Организационно-методические средства формирования у учителей информатики профессиональных умений деятельности в области управления процессами информатизации образования
Актуальность исследования. Происходящие изменения в обществе, связанные с бурным внедрением новых информационных технологий в различные сферы и отрасли, усиление внимания со стороны общества и государства к проблемам информатизации образования, проявляющееся в различных формах (принятие федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001 — 2005 г. г… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-методический анализ развития системы подготовки и 16 повышения квалификации учителей информатики во взаимосвязи с процессами информатизации образования и общества
- 1. 1. Взаимосвязь информатизации образования с процессами инфор- 16 матизации общества
1.2. Обзор развития системы повышения квалификации и переподго- 26 товки учителей информатики в контексте взаимосвязи с состоянием преподавания информатики, материально-технической базой и динамикой процессов информатизации в системе общего образования
1.3. Стартовые условия и предпосылки становления методической 64 системы повышения квалификации и переподготовки учителей информатики (на примере системы образования Хабаровского края)
Глава 2. Научно-педагогические основы использования системного 79 подхода в выборе и разработке организационно-методических средств формирования у учителей информатики профессиональных умений деятельности в области управления процессами информатизации образования на основе методической системы повышения квалификации и переподготовки учителей информатики
2.1. Общеметодологические вопросы
2.2. Системный подход в педагогических исследованиях
Глава 3. Организационно-методические средства формирования у 99 учителя информатики профессиональных компетентностей в области педагогического менеджмента
3.1. Методическая система повышения квалификации и переподготов- 99 ки учителей информатики для выполнения ими видов профессиональной деятельности, связанных с управлением процессами информатизации образования
3.1.1. Организационно-методические средства формирования у учите- 99 лей информатики профессиональных умений деятельности в области управления процессами информатизации образования
3.1.2. Условия и факторы повышения эффективности организационно- 133 методических средств формирования у учителей информатики профессиональных умений деятельности в области управления процессами информатизации образования
3.2. Описание и обобщение результатов экспериментально- 159 внедренческой работы
Список литературы
- Аверьянов, А.Н. Система философская категория и реальность. — Мысль, 1976.- 188 с.-С. 23−28.
- Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. -М.: ИНИНФО, 1993. 99 с.
- Антипов, И.Н. Абстрактная модель ЭВМ для безмашинного обучения элементам программирования // Новые исследования в педагогических науках. 1975. -№ 12 (XXVI).
- Антипов, И.Н. Алгоритмический язык Алгол-60. М.: Просвещение, 1975.
- Антипов, И.Н. Программирование: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся VIII IX кл. — М.: Просвещение, 1976.
- Антипов, И.Н. Учебная модель ЭВМ // Математика в школе. 1977. — № 3.
- Антипов, И.Н., Боковнев, О.А., Степанов, М.Е. О преподавании информатики в младших классах // Информатика и образование. 1993 — № 5.
- Александров, Г. Н. Методологические проблемы системного подхода в педагогике к познавательной деятельности в обучении // Системность в учебно-воспитательном процессе. Орджоникидзе: Изд-во университета им. К. Л. Хетагурова, 1983. — С. 3−10.
- Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Наука, 1982. — 402 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: Системность и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
- Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 98−111.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с. -С. 21.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) // Ю. К. Бабанский: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 16−191.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Ю. К. Бабанский: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 431−546.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1993.
- Батышев, С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих и методологические основы исследований в области педагогики и психологии профтехобразования. М.: Изд-во АПН СССР, 1975. — С. 15−47.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько, В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М: Высшая школа, 1990.- 144 с.
- Блауберг, И.В., Садовский, В.Н., Юдин, Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований / Ред. И. В. Блауберг и др. М.: Мысль, 1970. — 455 с. — С.7−48.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972. — 43 с.
- Блауберг, И.В., Юдин, Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-268 с.
- Бордовский, Г. А., Извозчиков, В.А., Козлов, К.П. Электронно-коммуникативные средства и технологии обучения в современных образовательных системах // Непрерывное педагогическое образование. СПб.: Образование, 1993. — С. 53−76.
- Брановский, Ю.С. Введение в педагогическую информатику: учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов педагогических вузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 206 с.
- Бутенко, Ю.Б. Методика формирования информационной основы деятельности специалиста: Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 2000. — 210 с.
- Ваграменко, Я. А. Информационное пространство для деятельности педагога // Педагогическая информатика. 2002. — № 3. -С. 77−84.
- Ваграменко, Я. А. Особенности информатизации сельской школы / Информатизация сельской школы (Инфосельш 2004): Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума. Анапа. 13−17 сентября 2004 г. М.: Книголюб, 2004. — С. 539−545.
- Ваграменко, Я.А. и др. Электронно-вычислительная техника. М.: Просвещение, 1988.
- Ваграменко, Я. А., Богданова, С.В., Яламов, Г. Ю. Некоторые аспекты создания банков педагогической информации // Педагогическая информатика.-2001.-№ 1.-С. 42−45.
- Ваграменко, Я. А., Зобов Б. И. Развитие открытого педагогического образования и сельская школа / Информатизация сельской школы: Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. Анапа. 22−26 сентября 2003 г. М., 2003.-С. 37−44.
- Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1
- Виленкин, Н. Я, Блох, А. Я. Изучение дискретной математики в школе // Математика в школе. 1977. — № 6.
- Гейн, А.Г., Житомирский, В.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991.
- Гейн, А.Г., Житомирский, В.Г., Линецкий, Е.В., Сапир, М.В.и др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики // Информатика и образование. 1988. — № 3. — С. 11−24.
- Гершунекий, Б.С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998.-608 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 «Информатика». Минобразование РФ, 2000.
- Дашевский, JI.H., Шкабара, Е.А. Как это начиналось. М.: Знание, 1981.
- Джугели, Ю.П. Системный подход к теоретическим вопросам дидактики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1973. — 22 с.
- Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Дисс. д-ра пед. наук. Самара, 1999. — 349 с.
- Долматов, В.П. Информатика базовый курс: цели и содержание, методика и средства (проект). — М.: Психол. Ин-т РАО, 1993.
- Емельянов, С.В., Наппельбаум, Э.Л. Системы, целенаправленность, рефлексия // Системные исследования, Ежегодник 1981. М.: Наука, 1981. — 384 с.-С. 7−37.
- Ерофеев, Г. В., Крючков, Ю.Ю., Скляров, Е.А., Малютин, В. М. Методические принципы построения обучающих систем // Физическое образование в вузах. 2003. — Т. 9. — № 1. — С. 49−63.
- Ершов, А.П. Программирование вторая грамотность. — Новосибирск, 1981. (Препринт/АН СССР, Сиб. отд. ВЦ- 293).
- Есипов, Б.П. Изучение системы работы школы. НА РАО, ф. 70, on. 1, № 19,1952.-20 с.
- Есипов, Б.П. К вопросу о воспитательной работе в школе. НА РАО, ф. 25, оп. 2, № 304,1955.-54 с.
- Есипов, Б.П. Система воспитательной работы в школе // Советская педагогика. -1955. № 6. — С. 20−38.
- Зобов, Б.И. Об информатизации сельской школы / Информатизация сельской школы (Инфоселыы 2004): Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума. Анапа. 13−17 сентября 2004 г. М.: Книголюб, 2004.-С. 539−545.
- Игропуло, B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь: Институт развития образования, 1996. — 226 с.
- Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений //Результаты исследований в педагогике. М., 1977. — С.3−18.
- Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972.-Вып. 1.-72 с.
- Информатизация образования Хабаровского края Стратегия и тактика: Сборник материалов коллегии комитета образования администрации Хабаровского края по вопросам информатизации образования / Сост.
- А.В.Мендель, А. М. Король. Хабаровск: Комитет образования администрации Хабаровского края, 1994. — 43 с.
- Информатизация системы общего образования Хабаровского края: опыт, перспективы / Под ред. А. М. Короля, сост. В. А. Казинец, А. В. Мендель,
- A.Е.Поличка и др. Хабаровск: Комитет образования администрации Хабаровского края, 1999. — 40 с.
- Информатику необходимо сохранить // Информатика и образование. -1990-№ 5.
- Информационные системы: Словарь / В. И. Богословский, и др.- Под ред.
- B.И.Богословского. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 112 с.
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории) / Под ред. В. А. Извозчикова -СПб.: Образование, 1996. 224 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей сред. учеб. заведений / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985.-Ч. 1.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей сред. учеб. заведений / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1986. — Ч. 2.
- Каган, М.С. Философия как мировоззрение / Вопросы философии. 1997. -№ 9.-С. 36−45.
- Каган, М.С. Эстетика как философская наука. СПб: «Петрополис», 1997.-544 с.
- Каган, М.С. О системном подходе к системному подходу // Философские науки. 1973. — № 6. — Цит. По кн. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание.-Д.: ЛГУ, 1991.-384 с.-с 17−29.
- Каймин, В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. -М.: Просвещение, 1989.
- Канторович, Л.В., Соболев, С.Л. Математика в современной школе // Математика в школе. 1979. — № 4.
- Капранова, М.Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки: формирование информационной культуры на этапе общего среднего образования. Дисс. к-та пед. наук. М., 1998. — 219 с.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Ред. А. М. Арсеньев. М., 1982.-С. 163−231.
- Карташев, В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс-Академия, 1995. 416 с. — С. 15−28.
- Касаткин, В.Н. Введение в кибернетику: пособие для факультативных занятий в 9 классе. Киев, 1976.
- Касаткин, В.Н. Программирование как элемент общего образования // Кибернетика. 1973. — № 2
- Конюшенко, С.М. Факторы и условия развития информационной культуры педагога // Информатика и образование. 2005. — № 2.
- Касаткин, В.Н., Верлань, А.Ф. Секреты кибернетики. Киев: Рад. шк., 1971.
- Коган, Е.Я., Первин, Ю.А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. — 1995. — № 1.
- Козлов, И. Ф. Единство воспитания и жизни детей: (материалы 1940−51 годов). М.: Просвещение, 1964. — 140 с.
- Колмогоров, А.Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. 1971. — № 6.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1988.-№ 6.-С. 3−31.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Филиппов В. М. Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003. 96 с. (Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»).
- Копылов, В.А. Еще раз о термине «Информатизация» // НТИ. Сер. 1. -1994.- № 8. -С. 4−7.
- Коровко, А.В., Флейдер, Н.Г. Из опыта организации обучения педагогических кадров новым информационным технологиям в Хабаровском крае http://www.relarn.ru:8080/conf/conf2002/section5/517.html.
- Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С. 103 115.
- Король, A.M., Флейдер, Н.Г. Нормативно-правовые аспекты управления процессами информатизации образования на региональном уровне / Проблемы информатизации региональных систем образования. Научно-педагогический сборник. Хабаровск: Изд-во XI НУ, 2001.
- Краевский, В.В. Проблемы научных основ обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Кручинина, Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1996.
- Кузьмин, В.П. Принцип системности и методологии в теории К.Маркса. -М.: Политиздат, 1976. 300 с. — С. 10.
- Кузьмин, В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания / Системные исследования. Актуальные проблемы: Ежегодник. М.: Наука, 1984. — С.7−13.
- Кузьмин, В.П. Системный подход в педагогическом исследовании. Методология педагогических исследований. М.: Педагогика, 1980. — С.82−117.
- Кузмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Кузмина, Н.В., Григорьева, Е.А., Якунин, В. А. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузнецов, А.А. Изучение факультативного курса «Основы кибернетики». Факультативные занятия в средней школе. М.: Педагогика, 1978.
- Кузнецов, А.А. Основы кибернетики: Содержание углубленного изучения физики в средней школе. М.: Педагогика, 1974.
- Кузнецов, А.А. Цифровые вычислительные машины: Учебн. материалы для учащихся. М., 1969.
- Кузнецов, А.А., Кареев, С.С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // Информатика и образования. 1997. — № 6.
- Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1990. — 277 с.
- Кушниренко, А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для сред. учеб. заведений М.: Просвещение, 1990, 1991, 1993, 1996.
- Лавина, Т.А. Содержание подготовки специалистов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.
- Лапчик, М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: Монография. Омск: изд-во Ом. гос пед. ун-та, 1999.
- Лапчик, М.П. Использование общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ в совершенствовании среднего математического образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1974. -26 с.
- Лапчик, М.П. Метод блок-схем в программировании: Учебн. пособие.-Омск, 1969.
- Лапчик, М.П. Обучении алгоритмизации. Омск, 1977.
- Лапчик, М.П. Основы программирования: Учебн. пособие для учащихся. М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1972.
- Лапчик, М.П. Проблема формирования алгоритмической культуры школьников. Сообщение 1. Постановка проблемы, выдвижение целей и задач исследования // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1976. — № 1(27). — С. 33−36.
- Лапчик, М.П. Проблема формирования алгоритмической культуры школьников. Сообщение 2. Алгоритмическая культура учащихся: содержание понятия // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1976. — № 2(28). — С. 37−41.
- Лапчик, М.П. Программирование для трехадресной машины: Учебн. пособие для студентов мат.фак. пед. ин-тов / Под ред. проф.АВ.Л.Брудно. — Омск, 1972.
- Лебедев, Г. В. О новом учебнике по информатике // Информатика и образование. 1990 — № 5, С. 24−30.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леднев, B.C., Кузнецов, А.А. Начала кибернетики: Учебн. материалы для учащихся. М., 1968.
- Леднев, B.C., Кузнецов, А.А. Перспективы основ кибернетики в средней школе // Советская педагогика. 1975. — № 6.
- Леднев, B.C., Кузнецов, А.А. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе. 1975 — № 1.
- Ленин, В.И. Конспект книги Гегеля «Наука и логика» // Полн. Собр. Соч.- Т.29. С.77−218.
- Лесневский, А.С., Белошапка, В.К. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // Информатика и образование. 1993 — № 6.
- Логвинов И.И. Чему учить пользователя ЭВМ? // Советская педагогика. -1987.-№ 2.-С. 45−49.
- Лукин, В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. 2002-№ 10, С. 7−13.
- Ляпунов, А.А. О реформе математических программ // Математика в школе. 1973. -№ 2.
- Маркарян, Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972. -300 с.-С. 23.
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. — 551 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.
- Медведь, Б. Учитель и информатика // Информатика и образование. — 1988.-№ 4.-С. 3−8.
- Монахов, В.М. О специальном факультативном курсе «Программирование» // Математика в школе. 1973. — № 2.
- Монахов, В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1974.
- Непрерывное образование как система / Под ред. Н. Н. Нечаева.-М.: НИ-ИВШ, 1989.- 156 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е. С. М., 1999.
- Обучение в математических школах: Сб. ст. / Сост. С. И. Шварцбурд, В. М. Монахов, В. Г. Ашкинузе. М.: Просвещение, 1965.
- О включении элементов программирования в школьный курс математики / В. Н. Антипов, Н. Б. Бальцюк, С. И. Шварцбурд, В. В. Щенников // Математика в школе. 1974. — № 4.
- О направлении дополнительных вариантов учебных планов средних общеобразовательных школ на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. 1989. — № 32.
- О направлении учебных планов на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. 1989. — № 14.
- О направлении учебных планов на 1990/91 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. 1990. — № 11.
- О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год. Письмо Минобразования РСФСР от 25.01.91 № 1369/15 // Вестник образования. Спра-вочно-информационное издание М-ва народного образования РСФСР. -1991.-№ 3.-С. 62−78.
- Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13.08.02 № 01−51−088ин // Информатика и образование. 2002. — № 10. — С. 29−30.
- Об организации работ по реализации Государственной научно-технической программы «Информатизация образования» / Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.05.92. № 226.
- Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322 // Первое сентября. -1998.-№ 33.
- Об основных направлениях педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А. Рыжов, С. А. Жданов, С.Д.Каракозов// Педагогическая информатика. 2004. — № 1.
- Об утверждении стандарта образовательной дисциплины «Информатика». Приказ комитета образования администрации Хабаровского края от 31.03.97 № 110 // Информационный бюллетень комитета образования администрации Хабаровского края. 1997. — № 3.
- Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ / Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.97. № 1221.
- Обязательный минимум содержания образования по информатике // Информатика и образование. 1999 — № 7. — С. 2 — 4.
- Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1 // Информатика и образование. 1995 — № 4. — С. 17−36.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. док. и материалов. М.: Политиздат, 1984.
- Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.
- Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие дл сред. учеб. заведений / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985.-Ч. 1.
- Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для сред. учеб. заведений / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1986. -Ч. 2.
- Основы информатики и вычислительной техники: Программа для сред, учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1985.
- Основы информатики и вычислительной техники: Прогр. сред, общеобразовательной шк.: Рек. Гл. упр. школ М-ва просвещения СССР / Сост.
- A.А.Кузнецов, С. И. Шварцбурд, Г. М. Нурмухамедов, Д. О. Смекалин, Я. Э. Гольц, С. А. Бешенков. В. К. Белошапка, Ю. А. Первин, Э. Ю. Красс, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик., Н. В. Апатова / Под ред. А. П. Ершова,
- B.М.Монахова, Л. Н. Преснухина // Математика в школе. 1985. — № 3. — С.4−7.
- Острейковский, В.А. Информатика. М.: Высш. шк., 2000, 511 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М., 1988. — С. 385.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
- Педагогика: педагогические теории, системы технологии: Учеб. для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский Центр «Академия», 2003. — С. 168−169.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. д.п.н., проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование. 1995. -171 с.
- Первин, Ю.А. Программа курса «Информационная культура» / В ст. информатика и информационная культура в современной школе. Самара СИ-ПКРО, 1996.-С. 9−20.
- Петрушенко, JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения: О влиянии философии на формирование понятий теории систем. М.: Мысль, 1975. — 286 с. — С. 17.
- Поспелов, Д.А. Становление информатики в России // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1999. — № 19.
- Пышкало, A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авторский доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1975. -32 с.
- Проблемы системности в истории науки и философии / Под ред. Л. О. Венцковского. М. ИНИОН РАО, 1997. — 66 с.
- Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. 1986. — № 2. — С.86−89.
- Программно-методические материалы: Информатика: I XI кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. — М.: Дрофа, 1998.
- Программы средней общеобразовательной школы. Основы информатики и вычислительной техники: М.: Просвещение, 1991.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и вычислительной техники: М.: Просвещение, 1992. -49 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика / Сост. А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2002.
- Раппопорт, А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем. М.: Мир, 1966. — 230 с. — С.82−105.
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. — № 1, С. 2−9.
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. — № 12, С. 2−6.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
- Рыжова, Н.И. Методика преподавания раздел «Архитектура ЭВМ» с использованием программирования на языках низкого уровня. Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 18 с.
- Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Ежегодник. 1980. М.: Наука, 1980. — 424 с. -С. 52−68.
- Садовский, В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные исследования. Ежегодник. 1992−1994. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 400 с. -С. 64−78.
- Садовский, В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. -276 с.
- Садовский, В.Н. Система / БСЭ. 3-е изд. — 1976. — Т.23. — С.463−464
- Самоделов, В.Г. Система образования региона — ключ к решению всех важнейших проблем // Информатика и образование. 2002 — № 10, С. 1.
- Семакин, И.П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург. — 2001.
- Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов // Материалы семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований.27−30окт.1970г.-М.: Изд-во АПН СССР. С.3−4.
- Системный подход и системный анализ инструменты развития школы // Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996. — С. 50- 77.
- Скалкова, Я. и коллектив. Методология и методы педагогических исследований. Пер. с чешек. — М: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-90 с.
- Смолкин, A.M. Методы активного обучения. М., 1991- С. 30.
- Смольникова, И.А. Информационные технологии и образование / www.informika.ru.
- Смыковская, Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики. Дисс. докт. пед. наук. М., 2000. — 383 с.
- Стефанова, H.JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе. Автореф. докт. пед. наук. СПб., 1996. — 32 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
- Угринович, Н.Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // Информатика и образование. 1993 — № 1.
- Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. — 336 с.
- Федеральный закон «Об образовании» / В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (БД «КонсультантПлюс»).
- Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. М., 1987. — С. 278.
- Флейдер, Н.Г. Об организации качественной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области новых информационных технологий // Педагогическая информатика. 2003. — № 1. — С. 48−54.
- Флейдер, Н.Г. Организационно-методические условия формирования у учителя информатики профессиональных компетентностей в области педагогического менеджмента // Педагогическая информатика. 2005. — № 1. -С.
- Хабаровский край. Географическое положение, природные условия и ресурсы/ www.adm.khv.ru.
- Хеннер, Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // Информатика и образование. 1994. — № 2.
- Церих, Л. Влияние новой информационной технологии на высшее образование. / Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. 1985. — Т. Х, № 4.
- Чванова, М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. Дисс. д-ра пед. наук. -М., 1999.-365 с.
- Шафрин, Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7−11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». М.: АВГ, 1996.
- Шварцбурд, С.И. Из опыта работы с учащимися 9 класса, овладевающими специальностью лаборантов программистов // Математика в школе.-1960.-№ 5.
- Шварцбурд, С.И. Математическая специализация учащихся средней школы: Из опыта работы шк. № 444 г. Москвы. М.: Просвещение, 1963.
- Шварцбурд, С.И. О подготовке программистов в средней общеобразовательной политехнической школе // Математика в школе. -1961. № 2.
- Швецкий, М.В. Методическая система фундаментальной полготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. д-ра пед. наук. СПб., 1994.
- Щербаков, С.Г. Дело государственной важности // Информатика и образование. 1986. — № 1
- Энгельс, Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.20. — С.343−626.
- Юсуфбеков, Н.Р. О некоторых направлениях разработки системного подхода в зарубежной педагогике / Новые исследования в педагогических науках. М: Педагогика, 1989. — С.21−25.
- Hirschorn, L. Bejond mechanisation. Work and technology in post-industrial age // Managment Review. № 4, 1986. — p. 3−12.
- Library and information studies education for the 21st century pretitioner / Huber Jeffrey T. // J.Libr.Admin. 1995. — № 3−4. — 20 c.
- Luhmann, N. The World Society as a Social System // Int. J. General System. 1982. Vol. 8.
- Masuda, Y. Managing in the information Society: Releasing Synergy Japanese Style. Oxford, 1990.
- Masuda Y. Managing in the information Society: Releasing Synergy Japanese Style. Oxford, 1990.
- Masuda, Y. The information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1983.
- Reflecting on Reflecting: Views on teaching and Internet // RQ. 1995. — № 4. — 34 c.
- Robertson, D.S. The information revolution // Communication research. -N.Y., 1990. Vol. 17, № 2. — p. 235−254.
- School reform and information technology: Some thoughts about the bigger picture / Maddux Cleborne D. // Comput. Sch. 1994. — № 2. — 34 c.
- Self-organization and Management of Social System // Springer Series in Synergetics. Vol 26. Berlin, 1984.
- Stonier, T. Towards a new theory of information // J. of inform, science. -Amsterdam, 1991. Vol. 17, № 2. — p. 257−263.
- Webster, F. What information Society? // Inform, soc. N.Y., 1994. Vol. 10, № l.-p. 1−23.