Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: На материале башкирского музыкального искусства
Диссертация
Общепризнанно, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. Оно представляет собой способ сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовного мира, материализованного в том или ином произведении. И потому приобщение к культурным традициям, изучение культурных традиций… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Иеторико-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей средствами национального музыкального искусства
- 1. 1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей
- 1. 2. Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре
- 1. 3. Традиции и преемственность в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)
- 1. 4. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в системе наук
- Выводы по первой главе
- Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки
- 2. 1. Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки
- 2. 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников
- 2. 3. Методические рекомендации по совершенствованию непрерывной системы нравственно-эстетического воспитания средствами детского национального музыкального искусства
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М.: Политиздат, 1991. -221с.
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Прометей» МГПУ им. В. И. Ленина, 1990. — 188с.
- Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: 1992.- 38с.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -112с.
- Абдуллина А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994 — 17с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоника, 1 994 608с.
- Аксюк С.В. О музыке: / Статьи и рецензии. М.: Сов. Копозитор, 1980.- 140с.
- Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей. / Отв. ред. Э. В. Бурмакин. Томск, 1962. — 600с.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, НПО «Модэк», 1998.- 352с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 336с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Минского ун-та, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 80с.
- Античная музыкальная эстетика. / Вступит, очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева.- М.: Музгиз, I960.- 194с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) /Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987. 560с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров.- М.: Педагогика, 1985.- 363с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.- 222с.
- Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Дис.. д-ра. пед. наук. М.: 1994. — 408с.
- Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: ТОО «Интел тех», 1994. — 32с.
- Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. Москва — Уфа, 1993.-56с.
- Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 67с.
- Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997. — 230с.
- Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. — 142с.
- Асадуллин P.M., Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа, Китап, 2001. -264с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке /Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. J1.: Музыка, 1987. — 248с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973, — 144с.
- Атанова Л.П. Композиторы Башкирии: Краткий биографический сборник. -Уфа: Башкнигоиздат, 1982. 125с.
- Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Уфа, Йэшлек, 1992. — 190с.
- Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, БашГПУ, 2000. — 328с.
- Ахияров К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи: Монография. Нижнекамск: Изд-во НМИ. Чишмэ, 2001 — 21с.
- Ахияров К.Ш., Кашапова Л. М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа: БашГПУ, 1998. — 141с.
- Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка: Наследие. Уфа, Изд-во УГИИ, 1996. — 105с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1992. — 192с.
- Баласагунский Юсуф. Благодатные знания. М.: 1983.- 149с.
- Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в СССР. // Музыкальное воспитание в СССР.- М.: 1978. — Вып. 1. — С. 41 -48.
- Башкирская профессиональная музыка. / Сост. А. С. Рашитова, Г. Я. Баймурзина. Уфа, 1994. — 168с.
- Башкирские народные мелодии (На башк. яз.) / Сост. Р. С. Сулейманова. Уфа, 1991.- 104с.
- Башкирское народное творчество: Т.2. Предания и легенды. / Сост. Ф. А. Надршина. Уфа: Башкнигоиздат, 1987. — 572с.
- Башкирское народное творчество: Т.9. Песни. Уфа: Китап, 1989.128с.
- Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996.-627с.
- Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: БГПИ, 1997: — 131 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
- Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998.- 321с.
- Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. Социальное прогнозирование: Курс лекций. М.: Пед. общество России, 2002. — 392с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
- Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1969. — 350с.
- Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997 — 352с.
- Брянцева В.Н. Мифы Древней Греции и музыка. М.: Музыка, 1974.-48с.
- Буева Л.П. Духовная культура личности в современном образовании // Современные проблемы культурологического образования. Сб. статей. М.: МГИК, 1993.-С.61.
- Бурангулов Н.А. Сборник башкирских обрядовых песен. Уфа: Рукописный фонд архива БАН, 1938. — 43с.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.175 с.
- Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 256с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
- Вершинина Г. Б. «Вольна о музыке глаголить»: Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя М.: Новая школа, 1996 — 192с.
- Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996. — 128с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары, 1974. 367с.
- Вопросы искусствоведения (статьи о творчестве З. Г. Исмагилова.). Уфа: Башк. кн. изд-во, 1986. 96с.
- Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: Сб. трудов. Вып.71 /Ред. сост. В. А. Башенев, Ф. Х. Камаев. — М.: 1984. — 112с.
- Воспитание музыкой: Из опыта работы. / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение. 1991.-205с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 160с.
- Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни: Монография. Уфа: НУР, 1997. — 168с.
- Галин С.А. Башкирские народные песни: Методич. пособие. Уфа: Изд-во БИПКРО, 1994. — 56с.
- Галина Г. С. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. Уфа, 1998. — 24с.
- Галина Г. С. Загир Исмагилов. Уфа, Китап, 1997. — 212с.
- Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационального воспитания школьников: (На материале Республики Башкортостан): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1994. — 19с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998. -432с.
- Гаязов А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. 2-е изд., доп. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. — 117с.
- Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Пед. общество России, 2001−460с.
- Готсдинер A. J1. Музыкальная психология, М.: Мысль, 1993.190с.
- Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка: /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ардашировой Э. Т. Уфа, 2000. — 117с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. — 165с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
- Детский фольклор: В 3-х кн. Кн. 2. / Сост. И. Галяутдинов, Р.Ураксина. Уфа: Китап, 1996. — 176с. — /На башк. языке/.
- Джарылгасинова Р.С. Корейские мифы о культурных героях // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1976. — С. 36−45.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. — 207с.
- Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 84с.
- Ермакова Г. А. Музыкознание и культурология (На материале отечественной науки) Автореф. дис.. д-ра искусств, наук. М.: 1992. — 42с.
- Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России XVII-XIX вв.: Учеб. пособие. Горький, 1988. -82с.
- Жукова В.А. Музыкальная культура Карелии: Методические рекомендации. Петрозаводск, 1988. — 118с.
- Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1997.68с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.:ИНФРА-М, 2000. 52с.
- Запад и Восток: Традиции и современность: Курс лекций для негуманит. спец. М.: Знание, 1993. — 240с.
- Зиннурова А.С. Веселые музыкальные разминки: Учебно-методическое пособие. Сибай, 1997. — 33с.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 282с.
- Ибн-Фадлан. Путешествие на Волгу: (По мешхедской рукописи.) /Под ред. И. Ю. Крачковского. М.: Просвещение, 1990. — 207с.
- Идрисова И.Н. Развитие хорового искусства в Башкортостане. -Уфа, 1998.-65с.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207с.
- История культуры России: Курс лекций для негуманит. спец. М.: Знание, 1993.-224с.
- Иткина И.С., Амиров А. Ф., Фролов Ю. В. Гуманизация высшего образования в современных условиях: проблемы и перспективы. Уфа: Отдел истории культуры, педагогики и психологии ИИЯЛ УНЦ РАН, 1997. — 100с.
- Ихтисамов Х.С. Системная классификация жанров и стилей традиционного башкирского музыкального фольклора //Традиции и новаторство в музыке: Тезисы межресп. научно-теоретич. конференций. -Алма-Ата, 1980.-С. 17−21.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке -М.: Дет. лит., 1970. 223с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 223с.
- Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992. -№ 1.-С. 11−19.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
- Караковский В.А., Новикова J1.A., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 158с.
- Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика: Монография. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1997. -313с.
- Каргапольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дис. канд. пед. наук. М.: 1987. — 222с.
- Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. — 60с.
- Кашапова J1.M. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса. Уфа: БИПКРО, 1995. 45с.
- Кашапова J1.M. Народная педагогика: Программа спецкурса. Уфа: БГПИ, 1998.-20с.
- Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 197с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. 192с.
- Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. — 288с.
- Козлов В. И Этническое самосознание // Краткий этнологический словарь. М.: 1993. — С. 97−98.
- Козлова П.П. Природосообразное воспитание человека в учении Живой Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребёнка: Учеб. пособие по курсу «Философия и история образования». Стерлитамак: СГПИ, 1998. — 73с.
- Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. — 104с.
- Композиторы Советской Башкирии. / Сост. Э. М. Давыдова. Уфа, 1989.-42с.
- Кон. И. С. Ребёнок и общество: (Историко этнографическая перспектива). — М.: Наука, 1998. — 269с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996.-440с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 19−26.
- Концепция Государственной программы «Народы Башкортостана»: Проект / АН РБ- УНЦ РАН. ОНУиМАЭ. Уфа, 1998. — 189. с. — (Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана- № 3).
- Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. -431с.
- Краевский В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ // Изв. Рос. акад. Образования. 1999. — № 1. -С. 1321.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. — Самара: Сам ГПИ, 1994. — 165с.
- Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972.-271с.
- Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. Самара, 1996. — 24с.
- Кубагушев А. Выгляни, солнышко! Музыкальный фольклор башкирского народа для детей. Уфа, 1994. — 88с.
- Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997.128с.
- Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнографический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. -571с.
- Кукушин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448с.
- Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -476с.
- Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1990.- 16с.
- Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное образование в школе. /Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1986. — Вып. 17. — С. 25−32.
- Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1984. — 201с.
- Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М.: Музыка, 1965. -245с.
- Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. -СПб., 1904.-с. 1−3.
- Лихачёв Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. -Самара: Сам ГПИ, 1998. 216с.
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. Г. А. Дубровской. 3-е изд. — М.: Дет. лит., 1989. — 238 с.
- Лосев А. Ф. Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. — 374с.
- Луначарский А.В. О музыке и музыкальном театре: В 3 т. М.: Музыка, 1981 — 1983. — Т. 1−3.
- Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Автореф. дис. .д-ра. культурологии. -СПБ, 2000.-41с.
- Мартынов И. И Золтан Кодай: Монография. М.: Сов. композитор, 1983.-250 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола, 1985.-271 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 410 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15−23.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие. -М., Просвещение, 1987. 239 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -240 с.
- Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1979. — Вып. 15. — С. 12−23.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, В. Г. Воробьева. М.: Педагогика 1979. — 255 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / Пер. с англ. -М.: Наука, 1988,-429 с.
- Мифы и легенды Австралии. М.: 1976.- 113 с.
- Музыка детям: Сб. статей. Вып. 4. /Сост. Л.Михеева. — Л.: Музыка, 1981.- 128 с.
- Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин и др.- Науч. рук. Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. -140 с.
- Музыка души: Введение в музыкотерапию / Сост. Е. В. Романова, Т. И. Сытько. СПб.: ИПЦ «Паллада», ФМБ «Пирал» и ИКА «Тайм-аут», 1992. -86 с.
- Музыка композиторов Башкирской АССР / СССР / и округа Галле / ГДР /: Сб. статей / Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 128 с.
- Музыка народов Азии и Африки: В 5-ти т. М.: Сов. композитор, 1969−1987.
- Музыка: Программа для 1−8 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий /Сост. Н. Г. Ямалетдинова, Р. Х. Хусаинова. Уфа: MHO РБ, 2000. — 160с.
- Музыкальная культура народов Поволжья: Сб. науч. тр. (межвуз.)-М.: 1978.- 181 с.
- Музыкальная энциклопедия: В 6-ти т. / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., Сов. энциклопедия, 1991. — 672 с.
- Музыкальное искусство в контексте художественной культуры: Программа курса /Авт. сост. Н. А. Терентьева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 12с.
- Музыкальное образование: Историко-теоретическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Муз. образование. — М.: Флинта: Наука, 1999.-256с.
- Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Музыка, Сов. композитор, 1983.-400 с.
- Музыкальное воспитание в СССР: / Сборник. Ред. сост. Л. Баренбойм, — М.: Сов. композитор, 1977. — 488 с.
- Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 10. Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1975. -221 с.
- Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 17 / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1986. — 79 с.
- Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений / Под ред. Л. В. Школяр. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 232 с.
- Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 / Авт. сост. Л. М. Кашапова. -Уфа: БИРО, 2000.- 127 с.
- Музыкальный фольклор и дети: Научно- методическое пособие /Сост. и ред. Л. В. Шамина. М.: 1992. — 99 с.
- Муниров P.P. Краеведение в школах Башкортостана. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. 90 с.
- Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идейбашкирской народной педагогики: Автореф.дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1995. -20 с.
- Мухаметзянова Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 187 с.
- Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995.- 144 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: музыка, 1972. — 383 с.
- Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов /Под. ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во Рос. пед. агенство, 1997. — 208с.
- Народы России: Возрождение и взаимодействие культур: Тезисы, доклады и сообщения Международной научно-практической конференции /2829 июня 1996 г./. Уфа: УГИИ, 1996. — 267 с.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 136 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф.дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 24 с.
- Нигметзянов М.Н. Народные песни волжских татар: Исследование. М.: Сов. композитор, 1982. — 135 с.
- Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. общество России, 2000. — 304с.
- Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века -М.: Мирос, 1997.-141 с.
- Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -272 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Педагогический поиск, 1994. -123 с.
- Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условие певческого развития младших школьников (На материале уроков музыки в башкирских школах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1993. -15 с.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / Под. ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 182 с.
- Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир: /Под ред. Р. Г. Кузеева, Н. В. Бикбулатова. Уфа, 1980. — 136 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.789с.
- Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1979.-383 с.
- Осеннева М.С., Самарин В. А., Уколов Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студентов муз-пед. факультетов средних и высших пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.-224с.
- Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс: Пособие для учителей. / Под. ред. И. Л. Любинского и В. К. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Педагогика искусства и школа: Сб. статей. / Сост. Е. К. Чухман, Н. Н. Михайлова. М.: Сов. художник, 1982. — 292 с.
- Педагогическое наследие. /Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. М.6 Педагогика, 1989. — 411 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 и 2. М.: Педагогика, 1981.
- Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся общеобразовательных школ Чувашской АССР. Чебоксары, 1987. — 40 с.
- Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272с.: ил.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-176 с.
- Пиличяускас А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992. — 40 с.
- Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998.798с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общественных учреждений /Вступ. статья В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1996.- 320с.
- Проблема эстетического развития личности. / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
- Программа и методическое руководство по музыке для 1−8кл. татарских школ и гимназий /Сост. Н. Х. Халитова и др., Казань: Изд-во «МАГАРИФ», 1997.- 144с. (на татарском языке)
- Программа по музыке (с поурочно-методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1−3 классы. М.: Просвещение, 1985. — 111с.
- Программа по музыке для общеобразовательных школ (с поурочной методической разработкой): 4−7 классы /Сост. Э. Б. Абдуллин и др. Под научным руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1982. — 175с.
- Программы для общеобразовательных учебных учреждений: Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание: 1−4 классы. / Сост. Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова. М.: Просвещение, 1994. — 79 с.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1−8 классы. / Сост. Ю. Б. Алиев и др. М.: Просвещение, 1993. — 80 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Духовная музыка: Россия и Запад: 1−4 классы. / Сост. И. В. Кошмина, В. В. Алеев. М.: Просвещение, 1994. — 62 с.
- Программы по музыке для 4−7 классов башкирской 8-летней школы / Министерство просвещения Б АССР. Уфа, 1973. — 23 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973. -235 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1972.- 168 с.
- Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. Уфа: БГПИ, 1999.246с.
- Рахимов А.З. Психология творчества: Учеб. пособие. Уфа: НОК, 1995.- 121 С.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии: Избр. труды: В 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1989. — 448 с.
- Рыбаков С. Г Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897. — 330 с. — / Зап. имп. АН- Т. 2,№ 2/.
- Салимова Л.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших подростков на взаимосвязи прогрессивных традиций русской и башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. — 198 с.
- Саракуев Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996. 344 с.
- Сафина A.M. Татарский музыкальный и учебно-воспитательный процесс: Пособие для учителей. Казань: ИСПО РАО, ТГГИ, 1998.- 140с.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 212 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сб. статей. / Сост. А. М. Кубагушев. — Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан- «Узорица», 1997. 155 с.
- Сластенин В.А. Основы профессиональной ориентации школьников. М., 1983. — 112 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. С. М. Ковалев. -М.: Сов. энциклопедия, 1979. 1600 с.
- Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. 48 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 2. Л.: -Сов. композитор, 1981. -293 с.
- Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.- Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академ, проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
- Сто башкирских песен. / Сост. и муз. ред. М. С. Алкин. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. — 272 с.
- Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказки: Сюжетный репертуар и поэтика. / Отв. ред. Л. Г. Бараг. М.: Наука, 1994. — 224 с.
- Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.-248 с.
- Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дис.. канд. ист. наук. Уфа, 1994. — 199 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973 — 272с.
- Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции
- Ребенок в современном мире. Отечество и дети". СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-534 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. — С. 42−222
- Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа, 1998. — 232 с.
- Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992.-291 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: ООО «Флинта», 1997. — 158 с.
- Фольклорный ансамбль в школе: Методические рекомендации / Авт.-сост. Р. Г. Рахимов, И. П. Рахимова. Уфа: Узорица, 1996. — 28 с.
- Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкнигоиздат, 1976, — 204 с.
- Хазиев B.C., Шарипов Р. А. Истина, образование, жизнь. Уфа: БГПИ, 1998.-33 с.
- Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука: Сб. М.: ТЦ «Сфера», 1997.-336с.
- Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. Сб. М.: ТЦ «Сфера», 1998.352с.
- Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальные инструменты: Автореф. дис. канд. иск. наук. Ташкент, 1987.- 25с.
- Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально -эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 163 с.
- Хамитов Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика формирования: Монография. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1999. -211с.
- Хамитов Э.Ш., Асадуллин P.M. Программа развития образования Республики Башкортостан (препринт, доклада). Уфа, 1992. — 24 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1967. — 232 с.
- Харисова Л.Л. Национальная культура в содержании образования: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. Казань, 1995. — 78с.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: 1994. — 236 с.
- Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы. Кн. для учителя -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Шарифуллин К.Ш. Татарская народная музыка: Программа для детских музыкальных школ. Казань: М-во культуры Респ. Татарстан, 1997. -67 с.
- Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма М.: Сов. композитор, 1983. — 153 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200с.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. для учителя. -М.: Владос, 1999- 111 с.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
- Этнология /Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994. -383 с.
- Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы Международной научнопрактической конференции. (Казань-Нижнекамск, 26−27окт, 2000 г.) Казань: КГПУ, 2000.-216 с.
- Юричка Ю.И. Система работы школы по профилактике отклонений в поведении учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1990. -115 с.
- Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т.1. М.: Сов. композитор, 1972.-712с.
- Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991. — 116 с.
- Ялалов Ф.Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика: Монография. М.: ВЛАДОС, 2000. — 218 с.
- Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р. Х. Музыка. / Программа для 1−8-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Уфа, 2000. — 158 с.
- Csiszenen tmihalyi, М. Creative flow and the psychology of disco veri and intention, New York, 1996.
- Goleman, D. Emotional intellegence. New York, 1995.
- International Encyclopedia of Education / Ed. By T. Hisen, T. Neville Postlethwaite. Oxford: Perdamon, 1994. — V. 1−12.
- Jenkins J., Rovsing Olsen P. Music and musical instruments in the wold of Islam.-L., 1976.-P. 89−110.
- Maniates M.R. Mannerism in Italian music and culture. Manchester, 1979.-P. 47−64.
- The music of the South-East Asian, Mainland and Island // Selected reports in ethnomusicology. 1976. V. 2. — № 2.
- Values in education and education in values / Ed. By J. Halstead I M. Taylor. London: The Falmer Press, 1996. — 215p.
- Wade B.C. Musik in India: The classical traditions. Englewood Cliff, 1979.- 113 p.
- Weikl, В. Hoffentlich gelogen, aus Politik, Kultur und dramherum. Wien Kloster neuburg, 1996.
- Музыковедческий анализ этико-эстетических категорий в детской музыке
- Этико-эстетические категории Музыковедческие категории (средства музыкальной выразительности) Музыкальный репертуар Тематика программы по музыке, действующей в общеобразовательных школах РБ