦД работников просвещения в Москве // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. — № 2−3. -С.54−55.
- Отчетно-перевыборное собрание Московского союза советских художников И Искусство. 1940. — № 2. — С.167 — 170.
- О ходе подготовки школ к 1936−37 учебному году. 17 июля 1936 года, № 516 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1936. № 15. — С.5 — 8.
- Первый областной съезд работников искусства (Рабис) // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. — 1929. № 7−8. — С.92.
- Педагогическая хроника // Методика политехнической школы: Орган Наркомпроса РСФСР и Республиканский комитет по всеобучу при СНК РСФСР. 1932. — № 3. — С.41.
- Первый пленум Оргкомитета Союза Советских художников // Искусство. 1938. -№ 4. — С.151 — 153.
- Пестель В. Давать ли срисовывать с картинок и справлять ли рисунки? // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. № 2−3. — С.21 — 23.
- Пистрак М. Недопустимые уклоны в школьном деле // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. — № 2. С. 9 — 20.
- Пистрак М. Об учебной сетке // Еженедельник НКП РСФСР. — М.: Госиздат, 1927. № 43. — С.5.
- По Губсовету МОНО. Всем п/отделам МОНО, зав. РОНО и УОНО. Циркуляр № 47, 3/IV-29 г. // Бюллетень МОНО: (Московский отд. народного образования). 1924−1929.-М., 1929.-№ 3−4.-С.97−102.
- Подготовка к 1-му Мая в начальной школе. (Изо-работа) // К вопросу о подготовке и переподготовке учителя начальной школы по рисованию. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Положение о методическом кабинете краевого (областного) отдела народного образования // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937.-№ 19.-С.8.
- Положение о Центральной инспекции Народного комиссариата просвещения РСФСР // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. -М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. -№ 2. С. 11 -12.
- Порядок амбулаторного обследования детей при центральной педологической лаборатории МОНО // Бюллетень московского областного отдела Народного образования. — М., 1930. № 12−13. — С.205.
- Потемкина В.Ф. Как я обучаю рисованию в начальной школе // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1940. — № 11−12.-С.38−67.
- Практикум по художественному воспитанию для работников I ступени // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. — № 5. — С. 13 -21.
- Приградов Я. О художественном воспитании // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1930. — № 5. — С.5 — 10.
- Программа по изобразительному искусству И Программы и методические записки единой трудовой школы. — M.-JL: Госиздат, 1927. — Вып. 1−3. — С.264 — 273.
- Проект программы по рисованию и методике преподавания в начальной школе для педтехникумов // Изобюллетень: Центральный дом художественного воспитания детей им. А. С. Бубнова. — 1934. № 3. — С.47 -66.
- Рабочие программы для школ первой ступени города Москвы: Московский отдел народного образования. — М.: Работник просвещения, 1927.- 208 с.
- Резолюции I Всероссийской конференции-курсов работников Фабрично-заводских семилеток // Еженедельник НКП РСФСР. — М.: Госиздат, 1927. № 4. — С.4 — 5.
- Резолюция Московской губернской педологической конференции // Бюллетень МОНО (Московского отд. народного образования). 1924−1929. М., 1929. — № 6−7. — С. 194 — 212.
- Резолюция VI съезда заведующих отделами народного образования // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1928. -№ 20/21. — С. З — 15.
- Речь председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР тов. А. И. Назарова на Всесоюзном съезде Профсоюза работников искусств 6 февраля 1938 года // Искусство. 1938. — № 2. -С. 12 — 17.
- Риччи Коррадо. Дети-художники / Перевод под ред. и с предисл. Л. Г. Оршанского. -М.: В. М. Саблин, 1911. 84 с.
- Розанов И. Борьба за политехническое образование // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. — № 8. — С.25 — 33.
- Ромас Я., Луначарская С. Задачи изо в реконструктивный период // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1930. — № 4. С. 19 — 21.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка^ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109. — М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд., переем, и доп. — М.: Задруга, 1920. — 540 с.
- Руднева Е. Художественное воспитание в новой школе // Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1927. — С. 18 — 29.
- Рыбников Н. Из работ I педологического съезда // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1928. — № 1. — С.22 — 48.
- Савонюк А. О всеобщем обучении // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1930. — № 8−9. — С.7 — 10.
- Самодеятельная массовая изоработа. 1930-е годы. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Сборник официальных постановлений и распоряжений по вопросам художественного воспитания детей. — JL: Издание ЦДХВД им. А. Бубнова, 1933.- 56 с.
- Сдать группу образцовой // Пионерская правда. — 1931. — № 140(991).-12 мая.
- Ситов В. АХРР, ОСТ и РОСТ понаслышке // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. — № 12. — С.55 — 57.
- Танашевич Н.В. Изоработа на политпедстанциях. Материалы обследования ЦДХВД им. А. С. Бубнова // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1932. — № 5−6. — С.30 — 33.
- Ткаченко Н.И. Еще раз о том, как обучать рисованию в начальной школе // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1939. — № 9. — С.69 72.
- Ткаченко Н.И. О педологических извращениях в деле обучения рисованию учащихся начальных школ // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. 1936. -№ 10.- С. 59 — 66.
- Фомина Н.Н. К истории преподавания рисования. Каталог папки № 4: Введение. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
- Фомина Н.Н. Уроки прошлого — будущему. Художественное просвещение в России (1909−1912) // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. — 1992. № 3−4. — С.28 — 32.
- Фомина Н.Н. Художник — педагог — исследователь Г.В. Лабунская // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. Н. Н. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. — Т. I. — С. ЗЗЗ — 339.
- Фомина Н.Н. Центральный дом художественного воспитания детей // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. — 1994. — № 3. — С.61 — 63,71.
- Харитонова Р. Школа-семилетка на новом этапе // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930. № 8. — С.30 — 32.
- Ходоровский И. Об основном капитале просветительных учреждений. (№ 10 004/36 от 2ЛИ 1928 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. -М.: Госиздат, 1928. № 11. — С.6 -8.
- Хроника // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. -М: Уч.-пед. изд-во, 1937. -№ 22. С. 15 -16.
- Хрущов Т. О второгодничестве // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1929. — № 9. — С.47 — 48.
- Худницкая 3. Выставка Западной школы // Педагогическая квалификация: Орган Ин-та повышения квалификации кадров народного образования. 1929. — № 4. — С.80 — 82.
- Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ: Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета. М., 1927. — С.59.
- Художественное воспитание советских школьников: Сборник статей и материалов. / Отв. ред. проф. В. Н. Шацкая. — М.: Инс-т художественного воспитания Акад. пед. наук РСФСР, 1947. Вып. 1. — 184 с.
- Художественное образование // Искусство. — 1938. № 2. — С. 179.
- Шаповалов Л. О системе художественного образования // Искусство. 1940. — № 1. — С.72 — 77.
- Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. — № 1. С. 15 — 24.
- Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. 1922. — № 2. — С. 15 — 34.
- Шацкий С.Т. Живая работа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. —1927. — № 4. — С.4 — 10.
- Эпштейн М. Культурно-бытовая организация социалистического города // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930. — № 2. — С.29 — 32.
- Эпштейн М. О письменных принадлежностях для сельских школ // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. — № 43. — С.2 — 3.
- Эйдеман Ф. и Самарин А. Больные стороны дела подготовки специалистов // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1928. — № 7. — С. З -9.
- Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 283 с.
- Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. — М., 1984. — 44с.
- Яковлев И., Архангельский. Опыт Ульяновской образцовой ФЗС им. тов. Сталина (В порядке обсуждения) // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. 1932. — № 5. — С.36 — 37.