Предупреждение нарушений письма и чтения
Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка (Р — Л, Ш — Ф, СВИСТЯЩИЕ и ШИПЯЩИЕ — Т и Д). В этих случаях один и тот же… Читать ещё >
Предупреждение нарушений письма и чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.
Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией.
На основе всестороннего анализа и оценки роли отдельных компонентов речевой деятельности в структуре различных дефектов речи в 60-х гг. была выделена особая категория детей дошкольного возраста с недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Известно, что самым распространённым дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физиологическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности её элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков (вместо «сумка», «чашка», «шапка» — «тюмка», «тяска», «тяпка»).
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка (Р — Л, Ш — Ф, СВИСТЯЩИЕ и ШИПЯЩИЕ — Т и Д).
Смешение звуков.
Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателей и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:
Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи;
Воспроизвести за взрослым 3−4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа ПА-ПО-ПУ, ПА-БА-ПА;
Выделить определённый звук из «цепочки» звуков;
Выделить слог с определённым звуком из ряда слогов;
Определить наличие звука в слове.
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
В выделении первого гласного, согласного звука;
В подборе картинок, включающих заданный звук;
В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.