Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Диссертация
География, несмотря на привлекательность учебного содержания, вызывает определенные трудности усвоения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Эти трудности объясняются рядом причин, где ведущей является феноменология умственного недоразвития с выраженным нарушением абстрактно-логического мышления и специфическим недоразвитием речи. Низкий уровень познавательной активности в сочетании… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема использования технических средств обучения в учебном процессе общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ VIII вида
- 1. 1. Технические средства обучения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах
- 1. 2. Современные тенденции в разработке и использовании компьютерных технологий в специальной педагогике
- 1. 3. Специфика использования технических средств при обучении умственно отсталых школьников географии
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Изучение уровня сформированности географических знаний умственно отсталых школьников (на примере природных зон РФ)
- 2. 1. Цель, задачи, методика организации констатирующего эксперимента
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Система работы с мультимедийными учебными презентациями на уроках географии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
- 3. 1. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения умственно отсталых школьников географии с использованием мультимедийных учебных презентаций
- 3. 2. Технология использования мультимедийных учебных презентаций в обучении географии умственно отсталых школьников
- 3. 2. 1. Особенности создания учебных презентаций для уроков географии в специальной (коррекционной) образовательной. школе VIII вида
- 3. 2. 2. Методические приемы работы с мультимедийными учебными презентациями на уроках географии
- 3. 3. Результаты экспериментального обучения умственно отсталых школьников географии с использованием учебных презентаций
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Айзенберг Б.И., Белоножко О. П., Юделевич, А .Я. Диагностический и коррекционный аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной деятельности // Дефектология. -1991.-№ 6.-С.43−48.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: ВЛАДОС, 2004.- 320с.
- Архангельский С.И., Шестак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. -М., 1980. -168с.
- Аствацатуров Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г. О. Аствацатуров. — Волгоград: Учитель, 2010. -111с.
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Бабанский Ю. К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы. -М.: Просвещение, 1986.- 68 с.
- Баранов O.A. Кино во внеклассной работе в школе. М.: Изд-во ВБПК, 1980.-48 с.
- Баранов O.A. Кино как средство воспитания учащихся школ-интернатов//Воспитательная работа в школах-интернатах. Калинин, 1961. -С.117−130.
- Бгажнокова И.М. К вопросу актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. -1974. -№ 6. С.31−36.
- Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология. -1975. -№ 3.- С.20−26.
- Билоус М.Д. Обучение учащихся приемам составления схем по тексту учебника // География в школе. -1982. -№ 5. С.43−44.
- Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.-58 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -347 с.
- Больших И.В. Методическое сопровождение специализированной обучающей программы «Состав числа»: Метод, руководство. -М., 2003. -77 с.
- Бондаренко Е.А., Журин A.A., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. -М.: Юнвес, 2004. -416 с.
- Васенков Г. В. Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. -2010. -№ 2 (38). С.5−15.
- Васенков Г. В. Формирование профессиональных навыков у учащихся вспомогательных школ // Дефектология.-1995. -№ 4. -С.14.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -120 с.
- Веркеенко И.И. Инновационные технологии в системе обучения русскому языку школьников с проблемами интеллектуального развития// «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития»: Материалы международной конференции. М., 2008.- С.84−88.
- Вовк В.Н. Формирование приемов учебной работы с географической картой на уроках во вспомогательной школе : дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 163 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа- Пресс, 1994.- 416 с.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.- 460 с.
- Выготский JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С.438−452.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии./ Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука. -1966. — С.236−277.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. -134 с.
- Глазкова H.H. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта // Известия Российскогогосударственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2007. — N 7(25). — С.69−72.
- Глазкова H.H. Формирование информационной грамотности у учащихся с недоразвитым интеллектом // Педагогическая информатика М., 2007. N 1. — С.13−18.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
- Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.: Педагогика. -1965.- 40 с.
- Гончарова E. JL, Кукушкина О. И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста («Мир за твоим окном») // Дефектология. 1997.- N 6. — С.34−42
- Гончарова E. JL, Кукушкина О. И., Королевская Т. К. «Календарь» -специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда для дошкольников и младших школьников / Дефектология. 1997.- N 4.-С. 48−55.
- Гордиевский В.М., Петухов Д. В. Технические средства обучения: Учебное пособие. Шадринск: ШГПИ, 2006.-152 с.
- Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие /Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классик Стиль, 2005. — 248 с.
- Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе.- Ташкент: Укитувчи, 1980. -169 с.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Академия, 2002.- 208с.
- Грузинская В.А. Методика географии во вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1949. — 224с.
- Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида: пособие для учителя. М.: Владос, 2008.- 304 с.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981. -176 с.
- Душина И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. -М., 1996.- 196 с.
- Душина И.В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. М.: Московский Лицей, 1996. — 192 с.
- Душина И.В., Таможняя Е. А., В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. М.:000 Астрель, 2004. — 203 с.
- Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей- сирот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.-143 с.
- Евтушенко И.В. Роль музыкальных занятий в коррекции эмоционально-поведенческих расстройств умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -172 с.
- Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения.- М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. -Киев: Вища школа, 1985.- 327 с.
- Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рядяньска школа, 1972. — 130 с.
- Еременко И.Г., Мерсиянова Г. Н. Обучение учащихся вспомогательной школы пользоваться знаниями и умениями. Киев: Рядяньска школа, 1971. — 160 с.
- Ершов А. П. Избранные труды / Отв. ред. И. В. Поттосин. -Новосибирск, 1994. 413 с.
- Журин A.A., Бондаренко Е. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе. М.: Юнвес, 2004. — 416 с.
- Заездный P.JI. Географическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986. -111 с.
- Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.-316 с.
- Звонников В.И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007. — 224 с.
- Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология. -2003. -№ 2. С. 76−87.
- Интерактивная доска в школе / авт.-сост. Е. А. Голодов И.В. Гроцкая, В. Е. Бельченко. Волгоград: Учитель, 2010. — 86 с.
- Исаенко JI.A. Предметные уроки во вспомогательной школе.- М.: Учпедгиз, 1946.-82 с.
- Кабанова — Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.- 228 с.
- Кабелко И.В. Исследование графической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 1822.
- Кабелко И.В. Особенности формирования системы знаний о природных зонах у учащихся вспомогательной школы// Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. научн. тр.- Минск, 1987.- С.80−85.
- Кабелко И.В. Система работы по изучению природных зон в курсе географии вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 36 с.
- Каффеманас Р.Б. Исследование эффективности сочетания разных форм наглядности на уроках географии во вспомогательной школе //В сб.
- Методические рекомендации к исследованию проблем коррекционной работы в специальных школах. Киев, 1975. — С.22−26.
- Каффеманас Р.Б. О способах выявления географических знаний умственно отсталых учеников // Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., 1976. — С.275−276.
- Каффеманас Р.Б. Особенности формирования представлений у учащихся вспомогательной школы (на географическом материале): Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1976. -17 с.
- Каффеманас Р.Б. Первоначальные географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1976. № 1.- С.32−37
- Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999. -180 с.
- Клыпутенко В.В. Использование компьютерных технологий в современном специальном образовании // Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Опыт и перспективы. Сборник научных статей.-Великий Новгород: НовГУ, 2006.- С.40−42.
- Клыпутенко В.В. Использование компьютерных технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников с умственной отсталостью // Гуманизация образования.- 2008. -№ 6. С.77−81.
- Клыпутенко В.В. Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий: Автореф. дис.. кандлед.наук. М., 2009. — 18 с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2007. — 256 с.
- Королевская Т.К. Программа «Видимая речь-Ii» и ее применение в обучение детей с нарушением слуха. М.: Инфотех, 1993.- 41 с.
- Королевская Т.К. Программа «Видимая речь III» и ее применение в обучение глухих. — М.: Инфотех, 1998. — 64 с.
- Ксенозова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
- Кувшинов C.B. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир // ИКТ в образовании. 2007. — № 5. — С. 36−44.
- Кувшинов C.B. Современные интенсивные методы обучения // Вузовская педагогика в информационном обществе: Материалы VI семинара профессорско-преподавательского состава и сотрудников РГГУ. М., 1998. С.57−72.
- Кукушкина О. И Компьютер в специальном обучении: новое средство новые идеи // Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра. — М.: ИКПРАО- Утрехт: Ин-т Ортопедагогики, 1995.- С. 67−75.
- Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. М.: Полиграф-сервис, 2005.- 327 с.
- Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании // Образование для всех: совершенствование процесса обучения и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. -Кишинёв: ООН в Молдове, 2004. С. 75−83.
- Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. 1994. — № 5. — С. 3−9.
- Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология.-1994.-№ 6. С.59−62.
- Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования».-2003. -№ 3, — С.67−77.
- Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей: помощь в трудных случаях: Метод, пособие. М.: Советский спорт, 2004. — 106 с.
- Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Spechviewer: программа «Видимая речь» и ее применение в обучении глухих. М.: Инфотех, 1991.-64 с.
- Кукушкина О.И., Королевская Т. К., Гончарова E.JL Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: Метод, пособие к специализир. компьютер, программе «Мир за твоим окном».- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Полиграф-сервис, 2003. -142 с.
- Кутепова Е. Н. Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств: Дис.. канд. пед. наук: СПб., 2002. — 187с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: педагогика, 1981. 186 с.
- Липа В.А. Методические рекомендации по повышению эффективности использования картографических пособий во вспомогательной школе. Киев, 1980. — 34 с.
- Лифанова Т. М., Пшеничная Н. Б. Знаешь ли ты географию?: программированные задания для проверки знаний по нач. курсу физ. географии для учащихся 6 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002. — 190 с.
- Лифанова Т. М., Соломина E.H. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. 2004. — № 4(6). — С.18−24
- Лифанова Т.М., Подвальная Е. В. Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. 2010. — № 4(40). — С.36−46
- Лифанова Т.М., Подвальная Е. В. Самостоятельные работы на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -М.- 2009. 76 с.
- Лифанова, Т М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод, рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 32 с.
- Любишина Л.С. Практическая направленность уроков географии во вспомогательной школе // Дефектология. 1990. — № 2. — С. 29−32.
- Макарова Н.В. Информационные технологии обучения // Информатика и образование.-1998.-№ 2. С.7−9.
- ЮО.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985.-102 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — Л, 1978. -С. 253−268.
- Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т. Б. Епифанцева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 576 с.
- Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. — № 2(4). — С.47−50.
- Никольская И.А., Никольский Н. С. Специальное обучение по неспециальным программам // Коррекционная педагогика. 2006. № 5 — С. 8287.
- Никольская И.А., Подвальная Е. В. Использование мультимедийных технологий на общеобразовательных уроках в специальных (коррекционных) школах // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону.-2010. -№ 11. -С.23−37.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2008.- 272с.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.- М.: Дрофа, 2009. 397 с.
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях / Под ред. JI.C. Зазнобиной. М.: Перспектива, 2000.- 80 с.
- Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студ. сред, учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, A.A. Еремина. М.: Академия, 2006. — 224 с.
- Педагогика: учебное пособие / Под. ред П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
- Петрова JI.B. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003. — 208 с.
- Полевой В.Л. О системе подготовки студентов пединститутов к созданию и применению экранных пособий // Проблемы методики создания и применения экранно-звуковых пособий. Тбилиси: Изд-во Педагогического общества, 1977. — С.57−73.
- Пороцкая Т.И. Изучение родного края на уроках географии// Дефектология. -1977. № 2. — С.49−56.
- Пб.Пороцкая Т. И. К методике показа учебных кинофильмов во вспомогательной школе // Специальная школа.- 1967. Вып.4. — С.89- 101.
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970. — 87 с.
- Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение. — 1977. -159 с.
- Пороцкая Т.И. Особенности использования учебных фильмов в процессе обучения учащихся вспомогательных школ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1968. -203 с.
- Пороцкая Т.И. Отбор кинофильмов и подготовка к уроку с применением кино во вспомогательной школе // Специальная школа, 1969.-Вып.З. С.42−47.
- Пороцкая Т.И. Применение учебных фильмов во вспомогательной школе. М.: НИИД Академии педагогических наук СССР, 1971.-71 с.
- Постовская В.А. Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся вспомогательной школы в процессе обучения естествознанию: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1959. — 16 с.
- Постовская В.А. Пути активизации методов обучения естествознания в связи с подготовкой к обучению труду // Специальная школа. 1963. — Вып. 1. — С. 41−45.
- Прессман Л.П. Использование кино и телевидения для развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1965. — 160 с.
- Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
- Прессман Л.П. Школьный радиоузел. -М.5 1972.- 76 с.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5−9 кл: В 2 сб.- Ч. 1 / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Владос, 2001. — 240 с.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5−9 кл: В 2 сб.- Ч. 1 / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Владос, 2010. -223 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5−9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой/ М.: Просвещение, 2003. -295 с.
- Пузанов Б.П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе // Дефектология. -1983. № 2. С.44−47.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
- Роберт И.В., Панюкова С. В., Кузнецов A.A., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
- Сакулина Ю.В. Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий. Автореф.канд. диссерт.-Екатеринбург, 2007. 23 с.
- Самойлов И. И. Учебно-наглядные пособия по географии. М.: Просвещение, 1975. — 223 с.
- Сегалевич Б.Ф. Карта на уроках географии во вспомогательной школе // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. М., 1981. — С. 40−56.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Синев В.Н. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. М.: Педагогика, 1971. -С. 11−38.
- Синев В.Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980. — С. 123−140.
- Синев В.Н., Стожок JI.C. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. Киев: Рад. школа, 1977. — 87 с.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
- Соловьева Е. Е., Экранные пособия на уроках биологии. М.: Просвещение, 1971.- 137с.
- Соломина Е. Н. Повышение эффективности обучения географии на основе выполнения системы практических заданий. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.
- Соломина E.H. Формирование естественно- научных знаний в специальной школе // В кн. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2003. — 204 с.
- Титова В.В. Содержание курса и методика преподавания «Истории культуры родного края» для учащихся 10−12 классов (I-III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида// Коррекционная педагогика. 2006. — № 6 (18).- С.21−32.
- Турансов Э.Д., Тураносова Е. В. Использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида // «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». Материалы международной конференции. М., 2008. -С.531−533.
- Тыщенко О.Б. Границы возможностей компьютера в обучении // Образование. 2002. — № 4. — С. 85−91.
- Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1989. 32 с.
- Усов Ю.Н., Баженова JI.M., Бондаренко Е. А. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1−11 классов средней образовательной школы. М., 1991. — 142 с.
- Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников вспомогательной школы: Учеб.пособие.-Л., 1979. 32 с.
- Ушинский К. Д. Избранные труды. -Т.2.- М.: Дрофа, 2005. -448 с.
- Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе.- М., 1973.- 268 с.
- Юрьев Ф.И. Цветной текст в искусстве книги: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1975. — 28 с.
- Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. М.: Учпедгиз, 1951.-238 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М.:Новая школа, 1997.-352 с.