ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π‘ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ саморСгуляция

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Возрастной аспСкт развития ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ происходит ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ постСпСнного ΠΎΡ‚Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΊ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ состояния ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ; ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ проявлСния ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ проявлСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΊ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ использованию… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ саморСгуляция (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ — это ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ трудности, ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ с Π½Π΅Π²Π·Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ повсСднСвной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, эффСктивно Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ затруднСниям, Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ своС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ситуациях. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния Π² Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ психологии ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΊΠΎΠΏΠΈΠ½Π³-стратСгии» (Π°Π½Π³Π», ΡΠΎΡ€Ρˆ? — ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ). Под ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ понимаСтся особый Π²ΠΈΠ΄ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (А. Π›. Π–ΡƒΡ€Π°Π²Π»Π΅Π², Π•. А. Π‘Π΅Ρ€Π³ΠΈΠ΅Π½ΠΊΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€.). Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ со ΡΡ‚рСссовыми ситуациями, ситуациями повсСднСвных Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ осознанных дСйствий, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС с ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ. ВзаимодСйствиС ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π°: 1) ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ситуации (ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ситуация поддаСтся ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŽ); 2) приспособлСниС ΠΊ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°Π΅Ρ‚ся ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŽ). К Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ стратСгиям совладания относят Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, поиск ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ, ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Π½ΠΈΠ΅ (Π”ΠΆ. Амирхан). Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ стратСгии ΠΏΠΎ Ρ„окусировкС сознания: 1) Π½Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΈ (поиск способов сохранСния ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ равновСсия ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ своими чувствами); 2) Π½Π° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ значСния ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π° происходящСго для личности ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… послСдствий); 3) Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ (стрСмлСниС личности нСпосрСдствСнно ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΎ с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуациСй, противостояниС стрСссорам ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚виям).

И. Π“. Малкина-ΠŸΡ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ способов ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния:

  • 1. Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ/ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ
  • — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-фокусированныС способы повСдСния, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΡƒΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-фокусированныС способы повСдСния, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΡΡΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ;
  • 2. ΠšΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ/повСдСнчСский
  • — «ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Π΅» Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ способы повСдСния — ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ измСнСния нСприятной ситуации, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ стрСсс;
  • — «ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Π΅» повСдСнчСскиС способы — повСдСнчСскиС дСйствия ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации ΠΈΠ»ΠΈ снятиС воздСйствия стрСссогСнных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²;
  • 3. Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹ΠΉ/Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹ΠΉ
  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации (конструктивныС способы ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΠΈ, приводящиС ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π²ΡˆΠ΅ΠΉ стрСсс);

способы, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации (нСконструктивныС стратСгии, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ стрСсса)[1].

Возрастной аспСкт развития ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ происходит ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ постСпСнного ΠΎΡ‚Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΊ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ состояния ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ; ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ проявлСния ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ проявлСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΊ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ использованию ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² совладания. Π’ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ происходит усилСниС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ возмоТности ΠΈ Ρ€Π΅ΡΡƒΡ€ΡΡ‹, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ситуации, отходя ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обращСния Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ.

БаморСгуляция — понятиС, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ΅ ΠΊ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρƒ ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния, ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² психичСской активности. Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ саморСгуляции Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ связано со ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ„лСксивности. Π’. И. ΠœΠΎΡ€ΠΎΡΠ°Π½ΠΎΠ²Π° ΠΏΠΎΠ΄ саморСгуляциСй ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ психичСскиС явлСния, процСссы ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ояния», ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ «ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² психичСской активности» Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, «Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ бытия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°»[2]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π΅ саморСгуляции ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ психичСскиС процСссы. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ саморСгуляции ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΡΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ психичСской активности.

Младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст характСризуСтся Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΌ происходит становлСниС прСдпосылок ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ[3], Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… происходит ΡƒΠΆΠ΅ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС.

БчитаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ влияСт ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€[4].

Для ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ситуации (ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ убывания трудности)[5]:

  • — ΠΏΠΎΡ‚Сря, болСзнь, ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ;
  • — ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠ΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ;
  • — Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½Ρ‹Π΅ для ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ситуации;
  • — ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ покоя взрослых;
  • — Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи;
  • — Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΡŒ ΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… людСй;
  • — Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ страхи;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ с ΡƒΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΉ;
  • — ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ;
  • — ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ напряТСнныС ситуации (одиночСство, Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΈ, Π±ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ, Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ТСлания).

И. М. Никольской ΠΈ Π . М. Грановской выявлСны ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивныС способы ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников:

  • — Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ физичСских сил;
  • — ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ привязанности ΠΈ Ρ‚СлСсного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°;
  • — ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ дСтских Ρ€Π°Π·Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ Π·Π°Π½ΡΡ‚ΠΈΠΉ;
  • — ΠΏΠΎΠ³Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² «Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ» (рисованиС, Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅, мСчтания)[6].

К ΠΌΠ°Π»ΠΎΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ способам ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния относят:

  • — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π³ΠΎΡ€Π΅ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅;
  • — Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ протСста;
  • — Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

МладшиС школьники 7—9 Π»Π΅Ρ‚ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠ΅ занятия. Они Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π΅Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΊ ΠΌΠ°Π»ΠΎΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ стратСгиям совладания. Π’ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ 10—11 Π»Π΅Ρ‚ младшиС школьники ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ критичСски ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ слоТившиСся ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°. Они Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ привязанности, тСлСсного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°, обращСния ΠΊ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌ силам.

Π‘ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ для ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников 3—4 классов, ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π•. Π•. Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ конструктивными способами ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ:

  • — ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ достиТСниС Ρ†Π΅Π»ΠΈ;
  • — ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ повСдСнию;
  • — Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ психичСской напряТСнности, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ ситуации[7].

К Π½Π΅ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ способам относятся:

— ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ ситуациСй Π² ΠΈΠ»Π»ΡŽΠ·ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ, символичСском ΠΏΠ»Π°Π½Π΅, Π±Π΅Π· устранСния ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ трудности;

связанныС с ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ проявлСниями повСдСния;

— ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 8—10 Π»Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… стратСгий рСагирования Π½Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ситуации, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° своих успСхов ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡, ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π΅ ситуации ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°[8].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии младшСго школьного возраста происходит возрастаниС осмыслСнности, опосрСдованноС™ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руктивности ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ. Однако усиливаСтся индивидуализация стратСгий ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния. Π’Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ это связано с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, впослСдствии — со ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ личности.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈΠ· Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΡŽΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ способы ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ становятся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ устойчивыми ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ; ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, выстраиваСмоС Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ характСристиками ситуации.

  • [1] Малкина-ΠŸΡ‹Ρ… И. Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ°. Π‘ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊ практичСского психолога. М.: Эксмо, 2004. Π‘. 29.
  • [2] ΠœΠΎΡ€ΠΎΡΠ°Π½ΠΎΠ²Π° Π’. И. БаморСгуляция ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. М.: Наука, 2010. Π‘. 8.
  • [3] ΠœΠΎΡΠΊΠ²ΠΈΡ‚ΠΈΠ½Π° О. А., Π›Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΊΠΎ Π’. Π’. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ…ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² // ВСстник практичСской психологии образования. 2012. № 1. Π‘. 56—61.
  • [4] Π‘ΡƒΡ€ΠΊΠΎΠ²Π° Π•. Π“. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуаций младшими школьниками: Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Ρ„. дис… ΠΊΠ°Π½Π΄. психол. Π½Π°ΡƒΠΊ. М., 2004.
  • [5] ΠœΠΎΡΠΊΠ²ΠΈΡ‚ΠΈΠ½Π° О. А, Π›Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΊΠΎ Π’. Π’. Π£ΠΊΠ°Π·. соч. Π‘. 59.
  • [6] Никольская И. М., Грановская Π . М. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π° Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. БПб.: Π Π΅Ρ‡ΡŒ, 2000.Π‘. 124.
  • [7] Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ²Π° Π•. Π•. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² овладСниямиими Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 9—11 Π»Π΅Ρ‚: Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Ρ„. дис… ΠΊΠ°Π½Π΄. психол. Π½Π°ΡƒΠΊ. М., 1990.
  • [8] Π’Ρ‹ΡˆΠΊΠΎΠ²Π° М. ИсслСдованиС устойчивости личности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. Π‘. 27—34.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ