Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы МОУ-СОШ № 4, 11, 15, 23, МОУ-гимназии № 1 г. Армавира. Результаты исследований докладывались: на VII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (г.Москва, 2008 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Дидактико-методические аспекты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КВАНТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Значение изучения квантовой физики в основной школе для общего образования учащихся
    • 1. 2. Место изучения квантовой физики в курсе физики основной школы
    • 1. 3. Состояние практики формирования квантовых представлений учащихся основной школы
    • 1. 4. Проблемы формирования квантовых представлений учащихся основной школы в теоретических исследованиях
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КВАНТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Развивающее обучение как основа построения методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы
    • 2. 2. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы
    • 2. 3. Цели обучения и содержание темы «Квантовые явления»
    • 2. 4. Формы и методы обучения для формирования квантовых представлений учащихся основной школы
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КВАНТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Общая характеристика методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения
    • 3. 2. Реализация методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения
    • 3. 3. Педагогический эксперимент по проверке результативности формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения
      • 3. 3. 1. Организация педагогического эксперимента
      • 3. 3. 2. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента
      • 3. 3. 3. Результаты обучающего этапа эксперимента
  • Выводы по главе 3

Формирование квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школа как важнейший социальный институт оказывает влияние на общество и на его развитие. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильного и адекватного ответа. Цель образования сегодня — создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром государственной образовательной политики становится личность человека. Вследствие этого в сфере образования происходит внедрение большого количества инноваций, общая направленность которых — переход от знаниевой парадигмы к личностной.

Основной задачей обучения в традиционной школе считалась передача учащимся знаний, однако установки образования на усвоение «готовых» знаний, отчужденных от деятельности, их производящей, исчерпали свой развивающий потенциал. При знаниевой ориентации процесса обучения не учитываются в полной мере индивидуальные особенности обучаемых, их интересы и потребности. Форма усвоения, когда воспринимаются «готовые» знания, не обеспечивает фундамент для развития учащегося как личности.

Современная образовательная парадигма требует пересмотра, в частности, характера формируемых знаний, характера деятельности учащихся и учителя, процесса формирования умений, что, в конечном счете, влияет на качество знаний и мышление вообще. Общая тенденция всех происходящих преобразований — смещение акцента с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность учащегося. Учитель и ученик становятся равноправными субъектами образовательного процесса.

В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по физике учтены современные идеи развития школьного обучения. Он ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Это требование должно быть отражено в учебно-методическом обеспечении, в том числе относительно новой для основной школы темы, посвященной изучению квантовых явлений. Изучение квантовых явлений в курсе физики основной школы делает курс логически завершенным, содержащим не только материал классической физики, но и вопросы современной физики, что позволяет сформировать у учащихся представления о строении и свойствах окружающего мира, адекватные современному научному знанию о них. Завершенный характер курса физики основной школы позволяет обеспечить общекультурный уровень подготовки подростков, дает общее представление о современной науке, позволяет подготовить учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения. Вместе с тем, квантовые явления объективно трудны для понимания из-за их малой наглядности и высокой степени абстрактности, из-за их противоречия с привычными законами классической физики, из-за отвлеченности исходных идей и понятий.

Согласно Закону РФ «Об образовании», образовательным учреждениям предоставлены широкие права самостоятельного выбора образовательных систем, учебных планов, программ, учебно-методического обеспечения. На настоящий момент опубликовано значительное число программ и учебников для основной школы, сопровождаемых методическими рекомендациями [146, 147, 148, 152, 153, 161, 164, 166, 167, 184, 185, 216, 217, 218 и др.]. Большинство методических пособий содержат рекомендации общего характера, в них нет указания на организацию деятельности учащихся, нет ответа на вопрос, как обеспечить активность школьников при формировании квантовых представлений. С целью выявления состояния практики формирования квантовых представлений учащихся основной школы нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было установлено, что учителя работают над совершенствованием методики преподавания данной темы, но, по-прежнему, предпочитают давать учащимся «готовые» знания, не стремясь обеспечить их самостоятельную познавательную деятельность. Анализ качества знаний учащихся основной школы по теме «Квантовые явления» выявил невысокий их уровень и достаточно формальный характер, не соответствующий требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике к уровню подготовки учащихся. Одной из причин таких результатов обучения квантовым явлениям учащихся основной школы является недостаточно эффективная организация их деятельности.

Процессу обучения физике в основной школе посвящены работы многих исследователей: докторские диссертации — Н. К. Гладышевой, А. А. Синявиной, Г. Н. Степановой [31, 195, 192]- кандидатские диссертацииМ.Ю.Адамова, О. Л. Алексеевой, И. М. Васильковой, А. М. Володина,.

Е.А.Дрибинской, М. А. Дубик, И. Н. Зинатулиной, А. Л. Зуевой, Н. Н. Ивановой,.

О.С.Косихиной, А. А. Кутумовой, В .Ю.Прокловой, М. Ж. Симоновой,.

Н.А.Шермадиной и др. [3, 4, 17, 25, 45, 54, 55, 66, 67, 70, 72, 77, 85, 87, 88, 94, 97, 100, 101, 129, 145, 149, 154, 155, 175, 188, 191, 222, 230 и др.]. Вместе с тем, в известных нам работах никто из авторов не рассматривает организацию деятельности учащихся при формировании квантовых представлений, не уделяет внимание технологиям развивающего обучения при изучении квантовых явлений.

Таким образом, существуют противоречия между требованиями стандарта к знаниям и умениям выпускника основной школы по теме «Квантовые явления» и невозможностью сформировать их на необходимом уровне при традиционном подходе к обучениюмежду необходимостью реализации принципа развивающего обучения и существующим сегодня традиционным подходом к формированию знаний в основной школе, в котором развивающий потенциал предмета используется в недостаточной степени.

Н.И.Гуторовой,.

С.П.Злобиной,.

Е.С.Кодиковой,.

А.С.Кузьмина,.

И.В .Пекшиевой,.

М.А.Рулева,.

С.А.Кондакова, Н. Л. Курилевой, О. Н. Поповой, А. А. Семенова,.

С.Ш.Кабакановой, Н. Н. Крючковой, В .В .Михайловой, М. А. Протасовой, И. Н. Харыбиной,.

Наличие указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования, заключающейся в поиске ответа на вопрос: «Какой должна быть методика формирования квантовых представлений учащихся основной школы, обеспечивающая в полной мере подготовку учащихся в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике к уровню подготовки учащихся?».

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся основной школы.

Предметом исследования является методика формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, в создании и реализации данной методики.

Первичный анализ проблемы позволил предположить, что разрешению вышеназванных противоречий будет способствовать развивающее обучение, так как оно обеспечивает субъектную позицию учащегося в учебном процессе. В системе развивающего обучения самым активным субъектом в процессе познавательной деятельности должен быть сам обучающийся, главная функция учителя — о рганизация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Иначе говоря, развивающее обучение предполагает такую организацию деятельности, при которой ученик активно оперирует учебным содержанием, в результате чего знания не просто присваиваются, а осознанно и прочно усваиваютсячто позволяет обеспечить необходимый уровень знаний, в частности, по теме «Квантовые явления».

Все это позволило сформулировать гипотезу исследования: если формирование квантовых представлений учащихся основной школы будет осуществляться на основе идей развивающего обучения, предполагающего включение учащихся в процесс формирования обобщенных знаний и способов деятельности, то это обеспечит увеличение объема, осознанности и прочности знаний, повысит интерес учащихся к физике.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования.

1. Выявить состояние проблемы формирования квантовых представлений учащихся основной школы.

2. В рамках концепции развивающего обучения создать модель методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

3. Разработать методику формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения:

— определить операциональные цели изучения темы «Квантовые явления», выраженные в действиях учащихся.

— разработать структуру и содержание темы 9 класса основной школы «Квантовые явления».

— обосновать выбор форм и методов обучения для формирования квантовых представлений учащихся основной школы.

4. Разработать методические рекомендации по формированию квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи развивающего обучения (Д.Н.Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Г. Д. Кириллова, С. А. Смирнов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.), проблемного обучения (И.Я.Лернер, Р. И. Малафеев,.

A.М.Матюшкин, М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова, М. Н. Скаткин и др.) — основы системного подхода (И.В.Блауберг, В. П. Кузьмин, Н. Г. Наянзин,.

B.Н.Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — дидактические и методические работы в области теории и методики обучения физике в общеобразовательной школе (Н.Е.Важеевская, Л. И. Ерунова, С. Е. Каменецкий, В. В. Мултановский,.

Н.С.Пурышева, В. И. Решанова, Ю. А. Сауров, Л. С. Хижнякова, Н. В. Шаронова и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа:

— I этап (1998;2001 годы) был посвящен исследованию состояния проблемы теоретически и экспериментально, по его завершении была сформулирована рабочая гипотеза исследования.

— На II этапе (1999;2002 годы) проводился поиск теоретических основ формирования квантовых представлений учащихся основной школы, механизма их реализации, частичная апробация экспериментальной методики.

— На III этапе (2002;2008 годы) осуществлялась проверка методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы, итоговое экспериментальное исследование.

Названные этапы частично перекрывались, что свойственно большинству педагогических исследований.

В ходе исследования использовались следующие методы.

Теоретические методы исследования:

— анализ нормативно-законодательных документов, программ курсов физики основной школы, философской, методологической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования;

— моделирование методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения;

— статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;

— анализ результатов исследования.

Экспериментальные методы исследования:

— анкетирование, беседы, наблюдение;

— разработка материалов к эксперименту;

— педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Доказано, что построение методики формирования квантовых представ8 лений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения позволяет повысить объем, осознанность и прочность знаний учащихся, а также их интерес к физике.

2. Разработана модель методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, основой построения которой являются следующие положения:

— мотивация процесса формирования квантовых представлений реализуется через возможность самореализации (самостоятельности в построении и получении знаний);

— процесс формирования квантовых представлений учащихся основной школы представляет собой единство содержания, методов и приемов, форм обучения, обусловленных целями изучения темы «Квантовые явления" — изменение одного элемента вызывает перестройку всей системы и приводит к изменениям в познавательной деятельности учащихся;

— учащиеся должны сами сконструировать, «добыть» знания о центральном объекте темы «Квантовые явления», а не получить их в «готовом» видедля этого содержание и структура темы должны обеспечить самостоятельное построение учащимися знаний об атоме;

— в организации деятельности учащихся (коллективной, индивидуальной, фронтальной) ведущая роль должна быть отведена поисковым методам и соответствующим приемам обучения;

— построение урока должно обеспечить организацию поэтапной деятельности учащихся с ростом самостоятельности от этапа к этапу.

3. Разработана методика формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, включающая:

— уточненные и сформулированные операционально цели изучения темы «Квантовые явления», выраженные в действиях учащихсяцели представлены в виде требований к уровню подготовки учащихсясодержание и структуру темы «Квантовые явления», позволяющие организовать самостоятельное построение учащимися знаний о центральном объекте темыдля этого логика темы выстроена по схеме: от целого к элементам — ядру и электронной оболочке, от элементов к целому — атому.

— методы и приемы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся, которые позволяют реализовать коллективную, индивидуальную и фронтальную формы обучения и придать деятельности учащихся поисковый характер (преобладающими являются эвристический и исследовательский методы обучения);

4. Разработаны методические рекомендации по формированию квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических основ развивающего обучения применительно к формированию квантовых представлений учащихся основной школы и его адаптации к содержанию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихсяв разработке модели методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные методика (включающая цели изучения, содержание и структуру темы «Квантовые явления», формы и методы обучения) и методические рекомендации обеспечивают реализацию процесса формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения и способствуют повышению качества знаний учащихся по теме, а также их интереса к физике.

На защиту выносятся: 1. Модель методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, в соответствии с которой возможно самостоятельное построение учащимися обобщенных знаний об атоме в поисковой деятельностипри этом поисковая деятельность стимулируется самим ходом изучения учебного материала (знания не даются в «готовом» виде).

2. Методика формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, включающая:

— уточненные и сформулированные через планируемые результаты цели изучения темы «Квантовые явления» в основной школе, представленные в виде требований к уровню подготовки учащихся;

— содержание и структуру темы «Квантовые явления», позволяющие организовать самостоятельное построение учащимися знаний о центральном объекте темы, выстроенной в логической последовательности: от целого к элементам — ядру и электронной оболочке, от элементов к целому — атому;

— методы и приемы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся, реализующие коллективную, индивидуальную и фронтальную формы обучения и придающие деятельности учащихся поисковый характер (преобладающими являются эвристический и исследовательский методы обучения).

3. Методические рекомендации по формированию квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы МОУ-СОШ № 4, 11, 15, 23, МОУ-гимназии № 1 г. Армавира. Результаты исследований докладывались: на VII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (г.Москва, 2008 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Дидактико-методические аспекты современного урока» (г.Армавир, 2007 г.), на всероссийской научно-методической конференции «Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования» (г.Н.Новгород, 2004 г.), на II региональной научнопрактической конференции «Проблемы современного физического образования: школа и ВУЗ» (г.Армавир, 2007 г.), на научно-методических семинарах кафедры физики и методики ее преподавания АГПУ (2000;2008 гг.), на педсоветах школ г. Армавира.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 218 страниц, в том числе 162 страницы основного текста. Диссертация содержит 3 схемы, 25 таблиц, 7 рисунков, 7 диаграмм.

Список литературы

включает 236 наименований.

Выводы по главе 3.

В данной главе мы рассмотрели реализацию методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения. Методика реализуется через систему уроков формирования обобщенных знаний и способов деятельности, построение урока предполагает организацию специальной поэтапной деятельности учащихся. В главе было сделано следующее.

• Разработаны методические рекомендации по реализации методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения:

— определены этапы урока формирования обобщенных знаний и способов деятельности: аналитический, систематизации и обобщения, применения обобщенного знания в качестве способа деятельности;

— разработан «конструктор» урока, в основу его разработки положены процедуры соотнесения доминирующих приемов обучения с этапами урокаданы рекомендации к применению данного «конструктора»;

— предложено поурочное планирование темы «Квантовые явления» (представлено в приложении);

— описано пошаговое конструирование урокаразработаны сценарии различных уроков (примеры уроков даны в приложении), включающие подробное описание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока.

• Проведен педагогический эксперимент, который был направлен на проверку гипотезы исследования. Он включал три этапа — констатирующий, поисковый и обучающий. Основные итоги экспериментальной части исследования следующие.

1. В рамках констатирующего эксперимента была обоснована актуальность проблемы исследования, проведен анализ состояния ее решения в теории и практике, а именно:

— установлено, что знания учащихся по теме «Квантовые явления» носят формальный характер;

— выявлено, что учителя работают над совершенствованием методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы, но их методические разработки эпизодическиеучителя не придают большого значения способам получения знаний учащимися, в большинстве случаев учителя воспринимают процесс формирования квантовых представлений учащихся не как деятельность, а как ее результат;

— в методических рекомендациях деятельностная сторона преподавания квантовых явлений в основной школе не акцентируется.

2. Поисковый этап экспериментального исследования позволил создать модель мето дики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, а также практические способы ее реализации в виде конкретной методики. На поисковом этапе эксперимента было сделано следующее:

— сформулированы диагностируемые цели изучения темы «Квантовые явления», разработаны содержание и структура темы, определены методы и приемы, формы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся;

— разработаны методические рекомендации по формированию квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, апробированы практические материалы;

— проведена первичная апробация экспериментальной методики, что позволило установить: ее использование приводит к повышению качества знаний учащихся.

3. В ходе обучающего эксперимента были внедрены методические рекомендации по теме «Квантовые явления», была проверена гипотеза исследования, а также осуществлен анализ результатов этой проверки.

Таким образом, на данном этапе эксперимента было установлено следующее:

— формирование осознанных и действенных знаний, прочных знаний о квантовых явлениях у учащихся основной школы действительно обеспечивается при использовании разработанной методикив частности, 1) первого уровня осознанности знаний, характеризующегося четким, обобщенным объяснением учащихся своих действий, достигло более 70% учащихся экспериментальных классов, в то время как в контрольных классах данного уровня достигли менее 30% учащихся, 2) в экспериментальных классах третьего уровня усвоения знаний (уровня применения знаний в типичных ситуациях) достигло не менее 90% учащихся, следовательно, объем знаний учащихся соответствует требованиям к уровню их подготовки в соответствии с «Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по физике" — 3) прочность усвоенных знаний в экспериментальных классах заметно выше: по результатам проверочной работы в этих классах коэффициент полноты выполнения всех заданий около 90%, в контрольных классах — около 60%;

— применение экспериментальной методики выявило повышение интереса к физике и успеваемости учащихся экспериментальных классовв частности: сократилось количество троек, возросло — четверок и пятерок, в контрольных классах сколько-нибудь значимых изменений успеваемости не произошло.

— различия показателей усвоения знаний учащимися экспериментальных и контрольных классов мы объясняем влиянием разработанной методикипри использовании обычной методики значимых изменений качества знаний учащихся не наблюдается (изменения, имевшие место при традиционном обучении, носят случайный характер);

— случайность полученных результатов была проверена по критериям: Пирсона, знаков, углового преобразования Фишерапроверка подтвердила достоверность результатов.

4. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу исследования: если формирование квантовых представлений учащихся основной школы будет осуществляться на основе идей развивающего обучения, предполагающего включение учащихся в процесс формирования обобщенных знаний и способов деятельности, то это обеспечит увеличение объема, осознанности и прочности знаний, повысит интерес учащихся к физике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования были разработаны теоретические основы методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, была создана и реализована данная методика. В соответствии с задачами исследования выполнено следующее.

• Выявлено состояние проблемы обучения квантовым явлениям в основной школе в теории и практике обучения. В результате была доказана актуальность данной проблемы, выявлены те ее аспекты, которые недостаточно рассмотрены в научно-методических исследованиях и учебно-методических пособиях. Установлено, что предлагаемые методики мало внимания уделяют организации деятельности учащихся при формировании у них квантовых представлений. Учителя работают над совершенствованием методики преподавания темы «Квантовые явления», но, по-прежнему, предпочитают использовать объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, не стремясь обеспечить самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

• Обоснована концепция развивающего обучения, которая должна выступать в качестве основы построения методики формирования квантовых представлений в основной школе — концепция Г. Д. Кирилловой. Согласно этой концепции, развивающим является обучение, включающее учащихся в процесс формирования обобщенных знаний и способов деятельности. В соответствии с данной концепцией, между включением учащихся в процесс формирования обобщенных знаний и развитием познавательных возможностей учащихся существует объективная зависимость, т.к. обобщенные знания усваиваются в поисковой, творческой деятельности и становятся способами деятельности учащихся. «Включение» означает создание условий для самостоятельного получения учащимися обобщений и способов деятельности. С опорой на данную концепцию, были определены основные положения методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения:

— учащиеся рассматриваются не как объект, а как субъект обучения. Мотивация процесса формирования квантовых представлений учащихся основной школы реализуется через возможность самореализации (самостоятельности в построении и получении знаний);

— процесс формирования квантовых представлений учащихся основной школы представляет собой целостную, динамическую систему, т. е. единство содержания, методов и приемов, форм обучения, обусловленных целями изучения темы «Квантовые явления" — изменение одного элемента вызывает перестройку всей системы и приводит к изменениям в познавательной деятельности учащихся (изменениям в поведении всей системы). Акцент в целях смещается на формирование способов умственной деятельности учащихся;

— учащиеся должны сами сконструировать, «добыть» знания о центральном объекте темы «Квантовые явления», а не получить их в готовом виде. Для этого содержание и структура темы должны обеспечить самостоятельное построение учащимися знаний об атоме. Самостоятельное конструирование учащимися обобщенного знания о строение атома и будет означать, что они выступают в процессе обучения не как объект учения, а как субъект обучения;

— в организации деятельности учащихся (коллективной, индивидуальной, фронтальной) ведущая роль должна быть отведена методам, задающим поисковый характер деятельности, и соответствующим приемам обучения. При выборе методов и приемов обучения следует учесть психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста;

— построение урока должно обеспечить организацию поэтапной деятельности учащихся. По мере перехода от одного этапа к другому характер руководства деятельностью учащихся должен меняться — оно должно становиться все более общим, направляющим. Это создаст условия для самостоятельного получения учащимися обобщенных знаний и способов деятельности и обеспечит развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

• Опираясь на основные положения методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения была разработана модель методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения, в соответствии с которой возможно самостоятельное построение учащимися обобщенных знаний об атоме в поисковой деятельностипри этом поисковая деятельность стимулируется самим ходом изучения учебного материала (знания не даются в «готовом» виде). В результате учащийся становится активным субъектом учебной деятельности.

• Для реализации модели методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы было сделано следующее:

— проанализировав различные подходы к заданию целей обучения и приняв за основу таксономию П. Карпинчика, мы определили операциональные цели изучения темы «Квантовые явления» в основной школе, выраженные в действиях учащихсяцели представлены в виде требований к уровню подготовки учащихся;

— опираясь на уточненные цели изучения темы «Квантовые явл ения», обязательный минимум и примерную программу основного общего образования по физике, мы разработали содержание и структуру темы. При разработке мы учли, что учащиеся должны сами сконструировать, «добыть» знания о центральном объекте темы, а не получить их в «готовом» виде, что содержание и структура темы должны обеспечить самостоятельное построение учащимися знаний об атоме. Таким образом, для «включения» учащихся в процесс формирования обобщенных знаний об атоме логика темы была выстроена по схеме: от целого к элементам — ядру и электронной оболочке, от элементов к целому — атому;

— выявили возрастные особенности учащихся подросткового возраста, которые следует учитывать при организации процесса обучения квантовым явлениям в основной школе;

— определили основания (характер деятельности учащихся) для классификации форм обучения в системе развивающего обучения, установили соответствующую им классификацию, выделяющую коллективную, индивидуальную, фронтальную формы обучения. В этой классификации индивидуальная форма обучения является «всепроникающей», т. е. она может быть как собственно индивидуальной, так и составным элементом коллективной и фронтальной, что позволяет удовлетворить потребность подростков в самовыражении, самоутверждении (через успешность в учебной деятельности).

— определили приемы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся, которые позволяют реализовать коллективную, индивидуальную, фронтальную формы обучения и придать деятельности учащихся поисковый характер (т.к. преобладающими являются эвристический и исследовательский методы обучения): «проблемно-поисковые», «сообщение учителем темы урока с мотивирующим приемом», «формулирование учащимися темы урока», «формулирование учащимися вопросов по изученному материалу», «логическая обработка результатов физических опытов», «заполнение учащимися обобщающих (систематизирующих) таблиц (схем)», «работа над определениями физических понятий», «установление причинно-следственных связей», «составления опорного сигнала (символов, схем)», «создание художественного образа изученного материала», «подбор учащимися ситуаций к изучаемому материалу», «составление планов деятельности», «дополнение содержания опорных конспектов».

• Разработаны методические рекомендации по формированию квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обученияапробированы и внедрены практические материалы.

• Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший справедливость основных положений методики формирования квантовых представлений учащихся основной школы на основе идей развивающего обучения и эффективность методики. Было установлено влияние разработанной методики на повышение качества знаний учащихся по теме «Квантовые явления», а также их интереса к физике и показателей успеваемости.

Предлагаемая нами методика, разработанная на основе идей развивающего обучения, может использоваться при изучении других разделов и тем курса физики основной школы, в этом мы видим перспективы дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1997 — 704 с.
  2. , А.Н. Системное познание мира / А. Н. Аверьянов. — М., 1985.- 263 с.
  3. , М.Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / М. Ю. Адамов. Череповец, 2000. -173 с.
  4. , O.JI. Взаимосвязь эксперимента и моделирования при изучении механики в курсе физики основной школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / О. Л. Алексеева. М., 2004. — 159 с.
  5. , Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю. К. Бабанский. М.:Педагогика, 1981. — 176 с.
  6. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  7. , Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития обучения и воспитания / Б. Ц. Бадмаев.- М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  8. , Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2000. -160 с.
  9. , Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. -М.: ВЛАДОС, 1998. 272 с.
  10. Беру лава, Г. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся: Дисс. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Г. А. Берулава. М., 1992. — 312 с.
  11. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  12. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  13. , П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.14
Заполнить форму текущей работой