Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
Во взаимодействии педагога и учащихся определяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.
Общетелесное самораспоряжение:
- · манера передвигаться по классу;
- · излюбленные позы;
- · выбираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.
Основными факторами влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока являются:
- · повышенная подвижность (во всех ее формах), которая легко становится отвлекающим фактором;
- · у каждого индивида в силу его особенности, например типологической, есть свой диапазон подвижности. Так, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
- · в малой степени психологический эффект педагогического воздействия зависит от абсолютной силы поведенческого фактора и он бывает обусловлен уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
- · умеренная или порой намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия часто приводит к положительным результатам.
Одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам является жестикулярная выразительность. Удивительно то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то — менее всего нам известно и происходит это в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень автоматизированного поведения и очень часто, воспринимающим нас людям, эта форма поведения, в первую очередь, бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
Мимическая выразительность — эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный уровень и степень воздействия, ведь мимика плотным образом смыкается с речью, но, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно — без словесного сопровождения.
Интонационное поведение. Такой вид психического явления вполне правомерно обозначить термином «поведение», так как оно охватывает большую сферу учительской деятельности, и по степени воздействия превосходит другие поведенческие показатели. И не случайно, что одно и то же обращение учителя может восприниматься учениками по-разному.
Саморегуляция речи зачастую выражается в регуляции учителем громкостью звучания речи и ее темпоритмической характеристикой.
Установлено, что только информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний, весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особенно возрастает, когда в роли воспринимающих ее, выступают дети и подростки — главная целевая учительская аудитория[2].