Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий: На прим. 
информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Темпы развития областей знаний, связанных с компьютерными технологиями, настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Отвечая требованиям времени, предмет «Информатика» был ориентирован на компьютер как объект изучения и, как следствие, на изучение языков программирования. В настоящее же время значение курса для общего образования не исчерпывается только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Методологические принципы исследования познавательной деятельности
    • 1. 2. Состояние исследования проблемы активизации познавательной деятельности в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Деятельностный подход — основа организации учебного познания учащихся
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержательно-процессуальный подход к активизации познавательной деятельности учащихся
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий: На прим. информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ориентация современной образовательной системы на развитие интеллекта обучаемого, углубленное или базовое изучение тех или иных учебных дисциплин требует новых подходов к созданию наглядных средств обучения. В настоящее время в связи с насыщенностью информационных потоков потребность в чувственной наглядности удовлетворяется с избытком, но при этом возникает дефицит «интеллектуальной наглядности». Этот термин кажется нам уместным для средств обучения, раскрывающих сущность изучаемого через логическую или генетическую взаимосвязь факторов и теорий, мозаичное построение фрагментов картин мира, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно. Все большую роль в образовании начинают играть средства, способствующие сопоставлению, сравнению, обобщению, выделению главного, раскрытию ассоциативных связей.

Темпы развития областей знаний, связанных с компьютерными технологиями, настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Отвечая требованиям времени, предмет «Информатика» был ориентирован на компьютер как объект изучения и, как следствие, на изучение языков программирования. В настоящее же время значение курса для общего образования не исчерпывается только знаниями, связанными непосредственно с ЭВМ. В содержание предмета периодически с некоторым упреждением вносятся коррективы, претерпевает изменения и сама методология преподавания, т.к. изучение предмета работает теперь на решение общеучебных задач формирования приемов и анализа умственных действий.

Теоретически обосновано и экспериментально доказано существование закономерности, связанной с адаптацией учащихся к информационным нагрузкам. Обилие информации по различным предметам приводит к тому, что многие учащиеся не могут справиться с ее осмыслением и запоминанием, т. е. адаптация идет крайне медленно, а порог насыщения достигается быстро. Необходимо повысить эффективность процесса обучения за счет сокращения суммарного времени усвоения учебного материала и изменения подходов к обучению, создать предпосылки для решения проблемы «построения в мышлении детей „модели“ предмета каждой науки, входящей в реестр школьных дисциплин» (В.В.Давыдов).

Это прежде всего научение таким приемам умственных действий, как поиск закономерностей, мышление по аналогии, поиск иерархической зависимости между объектами и понятиями (классификация), сравнение, нахождение общего и выделение частного, построение логических умозаключений. Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо и овладение новыми информационными технологиями, а также внедрение проектного метода обучения.

Итак, курс информатики в школе должен нести в себе значительный общеобразовательный потенциал, развивая системное, логическое и алгоритмическое мышление учеников, избегая жесткой профессиональной ориентации.

Справедливо будет отметить, что, хотя информатика бурно развивается и обновляется, главные идеи введения ее в школу в качестве учебного предмета были сформулированы еще 10 лет назад А. П. Ершовым, Г. А. Звенигородским и Ю. А. Первиным, заложившими основы школьной информатики у нас стране. Прошедшие с тех пор годы внесли некоторые коррективы в содержание курса и детали его реализации, но обозначенные ими основные умения и навыки в области информатики, которые необходимы в современном мире каждому человеку и, следовательно, должны быть заложены на этапе школьного образования, не устарели и теперь. Это:

• умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;

• умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.

Важнейшим общекультурным интеллектуальным навыком является умение переводить проблемы из реальной действительности в адекватную, оптимальную модель (информационную, математическую, физическую и т. д.), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, и, наконец, правильно интерпретировать полученные результаты;

• привычка своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, базирующейся на владении компьютерными технологиями.

При этом необходимо понимать, что даже для использования каких-то технологических клише, традиционных know-how, человек вначале должен суметь произвести по крайней мере оценочные действия по формализации той задачи, которая перед ним стоит, разложение ее на компонентыэто требует в первую очередь развитой интуиции и ассоциативного мышления;

• технические навыки взаимодействия с компьютером (например, умение работать с другими периферийными устройствами — принтером, сканером, модемом и т. д.).

Таким образом, на первый план выходят следующие педагогические проблемы:

• определение возрастных границ осознания учащимися собственной мировоззренческой позиции;

• формирование готовности использовать в этих целях именно научный материал;

• развития личности в условиях целесообразно активной учебно-познавательной деятельности учащихся при использовании вычислительной техники;

• педагогических средств влияния на процесс учебно-познавательной деятельности учащихся;

• педагогических средств и приемов выявления особенностей, складывающихся у учащихся убеждений и их направленности.

Очевидно, изучение этих и связанных с ними других вопросов является необходимой предпосылкой для разработки конкретных путей усиления развивающей функции обучения.

Характерной особенностью современного этапа педагогических исследований проблем является отчетливо проступающее стремление построить целостную концепцию изучения процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся — от определения содержания понятия самих этих явлений и выделения их типологии до выявления условий их образования и роли в этом процессе различных факторов. Обеспечить с её помощью единство теории и метода, сбалансированность теоретического и экспериментального материала, строгую интерпретацию и научное обобщение получаемых данных.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, исследовавших проблемы: учения (Дж.Брунер, А. С. Выготский, П. Я. Гальперин, У. Глассер, В. П. Зинченко, А. А. Смирнов, Э. Стоунс, Н. Ф. Талызина,.

О.К.Тихомиров, В. Д. Шадриков и др.) — развития личности в деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анциферова, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Е. Дуранов, З. Ф. Чехлова и др.) — учебно-познавательной активности (И.Э.Унт, Е. С. Рабунский, Г. Н. Сериков, В. А. Черкасов и др.) — способов организации работы учащихся (В.И.Загвязинский, Т. М. Николаева, А. Я. Найн и др.) — программированного подхода в обучении (А.А.Аукум, Г. Я. Данилочкина, .В. В. Иванов и др.) — интерес к деятельности (Б.Д. Мухин, В. Е. Залесский, Б. В. Пальченко и др.).

Указанные выше работы, посвященные изучению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение для разработки данной проблемы, но всё же не исчерпывают её полностью в силу следующих причин: во-первых, проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является основополагающим фактором образования не только в современных условиях, когда личность учащегося выходит на первый план, но и в любых условиях обученияво-вторых, существует многообразие педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, и каждая работа в данном направлении обогащает учителя в его возможностях преподавания и предоставляет ученикам условия для развития способностейв-третьих, новые социальные условия создали потребность в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе вычислительной техники, когда не только преподавание выбирает приемы и методы работы, но и сами учащиеся выбирают наиболее адекватные для них формы и методы работы в соответствии с личностными потребностями и требованиями общества при овладении новыми информационными технологиями.

Анализ состояния процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при использования вычислительной техники — в педагогической теории и практикепозволяет сформулировать самостоятельную проблему.

Введение

в действие закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Типового положения об общеобразовательном учреждении (1994 г.) также требует более глубокого осмысления современной модели образования и разработки механизмов её реализации в конкретном учебно-познавательном процессе на уровне учебно-познавательной деятельности учащихся при использовании вычислительной техники. Возникла необходимость разработки проблемы освоения знаний при использовании вычислительной техники как полноценного и педагогически целенаправленного средства активизации учебно-познавательной деятельности учащегося. С учетом социальных, теоретико-педагогических и практических потребностей школы в активной творческой личности была выбрана и сформулирована следующая тема исследования: «Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий «(на примере информатики).

Актуальность проблемы и выбор темы обусловили цель исследования: определить комплекс педагогических условий, при которых можно обеспечить активизацию познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий.

Объект исследования: процесс образования учащихся старших классов образовательного учреждения нового типа.

Предмет исследования: познавательная деятельность учащихся лицея при использовании электронно-вычислительной техники.

Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе: активизировать познавательную деятельность учащихся средствами новых информационных технологий можно, если:

1. использовать исследовательский принцип в обучении, сочетая групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности;

2. строить учебные занятия на основе высокой информационной насыщенности учебного материала, выделения опорных понятий и ведущих идей курса;

3. учащиеся выступают в роли разработчиков, когда они используют компьютеры в качестве инструментов познания;

4. новые информационные технологии будут вводиться на основе многоуровневого подхода.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Определить состояние разработанности проблемы в теории педагогики и педагогической практике.

2. Обосновать условия активизации учебно-познавательной деятельности средствами новых информационных технологий.

3. Разработать и апробировать методику активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий.

4. Проверить экспериментально разработанную методику активизации познавательной деятельности учащихся при использовании вычислительной техники.

5. Внедрить разработанную методику активизации познавательной деятельности учащихся лицея на основе новых информационных технологий в педагогическую практику.

Методологической основой исследования явились: общенаучные принципы системного и личностно-деятельного подходов при изучении процессов обучения и воспитания, конкретизированные в психолого-педагогической теории деятельности (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, И. Я. Лернер, А. В. Зосимовский, Л. И. Рувинский, М. Е. Дуранов и др.), проблемном построении занятий (В.П.Беспалько, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.) — оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.К.Бабанский, В. А. Беликов, В. А. Черкасов и др.), теории педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, А. Я. Найн, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.).

Исследование выполнено в русле идей ценностно-деятель-ностной концепции, используется комплекс общенаучных методов теоретического и эмпирического исследования: генетический (экспериментально исследуемые условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся), сравнительный метод (сопоставление результатов обучения по разработанной системе параметров в экспериментальных и контрольных группах), систематический анализ изучаемой проблемыметоды педагогического моделирования, наблюденияметод экспертной оценки, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), моделирование ситуацийанкетирование, статистические методы обработки экспериментальных данных.

База исследования. Эксперимент проводился на базе Магнитогорского лицея Российской Академии Наук с учащимися I, П, Ш курсов специальностей естественно-научного и гуманитарного направлений. В предварительном диагностическом эксперименте приняли участие около 100 человек разных школ города (№ 53, 12, лицей). Для сбора информации использовались семинары, педсоветы учителей, курсы повышения квалификации, индивидуальные часы занятий с учащимися. Контрольные срезы в течение трех лет по шесть раз в год.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи исследования определили ход теоретически-экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в несколько этапов в период 1994;1997 г. г. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (1994;1995г.г.) — изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, социологические отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по теме исследования, а также опыт развития творчески активного учащегосяопределялись методологическая и теоретическая основы исследования, противоречия, проблемы, цель, объект и предмет исследования.

Основными методами в этот период были: наблюдение, беседыизучение учебных программ содержания образования в школепрограмм и концепций обучения и воспитанияобобщение передового педагогического опытаанкетирование и обработка материала.

На втором этапе (1995;1996г.г.) — разрабатывалась концептуальная модель педагогической деятельности по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе использования вычислительной техникипроверялись основные положения формиру-ющего экспериментауточнялись управляющие и компьютерные прог-раммы компонентов педагогической методики активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе использования вычислительной техники. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях обучения.

Основными методами изучения активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на данном этапе были: анализ педагогической деятельности учителей-новаторов, учебно-познавательная деятельность учащихся при использовании вычислительной техникитестированиепедагогический экспериментпедагогическое моделирова-ние.

На третьем этапе (1996;1997г.г.) — проводились: анализ и теорети-ческое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, завершение разработки методики апробации программ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе использования вычислительной техники, доработка концептуальной схемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, внедрение результатов работы в учебный процесс, оформление материалов диссертационного исследования, обсуждение результатов.

Были использованы методы анализа данных опроса, наблюдения, анкетирования и их компьютерная обработка, тестирование. Разраба-тывались методические пособия для учащихся.

На защиту выносится Комплекс педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий.

Научная новизна исследования состоит:

В выделении комплекса педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий, к которым мы относим.

• организацию занятий на основе высокой информационной насыщенности, выделения ведущих идей и понятий в изучаемом материале;

• введение в учебный процесс новых информационных технологий, в том числе различные среды программирования, такие как: Лого, Бейсик, Паскаль, Си, операционные системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, средства телекоммуникаций, базы знаний, обучающие среды и контролирующие программы;

• этапно-уровневый подход к обучению и контролю за знаниями учащихся;

• сочетание групповой и индивидуальных форм организации познавательной деятельности учащихся.

• Разработана технология ведения и анализа урока, включающая такие аспекты, как.

• организация подготовки урока;

• организация наблюдения за ходом урока;

• организация системного анализа результатов разного уровня.

• Определены средства активизации урока (инструменты познания).

• Выявлены функции инструментов познания в системе средств активизации: контролирующая, планирующая, информационная, обучающаяавтоматизация расчетов и обработки данных эксперимента.

Результат активизации познавательнойдеятельности учащихся мы видим в:

• развитии творческого подхода учащихся к своей деятельности;

• умении моделировать учебную информацию и планировать её применение;

• способности анализировать достигнутый уровень знаний и умений;

• умение моделировать пути достижения более высоких уровней знаний, умений и навыков по отношению к програмным.

Теоретическая значимость работы состоит в научном обосновании комплекса педагогических условий активизации познавательной деятельности, который экспериментально проверен и эффективно используется на кафедре информационных систем Магнитогорского лицея.

Практическая значимость исследования.

Результаты эксперимента имеют методический и практический уровень значимости, содержат инвариантную основу, позволяющую строить образовательный процесс как инновационный.

Разработана и внедрена методика активизации познавательной деятельности в практику работы школ г. Магнитогорска.

Разработанные тестирующие программы контроля для различных ЭВМ используются в лицее и в ряде школ г. Магнитогорска.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: проведением изучения проблемы с опорой на теорию деятельностикомплексной методикой проведения педагогического экспериментавоспроизводимостью результатов исследованиясоответствием методов целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализомработой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: на семинарах и конференциях в 1994, 1995, 1996, 1997 г. Магнитогорска, Челябинска, Уфына августовских совещаниях учителей, педагогических советах и в школе молодого исследователя при Уральской академии физической культуры.

Выводы по второй главе.

1. В результате экспериментального исследования была подтверждена возможность реализации условий активизации познавательной деятельности средствами новых информационных технологий, такик как включение в учебный процесс элементов новой информационной технологии, педагогической персонализации вычислительной техники и сочетание групповой и индивидуальных форм организации творческой самостоятельной деятельности по использованию компьютеров.

2. Опытно — эспериментальная работа подтвердила эффективность выделенных выделенных педагогических условий.

3. В ходе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что каждое выделенное условие, обеспечивая определенный этап активизации познавательной деятельности, само по себе еще не достаточно, однако в совокупности эти условия обеспечивают значительный педагогический эффект.

4. Компьютеры являются очень эффективной потдержкой при обучении и приобретении знаний при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают.

5. Вместо того чтобы использовать возможность компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающим обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают.

Заключение

.

Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности средствами новых информационных технологий на современном этапе обусловлена расширением информационного пространства, требующего от будущего работника новых, более рациональных путей работы с информацией, а также трансформацией унифицированной школы и необходимостью учащихся грамотно подходить к выбору собственной образовательной траектории.

В этой связи использование компьютеров в качестве инструментов познания для активизации процесса познания приобретает особую важность, так как способность учащихся управлять собственным познанием, планировать способы работы над своими знаниями и умениями и иметь качественный результат, развивается в процессе активизации познавательной деятельности средствами новых информационных технологий.

Постановка проблемы опирается на результаты теоретических и практических исследований в области философии образования, психологии (готовность учащихся к активной познавательной деятельности), дидактики (теории урока), методики преподавания различных школьных дисциплин (информатики, математики, физики, иностранных языков и др.).

Как показало предварительное исследование, у учащихся старших классов средней школы познавательная деятельность на основе вычислительной техники развита недостаточно. В первую очередь, это объясняется тем, что познавательная деятельность учащихся на всех этапах урока не выходит за рамки исполнительной мотивации.

В результате экспериментального исследования была подтверждена возможность реализации условий активизации познавательной деятельности средствами новых информационных технологий, таких как включение в учебный процесс элементов новой информационной технологии, педагогической персонализации вычислительной техники и сочетание групповой и индивидуальных форм организации творческой самостоятельной деятельности по использованию компьютеров.

Опытно — зспери ментальная работа подтвердила эффективность выделенных выделенных педагогических условий.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что каждое выделенное условие, обеспечивая определенный этап активизации познавательной деятельности, само по себе еще не достаточно, однако в совокупности эти условия обеспечивают значительный педагогический эффект.

Компьютеры являются очень эффективной потдержкой при обучении и приобретении знаний при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают.

Вместо того чтобы использовать возможность компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающим обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают.

Использование компьютеров в качестве инструментов познания, применение прикладных программ для представления знаний способствует более быстрому, полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

Инструменты базируются на компьютерах, вычислительные способности которых делают их более эффективными. Использование инструментов познания, описанных в нашем диссертационном исследовании могут быть использованы для создания знаний в конкретных областях, они являются более полезными, чем обучающие программы.

Инструменты познания являются простыми и понятными для изучения. Многие другие компьютерные среды, подлежащие дополнительному изучению, не применяемые нами в работе по активизации познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий, могут использоваться в качестве инструментов познания. Каждая из этих сред имеет огромный потенциал в плане представления знаний и обучения, однако они пока еще имеют определенные ограничения, так как они не обладают всеми теми характеристиками, описаными нами, а требуют дополнительного осмысления и изучения.

С точки зрения этих аспектов мы и будем продолжать наше дальнейшее исследование по активизации познавательной деятельности средствами новых информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. О природе взаимодействия. — М.: Знание, 1984, с. 11−26.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.:1. Мысль, 1976, с.46−52.
  3. Ю.И., Елтаренко Е. А., Симонов С. В. Решениемногокритериальных задач при совершенствовании информационных систем.-М.: Информэлектро, 1982.-с. 2−5.
  4. Д.С., Лобченко С А. Персональный компьютер и WINDOWSдля всех. 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Изд. дом «Филинъ», 1996.-336 с.
  5. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательныхшкол (по предметам естественно-математического цикла). / Ред. Кол.: B.C. Аранский (отв. ред.) и др.-М.: НИИОП АПН СССР, 1976.-55с.
  6. А.Ю. Творческие задания как средство активизациипознавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1995 г.
  7. Активизация проблем образовательных школ.: Сборник научных трудов/ Отв. ред. Н. С. Сатвалдыев. Ташкент: Ташкентский педагогический институт, 1989 — 98с.
  8. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  9. Г. П. Антонова. Соотношение компонентов познавательной деятельности детей // Познавательная деятельность личности: Сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. — с.48−60.
  10. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов.-М.: Высшая школа, 1991.-363 с.
  11. Н.М. Алгоритмы разума. Киев: Наукова думка, 1979.- 223 с.
  12. И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. -М.: Мысль, 1977 г., с. 79.
  13. И.Д. О методах научного познания. М.: Мысль, 1984, с.21−40.
  14. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981, — 240 с.
  15. Л.Г. Проблема физической реальности. М.: Мысль, 1973.
  16. И.Н. Содержание и методы обучения программированию в средних учебных заведениях. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1981. — 225 с.
  17. Г. П. О соотношении компонентов познавательной деятельности детей-шестилеток // Познавательная деятельность личности: Сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. — с. 48−60.
  18. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968,140 с.
  19. Г. Р. Технологии и современное образование. // Педагогика. — 1996. № 2. — с. 11−14.
  20. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1982. — 432 с.
  21. В.Г. О системном подходе в социальном познании//Вопросы философии. 1973.-№>6.-с.98−111.
  22. Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: Психологические аспекты. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. -с. 25−34.
  23. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  25. И.Ф., Шляго АН. Экзаменационные материалы по информатике // Информатика и образование. 1995. — № 1. — с. 18 — 29.
  26. М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высшая школа, 1991.-232 с.
  27. А.С. Педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся выпускных классов. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.
  28. JI.C. Самостоятельная работа учащихся при изучении политической системы советского общества // Преподавание истории в школе. 1991. — № 2. — с. 132−142.
  29. И.Г. Применение ЭВМ в режиме «диалога» для экспериментально-психологического изучения мышления. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1981.-285 с.
  30. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1995.
  31. В.А. Личностно-ориентированная концепция учебно-познавательной деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1996. 200 с.
  32. В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1986.
  33. А.Р., Шумов С. И. Анализ и оценка традиционных и нетрадиционных механизмов получения и обобщения новых знаний. // Информатика и образование. 1995. -№ 1. — с. 14−17.
  34. И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. 1996. — № 4. — с. 24−28.
  35. A.M. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Казань, 1984. — 209 с.
  36. Н.М. Учить наблюдать. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1981, — 22 с.
  37. В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970.- 300 с.
  38. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  39. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.-270 с.
  40. Богданова Д А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996ю — № 3. — с. 19−24.
  41. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  42. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 141 с.
  43. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  44. Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М.: Радио и связь, 1982. — 368 с.
  45. Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование. 1986. — № 1. — с. 18−22.
  46. И. А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос. университетов. М.: Изд-во МГУ, 1989, — 72 с.
  47. Воспитательная система массовых школ: Проблемы гуманизации: Сборник научных трудов.-М.: НИИГИИП, 1992. 134 с.
  48. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 1988. — 225 с.
  49. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992.- с. 230−242.
  50. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — с.58−69.
  51. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  52. .С. Грамотность для 21 века. // Советская педагогика. — 1990. № 4. — с. 58−64.
  53. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащегося // Советская педагогика. 1990. — № 5. — с. 81−87.
  54. .И., Ловцов Д. А. Компьютеризация учёбы основа новой информационной технологии // Педагогика. — 1995. — № 6. — с. 44 — 45.
  55. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  56. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  57. В.В. Совместный анализ учебной деятельности учителем и учеником как условие преодоления формализма в обуче-нии // Преодоление формализма в обучении.-Л., 1989.-е. 123−137.
  58. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 138 с.
  59. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. — № 1. — с.45−52.
  60. В.П. Сопровождающее и последующее закрепление при изучении новых знаний: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1973. — 183 с.
  61. В.И., Паныпин Б. Н. Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
  62. В.И. Базовое обучение информатике. «Букварь» информатики. (Кафедра алгоритмических языков факультета ВМиК). Вестник Московского Университета, номер 2, 1995 г., с.53−61.
  63. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
  64. В. О технологии обучения и предмете информатики. // Информатика и образование. 1989. — № 1. — с. 114−115.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  66. В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика. 1995. -№ 1. — с.29−40.
  67. М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1997, 450 с.
  68. М.А., Малинин В. Н. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов//Советская педагогика. 1971. — № 1. — с.73−95.
  69. М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: Просвещение, 1960. 300 с.
  70. Деятельность//Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989. с. 160.
  71. Д. Компьютеры как инструмент познания // Информатика и образование. 1996. -№ 4. — с. 117−132.
  72. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  73. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  74. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  75. Ю.П. Исследовательско-конструкторский подход к дидактике физики. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1996, с. 83−96.
  76. С.Р. Методы компьютерного обучения. (Педагогические аспекты новых информационных технологий в образовании).
  77. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. — Ростов-на-Дону, 1990. — 265 с.
  78. М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем: Автореферат к диссертационному исследованию на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1962.-20 с.
  79. .П. Время информационных технологий. // Знание-сила, 1986. -№ 3.-с. 4−5.
  80. .П. Человек и машина. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  81. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  82. Л.В. Руководство учением. Историко дидактический аспект: Учебное пособие к спецкурсу.-Л.: ЛГПИ, 1987.-90с.
  83. И.К., Краевский В. В. Современный урок.-М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984, — 33 с.
  84. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-80 с. (118)Кухарев Н. В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск: Нар. Совета, 1977. — 304 с.
  85. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971. — 183 с.
  86. Заир-Бек Е. С. Условия эффективного формирования познавательных интересов школьников в обучении // Активизация познавательной деятельности учащихся, Л., 1985. — с. 124−127.
  87. Л.В. Дидактика и жизнь.-М.: Просвещение, 1968. 175 с.
  88. Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. 1993. -№ 1. — с. 9−12.
  89. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1980.- 112 с.
  90. Н.И. Обучение учащихся решению задач с помощью ЭВМ. // Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: Опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1987. — с.68−82.
  91. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  92. Р.И., Симаков A.JI. Методологические проблемы различных наук. Новосибирск, 1984.
  93. Р.И., Симаков A.J1. Реализация методологической функции философии в научном познании и практике. Новосибирск, 1984.
  94. B.C. Типы и структуры уроков. М.: Учпедгиз, 1952.-152 с.
  95. JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  96. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. З М.: Знание, 1973.-78 с.
  97. Инновационное обучение: Стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 1993. / Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 203 с.
  98. С. А. Методика обучения младших школьников элементам алгоритмизации. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1980. — 100с.
  99. Исследование развития познавательной деятельности / Пол ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971.-392 с.
  100. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность. М.: Знание, 1981. -96 с.
  101. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  102. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  103. Кай мин В. К концепции информатизации образования в СССР. // Информатика и образование. 1989. — № 1. — с. 115−116.
  104. В. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. // Советская педагогика. 1990. — № 4. — с. 26−32.
  105. Кан-Калик В. П. Педагогическая деятельность как творческий процесс: (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Диссертационное исследование на соискание степени доктора психологических наук. Грозный, 1986.-487с.
  106. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. -М.: Педагогика, 1980. 158 с.
  107. В., Дроздова Т. Опыт обучения работе с текстовым редактором. // Информатика и образование. 1990. — № 4. — с. 26−32.
  108. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М. П. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  109. О.И. Кедровский, JI.A. Соловей. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вшца школа, 1980. — 184 с.
  110. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: КГПИ, 1978.- 113 с.
  111. Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984,-380с.
  112. Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993.-77с.
  113. Кон И. С. Психология ранней юности.-М.: Просвещение, 1989.225 с.
  114. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  115. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. 1988. — № 6. — с. 3−31.
  116. М.В. Введение в марксистскую гносеологию. -Киев: Наукова Думка, 1966. 250 с.
  117. М.В. Диалектика как логика и теория познания. — М.: Наука, 1973.-324 с.
  118. Королёв J1.H. Образование. Типовые программы цикла программистских дисциплин для бакалавров специальности «Прикладная математика и информатика». Ж. Программирование, номер 1, 1996 г., с.66−76.
  119. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  120. .И. Учение процесс творчества: Книга для учащихся: из опыта работы. — 2-е изд., дополненное и исправленное. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
  121. В.В. Методологический аспект дидактической концепции содержания образования и процесса обучения в советской школе // Активизация методологической проблемы социалистической педагогики. -М., 1987.-с.95−106.
  122. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ).-М.: Педагогика, 1977.-264с.
  123. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.-114 с.
  124. Н.В. Рационализация самообразования, самооргани-зации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Методические рекоменд ации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. — 64 с.
  125. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика. 1981, — 120 с.
  126. В.И. Методология педагогики: как она есть? // Советская педагогика. 1990. — № 6. — С.65−71.
  127. Ланд, а Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966,523 с.
  128. Д.И., Ситаров В. А. Проблемы развития познавательной активности в процессе формирования социально-активной личности //
  129. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника. М., 1987, — с.123−132.
  130. И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам // Народное образование. 1966. — № 3. — с.41−41.
  131. В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. 782 с.
  132. Леннон Дженнифер, Маурер Герман. Системы гипермедиа: введение. Ж. Программирование, номер 2, 1995 г., с.48−61.
  133. Леннон Дженнифер, Маурер Герман. Системы гипермедма. Применение систем гипермедиа. Ж. Программирование, номер 3, 1995 г., с. 17−34.
  134. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584с.
  135. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  136. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретических представлений / Под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — с.137−160.
  137. И.Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — с.245−251.
  138. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. — № 2. — с. 18−23.
  139. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Просвещение, 1970. — 686 с.
  140. Э.И. Место и виды упражнений при изучении нового учебного материала на уроке: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Ереван, 1983.- 160 с.
  141. И. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  142. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990−192с.
  143. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. 1−4.
  144. Д.М. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. — № 3. — с. 1−9.
  145. Д.М., Филиппов В. И. Базы данных. Объектно-ориентированные базы данных. Ж. Программирование, номер 4, 1995 г., с.65−80.
  146. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  147. М.И. Проблемы дидактики теоретического обучения / Под ред. Маркелова. М.: Высшая школа, 1978. — 304 с.
  148. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 183 с.
  149. Е. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. -М.: Сов. Педагогика, 1980.-280 с.
  150. А. А. Формирование общих алгоритмических умении учащихсяпри изучении математики в средних специальных учебных заведениях. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1988 г. 193 с.
  151. В.М. Тенденция развития содержания общего среднего образования // Педагогика. 1992. — № 1. — с. 17−22.
  152. А. А. Информатика и информационные технологии в школе // Информатика и образование. 1996. — № 1. — с. 24−32.
  153. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика. 1995. — № 5. — с. 44.
  154. Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. -М.: Просвещение, 1994.-496 с.
  155. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе.
  156. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1995.
  157. В.А. Способы объяснения нового материала в учебных предметах разного типа: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1986. — 252 с.
  158. О. А. Теоретическая и практическая самостоятельная работа учащихся. Таллин: Валгус, 1978.-280 с.
  159. Обухова E. J1. Средства развития учебно-познавательных интересов у младших школьников. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.
  160. Г. Г. Обучающие системы и проверка правильности программ. (Кафедра алгоритмических языков факультета ВМиК). Ж. Вестщпс Московского Универоситета, номер 4, 1995 г., с.35−43.
  161. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 1996. — № 3. — с. 9−15.
  162. М.П. Проблемы активизации познавательной деятель-ности младших школьников // Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987. — с.5−13.
  163. Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты//Информатика и образование. 1996. -№ 3. — с. 12−18.
  164. Панчешникова J1.M. О системном подходе в методических исследованиях// Советская педагогика. 1973. № 4. — с. 71−80.
  165. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983,608 с.
  166. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  167. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. Болдырева Н. И., Гончарова Н. К., Есипова Б. П., Королёва Ф.Ф.-М.: Просвещение, 1968. 526с.
  168. Ю.А. Обучение программированию и использование ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся образовательной школына базе кабинета информатики). Автореферат к дисс.. доктора педагогических наук. М., 1987. — 37 с.
  169. Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1995 г. Н. рук. д.п.н. Н. М. Яковлева.
  170. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структура восприятия и творчества. — М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  171. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  172. К.К. Структура развития личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1986.-254 с.
  173. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просещение, 1990. — 142 с.
  174. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Казань, 1976. — 483 с.
  175. Н.А. Метод познавательной деятельности средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. — Казань, 1972. — с.41−55.
  176. Н.А. Системное воспитание познавательных сил школьников. — Казань: Казанский педагогический институт, 1975, — 101с.
  177. Н.А. Структура познавательной деятельности учащихся при реализации одного из путей формирования познавательной самостоятельности // Вопросы воспитания познавательной активности и саиостоятельности школьников. Казань, 1975. — с.34−47.
  178. Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. -М.: Наука, 1987.-283 с.
  179. Э.В. Экспертные системы. М: Наука, 1987.-283 с.
  180. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.- 151с.
  181. А.Ф. Присяжная. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста. Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. 1995 г. Н.рук. д.п.н. А. А. Томин.
  182. Г. Н. Анализ урока: (Организационно-педагогические и методические вопросы разбора основных типов уроков). Рязань: РГПИ, 1983, — 100 с.
  183. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  184. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, Р. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  185. А. Пуанкаре. О науке. О методах научного анализа. М., 1983.
  186. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. -М., 1972. -241 с.
  187. Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности: Методические рекомендации / Под ред. В. В. Белича. Челябинск, 1991. — 97 с.
  188. В.Г. Методология и методы педагогики. // Советская педагогика. 1989. — № 11. — с. 40−46.
  189. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  190. Н.И. Концепция инвариантности в системе преподавания дисциплин естественно-научного цикла. Диссертационное исследованиена соискание научной степени доктора педагогических наук. Владивосток, 1996, 340с.
  191. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957, — 308 с.
  192. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958, — 147с.
  193. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.-т.1.-489 с.
  194. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М. Педагогика, 1989, — т. II.-328 с.
  195. Г. И. Методы научного познания. М., 1974.
  196. Г. И. Закон эффективности обучения // Педагогика. 1993. -№ 1. — с. 13−18.
  197. А.Я. Новые информационные технологии в образовании. // Информатика и образование. 1991. — № 1. — с. 3−10.
  198. . Общество и образование. Под общей редакцией д.п.н. В. Я Пилиповского, Москва, Прогресс, 1989 г. (160)
  199. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1976. — 279 с.
  200. Ю.А. Творчество // Педагогическая энциклопедия. М., 1968.-т.4: — с. 215−219.
  201. Г. И. Познавательная способность будущего учителя. // Педагогика. 1995. — № 4. — с. 63−66.
  202. А.Л. Образование, информатика, Компьютеры // Информатика и образование. 1995. -№ 5. — с. 21−26.
  203. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.-232 с.
  204. . Наука об учении и искусстве обучения. // Программированное обучение за рубежом. М.: Высшая школа, 1968. — с. 32−46.
  205. Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.-200с.
  206. В.Е. Совершенствование учебно-познавательной деятель-ности школьников средствами межпредметных проблемных заданий: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук.-Тула, 1981.- 181с.
  207. Н.Ф., Гальперин П. Я. Формирование познавательной младших школьников. -М.: Просвещение, 1988- 175с.
  208. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Советская педагогика. 1967. — № 1. — с.28−32.
  209. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-344 с.
  210. Теория познания: В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания / Под ред. В. А. Лекторского, Т. Н. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.-478с.
  211. А.П. Основные факторы формирования интересов школьников к учебному предмету: Диссертационное исследование на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 1982, — 252с.
  212. А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.-272 с.
  213. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  214. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сборник статей / Под редакцией Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. М.: МГУ, 1972. — 262с.
  215. А.В., Завьялов В. П. Воспитания учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  216. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. -№ 12. — с.45−48.
  217. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. — № 3. — с. 117−123.
  218. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  219. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. 122 с.
  220. Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. М/. Педагогика, 1989. — 208 с.
  221. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  222. Формирование познавательной активности школьников. / Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1971, 150 с.
  223. Формирование активности младших школьников. / Сборник научных трудов. Владимир, 1983, 178 с.
  224. Формирование познавательной деятельности школьников и студентов. / Сборник научных статей. Тюмень: ТГУ, 1982. — с. 20−24.
  225. И.Ф. Как активизировать учение школьников: Дидактические очерки. Минск- Нар. Совета, 1975. — 207 с.
  226. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям//Советская педагогика. 1986. -№ 4. — с. 62−67.
  227. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
  228. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  229. В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского Университета, 1985. — 200 с.
  230. Е.В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы// Информатика и образование. 1995. — № 3. — с. 15−29.
  231. С.М. Шалютин. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. -М.: Мысль, 1985.-199с.
  232. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.-96с.
  233. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагоги-ка, 1982. — 208 с.
  234. Т.И. К вопросам об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика. 1971. — № 10. — с. 18−25.
  235. С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. М.: Советская педагогика, 1980. — 288 с.
  236. С.И. От алгоритмов к суждениям. (Эксперименты по обучению элементам математического мышления). — М.: Советское радио, 1973, — 288 с.
  237. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.-207 с.
  238. В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. 1990. — 223 с.
  239. А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования. // Информатика и образование. 1989. — № 5. — с. 3−9.
  240. А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики // Информатика и образование. 1996. — № 2. — с. 12−20.
  241. А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.
  242. Г. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.-160с.
  243. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности. // Сов. Педагогика. 1983. — № 11. — с.46−51.
  244. Г. Н. Некоторые нерешенные дидактические вопросы проблемы познавательных интересов // Формирование познавательных интересов учащихся. Л., 1968. — с.3−17.
  245. Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с.
  246. Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. -М.: педагогика, 1971. 352 с.
  247. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  248. А. Физика и реальность. М., 1965, с. 5.
  249. А. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985, — 264 с.
  250. И.С., Абрамова С. Г. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. — 1991. № 4. — с. 44−52.
  251. М.Г. Творчество // Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989. с. 642−643.
  252. Biber J.S. Process of cognitive grow- Infancy/ Worcester, Mass.: Clark University Press, 1968.-75p.
  253. Brown A.L. Enhancing instructional time through attention to metacognition // Journal of Learnning Disabiloties. 1987. — v.20 n.2. — p. 66−75.
  254. Buchler. The Concept of Metod. New York, 1961.
  255. Capper J/ Cognitive science could unlock the secrets of how we learn // Executive Educator. 1984. — v.6 n.6-p.38−39.
  256. Cognitive development in the school years / Reader, edited by Ann Floyd for the Cognitive Development course. London: Open University Press, 1979. — 383p.
  257. Curriculum foundation, principles and issues / Allan С/ Omstien, Francis P. Hunkins. — 2nd ed.-USA, 1992.-416p.
  258. , S. J. (1990). Flexible cognitive tools for problem solving instruction. Paper presented at the annual meeting of The American Educational Research Association, Boston, MA, April, 16−20.
  259. , S. J. & LaJoie, S. P. (1993). A middle camp for (un) intelligent instructional computing: An intruduction. In S. P. LaJoie & S. J. Deny (Eds.), Computers as cognitive tools (pp. 1−14). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  260. Dillon R.F. Issues in cognitive psychology and instruction// Cognition and Instruction. Orlando, 1986. — 390p.
  261. , Т. M. & Jonassen, D. H. (1992). Constructivism:
  262. New implications for instructional technology. In Т. M. Duffy & D. H. Jonassen (Eds.), Constructivism and the technology of instruction: A conversation (pp. 1−16). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  263. , N.T. & Bitter, B.G. (1989, October). Chanding variables using spreadsheet templates. Arithmetic Teacher, 37(2), 40−44.
  264. Instructional Design: Implication from cognitives science / Charles К/ West. Lames A. Farmer, Philip M. Wolff. Englewood Cliffs, NL: Prentice Hall, 1991. -271p.
  265. Gagne T.D. The cognitive psycology of school learning. Boston: Little, Brown and Co., 1985.-374p.
  266. Hant W.C. Teaching and learning in the affective domain: A review of the literature Olimpia: Information Analysis (070), 1987. -100р. — ED 288 871/
  267. , D. H. (1978). Assesing cognitive structure: Verifying a method using patent notes. Journal of Research and Development in Education, 20(3), 1−14.
  268. , D. H. (1991). Objectivesm vs. Constructivism: Do we need a philosophical paradigm shift? Educational technology: Research and Development, 39(3).
  269. , D. H. (1993). Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject contnt. Journal of Computer Based Instruction, 20(4), 99−109.
  270. Jonassen, D. H., Beissner, K. & Yacci, M.A. (1993). Structural knowledge: Technologues for representating, assesing and asquiring structural knowledge. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  271. , D. H. & Grabinger, R. S. (1993). Applicationsof hypertext: Technologies for higher education. Journal of Computing in Higher Education, 4(2), 12−42.
  272. Jonassen, D. H., Wilson, B.G., Wang, S. & Grabinger, R. S. (in press). Constructivistic uses of expert systems for education. New York: praeger.
  273. Kommers, P. A. M. (1989). Textvision. Eschede, Netherlands: University of Twente, Educational Instrumentation Department.
  274. Kommers, P., Jonassen, D. H. & Mayes, T. (Eds.). Cognitive tools of learning. Heidelberg FRG: Springer Verlag.
  275. Meehan E.L. Cognitive education and testing: A methodological approach. New York: Greenwood Press, 1991. — 203p.
  276. Palincasar A.S. Resiprocal teaching: Working within the zone of proximal development. New Orleans: Information Analysis (070), 1984. -22p. — ED 246 385.
  277. , J. & Widmer, С. C. (1991). Teaching mathematics with technology. Arithhmetic Teacher, 39(1), pp. 38−41.
  278. Pea, R. D. (1985). Beyond amplification: Using the computer to recognize mental functioning. Educational Psyhologist, 20(4), 167−182.
  279. , D. N. (1986). Knowledge as design. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  280. , D. N. (1993). Person plus: A distributed view of thinking and learning. In G. Salomon (Ed.), Distributed cognitions: Psyhological and educational considerations (pp. 88−110). Cambridge University Press.
  281. Pinter Licke, C. (1992). Rootfinding with a spreadsheets in pre-calculus. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. 11, pp. 85−93.
  282. Pon, K. (1984). Databasing in the elementary (and secondary) classroom. Computing Tearcher, 12(3), p.28−30.
  283. Pressley M. Cognitive strategy instruction than really emproves children’s academic perfomance. Cambridge, M.A.: Brookline Books, 1990. — 230p.
  284. Resnick L.B., Klopfer L.E. Toward the thinking curriculum: Current cognitive research. Alexandria, VA, 1989.-p. 1−18.
  285. , G. E. (1988−1989). Developing thinking using databases: What’s really involved? Michigan Social Studies Journal, 3(1), 25−26.
  286. Salomon, G., Perkins, D. N. & Globerson, T. (1991).
  287. Partners in cognition: Extending human intelligence with intelligent technologies. Educational Researcher, 20(3), p. 2−9.
  288. , G. (1993). On the nature of pedagogic computer tools. The case of wiring partner. In cognitive tools (pp. 179−196). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  289. , J. (1989). Decision analysis usin spreadsheets. Collegiate Microcomputer, 7(2), pp. 157−163.
  290. Thorpe K.L., Satterly D, I., M., The Development and interelationship of metacognitive components among primary school children // Educational Psychology. 1990. — v. 10. n.l. -p.5−21.
  291. Tyler R.W. Basic principles of curriculum and instruction. Chicago: University of Chicago Press, 1971. — 128p.
  292. , N. L. (1990). Spreadsheets and problem solving with AppleWorks in mathematics teaching. Journal of Computers in Mathematics and Science Teachingm, 9(3), pp. 45−51.
  293. , E. & van Deussen, R. M. (1989). The computer and higher-order thinking skills. Watsonville, CA: Mitchell Publishing.
  294. , J. & Strudler, N. (1988−1989). Teaching higher order thinking skills with databases. Computing Teacher, 16(4), pp.47−50, p.55.
  295. Winne Ph. H. Steps toward promoting cognitive achievements // Making our schools more effective: Proceediingss of Three State Conferences. -USA, 1989.-p. 166−187.-ED2499588.
Заполнить форму текущей работой