Формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению
Для подтверждения гипотезы о том, что учителя начальных классов не обладают необходимыми профессиональными компетенциями психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями обучения письму и чтению, была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая: анкетирование 325 студентов выпускных курсов Московского городского педагогического университета и экспертные опросы 307 учителей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов к профилактике трудностей обучения детей письму и чтению как междисциплинарная проблема
- 1. 1. Компетентностный подход как основа профессиональной подготовки педагогов в высшей школе и как отражение процессов модернизации российского образования
1.2.Соврсменные тенденции развития начального образования, обуславливающие содержание профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению.
1.3. Дисграфия и дислексия как наиболее распространенные трудности обучения младших школьников в аспекте междисциплинарного изучения.
1.4. Предупреждение и коррекция трудностей в обучении письму и чтению как профилактика дезадаптации младших школьников.
Глава II.
Экспериментальная разработка спецкурса для формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению и опытно-экспериментальное обоснование его эффективности.
2.1. Выявление уровня осведомленности студентов и учителей в вопросах нарушений письма и чтения у детей.
2.2. Моделирование содержания спецкурса «Нарушения письма и чтения у детей» и его реализация средствами общей и коррекцноппой педагогики в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов в высшей школе.
2.3. Анализ эффективности внедрения учебно-методического комплекса «Нарушения письма и чтения у детей» в процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
Список литературы
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломенского. Минск, 1980. 147 с.
- Алексеева A.A., Громова JI.A. Пойми меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и приобрести взаимопонимание с людьми. -СПб., Экономическая школа, 1993. 352 с.
- Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. Изд-во Белгородского государственного ун-та, 1998. 116 с.
- Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса //Классный руководитель. 2004. № 2. С.107−115.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя /Предисл. A.B. Петровского М.: Просвещение, 1983. с. 208.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1960. 336 с.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70. 1955. С. 104−148.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения //Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
- Андриади И.П. Теория и практика становления авторитета учителя /М-во общ. и проф. Образования РФ. Гл. управление общ. и проф. образования админ. Иркут.обл. Иркутск: Б.и., 1999. 262 с.
- П.Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие: Для студ. сред. пед. учеб. заведений М., Асас1е1шА, 1999. 160 с.
- Андриади И.П. Современное отечественное образование: реальность и перспективы //Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования. Труды Всероссийской научно-практической конференции в 3 частях. 4.1. М., 2001. С.22−38.
- Андриади И.П. Проблемы профессионально-личностного становления студентов педагогических вузов: реалии и перспективы //Вестник МГПУ, 2002. № 2. С. 16−24.
- Андриади И.П. Проблемы целостного профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов и перспективы их решения //Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Философия», М., 2003. С. 84−102.
- Андронова Т.Д. Место умения анализировать педагогическое явление в профессионально-педагогической структуре учителя //Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина.- М., 1980. С. 33−41.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. М., Наука, 1979. 454 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М.: Изд-во «Ось-89», 1998. С. 7−126.
- Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к ^ педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. Я. От диагностики отбора к диагностике развития //Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Образование. 2002. № 1. С. 17−32.
- Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности //Вопросы психологии. 2003. № 4. С.3−12.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
- Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии //Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
- Ахутина Т.В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции //Школа здоровья.1997. № 3. С. 38−42.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как | основа использования нейропсихологических методов в школе //1-я
- Международная конференция памяти А. Р. Лурия /Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., Изд-во МГУ, 1998. С. 201−208.
- Бадалян Л. О. Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 3. С. 74−90.
- Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. М.: Логос, 2004. С. 95* 118.
- Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора //Высшее образование сегодня. 2003. № 1.
- Баль H.H., Молчанова Г. В., Тройнич В. В. Проблема профессиональной поддержки педагогов в условиях образовательной интеграции //Интегративные тенденции современного специального образования. -М.: Полиграфсервис, 2003.
- Бардиер Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку (структура и закономерности построения личного отношения человека к человеку): Автореф. дисс.. канд. псих, наук Л., 1982.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип //Проблема человека в современной философии. М.: Наука. 1969. С.73−144.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бездухов В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности //Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
- Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. 176 с.
- Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе //Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 141−146.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 414 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
- Боголюбов JI.H. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе.2002. № 9.
- Богомолова Е.В. Ценность и оценка //Исторический материализм как наука. М.: МГУ, 1974. С.21−34.
- Богуславская Б.А. Индивидуальные различия первоклассников в овладении навыком чтения: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1966. — 232 с.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 187 с.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. 2003. № 10.
- Боскис P.M., Левина P.E. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР / Отв. Ред. Л. В. Занков. М.-Л., 1948. № 15. С. 167−191.
- Брагинский В. Почему не каждому дается грамота? //Начальная школа. 2005. № 4.
- Бурова Н.И. Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Современные тенденции, проблемы, перспективы //Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф сервис, 2003.
- Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. Учебно-метод. пособие. -М., Изд-во Моск. университета, 1995. 63 с.
- Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов //Диагностика познавательных способностей. Ярославль: ЯГПИ, 1986. С.18−25.
- Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. /Под общ. ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Дону, 1995. 170 с.
- Величенкова O.A. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических наушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. 184 с.
- Величенкова O.A., Иншакова О. Б., Ахутина Т. В. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников //Школа здоровья, 2001. № 4.
- Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка. Книга для логопеда. М., Просвещение, 1987. 160 с.
- Владимирова C.B. Основные тенденции развития образования на рубеже XX—XXI вв.еков //Образование в современном мире: зарубежный опыт: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 127 с.
- Возможности практической психологии в образовании: из опыта работы психологов УЦ «Перспектива»: Вып. 1−3. /Под ред. Бурлаковой Н. С. М.: УЦ Перспектива, 1998−2001.
- Волкова J1.C., Граш Н. Е., Волков A.M. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе. //Дефектология. 2002. № 3.
- Воробьев A.B., Дубов И. Г. Некоторые исследования влияния личности учителя на учащихся //Экспериментальные исследования личности в коллективе /Под ред. A.B. Петровского, в 3-х т. Т.2. Даугавпилс, 1985. С.13−17.
- Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга /В.П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. JL: Наука, 1988. 135 с.
- Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. С.8−11.
- Вульфов Б.З., В.Н. Харькин. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., ИЧП «Издательство Магистр», 1995. 112 с.
- Выготский J1.C. Проблемы дефектологии. М.: «Просвещение», 1995. 527 с.
- Габдулхаков P.P. Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педвузов. Автореф. дисс.. к.п.н. СПб., 1996.
- Галочкин А.И., Базарнов Н. Г., Маркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Алтайский государственный университет, г. Барнаул.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Гареев В.М. и др. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. № 8.
- Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр //Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: Междунар.пед.академия, 1995. С.332−342.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983.
- Годовникова Л.В. Преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска //Начальная школа. 2004. № 12.
- Годовникова JT.B. Сотрудничество учителя и психолога. Преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска //Начальная школа. 2004. № 12. С. 57−60.
- Годник H.A. О сущности профессионально-педагогической деятельности /Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. С. 11−14.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л. И. Контрольные работы в начальной школе по чтению в начальной школе: метод, пособие. -М.: Дрофа, 2000. 160 с.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. М.: Новая школа, 1994. 48 с.
- Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути //Высшее образование в России. 2004. № 4.
- Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1995. № 3. С. 322.
- Гузеев B.B. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
- Гуторова A.B. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.. к.п.н. Волгоград, 1996.
- Давыдов Ю.Н. Память и культура (О смыслообразующих началах человеческого действия) //Социологические исследования. 1987. № 6. С.11−22.
- Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы начального образования) //Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С.5−17.
- Демиденко H.H. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд.псих.наук. Тверь, 1996.
- Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики /Под ред. В. Б. Новичкова. М., 2002.
- Детская речь: Хрестоматия. /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1994. 4.1. Сост. Ленская Н. И., С. Н. Цейтлин. 72 с.
- Диагностика школьной дезадаптации /Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1993.
- Доблаев Л.П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов //Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. С.10−11.
- Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения //Известия АПН РСФСР, 1945. Вып. 1. С. 89−124.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 264 с.
- Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С.34−38.
- Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение. Д., 1985.
- Епифанова О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка //Начальная школа. 2001. № 7. С. 31 -35.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2001. 184 с.
- Ерошенко A.A. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством //Психология учителя. М., 1989. С. 17−18.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова H.H. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. 205 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
- ЮО.Ефименкова JI.H., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991. С. 42−45.
- Ю1.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи: Учебное пособие для | студентов дефектологических и дошкольных факультетов педагогическихвузов. М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. 128 с. 102.3абрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
- ПО.Зиндер JI.P. Очерк общей теории письма /АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. Л.: Наука, 1987. 112 с.
- Ш. Зинченко В. П. Осторожно дети! (Заметки о психологической диагностике) //Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 3. С.7−11.112.3инченко В. П. Принципы психологической педагогики //Педагогика. 2001. № 6. С.9−17.
- ПЗ.Зинченко В. П. Теоретический мир психологии //Вопросы психологии.-2003. № 5. С.3−17.
- Изучение нарушений письма и чтения //Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. 296 с.
- И5.Ильин. В. Образование в XXI веке //Высшее образование в России. 2004. № 1.
- Пб.Иншакова О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 169 с.
- Казьмин A.M. Цели, принципы и формы работы службы ранней помощи. Тезисы к докладам на первой конференции психолого-медико-социальных центров. М., 1998.
- Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2001.С. 67−78.
- Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб.- КАРО, 2004. 208 с. — (Модернизация общего образования).
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс.. канд.п.н. Грозный, 1985. 487 с.
- Касаткин В., Ковалева А., Михеева А. Наши ученики: статистика бесстрастна //Народное образование. 2001. № 5. С.232−235.
- Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. Киев, 1979. С. 73−80.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
- Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.: САТИС, 1995.С. 3−17.
- Козырев В.А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 429 с.
- Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 229 с.
- Контрольно-диагностическое сопровождение процесса обучения при реализации личностно-деятельностного подхода к образованию
- Сборник дидактических материалов. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2002.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Высшее образование сегодня. 2002. № 2.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД МиМ, 1997. 286 с. (Серия «Психология детства»).
- Корнев A.A., Кричевец А. Н., Бабаева Ю. Д., Ахутина Т. В. Анализ эффективности методик обучения письму //Школа здоровья. 2002. № 4.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., Российское педагогическое агентство, 1997.
- Косарецкий С.Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения //http://humanities.edu.ru.
- Косарецкий С.Г. Задачи системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях модернизации образования //http://humanities.edu.ru.
- Костенкова Ю.А. Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж, Изд-во НПО МОДЭК, 2001. С. 88−99.
- Котова И.Б., Мареев В. И., Рогов Е. И. Феноменология и типология профессионального взаимодействия педагога. Ростов н/Дону, 1990. 35 с.
- Краевский В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3—10.
- Кузнецов Г. А., Страхов В. И. Педагогический такт и педагогическая культура //Психологическое исследование: психические состояния, характерология, педагогический такт и творчество. Саратов, 1993. С.7−9.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. С. 17.
- Кузьмина H.B. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. 184 с.
- Куликова Т.Г. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся первых классов с трудностями школьной адаптации //Практическая психология и логопедия. 2003. № 1−2. С.52−53.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 1998. 224 с.
- Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик: Автореф. дисс.. канд.п.н., Екатеринбург, 1996.
- Левина P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 312 с. I
- Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
- Ленская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 211 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
- Леонтьев A.A. Восприятие текста как психологический процесс //Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Виша школа, 1979. С. 18−30.
- Лернер И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки //Сов. педагогика. 1985. № 3. С.8−9.
- Лукичев Г. А. Болонский процесс императив развития высшего образования в Европе //Высшее образование сегодня. 2002. № 2.
- Лукичев Г. А. Развитие образования в государствах участниках Болонского процесса //Высшее образование сегодня. 2003. № 8.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 84 с.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол.фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 352 с.
- Малофеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. № 4. С. 3−15.
- Малофеев H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Рос. Акад. Образования, Ин-т коррекц. педагогики. М., 1996. 81с.
- Матвеева O.A., Львова Е. А. Комплексное психологическое воздействие на систему «ребенок родитель — учитель». Модель психолого-педагогического сопровождения //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 1. С.36−46.
- Матросов В. Л. Основные направления развития педагогического образования в России до 2010 г. //Высшее образование сегодня. 2002 г. № 11.
- Метельницкая Т.А. Психологическая готовность к совершенствованию педагогического мастерства //Психология учителя. М., 1989. С.32−33
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования //Вестник образования. 2003. № 18. С.53−66.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей //1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия /Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 225−231.
- Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы //Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4. С.5−19.
- Михайлова H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001.
- Михеева Г. П. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед наук. Калуга. 1996.
- Модель государственных стандартов высшего педагогического образования. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Проект. М.: МГПУ, 2004. 106 с. (Сер. «Библиотека стандартов педагогического образования»).
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Начальное образование на пороге XXI века: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тула, 25−26 апреля 2000 г. — Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. ун-та м. Л. Н. Толстого, 2000. С. 3−4.
- Новые ценности образования: забота, поддержка, консультирование: Вып. 6. М.: Инноватор, 1996.
- Опыт работы психолого-медико-социальных центров Фландрии по сопровождению учащихся. СПб., 2000.
- Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: Справ.-метод. пособие /Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2004. 416 с.
- Орлов A.A. Формирование педагогического мышления будущего учителя //Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. С.4−13.
- Орлова Г. А., Орлов О. С. //Обучение родному языку и речи как фактор развития личности. Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Брянск, 1993.
- Орлова Г. А. Теория и практика становления учителей начальной школы в университете //Педагогическое образование и наука. 2004. № 4.
- Парамонова JI.A., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование) за рубежом.: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. 240 с.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании как стратегия и тактика образования двадцать первого века //Классный руководитель. 2000. № 3.
- Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. 472 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 253 с.
- Петровский A.B. Психология развития личности. М., 1987.
- Петровский A.B. Личность в психологии. М., 1996. 498 с.
- Петровский A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Вопросы философии. 1982. № 3. С.44−54.
- Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых //Инновации в образовании. 2001. № 3. С.103−114.
- Понукалин А. Модернизация или вестернизация: позиция психолога //Высшее образование в России. 2004. № 12.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 1997.
- Проблемы перехода на многоуровневую систему педагогического образования: Материалы Всероссийского совещания. Калуга: КГПИ, 1992. 81 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (14 классы одиннадцатилетней школы). М., Просвещение, 1985. с. 1−43.
- Программа общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Начальные классы. М.: Просвещение, 1996. 397 с.
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2001. 144 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект. /Под ред. A.A. Бодалева, И. М. Палея, М. Д. Дворягиной. Л., 1976.
- Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие //Вопросы психологии. 2003.№ 4. С.76−84.
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научнопрактической конференции (14−16 марта 2001 г., Санкт-Петербург).-СПб., 2001.
- Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: Сборник научных статей и тезисов научных докладов /Под ред. Е. А. Козыревой. Москва, Арт-Бизнес-Центр, 1999.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализации. М., 2002.
- Ратнер Ф. Л. Матушевская Г. В. Подготовка учителей за рубежом. -Казань: Издательство Казан. Ун-та, 2002.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.208 с.
- Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 158 с.
- Ромашова С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1996. 23 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: БРЭ. 1993. т.1.
- Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций: Дисс. канд. пед. наук. М., 2003. 168 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.
- Сазонова 3. Болонский процесс: позиция российского преподавателя //Высшее образование в России. 2004. № 3.
- Селезнева H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект //Высшее образование сегодня. № 4. 2004.
- Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций //Высшее образование в России. 2003. № 3.
- Сенашенко, В., Ткач. О структуре современного высшего образования //Высшее образование в России. 2004. № 4.
- Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса//Завуч. 1998. № 1. С.37- 41.2Ю.Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. 188 с.
- Синягина Н.Ю. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция //Директор школы. 2001. № 9. С.49−56.
- Синягина НЛО. Сфера, в которой реализуется мастерство: Учитель-ученик //Директор школы.2000. № 5. С.58−63.
- Синягина НЛО., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности /Под ред. A.A. Деркача, И. В. Калиш. М., 2001.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993.
- Сластенин В. А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры //Научные труды МПГУ, серия психолого-педагогические науки. М., 1997. С.3−15.
- Сластенин В. А. Интегративные тенденции в системе психо лого-педагогической подготовки учителя /Приобщение к педагогическойпрофессии: практика, концепция, новые структуры. Воронеж, 1992. С.6−9.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.
- Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации //Высшее образование в России. 2004. № 6.
- Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации //Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 3−12.
- Слободчиков В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей: (в работе психологических служб) //Вопросы психологии. 2001. № 4. С.91−105.
- Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России //Высшее образовании в России. 2004. № 1.
- Смирнова С.Р. Классификация логопедических ошибок //Начальная школа. 2003. № 6. С. 15- 18.
- Сорокина Н. Студент и Болонский процесс //Высшее образование в России. 2004. № 6.
- Спирова Л.Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления //Недостатки речи у учащихся младших классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965. С. 67−84.
- Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей //Методы обследования нарушений речи у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. С. 82−93.
- Становление детской речи /Под ред. К. Ф. Седова. Вып. 2. Саратов, СГПИ, 1995. 48 с.
- Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. Научно-практическое пособие для руководителей испециалистов системы образования /В.В. Рябов. Н. П. Пищулин, Ю.В.
- Фролов и др. М.: МГПУ, 2003. 206 с.
- Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. 2002. № 4. С.20−27.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста //Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
- Творческая направленность деятельности педагога. /Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухабской Г. С. Л., 1981. 78 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международ, пед. акад., 1994. 188 с.
- Филичева Т.Б., Чевелева H.A., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
- Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение: Учебно-метод. Пособие для логопедов и воспитателей /Моск. Гос. Открытый пед. ун-т- Т. Б. Филичева. Т.В.
- Туманова. М.: Гном, 2000. 78 с.
- Формирование профессиональной культуры учителя. /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. 178 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Хабарова С.П. Формирование готовности к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Минск, 2000. 20 с.
- Хмара С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Автореф. дисс.. к.п.н. Хабаровск, 1996.
- Христева A.B. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования
- Народное образование. 2003. № 5. С. 55—61.
- Цветкова JI.C. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997. 256 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.
- Шамова Т.И. Модульное обучение (в школе): сущность, технология //Биология в школе. 1994. № 5. С.45
- Шибаева JI.B. Обучение студентов педагогического института практическому использованию психологических знаний /Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии. Тула, 1988. С.47−65.
- Штеймец А.З. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя //Вопр. психологии. 1983. № 2. С.78−83.
- Щерба JI.B. Теория русского письма.- Д.: Наука, 1983.
- Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты
- Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 38−54.
- Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1962. С. 7−50.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М.: Знание, 1991. 80 с.
- Ястребова A.B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Кн. для учителя-логопеда М.: Просвещение, 1984. 159 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. 237 с.
- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
- Carol Orton. Dyslexia in England //International Book of Dislexia: a Guide to Practice and Resources. Edited by Smythe, John Everatt and Robin Salter. 2004.P. 86−91.
- Elliot W. Eisner. Standards for American Schools Help or Hindrance? //Phe Delta Kappan. 1995. — 76. № 10. P. 758−764.
- Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach, 3d ed. N.Y.: Springer, 1994.
- Galina Orlowa. //Diskussionsbeitrage zur Ausbildungsforschung und Studienreform. — Universitt Bielefeld, IZHD, Heft 92/1.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe //Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
- Pavlidis G. Th. Conceptualization, Symptomatology and Diagnostic Criteria for Dyslexia //Perspectives on Dyslexia. Vol. 2. New York: John Wile & Sons Ltd, 1990. P. 3- 16.
- Schiff R., Raven M. The effect of morphological priming in different subtypes of developmental dyslexia. P.77−78.
- Shalev R. Developmental dyscalculia //Perat M.V. (ed.) New developments in child neurology. Bologna: Monduzzi Editore, 1998. P. 635−641.
- Stavrou L., Karvounis M.P. Constraction of a dyslexia identification test for children aging 5 to 8 years. Ibid., p.80−81.
- Stein J. The magnocellular hypothesis of developmental dyslexia. Ibid., p.82−83.
- Talcott J.B. Visual processing skills and deficits in reading disability: a meta-analisis. Ibid., p.83−84.
- Talcott.J.B. What is relationship between reading (dis)ability, attention deficits and psychophysical measures of dynamic auditory and visual processing? Ibid., p.84−85.