Роль чтения рассматривается в методике обучения и.я. рассматривается в двух аспектах: как цель и как средство обучения другим видам речевой деятельности. Выделяются следующие области применения навыка чтения на иностранном языке как средства обучения:
- 1) для того, чтобы научить школьников пользоваться иноязычной графической системой языка
- 2) для лучшего овладения учащимися лексикой
- 3) для расширения активного и пассивного словаря учащихся
- 4) для совершенствования произносительного навыка, обучения интонации
Однако, роль чтения как средства обучения не ограничивается этим, поскольку чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.
Остановимся на характеристике иноязычного чтения как процесса обучения и овладения подробнее.
В методике и психологии обучения чтению на и.я. отмечается, что любая деятельность, в том числе чтение, глубоко индивидуальна и зависит от особенностей восприятия, памяти, воображения читающего.
При этом отмечается следующее: «умение читать формируется один раз. Ребенок, прочтя первое слово и узнавший его значение, навсегда преодолел „барьер чтения“, сделал „открытие“, как читать».
Все вышесказанное можно отнести к процессу обучения чтению как на иностранном языке, так и на родном.
Как известно, освоение какой-либо деятельности может идти по двум направлениям: от целого к частному и от частного у целому.
- 1. Если это путь от целого к частному, то следует начать с попытки охватить деятельность в целом, какое-то ядро, которое послужит основой усвоения последующего уровня частностей, деталей деятельности.
- 2. Следуя пути от частного к целому, необходимо начинать обучение с предварительной обработки фрагментов деятельности, отдельных операций, действий, постепенно увеличивая их количество.
К направлению от целого к частному можно отнести слоговой метод. Ребенок учится читать, применяя слоговой анализ, Д. Б. Эльконин отмечает, что данный метод"включает ряд относительно легких операций: членение слов на слоги, запоминание графического образа целого слога, слияние звуковых форм слогов в слово".
Пути от частного к целому следуют:
- а) метод от буквы к звуку (буквослогательный метод). Обучение чтению начинается с изучения алфавита, затем детей обучают складывать из букв слоги, а затем слова.
- б) звуковой метод. Сущность этого метода состоит в том, что дети не знакомятся с названиями букв, а оперируют звуками. Авторы данного метода считают, что дети будут автоматически соединять звуки в слоги и слова.