Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коллективное взаимообучение. 
Практическая педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продуктивная технология хорошо работает как в индивидуальном, так и в коллективном воспитании. При использовании ее в группе успеваемость даже повышается, потому что в этих условиях используется сила взаимообучения (взаимовоспитания). Мы уже исследовали действие одного из важных педагогических законов — закона взаимообучения, из которого следует, что продуктивность обучения и воспитания… Читать ещё >

Коллективное взаимообучение. Практическая педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Групповое (коллективное) обучение и воспитание остается главной формой организации эдукации в нашей школе. Нет никаких указаний на то, что в недалеком будущем эта форма уступит свое место индивидуальной или микрогрупповой, поэтому следует искать способы повышения влияния коллектива на обученность и воспитанность каждого воспитанника. Иными словами, следует переключить мощь коллективного влияния на достижение высокой продуктивности.

Продуктивная технология хорошо работает как в индивидуальном, так и в коллективном воспитании. При использовании ее в группе успеваемость даже повышается, потому что в этих условиях используется сила взаимообучения (взаимовоспитания). Мы уже исследовали действие одного из важных педагогических законов — закона взаимообучения, из которого следует, что продуктивность обучения и воспитания повышается, если ученики воспитывают и обучают друг друга. В продуктивной технологии влияние коллектива на личность следует развивать и использовать в полную силу. Педагог должен хорошо понимать, что происходит в классе. Рассмотрим важные для сплочения коллектива моменты, чтобы коллектив стал инструментом помощи каждому школьнику в многотрудном деле воспитания.

Сначала педагог объяснит детям, что вместе учиться и преодолевать трудности воспитания легче. Ученики должны помогать друг другу.

Ученикам нужно помочь объединиться в коллектив. Это тоже непросто, коллективное объединение с характеристиками, рассмотренными выше, не может возникнуть само собой.

Управлять ученическим коллективом — значит управлять процессом его создания и функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом, по А. Т. Куракину, осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

  • 1) сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;
  • 2) организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений, разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

  • 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;
  • 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
  • 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

А) расширения функций ученического самоуправления;

5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила.

  • 1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность школьников, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ученики, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
  • 2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
  • 3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.
  • 4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления, которым становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
  • 5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
  • 6. Демократизация воспитания не означает упразднение контроля выполнения членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции, сущность которой в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
  • 7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

К чему это обязывает воспитателя? К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет терпеливо учить и относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

  • 8. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально, либо совсем не выполняются. В этом случае ученики фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. В этом случае положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
  • 9. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).
  • 10. Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентаций. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. В связи с этим надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
  • 11. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе, в результате которого появляются новые лидеры, занимающие в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой