Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом
Диссертация
Разработанный набор заданий для комплексного педагогического обследования позволил выявить возрастные особенности неслышащих детей третьего года жизни в социальном, физическом, познавательном развитии, а также в предметно-игровой деятельности. Обнаружена тенденция нарастания различий между неслышащим ребенком и его слышащим сверстником со второй половины третьего года жизни по всем основным… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА Ф
- 1. 1. Закономерности и особенности психофизического развития ребенка третьего года жизни
- 1. 2. Актуальные проблемы изучения, воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом
- 1. 3. Подходы к оценке психофизического развития ребенка раннего возраста
- ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО *1 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
- 2. 1. Методологические основы изучения неслышащего ребенка раннего возраста
- 2. 2. Характеристика испытуемых 47 2.3 Описание набора заданий для комплексного педагогического обследования ребенка Q} третьего года жизни с нарушенным слухом
- 2. 3. 1. Социальное развитие
- 2. 3. 2. Физическое и познавательное развитие
- 2. 3. 3. Предметно-игровая деятельность
- 2. 3. 4. Обследование слуха 61 ^ 2.3.5. Обследование речи
- 3. 1. Возрастные особенности психофизического развития детей третьего года жизни с нарушенным слухом
- 3. 2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей третьего года жизни с нарушенным слухом
- 3. 2. 1. Социальное развитие
- 3. 2. 2. Физическое развитие
- 3. 2. 3. Познавательное развитие
- 3. 2. 4. Предметно-игровая деятельность
- 3. 2. 5. Состояние слуха и речи
- 3. 2. 6. Варианты психофизического развития детей третьего года жизни
Список литературы
- дней и ночей из жизни ребенка: Год третий. Сост. Павлова Л. Н. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 192 с.
- Авдеева Е.Ю., Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. -1999.-№ 4.-С. 77−81.
- Авдеева Е.Ю., Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Там же. 1999. -№ 6.-С. 40−45.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. — 303 с.
- Аксарина Н.М. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. М.: М-во здравоохранения СССР. Центральный Институт усовершенствования врачей, 1966. — 26 с.
- Аксарина Н.М., Щелованов Н. М. Воспитание детей в яслях. М., 1939. — 139 с.
- Аксенова М.К. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 1990. — № 8. — С. 63−65.
- Бабенкова Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста// Специальная школа. 1965. — вып. 3. — С. 11−14.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии. Автореф. дис. канд. психолог, наук. — М., 1983. — 24 с.
- Белова Н.И. К вопросу о произношении глухих дошкольников//Активизацияпознавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. Л., 1973. — С. 127−136.
- Белова Н.И. Работа над ритмом слова в детском саду глухих // Там же. Л., 1973. -С. 116−126.
- Белова Н.И. Формирование ритма слова у глухих дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 22 с.
- Бернстейн А. Справочник статистических решений. М.: Статистика, 1968. — 162 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978.-№ 4.-С. 23−35.
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989. — 197 с.
- Бюлер Ш., Гетцегер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (тесты развития 1−6-го годов жизни). М, 1935. — 241 с.
- Васильева Л.Д. Раннее выявление электроакустической коррекции нарушений слуха у детей первых двух лет жизни. Дис.. канд. медиц. наук. М., 1990. — 389 с.
- Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.- М.: Просвещение, 1972. 142 с.
- Венгер Л.А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994.-192 с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология.- М.: Просвещение, 1988. 336 с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
- Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1955. — С. 106−148.
- Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
- Выгодская Г. Л. Игровая деятельность глухих детей // Психология глухих детей. -М.: Педагогика, 1971. С. 357−361.
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975 — 147 с.
- Выгодская Г. Л. Развитие сюжетно-ролевых игр глухих детей и руководство ими в детском саду. Дис.. канд. пед. наук. М., 1963. -487 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1984. Т. 4. — С. 243−378.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избранные психологические исследования. М, 1956. — С. 447−449.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М.: ИНТОР, 1996.-160 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -471 с.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.-Л.: Издво АПН РСФСР, 1948. 60 с.
- Гезелл А. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития от рождения до шести лет. M.-JL, 1930
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. -М.: Просвещение, 1981. 112 с.
- Гербова В.В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Головчиц Л.А. О работе над значением слова в дошкольных учреждениях для глухих детей // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. научн. тр. АПН СССР- Научн.-исслед. институт дефектологии. М., 1982.-С. 24−42.
- Голубева Л.Г. Развитие движений у детей раннего возраста. М.: Центр. НИИ санит. Просвещения М-ва здравоохранения СССР, 1977. — 38 с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272 с.
- Гуськова Т.В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 78−85.
- Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
- Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. (Справочное пособие для педиатров). М.: Центральный институтусовершенствования врачей, 1993. 104 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. C. J1. Новоселовой. 4-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1993. 224 с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя // Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». М.: Новая школа, 1998. — 144 с.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
- Иванова Ф.Я. «Обучающий эксперимент» как принцип оценки умственного развития детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1969. — 19 с.
- Исенина Е.И. Дословесная комуникация у глухих и слышащих детей // Дефектология. 1984. — № 6. — С. 3−6.
- Исенина Е.И. Развитие дословесной коммуникации и деятельности с предметами у глухих и слышащих детей второго года жизни // Дефектология. 1988. — N 3. — С. 76−81.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Иваново, 1996. — 88 с.
- Исенина Е.И. Роль речи взрослых в развитии дословесной коммуникации исамосознании детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. 1990. — N 5.-С. 52−59.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
- Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни / Под ред. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной. М.: Медгиз, 1950. — 123 с.
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. -159 с.
- Каплинская К.П. Использование слухового восприятия в работе над произношением звуков речи у тугоухих детей // Учебно-воспитательная работа в спец. Школах. М., 1957. — вып. 6. — С. 54−74.
- Каплинская К.П. К вопросу о развитии речевого слуха // Дефектология. 1977. — № 1.-С. 65−73.
- Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Дис.. докт. пед. наук. М, 1977. — 338 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
- Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. М.-Л.: Медгиз, Ленингр. отд-ие, 1958. — 143 с.
- Кольцова М.М. Сравнительная роль различных анализаторов в развитии обобщающего действия слова у ребенка // Вопросы психологии. 1956. — № 4. — С. 129−134.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. С-Пб.: ИД «МиМ», 1998. — 192 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
- Королева И.В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей: Учебное пособие. С-Пб НИИ уха, горла, носа и речи, 2000. — 36 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1999. — 143 с.
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М.: Педагогика, 1970. — 192 с.
- Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969. -293 с.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Акад. пед. наук РСФСР. Институт дефектологии, 1960. — 168 с.
- Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Лайзане С .Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия углухих дошкольников. М., 1971. — 279 с.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991. — 319 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит-издат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1981.-284 с.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Под ред. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной. М.: Медгиз, 1949. — 73 с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. -223 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисина М.И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 60−79.
- Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. М., Просвещение, 1967. — 151 с.
- Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1984. 39 с.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1958. № 5. — С. 3−17.
- Лурия А.Р., Полякова А. Г. Наблюдения за развитием произвольного действия в раннем детстве. Сообщение I. // Доклады Академии пед. наук РСФСР. М., 1959.3. С. 57−62.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
- Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследования мышления в советской психологии: Сб. научн. тр. М., Наука, 1966. — С. 319−349.
- Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. М., 1964. — 111 с.
- Лямина Г. М., Чагуа Н. И. О формировании правильного произношения слов у детей от полутора до трех лет // Вопросы психологии. 1963. — № 6. — С. 94−106.
- Лях Г. С. Особенности условных связей на мимические и звуковые компоненты речевых раздражителей у детей первого года жизни. II Журнал высш. нервной деятельности. 1968. — № 6. — С. 1069−1071.
- Лях Г. С., Мару сева A.M. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1979.-200 с.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 3−16.
- Марусева A.M. Об измерениях слуха у детей первых лет жизни // Проблемыфизиологической акустики. M.-JI., 1959. — Т. 4. — С. 123−132.
- Миронова Э.В., Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. — № 4. — С. 66−74.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С.45−51.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. -М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.- 78 с.
- Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 49−57.
- Московкина А.Г., Савина Т. В. Факторы риска в этиологии нарушений слуха и сложного дефекта интеллекта и слуха // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей: Сб. научных трудов. М.: Издательство АПН СССР, 1988.-С. 101−126.
- Мухина B.C. Возрастная психологая: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 432 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 496 с.
- Новикова JI.A., Рыбалко Н. В. Использование вызванных потенциалов для изучения слухового восприятия в норме и при нарушении слуха // Вопросы психологии. щ 1979.-№ 3.-C.134−137.
- Новоселова H.JI. Развитие мышления детей раннего возраста. М.: Педагогика, 1978.- 160 с.
- Носкова Л.П. Использование разных форм речи в обучении языку глухих дошкольников // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. научн. тр. / АПН СССР- Научн.-исслед. институт дефектологии. М., 1982.-С. 42−56.
- Носкова Л.П. К переходу специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха на новые программы воспитания и обучения // Дефектология. Л- 1983. -№>3. -С. 53−58.
- Носкова Л.П. Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. научн. тр. / АПН СССР- Научн.-исслед. институт дефектологии. М., 1982. -С.5−24.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. -360 с.
- Обухова Л.Ф., Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания в детскомвозрасте. Издательство Московского Университета, 1994. — 112 с.
- Обухова Т.И. О наглядном мышлении глухих дошкольников // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов / АПН СССР- Научно-исследовательский Институт дефектологии. М., 1976.-С. 90−95.
- Обухова Т.И. Организация работы по развитию наглядного мышления в детском саду для глухих детей: Метод, рекомендации. Минск, 1982. — 55 с.
- Обухова Т.И. Работа над развитием активности мышления в детском саду для глухих // Дефектология. 1971. — № 1. — С. 51−56.
- Трофимова Г. В. Развитие основных движений у дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1979. — 112 с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. С-П.: Акцидент, 1995. — 35 с.
- Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. 1992. — № 5−6. — С. 31−34.
- Пантюхина Г. В., Печора K.JI., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Под ред. проф. В. А. Доскина. М.: ВУНМЦ, 1996.-76 с.
- Пелымская Т.В. Развитие нарушенной слуховой функции у детей первых двух лет жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 24 с.
- Пелымская Т.В., Шматко Н. Д. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. — № 2. — С. 63−73.
- Пелымская Т.В., Шматко Н. Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми // Дефектология. 1988. — № 5. — С. 71−74.
- Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Пискарева Е.П. Педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха в целях диагностики развития и отбора в специальные учреждения // Дефектология.1979,-№ 4.-С. 59−64.
- Попова М.И. Грамматические элементы языка в речи детей предцошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. — № 3. — С. 106−117.
- Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. — 180 с.
- Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Первый год обучения. Проект. М.: Мин-во Просвещения СССР, НИИ дефектологии АПН СССР, 1976.-68 с.
- Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. Первый год обучения. Проект. М.: Мин-во Просвещения СССР, НИИ дефектологии АПН СССР, 1977. — 24 с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 226 с.
- Радуга. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. М.: Линка-Пресс, 1996. — 184 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
- Разенкова Ю.А. Организация индивидуальной работы с детьми 1-го года жизни с отставанием в развитии в условиях дома ребенка // Дефектология. 1999. — № 6. -С. 84−94.
- Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся вдоме ребенка // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 57−63.
- Pay Е. Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. М.: Медгиз, 1955.-95 с.
- Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых: Опыт работы / Под ред. Ф.Ф. Pay. -М.: Учпедгиз, 1947. 204 с.
- Pay Н. А. Матерям маленьких глухонемых детей. М.: ВОГ, 1929. — 47 с.
- Pay Н.А. О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста. Советы родителям. Сост. Н.А. Pay. М., 1903. — 24 с.
- Pay Ф.А. О детях, потерявших слух. Педагогические советы родителям. М.: АПН РСФСР, 1956.-40 с.
- Pay. Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. -М.: Учпедгиз, 1950. 140 с.
- Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология. 1995. — № 1. — С. 16−21.
- Розенгард-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-96 с.
- Салахова А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 79−86.
- Салмина Н.Г. К вопросу о формировании обобщений в раннем детстве // Доклады
- АПН РСФСР. 1960. — № 4. — С. 123−145.
- Смирнова Е.О. Психология дошкольника. Часть III. Ранний возраст (от года до трех). Учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей.- Абакан: Издательство Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, 1997. 80 с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-256 с.
- Стребелева Е.А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. — № 5. — С. 86−96.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2−3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М: Компания «Петит», 1994. — 32 с.
- Таварткиладзе Г. А., Васильева Л. Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни: Метод, рекомендации. М., 1988. — 15 с.
- Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
- Трофимова Г. В. Возрастные особенности движений детей с нарушением слуха // III Всесоюзные педагогические чтения: Тез. докл. М., 1973. — С. 258−259.
- Трофимова Г. В. Возрастные особенности основных движений детей с нарушением слуха /ЛИ Всесоюзные педагогические чтения: Тез. докл. М., 1973. — С. 253−254.
- Трофимова Г. В. Развитие движений у детей с нарушенным слухом в специальном детском саду: Дис.. канд. пед. наук. М, 1980. — 166 с.
- Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ. М., Педагогика, 1982.-176 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., Изд. Центр «Академия», 1996.- 96 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., Изд. Центр «Академия», 1996. — 336 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
- Фрадкина Ф.И. Игра в раннем детстве // Дошкольное воспитание. 1960. — № 11.-С. 38−41.
- Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. Киев, Рад. шк., 1989.- 160 с.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. М.: Просвещение, 1964. — 389 с.
- Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. — 368 с.
- Швачкин Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН РСФСР. 1954. — вып. 54. — С. 83−111.
- Шишкина В.А. Азбука движений малыша: Пособие для воспитателя. Минск: Народная асвета, 1988. — 64 с.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективно интегрированное обучение // Дефектология. 1999. — № 1. — С. 41−47.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективно интегрированное обучение // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 49−57.
- Шматко Н.Д. Интегрированный подход к образованию детей с отклонениями в"развитии // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. М., 1996. — С. 22−24.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 77−81.
- Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха детей 1,5−3-летнего возраста // Дефектология. 1990. — № 2. — С. 60−66.
- Шматко Н.Д. Усвоение произносительной структуры слова глухими дошкольниками //Дефектология. 1977. — № 1. — С. 73−78.
- Шматко Н.Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. 1979. -№ 1.-С. 68−71.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М.: Просвещение, 1995. -126 с.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — С. 56−77.
- Шматко Н. Д. Семочкин С.А. Использование радиосистем в коррекционной работе с детьми с нарушенным слухом // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 63−67.
- Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка: Задачи воспитания. 4 изд. М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет). -М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка // Дошкольное воспитание. 1997. — N 11. — С. 7−13.
- Вааг Е. Paychologische Untersuchung von tauben, Schwerhorigen und sprachlich speziell gestorten kleinkindern. H. Y., 1957.- 189 p.
- Bayley, N. Manual for the Bayley scales of infant development. New York: Psychological Corporation, 1969. — 203 p.
- Bonder, F., Hoiting, N. The Family-guidance programme for young deaf children and their families. // Deaf children and bilingual education.- Moscow, 1998. P. 65−80.
- Casseli, C. Communication to language: deaf children’s and hearing children’s development compared. // Sign language studies. 1983. — P. 113−114.
- Collins, J. L. Communication between deaf children of pre-school age and their mothers. Unpublished Ph. D. dissertation, University of Pittsburgh, 1969. — 259 p.
- Freeman, R. D., Carbin, C. F., Hastings, J. O. Psychosocial problems of deaf children and their families: a comparative study // American Annals of the Deaf. 1975. -Vol.120,-P. 275−304.
- Gallaway, C. and Lewis, S. Talking to children. Part One: Fact and fiction in the research // Journal of the British Association of Teachers of the Deaf. 1993. — Vol. 17, N 5. — P. 137−142.
- Gregory, S. and Barlow, S. Interactions between deaf babies and their deaf and hearing mothers // Language Development and Sign Language. Bristol: International Sign Linguistics Association. 1989. — P. 132−149.
- Gregory, S. The language and culture of deaf people: educational implications' // Language and Education. 1992. Vol. 6, N 2. — P. 183−197.
- Gregory, S., Smith, S., Wells, A. Language and identity in sign bilingual deaf children // Deafness and Education. 1997. — Vol. 21, N 3. — P. 31−38.
- Griffiths G. Regional conference on the auditory approach: Summary of proceedings and interviews with conference participants. Volta review. — 1973. — Vol. 75. — N 6. — P. 356−364.
- Holzinger, D. Gebaerden in der Kommunikation mit gehoer losen kindern // Hoergesch a edigtenpaedagogik. 1995. — Jg. 49, N 2. — S. 81−100.
- Hwang, T. Y. A study of the language development of hearing-impaired infants through home intervention. // Proceedings of the Child Language Seminar. Clevedon: Multilingual Matters. — 1990. — P. 123−130.
- Klein, L. J., Huerta, L. E. Early identification of hearing impairment in infants and young children. New York, 1992. — 112 p.
- Kyle, J. G., Ackerman, J., Woll, B. Early mother-infant interaction: language and prelanguage in deaf families // Proceedings of the Child Language Seminar. Clevedon: Multilingual Matters. — 1987. — P. 163−178.
- Lubin, L., Field, T. Imitation during preschool peer interaction // Int. J. of Beh. Dev. -1981. Vol. 4. -N 4. P. 36−58.
- Luterman, D. M. and Ross, M. When your Child is Deaf a Guide for Parents. -Maryland: York Press, 1991.-236 p.
- Meadow, K. Deafness and Child development.- Los Angeles: University of California press, Berkeley, 1980. 236 p.
- Meadow, К., Greenberg, M" Erting С. & Carmichael, H. Interactions of deaf mothers and deaf preschool children: Comparisons with three other groups of deaf and hearing dyads // American Annals of the Deaf. -1981. Vol. 126. — P. 454−468.
- Meadow-Orlans, K. P. Effects of mother and infant hearing status on interactions at twelve and eighteen months // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1997. -Vol.2, N 1.-P. 26−36.
- Moores, D.F. Educating the Deaf: Psychology, Principles and Practices. Boston, Mass.: Houghton Mifflin. — 1996. — 247 p.
- Musselman, C. and Churchill, A. Maternal conversation control and the development of deaf children: a test of the stage hypothesis' // First Language. 1993. — N 13. — P. 90 271.
- Nadel-Brulbert, J., Baudonniere, P. The social function of reciprocal imitation of 2-year-old peers, Baudonniere, P. The social function of reciprocal imitation of 2-year-old peers // Int J. of Beh. Dev. 1982. — Vol. 5. -N 1. — P. 87−97.
- Petitto, L. On the autonomy of language and gesture: Evidence from the acquisition of personal pronouns in American Sign Language // Cognition. 1987. — N 27. — P. 1−52.
- Spencer, E., Boner-Johnson, В., & Gutfreund, M. Interacting with infants with a hearing loss: What can we learn from mothers who are deaft can we learn from mothers who are deaf? // Jornal of Early Intervention. 1992. — Vol. 16, N 1. — P. 64−78.
- Spencer, P. E. Communication behaviors of infant with hearing loss and their hearing mothers // Journal of Speech and Hearing Research. 1993. -N 36. — P. 311−321.
- Stoel-Gammon, C. & Otomo, K. Babbling development of hearing impaired andnormally hearing subjects // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1986. — Vol. 51. -P. 33−41.
- Stoel-Gammon, C. Prelinguistic vocalizations of hearing impaired and normally hearing subjects: a comparison of consonantal inventories // Journal of Speech and Hearing Disorders. Vol. 53. — P. 302−315.
- Volterra, V. Gestures, signs and words at two years: When does communication become language? // Sign language studies. 1981. — Vol.33. — P. 351−362.
- Volterra, V., Caselli, M. C. From gestures to vocalizations to symbols and words // Proceedings of the 1st European Congress of Sign language Research. 1983.- P. 1−9.
- Watkin P. Development in hearing scriens the implications for services // Issues in DEAF education: Edited by S. Gregory, P. Knight, W. McCracken, S. Powers and L. Watson. — London, 1989. — P. 157−169.
- Wood, H.A. The development of children from birth to six years of age: A collection of 18 developmental tests. Nottingham, 1967. — 354 p.