Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные аспекты развития образования в Республике Саха (Якутия): Историко-педагогический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа и обобщения опыта становления и развития якутской школы в советский и постсоветский периоды выявлено: во-первых, богатая и самобытная материальная и духовная культура народов Республики Саха (Якутия), уходящая своими корнями в отдаленное прошлое, возрождается и получила возможности для дальнейшего интенсивного развития в результате децентрализации управления школой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Концептуальные подходы к регионализации образования
    • 1. 1. Регионализация образования как социально-педагогический феномен
    • 1. 2. Развитие региональной системы образования в России
  • Выводы по главе
  • Глава II. Регионализация образовательной системы школ
  • Республики Саха (Якутия)
    • 2. 1. Общее понятие регионализации в российской образовательной системе
    • 2. 2. Региональные аспекты развития образования в Республике
  • Саха (Якутия)
    • 2. 2. 1. Развитие регионального образования в советский период
    • 2. 2. 2. Регионализация школьного образования в Республике
  • Саха (Якутия) в постсоветский период
    • 2. 3. Региональные аспекты полиязычного образования в Республике Саха (Якутия)
  • Выводы по главе

Региональные аспекты развития образования в Республике Саха (Якутия): Историко-педагогический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения и происходящие в обществе перестройка экономики и социальных отношений, демократизация общественной жизни в такой многонациональной стране, как Россия, требуют более глубокого изучения и обобщения уникального культурного наследия каждого народа, отражающего многовековые традиции, обычаи и нравы, своеобразие национального самосознания. Главная из этих задач — изучение, внедрение в практику учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений традиций этих народов, сохранение и обогащение огромного наследия прошлого, выработанного в условиях эволюционного, естественного развития.

В этих условиях регионализация образовательной сферы становится объективной необходимостью. Сама постановка проблемы стала возможна только на основе глубоких предшествующих исследований. Философско-социологические труды создают теоретическую основу для изучения регионализации образовательного пространства, рассмотрения объектно-субъектных и субъектно-субъектных взаимосвязей, выявляющих сущность управляющего воздействия (Г.С. Арефьева, АМ. Гендин, М. С. Каган, КС. Кон, В А. Лекторский, КЛ Любутин, АН. Фалалеев, ГЛ Щедровицкий и др.). Методологическое представление о том, как складываются региональные системы, основывается на идеях, изложенных в трудах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. Бубера, К. Ясперса и др.

Исследования регионального характера в сфере образования имеют историю в отечественной и зарубежной науке. Регионология как одно из направлений исторической науки стала складываться в России еще в первой трети XIX в., тогда же появилось понятие «местная история» (КЛ. Лебедев). Вопрос об изучении зависимости характера образования от региональных условий представлен в педагогическом наследии В Л". Белинского, НА. Добролюбова, ПГ. Редкина, К. Д. Ушинского, НГ. Чернышевскогоон получил отражение в концепции народного воспитания, основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.

Большинство работ, посвященных формированию и развитию региональных систем образования, нашли отражение в монографии ВМ. Петровичева «Региональное образование» (Тула, 1994 г.).

В своих трудах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, К. Насыри и др. дали исчерпывающее объяснение присутствия народного воспитания в своей педагогической практике, заложили традицию уважения к народной педагогике, обогатили педагогическое мышление и педагогическую деятельность опытом осмысления в реализации возможностей народной педагогики.

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли труды В. Х. Арутюняна, Г. И. Батуриной, А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, О. Д. Мукаевой, М. Г. Тайчинова, А. Ф. Хинтибидзе и др. Основная идея этих трудов состоит в том, что теория и практика этнической педагогики является значимым компонентом регионализации образовательной сферы. В исследованиях указанных авторов подчеркивается, что каждый народ имеет свой идеал воспитания, который меняется вместе с изменениями его жизни, миросозерцания. История сохранила те традиции воспитания, которые можно использовать и в современных условиях.

Развитию образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры посвящены исследования К. Пауэла, в частности, по вопросам, связанным с образованием коренных народов тихоокеанских островов Индии, Америки. Проблемам школ аборигенных народов Гренландии, Канады, Аляски, их истории и культуре посвящены научные исследования Ж. Малори.

Огромный вклад в решение научной проблемы развития региональных систем образования в глобальном масштабе внесли исследования Б.М.Бам-Бада, С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, А. Н. Джуринского, Г. В. Микаридзе, Н. Д. Никандрова, ЛА. Степашко и др.

Вопросы, связанные с выявлением механизмов региональной политики в образовании, рассматриваются в трудах Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, Д. В. Дмитриева, Е. В. Ткаченко, П. Я. Гондмахера, В. Ч. Бельды, В. П. Красильникова и др.

Отдельные аспекты регионализации образования стали предметом специальных исследований. Так, в диссертациях Мызан ГЛ. рассматриваются региональные аспекты физкультурного образования на Дальнем Востоке (1997г.), Сковородникова В. В. — социально-педагогические основы управления регионализацией образования (1995г.), Атгаевой ЛИ. — развитие региональной образовательной системы в Кабардино-Балкарии в 90-х гг. и др. Отдельные аспекты регионализации образования в Якутии освещаются в трудах местных авторов насьева, У. А. Винокуровой, ААХригорьевой, ДА. Данилова, АЛЗ. Ивановой, АПСорниловой, Н. Д. Неустроева, АЛ Оконешниковой, ПК. Шамаева и др.

Что касается истории образования Республики Саха (Якутия), то в 1924 г. педагог-историк и краевед Г. А. Попов выпустил «Очерки по истории Якутии» в 2-х частях, историк-краевед М. А. Кротов составил учебное пособие «Якутская АССР», выпущенное на русском и якутском языках. Вопросами истории образования в республике занимались также В. Ф. Афанасьев, ГШ. Шадрин и др. В последние годы выполнены также диссертационные исследования СМТимофеевой («История развитая организационно-методического обеспечения изучения родного языка в якутской начальной школе (1917;1958 гг.)»), ЛВ. Сокорутовой («Развитие дидактических инноваций в системе народного образования в Республике Саха (Якутия) (19 171 958 гг.)»).

Теории, практике и истории межнациональных отношений, развитию наций, народностей в Якутии посвящены труды ВН. Иванова, ПС. Максимова, ЕМ. Макарова, Б Л Попова, ПЛ. Слепцова, НЛ Тобурокова и др. Вопросы языковой политики в общеобразовательной системе изложены в работах ВМ. Анисимова, ПЛ. Борисова, ФВ. Габышевой, С Л Егоровой, СМ. Петровой, С. К. Колодезникова, КГ. Самсонова, ММ. Фомина и др. Все это в совокупности в полной мере представляет историю национальных отношений, языковой политики и тенденции их развития в регионе.

Территориальная удаленность Республики Саха от Европейской части России, весьма малая плотность населения огромной территории, экстремальные условия жизни, неподготовленность населения к деятельности в условиях современного постиндустриального общества, глубокий провинциализм накладывают особые условия на перестроечные процессы в социальном и экономическом развитии региона. Основой научного прогнозирования темпов и пропорций развитая в специфических условиях Республики Саха является активизация человеческого фактора, воспитание такой личности, которая свою силу и созидающую энергию может мобилизовать и направить на развитие производства.

Анализ литературы показал, что хотя и существует серьезная теоретико-методологическая основа для изучения региональных процессов развития образования, остается недостаточно изученной проблема регионализации образования в контексте прогрессивных зарубежных и отечественных педагогических идей для модернизации отечественного образования.

Таким образом, отсутствие в историко-педагогической литературе специального исследования региональных аспектов развития школы и педагогической мысли в современных условиях в значительной степени усложняет решение многих образовательных вопросов в контексте модернизации системы образования в стране. Вышесказанное обусловило выделение из проблем совершенствования образовательной системы вопроса регионализации школьного образования с учетом специфических условий Республики Саха (Якутия) как составной части целостной российской образовательной системы и выбор в качестве темы исследования «Региональные аспекты развития образования в Республике Саха (Якутия): историко-педагогический анализ».

Объект исследования: процесс модернизации школьного образования.

Предмет исследования: основные тенденции и закономерности регионализации школьного образования в Республике Саха (Якутия).

Цель исследования: определить рациональные пути и условия развития системы школьного образования в региональных условиях Якутии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что модернизация школьного образования в Республике Саха (Якутия) будет осуществляться успешно, если:

— обоснованы закономерности регионализации образования, определяющие направление, факторы и условия развития школьного образования;

— система образования в регионе представляет собой органическую часть общероссийского образовательного пространства, обогащающую его региональным своеобразием;

— организационно-управленческая, образовательная деятельность школы с учетом региональных условий опирается на передовые этнопедагогические традиции народов республики.

Задачи исследования:

1. На основе сопоставительного историко-педагогического анализа развития региональных систем образования за рубежом и в России выявить основные тенденции и закономерности региональной системы в разных странах мира.

2. Обобщить опыт становления и развития региональной системы школьного образования в Якутии в советский и постсоветский периоды и определить пути его совершенствования.

3. Определить этнопедагогические основы обучения и воспитания как условия регионализации школьного образования в Республике Саха (Якутия).

Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические положения о цивилизационных основах развития социальной сферы жизни общества, о приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в развитии образования, о роли народа в создании духовной и материальной культуры, о сущности этнических традиций и их роли в жизни общества, своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей, об использовании опыта народной педагогики в формировании и развитии личности.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы о цивилизационном, региональном, национально-этническом подходе к развитию образованияизучение, анализ и обобщение материалов государственного архива о развитии региональной системы образования в Якутии;

— эмпирические — изучение и обобщение практики школьного образования в республикепедагогическое наблюдение за процессом регионализации образования в Якутиибеседы, интервью с работниками образованияанализ проводимой в республике экспериментальной работы по проверке положений регионализации школьного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе комплексного теоретико-прикладного исследования, посвященного регионализации школьного образования в Республике Саха (Якутия):

— определены основные закономерности региональной образовательной системы в разных странах мира на основе цивилизационного подхода: целевое, прагматическое отношение к миру, идея свободы и автономности личности, на почве которой развивалась теория и практика социо-и-антропоориентированной педагогической системы в западной цивилизациинаправленность активности человека на самоограничение, самовоспитание, развитие его духовности, лежащие в основе восточной цивилизации, где природа и общество представляют единое целое, и действия человека сфокусированы на сохранение природы и человеческого сообщества;

— обоснованы условия регионализации образования в России, основу которой составляет российская евразийская цивилизация, где философия, мировосприятие, культура, менталитет многонационального населения, представляя цивилизационную идентификацию как взаимодействие Запада и.

Востока при сохранении своих этнических особенностей, обеспечивают содержание, технологию педагогического процесса, всей образовательной сферы;

— определены основные концептуальные подходы к развитию российской региональной образовательной системы: обеспечение приоритета духовно-нравственных начал при овладении знанием научной картины мира, естественнонаучных законов природы (наряду с прагматической парадигмой господство концепции человечности и гуманизма, основанная на духовности) — целесообразность государственной идеологии, в основе которой лежит принцип воспитания россиянина, носителя передовых гражданских качеств личности, обладателя высоких нравственно-этических черт, чувства ответственности за свои действияорганизация образовательной сферы на гуманистических принципах народной педагогики, направленной на то, чтобы ученик научился осознавать себя неповторимой индивидуальностью, свободной, самостоятельной, автономной личностью.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении дефиниций понятия «регионализация образования», обосновании регионализации как фактора развития национальной идеи в образовании, обогащения общечеловеческих духовных ценностей в системе школьного образования, в разработке концептуальных подходов, определении сущности регионализации на примере развитая школьного образования в Республике Саха (Якутия).

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе изучения опыта регионализации образования разработаны методические пособия и рекомендации, раскрывающие пути и способы развития региональной системы образования. Результаты исследования вполне приемлемы для модернизации образования в других регионах страны. Полученные данные могут быть использованы в курсе чтения лекций по педагогике, при проведении спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров и проведении научно-исследовательской работы студентов факультетов, готовящих учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических подходов автора, теоретико-эмпирическим анализом проблемы, опорой на положения о формировании и развитию региональной системы образования на базе синергетическош и этнопедагогического подходов, использованием методов исследования, адекватных его целям и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования были осуществлены в выступлениях перед учителями Республики Саха (Якутия) по линии ИПКРО МО РС (Я) (Якутск, 2002;2003 гг.), а также перед студентами Саха государственной педагогической академии (Якутск, 2002,2003 гг.), на заседаниях кафедры управления образованием педагогического института Якутского государственного университета (Якутск, 2001;2004 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовании: замысел, достижения, возможности» (Якутск, 2002 г.) 9-й международной конференции образования народов Циркумполярного Севера «Этнос. Образование. Личность» (Якутск, 2003 г.).

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования неоднократно рассматривались на заседаниях Ученого Совета Института развития образования Министерства образования Республики Саха (Якутия). Автор участвовал в разработке научной темы названного инстшута: «Совершенствование структуры и содержания общего и среднего образования», в постановке и проведении эксперимента по проблемам «Внедрение предпрофильного обучения в школах РС (Я)», «Стратегия развития системы образования в РС (Я)», а также в отслеживании мониторинга в указанном эксперименте, которым охвачено около 140 школ республики (2001;2004 гг.). Основные результаты и выводы, полученные в ходе проведенного исследования, отражены в публикациях автора.

Базу исследования составляет школьное образование в Республике Саха (Якутия): городские и сельские (улусные, наслежные, кочевых общин) школы в разных районах республики.

Основные этапы и организация исследования.

Первый этап (1997;1998 гг.). Изучение состояния школьного образования в республике в перестроечный период. Определение направления, содержания и цели исследования.

Второй этап (1999;2001 гг.). Изучение научной литературы по организации образовательной системы в странах мира и в регионах России. Анализ трудов по регионализации образовательной системы. Сопоставительный анализ региональных программ развития образования различных областей, краев и национальных республик страны. Изучение архивных материалов о развитии школьного образования в государственном архиве Республики Саха (Якутия). Изучение и обобщение образовательной практики различных типов школ в республике.

Третий этап (2002;2004 гг.). Обработка и проверка результатов исследования. Оформление его результатов в виде публикаций. Оформление диссертации.

На защиту выносятся положения:

— основу теоретического обобщения региональных образовательных систем составляет цивилизационный подход как способ их структурирования и типологизации и концептуально осмысленный поиск общественно-политических, социально-экономических доминант развития образования;

— неповторимость, уникальность каждого народа, выражаемые в исторических традициях, жизненных ценностях и идеалах, способе жизни, своеобразии природной среды, в которой формировалась его культура, определяют организационно-педагогическое обеспечение региональной системы образования;

— основные пути и условия развития региональной системы образования в Республике Саха (Якутия): организация национальных школ как условие возрождения духовной и материальной культуры северных народовсоздание ассоциированных саха-корейских, саха-французских, саха-немецких, саха-турецких, саха-канадских и т. д.) школ в условиях инновационной деятельности образовательных учрежденийвзаимообогащение общечеловеческих и этнопедагогических ценностей в образовательной деятельности школ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по главе.

В главе рассмотрены региональные аспекты развития образования в Якутии. Становление школьного образования в Якутии требует тщательного анализа и оценки, чтобы правильно строить новую стратегию развития регионального образования. Главным внутренним содержанием образовательного процесса в республике является социализация подрастающих поколений, их подготовка к жизни через трансляцию значительного общественно-исторического опыта.

Как видно из приведенного в главе материала, население республики освоило суровый во всех отношениях край, расположенный за полярным кругом на вечной мерзлоте. Своеобразие природного, хозяйственного освоения края легло в основу циркумполярной цивилизации, которой присущи свои традиции воспитания подрастающего поколения. Все это закладывает фундамент циркумполярной педагогической цивилизации.

Народы Севера испокон веков считали одним из первостепенных задачвоспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, сообразительным, способным выжить в суровых условиях. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной особенностями быта, промыслов и географической средой проживания, они сумели выработать самобытную технологию воспитания, сконструировать картину самосовершенствования человека. С помощью адекватных условиям существования средств северяне развивали свои способности, закаляли организм, укрепляли здоровье, вырабатывали у подрастающего поколения жизненно важные навыки и умения, столь необходимые им в овладении традиционными промыслами — оленеводством, охотой, рыболовством. Обучение детей ориентировано на формирование и развитие независимости и самостоятельности, так как традиционные виды производства больше зависят от конкретных ситуаций, успех в которых предполагает неординарное принятие решения, самостоятельности.

Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на детей. Если через обычаи передавались детям образцы конкретных поступков, действия, указывалось, что следует, а чего не следует делать, то традиции способствуют формированию таких социально значимых качеств, как честность, порядочность, гуманность, а также трудовых навыков и умений.

Поворот к теоретическим и практическим вопросам регионализации образования обозначился уже в 90-е годы, когда была определена стратегическая цель — способствовать формированию и развитию гуманистической системы образования, ориентированной на уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, путем выработки научно обоснованных рекомендаций и создания нового опыта, нацеленного на то, чтобы обеспечить развитие личности школьника. Постсоветское десятилетие' в стране отмечено смелыми идеями, новаторскими поисками и экспериментами в области образования, подъемом творческой инициативы и самостоятельности учителей и учащихся, плодотворными исследовательскими поисками новых технологий обучения и воспитания на основе личностно—ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности каждого, демократизацией всего строя школьной жизни, обеспечивающей право выбора языка обучения, вариативностью в выборе педагогических подходов к образованию.

Итак, постсоветский период развития образования в Якутии свидетельствует о том, что система образования находится на пути построения школы с национально-региональным характером, обеспечивающей духовное возрождение народов, населяющих этот суровый северный край. В республике на деле реализуется признание и защита образа жизни, ценностей наций в контексте различных культур.

Заключение

.

Историко-педагогический анализ развития образования в различных регионах показывает, что образовательная система в них имеет свои различия как в плане ее организации в целом, так и определении содержания, организационных форм и технологии педагогического процесса. Первое, что выявлено в результате проведенного анализа, это обусловленность развития системы образования принадлежностью той или иной страны, региона к определенной цивилизации. В частности, развитие всех форм социальной жизни стран Запада определяется законами и принципами западной цивилизации, стран азиатского континента — восточной. Та или иная цивилизация представляет собой устойчивую форму человеческого общежития, его общественного обустройства, что характеризуется своеобразием образа жизни, культуры, философии его жителей, обусловленного географическими, природно-климатическими, социально-экономическими, национально-этническими условиями жизни и быта.

Россия, занимая территорию на двух континентах, относится к евразийской цивилизации, где взаимопереплетены и интегрированы законы и традиции западной и восточной цивилизаций. Якутия, расположенная на Крайнем Севере страны, заселенная северными народами и народностями, занимает территорию циркумполярной цивилизации. Здесь своеобразные природные условия, трудовой и социальной жизнедеятельности людей, определяющие мировосприятие, культуру, философию, ментальность ее жителей. Все это в совокупности определяет и регионализацию образования.

Под регионализацией образования подразумевается создание в регионе образовательной системы с учетом его социально-экономической, национальной, демографической, природной, историко-культурной специфики. Регионализация образования решает ряд социальных и экономических проблем. Она в условиях наличия природных, экономических, социальных различий в каждом регионе устанавливает прочные связи между развитием образования и производства, создавая в них соответствующий экономический потенциал. Регионализация школьного образования способствует не только формированию личности ученика, убежденной в самобытности своего народа, но и приобщению ее к мировой культуре как базе для восприятия общечеловеческих ценностей.

Анализ регионализации школьного образования в Республике Саха (Якутия) показывает, что ее идея разрабатывается в разных направлениях:

— национальной идеи — воспитание человека, тесно связанного со своими национальными корнями (языком, культурой, обычаями, традициями, менталитетом своего народа);

— необходимости создать образовательную сферу с учетом принципов просвещения населения о культурном вкладе других народов в развитие региона;

— поликультурности — приобщения подрастающего поколения к этнической, национальной духовной культуре других народов и мировой культуресоздания образовательной системы в единстве с общероссийским и мировым образовательным пространством, соединяющей в себе особенное и общее, национальное и общечеловеческое;

— народности: воспитание учащихся на традициях народной педагогики в духе уважения и любви к Отечеству, ответственности за судьбу своей страны.

Как механизмы реализации региональной системы образования в Республике Саха (Якутия) выступают:

— возрождение и развитие исчезающих языков народов Севера;

— возрождение и сохранение национальной культуры, этнопедагогических традиций народов, населяющих республику;

— в условиях полиязычия в республике рационально обучение детей в младшем школьном возрасте на родном языке, в средних классах — на двуязычной основе, в старших классах — на русском языкевведение изучения иностранных языков с ражего возраста.

В результате анализа и обобщения опыта становления и развития якутской школы в советский и постсоветский периоды выявлено: во-первых, богатая и самобытная материальная и духовная культура народов Республики Саха (Якутия), уходящая своими корнями в отдаленное прошлое, возрождается и получила возможности для дальнейшего интенсивного развития в результате децентрализации управления школой, определения содержания обучения и предметной структурыво-вторых, без учета традиционной культуры воспитания, педагогического опыта народа нет демократического подхода к реализации воспитательно-образовательных задач, невозможно создание региональной системы образованиясочетание достижений психологии, педагогики с народной педагогикой способствует воспитанию современного интеллигентного человека, владеющего национальными и общечеловеческими ценностями.

В республике ведутся острые дискуссии о том, в каком направлении дальше развиваться национальной школе. Отдавая должное аргументации авторов всех подходов, мы на основе проведенного историко-педагогического анализа выдвигаем собственное видение проблемы развития национальной школы, заключающееся в следующем.

Будущее национальной школы объективно должно рассматриваться в тесной связи с языковой ситуацией в республике. В специфических условиях республики весьма перспективными являются школы, где обучение ведется на двух языках — родном и русском. Дальнейшее их развитие обусловлено направленностью содержания, форм учебно-воспитательной работы на утверждение в сознании учащихся чувства национального достоинства, гордости за свой народ и убежденности в том, что в единстве и дружбе народов — наша всемогущая сила. Развитие национально-региональной системы образования связано с совершенствованием программ и региональных учебников, отражающих реальность окружающей действительности. Одним из оптимальных путей решения проблемы является научное обоснование определения содержания и объема образования, реальных целей и задач изучения каждого учебного предмета. Необходимы укрупнение, уплотнение и интеграция содержания изучаемого материала.

Как видно, в республике развивается региональная система образования как органическая часть российского образования, имеющая свою специфику, обусловленную своеобразием региона, и решающая присущие ему социально-экономические, культурно-просветительные проблемы.

Мы далеки от мысли, что решены все вопросы, связанные с регионализацией образования в республике. Дальнейшего своего исследования требуют не только организационно-педагогические проблемы регионализации, но и ее педагогические, дидактические, методические аспекты, вопросы развития регионального профессионального образования, подготовки кадров для региональной системы образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Ноосферная Республика Россия. Теория и практика развития /А.К.Адамов Саратов, 2001. — 267 с.
  2. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем) /И.Ю. Алексашина. СПб., 1997. — 153 с.
  3. Л.И. Личностно-ориентированное обучение и организация школьного образования / Л. И. Аманбаева И Нар. образование Якутии. -2000. -№ 1.- С. 67−69.
  4. М.К. Внимание Наркомпросу / М. К. Аммосов // Автономная Якутия. Якутск. — 1922. — № 14. — С. 3.
  5. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1995. — 496 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Под. ред. A.A. Бодалева. Воронеж: Модэк, 1996. — 384 с.
  7. А.К. Теория и практика развития / А. К. Адамова. -Саратов, 2001. -267 с.
  8. Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): Дис: канд. пед. наук / Г. П. Андреев. М., 1977. — 153 с.
  9. В.М. Научные основы обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (сопоставительный аспект): Пособие для учителя / В. М. Анисимов. Якутск: Офсетчик, 1991. — С. 104.
  10. В.М. Полиглосия. Поликультура. Полинационализм / В. М. Анисимов // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге Ш тысячелетия: Материалы Всеросс. науч. практ. конф. — Якутск, 2000.-С. 138−140.
  11. А.И. Цивилизация грядущего столетия /А.И.Арнольдов. -М.: Грааль, 1997. 328 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. Москва — Воронеж, 1996. — 767 с.
  13. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1966. — 344 с.
  14. В.Ф. Народное образование в Якутии за 50 лет / В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1968. — 28 с.
  15. В.Ф. Народное образование в Якутии / В. Ф. Афанасьев // Национальные школы РСФСР за 40 лет / Под. ред. Ф. Ф. Советкина. М: АПН РСФСО, 1958. — С. 34.
  16. JI.A. Айыы уорэ5э / JI.A. Афанасьев. Дьокуускай, 1990. 180 с.
  17. М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки // Цивилизация /М.А.Барг. М.: Наука, 1993.
  18. B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: Академкнига, 2002. — 455 с.
  19. H.A. Русские фамилии тюркского происхождения /Н.А.Баскаков. -М., 1979.
  20. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батшцев // Проблема человека в современной философии. -М., 1969.-С. 17−20.
  21. H.A. О человеке, его свободе и духовности / H.A. Бердяев. М.: Моск. психол. — соц. ин-т- Флинта, 1999. — 310 с.
  22. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология /Б.М.Бим-Бад. М.: УРАО, 1998.-576 с.
  23. В.В. Тюркские традиции в развитии костюма русских // Этнографическое обозрение /В.В.Богомолов. -2001. № 1. С. 156.
  24. Э. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом науки / Э. Борель // Мат. просвещение. 1958. — № 3. — С. 93.
  25. Л.И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. Москва — Воронеж: Модэк, 1995. — 349 с.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. 1978. — № 4. — С. 15.
  27. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. — 120 с.
  28. Е.В. Концепция сельской школы / Е. В. Бондаревская, Л. В. Левчук, Ю. А. Могилин // Сельская школа. 1998. — № 3. — С. 68−82.
  29. М.И. Модель национальной школы -гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия): Автореф. дис: канд. пед. наук / М. И. Борисов. С. — Петерб. Инт образования взрослых. — СПб., 1998. — 20 с.
  30. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: На материале якутских школ Республики Саха / П. П. Борисов. М., 1998. — 154 с.
  31. A.C. Улучшить в школах преподавание якутского языка / Бойтунов A.C. // Кыым. 1952. — 4 ноября.
  32. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис: д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. М., 1991. — 401 с.
  33. О.В. Орнаментика в культуре кочевников и старообрядцев Забайкалья: архетипы традиционного сознания // Проблемы истории -икультуры кочевых цивилизаций Центральной Азии /О.В.Бураева. — Улан-Удэ, 2000. Т. 2. С. 335−338.
  34. Д.Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии / Д. Г. Братина: Дис: канд. истор. наук. -М., 1981.
  35. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М., 1983. — 145 с.
  36. Г. В. Монголы и Русь /Г.В.Вернадский. М., 2000.
  37. Г. Н. Этнопедагогика в условиях длительной социально-экономической нестабильности / Г. Н. Волков // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000.
  38. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксар, 1974. — 198 с.
  39. Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды / Г. Н. Волков, // Сост.
  40. A.A. Григорьева. Якутск: Кудук, 1998. — 76 с.
  41. Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  42. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. науч. статей / Под ред. Л. И. Новиковой, JI.B. Алиевой. М.: АСОПиР РФ. — 2000. — 72 с.
  43. Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. A.A. Грицанова. -.М.: ACT- Минск: Харвест- Современный литератор, 2001. 1313 с.
  44. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред.
  45. B.В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
  46. Л.С. Мышление и речь // Избр.психол.соч. /Л.С .Выготский. -М.: Мысль, 1956.
  47. JI.С. Психология воспитания / Л. С. Выготский. М.: Мысль, 1990.-293 с.
  48. Ф.В. Теория и практика модернизации системы общего образования Республики Саха (Якутия): Дис: д-ра пед. наук / Ф. В. Габышева Ин-т педагогики социальной работы РАО. — М., 200. — 324 с.
  49. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Х.Г.Гадамер. М., 1988.
  50. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996.-С. 10−38.
  51. П.Я. Управление процессом учения: новые исследования в педагогических науках / П. Я. Гальперин. М., 1965. — Вып. 4. — 219 с.
  52. К.О. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.Гельвеций. М., 1968. — С. 64.
  53. В.Г. От знаний к творчеству (становление личности) / В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, Л. И. Филиппов. — М.: МЭИ, 1995. — 228 с.
  54. .С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций / Б. С. Гершунский. М.: Интер. Диалект, 1997. — 697 с.
  55. .С. Россия США: интеграция в сфере образования (ценностно-целевые приоритеты) /Б.С.Гершунский. — М.: РАО, 2003. — 444 с.
  56. .С. Философия образования /Б.С.Гершунский. М.: Флинта, 1998.-432 с.
  57. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И.Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  58. Я.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1954.
  59. A.A. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Автореф. дис: д-ра пед. наук / A.A. Григорьева. Инт-т педагогики социальной работы РАО. М., 1999. — 32 с.
  60. JI.H. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации /Л.Н.Гумилев. М., 1993.
  61. С.С. О состоянии преподавания русского языка в школах Якутии / С. С. Гурьев. Якутск, 1948. — 108 с.
  62. Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  63. Д.А. Всеобуч на Крайнем Севере / Д. А. Данилов // Нар. образование. 1965. — № 6. — С. 17−18.
  64. Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере Якутской АССР: / Автореф. дис: канд. пед. наук / Д.А. Данилов- НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. М., 1966. — 19 с.
  65. Д.А. Большая проблема маленьких школ /Д.А.Данилов // Соц. Якутия. — 1966. 18 окт.
  66. Д.А. Типы школ в северных районах Якутии / Д. А. Данилов.'-Якутск, 1967. 20 с.
  67. Д.А. Наслежно-улусное социальное воспитание / Д. А. Данилов. -М.: РАО, 1997.-127 с.
  68. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири / Д. А. Данилов. Якутск: Кн. Изд-во, 1976. — 240 с.
  69. Д.А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационнопедагогического обеспечения / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. — Новосибирск: Наука, 1999. 136 с.
  70. Д.А. Этнопедагогические традиции в региональном образовании (Республика Саха и США) / Д. А. Данилов, К. И. Федорова, Л. И. Федорова. -Якутск, 2000.-96 с.
  71. А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. Пособие / А. Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 352 с.
  72. А.Н. Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии /А.Н.Джуринский. М.: УРАО, 1998. -64 с.
  73. Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию. Женева, 7 окг. 1994 г., ЕБВ1Е СОМ^ЮТЕБ 44/5 Ргоу Яеу: Материалы первой сессии Междунар. комиссии по образованию для XXI века. — ЮНЕСКО, 1993. 24 марта.
  74. Дик Ю. И. Двенадцатилетка: проблемы и решения / Ю. И. Дик, М. В. Рыжаков // Двенадцитилетняя школа. 2000. — № 3. — С. 26.
  75. Г. Д. Многокультурное образование /К.Д.Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  76. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. М:: Интерпракс, 1994. — 248 с.
  77. Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  78. Н.В. Итоги шестых республиканских «Педагогических чтений» / Н. В. Егоров: Ежегодник республиканский «Педагогических чтений». -Якутск, 1958. Вып. 6. — С. 3−15.
  79. И.П. Культурная революция в Якутии / И. П. Жегусов. Якутск, 1968.-609 с.
  80. И.Н. Итоги первой пятилетки и основные наметки / И. Н. Жирков // Соц. Якутия. Якутск. — 1938. — № 168 — С. 4.
  81. И.Н. Спорные вопросы якутской национальной письменности и орфографии /И.Н. Жирков // Соц. Якутия. Якутск. — 1937. — № 231. — С. 4.
  82. Е.П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция / Е. П. Жирков. Шаги Республика Саха Якутия. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  83. A.C. Образование: философия, культура, политика /А.С.Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  84. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии /В.В.Зеньковский. М.: Свято-Владимирское братство, 1993.
  85. Н.И. Обучение русской грамоте в якутской школе / Н. И. Иванов. -Якутск, 1957. 17 с.
  86. A.B. Духовно-экологическая цивилизация: Устои и перспективы. /А.В.Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин. Барнаул, 2001.
  87. В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования / В. Н. Иванов. Чебоксары, 1999. — 184 с.
  88. A.B. Математическое образование в регионах Севера: Монография / A.B. Иванова Якутск: НЦ СО РАН, — 1996. — 279 с.
  89. A.B. Педагогические основы регионализации общего образования: Монография / A.B. Иванова, А. П. Иванова. Якутск, 2003. -96 с.
  90. Из истоков народной педагогики якутов /Под ред. П. П. Борисова. Якутск, 1992. -120 с.
  91. И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Путь к очевидности. -М., 1993, С. 285−300.
  92. Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана / Р. А. Исламшин. М., 1995. — 227 с.
  93. Л.П. Пути оздоровления этноса РС(Я) / Л. П. Ильина // Этнические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000. — С. 28−29.
  94. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — С. 354.
  95. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Авторские школы Москвы, 1992. — 125 с.
  96. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
  97. В.О. Статьи по русской культуре. Два воспитания /В.О.Юпочевский // Соч. в 9 т. Т.1Х. М.: Мысль, 1990.
  98. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии /И.А.Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 288 с.
  99. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 1—42.
  100. Концепция непрерывного образования // Нар. образование. -1989. № 10 -С. 3−12.
  101. Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности. Якутск, 2000. — С. 7.
  102. H.A. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / H.A. Константинов, E.H. Медынский. M: АПН РСФСР, 1937. — 256 с.
  103. А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания /А.Г. Корнилова //Наслежно-улусное воспитание. -М., 1997. -ч. 1−11. -С. 16−22.
  104. Конфуций и его школа. //Беседы и Суждения М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. -176 с.
  105. H.A. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (на традициях народной педагогики якутов): Дис: канд. пед. наук / H.A. Корякина. Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда России. — М., 2002. — 210 с.
  106. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов -исследователей / В. В. Краевский. — Чебоксары, 2001. 244 с.
  107. Кричевский В. Ю, Управление школьным коллективом / В. Ю. Кричевский. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  108. Н.Б. культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000. — 277 с.
  109. Ю.Н. Мировосприятие и образ жизни / Ю. Н. Кулюткин, C.B. Тарасов. СПб.: Образование — Культура, 1999. — 100 с.
  110. JI.H. Проблемы саморазвития личности / JI.H. Куликова. -Благовещенск: БГПУ, 2001. 342 с.
  111. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель / П. И. Кушнер // Краткие сообщения ин-та этнографии им. H.H. Миклухо -Маклая. Вып. — УШ. 1949. — С. 3.
  112. A.A. Организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дис: канд. пед. наук / A.A. Кычкина. Якутск, 2001. — 20 с.
  113. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ. — 1982. — 288 с. — С. 21−27.
  114. А.Н. Формирование личности / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ.-1982.-С. 150−159.
  115. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / B.C. Леднев. М.: АПН СССР, 1998. — 282 с.
  116. И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  117. .Т. Культура как целостная среда / Б. Т. Лихачев // Новый мир. -1994.-№ 8.-С. №-8.
  118. A.C. Педагогические сочинения. Т. 5. / A.C. Макаренко. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с.
  119. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. М.: МГУ. — 1982. — С. 108−117.
  120. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  121. Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя -воспитателя / Л. И. Маленкова. М.: Пед. о-во России: Ноосфера, 1999. -300 с.
  122. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 137 с.
  123. Е.М. Философия человеческого общества: Социальная антология. Социальная гносеология. Социальная динамика / Е. М. Махаров. М.: Мысль, 1999.-335 с.
  124. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  125. Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) / Е. И. Михайлова. Якутск, 1999. — 152 с.
  126. H.H. Экология и образование/ Н. Н. Моисеев. —М.:Юнисам, 1996. -192 с.
  127. A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  128. Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальном Востоке: Автореф. дис.: д-ра пед. наук /Г.И.Мызан. -Хабаровск, 1997. 38 с.
  129. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясшцев // Психология личности. Тексты // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева, М.: МГУ, 1982. — С. 35−37.
  130. Н.В. Теория и практика гуманистического образования / Н.В. НаГорнов, Л. Д. Соломенко. М.: Пед. о-во России, 2001. — 80 с.
  131. Непрерывное повышение квалификации: «Научно-методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации работников образования.» Материалы межрегион, науч. прак. конф.// - Якутск: ИПКРО, 1997. — 125 с.
  132. Н.Д. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школы / Н. Д. Неустроев, Т. Т. Саввинов. Якутск, 1992. — 68 с.
  133. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера / Н. Д. Неустроев. Якутск: ИПКРО, 1999. — 140 с.
  134. Н.Д. Россия : социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Пед. о-во России, 2000. — 3004 с.
  135. Е.С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Е. С. Никитина, Д. А. Данилов. Новосибирск, 2000. — 160 с.
  136. М.Е. Образование наш единственный приоритет / М. Е. Николаев. — Якутск, 1999. — С. 55−56.
  137. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 / Сост. И. К. Журавлев.: Педагогика, 1989. — 72 с.
  138. Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  139. А.Г. Духовное возрождение народов Севера и Арктики / А. Г. Новикова // Научно-информационный бюллетень Турук (мониторинг). — Якутск, 1994. № 4. — С. 38−41.
  140. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Пермь: ИПКРО РС (Я), 1996. -147 с. 1460 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. — С. 33−36,40−41.
  141. В.В. Модель федеративно-региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере образования / В. В. Орлов. -М., 1993.-10 с.
  142. И.Б. Евразийская цивилизация /И.Б.Орлова М., 1998.
  143. А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири / А. П. Панчуков. Улан-Удэ. — 1959. — 512 с.
  144. Д.В. Ликвидация неграмотности в ЯАССР / Д. В. Пермяков. -Якутск, 1975. 80 с.
  145. П.У. Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии / П. У. Петров. Якутск, 1953. — 72 с.
  146. Педагогика народов мира. История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додде. М.: Пед. о-во России, 2000. — 576 с.
  147. А. Процессы творческого мышления (пер. с англ) / А. Нъэлл, Дж.И. Шоу, Г. А. Сайсон // Психология мышления: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 392−394.
  148. Ю.И. Сотвори себя сам или пятнадцать лет спустя / Ю. И. Петров // Альма-матер. 2001. — № 5. — С. 3.
  149. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. — 512 с.
  150. A.B. Развитие личности. Возрастная периодизация / A.B. Петровский // Психология развивающейся личности. М. — 1987. — С. 47.
  151. Т.Н. Отстаивание национальной идеи: и историческая этнопедагогика / Т. Н. Петров. М.: Прометей, 2000. — 2001 с.
  152. М.К. От родного порога в мир общечеловеческих ценностей / М. К. Петрова // Концепция образования и развития национальной школы РС (Я): замысел, достижения, возможности. Якутск, 2000. — С. 177−178.
  153. Постановление ВЦИК «Об единой трудовой школе» от 16 октября 1918 г.
  154. Постановление СНК ЯАССР «Об увеличении количества школ и числа учащихся» от 30 сентября 1922 г.
  155. Постановление СНК ЯАССР «О введении якутского языка в школах» (1922).
  156. Е.А. Столичные стандарты образования: управление разработками и внедрением /Е.А.Потапов, Д. Б. Дмитриев. // Россия 2010. -1994. № 4. — С.40−46
  157. Резолюция Якутского обкома «О плане якутизации школ 1 ступени к 192 930 учебного года» от 24 апреля 1928 г.
  158. Постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 25 июля 1930 г.
  159. Постановление НКП РСФСР «О преподавании во всех группах якутской семилетки на родном языке» от 1923 г.
  160. Постановление ОК ВКП (б) «О введении русского алфавита» от 10 ноября 1938 г.
  161. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» от 13 марта 1938 г.
  162. Постановление 11 пленума Обкома партии и 11 сессии ЯЦИК «О введении всеобуча на территории ЯАССР» (1931).
  163. Постановление ЦК ВКП (б) СНК СССР «Об учебниках начальной и средней школы» (1933).
  164. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  165. И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр» : педагогические воззрения народа саха / И. С. Портнягин. М.: Academia. 1999 — 184 с.
  166. Педагогические сочинения.: В 2 т. Т. 2. — С. 307.
  167. Программа воспитательной работы в школах Республики Саха (Якутия) «Эркээйи» Якутск, 1992.
  168. Резолюция Якутского обкома «О плане якутизации школ 1 ступени к 193 930 учебному году» от 24 апреля 1928 г.
  169. Региональная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы. Якутск, 1998. — 104 с.
  170. Республика Саха и международное образовательное пространтво: перспективы развития: Сб. материалов междунар. науч-практ. конф. 2526 апреля 2001 г. / Сост. А. М. Чоросова, P.C. Мамаева, Н. В. Ситникова, E.H. Габышева и др. — Якутск, 2001. 360 с.
  171. Реформы школьные // Педагогический словарь: В 2 т. М., 1960. — Т. 2. -С. 265−267.
  172. Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе / Г. Рогалева // Новые ценности в образовании. Вып. 4. — М., 1996.-С. 65−67.
  173. СЛ. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -189 с.
  174. В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема /В.В.Рыков. Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1999. С. 13−14.
  175. В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема /В.В.Рыков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
  176. Л.И. Школа творческого развития личности / Л. И. Рысак, Н. П. Капустин, Л. А. Комисарова, С. М. Коровкина. М.: Пед. о-во России, 2002. -96 с.
  177. З.П. Развитее народного образования в Якутии / З. П. Саввин // Молодой большевик. 1952. — 22 июня.
  178. Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920−1995 гг.) / Т. Т. Саввинов.: Автореф. дис: д-ра пед. наук. -М., 1996.
  179. П.Н. Обучение русской грамоте в якутских школах / П. Н. Саввинов. Якутск, 1949. — С. 38−46.
  180. П.Н. Континент Евразии /П.Н.Савицкий. М., 1997.
  181. Сборник декретов и постановлений Рабочего и Крестьянского правительства по народному образованию: Вып. 1. М.: Изд-во Народного комиссариата просвещения, 1919. — 204 с.
  182. С.С. Этнопедагогический подход к проблеме валеологического воспитания // С. С. Сергеева // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Якутск, 2000. — С. 66.
  183. В.В. Личностно-ориентированное образование: от теории к региональной системе / В. В. Сериков // Преподаватель. 1998. — № 3. — С. 31.
  184. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  185. В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования: Автореф. дис.: канд. пед. наук / В. В. Сковородников. Красноярск, 1995. — 20 с.
  186. П.А. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М., 1997. — 485 с.
  187. Социокультурные аспекты воспитания в современном мире: Материалы IX конф. молодых ученых, 22−23 мая 2001 г. / Под общ. ред. И. В. Цветковой. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  188. Содержание школ // Автономная Якутия Якутск. — 1922. — № 81. — С. 3.
  189. Л.В. Развитие дидактических инноваций в системе народного образования в Республике Саха (Якутия) (1917−1958 гг.): Дис: канд. пед. наук / Л. В. Сокорутова. Якутск, 2000. — 122 с.
  190. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Степаненко. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  191. Л.А. Философия и история образования /Л.А.Степашко. М.: Флинта, 1999. — 272 с.
  192. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3: Разговор с молодым директором школы. Мудрая власть коллектива, Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. — М., 1980. — 639 с.
  193. В.А. О воспитании. 2-е изд. /В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  194. С.С. Народное образование в ЯАССР за 20 лет Октябрьской революции / С. С. Сюльский // Соц. Якутия. Якутск. — 1937. — № 248. — 14.
  195. Тимофеев-Терешкин М. Н. Вниманию учительского съезда (о системе обучения и типе якутских школ) / М.Н. Тимофеев-Терешкин // Автономная Якутия. Якутск. — 1925. — № 138. — С. 4.
  196. P.E. Национальная культура в последипломном образовании педагогов : Монография / P.E. Тимофеева. Якутск, 1998. — 224 с.
  197. С.М. Из истории развития организационно-методического обеспечения изучения родного языка в якутской школе: (1917−1958 гг.): Автореф: дис: канд. пед. наук / С. М. Тимофеева. Якутск, 2000. — 16 с.
  198. Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту / Д. Н. Узнадзе // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. — М.: МГУ, 1982. — С. 80−84.
  199. К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект / К. Д. Уткин. -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
  200. Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд., перераб. и допол. / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1994. — 134 с.
  201. Учебные планы общеобразовательных средних школ Республики Саха (Якутия) с 1992−93 учебного года. Якутск, 1996. — С. 13−53.
  202. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. Собр. соч. М. — Л., 1950. — Т. 8 — С. 776.
  203. Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания / Л. И. Федорова. Якутск: ИПКРО, 1997. — 104 с.
  204. Л.В. Проблемы теософии и биофилософии в современном общественном сознании // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра /Л.В.Фесенкова. М.: ИФРАН, 1996. — С.182−193
  205. К.А. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции СПб., 1996. С.395−397.
  206. Философский энциклопический словарь. М., 1983. — 840 с.
  207. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  208. Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хаберма // О человеке в человеке / Под ред. Ю. Т. Фролова. М., 1991. — С. 206.
  209. М. Время и бытие: Статьи и выступления разных лет /М.Хайдеггер. М., 1993.
  210. Холл Кэлвин С. Теория личности / С. Холл Кэлвин, Гарднер Линдсей. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592 с.
  211. ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 1, д. 186, 90.
  212. ЦГА ЯАССР, ф. 56, оп. 1, д. 51.
  213. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. М.: Пед. о-во России, 2001. — 224 с.
  214. Е.П. Взаимодействие как фактор воспитания и социализации личности сельского ребенка / Е. П. Чехордуна // Наука и образование. -2002 г.-№ 1.- С. 118−122.
  215. Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании детей: Автореф. дис: канд. пед. наук / Е. П. Чехордуна. Якутск, 1998. — 22 с.
  216. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. М.: Сентябрь. — 1998. -14 с.
  217. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  218. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. — 98 с.
  219. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: АПП ЦА, 1992. — 64 с.
  220. П.И. Организационно-педагогические проблемы образовательной школы Якутской АССР / П. И. Шадрин. Якутск, 1973. — 168 с.
  221. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Дисс. докт.пед.наук /В.К.Шаповалов. М., 1997. — 308 с.
  222. А.К. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка / А. К. Шевченко. Киев: Наукова думка, 1991. — 190 с.
  223. А.П. Дидактический метод познания / А. П. Шептулин. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  224. Школы Сибири за 60 лет Советской власти / Под ред. П. П. Костенкова: Барнаул, 1982. 255 с.
  225. П. Социология социальных изменений / П. Штомка. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 414 с.
  226. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  227. .Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001.-144 с.
  228. Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб., 2000. — 416 с.
  229. Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Часть 1 / Под ред. A.A. Григорьевой. — Якутск, 2000. — 151 с.
  230. Waiier W. W. The Sosiology of Teachihg. -N. Y., 1932. C. 8.
  231. К.П. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания / К. П. Яновский // Антология педагогическоймысли России второй половины XIX- начала XX в. М.: Педагогика, 1990.-603 с.
  232. Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект в контексте мирового опыта / Т. Ф. Яркина. М., 1996. — 81 с.
  233. В.А. Образовательная среда и развитие школы / В. А. Ясвин. М., 2000. — 67 с.
  234. ЯЦГА ф. 57, оп 1, д. 55 д.243. ЯЦГА ф. 57. оп 1. д. 823.244. ЯЦГА ф. 57. оп. 2. д. 25.245. ЯЦГА ф. 57, оп 2, д. 60.246. ЯЦГА ф. 57. оп. 2, д. 73
  235. ЯЦГА ф. 57. оп. 3 д. 202. с. 11−12.
  236. ЯЦГА ф. 57. оп.7, д. 5 с. 228.249. ЯЦГА ф. 57, д. 33, с. 58.
  237. ЯЦГА ф.57, оп. 7. д. 44, с. 111.
  238. ЯЦГА ф. 57. оп. 7. д. 193. с. 5−67.
  239. ЯЦГА ф. 57. оп. 7. д. 221. с. 3.
  240. ЯЦГА ф. 57. оп. 7, д. 93. с. 321.
  241. ЯЦГА ф. 57. оп. 9.д. 3. 35−37.
  242. ЯЦГА ф. 57. оп. 11. д. 107.
  243. ЯЦГА ф. 57. оп. 11. д. 110.
  244. ЯЦГА ф. 60. оп. 21. д. 2524. с. 24.258. ЯЦГА ф. 60. оп. 3 д. 93.
  245. ЯЦГА ф. 68. оп. 1. д. 11. с. 23.
  246. ЯЦГА ф. 68. оп. 1. д. 1191 с. 23.
  247. ЯЦГА ф. 69. оп. 1. д. 109. с. 1.
  248. ЯЦГА ф. 70. оп. 87. д. 80. с. 22.
  249. ЯЦГА ф. 296. оп. 1. д. 502. с. 48.
  250. ЯЦГА ф. 296. on. 1. д. 196. с. 1. с. 2.
  251. ЯЦГА ф. 605. on. 1. д. 7. с. 3.
  252. ЯЦГА ф. 605 on. 1. д. 173. с. 52.
  253. ЯЦГА ф. 605. on. 1. д. 270. с. 9−12.
  254. ЯЦГА ф. 605 on. 1. д. 771. с. 80.
  255. ЯЦГА ф. 693. on. 1. д. 505. с. 10.
  256. ЯЦГА ф. 693. on. 1. д. 563. с. 104.
  257. ЯЦГА ф. 2. on. 1. д. 17. с. 117−119.
  258. ЯЦГА ф. 3. on. 1. д. 125. с. 17.
  259. ЯЦГА ф. 3. оп. 125. д. 116. с. 17.
  260. ЯЦГА ф. 17. оп. 20. д. 641. с. 82.
  261. ЯЦГА ф. 17 оп. 20. д. 652. с. 102.
  262. ЯЦГА ф. 17. оп. 20. д. 648. с. 68.
  263. ЯЦГА.ф. 17. оп. 20. д. 652. с. 104.
  264. ЯЦГА ф. 17. оп. 21. д. 5775. с. 172.
  265. ЯЦГА ф.оп. 267. д. 1709. с. 22.
  266. ЯЦГА ф. 50. on. 1. д. 1756. с. 137.
  267. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 9. с. 10.
  268. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 29. с. 3.
  269. ЯЦГА ф. 57. on. on. 1. д. 62. с. 15.
  270. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 65. с. 6.
  271. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 105.
  272. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 248.
  273. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 389.
  274. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 443.
  275. ЯЦГА ф. 57. on 1. д. 457. с. 11.
  276. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 458. с. 18.
  277. ЯЦГА ф. 57. оп.1. д. 472. с. 13.
  278. ЯЦГА ф. 57. on. 1. д. 532. с. 6 с. 103.
Заполнить форму текущей работой