Региональные аспекты развития образования в Республике Саха (Якутия): Историко-педагогический анализ
Диссертация
В результате анализа и обобщения опыта становления и развития якутской школы в советский и постсоветский периоды выявлено: во-первых, богатая и самобытная материальная и духовная культура народов Республики Саха (Якутия), уходящая своими корнями в отдаленное прошлое, возрождается и получила возможности для дальнейшего интенсивного развития в результате децентрализации управления школой… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Концептуальные подходы к регионализации образования
- 1. 1. Регионализация образования как социально-педагогический феномен
- 1. 2. Развитие региональной системы образования в России
- Выводы по главе
- Глава II. Регионализация образовательной системы школ
- Республики Саха (Якутия)
- 2. 1. Общее понятие регионализации в российской образовательной системе
- 2. 2. Региональные аспекты развития образования в Республике
- Саха (Якутия)
- 2. 2. 1. Развитие регионального образования в советский период
- 2. 2. 2. Регионализация школьного образования в Республике
- Саха (Якутия) в постсоветский период
- 2. 3. Региональные аспекты полиязычного образования в Республике Саха (Якутия)
- Выводы по главе
Список литературы
- Адамов А.К. Ноосферная Республика Россия. Теория и практика развития /А.К.Адамов Саратов, 2001. — 267 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем) /И.Ю. Алексашина. СПб., 1997. — 153 с.
- Аманбаева Л.И. Личностно-ориентированное обучение и организация школьного образования / Л. И. Аманбаева И Нар. образование Якутии. -2000. -№ 1.- С. 67−69.
- Аммосов М.К. Внимание Наркомпросу / М. К. Аммосов // Автономная Якутия. Якутск. — 1922. — № 14. — С. 3.
- Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1995. — 496 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Под. ред. A.A. Бодалева. Воронеж: Модэк, 1996. — 384 с.
- Адамова А.К. Теория и практика развития / А. К. Адамова. -Саратов, 2001. -267 с.
- Андреев Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): Дис: канд. пед. наук / Г. П. Андреев. М., 1977. — 153 с.
- Анисимов В.М. Научные основы обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (сопоставительный аспект): Пособие для учителя / В. М. Анисимов. Якутск: Офсетчик, 1991. — С. 104.
- Анисимов В.М. Полиглосия. Поликультура. Полинационализм / В. М. Анисимов // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге Ш тысячелетия: Материалы Всеросс. науч. практ. конф. — Якутск, 2000.-С. 138−140.
- Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия /А.И.Арнольдов. -М.: Грааль, 1997. 328 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. Москва — Воронеж, 1996. — 767 с.
- Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1966. — 344 с.
- Афанасьев В.Ф. Народное образование в Якутии за 50 лет / В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1968. — 28 с.
- Афанасьев В.Ф. Народное образование в Якутии / В. Ф. Афанасьев // Национальные школы РСФСР за 40 лет / Под. ред. Ф. Ф. Советкина. М: АПН РСФСО, 1958. — С. 34.
- Афанасьев JI.A. Айыы уорэ5э / JI.A. Афанасьев. Дьокуускай, 1990. 180 с.
- Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки // Цивилизация /М.А.Барг. М.: Наука, 1993.
- Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: Академкнига, 2002. — 455 с.
- Баскаков H.A. Русские фамилии тюркского происхождения /Н.А.Баскаков. -М., 1979.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батшцев // Проблема человека в современной философии. -М., 1969.-С. 17−20.
- Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности / H.A. Бердяев. М.: Моск. психол. — соц. ин-т- Флинта, 1999. — 310 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология /Б.М.Бим-Бад. М.: УРАО, 1998.-576 с.
- Богомолов В.В. Тюркские традиции в развитии костюма русских // Этнографическое обозрение /В.В.Богомолов. -2001. № 1. С. 156.
- Борель Э. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом науки / Э. Борель // Мат. просвещение. 1958. — № 3. — С. 93.
- Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. Москва — Воронеж: Модэк, 1995. — 349 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. 1978. — № 4. — С. 15.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. — 120 с.
- Бондаревская Е.В. Концепция сельской школы / Е. В. Бондаревская, Л. В. Левчук, Ю. А. Могилин // Сельская школа. 1998. — № 3. — С. 68−82.
- Борисов М.И. Модель национальной школы -гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия): Автореф. дис: канд. пед. наук / М. И. Борисов. С. — Петерб. Инт образования взрослых. — СПб., 1998. — 20 с.
- Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: На материале якутских школ Республики Саха / П. П. Борисов. М., 1998. — 154 с.
- Бойтунов A.C. Улучшить в школах преподавание якутского языка / Бойтунов A.C. // Кыым. 1952. — 4 ноября.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис: д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. М., 1991. — 401 с.
- Бураева О.В. Орнаментика в культуре кочевников и старообрядцев Забайкалья: архетипы традиционного сознания // Проблемы истории -икультуры кочевых цивилизаций Центральной Азии /О.В.Бураева. — Улан-Удэ, 2000. Т. 2. С. 335−338.
- Братина Д.Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии / Д. Г. Братина: Дис: канд. истор. наук. -М., 1981.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М., 1983. — 145 с.
- Вернадский Г. В. Монголы и Русь /Г.В.Вернадский. М., 2000.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика в условиях длительной социально-экономической нестабильности / Г. Н. Волков // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксар, 1974. — 198 с.
- Волков Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды / Г. Н. Волков, // Сост.
- A.A. Григорьева. Якутск: Кудук, 1998. — 76 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
- Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. науч. статей / Под ред. Л. И. Новиковой, JI.B. Алиевой. М.: АСОПиР РФ. — 2000. — 72 с.
- Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. A.A. Грицанова. -.М.: ACT- Минск: Харвест- Современный литератор, 2001. 1313 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред.
- B.В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избр.психол.соч. /Л.С .Выготский. -М.: Мысль, 1956.
- Выготский JI.С. Психология воспитания / Л. С. Выготский. М.: Мысль, 1990.-293 с.
- Габышева Ф.В. Теория и практика модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия): Дис: д-ра пед. наук / Ф. В. Габышева Ин-т педагогики социальной работы РАО. — М., 200. — 324 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Х.Г.Гадамер. М., 1988.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996.-С. 10−38.
- Гальперин П.Я. Управление процессом учения: новые исследования в педагогических науках / П. Я. Гальперин. М., 1965. — Вып. 4. — 219 с.
- Гельвеций К.О. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.Гельвеций. М., 1968. — С. 64.
- Герасимов В.Г. От знаний к творчеству (становление личности) / В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, Л. И. Филиппов. — М.: МЭИ, 1995. — 228 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций / Б. С. Гершунский. М.: Интер. Диалект, 1997. — 697 с.
- Гершунский Б.С. Россия США: интеграция в сфере образования (ценностно-целевые приоритеты) /Б.С.Гершунский. — М.: РАО, 2003. — 444 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования /Б.С.Гершунский. М.: Флинта, 1998.-432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И.Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Гогебашвили Я.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1954.
- Григорьева A.A. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Автореф. дис: д-ра пед. наук / A.A. Григорьева. Инт-т педагогики социальной работы РАО. М., 1999. — 32 с.
- Гумилев JI.H. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации /Л.Н.Гумилев. М., 1993.
- Гурьев С.С. О состоянии преподавания русского языка в школах Якутии / С. С. Гурьев. Якутск, 1948. — 108 с.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224 с.
- Данилов Д.А. Всеобуч на Крайнем Севере / Д. А. Данилов // Нар. образование. 1965. — № 6. — С. 17−18.
- Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере Якутской АССР: / Автореф. дис: канд. пед. наук / Д.А. Данилов- НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. М., 1966. — 19 с.
- Данилов Д.А. Большая проблема маленьких школ /Д.А.Данилов // Соц. Якутия. — 1966. 18 окт.
- Данилов Д.А. Типы школ в северных районах Якутии / Д. А. Данилов.'-Якутск, 1967. 20 с.
- Данилов Д.А. Наслежно-улусное социальное воспитание / Д. А. Данилов. -М.: РАО, 1997.-127 с.
- Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири / Д. А. Данилов. Якутск: Кн. Изд-во, 1976. — 240 с.
- Данилов Д.А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационнопедагогического обеспечения / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. — Новосибирск: Наука, 1999. 136 с.
- Данилов Д.А. Этнопедагогические традиции в региональном образовании (Республика Саха и США) / Д. А. Данилов, К. И. Федорова, Л. И. Федорова. -Якутск, 2000.-96 с.
- Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. Пособие / А. Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 352 с.
- Джуринский А.Н. Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии /А.Н.Джуринский. М.: УРАО, 1998. -64 с.
- Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию. Женева, 7 окг. 1994 г., ЕБВ1Е СОМ^ЮТЕБ 44/5 Ргоу Яеу: Материалы первой сессии Междунар. комиссии по образованию для XXI века. — ЮНЕСКО, 1993. 24 марта.
- Дик Ю. И. Двенадцатилетка: проблемы и решения / Ю. И. Дик, М. В. Рыжаков // Двенадцитилетняя школа. 2000. — № 3. — С. 26.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование /К.Д.Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. М:: Интерпракс, 1994. — 248 с.
- Дубинин Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
- Егоров Н.В. Итоги шестых республиканских «Педагогических чтений» / Н. В. Егоров: Ежегодник республиканский «Педагогических чтений». -Якутск, 1958. Вып. 6. — С. 3−15.
- Жегусов И.П. Культурная революция в Якутии / И. П. Жегусов. Якутск, 1968.-609 с.
- Жирков И.Н. Итоги первой пятилетки и основные наметки / И. Н. Жирков // Соц. Якутия. Якутск. — 1938. — № 168 — С. 4.
- Жирков И.Н. Спорные вопросы якутской национальной письменности и орфографии /И.Н. Жирков // Соц. Якутия. Якутск. — 1937. — № 231. — С. 4.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция / Е. П. Жирков. Шаги Республика Саха Якутия. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
- Запесоцкий A.C. Образование: философия, культура, политика /А.С.Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии /В.В.Зеньковский. М.: Свято-Владимирское братство, 1993.
- Иванов Н.И. Обучение русской грамоте в якутской школе / Н. И. Иванов. -Якутск, 1957. 17 с.
- Иванов A.B. Духовно-экологическая цивилизация: Устои и перспективы. /А.В.Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин. Барнаул, 2001.
- Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования / В. Н. Иванов. Чебоксары, 1999. — 184 с.
- Иванова A.B. Математическое образование в регионах Севера: Монография / A.B. Иванова Якутск: НЦ СО РАН, — 1996. — 279 с.
- Иванова A.B. Педагогические основы регионализации общего образования: Монография / A.B. Иванова, А. П. Иванова. Якутск, 2003. -96 с.
- Из истоков народной педагогики якутов /Под ред. П. П. Борисова. Якутск, 1992. -120 с.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Путь к очевидности. -М., 1993, С. 285−300.
- Исламшин Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана / Р. А. Исламшин. М., 1995. — 227 с.
- Ильина Л.П. Пути оздоровления этноса РС(Я) / Л. П. Ильина // Этнические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000. — С. 28−29.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — С. 354.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Авторские школы Москвы, 1992. — 125 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
- Ключевский В.О. Статьи по русской культуре. Два воспитания /В.О.Юпочевский // Соч. в 9 т. Т.1Х. М.: Мысль, 1990.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии /И.А.Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 288 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 1—42.
- Концепция непрерывного образования // Нар. образование. -1989. № 10 -С. 3−12.
- Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности. Якутск, 2000. — С. 7.
- Константинов H.A. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / H.A. Константинов, E.H. Медынский. M: АПН РСФСР, 1937. — 256 с.
- Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания /А.Г. Корнилова //Наслежно-улусное воспитание. -М., 1997. -ч. 1−11. -С. 16−22.
- Конфуций и его школа. //Беседы и Суждения М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. -176 с.
- Корякина H.A. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (на традициях народной педагогики якутов): Дис: канд. пед. наук / H.A. Корякина. Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда России. — М., 2002. — 210 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов -исследователей / В. В. Краевский. — Чебоксары, 2001. 244 с.
- Кричевский В. Ю, Управление школьным коллективом / В. Ю. Кричевский. JL: Знание, 1985. — 32 с.
- Крылова Н.Б. культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000. — 277 с.
- Кулюткин Ю.Н. Мировосприятие и образ жизни / Ю. Н. Кулюткин, C.B. Тарасов. СПб.: Образование — Культура, 1999. — 100 с.
- Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности / JI.H. Куликова. -Благовещенск: БГПУ, 2001. 342 с.
- Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель / П. И. Кушнер // Краткие сообщения ин-та этнографии им. H.H. Миклухо -Маклая. Вып. — УШ. 1949. — С. 3.
- Кычкина A.A. Организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дис: канд. пед. наук / A.A. Кычкина. Якутск, 2001. — 20 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ. — 1982. — 288 с. — С. 21−27.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ.-1982.-С. 150−159.
- Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / B.C. Леднев. М.: АПН СССР, 1998. — 282 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Лихачев Б.Т. Культура как целостная среда / Б. Т. Лихачев // Новый мир. -1994.-№ 8.-С. №-8.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения. Т. 5. / A.C. Макаренко. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с.
- Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ. — 1982. — С. 108−117.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя -воспитателя / Л. И. Маленкова. М.: Пед. о-во России: Ноосфера, 1999. -300 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 137 с.
- Махаров Е.М. Философия человеческого общества: Социальная антология. Социальная гносеология. Социальная динамика / Е. М. Махаров. М.: Мысль, 1999.-335 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Михайлова Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) / Е. И. Михайлова. Якутск, 1999. — 152 с.
- Моисеев H.H. Экология и образование/ Н. Н. Моисеев. —М.:Юнисам, 1996. -192 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
- Мызан Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальном Востоке: Автореф. дис.: д-ра пед. наук /Г.И.Мызан. -Хабаровск, 1997. 38 с.
- Мясшцев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясшцев // Психология личности. Тексты // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева, М.: МГУ, 1982. — С. 35−37.
- Нагорнов Н.В. Теория и практика гуманистического образования / Н.В. НаГорнов, Л. Д. Соломенко. М.: Пед. о-во России, 2001. — 80 с.
- Непрерывное повышение квалификации: «Научно-методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации работников образования.» Материалы межрегион, науч. прак. конф.// - Якутск: ИПКРО, 1997. — 125 с.
- Неустроев Н.Д. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школы / Н. Д. Неустроев, Т. Т. Саввинов. Якутск, 1992. — 68 с.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера / Н. Д. Неустроев. Якутск: ИПКРО, 1999. — 140 с.
- Никандров Н.Д. Россия : социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Пед. о-во России, 2000. — 3004 с.
- Никитина Е.С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Е. С. Никитина, Д. А. Данилов. Новосибирск, 2000. — 160 с.
- Николаев М.Е. Образование наш единственный приоритет / М. Е. Николаев. — Якутск, 1999. — С. 55−56.
- Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 / Сост. И. К. Журавлев.: Педагогика, 1989. — 72 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Новикова А.Г. Духовное возрождение народов Севера и Арктики / А. Г. Новикова // Научно-информационный бюллетень Турук (мониторинг). — Якутск, 1994. № 4. — С. 38−41.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Пермь: ИПКРО РС (Я), 1996. -147 с. 1460 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. — С. 33−36,40−41.
- Орлов В.В. Модель федеративно-региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере образования / В. В. Орлов. -М., 1993.-10 с.
- Орлова И.Б. Евразийская цивилизация /И.Б.Орлова М., 1998.
- Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири / А. П. Панчуков. Улан-Удэ. — 1959. — 512 с.
- Пермяков Д.В. Ликвидация неграмотности в ЯАССР / Д. В. Пермяков. -Якутск, 1975. 80 с.
- Петров П.У. Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии / П. У. Петров. Якутск, 1953. — 72 с.
- Педагогика народов мира. История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додде. М.: Пед. о-во России, 2000. — 576 с.
- Нъэлл А. Процессы творческого мышления (пер. с англ) / А. Нъэлл, Дж.И. Шоу, Г. А. Сайсон // Психология мышления: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 392−394.
- Петров Ю.И. Сотвори себя сам или пятнадцать лет спустя / Ю. И. Петров // Альма-матер. 2001. — № 5. — С. 3.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. — 512 с.
- Петровский A.B. Развитие личности. Возрастная периодизация / A.B. Петровский // Психология развивающейся личности. М. — 1987. — С. 47.
- Петров Т.Н. Отстаивание национальной идеи: и историческая этнопедагогика / Т. Н. Петров. М.: Прометей, 2000. — 2001 с.
- Петрова М.К. От родного порога в мир общечеловеческих ценностей / М. К. Петрова // Концепция образования и развития национальной школы РС (Я): замысел, достижения, возможности. Якутск, 2000. — С. 177−178.
- Постановление ВЦИК «Об единой трудовой школе» от 16 октября 1918 г.
- Постановление СНК ЯАССР «Об увеличении количества школ и числа учащихся» от 30 сентября 1922 г.
- Постановление СНК ЯАССР «О введении якутского языка в школах» (1922).
- Потапов Е.А. Столичные стандарты образования: управление разработками и внедрением /Е.А.Потапов, Д. Б. Дмитриев. // Россия 2010. -1994. № 4. — С.40−46
- Резолюция Якутского обкома «О плане якутизации школ 1 ступени к 192 930 учебного года» от 24 апреля 1928 г.
- Постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 25 июля 1930 г.
- Постановление НКП РСФСР «О преподавании во всех группах якутской семилетки на родном языке» от 1923 г.
- Постановление ОК ВКП (б) «О введении русского алфавита» от 10 ноября 1938 г.
- Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» от 13 марта 1938 г.
- Постановление 11 пленума Обкома партии и 11 сессии ЯЦИК «О введении всеобуча на территории ЯАССР» (1931).
- Постановление ЦК ВКП (б) СНК СССР «Об учебниках начальной и средней школы» (1933).
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр» : педагогические воззрения народа саха / И. С. Портнягин. М.: Academia. 1999 — 184 с.
- Педагогические сочинения.: В 2 т. Т. 2. — С. 307.
- Программа воспитательной работы в школах Республики Саха (Якутия) «Эркээйи» Якутск, 1992.
- Резолюция Якутского обкома «О плане якутизации школ 1 ступени к 193 930 учебному году» от 24 апреля 1928 г.
- Региональная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы. Якутск, 1998. — 104 с.
- Республика Саха и международное образовательное пространтво: перспективы развития: Сб. материалов междунар. науч-практ. конф. 2526 апреля 2001 г. / Сост. А. М. Чоросова, P.C. Мамаева, Н. В. Ситникова, E.H. Габышева и др. — Якутск, 2001. 360 с.
- Реформы школьные // Педагогический словарь: В 2 т. М., 1960. — Т. 2. -С. 265−267.
- Рогалева Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе / Г. Рогалева // Новые ценности в образовании. Вып. 4. — М., 1996.-С. 65−67.
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -189 с.
- Рыков В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема /В.В.Рыков. Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1999. С. 13−14.
- Рыков В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема /В.В.Рыков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
- Рысак Л.И. Школа творческого развития личности / Л. И. Рысак, Н. П. Капустин, Л. А. Комисарова, С. М. Коровкина. М.: Пед. о-во России, 2002. -96 с.
- Саввин З.П. Развитее народного образования в Якутии / З. П. Саввин // Молодой большевик. 1952. — 22 июня.
- Саввинов Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920−1995 гг.) / Т. Т. Саввинов.: Автореф. дис: д-ра пед. наук. -М., 1996.
- Саввинов П.Н. Обучение русской грамоте в якутских школах / П. Н. Саввинов. Якутск, 1949. — С. 38−46.
- Савицкий П.Н. Континент Евразии /П.Н.Савицкий. М., 1997.
- Сборник декретов и постановлений Рабочего и Крестьянского правительства по народному образованию: Вып. 1. М.: Изд-во Народного комиссариата просвещения, 1919. — 204 с.
- Сергеева С.С. Этнопедагогический подход к проблеме валеологического воспитания // С. С. Сергеева // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000. — С. 66.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: от теории к региональной системе / В. В. Сериков // Преподаватель. 1998. — № 3. — С. 31.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сковородников В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования: Автореф. дис.: канд. пед. наук / В. В. Сковородников. Красноярск, 1995. — 20 с.
- Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М., 1997. — 485 с.
- Социокультурные аспекты воспитания в современном мире: Материалы IX конф. молодых ученых, 22−23 мая 2001 г. / Под общ. ред. И. В. Цветковой. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
- Содержание школ // Автономная Якутия Якутск. — 1922. — № 81. — С. 3.
- Сокорутова Л.В. Развитие дидактических инноваций в системе народного образования в Республике Саха (Якутия) (1917−1958 гг.): Дис: канд. пед. наук / Л. В. Сокорутова. Якутск, 2000. — 122 с.
- Степаненко Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Степаненко. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования /Л.А.Степашко. М.: Флинта, 1999. — 272 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3: Разговор с молодым директором школы. Мудрая власть коллектива, Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. — М., 1980. — 639 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. 2-е изд. /В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
- Сюльский С.С. Народное образование в ЯАССР за 20 лет Октябрьской революции / С. С. Сюльский // Соц. Якутия. Якутск. — 1937. — № 248. — 14.
- Тимофеев-Терешкин М. Н. Вниманию учительского съезда (о системе обучения и типе якутских школ) / М.Н. Тимофеев-Терешкин // Автономная Якутия. Якутск. — 1925. — № 138. — С. 4.
- Тимофеева P.E. Национальная культура в последипломном образовании педагогов : Монография / P.E. Тимофеева. Якутск, 1998. — 224 с.
- Тимофеева С.М. Из истории развития организационно-методического обеспечения изучения родного языка в якутской школе: (1917−1958 гг.): Автореф: дис: канд. пед. наук / С. М. Тимофеева. Якутск, 2000. — 16 с.
- Узнадзе Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту / Д. Н. Узнадзе // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. — М.: МГУ, 1982. — С. 80−84.
- Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект / К. Д. Уткин. -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
- Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд., перераб. и допол. / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1994. — 134 с.
- Учебные планы общеобразовательных средних школ Республики Саха (Якутия) с 1992−93 учебного года. Якутск, 1996. — С. 13−53.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. Собр. соч. М. — Л., 1950. — Т. 8 — С. 776.
- Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания / Л. И. Федорова. Якутск: ИПКРО, 1997. — 104 с.
- Фесенкова Л.В. Проблемы теософии и биофилософии в современном общественном сознании // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра /Л.В.Фесенкова. М.: ИФРАН, 1996. — С.182−193
- Филиппов К.А. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции СПб., 1996. С.395−397.
- Философский энциклопический словарь. М., 1983. — 840 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Хаберма Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хаберма // О человеке в человеке / Под ред. Ю. Т. Фролова. М., 1991. — С. 206.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления разных лет /М.Хайдеггер. М., 1993.
- Холл Кэлвин С. Теория личности / С. Холл Кэлвин, Гарднер Линдсей. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592 с.
- ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 1, д. 186, 90.
- ЦГА ЯАССР, ф. 56, оп. 1, д. 51.
- Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. М.: Пед. о-во России, 2001. — 224 с.
- Чехордуна Е.П. Взаимодействие как фактор воспитания и социализации личности сельского ребенка / Е. П. Чехордуна // Наука и образование. -2002 г.-№ 1.- С. 118−122.
- Чехордуна Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании детей: Автореф. дис: канд. пед. наук / Е. П. Чехордуна. Якутск, 1998. — 22 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. М.: Сентябрь. — 1998. -14 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. — 98 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: АПП ЦА, 1992. — 64 с.
- Шадрин П.И. Организационно-педагогические проблемы образовательной школы Якутской АССР / П. И. Шадрин. Якутск, 1973. — 168 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Дисс. докт.пед.наук /В.К.Шаповалов. М., 1997. — 308 с.
- Шевченко А.К. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка / А. К. Шевченко. Киев: Наукова думка, 1991. — 190 с.
- Шептулин А.П. Дидактический метод познания / А. П. Шептулин. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
- Школы Сибири за 60 лет Советской власти / Под ред. П. П. Костенкова: Барнаул, 1982. 255 с.
- Штомка П. Социология социальных изменений / П. Штомка. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 414 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001.-144 с.
- Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб., 2000. — 416 с.
- Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Часть 1 / Под ред. A.A. Григорьевой. — Якутск, 2000. — 151 с.
- Waiier W. W. The Sosiology of Teachihg. -N. Y., 1932. C. 8.
- Яновский К.П. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания / К. П. Яновский // Антология педагогическоймысли России второй половины XIX- начала XX в. М.: Педагогика, 1990.-603 с.
- Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект в контексте мирового опыта / Т. Ф. Яркина. М., 1996. — 81 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда и развитие школы / В. А. Ясвин. М., 2000. — 67 с.
- ЯЦГА ф. 57, оп 1, д. 55 д.243. ЯЦГА ф. 57. оп 1. д. 823.244. ЯЦГА ф. 57. оп. 2. д. 25.245. ЯЦГА ф. 57, оп 2, д. 60.246. ЯЦГА ф. 57. оп. 2, д. 73
- ЯЦГА ф. 57. оп. 3 д. 202. с. 11−12.
- ЯЦГА ф. 57. оп.7, д. 5 с. 228.249. ЯЦГА ф. 57, д. 33, с. 58.
- ЯЦГА ф.57, оп. 7. д. 44, с. 111.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 7. д. 193. с. 5−67.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 7. д. 221. с. 3.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 7, д. 93. с. 321.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 9.д. 3. 35−37.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 11. д. 107.
- ЯЦГА ф. 57. оп. 11. д. 110.
- ЯЦГА ф. 60. оп. 21. д. 2524. с. 24.258. ЯЦГА ф. 60. оп. 3 д. 93.
- ЯЦГА ф. 68. оп. 1. д. 11. с. 23.
- ЯЦГА ф. 68. оп. 1. д. 1191 с. 23.
- ЯЦГА ф. 69. оп. 1. д. 109. с. 1.
- ЯЦГА ф. 70. оп. 87. д. 80. с. 22.
- ЯЦГА ф. 296. оп. 1. д. 502. с. 48.
- ЯЦГА ф. 296. on. 1. д. 196. с. 1. с. 2.
- ЯЦГА ф. 605. on. 1. д. 7. с. 3.
- ЯЦГА ф. 605 on. 1. д. 173. с. 52.
- ЯЦГА ф. 605. on. 1. д. 270. с. 9−12.
- ЯЦГА ф. 605 on. 1. д. 771. с. 80.
- ЯЦГА ф. 693. on. 1. д. 505. с. 10.
- ЯЦГА ф. 693. on. 1. д. 563. с. 104.
- ЯЦГА ф. 2. on. 1. д. 17. с. 117−119.
- ЯЦГА ф. 3. on. 1. д. 125. с. 17.
- ЯЦГА ф. 3. оп. 125. д. 116. с. 17.
- ЯЦГА ф. 17. оп. 20. д. 641. с. 82.
- ЯЦГА ф. 17 оп. 20. д. 652. с. 102.
- ЯЦГА ф. 17. оп. 20. д. 648. с. 68.
- ЯЦГА.ф. 17. оп. 20. д. 652. с. 104.
- ЯЦГА ф. 17. оп. 21. д. 5775. с. 172.
- ЯЦГА ф.оп. 267. д. 1709. с. 22.
- ЯЦГА ф. 50. on. 1. д. 1756. с. 137.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 9. с. 10.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 29. с. 3.
- ЯЦГА ф. 57. on. on. 1. д. 62. с. 15.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 65. с. 6.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 105.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 248.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 389.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 443.
- ЯЦГА ф. 57. on 1. д. 457. с. 11.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 458. с. 18.
- ЯЦГА ф. 57. оп.1. д. 472. с. 13.
- ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 532. с. 6 с. 103.