Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий как фактор воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание и структура взаимодействия комсомольских организаций совершенствовалась на основе внедрения в практику содружества «Примерной программы совместной деятельности комсомольских организаций школы, профессионально-технического училища, промышленного предприятия по коммунистическому воспитанию достойного пополнения рабочего класса» и рекомендаций к «Плану — договору о содружестве… Читать ещё >

Содержание

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 11ПЮЛ, ПРСШОТОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИОТИЙ В ВОСПИТАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.

§ I. Социальное взаимодействие как фактор воспитания общественно-политической активности личности.

§ 2. Педагогический потенциал комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий в воспитании общественно-политической активности учащейся молодежи

§ 3. Обоснование системы взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий по воспитанию общественно-политической активности учащейся молодежи

Глава II. ТЕНДЕНЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ПР0ЯВЛЕБ1Я ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ШКОЛ, ПРОФЕССИОНАЛЬ НО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ «ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

§ I. Характеристика тенденций воспитания и проявления общественно-политической активности учащейся молодежи во взаимодействии комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий.

§ 2. Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий как фактора воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи

§ 3. Динамика проявления общественно-политической активности учащейся молодежи в совместной деятельности комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий.

Взаимодействие комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий как фактор воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд партии, июньский (1983 г.) и апрельский (1984 г.) Пленумы ЦК КПСС убедительно показали диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон социальной действительности, объективную закономерность повышения роли субъективного фактора в решении всех вопросов общественной жизни. «Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, — сказал в речи на апрельском Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, — каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса» *. Приняты конкретные меры по коренному совершенствованию системы образования и воспитания в условиях развитого социализма. Важную роль в осур ществлении намеченного КПСС отводит Ленинскому комсомолу .

Определяя главные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, партия исходит из того, что «интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и.

1. Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС. Материалы Пленума Цен.

Жьного Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. — М.: Политиздат,, с. 16.

2. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи. Постановление ЦК КПСС от 2 июля 1984 года. — М.: Мол. гвардия, 1984, с.3−16: Черненко К. У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. — М.: Политиздат, 1984. — 16 с.

М.1 воспитанию подрастающих поколении .

В современных условиях процесс подготовки молодежи к труду, к участию в общественном производстве требует не только решения задач социальной и профессиональной ориентации, формирования у юношей и девушек соответствующих умений и навыков, но и воспитания у них готовности к активному включению во все сферы жизнедеятельности общества, конкретных трудовых коллективов.

Наиболее педагогически целесообразный путь решения этой задачи — постоянное вовлечение учащихся в систему расширяющихся и углубляющихся отношений как внутри учебных заведений, так и вне их.

Одним из эффективных факторов обогащения и развития социальных функций системы народного образования становится взаимодействие коллективов учебных заведений с трудовыми коллективами, их комсомольских организаций. Связи школ, профессионально-технических училищ с производственными коллективами существуют в воспитательной работе традиционно. Однако длительная практика шефских связей предполагает активную организующую роль, главным образом, одной стороны: трудового коллектива по отношению к учащимся. Это не может в полной мере способствовать формированию социальной зрелости, гражданской активности выпускников школ и профессионально-технических училищ.

Анализ современного передового опыта свидетельствует об изменении отношений между коллективами учебных заведений и предприятий, о развитии их содружества, позволяющего значительно повысить эффективность процесса воспитания учащейся молодежи. Этому.

I. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1у84 года. — Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 11−12 апреля 1984 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 49. способствует закрепление за каждом учебным заведением базового предприятия, предусмотренное документами ЦК КПСС и Советского правительства о совершенствовании работы общеобразовательной школы и системы профессионально-технического образования*, утверждение в Конституции СССР статьи об ответственности трудовых коллективов за воспитание молодежи2, дальнейшее развитие этого положения в Законе СССР о трудовых коллективах и повышении их роз ли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями .

Складывающийся опыт позволяет рассматривать воспитательное взаимодействие как перспективную форму связей школ, профессионально-технических училищ, трудовых коллективов. Однако такая практика деятельности и отношений еще не стала массовой.

Всемерное укрепление сотрудничества школы и производства рассматривается ШСС и Советским правительством в качестве одного из важнейших условий успешной реализации задач, предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Такой подход требует глубокого научного осмысления воспитательных возможностей взаимодействия коллективов школ, профессионально-технических училищ, предприятий, их комсомольских организаций.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что в последние годы значительно активизировалось изучение.

1. См.: О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1977 года. — В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — Том 12. — М.: Политиздат, 1978, с.527−528- 0 дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труд]у. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года. — Там же, с. 589.

2. См.: Конституция СССР. Статья 8. — М.: Политиздат, 1977, с.7−8.

3. См.: Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. — Принят на восьмой-сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 17 июня 1983 г. — М.: Юридическая литература, 1984, с. 10. различных аспектов воспитательного взаимодействия. Ученые-педагоги исследуют процессы формирования и развития взаимосвязи коллективов, анализируют содержание и формы совместной деятельности, воспитания отдельных свойств и качеств учащихся, определяют пути повышения воспитательной эффективности взаимодействия школы и производства (А.М.Большакова, Б. И. Ковалев, H.H.Котельников, А.А.Лю-бар, А. М. Овчинников, И. М. Пацула, Н. Г. Поляков, В. С. Пылаева, И. П. Рощупкин, С. Д. Стоянова — НРБ, Е. М. Тенева — НРБ, Л. Тот — БНР, Н. Ф. Шмакова, Н. Д. Шурова и др.).

Проблемам совместной деятельности профессионально-технических училищ и базовых предприятий по подготовке достойной смены рабочего класса посвящены исследования В. В. Игнатовой, Н. Н. Конькова, Ю. З. Кушнер, В. М. Саупарик, В. И. Тищенко и др.

Плодотворна попытка ученых рассмотреть вопросы совместной деятельности трех коллективов: школы, профессионально-технического училища, промышленного предприятия — по ориентации учащихся на рабочие профессии (С.К.Мохов, Л.И.Ювенская) — проанализировать различные направления совместной деятельности комсомольских организаций ученических и производственных коллективов (Н.В.Габдул-лина, С. А. Димотикалиев — НРБ, К. Д. Ефремова, Н. П. Майорова, И.Л.Пе-черских, З. Л. Цуцкиридзе и др.).

Советская философская наука рассматривает взаимодействие общества и личности, осуществляемое через конкретные коллективы, в качестве вантейшего фактора формирования и развития ее социальной активности.

Задача воспитания активности каждого советского человека, необходимость проявления ее во всех сферах общественной жизни обусловлена марксистско-ленинским положением о том, что глубокие социально-политические, экономические преобразования в обществе объективно связаны с привлечением все большего числа населения к активному участию в коммунистическом строительстве, в управлении государством.

Теоретическая разработка проблем социальной активности личности осуществлена учеными философами Е. А. Ануфриевым, Г. С.АрефьеУ вым, Л. М. Архангельским, Л. П. Буевой, Ю. Е. Волковым, А. С. Капто, П. Е. Кряжевым, В. Г. Мордковичем, В. А. Смирновым, Г. Л. Смирновым и др. Они анализируют этот феномен в общетеоретическом плане, раскрывают сущность данной категории, структуру активности как свойства личности социалистического типа, определяют критерии ее проявления в различных видах деятельности и т. д.

Исследователи понимают активность как интегральное свойство личности, объективно присущее каждому индивиду, диалектическое развитие которого детерминировано характером общественного бытия, включенности в общественные отношения. Рассматриваемый феномен анализируется учеными не как имманентно присущее личности свойство, а в логике ее воспитания на разных возрастных этапах. С этих позиций проблемы формирования социальной активности личности исследуют ученые-психологи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынин, И. С. Кон, А. Коссаковски, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Л. И. Уманский и др.

Вопросам воспитания социальной активности личности в целом, познавательной, общественно-политической, трудовой активности в деятельности ученического коллектива посвящены педагогические исследования Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, А.В.Зо-симовского, П. В. Конаныхина, Т. Н. Мальковской, М. И. Рожкова, З.А.Хо-доровской, И. А. Филипповой, C.B.Черенковой, Г. И. Щукиной и др. Деятельность комсомольских организаций учебных заведений с этой точки зрения анализируют Б. З. Вульфов, Г. М. Иващенко, М.Е.К^льпединова, Ю. З. Кушнер, К. Н. Мешалкина, М. М. Плоткин, М. М. Ященко и др.

В условиях интеграции воспитательных возможностей всех социальных институтов одним из важнейших факторов воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи становится взаимодействие комсомольских организаций учебных заведений и производственных коллективов. «Необходимо всячески крепить живое, творческое содружество комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий» *, — такую задачу поставил перед всеми комсомольскими комитетами У1 (январь 1984 г.) Пленум ЦК ВЛКСМ, конкретизируя решения XIX съезда комсомола по реализации Комплексной программы дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений ХОТ съезда ШСС.

Б настоящее время нет научно-педагогических исследований, в которых специально изучается взаимодействие комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий как фактор воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи.

Перспективы социального развития, современные требования в области подготовки молодежи к труду, складывающийся характер воспитательных отношений между различными социальными институтами, положительный опыт совместной работы ряда комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий страны по формированию активности учащейся молодежи, а также недостаточная научная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий как фактор воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи» .

I. Мишин В. М. Добросовестный, высокопроизводительный тшд — патриотический долг каждого комсомольца. Доклад на У1 Пленуме ЦК ВЛКСМ. Документы и материалы У1 Пленума Центрального Комитета ВЛКСМ, 16 января 1984 г. — М.: Молодая гвардия, 1984, с. 21.

В соответствии с темой объектом исследования стало взаимодействие комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий в коммунистическом воспитании подрастающих поколений.

Предмет исследования — характер и содержание взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий в воспитании общественно-политической активности учащейся молодежи.

Цель исследования — изучить влияние взаимодействия комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий на воспитание общественно-политической активности учащейся молодежи.

Такая постановка цели определила необходимость решения в ходе работы следующих задач: I.

— на базе общетеоретических основ социального взаимодействия как фактора воспитания общественно-политической активности личности выявить педагогический потенциал комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий в воспитании общественно-политической активности учащейся молодежи ;

— обосновать систем взаимодействия комсомольских организаций учебных заведений и трудовых коллективов по воспитанию общественно-политической активности учащейся молодежи и пути ее совершенствования в современных условиях;

— выявить наиболее существенные тенденции воспитания и проявления общественно-политической активности учащейся молодежи в совместной деятельности комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий;

— на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы осуществить разработку примерной программы и научно-методических рекомендаций по организации взаимодействия комсомольских коллективов учебных заведений и промышленных предприятий, направленного на воспитание общественно-политической активности учащейся молодежи.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о сущности взаимодействия общества и личности как важнейшем факторе воспитания и проявления ее социальной активностиленинская теория, положения Программы КПСС, решения съездов КПСС и ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию подрастающих поколенийдокументы партии и правительства по вопросам совершенствования деятельности общеобразовательной и профессиональной школы.

В соответствии с принятой концепцией была разработана программа исследования, которая предусматривала три этапа:

— диагностический — на этом этапе выявлялся реальный характер взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий и особенности воспитания и проявления в нем общественно-политической активности каждой категории молодежи;

— преобразующий — на данном этапе совершенствовалось содержание, структура и организация взаимодействия путем внедрения в деятельность базовых коллективов «Примерной программы совместной работы комсомольских организаций школы, ПТУ, предприятия по воспитанию достойной смены рабочего класса» ;

— этап сравнительного анализа и обобщения результатов предусматривал изучение эффективности внедрения в практику совместной работы комсомольских организаций названной программы и определение путей совершенствования их взаимодействия в воспитании общественно-политической активности учащейся молодежи.

В процессе работы наш были использованы в качестве основных методы теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы. Они включали в себя: анализ документов, научной литературы, результатов исследованийобобщение и синтезизучение документации комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий, отражающей их взаимоотношенияинтервью и собеседования с различными категориями комсомольских работников и активистов — организаторами совместной работы комсомольских коллективов, педагогами и представителями базовых предприятийконтент-анализ письменных работ учащихсяобщественно-политическую аттестацию комсомольцев школ и ПТУанкетные опросы учащейся и работающей молодежи, а также экспертов — педагогов школ и ПТУ.

Базой исследования явились комсомольские организации, представляющие «связки содружества» по принципу: школа — ПТУ — предприятие (г.Пермь, школа № 27 — СГПТУ Л 27 — строительный трест 6/29- школа $ 118 — СПГГУ № 43 — производственное объединение «Машиностроительный завод им. В.И.Ленина» — г. Кунгур Пермской области, школа Jfc 16 — СГПТУ № 57 — Кожевенно-обувной комбинатг. Лысьва Пермской области, школа № 18 — СГПТУ № 6 — Металлургический заводг. Казань, школа № 22 — СПГГУ № 33 — строительный трест № 2- г. Нижнекамск ТАССР, школы №№ 1,12 — СГПТУ № 44 — производственное объединение «Нижнекамскнефтехим»).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— с позиций марксистско-ленинской методологии дана характеристика взаимодействия общества — коллектива — личности как важнейшего фактора воспитания, исходя из этого выявлен педагогический потенциал комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий в воспитании общественно-политической активности личности;

— обоснована современная система взаимодействия комсомольских организаций учебных заведений и трудовых коллективов по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи;

— раскрыты ведущие тенденции воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи, обусловленные характером и содержанием взаимодействия комсомольских организаций школ, профтехучилищ, промышленных предприятий;

— путем выделения эмпирических показателей. общественно-политической активности личности раскрыты особенности ее проявления у различных категорий молодежи;

— определены пути повышения эффективности взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий в воспитании общественно-политической активности учащейся молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и внедрены в практику работы комсомольских организаций школ, ПТУ, промышленных предприятий Пермской области научно обоснованные рекомендации по организации взаимодействия комсомольских коллективов учебных заведений и промышленных предприятий, направленного на воспитание общественно-политической активности учащейся молодежи. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий по курсам «Теория и методика коммунистического воспитания молодежи», «Психолого-педагогические особенности деятельности комсомольских организаций» в ВКШ при ЦК ВЛКСМпри разработке текстов лекций в республиканских, зональных, областных комсомольских школах, подготовке материалов для обучения кадров и актива общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, предприятий, повышения научно-методической квалификации педагогических работников.

Апробация основных положений исследования проходила путем публикаций и в выступлениях автора на заседании секции «Коммунистическое воспитание школьной молодежи и пионеров» Общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ и АПН СССР (июнь 1983 г.) — на координационном совещании по проблеме «Теоретические основы формирования активной позиции личности школьника в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов» в НИИ общей педагогики АПН СССР (октябрь 1983 г.) — на научно-практических конференциях, проведенных Высшей комсомольской школой при ЦК ВЛКСМ (апрель 1983, март, апрель 1984 г.), а также в выступлениях перед комсомольскими работниками и активом, педагогами общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

На защиту выносятся следующие положения:

Возрастание воспитательной роли ВШССМ в современных условиях в значительной степени связано с осуществлением взаимодействия различных категорий молодежи, состоящих в его рядах. Включение учащихся школ, профессионально-технических училищ, работающей молодежи в многостороннюю совместную общественно-политическую деятельность, направляемую и организуемую комсомольскими организациями, усиливает политическую направленность их работы, расширяет социальные контакты, обогащает социальный опыт учащейся молодежи, создавая тем самым педагогические предпосылки ее проявления в качестве субъекта деятельности и отношений.

Взаимодействие комсомольских организаций школ, ПТУ, промышленных предприятий как один из видов воспитательного взаимодействия, мы рассматриваем через диалектическое единство совместной деятельности и взаимоотношений коллективов и их членов, проявляющееся в межколлективных и межличностных взаимовлияниях, приводящих к изменениям социальных характеристик учащейся и работающей молодежи, в т. ч. общественно-политической активности. Взаимодействие комсомольских организаций может быть организовано и изучено в общей системе взаимосвязей коллективов школ, професси.

— 14 онально-технических училищ, промышленных предприятий.

Наибольшая воспитательная эффективность взаимодействия достигается при его организации на всех структурных уровнях комсомольских коллективов, в т. ч. на уровне комсомольских организаций с правами первичных. В них осуществляется непосредственное влияние на личность, создаются значительные возможности для ее проявления.

Воспитание общественно-политической активности учащейся молодежи в процессе взаимодействия комсомольских организаций учебных заведений и трудовых коллективов осуществляется успешно при целостном решении триединой задачи: а) обогащении совокупности общественно-политических знаний у учащихся, освоении ими важнейших понятий, отражающих явления и процессы социальной жизниб) выработке у юношей и девушек заинтересованного отношения, социально значимых мотивов и потребностей в общественно-политической деятельностив) развитии позиции участия каждого члена взаимодействующих коллективов в совместной деятельности от «исполнителя» до «инициатора, организатора» дел.

В соответствии с целью и задачами исследования определена структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Результаты проведенного автором исследования систематизированы в таблицах, отражены в диаграммах и графиках, которые расположены в соответствующих главах и параграфах диссертации. Они даны также в приложении, состоящем из анкет, аттестационного листа учащегося, методических рекомендаций комсомольским организациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Марксистско-ленинская философия исходит из понимания взаимодействия личности с другими людьми, социальными общностями, а через них — с обществом как основы, источника, необходимого условия воспитания и проявления ее активности. Такой подход предполагает изучение взаимодействия в качестве фактора, порождающего и развертывающего это интегральное социальное свойство личности.

Методологические основы решения данной проблемы разработаны в трудах классиков марксизма-ленинизма. Они рассматривают взаимодействие как один из объективных фундаментальных принципов связи личности и обществакак цроцесс развертывания деятельности человека по преобразованию социальной действительности и своей собственной социальной сущностикак систему объективно необходимых, важнейших связей и отношений сторон: личность — социальная общность (коллектив) — общество.

Взаимодействие личности и общества осуществляется посредством ее включенности в разные типы коллективов, один из которых выступает основным. В таком коллективе личность участвует в социально значимой совместной деятельности с другими людьми, вступает во взаимоотношения с ними. В этом процессе происходит освоение личностно значимых социально ценных знаний, идей, взглядов, нормативов, последующая их реализация в опыте совместной деятельности, что ведет к преобразованию как результатов деятельности, так и социальных характеристик всех участвующих в ней членов коллектива. Но так как личность, вступающая во взаимодействие, объек ч! тивно проявляет свои субъектные свойства, то ее активность становится условием, целью, результатом существования и развития коллектива. В таком диалектическом единстве возможно рассмотрение зависимости воспитания социальной активности личности от характера ее взаимодействия с друтими людьми, с коллективом в целом, через него — с обществом.

Анализ сущности взаимодействия раскрывает его воспитательный механизм через реализацию совместной деятельности и опосредованных ею взаимоотношений. При этом осуществляется взаимовлияние социальных систем (общество — коллективколлектив — личностьколлектив — коллективличность — личность и т. д.), а результатом становится изменение их социальных характеристик.

В таком взаимодействии особое место занимает целенаправленная совместная деятельность и взаимоотношения государственных учреждений и общественных организаций, их структурных подразделений, решающих задачи подготовки молодежи к жизни и труду. Опора на теоретическое и практическое наследие основоположников советской педагогики, анализ современной научной литературы позволяют рассматривать воспитательное взаимодействие как принцип связи всех звеньев системы коммунистического воспитания, реализация которого обеспечивает их совместную деятельность и целенаправленное взаимовлияние. В этом процессе осуществляется интеграция педагогического потенциала различных звеньев, создаются условия для более эффективного его использования в воспитании всесторонне развитой личности.

В изучении процесса воспитания активности как интегрального социального свойства личности советские ученые исходят из деятель-ностного подхода. В соответствии с ним, активность субъекта рассматривается как результат его взаимодействия со средой, как единая система внешней — материальной и внутренней — психологической деятельности личности. Материальная деятельность субъекта осуществляется в процессе реализации той или иной роли, объективно обусловленной статусом личности в коллективе, в обществе.

Осознанное отношение личности к своему положению в обществе проявляется в ее позиции, которая представляет собой определенную целостность, сформированную на основе единства установок, мотивов, ценностных ориентаций, порождающих характерное для личности отношение к выполнению социальных ролей. Являясь, таким образом, системой объектно-субъектных отношений к обществу, деятельности, себе самой, позиция личности наиболее полно проявляется в ее социальной активности.

Характеристика активности как способности к деятельности, отношения и меры участия в ней свидетельствует о возможности развития, развертывания данного свойства личности под влиянием различных объективных условий и субъективных факторов на каждом возрастном этапе. Педагогически целесообразное обеспечение данного процесса предполагает четкую целевую направленность, соответствующее содержание деятельности. Это положение имеет принципиальное значение для анализа деятельности ВЛКСМ, общественно-политическая нацравленность которой создает реальную возможность для воспитания общественно-политической активности личности молодого человека. Последняя является ведущей в структуре социальной активности и формируется практически во всех многообразных видах деятельности комсомольских организаций, имеющих ярко выраженный социально-политический характер.

Социально-демографическая неоднородность поколения обращает к необходимости изучения особенностей воспитания общественно-политической активности различных категорий молодежи в деятельности ВЛКСМ. Эти особенности определяются социальным положением каждой категории молодежи, степенью ее включенности в различные сферы социальной практики и предполагают соответствующую специфику деятельности комсомольских организаций, реализацию их педагогического потенциала.

Педагогический потенциал комсомольской организации в воспитании общественно-политической активности молодежи есть совокупность общего, особенного и единичного в ее воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие этого социального свойства личности. Он воплощает в себе в качестве общего воспитательные возможности ВЛКСМ как социального института, детерминированные идейным и организационным единством, идейно-политической направленностью деятельности всех его отрядов. В то же время педагогический потенциал комсомольской организации есть проявление особенного в ее воспитательной работе, что обусловлено своеобразием социального статуса членов ВЛКСМ и выражается в соответствующей целевой установке, содержании и характере деятельности и отношений. Единичное определяется црежде всего организационно-политической зрелостью конкретной комсомольской организации и обнаруживается в стиле и методике обеспечения всех дел.

Одним из важнейших факторов реализации педагогического потен-, циала комсомольской организации, как подтверждают современные исследования в педагогике и психологии, выступает наличие и совершенствование межколлективных связей. Эффективность воспитательной деятельности комсомольских организаций в значительной степени возрастает в ходе установления многосторонних социально значимых контактов и отношений различных категорий молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Эти отношения развиваются в различных видах деятельности молодежных объединений и имеют ярко выраженную обществен-. но-политическую направленность. При определенных условиях: многосторонности содержания и планомерности организации совместной деятельности, долговременности и систематичности взаимоотношений, осознании учащейся и работающей молодежью их общественной и личностной значимости, активности коллективов — связи комсомольских организаций развиваются до уровня взаимодействия.

Системно-структурный анализ взаимодействия комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий позволяет рассматривать его как систему объективно необходимых связей трех коллективов, выступающих в качестве субъектов деятельности и отношений. Результатом функционирования данной системы становится целенаправленный процесс воспитательного взаимовлияния комсомольско-молодежных коллективов, их членов в совместной деятельности по достижению общественно-политических целей. Взаимовлияние осуществляется путем взаимного обогащения содержания, форм и методов воспитательной деятельности и отношений, присущих различным отрядам ВЖСМ. Данный цроцесс способствует формированию всесторонне и гармонически развитой личности. Взаимодействие комсомольских организаций выступает таким образом как один из факторов воспитания молодежи.

Необходимой предпосылкой становления и развития системы взаимодействия комсомольских организаций является совершенствование ее внешних связей, и црежде всего, руководства со стороны вышестоящих комсомольских органов и взаимодействия с педагогическими коллективами учебных заведений.

Теоретическое обоснование основных элементов системы взаимодействия комсомольских организаций в воспитании общественно-политической активности личности обусловило проведение на диагностическом этапе исследования анализа практики совместной деятельности и взаимоотношений учащейся и работающей молодежи в базовых комсомольских организациях школ, ПТУ, предприятий. Изучение показало, что их связи носили эпизодический характер, предусматривали подготовку и проведение отдельных массовых мероприятий, направленных, главным образом, на решение проблем профессиональной ориентации учащихсяосуществлялись, как правило, на уровне первичных комсомольских организаций без необходимого включения в них комсомольских организаций с правами первичных. Это вело к тому, что содержание совместной деятельности, характер взаимоотношений коллективов и их членов не позволяли в полной мере использовать педагогический потенциал комсомольских организаций.

Проведенный анализ структуры общественно-политической активности личности позволил выделить в ней интеллектуальную, мотива-циоиную, деятельно-практическую сферы проявления. Это обусловило выбор взаимосвязанных между собой соответствующих эмпирических показателей активности: уровень освоения важнейших общественно-политических понятий, характеризующих явления и процессы социальной действительностимотивы участия в общественно-политической деятельностипозиция участия в деятельности комсомольского коллективаотношение к взаимодействию с комсомольцами и молодежно других категорийпозиция участия в совместной деятельности с другими комсомольскими организациямифакт участия в деятельности комсомольской организации. Были выделены три степени проявления общественно-политической активности личности: высокая (В), средняя ©, низкая (Н). Каждой из них соответствует та или иная качественная определенность показателя. Такой подход дал возможность выявить качественные характеристики сформированности общественно-политической активности у представителей интересующих нас категорий молодежи, осуществить их сравнение.

Научно-педагогический анализ результатов социологического опроса позволил обнаружить характерные тенденции проявления общественно-политической активности молодежи на начальном этапе опытно-экспериментальной работы. В этот период наиболее представительной группой в каждой категории молодежи являлись учащиеся и молодые рабочие, имеющие среднюю степень проявления того или иного показателя активности. Была обнаружена значительная неравномерность развития различных сфер активности. Мотивационная сфера проявления общественно-политической активности у всех категорий молодежи более развита по сравнению с другими ее характеристиками. Наиболее высокий уровень освоения общественно-политических знаний, осмысления процессов и явлений социальной действительности (интеллектуальная сфера) наблюдается у учащейся молодежи, и прежде всего — у старшеклассников. Показатели, отражающие деятельно-практическую сферу проявления общественно-политической активности, свидетельствуют о том, что абсолютное большинство участников взаимодействия не проявляет в полной мере субъектную позицию, предпочитает выполнять поручения организации или педагогов. Юноши и девушки редко становятся инициаторами, организаторами дел.

Единство теоретического и практического уровней анализа позволило обнаружить ряд противоречий, лежащих в основе функционирования системы взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий: противоречие между системой и ее внешними связями, выразившееся в отсутствии целенаправленного руководства взаимодействием первичных комсомольских организаций со стороны вышестоящих комсомольских органов, в недостаточно планомерной и систематической помощи педагогических коллективов школ и ПТУ комсомольским объединениям в осуществлении взаимодействия учащейся и работающей молодежи в воспитании общественно-политической активности личностипротиворечие между целевой установкой, предполагающей комплексное решение задач воспитания общественно-политической активности личности во всех видах деятельности комсомольских организаций и соответствием содержания и форм взаимодействия данной целевой установкепротиворечие между объективно присущим каждой комсомольской организации педагогическим потенциалом и недостаточно полной его реализацией в силу неразвитости взаимоотношенийпротиворечие между объективной потребностью целостного воспитания общественно-политической активности личности (ее интеллектуальной, мотивационной, деятельно-практической сфер) и преобладанием в практической деятельности комсомольских организаций и во взаимодействии коллективов форм и методов работы, способствующих развитию преимущественно мотивационной сферы. Определение путей разрешения данных противоречий явилось основным содержанием преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая была проведена в базовых комсомольских организациях.

В Пермской областной комсомольской организации, где диссертант в течение длительного периода работал секретарем ОК ВЛКСМ, постепенно складывалась система мер по руководству взаимодействием комсомольских организаций учебных заведений и трудовых коллективов со стороны вышестоящих комсомольских органов. В настоящее время она предусматривает: комплексное планирование совместной деятельности всех заинтересованных организаций, в том числе комсомольских, по коммунистическому воспитанию молодежи на различных уровнях — областном, городском, районном, на уровне первичных коллективов школ, ПТУ, предприятийчеткое определение задач и функций комсомольских органов и организаций в данном процессепостоянное оказание помощи первичным комсомольским организациям учебных заведений и трудовых коллективов, организацию смотра их совместной работыподготовку и обучение различных категорий комсомольских кадров и актива формам и методам осуществления взаимодействияразработку методических материалов в помощь органи.

— 194 заторам содружества коллективов.

Укреплению и развитию взаимодействия комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий с педагогическими коллективами учебных заведений способствует постановка ими задачи воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи в качестве целевой установки их совместной воспитательной деятельности, отбор соответствующего содержания, реализация его в адекватных формах работы комсомольских организаций, обеспечивающих развитие социально значимых коллективных и межличностных отношений учащейся и работающей молодежи.

Содержание и структура взаимодействия комсомольских организаций совершенствовалась на основе внедрения в практику содружества «Примерной программы совместной деятельности комсомольских организаций школы, профессионально-технического училища, промышленного предприятия по коммунистическому воспитанию достойного пополнения рабочего класса» и рекомендаций к «Плану — договору о содружестве комсомольских организаций класса школы, группы ПТУ, бригады предприятия». Главными педагогическими принципами построения названных методических рекомендаций и организации на их основе воспитательной деятельности стали: комплексное решение задач воспитания общественно-политической активности в многосторонней совместной деятельности комсомольских организацийцеленаправленное влияние на формирование и развитие интеллектуальной, мотива-ционной и деятельно-практической сфер проявления активности личностисочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм совместной деятельности учащейся и работающей молодежиосуществление взаимодействия на различных уровнях комсомольских коллективов с обязательным включением в него комсомольских организаций с правами первичных с целью создания более широких возможностей для проявления субъектной позиции каждого члена взаимосвязанных коллективов.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы определились основные пути повышения эффективности взаимодействия комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий: совершенствование руководства данной системой со стороны вышестоящих комсомольских органовцеленаправленное углубление взаимоотношений комсомольских организаций с педагогическими коллективами школ и ПТУкомплексное планирование многостороннего содеркания совместной деятельности коллективовобеспечение взаимодействия на всех структурных уровнях комсомольских организаций.

Результатом проведенной работы стало изменение взаимоотношений коллективов, которые развивались от эпизодических контактов уполномоченных представителей комсомольских объединений на первом этапе, через отдельные совместно организуемые дела с участием большинства учащихся — комсомольцев в исполнительской позиции, не проявляющих в полной мере своей общественно-политической активности — на втором, к целенаправленному, планомерному, многостороннему, длительному сотрудничеству — на третьем этапе. Именно на третьем этапе начинает достаточно полно реализовываться педагогический потенциал комсомольских организаций как относительно друг друга, так и во влиянии на своих членов. В дальнейшем в «связках» все более укрепляются отношения, построенные по принципу ответственной зависимости и опосредствованные социально значимой деятельностью. Они становятся более устойчивыми, обогащаются личными отношениями, основанными на взаимном интересе, возможности удовлетворения общественных и личных потребностей. Теоретическое обоснование диалектики развития субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные в коллективах и между ниш получило подтверждение при анализе передового опыта и результатов опытноэкспериментальной работы.

Сопоставление данных первого и второго социологических опросов, анализ результатов общественно-политической аттестации молодежи, проведенные на завершающем этапе исследования, позволили зафиксировать определенную положительную динамику в проявлении общественно-политической активности учащихся школ и профессионально-технических училищ. В частности, возросло количество старшеклассников и учащихся ПТУ с высоким уровнем освоения общественно-политических понятий. В ходе взаимодействия комсомольских коллективов дальнейшее развитие получила мотивационная сфера активности учащихся. Более устойчиво обнаружилось осознание общественной значимости деятельности как своей комсомольской организации (рост среди учащихся школ на 8,7 $, среди учащихся ПТУ — на 3,1%), так и взаимодействия комсомольских объединений (соответственно -16,8 $ и 23%), Произошли положительные изменения в развитии деятельно-практической сферы активности. Число инициаторов, организаторов дел в своей комсомольской организации возросло среди учащихся школ на 10,6 $, среди учащихся ПТУ — на 3,3 $. Увеличилось количество инициаторов и организаторов взаимодействия комсомольских организаций соответственно на 4,2 $ и 2,8 $. Формирование заинтересованного отношения большинства членов коллективов к сотрудничеству повлияло на увеличение числа учащейся молодежи, с желанием и интересом выполняющей поручения комсомольской организации и педагогов в совместной деятельности с молодыми тружениками предприятий (рост среди учащихся школ на 14,7 $, среди учащихся ПТУ на 9,7 $).

В то же время в ходе работы был обнаружен ряд обстоятельств, осложняющих взаимодействие комсомольских организаций: уровень освоения общественно-политических знаний представителями работающей молодежи несколько ниже, чем у учащихся школ и ПТУостается значительным число учащейся и работающей молодежи, не проявляющей большого интереса и активности в совместной деятельности с другими комсомольскими организациями. По итогам общественно-политической аттестации их в коллективах до 10−12 $. Существенно снижают результативность взаимодействия комсомольских организаций сохраняющаяся несоразмерность различных сфер активности личности, недостаточность деятельно-практической ее реализациипреобладание в комсомольских коллективах учащихся школ, ПТУ, молодых производственников со средним уровнем проявления общественно-политической активности.

В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие комсомольских организаций школ, профессионально-технических училищ, промышленных предприятий цри условии целесообразного организационно-педагогического обеспечения становится важным фактором воспитания общественно-политической активности учащейся молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Передовица в № 179 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93-ЛДЗ.
  2. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  5. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13г с.1−167.
  6. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194−203.
  7. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185−230.
  8. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339−626.
  9. К. Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.401−412.
  10. . Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414−422.
  11. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
  12. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., изд.5-е. — М.: Политиздат, 1975, т.1, с.347−534.
  13. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., изд.5-е. -М.: Политиздат, 1975, т.2, с.505−550.
  14. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр.соч., изд.5-е. — М.: Политиздат, 1977, т.29, с.77−218.
  15. В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.) Полн.собр.соч., изд.5-е. — М.: Политиздат, 1977, т.41, с.298−313.
  16. Документы КПСС и Советского государства
  17. Программа Коммунистической партии Советского Союза. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд.8-е, доп. -М.: Политиздат, 1972, т.8, с.196−305.
  18. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, — М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  23. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи. Постановление ЦК КПСС от 2 июля 1984 года. М.: Молодая гвардия, 1984, с.3−12.
  24. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 11−12 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. -80 с.
  25. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с.
  26. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства
  27. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, й 3, с.9−23.
  28. К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
  29. К.У. Речь на встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот» 29 апреля 1984 года. -М.: Политиздат, 1984. 32 с.
  30. К.У. По-ленински жить, работать, бороться. Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 16 с.
  31. Документы государственных и общественных организаций
  32. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодели. М.: Молодая гвардия, 1981. — 32 с.
  33. ХУШ съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 25−28 апреля 1978 г. Стенографический отчет в2. х томах. М.: Молодая гвардия, т.1 — 431 е.- т.2 — 400 с.
  34. XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 18−21 мая 1982 г. Стенографический отчет в 2-хтомах. М.: Молодая гвардия, т.1 — 415 е.- т.2 — 415 с.
  35. Документы и материалы 17 Пленума Центрального Комитета ВЛКСМ, 17 мая 1979 года. М.: Молодая гвардия, 1979.- 77 с.
  36. Документы и материалы 71 Пленума Центрального Комитета ВЛКСМ, 16 января 1984 г. М.: Молодая гвардия, 1984. -40 с.
  37. Документы и материалы УШ Пленума Центрального Комитета ВЛКСМ, 18 мая 1984 года. М.: Молодая гвардия, 1984. -96 с.
  38. Документы и материалы IX Пленума Центрального Комитета ВЛКСМ, 10 августа 1984 года. М.: Молодая гвардия, 1984.- 128 с.
  39. Материалы научных конференций
  40. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25−27 апреля 1979 года). М.: Политиздат, 1979. — 349 с.
  41. Актуальные вопросы деятельности комитетов комсомола по совершенствованию процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования. Материалы научно-практической конференции. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1978. 116 с.
  42. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Минске (июнь 1976 г.). М.: Молодая гвардия, 1976. — 400 с.
  43. Коммунистическое воспитание молодежи: система, проблемы эффективности. Материалы научно-практической конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения В. И. Ленина в Москве 4−5 февраля 1980 г. М.: BMI при ЦК ВЛКСМ, 1980. — 471 с.
  44. Тезисы научно-практической конференции «ШТ съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни». Секция П. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1982. — 258 с.
  45. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых «Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма» (22 апреля1983 г.). М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1983. — 228 с.
  46. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых «Ленинизм и актуальные проблемы деятельности комсомольских организаций по формированию нового человека (20 апреля 1984 г.). М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1984. — 297 с. 6. Периодическая печать
  47. Л.В. Базовое предцриятие и школа. Воспитание школьников, 1978, J? 4, с. 15−17.
  48. Е!уева Л. П. Сущность человека и социальная функция воспитания. Политическое самообразование, 1982,)? 8, с.93−102.
  49. М.Ф. Идейно-политическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях. Советская педагогика, 1980,8, с.8−16.
  50. Ю.Е. Общественная активность масс сущность и некоторые проблемы развития. — Вопросы философии, 1981, В 4, с. 39−51.
  51. Л.А., Игнатьев В. И., Лемаев Н. В., Махмутов М. И. Союз педагогической науки и современного производства. Советская педагогика, 1982, 4, с. 17−31.
  52. .З. Важные аспекты воспитательного взаимодействия. Советская педагогика, 1983, В 5, с.68−72.
  53. Главный ваятель личности труд. — Коммунист, 1983, 9, с.85−96.
  54. В.Д., Фокин В. А. Совместная работа школы и профтехучилища по трудовому воспитанию учащихся. Советская педагогика, 1984, В 3, с.91−96.
  55. В.Н. Трудовой коллектив как развивающаяся социальная система и фактор воспитания. Советская педагогика, 1977, № I, с.17−26.
  56. Э.Ш. Социально-педагогические аспекты деятельности школьного комсомола. Советская педагогика, 1984,6, с.36−39.
  57. .Ф. Личность в системе общественных отношений. -Психологический журнал, 1981, т.1, № I, с.3−18.
  58. М.И. Об исследованиях по профессионально-технической педагогике (Концепция научного исследования). -Советская педагогика, 1982, К 2, с.47−52.
  59. В.М. Осваивать опыт старших поколений, обогащать его собственными свершениями. Советская педагогика, 1984,6, с.3−11.
  60. Ю.И. Взаимодействие школы и комсомола в коммунистическом воспитании учащихся. Советская педагогика, 1981,1. В 6, с.79−85.
  61. В.Д. Совершенствование связей школы, семьи и трудовых коллективов. Советская педагогика, 1984, № 3, с.52−56.
  62. В.Д. Опыт организации взаимодействия школьного коллектива с социальной средой. Советская педагогика, 1982, JS 3, с.53−55.
  63. З.Л. Из опыта совместной работы комсомольских организаций ПТУ и базового предприятия. Советская педагогика, 1984, й 3, с.96−99.
  64. .Е. Исследование эффективности взаимодействия школы и общественности требование времени. — Советская педагогика, 1983, № 9, с.32−34.
  65. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 235 с.
  66. Н.А. Советский рабочий. М.: Политиздат, 1981. -158 с.
  67. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980. — т.1 — 232 е.- т.2 — 288 с.
  68. Е.А. Социальная роль и активность личности. -М.: Изд-во МГУ, 1971, 152 с.
  69. Е.А. Социалистический образ жизни. (Методологические и методические вопросы). М.: Высшая школа, 1980. -183 с.
  70. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  71. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  72. Т.К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков. Учеб. пособие. I.: ЛПЖ, 1982. — 80 с.
  73. С.Я. Проблемы обучения и воспитания работающей молодежи. М.: Высшая школа, 1978. — 96 с.
  74. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  75. .П. Структура процесса воспитания. (Методологический аспект). Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  76. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979, т.1 — 304 е.- т.2 — 400 с.
  77. Т.П. Труд и социальная активность молодежи. -Минск: Изд-во ЕГУ, 1972. 240 с.
  78. . Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  79. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  80. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973. — 154 с.
  81. Я.Я. Воспитание будущих молодых рабочих. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. — 48 с.
  82. К.А. Опыт воспитательной работы в средних профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1977. -80 с.
  83. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
  84. Л.П. Социальная детерминация и активность личности. -В кн.: Социализм и личность: Совместное изд. / Под ред. Л. М. Архангельского. М.: Мысль, 1979, с.32−58.
  85. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  86. A.A. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. М.: Высшая школа, 1977.- 310с.
  87. Взаимодействие школы, семьи и общественности в коммунистическом воспитании. / Под ред. А. Г. Хрипковой, А. М. Низовой, И. В. Гребенникова. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
  88. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  89. Вопросы воспитания: системный подход. / Под общ.ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  90. Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации. / Под ред. М. М. Ященко. М.: Педагогика, 1978. -272 е./
  91. .З. Комсомол школа общественной активности старшеклассников. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  92. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  93. Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч. в 6-ти томах / Под ред. А. Р. Лурия, М.Г.Ярошевско-го. М.: Педагогика, 1983, т. З — 368 с.
  94. SO. Гурова Р. Г. Выпускник средней школы. /Опыт сравнительного социолого-педагогического исследования/. М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
  95. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  96. И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк).- Минск: Наука и техника, 1971. 144 с.
  97. .А. Формирование у современного рабочего профессионального мастерства и высоких моральных качеств. М.: Высшая школа, 1978. — 32 с.
  98. А.Г. Методология и процесс социологических исследований. М.: Мысль, 1969. — 205 с.
  99. В.Г. Коллектив и личность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 120 с.
  100. В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской организации. М.: Знание, 1983. — 80 с.
  101. A.B. Идейно-нравственное воспитание школьной молодежи. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  102. Измерения в исследовании проблем воспитания. / Отв.ред. Х.Лийметс. Тарту, 1973. — 360 е./
  103. S9. Иконникова С. Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 164 с.
  104. С.Н., Лесохина Л. Н. Рабочему-наставнику о психологии и педагогике. М.: Профиздат, 1977. — 96 с.
  105. И.М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. М.: Мол. гвардия, 1981. — 239 с.
  106. Э.Ш. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности комсомольских организаций. Учебное пособие. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1975. — 96 с.
  107. Э.Ш. Психолого-педагогические проблемы деятельности комсомольско-молодежных коллективов. Учебное пособие.- М.: ЕКШ при ЦК ВЛКСМ, 1980. 115 с.
  108. Л.П. Проблема сущности общественной активности как качества личности. В ich.: Общественно-политическое воспитание учащихся. — Иркутск, 1975, с.16−29.
  109. И.Д. Школа училище — производство. -М.: Знание, 1974. — 61 с.
  110. З.В., Ященко М. М. Формирование идейной убежденности старшеклассников в процессе общественно-политической работы. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
  111. Л.Н., Павлов B.C. Молодой рабочий: вчера, сегодня. (Опыт историко-социологического исследования образа жизни молодых рабочих 30-х и 70-х годов. На материалах Урала). -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. -176 с.
  112. Л.Н., Поляничко В. П. Молодой рабочий и культура. -М.: Молодая гвардия,' 1975. 128 с.
  113. Л.Н. Рабочая молодежь. Труд, учеба, досуг. Социологический очерк. Свердловск. Средне-Уральское книжное изд-во, 1969. — 126 с.
  114. Коммунистическое воспитание молодежи по месту жительства. Комплексная программа. Челябинск, 1982. — 306 с.
  115. Комсомол в профтехучилище. / Авт.сост.: С. Вахов, В.Сидоров.- 2-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1980. — 223 с.
  116. Комсомольская работа в школе: В помощь классному руководителю / С. В. Дармодехин, В. М. Петухов, В. Ф. Семенихин и др.- Под ред. С. В. Дармодехина. М.: Просвещение, 1980.- 256 с.
  117. Комсомольский коллектив школьников как субъект и объект воспитания: Сб.научн.тр. / Ред.сост. Б. З. Вульфов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975. — 55 с.
  118. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  119. Ф.Ф. В.И.Ленин и педагогика. -М.: Педагогика, 1971. 398 с.
  120. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. / Проблемы общей методики воспитательного процесса. ГЛ.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  121. А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. — 272 с.
  122. В.К. Единство цели: Некоторые аспекты партийного руководства комсомолом в условиях развитого социализма. М.: Молодая гвардия, 1980. — 191 с.
  123. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т.т.
  124. Под ред. Н. К. Гончарова и др. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957−1963.
  125. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  126. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — Т.1 — 392 е.- т.2- 320 с.
  127. .Т. Теория коммунистического воспитания (Опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. -496 с.
  128. А.В. О воспитании и образовании. / Под ред.
  129. A.М.Арсеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, М. А. Прокофьева,
  130. B.А.Разумного. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  131. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 1978.- 159с.
  132. A.C. Соч. в 7-ми тт. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958.
  133. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1973. — 172 с.
  134. Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. -64 с.
  135. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  136. Методические материалы для участников Всесоюзного семинара секретарей комитетов комсомола профессионально-технических училищ / Перм.обл.ком.ВЛКСМ, Перм.зон.коме.школа. Пермь, 1979. — 29 с.
  137. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискуно-ва, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  138. Молодежь: проблемы формирования и воспитания: (Сб.статей). М.: Молодая гвардия, 1978. — 256 с.
  139. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  140. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  141. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  142. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  143. A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 39 с.
  144. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива./ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
  145. Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  146. Л.И. Пути и средства формирования общественно-политической активности старшеклассников сельской школы.
  147. В кн.: Деятельность комсомольской организации сельской школы по формированию активной жизненной позиции старшеклассников. Киров, 1983, с.5−10.
  148. Общественная активность молодежи. М.: Молодая гвардия, 1970. — 176 с.
  149. Общие основы педагогики./ Под ред. Ф. Ф. Королева, В.Е.Гмур-мана. М.: Просвещение, 1967. — 392 с.
  150. Опыт творческого использования педагогической системы А. С. Макаренко в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1975.- 184 с.
  151. О системах и системности в воспитании. / Под ред. Л.К.Баляс-ной и др. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. — ч.1 — 216 с.-ч.П 234 с.
  152. Об участии комитетов комсомола профтехучилищ в разработке и реализации комплексных планов воспитательной работы в средних учебных заведениях системы профтехобразования: Метод, рекомендации. / Тат.обл.ком.ВЛКСМ. Казань, 1980.-29с.
  153. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. 351 с.
  154. Педагогика / АПН СССР, АПН ГДР. М.: Просвещение, 1978.- 512 с.
  155. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  156. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  157. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  158. Петровский A.B.Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  159. В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников: (Воспитание старшеклассников в общественно-политической деятельности). Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
  160. С.И. Твой молодой современник. Проблемы совершенствования образа жизни рабочей молодежи в зеркале социологии.- М.: Молодая гвардия, 1982. 223 с.
  161. Преемственность поколений как социологическая проблема. -М.: Мысль, 1973. 288 с.
  162. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. / О. С. Богданова, Н. А. Варинова, М. Д. Виноградова и др.- Под ред. И. С. Марьенко. 4-е изд. перераб. и доп.
  163. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  164. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  165. Проблемы психологии личности. (Советско-финский симпозиум).- М.: Наука, 1982. 248 с.
  166. Проблемы формирования достойной смены рабочего класса в системе профтехобразования. Сборник статей. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1981. — 132 с.
  167. Психолого-педагогические проблемы воспитательной деятельности комсомольских организаций. Сб.научн.трудов. / Под ред. Э. Ш. Камалдиновой. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1981. -148 с.
  168. И.Д. Влияние общения в деятельности комсомольской организации на становление общественно активной позиции старшеклассников: Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1977. -182 с.
  169. Т.С. Стиль педагогического руководства как фактор формирования комсомольского коллектива класса (в деятельности классного руководителя): Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1976. 176 с.
  170. С.И. Возрастание роли ВЛКСМ в развитии общественно-политической активности школьников: Дис.. канд.пед. наук. — Одесса, 1977. — 198 с.
  171. .М. Взаимодействие классного руководителя и комсомольской организации класса в формировании общественной активности старшеклассников: Дис.. канд.пед.наук. — М., 1979. — 175 с.
  172. К.Д. Совместная деятельность школьной и производственной комсомольских организаций по ориентации старшеклассников на рабочие профессии: Дис.. канд.пед.наук. — Тула, 1977. 192 с.
  173. В.П. Работа комсомольской организации по формированию у старшеклассников активного отношения к профессии рабочего: Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1979. — 180 с.
  174. O.K. Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников в деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы: Дис.. канд.пед.наук. — Рига, 1979.- 208 с.
  175. В.В. Воспитание активной жизненной позиции личности учащегося профессионально-технических училищ в процессе общественно-трудовой деятельности: Дис.. канд.пед.наук. — Красноярск, 1980. — 183 с.
  176. В.И. Формирование коммунистической убежденности старшеклассников в совместной воспитательной деятельности школьного и производственного коллективов: Дис.. канд. пед.наук. — М., 1979. — 198 с.
  177. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Дис.. д-ра пед.наук. — JI., 1970. — 937 с.
  178. H.H. Воспитание общественной активности старшеклассников в совместном труде со взрослыми. Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1974. — 193 с.
  179. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: Дис.. д-ра пед.наук. — Л., 1974. — 518 с.
  180. Ю.И. Взаимодействие школы и комсомола в коммунистическом воспитании старшеклассников в условиях развитого социализма: Дис.. канд.пед.наук. — М., 1980. — 164 с.
  181. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Дис.. д-ра пед.наук. — М., 1977. — 403 с.
  182. М.М. Педагогические проблемы общественно-политического воспитания старших подростков (на материалах деятельности школьных комсомольских организаций): Дис.. канд. пед.наук. — М., 1974. — 255 с.
  183. К.Г. Формирование активной социальной позиции старшеклассников в деятельности школьной комсомольской организации: Дис.. канд.пед.наук. — М., 1979. — 177 с.
  184. С.Д. Формирование идейной готовности старшеклассников к производительному труду (на опыте совместной деятельности школ и производственных коллективов НРБ): Дис.. канд.пед.наук. — М., 1977. — 147 с.
  185. Е.М. Влияние трудовой деятельности на развитие социально активной позиции старшеклассников (на опыте болгарской школы): Дис.. канд.пед.наук. — М., 1980. — 212 с.
  186. Тот Л. Воспитание коммунистического отношения к труду у учащихся старших классов средней школы на базе промышленного производства (СССР ВНР): — Дис.. канд.пед.наук. -М., 1966. — 313 с.
  187. Н.Ф. Совместная деятельность школьного и производственного коллективов по повышению эффективности воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы: -Дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — 259 с.
  188. Н.Д. Коллектив социалистического, предприятия как фактор воспитания школьников: Дис.. канд.пед.наук. — М., 1972. 274 с. 9. Авторефераты
  189. Т.К. Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности. Автореф.дис.. д-ра пед.наук. — Л., 1982. — 40 с.
  190. С.А. Взаимодействие школьных и производственных комсомольских организаций в процессе подготовки старшеклассников к труду (НРБ): Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1980. — 24 с.
  191. Н.К. Коммунистическое воспитание молодежи в системе профессионально-технического образования: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1975. — 19 с.
  192. В.З. Общественная активность личности как социальнопсихологическая проблема. -Автореф.дис.. канд.филос. наук. М., 1970. — 19 с.
  193. ГЛ.С. Проблемы взаимосвязи социалистической среды и воспитания в нравственном формировании личности старшеклассника: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1971.- 23 с.
  194. Г. М. Самоуправление учащихся как фактор формирования социально активной позиции старшеклассника: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Л., 1981. — 21 с.
  195. В.И. Условия эффективности воспитательной работы в общественно-политических объединениях учащихся профтехобразования: -Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1979. — 16с.
  196. Н.В. Взаимодействие учащихся ПТУ с мастером производственного обучения как фактор их социальной адаптации: -Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1980. — 16 с.
  197. К.Н. Педагогические проблемы формирования общественной активности старшеклассников: Автореф.дис.. канд. пед.наук. — М., 1974. — 25 с.
  198. О.И. Формирование трудового долга у советской молодежи в период развитого социализма (на материалах ПТУ): -Автореф.дис.. канд. пед.наук. М., 1980. — 15 с.
  199. С.К. Ориентация учащихся на рабочие профессии в совместной деятельности школы, ПТУ и производства (на базе Металлургического комбината г. Нижнего Тагила, его школ и ПТУ): -Автореф.дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 26 с.
  200. А.М. Совместная работа школы и базовых предприятий по профессиональной ориентации старших школьников и ее влияние на формирование их личности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — Иркутск, 1972. — 22 с.
  201. И.Л. Деятельность комсомольской организации среднего ПТУ по формированию социальной зрелости учащихся: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1976. — 19 с.
  202. B.C. Педагогические проблемы руководства деятельностью трудовых коллективов по коммунистическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ: -Автореф.дис.. канд. пед.наук. M., 1977. — 20 с.
  203. Н.Ф. Влияние комсомола на формирование социально активной позиции старшеклассников в учебной деятельности: -Автореф.дис.. канд.пед.наук. 1979. 18 с.
  204. М.И. Воспитание общественно-трудовой активности у учащихся средних ПТУ во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — M., 1980. — 23 с.
  205. A.A. Организация жизни коллектива как основа формирования общественно активной личности старшеклассника: -Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1972. — 25 с.
  206. Г. Е. Подготовка учащихся к выбору рабочих профессий в совместной работе школы и ПТУ: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — M., 1978. — 24 с.
  207. Е.И. Общественно-политическая деятельность как фактор формирования общественной активности комсомольцев-школьников: -Автореф.дис.. канд. пед.наук. Л., 1982. — 19 с.
  208. А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Л., 1976. — 26 с.
  209. З.Л. Комплексный подход к организации совместной работы ПТУ и базового предцриятия по формированию у учащихся социальных качеств современного рабочего: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Тбилиси, 1982. — 18 с.
Заполнить форму текущей работой