Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности процесса обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем ориентация учебного процесса не только на предметные, но и на личностные и метапредметные результаты, а также само содержание курса географии материков, океанов, народов и стран способствуют проведению нестандартных форм урока. С учетом возрастных особенностей школьников рекомендуется проводить уроки в форме учебных игр, исследований, путешествий, диспутов, смотров знаний… Читать ещё >

Особенности процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастные особенности учащихся. Характерная особенность подросткового возраста — биологическое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием, что может приводить к ухудшению дисциплины. Настроение подвержено перепадам, возрастает обидчивость. Сфера интересов смещается в сторону общения со сверстниками, характерным является проявление негативизма. Подростки стремятся опробовать новые роли, познать новые аспекты самого себя.

Внимание школьников этого возраста весьма избирательно и отличается быстрой иереключаемостью. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление). Им интересны задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения, так как роль пассивного слушателя семиклассника уже не устраивает.

Определяя пути взаимодействия с подростками, следует включать их в такую деятельность, которая создает возможности для реализации и утверждения себя на уровне взрослых. Уровень требований к ученику должен соответствовать его способностям, а создание ситуаций успеха будет способствовать доверительному стилю взаимоотношений с учителем.

Общие требования к организации усвоения нового содержания. Изучение курса опирается на предшествующую предметную подготовку учащихся, а также знания по смежным школьным дисциплинам. Большое внимание уделяется использованию географических карт, с помощью которых школьники учатся составлять описания и характеристики объектов по типовому плану.

В процессе изучения материков1 последовательно рассматриваются вопросы: географическое положение и границы, история исследований и открытий, основные формы рельефа, геологическое строение и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, население и политическая карта, характеристика отдельных государств. В определенных параметрах изучаются также выделенные природные компоненты. По типовому плану исследуются Мировой океан и его части. В результате использования такого подхода формируется типологическое представление о материках и океанах. При этом по мере накопления знаний об изучаемых объектах необходимо широко привлекать метод сравнительных оценок и характеристик.

Авторитетное мнение

«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…».

К. Д. Ушинский Работа, но типовым планам очень важна, так как здесь происходит развитие познавательной активности учащихся и картографических умений. Этому способствуют и предусмотренные программой практические работы по картам. Они включают тренировочные упражнения, но определению параметров изучаемых объектов, различные задания аналитического содержания, заполнение контурных карт.

Основные пути формирования понятий — индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному). В структуре курса географии 7-го класса видно усиление дедуктивного подхода, так как первый[1][2]

раздел посвящен общим чертам природы Земли. Однако в практике обучения чаще используется индуктивно-дедуктивный путь с преобладанием индукции или дедукции в зависимости от содержания учебного материала.

Процесс формирования новых понятий, как уже подчеркивалось, осуществляется поэтапно и включает:

  • 1) обозначение нового понятия и его существенных признаков;
  • 2) углубление содержания понятия на практических примерах;
  • 3) при обобщающем повторении осуществляется систематизация знаний.

Аналогичным способом происходит формирование умений. Первоначально следует объяснить цель и продемонстрировать действия в работе с теми или иными источниками знаний. Далее начинается репродуктивная деятельность учащихся. Наконец, закрепленные умения дополняются элементами творческой деятельности. Здесь задания могут иметь различную степень сложности, но обязательно должны быть нацеленными на формирование опыта эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру.

По мере изучения материала курса учащиеся углубляют свои знания, совершенствуются в чтении общих и тематических карт, усваивают приемы характеристики изучаемых территорий. Тем самым увеличиваются возможности для активной и самостоятельной работы учащихся. Это позволяет усложнять объяснительную беседу за счет расширения сравнений, выявления причинных взаимосвязей. Одновременно происходит усложнение практических работ: от характеристики отдельных компонентов природы учащиеся переходят к комплексной характеристике территорий.

Основные формы организации учебного процесса. Назначение традиционных типов уроков в курсе географии 7-го класса сохраняется. Вводные уроки проводятся в начале курса и каждого раздела. Структура уроков изучения нового материала четче соответствует рассмотрению сложных тем, например: «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли». При изучении отдельных стран, когда учащиеся самостоятельно составляют характеристику страны, проводятся уроки формирования умений. При наличии времени учитель может запланировать проведение уроков повторения и обобщения изученного материала. Большинство уроков в курсе географии 7-го класса являются комбинированными.

Вместе с тем ориентация учебного процесса не только на предметные, но и на личностные и метапредметные результаты, а также само содержание курса географии материков, океанов, народов и стран способствуют проведению нестандартных форм урока. С учетом возрастных особенностей школьников рекомендуется проводить уроки в форме учебных игр, исследований, путешествий, диспутов, смотров знаний, видеоуроков. При изучении любого раздела курса должна планироваться и осуществляться проектная деятельность. Тематика проектов может быть различной в зависимости от содержания изучаемого материала с учетом интересов и возможностей учащихся конкретного класса, например: «Составление туристического буклета», «Письмо из Южной Америки», «Прокладываем туристический маршрут», «Визитная карточка материка» и др.

  • [1] 1 Очередность изучения материков (Африка, Австралия, Антарктида, Южная и Северная Америка, Евразия) отражает логику поступательного характера формируемых знаний
  • [2] их географических особенностях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой