Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий: На прим.
информатики
Диссертация
Темпы развития областей знаний, связанных с компьютерными технологиями, настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Отвечая требованиям времени, предмет «Информатика» был ориентирован на компьютер как объект изучения и, как следствие, на изучение языков программирования. В настоящее же время значение курса для общего образования не исчерпывается только… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- 1. 1. Методологические принципы исследования познавательной деятельности
- 1. 2. Состояние исследования проблемы активизации познавательной деятельности в педагогической теории и практике
- 1. 3. Деятельностный подход — основа организации учебного познания учащихся
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 2. 1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Содержательно-процессуальный подход к активизации познавательной деятельности учащихся
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. — М.: Знание, 1984, с. 11−26.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.:1. Мысль, 1976, с.46−52.
- Аверьянов Ю.И., Елтаренко Е. А., Симонов С. В. Решениемногокритериальных задач при совершенствовании информационных систем.-М.: Информэлектро, 1982.-с. 2−5.
- Аглицкий Д.С., Лобченко С А. Персональный компьютер и WINDOWSдля всех. 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Изд. дом «Филинъ», 1996.-336 с.
- Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательныхшкол (по предметам естественно-математического цикла). / Ред. Кол.: B.C. Аранский (отв. ред.) и др.-М.: НИИОП АПН СССР, 1976.-55с.
- Акмалов А.Ю. Творческие задания как средство активизациипознавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1995 г.
- Активизация проблем образовательных школ.: Сборник научных трудов/ Отв. ред. Н. С. Сатвалдыев. Ташкент: Ташкентский педагогический институт, 1989 — 98с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Г. П. Антонова. Соотношение компонентов познавательной деятельности детей // Познавательная деятельность личности: Сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. — с.48−60.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов.-М.: Высшая школа, 1991.-363 с.
- Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев: Наукова думка, 1979.- 223 с.
- Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. -М.: Мысль, 1977 г., с. 79.
- Андреев И.Д. О методах научного познания. М.: Мысль, 1984, с.21−40.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981, — 240 с.
- Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. М.: Мысль, 1973.
- Антипов И.Н. Содержание и методы обучения программированию в средних учебных заведениях. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1981. — 225 с.
- Антонова Г. П. О соотношении компонентов познавательной деятельности детей-шестилеток // Познавательная деятельность личности: Сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. — с. 48−60.
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968,140 с.
- Атутов Г. Р. Технологии и современное образование. // Педагогика. — 1996. № 2. — с. 11−14.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1982. — 432 с.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании//Вопросы философии. 1973.-№>6.-с.98−111.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: Психологические аспекты. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. -с. 25−34.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Базлов И.Ф., Шляго АН. Экзаменационные материалы по информатике // Информатика и образование. 1995. — № 1. — с. 18 — 29.
- Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высшая школа, 1991.-232 с.
- Бароненко А.С. Педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся выпускных классов. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.
- Бахмутова JI.C. Самостоятельная работа учащихся при изучении политической системы советского общества // Преподавание истории в школе. 1991. — № 2. — с. 132−142.
- Белавина И.Г. Применение ЭВМ в режиме «диалога» для экспериментально-психологического изучения мышления. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1981.-285 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1995.
- Беликов В.А. Личностно-ориентированная концепция учебно-познавательной деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1996. 200 с.
- Белич В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1986.
- Белкин А.Р., Шумов С. И. Анализ и оценка традиционных и нетрадиционных механизмов получения и обобщения новых знаний. // Информатика и образование. 1995. -№ 1. — с. 14−17.
- Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. 1996. — № 4. — с. 24−28.
- Белякин A.M. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Казань, 1984. — 209 с.
- Белякова Н.М. Учить наблюдать. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1981, — 22 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970.- 300 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.-270 с.
- Богданова Д А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996ю — № 3. — с. 19−24.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 141 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М.: Радио и связь, 1982. — 368 с.
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование. 1986. — № 1. — с. 18−22.
- Володарская И. А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос. университетов. М.: Изд-во МГУ, 1989, — 72 с.
- Воспитательная система массовых школ: Проблемы гуманизации: Сборник научных трудов.-М.: НИИГИИП, 1992. 134 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 1988. — 225 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992.- с. 230−242.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — с.58−69.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Грамотность для 21 века. // Советская педагогика. — 1990. № 4. — с. 58−64.
- Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащегося // Советская педагогика. 1990. — № 5. — с. 81−87.
- Глазов Б.И., Ловцов Д. А. Компьютеризация учёбы основа новой информационной технологии // Педагогика. — 1995. — № 6. — с. 44 — 45.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
- Горшкова В.В. Совместный анализ учебной деятельности учителем и учеником как условие преодоления формализма в обуче-нии // Преодоление формализма в обучении.-Л., 1989.-е. 123−137.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 138 с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. — № 1. — с.45−52.
- Гринченко В.П. Сопровождающее и последующее закрепление при изучении новых знаний: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1973. — 183 с.
- Гриценко В.И., Паныпин Б. Н. Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
- Громыко В.И. Базовое обучение информатике. «Букварь» информатики. (Кафедра алгоритмических языков факультета ВМиК). Вестник Московского Университета, номер 2, 1995 г., с.53−61.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
- Гузеев В. О технологии обучения и предмете информатики. // Информатика и образование. 1989. — № 1. — с. 114−115.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика. 1995. -№ 1. — с.29−40.
- Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1997, 450 с.
- Данилов М.А., Малинин В. Н. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов//Советская педагогика. 1971. — № 1. — с.73−95.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: Просвещение, 1960. 300 с.
- Деятельность//Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989. с. 160.
- Джонассен Д. Компьютеры как инструмент познания // Информатика и образование. 1996. -№ 4. — с. 117−132.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дубенский Ю.П. Исследовательско-конструкторский подход к дидактике физики. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1996, с. 83−96.
- Доманова С.Р. Методы компьютерного обучения. (Педагогические аспекты новых информационных технологий в образовании).
- Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. — Ростов-на-Дону, 1990. — 265 с.
- Еникеев М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем: Автореферат к диссертационному исследованию на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1962.-20 с.
- Ершов Б.П. Время информационных технологий. // Знание-сила, 1986. -№ 3.-с. 4−5.
- Ершов Б.П. Человек и машина. М.: Знание, 1985. — 32 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
- Жарова Л.В. Руководство учением. Историко дидактический аспект: Учебное пособие к спецкурсу.-Л.: ЛГПИ, 1987.-90с.
- Журавлёв И.К., Краевский В. В. Современный урок.-М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984, — 33 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-80 с. (118)Кухарев Н. В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск: Нар. Совета, 1977. — 304 с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971. — 183 с.
- Заир-Бек Е. С. Условия эффективного формирования познавательных интересов школьников в обучении // Активизация познавательной деятельности учащихся, Л., 1985. — с. 124−127.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь.-М.: Просвещение, 1968. 175 с.
- Зверева Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. 1993. -№ 1. — с. 9−12.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1980.- 112 с.
- Зильберберг Н.И. Обучение учащихся решению задач с помощью ЭВМ. // Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: Опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1987. — с.68−82.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Иванов Р.И., Симаков A.JI. Методологические проблемы различных наук. Новосибирск, 1984.
- Иванов Р.И., Симаков A.J1. Реализация методологической функции философии в научном познании и практике. Новосибирск, 1984.
- Иванов B.C. Типы и структуры уроков. М.: Учпедгиз, 1952.-152 с.
- Иванова JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. З М.: Знание, 1973.-78 с.
- Инновационное обучение: Стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 1993. / Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 203 с.
- Искандарян С. А. Методика обучения младших школьников элементам алгоритмизации. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1980. — 100с.
- Исследование развития познавательной деятельности / Пол ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971.-392 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность. М.: Знание, 1981. -96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
- Кай мин В. К концепции информатизации образования в СССР. // Информатика и образование. 1989. — № 1. — с. 115−116.
- Каймин В. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. // Советская педагогика. 1990. — № 4. — с. 26−32.
- Кан-Калик В. П. Педагогическая деятельность как творческий процесс: (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Диссертационное исследование на соискание степени доктора психологических наук. Грозный, 1986.-487с.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. -М.: Педагогика, 1980. 158 с.
- Каптелинин В., Дроздова Т. Опыт обучения работе с текстовым редактором. // Информатика и образование. 1990. — № 4. — с. 26−32.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М. П. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- О.И. Кедровский, JI.A. Соловей. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вшца школа, 1980. — 184 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: КГПИ, 1978.- 113 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984,-380с.
- Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993.-77с.
- Кон И. С. Психология ранней юности.-М.: Просвещение, 1989.225 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. 1988. — № 6. — с. 3−31.
- Копнин М.В. Введение в марксистскую гносеологию. -Киев: Наукова Думка, 1966. 250 с.
- Копнин М.В. Диалектика как логика и теория познания. — М.: Наука, 1973.-324 с.
- Королёв J1.H. Образование. Типовые программы цикла программистских дисциплин для бакалавров специальности «Прикладная математика и информатика». Ж. Программирование, номер 1, 1996 г., с.66−76.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1986.-208 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творчества: Книга для учащихся: из опыта работы. — 2-е изд., дополненное и исправленное. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
- Краевский В.В. Методологический аспект дидактической концепции содержания образования и процесса обучения в советской школе // Активизация методологической проблемы социалистической педагогики. -М., 1987.-с.95−106.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ).-М.: Педагогика, 1977.-264с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.-114 с.
- Кузьмина Н.В. Рационализация самообразования, самооргани-зации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Методические рекоменд ации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. — 64 с.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика. 1981, — 120 с.
- Кутьев В.И. Методология педагогики: как она есть? // Советская педагогика. 1990. — № 6. — С.65−71.
- Ланд, а Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966,523 с.
- Латышина Д.И., Ситаров В. А. Проблемы развития познавательной активности в процессе формирования социально-активной личности //
- Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника. М., 1987, — с.123−132.
- Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам // Народное образование. 1966. — № 3. — с.41−41.
- Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. 782 с.
- Леннон Дженнифер, Маурер Герман. Системы гипермедиа: введение. Ж. Программирование, номер 2, 1995 г., с.48−61.
- Леннон Дженнифер, Маурер Герман. Системы гипермедма. Применение систем гипермедиа. Ж. Программирование, номер 3, 1995 г., с. 17−34.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретических представлений / Под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — с.137−160.
- Лернер И.Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — с.245−251.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. — № 2. — с. 18−23.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Просвещение, 1970. — 686 с.
- Максимова Э.И. Место и виды упражнений при изучении нового учебного материала на уроке: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Ереван, 1983.- 160 с.
- Марев И. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990−192с.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. 1−4.
- Матрос Д.М. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. — № 3. — с. 1−9.
- Матушев Д.М., Филиппов В. И. Базы данных. Объектно-ориентированные базы данных. Ж. Программирование, номер 4, 1995 г., с.65−80.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Проблемы дидактики теоретического обучения / Под ред. Маркелова. М.: Высшая школа, 1978. — 304 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 183 с.
- Мееган Е. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. -М.: Сов. Педагогика, 1980.-280 с.
- Михно А. А. Формирование общих алгоритмических умении учащихсяпри изучении математики в средних специальных учебных заведениях. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1988 г. 193 с.
- Монахов В.М. Тенденция развития содержания общего среднего образования // Педагогика. 1992. — № 1. — с. 17−22.
- Муранов А. А. Информатика и информационные технологии в школе // Информатика и образование. 1996. — № 1. — с. 24−32.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика. 1995. — № 5. — с. 44.
- Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. -М.: Просвещение, 1994.-496 с.
- Никитина Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе.
- Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1995.
- Николаев В.А. Способы объяснения нового материала в учебных предметах разного типа: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1986. — 252 с.
- Нильсон О. А. Теоретическая и практическая самостоятельная работа учащихся. Таллин: Валгус, 1978.-280 с.
- Обухова E. J1. Средства развития учебно-познавательных интересов у младших школьников. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.
- Оганян Г. Г. Обучающие системы и проверка правильности программ. (Кафедра алгоритмических языков факультета ВМиК). Ж. Вестщпс Московского Универоситета, номер 4, 1995 г., с.35−43.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 1996. — № 3. — с. 9−15.
- Осипова М.П. Проблемы активизации познавательной деятель-ности младших школьников // Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987. — с.5−13.
- Палат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты//Информатика и образование. 1996. -№ 3. — с. 12−18.
- Панчешникова J1.M. О системном подходе в методических исследованиях// Советская педагогика. 1973. № 4. — с. 71−80.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983,608 с.
- Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
- Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. Болдырева Н. И., Гончарова Н. К., Есипова Б. П., Королёва Ф.Ф.-М.: Просвещение, 1968. 526с.
- Первин Ю.А. Обучение программированию и использование ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся образовательной школына базе кабинета информатики). Автореферат к дисс.. доктора педагогических наук. М., 1987. — 37 с.
- Перевалова Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1995 г. Н. рук. д.п.н. Н. М. Яковлева.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структура восприятия и творчества. — М.: Педагогика, 1972. 184 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Платонов К.К. Структура развития личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1986.-254 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просещение, 1990. — 142 с.
- Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Казань, 1976. — 483 с.
- Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. — Казань, 1972. — с.41−55.
- Половникова Н.А. Системное воспитание познавательных сил школьников. — Казань: Казанский педагогический институт, 1975, — 101с.
- Половникова Н.А. Структура познавательной деятельности учащихся при реализации одного из путей формирования познавательной самостоятельности // Вопросы воспитания познавательной активности и саиостоятельности школьников. Казань, 1975. — с.34−47.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. -М.: Наука, 1987.-283 с.
- Попов Э.В. Экспертные системы. М: Наука, 1987.-283 с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.- 151с.
- А.Ф. Присяжная. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1995 г. Н.рук. д.п.н. А. А. Томин.
- Приступа Г. Н. Анализ урока: (Организационно-педагогические и методические вопросы разбора основных типов уроков). Рязань: РГПИ, 1983, — 100 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, Р. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- А. Пуанкаре. О науке. О методах научного анализа. М., 1983.
- Пурышева Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. -М., 1972. -241 с.
- Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности: Методические рекомендации / Под ред. В. В. Белича. Челябинск, 1991. — 97 с.
- Разумовский В.Г. Методология и методы педагогики. // Советская педагогика. 1989. — № 11. — с. 40−46.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Резник Н.И. Концепция инвариантности в системе преподавания дисциплин естественно-научного цикла. Диссертационное исследованиена соискание научной степени доктора педагогических наук. Владивосток, 1996, 340с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957, — 308 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958, — 147с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.-т.1.-489 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М. Педагогика, 1989, — т. II.-328 с.
- Рузавин Г. И. Методы научного познания. М., 1974.
- Рябов Г. И. Закон эффективности обучения // Педагогика. 1993. -№ 1. — с. 13−18.
- Савельев А.Я. Новые информационные технологии в образовании. // Информатика и образование. 1991. — № 1. — с. 3−10.
- Саймон Б. Общество и образование. Под общей редакцией д.п.н. В. Я Пилиповского, Москва, Прогресс, 1989 г. (160)
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1976. — 279 с.
- Самарин Ю.А. Творчество // Педагогическая энциклопедия. М., 1968.-т.4: — с. 215−219.
- Саранцев Г. И. Познавательная способность будущего учителя. // Педагогика. 1995. — № 4. — с. 63−66.
- Семёнов А.Л. Образование, информатика, Компьютеры // Информатика и образование. 1995. -№ 5. — с. 21−26.
- Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.-232 с.
- Скинер Б. Наука об учении и искусстве обучения. // Программированное обучение за рубежом. М.: Высшая школа, 1968. — с. 32−46.
- Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.-200с.
- Стопин В.Е. Совершенствование учебно-познавательной деятель-ности школьников средствами межпредметных проблемных заданий: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.-Тула, 1981.- 181с.
- Талызина Н.Ф., Гальперин П. Я. Формирование познавательной младших школьников. -М.: Просвещение, 1988- 175с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Советская педагогика. 1967. — № 1. — с.28−32.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-344 с.
- Теория познания: В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания / Под ред. В. А. Лекторского, Т. Н. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.-478с.
- Ткачев А.П. Основные факторы формирования интересов школьников к учебному предмету: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1982, — 252с.
- Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся: Сборник статей / Под редакцией Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. М.: МГУ, 1972. — 262с.
- Усова А.В., Завьялов В. П. Воспитания учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. -№ 12. — с.45−48.
- Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. — № 3. — с. 117−123.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. 122 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. М/. Педагогика, 1989. — 208 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Формирование познавательной активности школьников. / Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1971, 150 с.
- Формирование активности младших школьников. / Сборник научных трудов. Владимир, 1983, 178 с.
- Формирование познавательной деятельности школьников и студентов. / Сборник научных статей. Тюмень: ТГУ, 1982. — с. 20−24.
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников: Дидактические очерки. Минск- Нар. Совета, 1975. — 207 с.
- Харламов И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям//Советская педагогика. 1986. -№ 4. — с. 62−67.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986.-392 с.
- Черкасов В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского Университета, 1985. — 200 с.
- Чубров Е.В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы// Информатика и образование. 1995. — № 3. — с. 15−29.
- С.М. Шалютин. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. -М.: Мысль, 1985.-199с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.-96с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагоги-ка, 1982. — 208 с.
- Шамова Т.И. К вопросам об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика. 1971. — № 10. — с. 18−25.
- Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. М.: Советская педагогика, 1980. — 288 с.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям. (Эксперименты по обучению элементам математического мышления). — М.: Советское радио, 1973, — 288 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.-207 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. 1990. — 223 с.
- Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования. // Информатика и образование. 1989. — № 5. — с. 3−9.
- Шмяго А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики // Информатика и образование. 1996. — № 2. — с. 12−20.
- Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.
- Щукина Г. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.-160с.
- Щукина Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности. // Сов. Педагогика. 1983. — № 11. — с.46−51.
- Щукина Г. Н. Некоторые нерешенные дидактические вопросы проблемы познавательных интересов // Формирование познавательных интересов учащихся. Л., 1968. — с.3−17.
- Щукина Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. -М.: педагогика, 1971. 352 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965, с. 5.
- Эндрю А. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985, — 264 с.
- Якимянская И.С., Абрамова С. Г. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. — 1991. № 4. — с. 44−52.
- Ярошевский М.Г. Творчество // Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989. с. 642−643.
- Biber J.S. Process of cognitive grow- Infancy/ Worcester, Mass.: Clark University Press, 1968.-75p.
- Brown A.L. Enhancing instructional time through attention to metacognition // Journal of Learnning Disabiloties. 1987. — v.20 n.2. — p. 66−75.
- Buchler. The Concept of Metod. New York, 1961.
- Capper J/ Cognitive science could unlock the secrets of how we learn // Executive Educator. 1984. — v.6 n.6-p.38−39.
- Cognitive development in the school years / Reader, edited by Ann Floyd for the Cognitive Development course. London: Open University Press, 1979. — 383p.
- Curriculum foundation, principles and issues / Allan С/ Omstien, Francis P. Hunkins. — 2nd ed.-USA, 1992.-416p.
- Deny, S. J. (1990). Flexible cognitive tools for problem solving instruction. Paper presented at the annual meeting of The American Educational Research Association, Boston, MA, April, 16−20.
- Deny, S. J. & LaJoie, S. P. (1993). A middle camp for (un) intelligent instructional computing: An intruduction. In S. P. LaJoie & S. J. Deny (Eds.), Computers as cognitive tools (pp. 1−14). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Dillon R.F. Issues in cognitive psychology and instruction// Cognition and Instruction. Orlando, 1986. — 390p.
- Duffy, Т. M. & Jonassen, D. H. (1992). Constructivism:
- New implications for instructional technology. In Т. M. Duffy & D. H. Jonassen (Eds.), Constructivism and the technology of instruction: A conversation (pp. 1−16). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Edwards, N.T. & Bitter, B.G. (1989, October). Chanding variables using spreadsheet templates. Arithmetic Teacher, 37(2), 40−44.
- Instructional Design: Implication from cognitives science / Charles К/ West. Lames A. Farmer, Philip M. Wolff. Englewood Cliffs, NL: Prentice Hall, 1991. -271p.
- Gagne T.D. The cognitive psycology of school learning. Boston: Little, Brown and Co., 1985.-374p.
- Hant W.C. Teaching and learning in the affective domain: A review of the literature Olimpia: Information Analysis (070), 1987. -100р. — ED 288 871/
- Jonassen, D. H. (1978). Assesing cognitive structure: Verifying a method using patent notes. Journal of Research and Development in Education, 20(3), 1−14.
- Jonassen, D. H. (1991). Objectivesm vs. Constructivism: Do we need a philosophical paradigm shift? Educational technology: Research and Development, 39(3).
- Jonassen, D. H. (1993). Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject contnt. Journal of Computer Based Instruction, 20(4), 99−109.
- Jonassen, D. H., Beissner, K. & Yacci, M.A. (1993). Structural knowledge: Technologues for representating, assesing and asquiring structural knowledge. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Jonassen, D. H. & Grabinger, R. S. (1993). Applicationsof hypertext: Technologies for higher education. Journal of Computing in Higher Education, 4(2), 12−42.
- Jonassen, D. H., Wilson, B.G., Wang, S. & Grabinger, R. S. (in press). Constructivistic uses of expert systems for education. New York: praeger.
- Kommers, P. A. M. (1989). Textvision. Eschede, Netherlands: University of Twente, Educational Instrumentation Department.
- Kommers, P., Jonassen, D. H. & Mayes, T. (Eds.). Cognitive tools of learning. Heidelberg FRG: Springer Verlag.
- Meehan E.L. Cognitive education and testing: A methodological approach. New York: Greenwood Press, 1991. — 203p.
- Palincasar A.S. Resiprocal teaching: Working within the zone of proximal development. New Orleans: Information Analysis (070), 1984. -22p. — ED 246 385.
- Parker, J. & Widmer, С. C. (1991). Teaching mathematics with technology. Arithhmetic Teacher, 39(1), pp. 38−41.
- Pea, R. D. (1985). Beyond amplification: Using the computer to recognize mental functioning. Educational Psyhologist, 20(4), 167−182.
- Perkins, D. N. (1986). Knowledge as design. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Perkins, D. N. (1993). Person plus: A distributed view of thinking and learning. In G. Salomon (Ed.), Distributed cognitions: Psyhological and educational considerations (pp. 88−110). Cambridge University Press.
- Pinter Licke, C. (1992). Rootfinding with a spreadsheets in pre-calculus. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. 11, pp. 85−93.
- Pon, K. (1984). Databasing in the elementary (and secondary) classroom. Computing Tearcher, 12(3), p.28−30.
- Pressley M. Cognitive strategy instruction than really emproves children’s academic perfomance. Cambridge, M.A.: Brookline Books, 1990. — 230p.
- Resnick L.B., Klopfer L.E. Toward the thinking curriculum: Current cognitive research. Alexandria, VA, 1989.-p. 1−18.
- Rooze, G. E. (1988−1989). Developing thinking using databases: What’s really involved? Michigan Social Studies Journal, 3(1), 25−26.
- Salomon, G., Perkins, D. N. & Globerson, T. (1991).
- Partners in cognition: Extending human intelligence with intelligent technologies. Educational Researcher, 20(3), p. 2−9.
- Salomon, G. (1993). On the nature of pedagogic computer tools. The case of wiring partner. In cognitive tools (pp. 179−196). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Sounerpandian, J. (1989). Decision analysis usin spreadsheets. Collegiate Microcomputer, 7(2), pp. 157−163.
- Thorpe K.L., Satterly D, I., M., The Development and interelationship of metacognitive components among primary school children // Educational Psychology. 1990. — v. 10. n.l. -p.5−21.
- Tyler R.W. Basic principles of curriculum and instruction. Chicago: University of Chicago Press, 1971. — 128p.
- Verderber, N. L. (1990). Spreadsheets and problem solving with AppleWorks in mathematics teaching. Journal of Computers in Mathematics and Science Teachingm, 9(3), pp. 45−51.
- Vovkell, E. & van Deussen, R. M. (1989). The computer and higher-order thinking skills. Watsonville, CA: Mitchell Publishing.
- Warson, J. & Strudler, N. (1988−1989). Teaching higher order thinking skills with databases. Computing Teacher, 16(4), pp.47−50, p.55.
- Winne Ph. H. Steps toward promoting cognitive achievements // Making our schools more effective: Proceediingss of Three State Conferences. -USA, 1989.-p. 166−187.-ED2499588.