Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в педагогическом эксперименте, проведенном на базе Владимирского юридического института Минюста России. Предварительные итоги исследования обсуждались и докладывались: на ежегодных научно-практических конференциях «Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическая подготовка в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Понятие и структура физической подготовки
    • 1. 2. Обусловленность физической подготовки сотрудников спецификой их профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе
    • 1. 3. Современное состояние физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию физической подготовки курсантов и слушателей
    • 2. 1. Организация и методика эмпирического исследования
    • 2. 2. Экспериментальная проверка методики интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей
    • 2. 3. Предложения и практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки курсантов и слушателей

Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема физической подготовки курсантов и слушателей к предстоящей служебной деятельности в той или иной мере всегда была в поле зрения специалистов. Однако особую значимость она приобрела в последние годы в связи с изменениями в характере будущей деятельности выпускников, вызванными реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС), качественными изменениями преступности в стране, усилением использования преступниками современного оружия, дерзостью, изощренностью в совершении преступных действий, недостаточной физической подготовкой сотрудников исправительных учреждений.

Так, в Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Минюста России (2000;2005гг.) одним из основных направлений названа физическая подготовка, которая обеспечивает формирование и развитие личности специалиста, способного выполнять служебные обязанности, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях. В последнее время в связи с освобождением по амнистиям большого количества положительно характеризующихся лиц, установлением моратория на применение смертной казни ухудшаются криминогенные характеристики осужденных, оставшихся в местах лишения свободы, что, безусловно, осложняет оперативную обстановку. Каждый четвертый из них состоит на учете в отделах безопасности подразделений как склонный к совершению преступлений, в том числе к побегу, нападению, захвату заложников, употреблению наркотических веществ, обладающий навыками изготовления холодного или огнестрельного оружия1.

1 См., например: Калинин Ю. И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 1. С. 2−8- Ялунин В. Ю. Опыт исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 5. С. 2−12.

Аналитический обзор результатов оперативно-служебной деятельности отделов безопасности и состояния режима в учреждениях УИС Минюста России показывает, что агрессивность осужденных в отношении сотрудников не уменьшается и продолжают иметь место факты нападений на представителей администрации как на территории исправительных учреждений, так и за ее пределами1. В 2003 г. в исправительных учреждениях совершено 156 побегов, из них 18 с нападением на персонал, зарегистрировано 6 случаев дезорганизации нормальной деятельности учреждений, два случая захвата заложников2. За этот же год при проведении обысков в местах лишения свободы изъято 11 6585 единиц колюще-режущих предметов, с применением которых совершаются противоправные действия3.

Кроме того, силовые подразделения УИС Минюста России выполняли и продолжают выполнять служебные и боевые задачи по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике4.

Перечисленные негативные факторы во многом объясняются недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, одним из приоритетных направлений которой является физическая подготовка.

Актуальность и необходимость совершенствования физической подготовки личного состава УИС к выполнению ими своих служебных обязанностей требуют качественно нового решения и обусловлены следующими обстоятельствами.

1 См.: Бовин Б., Мокрецов А. Причины и обстоятельства чрезвычайных происшествий, повлекших гибель личного состава // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 1. С. 43−49.

См.: Оперативная сводка о деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы за 2003 год. Тверь, 2004.

3 См.: Информация о деятельности уголовно-исполнительной системы в 1999;2003 годах // Стат. сб. М., 2004.

4 См.: Чайка Ю. Я. Обеспечивая конституционную законность // Преступление и наказание. 2001. № 3. С. 3—11.

1. Результаты исследования И. И. Пацакула указывают на наличие значимой связи между профессиональной безопасностью и физической подготовкой сотрудника правоохранительных органов. Однако всего 30% из них способны самостоятельно преодолевать кризисные ситуации, чтобы обеспечить себе надежную защиту от нападений1.

Пузыревский Р.В. при определении основных причин гибели и получения травм сотрудниками исправительных учреждений в ситуациях противоборства с осужденными обращает внимание на недостаточную сформиро-ванность физических и психических качеств, неумение применять физическую силу и боевые приемы борьбы в условиях неожиданного нападения и ограниченного пространства2.

Слабую физическую подготовку сотрудников УИС различных профессиональных групп М. А. Москвичев. В частности, им установлено, что у 81% сотрудников исправительных учреждений нет уверенности в умениях и навыках применения боевых приемов борьбы, а приходилось их применять в служебной деятельности более 50% работников УИС3.

2. В Инструкции по организации несения службы в исправительных учреждениях, следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной, системы Министерства юстиции Российской Федерации указано, что вход на режимную территорию с оружием категорически запрещен, за исключением случаев, когда объявлена общая тревога. Из данного положения следует, что в непредвиденных ситуациях сотрудникам исправительных учреждений в основном приходится рассчитывать на свою физическую подготовку.

1 См.: Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Рязань, 2001. С. 11.

2 См.: Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2002. С. 35−39.

3 См.: Москвичев М. А. Методика специальной физической подготовки работников УИС: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.

3. Значительную часть личного состава УИС составляют выпускники образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, 90% из которых не служили в армии, не имеют стажа работы и достаточного жизненного опыта1. Тем не менее после первого года обучения и принятия присяги эти недавние школьники, а ныне курсанты и слушатели становятся полноценными сотрудниками УИС, которым предстоит проходить учебную практику и стажировку в исправительных учреждениях, выполнять служебные задачи при привлечении к охране общественного порядка. Поэтому они должны быть физически готовы к выполнению поставленных перед ними практических задач, обезопасив себя и своих товарищей от различного рода негативных факторов.

Таким образом, сложность и ответственность задач, стоящих перед высшими учебными заведениями УИС Минюста России, предъявляют повышенные требования к физической подготовке курсантов и слушателейСовременные достижения педагогики, психологии, физиологии, спортивной деятельности во многом обусловлены подбором наиболее эффективных методов и средств, оптимальным распределением тренировочных нагрузок, рациональным построением учебных занятий по физической подготовке. Однако в настоящее время соответствующие достижения и рекомендации теории и практики остаются мало востребованными при планировании и организации физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России.

Сложившееся противоречие между необходимостью повышения уровня физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России и требованиями реальной действительности актуализирует названную проблему.

1 См.: Отчет о заседании координационно-методического совета УИС Минюста России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 3. С. 77−80.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема находится на стыке таких наук, как педагогика, психология, физиология. В рамках этих наук разработан ряд аспектов проблемы, имеющих значение для данного исследования.

Вопросы профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД и Минюста России в учебной деятельности рассматривались в работах О. Г. Ковалева, С. А. Лузгина, В. М. Морозова, Ю. Ф. Подлипняка, С. Н. Пономарева, A.M. Столяренко, Н. А. Тюгаевой. Проблемы психологической и тактической подготовки сотрудников правоохранительных органов, курсантов и слушателей образовательных учреждений освещались в работах А. М Киселева, Н. А. Минжанова, И. И. Пацакула, В. М. Позднякова, В. А. Семенова, А. И. Ушатикова.

Отдельные аспекты в решении проблем физической подготовки сотрудников, курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов рассматривались в работах А. В. Зыкова, В. Г. Колюхова, О. А. Невзорова, С. В. Непомнящего, Ю. Ф. Подлипняка, А. Н. Середы, С. Г. Сидорова, Н. В. Ческидова. В общевузовской педагогике эта проблема была освещена Ю. П. Ермолаевым, С. А. Завражиным, В. И. Ильиничем, Н.А. Карпуш-ко, В. Г. Кузьминым.

Имеющиеся исследования и публикации А. Н. Кустова, М.А. Москвиче-ва рассматривают физическую подготовку сотрудников исправительных учреждений на основе общемилицейских нормативов, без выявления профессионально важных качеств и экспериментального обоснования методики построения учебно-тренировочного процесса.

Анализ степени научной проработки проблемы физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений Минюста России в работах А. В. Гадалова, Ф. М. Зезюлина, С. Н. Смирнова, Р. В. Пузыревского свидетельствует, что в ее решении наименее изученными и наиболее актуальными являются вопросы интенсификации физической подготовки, формирования у курсантов и слушателей готовности к предстоящей служебной деятельности, а именно к ситуациям силового пресечения противоправных действий со стороны осужденных.

Признавая большое значение названных исследований, автор считает, что в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, изменившимися условиями служебной деятельности сотрудников УИС на данном этапе развития педагогического знания необходимы конкретные практические меры по решению названной проблемы. В частности, на основе анализа условий, характера, режима работы и специфики профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений, характеристики современного состояния физической подготовки представляется целесообразным разработать методику интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России и апробировать ее.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, анализ практики и осмысление личного опыта предопределили выбор темы исследования: «Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России».

Объектом исследования стала физическая подготовка как одно из приоритетных направлений профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России к предстоящей служебной деятельности.

Предметом исследования является содержание и методика интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме, характеристики современного состояния физической подготовки в вузах УИС Минюста России, учета специфики профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений предложить и реализовать педагогические пути повышения эффективности физической подготовки курсантов и слушателей.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели диссертант поставил следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятие и определить структуру физической подготовки курсантов и слушателей.

2. Выявить специфику профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений.

3. Дать характеристику современного состояния физической подготовки курсантов и слушателей.

4. Определить и экспериментально проверить методику интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей;

5. Опираясь на результаты исследования, разработать предложения и практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки курсантов и слушателей.

Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что физическая подготовка будущих специалистов УИС, обладая существенными педагогическими особенностями, нуждается в специальном исследовании. В настоящее время физическая подготовка курсантов и слушателей вузов Минюста России в недостаточной степени отвечает требованиям профессиональной деятельности, что является причиной неуверенных действий сотрудников УИС. Предполагается, что разрешение данного противоречия будет возможным при соблюдении следующих педагогических условий:

— приближение содержания учебных занятий по физической подготовке к предстоящей профессиональной деятельности;

— интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей при помощи ее средств и методов;

— формирование активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой;

— повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей физической подготовки.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория личностно-деятельностного подхода к проблеме и передовые идеи педагогической, психологической и физиологической наук, обосновывающие системы физической подготовки человека, в частности, программно-целевой подход к учебно-тренировочному процессу (В.В. Бойко, В. Н. Платонов, Б.Н. Шустин) — концепция морфофункциональной специализации организма занимающихся физическими упражнениями (Ю.В. Верхошанский, В. М. Волков, С.В. Непомнящий) — теория интенсификации педагогического воздействия (Ю.К. Бабанский, А.А. Нестеров).

Для разработки концептуальных основ обучения использовались фундаментальные труды по педагогике и психологии Ю. К. Бабанского, А.В. Ба-рабанщикова, А. С. Макаренко, А. Ц. Пуни, В. А. Сухомлинского.

В ходе исследования были использованы научно-теоретические выводы и практические рекомендации ученых в сфере профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов: И. А. Барабанова, А. В. Гадалова, Ф. М. Зезюлина, А. М. Киселева, С. А. Лузгина, Н. А. Минжанова, В. М. Морозова, М. А. Москвичева, И. И. Пацакулы, В. М. Позднякова, Ю. Ф. Подлипняка, Р. В. Пузыревского, С. Н. Пономарева, А. М. Столяренко, Н. А. Тюгаевойотдельные положения теории по физической подготовке в вооруженных силах: J1.A. Вейднер-Дубовина, Т. Т. Джамгарова, В. Л. Марищука, Г. А. Шулевича.

Нормативной базой исследования являются федеральные законы: О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 15 июля 1995 г., О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29 апреля 1999 г., О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г., Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21 июля 1993 г. № 5473 — 1, «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г., Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями УИС Минюста России (на период до 2005 г.), Наставление по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России от 12 ноября 2001 г., типовая учебная программа для высших и специальных средних образовательных учреждений УИС Минюста России 2001 года, подзаконные нормативные акты, организационно-управленческие и аналитические материалы, отражающие практику и опыт работы сотрудников УИС.

Методы исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием использовались методы, объединенные в три группы: педагогические (анализ и изучение литературных источников, служебных документов, нормативных источников по проблеме исследования, опрос (анкетирование, интервьюирование), беседы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта физической подготовки, педагогический эксперимент) — инструментальные (измерение особенностей проявления профессионально важных физических качеств, умений, навыков и функциональных особенностей организма курсантов и слушателей) — математические [вычисление первичных статистик, корреляционный анализ, определение достоверности разности средних значений (t-критерий Стьюдента)].

Эмпирической базой диссертационной работы является обширный теоретический и практический материал, собранный в процессе исследования, которое проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

Исследованием были охвачены курсанты и слушатели Владимирского юридического института Минюста России, сотрудники УИС. Отдельные вопросы по теме исследования изучались в Академии права и управления Минюста России, Вологодском институте права и экономики Минюста России, в учреждениях УИН по Владимирской области.

Первый этап (2000;2001 гт.) — теоретический. Его задачами были: изучение литературных источников, служебных документов, нормативных источников по проблеме исследования, беседы с преподавателями различных образовательных учреждений, анкетирование сотрудников УИС, педагогические наблюдения, изучение содержания учебных программ по физической подготовке высших образовательных учреждений Минюста России, а также определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы и методики проведения опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001;2002гг.) — экспериментальный. На данном этапе был проведен констатирующий педагогический эксперимент, задачами которого явились: определение понятия и содержания физической подготовки курсантов и слушателей в ходе обучения в образовательных учреждениях Минюста России и выявление основных педагогических путей повышения ее эффективности. Одновременно накапливался эмпирический материал, осуществлялась его предварительная обработка и анализ полученных данных, формировались предварительные выводы и рекомендации, которые внедрялись в учебный процесс.

Третий этап (2002;2004 гг.) — обобщающий. Этот период предусматривал проведение формирующего педагогического эксперимента. Задачами этой части работы были: апробация методики интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей и разработка предложений и практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Формирующий педагогический эксперимент проводился на базе Владимирского юридического института Минюста России в экспериментальных и контрольных группах.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано 29 докторских и кандидатских диссертаций, около 160 педагогических, психологических, социологических научных публикаций, около 20 нормативных источников и служебных документов, планов работы научных и учебных отделов образовательных учреждений, инструкций, приказов, служебной документации МВД и Минюста России.

Изучен опыт работы преподавателей физической подготовки Владимирского юридического института, Академии права и управления, Вологодского института права и экономики, Самарского юридического института Минюста России. Проведено 5 групповых и более 100 индивидуальных бесед с руководителями кафедр, преподавателями, курсантами и слушателями вузов, преподавателями средней юридической школы и института повышения квалификации земли Северный Рейн-Вестфалия, преподавателями института подготовки полицейских при Иллинойском университете и практическими работниками исправительных учреждений УИН по Владимирской области. Всего в ходе исследования охвачено более 600 человек.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил автору уточнить понятие физической подготовки и определить ее как специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на формирование прикладных двигательных умений и навыков, освоение специальных знаний, воспитание физических и личностных качеств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Как процесс физическая подготовка имеет сложную, целостную структуру и складывается из пяти взаимосвязанных компонентов:

— теоретическая подготовленность (воспитание жизненных позиций, знание положений о правомерности применения физической силы);

— тактическая подготовленность (умение целесообразно использовать физический, технический и психологический компоненты с учетом обстановки и конкретно сложившейся ситуации);

— психологическая подготовленность (умение предугадывать намерения противника, владеть собой, быть всегда бдительным, адекватно оценивать свои возможности и прогнозировать возможные варианты негативных ситуаций);

— функциональная подготовленность (развитие физических качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость);

— техническая подготовленность (формирование умений и навыков нанесения ударов и защиты от них, выполнения бросков и болевых приемов, освобождения от обхватов и захватов и т. д.).

2. Физическая подготовка курсантов и слушателей вузов Минюста Рос-си обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудников.

УИС, так как деятельность эта осуществляется в условиях, связанных с криминальной средой осужденных. Явления и процессы, происходящие в этой среде, иногда не предсказуемы это: массовые беспорядки, побеги, захваты заложников, нападения. Основной задачей физической подготовки при выполнении предстоящих профессиональных обязанностей является обеспечение личной и общественной безопасности будущих сотрудников.

3. Одним из педагогических путей совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России является методика интенсификации физической подготовки, которая представляет собой последовательное определение целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов. Сущность данной методики состоит в приближенности условий проведения занятий по физической подготовке к условиям профессиональной деятельности сотрудников УИС с одновременным воздействием на теоретическую, тактическую, психологическую, функциональную и техническую подготовленность курсантов и слушателей.

4. Практическими мерами интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей вузов Минюста России являются:

— использование на учебных занятиях по физической подготовке ее специальных средств и методов;

— формирование активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой;

— повышение уровня профессионально-педагогического мастерства преподавателей физической подготовки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что его результаты дополняют имеющиеся в педагогической науке данные о физической подготовке курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России. В частности:

— уточнено понятие физической подготовки курсантов и слушателей и определена ее структура;

— выявлена специфика профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений в настоящее время;

— проанализировано современное состояние физической подготовки в вузах и содержание учебных программ по данной дисциплине;

— разработана и экспериментально проверена методика интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей;

— обоснованы практические рекомендации и предложения по совершенствованию физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе по программе «Физическая подготовка» в группах основного отделения кафедрой боевой, тактико-специальной и физической подготовки Владимирского юридического института, кафедрами боевой и физической подготовки Академии права и управления Минюста России, Самарского юридического институтапри подготовке курсантов и слушателей на учебно-тренировочных занятиях в группах спортивного совершенствования по борьбе самбо и дзюдов процессе физической подготовки сотрудников исправительных учреждений УИН Минюста России по Владимирской области. Предложения и практические рекомендации, сформулированные в исследовании, могут иметь широкое применение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по дисциплине «Физическая подготовка».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в педагогическом эксперименте, проведенном на базе Владимирского юридического института Минюста России. Предварительные итоги исследования обсуждались и докладывались: на ежегодных научно-практических конференциях «Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений Минюста и МВД России» (Владимир, ВЮИ Минюста России, 1998;2003 гг.) — на международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в спортивных единоборствах» (Москва, 2004 г.) — на межвузовской научно-методической конференции «Совершенствование учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию в вузе» (Владимир, ВГУ, 1998 г.) — на заседании международного круглого стола «Правоохранительная деятельность в России и США: сравнительно-правовой анализ» (Владимир, ВЮИ Минюста России, 1999 г.). Подготовлено два учебно-методических пособия: «Профессионально-психологическая и индивидуально-тактическая подготовленность курсантов и слушателей учебных заведений правоохранительных органов» и «Организация спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации». Разработаны методические указания «Физическая подготовка» (Владимир, 2000). Результаты исследования учитывались при разработке типовой учебной программы для высших и специальных средних образовательных учреждений УИС Минюста России — Физическая подготовка. М.: УПО ГУИН Минюста России, 2001.

Достоверность и обоснованность основных положений диссертации, рекомендаций и выводов подтверждены результатами, полученными в ходе исследования, обеспечены применением в работе системы взаимоподкреп-ляющих методов, репрезентативным объемом выборки, обоснованным применением методов статистической обработки полученных данных, а также положительными результатами опытно-экспериментальной работы, что подтверждается актами о внедрении.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по главе II.

1. На основании результатов эмпирического исследования установлено, что физическая подготовка курсантов и слушателей как будущих специалистов уголовно-исполнительной системы обусловлена целостностью формировании ее структурных компонентов. Это позволяет эффективно и целенаправленно решать учебно-воспитательные задачи в полном соответствии с требованиями предстоящей профессиональной деятельности.

2. Выявлено, что основными путями совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей являются:

— интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей при помощи ее средств и методов;

— формирование активности у курсантов и слушателей к занятиям по физической подготовке;

— повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей физической подготовки.

3. Для интенсификации и совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей обоснованы и апробированы специальные средства:

— схватки и спарринги в течение 2−6 минут на пульсе 160−190 ударов в минуту с использованием всего изученного на данный период арсенала боевых приемов борьбы и отработкой различных вариантов противоборства с противником (со сменой партнера выше или ниже ростом, большего или меньшего весаодин против двух—трех противников, групповые — двое—трое против одного, двух, трех, четырех противниковпоединки на ограниченной площади, на неровной и неустойчивой поверхности (на снегу, траве, песке и т. п.) — под воздействием световых и шумовых раздражителейиз неудобных (опасных) положений (стоя на коленях, лежа на спине, с обхватом шеи и т. д.);

— схватки и спарринги при неожиданном, внезапном нападении, которые проводятся на специально оборудованных объектах и полигонах, моделирующие: коридор со сложными отводами и поворотами, лестничный марш, камеру, подвал, дом, автобус и т. д.;

— прохождение комплексных полос препятствий в течение 2−6 минут на пульсе 160−190 ударов в минуту с включением в этапы преодоление различного рода препятствий, отражение различных видов нападения и проведение поединков по правилам спортивных единоборств, к которым подготовлены курсанты и слушатели на данный период обучения.

4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что применение методики ситуационного моделирования профессиональной деятельности на учебных занятиях оказывает значительное влияние на развитие физических и психологических качеств, формирование профессиональных навыков тактических действий и умения использовать боевые приемы борьбы курсантами и слушателями при различных сбивающих факторах.

5. Выявлена воспитательная роль физической подготовки в условиях образовательного учреждения, проявляющаяся в росте активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой. Это выражается в следующем:

— введение в процесс обучения курсантов и слушателей специально разработанного дневника самоконтроля и методических указаний по физической подготовке;

— усиление теоретической подготовленности курсантов и слушателей за счет внесения в методические указания дополнительного, теоретического материала по теории и методике физической подготовки.

6. Повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей физической подготовки путем внедрения и распространения передового педагогического опыта, участия преподавателей данной дисциплины в научно-практических семинарах и конференциях, привлечения их к стажировке в отделах УИН и учреждениях УИС, проведения инструктажей и учебных сборов с преподавателями физической подготовки.

7. Результаты сравнительного анализа исходного и достигнутого уровня физической подготовленности курсантов и слушателей контрольных и экспериментальных групп подтверждают эффективность экспериментальной методики по совершенствованию физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России, которая позволяет достичь опережающего формирования у обучающихся теоретических знаний, физических и психологических качеств, тактических умений и навыков использования боевых приемов борьбы, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности в различных условиях предстоящей профессиональной деятельности.

Заключение

.

Проблема физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России к предстоящей служебной деятельности в последнее время приобретает особую значимость. Это связано с изменениями в характере будущей деятельности выпускников, вызванными реформированием уголовно-исполнительной системы, качественными изменениями преступности в стране, усилением использования преступниками оружия, дерзостью, изощренностью в совершении преступных действий, недостаточной физической подготовкой сотрудников исправительных учреждений. Актуальность обусловлена еще и тем, что уже после первого года обучения и принятия присяги курсанты становятся полноценными сотрудниками, которым предстоит проходить учебную практику и стажировку в исправительных учреждениях, где концентрируются наиболее опасные преступники, имеющие высокую степень социально-нравственной деформации личности и которые могут быть склонны к побегу, оказанию сопротивления, нападениям, захвату заложников. Отсутствие реальной физической подготовки у курсантов и слушателей к быстрым, профессионально грамотным, эффективным действиям в сложной и опасной для жизни обстановке может привести не только к ошибкам, но и ранениям, а порой и к гибели. И поэтому они должны быть физически готовы к выполнению поставленных перед ними практических задач, обезопасив себя и своих товарищей от различного рода негативных факто^аким образом, существуют объективные причины для более качественного обучения курсантов и слушателей в процессе физической подготовки.

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил уточнить понятие физической подготовки. Это специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на готовность человека к определенному роду деятельности, содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями. Физическая подготовка как процесс подготовки людей к трудовой деятельности воздействует не только на предметы внешней природы, но и на жизненно важные качества, свойства и способности человека. Для приобретения обучаемыми прикладных знаний, умений и навыков, достижения ими высокой работоспособности, повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям некоторых видов деятельности физическую подготовку необходимо ориентировать на те действия и проводить ее в тех условиях, которые наиболее часто встречаются в трудовой или служебной деятельности.

2. Исследование профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений показало, что деятельность эта осуществляется в специфических условиях, связанных с криминальной средой осужденных. Явления и процессы, происходящие в этой среде, иногда непредсказуемы. Поэтому сотрудники исправительных учреждений могут оказаться в чрезвычайном положении, сложность которого зависит от самого явления, а также от того, при каких обстоятельствах оно возникло. При этом, помимо выполнения основных должностных обязанностей, на персонал дополнительно возлагаются и такие функции, как: пресечение массовых беспорядков, хулиганских действий, разъединение противоборствующих сторон, осуществление-розыска осужденных, совершивших побег, организация преследования их и задержания, проведение операций по освобождению заложников, захват и разоружение преступников. Следует отметить, что неотъемлемым элементом такого выполнения оперативно-тактических задач является силовое противоборство, что связано с риском потери здоровья, а порой даже гибелью сотрудников. Поэтому курсантам и слушателям высших учебных заведений Министерства юстиции необходимо быть хорошо физически подготовленным, уметь действовать коллективно (в случаях массовых беспорядков, захвата заложников) и индивидуально (при задержании преступника), не бояться и уметь рисковать, развивать такие специфические качества, как выдержка, самообладание, смелость, находчивость, способность переносить большие физические и эмоциональные нагрузки, умение использовать для защиты и нападения боевые приемы борьбыМежду тем ответственность за применение физической силы строго регламентировано нормативными документами, и судебной практикой не поощряется. Следовательно, выпускник для выполнения своих профессиональных обязанностей должен глубоко усвоить нужные теоретические знания, четко знать положения, регулирующие правомерность применения физической силы и боевых приемов борьбы.

3. Основываясь на общем определении физической подготовки и учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений, физическая подготовка курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста (России есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на формирование прикладные двигательныо^умений и навыков, освоение специальныхс знаний, воспитание физическую и личностные качеств, способствующие эффективному выполнению профессиональной деятельности сотрудников 'УЖ.

Как процесс физическая подготовка имеет сложную целостную структуру и складывается из пяти взаимосвязанных компонентов^. теоретическая подготовленность (воспитание жизненных позиций, знание положений о правомерности применения физической силы) — тактическая подготовленность (умение целесообразно использовать физический, технический и психологический компоненты с учетом обстановки и конкретно сложившейся ситуации) — психологическая подготовленность (умение предугадывать намерения противника, владеть собой, быть всегда бдительным, адекватно оценивать свои возможности и прогнозировать возможные варианты негативных ситуаций);

— функциональная подготовленность (развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости);

— техническая подготовленность (формирование умений и навыков нанесения ударов и защиты от них, выполнения бросков и болевых приемов, освобождения от обхватов и захватов и т. д.).

4. При изучении современного состояния физической подготовки в вузах УИС Минюста России было выявлено, что традиционное содержание учебных программ по данной дисциплине не в полной мере обеспечивает формирование необходимого уровня физической подготовленности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы. На учебных занятиях недостаточно внимания уделяется накоплению у курсантов потенциала технико-тактических действий, физических и психологических качеств, специальных знаний при моделировании реальных ситуаций оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотрудников исправительных учреждений. Физическая подготовка осуществляется без учета условий, характера и специфики профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений. В содержании учебных программ по физической подготовке недостаточно полно отражена работа курсантов и слушателей по самосовершенствованию.

5. Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие педагогические пути повышения эффективности физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России: а) интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей при помощи ее средств и методов:

— путем увеличения учебного времени на комплексные практические занятия и использования их в рамках специального мезоцикла продолжительностью 5 недель, планируемого в конце каждого семестра;

— приближения внешних условий практических занятий к реальным условиям профессиональной деятельности, то есть воспроизводство внешней картины для создания реальной обстановки на практических занятиях, с проведением их на специально оборудованных полигонах, имитирующих коридор, камеру, лестничный марш, подвал, автобус и т. д.

— приближение внутренних условий практических занятий к реальным условиям профессиональной деятельности, то есть воспроизводство у курсантов психологического состояния, максимально близкого к тому, которое может возникнуть в условиях неожиданного нападения, массовых беспорядков, захвата заложника, преследования и задержания осужденных, совершивших побег;

— использования в качестве средств комплексных полос препятствий, учебно-тренировочных схваток и спаррингов, проводимых с различными заданиями и меняющимися условиями в течение 2−6 минут на пульсе 160—190 ударов в минуту, применяя при этом игровой и соревновательный методы. б) формирование активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой путем повышения уровня теоретической подготовки учащихся в этой области, введения специального дневника и методических указаний по физической подготовке. в) повышение педагогического мастерства преподавателей данной дисциплины путем проведения с ними еженедельного инструктажа по теме «Боевые приемы борьбы», ежегодных учебно-методических сборов, научно-практических конференций и семинаров, стажировок в отделах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилась гипотеза о том, что повышение эффективности физической подготовки курсантов и слушателей можно достигнуть за счет интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей при помощи ее средств и методовформирования активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкойповышения педагогического мастерства преподавателей данной дисциплины.

7. Анализ результатов проведенного исследования помог уточнить возможности содержательного потенциала учебных занятий по формированию прикладных двигательных умений и навыков, освоению специальных знаний, воспитанию физических и личностных качеств у курсантов и слушателей и на основании этого позволил: а) внести коррективы в тематические планы типовой и рабочей программы по физической подготовкеб) разработать структуру аттестации физической подготовленности курсантов по семестрам обученияв) предложить методику формирования активности у курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкойг) предложить практические рекомендации для повышения педагогического мастерства преподавателей физической подготовки.

Решение проблемы совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы не ограничивается данным исследованием. Дальнейшими направлениями решения могут быть:

— совершенствование материально-технического обеспечения учебных занятий по физической подготовке (оборудование учебных полигонов, комплексных полос препятствий, строений, находящихся на территории образовательных учреждений, средств имитации, тренажеров, технических средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования);

— организация и совершенствование подготовки преподавателей, проведение учебно-методических сборов и семинаров с ними по вопросам формирования физической подготовленности курсантов и слушателей;

— разработка методики по поддержанию и повышению физической натренированности сотрудников исправительных учреждений, проведение с ними инструктажей и занятий по месту службы;

— поиск новых организационных форм и методов по совершенствованию теоретической, тактической, психологической, функциональной и технической подготовки курсантов и слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях: Приказ государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июня 1994 г. № 777.
  3. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г.
  4. Инструкция об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования: Приказ МВД России от 7 июня 1996 г. № 311.
  5. Об утверждении наставления по физической подготовке: Приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412.
  6. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФ-87). М.: Воениздат Министерство Обороны СССР, 1987.-319 с.
  7. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г.
  8. Примерная программа по физической подготовке для высших и средних учебных заведений МВД России. — М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996.-24 с.
  9. Физическая подготовка: Программа для высших учебных заведений МВД СССР / Под ред. Ю. В. Подлипняка. М.: МВШН МВД СССР, 1988.-22 с.
  10. Физическая подготовка: Примерная программа по курсу для образовательных учреждений Минюста России. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2000. 28 с.
  11. Физическая культура: Рабочая программа по специальности «Юриспруденция». Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2000. — 20 с.
  12. Физическая подготовка: Рабочая программа для юридического, экономического, психологического факультетов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. — 51 с.
  13. Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: Приказ Минюста России от 12 ноября 2001 г. № 301.
  14. Физическая подготовка: Типовая учебная программа для высших и специальных средних образовательных учреждений УИС Минюста России. М.: УПО ГУИН Минюста России, 2001. — 44 с.
  15. Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78). — М.: Воениздат Министерства обороны СССР, 1979.-248 с.
  16. Оперативная сводка о деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы за 2003 год. — Тверь: ГУ НИИИиПТ ГУИН Минюста России, 2004. 24 с. 1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  17. Н.А. Адаптация и резервы организма. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 173 с.
  18. А.А., Миленин В. Н. Учебно-методическое пособие по физической подготовке. М., 1973. — 103 с.
  19. Аналитический обзор за 2000 год результатов оперативно-служебной деятельности отделов безопасности и состояния режима в ИК, ЛИУ, ЛПУ территориальных органов УИС. — 5 с.
  20. Г. В., Макаров Н. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. — Минск: ПКФ «Издательский дом», 1994. — 80 с.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 152 с.
  22. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании // Пособие для студентов, аспирантов, и преподавателей физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  23. .А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1990. — 303 с.
  24. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-387 с.
  25. Е.В. Психологическая подготовка слушателей в ходе комплексных практических занятий // Тезисы межвуз. науч.-практ. конф. Орёл: Высш. шк., 1996. — С. 43−48.
  26. Н.П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов: Монография. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 363 с.
  27. А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989. — 196 с.
  28. А.П. Особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел: Психологическое исследование // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1987. — С. 22−25.
  29. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 132 с.
  30. С.Д. Общие основы тактики фехтования. — Минск, 1982.-98 с.
  31. А.А. Физическая подготовка работников милиции к действиям по задержанию вооруженных преступников // Проблемы совершенствования боевой и физической подготовки в учебных заведениях МВД СССР: Материалы науч.-практ. конф. Омск, 1982. — С. 99−103.
  32. .С., Головизин В. А., Горчаков М. В., Физическое воспитание в профессионально-технических училищах: Метод., пособие. М.: Высш. шк., 1976. — 54 с.
  33. В.П., Грачев А. И., Краснопевцев С. Е. Оценка физической подготовленности слушателей учебных заведений МВД СССР //Пути повышения эффективности использования кадрового потенциала региона в новых условиях хозяйствования. Горький, 1989. — 34 с.
  34. Вейднер-Дубровин Л.А., Джагмаров Т. Т. Физическая культура в. системе научной организации воинского труда// Физическая культура и Нот.- М.: ВНИИФК, 1971. Вып.1. С. 75−88.
  35. Вейднер-Дубровин Л.А., Силин В. И. Теория и практика спорта в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Л.: ВИФК, 1984. — 30 с.
  36. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  37. Ю.В. Программирование и организация физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  38. Ю.В. Физическая подготовка человека к деятельности в экстремальных условиях // Тез. науч.-метод. межвуз. конф. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1994.-С. 11−13.
  39. В.М. Восстановительные процессы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 144 с.
  40. В.П. Курс самозащиты без оружия. — М., 1940. — 34 с.
  41. А.В. Подготовка курсантов вузов Минюста России к действиям в критических ситуациях в процессе служебной деятельности. //Материалы науч.-практ. конф. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2001.- С. 65−68.
  42. B.C., Королев Г. И., Фефелов В. А. Модель специалиста УИС // Учебное пособие. Рязань, 1980. — С. 33−39.
  43. В.М. Полиция ФРГ // Организация и деятельность. /Под ред. В. И. Голубинского. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973. — 116 с.
  44. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 4−31.
  45. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
  46. Р.Н. Самбо. Очерки по физиологии. Великие Луки: ВЛГИФК, 2001.-152 с.
  47. Т.Т. О значимости различных видов спортивной деятельности для формирования и совершенствования некоторых профессионально-важных качеств. // Тез. 3-го Всесоюз. съезда об-ва психологов СССР.- Вып. 2., Т. 3. М., 1968. — С. 45- 47.
  48. Ю.Н., Кузьмин В. Г. Роль учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе для будущего специалиста // Материалы науч.-практ. конф. Владимир, 2001. — С. 68−69.
  49. В.П. Физическая культура и спорт важные средства нравственного воспитания // Массовая физическая культура и спорт — важнейшее средство формирования активной жизненной позиции советских людей. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 8—23.
  50. Е.Н., Карасёв А. В., Сафонов А. А., Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994. — С. 301.
  51. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГИ, 1977.-244 с.
  52. Ф.М. Профессионально-прикладная подготовка сотрудников УИС // Материалы науч.-практ. конф. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2001. С. 40−42.
  53. Ф.М., Логвинов А.В- Комплексная оценка готовности сотрудника к действиям против вооруженного правонарушителя. Материалы заседаний круглого стола. Владимир, 1999. — С. 97−99.
  54. Н.В. Об общей физиологической характеристике и способах определения выносливости у спортсменов // Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте. / Под общ. ред. Н. В. Зимкина. М.: Физкультура и спорт, 1972. — С. 6−19.
  55. В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высш. шк., 1978. 28 с.
  56. Информация о деятельности уголовно-исполнительной системы в 1999—2003 годах // Стат. сб. М.: ОИУ ГУИН Минюста России, 2004. — 8 с.
  57. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. М.: МГУ, 1988. — 352 с.
  58. А.Ф. Методика проведения комплексных практических занятий по физической подготовке со слушателями учебных заведений МВД РФ: Учеб.-метод. пособие. Орел: Высш. шк. МВД РФ, 1994. — 56 с.
  59. А.Ф. Обоснование специальной направленности физической подготовки работников ФПС ГАИ // Межвуз. сб. науч. тр. М.: МЮИ МВД России, 1995. — 85 с.
  60. Н.А. Научные коммуникации и классификационная структура физической культуры (опыт плостерного анализа) // Физическое воспитание: традиции и инновации. Владимир, 1998. — С. 9—19.
  61. В.И. О некоторых направлениях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по физической подготовке // Тез. науч.-метод. межвуз. конф. Орел: Высш. шк. МВД РФ, 1994. — С. 82−86.
  62. В.Г. Современная концепция боевой подготовки в ВУЗах МВД России // Учение, научные школы и идеи: Юбилейный сб. науч. тр. -М.: МЮИ МВД России, 1995.-С. 16−19.
  63. В.Г., Левицкий М. А. Структура учебного процесса по боевой подготовке в вузе МВД России // Тез. межвуз. науч.-практ. конф. — Орел г Высш. шк., 1994. С. 21−26.
  64. В.Г., Лисицын В. И. Блочный принцип обучения боевым приемам борьбы // Тез. межвуз. науч.-практ. конф. Орел: Высш. шк. МВД РФ, 1996.-С. 43−48.
  65. Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М.: Физкультура, образование, наука, 1995. — 395 с.
  66. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.-400 с.
  67. А.Н., Москвичев М. А. Аспекты специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы // Тез. науч.-метод. межвуз. конф. Орел: Высш. шк. МВД РФ, 1994. — С. 116—118.
  68. В.Н. Индивидуальная боевая подготовка в профессиональном обучении и некоторые вопросы совершенствования ее содержания в учебных заведениях МВД России // Тез. науч.-метод. межвуз. конф. -Орел: Выш. шк. МВД РФ, 1994. С. 134.
  69. М.А., Сидоров С. Г. Теоретические основы комплексных занятий по физической подготовке // Межвуз. сб. науч. тр. — М.: МЮИ МВД России, 1996. С. 78−81.
  70. П.Ф. О преподавании естественных наук в средних специальных заведениях // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.
  71. Ли В. Ч. Обеспечение законности и правопорядка при исполнении уголовных наказаний // Правоохранительная деятельность в России и США: сравнительно-правовой анализ: Материалы заседания круглого стола. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 1999. С. 23−26
  72. А.В. Формирование сознательного отношения курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России к занятиям по физической подготовке // Материалы науч.-практ. конф. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002. С. 31—33.
  73. М.Т., Щеголев В. А. Физическая подготовка и военная профессиональная пригодность: Учеб. пособие к материалам лекций по теории и организации физической подготовки войск. — Л.: ВДКИФК, 1991. -55 с.
  74. А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Т. 5. — М.: АПМ, 1998. — 313 с.
  75. B.JI. Вопросы общей военной и спортивной дидактики: Учеб. пособие. СПб., ВИФК, 2000. -38 с.
  76. Марищук B. JL, Щуревич Г. А. Принципы и методы воспитания в военной педагогике и физической подготовке. — СПб.: ВДКИФК, 1992. -109 с.
  77. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М.: Физкультура, образование, наука, 1997.-120 с.
  78. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 57 с.
  79. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для интов физкультуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 234 с.
  80. Л.П. Целенаправленность физического воспитания: Метод, разработки для студ. заоч. фак. ГЦОЛИФКа. — М.: ГЦОЛИФК, 1989. -33 с.
  81. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1971.-278 с.
  82. Р.Н., Кришкевич И. Г. Специальная физическая подготовка летчика. М.: ДОСААФ, 1981. — 122 с.
  83. М.П. Проблемы совершенствования системы уголовных наказаний в России // Правоохранительная деятельность в России: и США: сравнительно-правовой анализ: Материалы заседания круглого стола. Владимир: ВЮИ Минюста России. 1999. — 128 с.
  84. В.В. О праве на необходимую оборону. Исторические и социально-правовые аспекты: Учеб. пособие. Владимир, 1999. — 80 с.
  85. М.М. и др. Функция сердечно-сосудистой системы в условиях высокогорья // Экологическая физиология человека. — Л.: Наука, 1980.
  86. Ю.И. Проблема функционирования следственных изоляторов в условиях реформы пенитенциарной системы в России //Материалы заседания круглого стола России и США. Владимир. 2000. — 124 с.
  87. М.А. Совершенствование специальной физической подготовки работников ИТУ: Сб. ст. МВШМ МВД РФ. М., 1990. -С. 116−119.
  88. Г. Н. Полиция Франции (организация, кадры, уголовно-процессуальная деятельность). -М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. 167 с.
  89. С.В. Экспериментальное обоснование средств и методов физической подготовки для воспитания профессионального важных физических и психических качеств у работников ППС милиции: Метод, рек.- Волгоград, 1987. 75 с.
  90. Н.Н. Высшее образование как ступень и принцип непрерывного образования. М.: НИИВШ, 1989.
  91. А.Д. Физическое воспитание. К вопросу о предмете, принципах, средствах и формах организации занятий физическими упражнениями. Л.: Физкультура и спорт, 1949. — 135 с.
  92. В.В. Совершенствование боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД России // Тез. науч.-метод. межвуз. конф. — Орел: Высш. шк., 1994. С. 37−40.
  93. Педагогика: Учеб. для техникумов физ. культуры / Под ред. В. В. Белоусовой. М.: Физкультура и спорт 1983. — 231 с.
  94. В.Н., Войцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 256 с.
  95. В.А. Физические качества и их развитие в процессе физической подготовки военнослужащих. JL: ВДКИФК, 1971. — 84с.
  96. В.И., Крутов В. В. Обучение сотрудников действиям в экстремальных условиях на занятиях по рукопашному бою. — Киев, 1987. -25 с.
  97. Ю.Ф., Яншин В. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России // Юбилейный сб. науч. тр. М.: МЮИ МВД России, 1995. -С. 188−191.
  98. Преодоление препятствий: Учеб. для курсантов и слушателей. Л.: Изд-во ВДКИФК, 1981.-342 с.
  99. Проблемы совершенствования непрерывной индивидуальной боевой подготовки в учебных заведениях МВД СССР // Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. — Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД СССР, 1991. 68 с.
  100. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных, учреждений к действиям в экстремальных ситуациях: Учеб.-метод. пособие / Сост. А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов. — Рязань, 1997.
  101. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под редакцией В. П. Мельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1987.
  102. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник / Сост. Е.Н. Сурков- Под общ. ред. В.У. Аге-евца. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 451 с.
  103. А.И. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 88 с.
  104. Р.Т., Кислицин ЮЛ. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. центр «Академия" — Мастерство- Высш. шк., 2001. — 152 с.
  105. М.И. Бокс: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — Киев: Вища. шк., 1985.-98 с.
  106. I. Статьи, периодические издания
  107. А. Реформировать УИС, совершенствовать законодательство // Преступление и наказание. — 2000. № 8. — С. 2−3.
  108. С. Войска специального назначения сухопутных войск Великобритании // Зарубежное военное обозрение. — 1988. — № 12.- С. 23−26.
  109. Д. Физическое воспитание составная часть гармонического развития личности // Политическое самообразование. — 1984. — № 3. — С. 99−106.
  110. Д. Физическое воспитание и формирование личности //Политическое самообразование. 1985. — № 2. — С. 96−100.
  111. К. Оперативно-режимные службы: обеспечить выполнение поставленных задач // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2000.-№ 2.-С. 17−19.
  112. ., Мокрецов А. Причины и обстоятельства чрезвычайных происшествий, повлекших гибель личного состава // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. — № 1. — С. 43—49.
  113. Т. Военный бюллетень НАТО // Зарубежное военное обозрение. М., — 1992. -№ 2. С. 11−13.
  114. М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. -С.11−13.
  115. В. Действия, дезорганизующие работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Преступление и наказание.- 2003. -№ 11. С. 24−25.
  116. В. СИЗО и тюрьмы: новые подходы к старым проблемам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 2.- С. 20−22.
  117. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1985. № 1. — С. 45−47.
  118. В. Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и заключенных под стражу // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 2. — С. 33−35.
  119. В.М., Годик М. А., Ярмульник Д. Н. Использование математических методов для оценки специальной физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. — М.: Фи-культура и спорт, 1964. — № 2. С. 33—37.
  120. JI.A., Лебедев Ю. А., Физическая культура как система //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 9. — С. 48−50.
  121. В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 10.-С. 15−16.
  122. В.А., Пашин А. А. Эффективность использования нетрадиционных средств в профессионально-прикладной физической подготовке. // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 5. — С. 40−42.
  123. Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. -№ 1.-С. 2—8.
  124. А., Селиванов С., Ракова С. Проблемы профилактики вирусных гепатитов в учреждениях УИС и пути их решения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. № 8. — С. 22−25.
  125. В.А. Особенности факторной структуры специальной физической подготовленности регбистов 17−18 лет // Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 5. -С. 27−29.
  126. А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы //Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 4—8.
  127. А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1998. — № 2. — С. 10−12.
  128. В.А. Факторная структура физической подготовленности юных дзюдоистов // Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 4.-С. 36−37.
  129. Приемы задержания и обыска преступников в США // Борьба с преступностью за рубежом. JL, 1973. — № 4−6. — С. 75−79.
  130. Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Минюста России в 2001 году // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2001.-№ 2.-С. 69.
  131. Рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания Правительству Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. — № 8. — С. 81−96.
  132. В.Я. Модельные характеристики физических и психических качеств боксеров как основа индивидуальности их подготовки // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 4. — С. 13−15.
  133. А. Организация медицинского обеспечения личного состава // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. № 5. -С. 27−28.
  134. В.И. Физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах США / Зарубежное военное обозрение. 1982. — № 5. — С. 13−19.
  135. С.И., Дохновский B.C. Факторная структура физической подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 11. — С. 57—58.
  136. С.И., Кулмотов К. З. Факторная структура физической подготовленности борцов вольного стиля различных весовых категорий //Теория и практика физической культуры. 1987. — № 5. — С. 43.
  137. В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности персонала УИС. // Преступление и наказание. — 1999. № 9. — С. 61−63.
  138. В.И., Копцев К. П., Гаранян А. И., Хусяйнов З. М. Факторная структура скоростно-силовой подготовленности боксеров высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. — 1987. -№ 10. -С. 5−7.
  139. Ю.Я. Обеспечивая конституционную законность // Преступление и наказание. — 2001. № 3. — С. 3−11.
  140. В.Ю. УИС: итоги и перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 2. — С. 3−16.
  141. В.Ю. Опыт исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. -№ 5. С. 2−12.1. Диссертации, диссертаций авторефераты
  142. В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. -24 с.
  143. А.В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. 145 с.
  144. Г. М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — С. 5−12.
  145. Ф.М. Совершенствование подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД РФ к действиям против вооружённого правонарушителя: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. -247 с.
  146. В.А. Основа физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук в виде науч. докл. М., 1996. — 63 с.
  147. A.M. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России в процессе изучения специальной тактики: Дис.. канд. пед. наук. — Рязань, 2001.-251 с.
  148. С.Е. Структура и пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности слушателей высшей школы МВД СССР: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 148 с.
  149. Г. К. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2004. — 24.с.
  150. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 24 с.
  151. С.А. Профессиональное самовоспитание начальников исправительных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. -20 с.
  152. Н.А. Повышение профессионально-психологической подготовленности слушателей учебных заведений ОВД в процессе физической подготовки: Дис. канд. пед. наук. — М., 1992. -238 с.
  153. А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2003. -С. 30−60.
  154. В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: Автореф. дис.. д-ра социол. наук. — М., 2000. — С. 38.
  155. М.А. Методика специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.-231 с.
  156. О.А. Методика физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения ОВД: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  157. С.В. Средства и методы профессиональна-— прикладной физической подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1989.-24 с.
  158. А.А. Интенсификация физической подготовки в Вооружённых Силах СССР: Автореф. дис.. д-ра пед наук в виде науч. докл: -СПб., 1991.-61 с.
  159. Ю.В. Физическое воспитание в вузе как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1976. -21 с.
  160. И.И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельностиг Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань, 2001. —26 с.
  161. Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1985. -430 с.
  162. В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1985. С.3−15.
  163. Е.А. Организация физической подготовки с профессионально-прикладной направленностью курсантов морских училищ с учетом особенностей плавательной практики (на примере инженеров судоводителей): Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1987.-24 с.
  164. Р.В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2002. — 195 с.
  165. А.Н. Моделирование ситуаций задержания правонарушителей на занятиях по самбо: Дис. канд. пед. наук. — М., 1992. —234 с.
  166. С.В. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 17 с.
  167. С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 24 с.
  168. Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: Дисканд. пед. наук.-М., 1997.-204с.
  169. Н.В. Средства и методы развития профессиональных качеств сотрудников уголовного розыска в процессе физической подготовки: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 239 с.
  170. В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД СССР: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 196 с.
Заполнить форму текущей работой