Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная педагогика и реформы Петра I

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Медленное формирование московской инженерной школы заставило Петра I организовать другую такую же в Петербурге (в 1719 г.), куда позже и были переведены учащиеся московской школы, пришедшей в упадок. В 1707 г. в Москве при военном госпитале была учреждена медицинская хирургическая школа с пятилетним курсом. При сибирских заводах открываются (с 1721 г.) горные училища. В Москве (1701 г… Читать ещё >

Государственная педагогика и реформы Петра I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая четверть XVIII века занимает особое место в истории образования России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования. Впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского образования и воспитания детей. В этот период развития русского образования и педагогической мысли — период преобладания государственности — управлять просвещением народа стало государство, а церковь, говоря словами П. Ф. Каптерева, была оттеснена на третий план. Государство предписывало: образование должно быть поставлено на службу интересов народа. Учебные заведения готовили просвещенных «служилых людей», преданных правящим кругам. На месте прежних церковных школ создавались профессиональные светские учебные заведения разных типов.

Развитие педагогической мысли и просвещения в России в I-й четверти XVIII века происходило в процессе преобразований в экономической, политической и культурной жизни, осуществлявшихся Петром I (1689—1725 гг.). Годы его царствования были годами упрочения феодального строя, в недрах которого развивались капиталистические силы, подтачивавшие отношения феодализма. В ответ на все усиливающийся гнет крепостников-помещиков вспыхивали бунты, крестьянские войны. При Петре I укрепляется дворянское землевладение, формируется чиновная бюрократия с ярко выраженным классовым характером («Табель о рангах», «Указ о землевладении» и др.) Одновременно принимается ряд мер в интересах нарождавшейся буржуазии: организация торгово-промышленных предприятий, строительство заводов и фабрик.

Реформы Петра I были исторически закономерным явлением, обусловленным предшествующим внутренним развитием России, резким обострением классовых противоречий в конце XVIII в., а также положением страны на международной арене. Социальное и государственное развитие определяло все возраставшую потребность в таких профессиях, как агроном, инженер, врач, юрист, учитель. Остро ощущалась необходимость подготовки государственных чиновников, специалистов военного и морского дела. Светская, государственная педагогика стала государственным делом, и это во многом способствовало ее успешному осуществлению. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Он способствовал расширению экономических и культурных связей России с западноевропейскими странами.

В начале XVIII в. возросло количество школ, их типы сделались разнообразными. Возникла педагогическая литература. Появился «особый класс» людей — учителя. Заботясь о просвещении, государство имело в виду не образование и воспитание граждан, а улучшение постановки государственной службы. К народному образованию государство относилось недоверчиво и ценило не столько знания, сколько политическую благонадежность образованных людей.

Большое значение для последующего развития русской официальной педагогики имели реформы Петра I в области просвещения. Они носили ярко выраженный сословный характер. Государственная педагогика создавалась с учетом реальных нужд государства, а потому имела ярко выраженный характер реальной школы, с профессиональным уклоном.

При Петре I была открыта знаменитая школа математических и навигационных наук. Из Указа «Об основании школы математических и навигационных наук» от 14 января 1701 г. мы узнаем, что это школа «мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным…» (Веселаго Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. — СПб, 1852. — С. 119—120).

Школа была открыта в Москве. Учеников набирали «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Государственная педагогика устанавливала в школе изучение арифметики, геометрий, тригонометрии, навигации, астрономии и математической географии. Для подготовки к этому курсу существовало два начальных класса: «русская школа», где учили читать и писать, и «цифирная школа», где преподавалась элементарная арифметика. Определенного срока обучения не было. Учащиеся изучали одну науку за другою последовательно.

Выпускали из школы по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств, причем выходили отсюда не только моряки, но и инженеры, артиллеристы, землемеры и просто служилые люди. С течением времени Сухаревская школа играла роль учительской семинарии — выпускала учителей для цифирных школ.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены к морю, в Петербург, где на их основе была организована Морская академия на 300 учащихся (младшие классы были оставлены в Москве). Морская академия представляла собою военноучебное заведение. Здесь изучались арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация, морская съемка, артиллерия, фортификация, военный строй, география (Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985. — С. 29). Морская академия была предназначена для «знатных особо детей». Однако в самом начале XVIII в. в петровских школах пришлось отступить от соблюдения принципа сословности в школе, вследствие того, что острая нужда в специалистах превышала число дворян, желающих и способных обучаться. Правительство вынуждено было допустить к обучению учащихся и из других сословий. В действительности же, в начале XVIII в. правительством делается попытка создать ярко выраженное сословное начало.

Особенность государственной педагогики — ее направленность на реализацию, наряду с общим, профессионального образования. Теоретические знания, получаемые учащимися, Органически увязывались с их будущей практической деятельностью. Школа сыграла видную роль в подготовке специалистов различных отраслей хозяйства, управления, культуры, науки, морского флота. Нередко ее воспитанники становились преподавателями открываемых училищ. Таким образом, некоторое своеобразие петровских школ заключалось в большем их практицизме, утилитаризме, что объясняется острой необходимостью правительства быстро подготовить кадры специалистов. Правительство не заботится о распространении элементарного обучения среди не дворянской массы населения.

Успешно развивались горнозаводские школы в Олонецкой губернии при Петровских заводах. Из письма В. И. Геннина графу Ф. М. Апраксину в 1716 г., из Указа «О горнозаводских училищах в Олонецкой губернии» мы узнаем, что школьники «учатся арифметике и геометрии, рисованию, артиллерии и инженерному делу, и приставлен к ним… поручик» (Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985. — С. 28).

В начальных общеобразовательных школах при горных заводах Урала обучались дети рабочих, солдат, подьячих, церковников, сыновья мастеров. Особенностью школ при Уральских горных заводах, названных В. Н. Татищевым «русскими школами», явилось то, что в них сделана первая в России попытка связать общее образование с обучением ремеслу на основе практической работы учащихся на заводах под руководством мастеров. В «Наказе» Уктусскому комиссару (управителю) Бурцову, руководившему Алапаевским заводом, В. Н. Татищев в феврале 1721 г. определил учебный план начальной горнозаводской общеобразовательной школы.

В. Н. Татищев указал следующие принципы государственной педагогики, на основе которых необходимо осуществлять связь общего образования с производственным обучением: а) обучение ремеслу на основе предварительного общего начального образования; б) «определение к профессии» на основе личного интереса и склонностей детей;

  • в) материальная заинтересованность учащегося в процессе прохождения им производственной практики без отрыва от школьных занятий;
  • г) обязательность понимания учащимися выполняемых практических работ и стремление к усовершенствованию этих работ; д) руководящая роль мастера, дающего теоретическую подготовку в области технологии производства; е) обучение изготовлению чертежей и работе по ним.

В связи с быстро развивавшейся промышленностью, государство, реализуя принцип связи общего образования с профессиональным, осуществляло подготовку квалифицированных специалистов. В первой четверти XVIII в. по типу навигацкой школы были организованы в Москве еще две школы — инженерная и артиллерийская. Они были открыты для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». В инженерную школу принимались дети дворян (в первые годы допускались и разночинцы). Указ (Именной) от 16 января 1712 г. гласит: «…Школу инженерскую умножить, а именно, сыскать мастера из русских, который бы учил цифири или на башню для сего учения посылать, и когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерств надлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек, или 150, из которых, чтобы две трети или по нужде были из дворянских детей…» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, Т. V, [СПб.], 1830. № 2762.— С. 78).

Медленное формирование московской инженерной школы заставило Петра I организовать другую такую же в Петербурге (в 1719 г.), куда позже и были переведены учащиеся московской школы, пришедшей в упадок. В 1707 г. в Москве при военном госпитале была учреждена медицинская хирургическая школа с пятилетним курсом. При сибирских заводах открываются (с 1721 г.) горные училища. В Москве (1701 г.) и в Петербурге (1704 г.) организуется подготовка переводчиков с немецкого и других языков (разноязычные школы). Школы были оснащены учебными книгами и пособиями, оборудованы по тем временам хорошими лабораториями. При Московской медицинской школе был создан Анатомический театр и Аптекарский огород. Чтобы удовлетворить запросы развивающегося городского сословия, укрепить армию и флот грамотными не только офицерами, но и солдатами, правительством создаются государственные начальные (цифирные) школы (1714 г.). Из Указа (Сенатского) от 20 января 1714 г. говорится: «…Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири, геометрии» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, Т. V, [СПб.], 1830, № 2778, — С. 86). В 1716 г. было открыто 12 цифирных школ в различных городах России. В последующие годы было открыто еще 30 школ. Таким образом, всего было открыто 42 цифирных школы. Цифирные школы были открыты при архиерейских домах и крупных монастырях (Статистика цифирных школ в 1727 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. — Т. VI. — С. 320).

В России в первой четверти XVIII в. одним из типов государственных начальных общеобразовательных школ являлись «русские школы». В соответствии с Указом Петра I от 28 ноября 1717 года «русские школы» были учреждены для детей адмиралтейских мастеровых и низших морских служителей. Для получения начального общего образования в эти школы направлялись после смотров и неграмотные дворянские дети. До 1732 г. в них обучалось значительное количество солдатских детей. Цель «русских школ» была определена 60-м артикулом Адмиралтейского Регламента, в котором сказано: «Плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цыфири и плат геометрии, дабы потом могли добрыми мастеровыми быть…» (Буров А. А. Начальные общеобразовательные школы в России в первой четверти XVIII века и их дальнейшее развитие: Автореф. … канд. пед. наук. —Ленинград, 1955. — С. 7). Детей адмиралтейских мастеровых и низших морских служителей определяли в «русские школы» с 5—6 летнего возраста. Срок обучения в этих школах строго не устанавливался, но свыше 15-летнего возраста обучаться в них не разрешалось. В учебный план «русских школ» входили чтение, письмо, арифметика, геометрия и тригонометрия, часослов, псалтырь. Общее руководство этими школами осуществляла Адмиралтейская Коллегия через академическую канцелярию. Основной принцип официальной педагогики, определявший использование окончивших «русскую школу» на практической работе, был установлен Указом Петра I от 29.11.1723 г., в котором сказано: «…усматривая по остроте определять к корабельным мастерствам в учение…, а в подьячие и к другим посторонним делам отнюдь не определять» (Там же. — С. 8).

Государственная педагогика обосновывала необходимость открытия частных учебных заведений. Так, Глюк создал гимназию в Москве для подготовки переводчиков Посольского приказа. В гимназии преподавали языки: французский, немецкий, латинский. Обучение проводилось по лучшим пособиям того времени. Кроме языков, в школе изучали арифметику, гимназисты обучались танцам и верховой езде.

С принятием 25 января 1721 г. «Духовного регламента» была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Всем архиереям предписывалось открывать при архиерейских домах школы, главным образом для детей духовенства (а также прочих сословий), с целью подготовки духовенства. Ф. Прокопович — автор Духовного регламента, передающего управление русской церковью из рук патриарха в руки Синода, чем устанавливалась полная зависимость ее от светской, государевой власти. Новые духовные учебные заведения, отмеченные влиянием сильного светского элемента, мыслились составителю преимущественно как общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа.

В конце 1725 г. была учреждена Академия наук; ее открытие было подготовлено еще в царствование Петра I. Указ об учреждении Академии датирован 28 января 1724 г. Указ гласит: «…Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили в книги…» (Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985. — С. 29). При Академии предусматривалось создание университета и гимназии.

Большой вклад в развитие государственной официальной педагогики в Петровский период внесли В. Н. Татищев (1686—1750), И. Т. Посошков (1653—1726), Ф. Прокопович (1681—1736).

В. Н. Татищев — создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических, сочинений — «Духовная моему сыну», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» и др. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. Он был представителем светского направления в русской педагогике XVIII века. Науки В. Н. Татищев разделил на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные. Нужные — домоводство, врачество, Закон Божий и др.; полезные — письмо, грамматика, география, химия, ботаника и др.; щегольские, или увеселяющие — поэзия, живопись, танцы, музыка; любопытные, или тщетные — астрология, хиромантия, алхимия; вредные — гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др. Татищев не против просвещения народных масс. По его мнению, уже с 10 лет ребенка надо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. Он считал, что «науки государству более пользы, нежели буйство и невежество принести могут» (См.: В мире педагогической мудрости. Ч. II. Из истории русской педагогики / Под ред. В. В. Макаева. — Пятигорск: ПГПИИЯ, 1984. — С. 5). Главную обеспокоенность у В. Н. Татищева вызывала личность педагога: «…Не всякой ученой к научению других есть способен, особливо люди свирепого и продерзнаго нрава к научению младенцев не способен» (См.: там же. — С. 5).

Существенную роль в развитии отечественной государственной педагогики сыграл известный экономист и публицист И. Т. Посошков. Главным в его работах была убежденность в необходимости образования, учреждаемого государством. Государство, претендующее на то, чтобы стать сильным и процветающим, должно быть прямо заинтересовано в широком распространении грамотности.

По поручению Петра I в 1721 г. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент», который царь незамедлительно утвердил. Этот «Регламент» закрепил коренные изменения в положении церкви: как опасная в политическом отношении отменялась единоличная власть патриарха и утверждался «духовный коллегиум» — соборное управление, напоминавшее государственное учреждение, лишенное права инициативы и самостоятельного развития; члены коллегиума обязаны были давать присягу царю. Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и нравственных наставлений для народа, но понимал их иначе, чем прежде. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Он хотел придать новой школе научный характер.

Первая характерная черта русской школы рассматриваемого периода заключалась в том, что официальная педагогика не ставила своей задачей воспитания и общего образования, а имела в виду, главным образом, техническую выучку для профессиональных целей. Взгляд этот целиком унаследован от XVII в. Но только XVIII в. вывел из него точную регламентацию школьного дела. Может быть, поэтому некоторым исследователям и представлялось, что первая половина XVIII в. внесла что-то новое в русскую педагогию. В действительности педагогическая точка зрения так же чужда была школе рассматриваемой эпохи, как и школе XVII в. Та и другая одинаково не смотрели на ученика как на предмет педагогического воздействия.

Все эти факты приводят нас к тому заключению, что при Петре I и его ближайших преемниках русское общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании, и искало его, при скудности образовательных средств, где случится. Со своей стороны правительство нуждалось в людях, получивших профессиональную подготовку, и употребляло все усилия, чтобы загнать молодежь всех сословий в такие профессиональные школы, которые подготовили бы ее к тем же самым занятиям, какими отцы и деды обязаны были заниматься раньше. Наконец, общее образование само по себе одинаково мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открывало ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что период 1700—1725 гг. характеризуется подъемом во всех сферах культурной жизни общества, в том числе в педагогике, созданием первых государственных светских школ, учреждением Академии наук, университета и гимназии при ней. Государственная педагогика была направлена на развитие преимущественно не общего образования, а профессионального, что и отражено в «Указах Петра I об училищах и обучении». Главнейшие моменты, которые должны быть отмечены как прогресс в сфере просвещения и педагогике в первой четверти XVIII в., — это появление гражданского алфавита, инициатива государства в открытии светских школ и ослабление роли церкви в сфере образования, появление новых типов профессиональной школы, заимствование некоторых форм обучения из западноевропейской науки. Петр I проделал большую работу по созданию в России государственной педагогики и воплощению ее в практике. Первая четверть XVIII в. — это начало развития отечественной государственной педагогики и системы народного образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой