Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной направленности слушателей вуза МВД в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование профессиональной направленности слушателей, имеющей первостепенное значение для их психического развития, для формирования их личности, в значительной степени будет способствовать повышению качества подготовки сотрудников ОВД, т.к. высокий уровень развития профессиональной направленности является основой потребности в постоянном… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 4. 1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты исследования проблемы
      • 1. 2. Формирование профессиональной направленности слушателей при системном подходе к процессу обучения
      • 1. 3. Учебная информация и средства педагогического воздействия
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО
    • I. I ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВ ЛЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ
      • 2. 1. Объект и методы обучения иностранному языку в экспериментальной группе
      • 2. 2. Анализ руководства самостоятельной работой слушателей
      • 2. 3. Характеристика этапов и методов исследования
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ
    • 3. 1. Динамика формирования компонентов профессиональной направленности слушателей в экспериментальной и контрольной группах
    • 3. 2. Мотивация учебной деятельности слушателей экспериментальной и контрольной групп
    • 3. 3. Процесс развития учебного интереса и отношения слушателей к иностранному языку экспериментальной и контрольной групп
  • Выводы по III главе

Формирование профессиональной направленности слушателей вуза МВД в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демократические изменения, происходящие в российском обществе, объективно обусловливают изменения содержания правоохранительной деятельности, осуществляемой Министерством внутренних дел и характера взаимоотношений органов внутренних дел (ОВД) с представителями общественности, средств массовой информации (СМИ) и с различными слоями (группами) населения. В этих условиях совершенно недопустимы недостаточная профессиональная подготовка и низкий уровень профессиональной направленности и общей культуры сотрудников ОВД, негативно влияющих на отношение граждан к сотрудникам МВД.

Ведущей характеристикой специалиста, которая позволяет человеку максимально проявить свои способности и творчески овладеть профессией, является профессиональная направленность личности слушателя вуза.

Поскольку проблема направленности активно разрабатывается с начала 70 гг. Железняком Л. Ф., Н. В. Кузьминой, Ю. П. Платоновым, А. Сейтешевым, В. А. Ядовым, то наметились различные подходы в определении ее видов, структуры, качеств. Факторы профессиональной направленности обучаемых в различных педагогических системах являлись предметом исследования ряда ученых: Бедерхановой В. П., Вахониной O.A., Железняка Л. Ф., Зимичевой С. А., Колденковой А. Т., СлеповаВ.Я., Томиловой Г. А. и др.). Но проблема по-прежнему остается одним из важных вопросов педагогики и психологии. «Важнейшей сущностью профессиональной деятельности преподавателя. является процесс формирования профессиональной направленности у своих учащихся: удовлетворенности своим выбором профессии., стремление овладеть основами профессионального мастерства, готовности к самостоятельному труду. «*

По мнению ученых Л. Д. Столяренко, A.A. Реана, В. Я. Слепова недостаточно сформированная профессиональная направленность влияет на текучесть кадров, которая, в свою очередь, приводит к негативным социально-экономическим последствиям. Упущения в формировании профессиональной направленности приводят к профессиональной деформации и злоупотреблениям, преступлениям против закона.

Нацеленность учебно-воспитательного процесса вуза МВД на формирование профессиональной направленности слушателей позволяет максимально использовать средства всех вузовских дисциплин, включая и иностранный язык, который в юридическом вузе не является профилирующим, и возможности которого в процессе подготовки сотрудников ОВД нового типа используются не в полной мере. Поскольку по новым государственным стандартам иностранный язык является компонентом цикла ГСЭД, со значительным количеством часов, то его роль в формировании личности будущего специалиста, и в частности в формировании его профессиональной направленности неуклонно растет. Однако, процесс обучения иностранному языку, как средства формирования профессиональной направленности слушателей вуза МВД, исследован далеко недостаточно.

Вопрос о роли дисциплины «иностранный язык» в формировании будущего специалиста стал предметом исследования таких ученых как A.A. Вейзе, Зимней И. А., Клычниковой З. И., Фоломкиной С. К, и др. Подходы к изучаемому вопросу условно можно разделить на 1) обучение профессиональному общению на иностранном языке (Векшин Е.Д., Гайсина А. Я., 2) обучение чтению профессионально-ориентированных текстов (A.A. Вейзе,., Клычникова З. И., Фоломкина С. К) 3) формирование

1 Н. В. Кузьмина «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», М., 1990, 32 с. профессиональной мотивации, профессиональных качеств (Елисеева Л.В., Калейник Н.С.- 4) активизацию познавательной деятельности (Шарая В.В. и др.) Проблема формирования профессиональной направленности с точки зрения развития интереса и положительного отношения к профессии и роль иностранного языка в данном процессе исследовалась косвенно. Этим обусловлен новый актуальный аспект.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью преодоления противоречия между возрастающими требованиями к профессиональной направленности выпускников вузов МВД и недостаточно высоким ее уровнем в настоящее время, отсутствием теоретического обоснования возможностей обучения иностранному языку как средства повышения уровня профессиональной направленности выпускников.

Актуальность и практическая значимость проблемы, а также ее недостаточная теоретическая разработка обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является учебная деятельность слушателей младших курсов в изучении иностранного языка.

Предметом исследования выступает процесс формирования профессиональной направленности слушателей младших курсов при обучении иностранному языку в вузе МВД.

Цель исследования: определить необходимые условия, содержание, формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку, обеспечивающие формирование профессиональной направленности слушателей младших курсов, с учетом специфики обучения этому предмету в вузе МВД.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что одним из важных факторов формирования профессиональной направленности слушателей становится процесс обучения иностранному языку, если:

— содержание обучения иностранному языку, учебный материал, предназначенный для развития у слушателей навыков владения языком, отвечают профилю вуза и требованиям будущей профессии;

— формы и методы обучения иностранному языку способствуют воспитанию у будущих сотрудников ОВД положительного отношения к профессиональной деятельности, обеспечивают формирование творческого правового мышления и закрепление профессиональных знаний и умений.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние и уточнить понятие, виды и структуру профессиональной направленности личности на основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2. Разработать программу совершенствования формирования профессиональной направленности и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку, способствующие формированию профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД.

3. Проследить динамику и выявить факторы развития профессиональной направленности слушателей в обычных и специально организованных условиях учебного процесса.

4. Сформулировать теоретические выводы и разработать рекомендации для преподавателей иностранного языка вуза МВД по исследуемой проблеме.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическим методом исследования явился контент-анализ литературы по изучаемой проблемев качестве организационного метода экспериментального исследования был применен формирующий эксперименткомплекс эмпирических методов составили обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) и диагностические (вопросники, анкеты). Широко использовался метод математической статистики.

Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении, философские и психологические теории развития личностиположения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций. Научно-теоретическую основу исследования составили:

— методология и методика психолого-педагогического исследования (A.B. Барабанщиков, Н. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, B.C. Олейников, В. Я. Слепов, А. Ф. Назаренко, В.И. Хальзов);

— методология комплексного исследования и системный подход к анализу педагогических процессов (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Гейжан, Т А. Ильина, В В. Карпов, Ю. П. Платонов, И. С. Фролова, Н.Ф. Талызина);

— личностно-ориентированная теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин);

— теория и практика воспитывающего обучения (В.П. Давыдов, В. И. Вдовюк, В. В. Слепов, И.Н. Страздас);

— создание и использование средств обучения и учебно-материальной базы (JI.C. Зазнобина, Б. П. Корочкин, Я. Н. Мусин, Т. С. Назарова, Е С. Полита, С. Г. Шаповаленко, В.И. Хальзов);

— идея и теория гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревский, Л. И. Коновалова, A.B. Петровский, И. С. Якиманская, Е.А. Ямбург);

— теория управления обучением (Г.М. Бурденюк, В. Я. Кикоть, А. Г. Шестаков, В.А. Якунин);

— методика контроля, самоуправления и диагностика обучения (B.C. Аванесов, Е. П. Бочарова, В Н. Герасимов, В. Н. Константинов, A.C. Лында, Е. И. Петровский, И.В. Столярова);

— основные общепедагогические принципы: единства обучения и воспитания, систематичности и активности в обучении, наглядности и доступности, прочности и систематичности, последовательности и преемственности (Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Факторы профессиональной направленности обучаемых в различных педагогических системах являлись предметом исследования ряда ученых (Бедерханова В.П., Вахонина O.A., Железняк Л. Ф., Зимичева С. А., Стремоухов A.B., Колденкова А. Т., Слепов В. Я., Томилова Г. А. и др.). Доказано, что особенности и уровень сформированности профессиональной направленности преподавателя определяют уровень результативности его деятельности и влияют на процесс формирования профессиональной направленности обучаемых.

Исследовалась проблема методов измерения сформированности профессиональной направленности. Обнаружены зависимости между умственной самостоятельностью, творческой деятельностью, учебной успешностью, структурой профессионально-значимых интересов и уровнем профессиональной направленности обучаемых.

Однако следует оговорить, что данные исследования посвящены в основном проблеме профессионально-педагогической направленности, в то время как проблема формирования профессиональной направленности курсантов (слушателей) вузов МВД России остается наименее изученной.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические положения, раскрывающие сущность процесса формирования профессиональной направленности слушателей, его психолого-педагогическая структура, которая включает: субъекты и объектыцели и задачизакономерности и противоречияпринципы, методыформы и средства реализациирезультаты и условия, влияющие на эффективность данного процесса.

2. Программа совершенствования системы формирования профессиональной направленности слушателей ЭГ, которая обеспечивает более высокий уровень и динамику развития профессиональной направленности слушателей по сравнению с традиционной системой обучения иностранному языку.

3. Динамика процесса развития профессиональной направленности в обычных и специально организованных условиях учебного процесса. Организационно-педагогические условия экспериментальной системы обучения иностранному языку способствующие формированию учебной мотивации и развитию учебного интереса обучаемых к предметуиностранный язык.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Уточнено определение профессиональной направленности слушателей вуза МВД в качестве системо-образующего фактора организации учебно-воспитательного процесса в вузе и отдельной учебной дисциплины в частности.

2. Предложена программа и экспериментально проверены наиболее эффективные формы и методы активной аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку, их содержательность, способствующие развитию системы формирования профессиональной направленности у слушателей младших курсов.

3. Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной направленности слушателей, а также установлены факторы, влияющие на динамику совершенствования процесса формирования профессиональной направленности слушателей в результате введения организационно-педагогических инноваций.

Практическая значимость исследования:

1. Разработанная система обучения иностранному языку как средства формирования профессиональной направленности способствует качественному улучшению процесса профессиональной подготовки слушателей младших курсов.

2. Основной подход к разработке данной экспериментальной системы может быть экстраполирован на любой другой учебный предмет, являющийся непрофилирующим в вузе.

3. Выводы и практические рекомендации, сделанные на основе диссертационного исследования, могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ для вузов МВД России, при организации учебно-воспитательного процесса в целях его совершенствования.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается выбором комплекса взаимосвязанных методов исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, использованием методов математической статистики и опытом педагогической деятельности соискателя.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

— публикаций результатов исследования, отчетов на заседаниях кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России;

— сообщений на научно-практических конференциях, семинарах по проблемам совершенствования профессиональной подготовки (1998;2001 гг.);

— работы в качестве старшего преподавателя кафедры иностранного языка Санкт-Петербургского университета МВД России и отчетов на заседаниях кафедры о ходе и результатах своего исследования по проблеме.

Основные этапы и методы исследования: исследование проводилось в три этапа (1998;2001 гг.).

Первый этап (1998;1999 гг.) — теоретико-методологический анализ проблемыформирование исходных методологических подходов. Определение основного содержания, специфики, результатов творчества и разработка на их основе системы формирования профессиональной направленности слушателей вуза в процессе обучения иностранному языкувыявление, апробация критериев и показателей эффективности этого процесса. Ведущими методами на данном этапе были: теоретический (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, военной, научной литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме, вузовской документации) — системный подход к исследованию педагогических явлений, методы опроса (беседа и анкетирование), наблюдение.

Второй этап (1999;2000 гг.) — констатирующий и формирующий эксперимент, уточнение концепций исследования, углубление теоретических и методологических позиций, оценка эффективности вводимых педагогических действий. Внедрение разработанной системы формирования профессиональной направленности слушателей и апробация программы курса по направленности. Ведущие методы: моделирование, диагностика (тестирование, задания, формирующие направленность) оценка и самооценка, наблюдение, анализ материалов исследования. Формулировались предварительные выводы и рекомендации.

Третий этап (2000;2001 гг.) — анализ и обобщение результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, уточнение теоретических и практических выводов, оформление и редакция текста диссертации и автореферата. Ведущие методы: анализ, синтез, обобщение. В учебно-воспитательном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России используются учебно-методические пособия и научные статьи по проблеме формирования профессиональной направленности слушателей университета.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст изложен на 179 страницах, содержит 15 таблиц, 9 рисунков и 8 приложений.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

1. Ведущим мотивом выбора абитуриентами вуза МВД являются интерес к профессии и информированность о будущей профессиональной деятельности, мотивы, которые могут явиться хорошей предпосылкой успешного процесса формирования профессиональной направленности слушателей.

2. Сравнительный анализ динамики формирования компонентов профессиональной направленности (эмоционального, когнитивного, праксического или действенного) выявил значительные преимущества экспериментальной системы обучения иностранному языку по сравнению с традиционной.

В отличие от КГ между ЭГ 1-го и 2-го курсов выявлены достоверные различия в относительном количестве слушателей с положительным и безразличным отношением к профессии.

Экспериментальная система обучения содействует переоценке слушателями основных аспектов профессиональной деятельности

Тенденция развития эмоционального компонента профессиональной направленности слушателей ЭГ носит более выраженный характер, чем у слушателей КГ.

В ЭГ значительно увеличилось число слушателей, имеющих полное представление о профессии (ЭГ 1 — 5%, ЭГ 2 — 27%), и уменьшилось количество слушателей со слабым представлением о будущей профессиональной деятельности (ЭГ 1 — 2,5%, ЭГ 2 — 0%), что свидетельствует о продуктивном формировании когнитивного компонента профессиональной направленности слушателей ЭГ.

К концу 2 курса в ЭГ не выявлено слушателей, сомневающихся в наличии у них способностей к профессии, в КГ относительное количество таких слушателей увеличилось до 10%, следовательно, экспериментальная система обучения иностранному языку наряду с другими факторами способствует формированию профессиональной умелости слушателей, т. е. содействует развитию действенного компонента их профессиональной направленности.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что экспериментальная система обучения иностранному языку обеспечивает более выраженную динамику развития компонентов профессиональной направленности слушателей, в результате чего на «выходе» из педагогической системы обучения иностранному языку профессиональная направленность слушателей ЭГ как интегральное свойство личности является сформированной на более высоком уровне, чем у слушателей традиционной системы обучения.

3. Организационно-педагогические условия экспериментального обучения способствуют развитию учебного интереса слушателей к непрофилирующей дисциплине вуза МВД — иностранный язык.

Достоверные различия обнаружены между слушателями ЭГ и КГ 2-го курса в интегральном показателе заинтересованности в изучении иностранного языка — индексе отношения к иностранному языку.

Интерес слушателей ЭГ к иностранному языку носит действенный характер: достоверные различия обнаружены между ЭГ и КГ 2-го курса в относительном количестве слушателей, занимающихся переводом дополнительных текстов.

4. Сравнительный анализ развития отношения к предмету — иностранный язык в КГ и ЭГ выявил косвенные показатели более высокого уровня развития профессиональной направленности слушателей ЭГ по сравнению со слушателями КГ.

Это выражается в предпочтении слушателями ЭГ юридической тематики учебных текстов и текстов для реферирования, в переводе дополнительных юридических текстов по будущей специальности.

Следовательно, можно утверждать, что слушатели ЭГ занимаются иностранным языком с интересом потому, что воспринимают его как одно из средств получения новейшей профессионально значимой информации, другими словами, изучение иностранного языка не является для них самоцелью, а осознается как необходимая составная часть их профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование профессиональной направленности слушателей, имеющей первостепенное значение для их психического развития, для формирования их личности, в значительной степени будет способствовать повышению качества подготовки сотрудников ОВД, т.к. высокий уровень развития профессиональной направленности является основой потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании, что настоятельно требуется современным строительством нового правового общества в России.

Профессиональная направленность — сложное интегральное качество личности, для формирования которого требуется комплексный подход, т. е. использование всех вузовских дисциплин как профилирующих, так и непрофилирующих, к которым в вузе МВД относится и иностранный язык.

Цель исследования: определить необходимые условия, содержание, формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку, которые обеспечивали бы воспитание профессиональной направленности слушателей, предопределила основной подход к рассмотрению проблемысистемный.

С позиции системного подхода процесс обучения иностранному языку рассматривается как частный случай организации педагогической системы «ВУЗ», выделяются все присущие педагогической системе компоненты: цель, учебная информация, субъект, объект и средства педагогического воздействия.

В соответствии с общественными требованиями изменения вносятся в цель рассматриваемой педагогической системы: акцент с накопления знаний и навыков владения иностранным языком переносится на формирование личности будущего сотрудника ОВД и как главного критерия ее сформированности на высокий уровень его профессиональной направленности средствами данной вузовской дисциплины.

Изменения, внесенные в цель (основополагающий компонент педагогической системы), неизбежно влекут за собой определенные изменения во всех других компонентах системы, поэтому автор рассматривает каждую составляющую системы в отдельности.

Системный подход в практике обучения реализуется как личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса, в центре которого находится слушатель, субъект учебной деятельности, в которой развивается и формируется его личность.

Результаты анализа экспериментальной работы подтвердили основную гипотезу исследования: одним из факторов формирования профессиональной направленности слушателей становится процесс обучения иностранному языку, если:

— содержание обучения иностранному языку, учебный материал, предназначенный для развития у слушателей умений и навыков владения языком, отвечает профилю вуза и требованиям будущей профессии;

— формы и методы обучения иностранному языку способствуют воспитанию у будущих сотрудников ОВД положительного отношения к профессиональной деятельности, обеспечивая формирование творческого юридического мышления и закрепление профессиональных знаний.

Проведенное исследование показало, что организационно-педагогические условия экспериментальной системы обучения обусловливают более высокий уровень и динамику развития профессиональной направленности слушателей по сравнению с традиционной системой обучения, на «выходе» из педагогической системы обучения иностранному языку профессиональная направленность как интегральное свойство личности у слушателей ЭГ является сформированным на более высоком уровне, чем у слушателей КГ.

Для этого необходимо, прежде всего, четкое осознание цели обучения иностранному языку в вузе МВД преподавателями иностранного языка, понимание ими его общеразвивающего, гуманитарного влияния на личность будущего сотрудника ОВД, осознание ими необходимости знания иностранного языка как неотъемлемого компонента профессиональной подготовки слушателей вуза МВД России.

Преподаватели иностранного языка призваны постоянно повышать свой методический уровень, использовать в работе наиболее прогрессивные методы и формы обучения, которые обеспечивали бы активную познавательную деятельность слушателей, являющуюся действенным средством развития не только учебного интереса к предмету, но и фактором формирования профессиональной направленности слушателей.

Формирующий эксперимент по развитию профессиональной направленности слушателей средствами иностранного языка показал, что экспериментальная система обучения способствует формированию мотивационной структуры, адекватной цели обучения в вузе МВД, а также обусловливает развитие тех свойств личности, которые позволяют слушателям проявить себя как субъект учебной деятельности и гарантируют его быструю адаптацию и высокий уровень профессионализма в будущей деятельности сотрудника ОВД.

Экспериментальная система обучения выступает не только средством формирования профессиональной направленности слушателей, но и способствует развитию интереса к иностранному языку как дисциплине юридического вуза, т. е. способствует решению еще одной актуальной проблемы педагогики высшей школы.

Так как преподаватель иностранного языка должен быть достаточно осведомлен в той области, в которой будут работать слушатели, которых он учит иностранному языку, необходима профилизация занятий по иностранному языку в системе ФПКП, вплоть до включения теоретических курсов по юридическим специальностям.

Разумеется, проблема формирования профессиональной направленности слушателей вуза МВД не исчерпывается конкретными выводами и рекомендациями данного диссертационного исследования. Автор попытался сформулировать общий подход к организации учебно-воспитательного процесса непрофилирующих дисциплин юридического вуза с целью повышения уровня сформированности профессиональной направленности слушателей как основного критерия качества подготовки сотрудников ОВД в вузе МВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Автореф. дисс.. доктора пед. наук. — М., 1994 -41с.
  2. Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ЮИ, 1994, 238с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980 — 286с.
  4. М.С., Спирин Е. В. Обобщенная оценка качества обучения и статистические методы обработки результатов контроля. Методическая разработка. Л., 1975.
  5. В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969 — 279с.
  6. О.М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JT.: ЛГУ, 1984. — 17с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 — 368с.
  8. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 — 603с.
  9. Г. В. Методика обучения иностранному информационному чтению в неязыковом вузе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Киев, 1990. -26с.
  10. Г. В. Управление процессом обучения пониманию английских научно-технических текстов по специальности в неязыковом вузе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1990. — 23с.
  11. JI.B. Тестирование лексики иностранного языка. М.: Высшая школа, 1981 — 70с.
  12. A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М.: ВПА, 1985. — 175с.
  13. С.П., Иваницкин А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблема профдеформации). Учебное пособие. СПб, 1996.
  14. А.М. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ. -Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1984 — 16с.
  15. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -ЛГУ, 1997.-22с.
  16. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе // Научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1989- 101с.
  17. В.Н. Развитие познавательной деятельности курсантов ВВУ. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1989. 226с.
  18. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 264с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 — 192с.
  20. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 143с.
  21. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранному языку. М.: Русский язык, 1991 — 357с.
  22. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547с.
  23. Д.Н., Мечинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959 — 347с.
  24. М.Е., Климентенко А. Д. Контроль в обучении иностранному языку учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1979 — 63с.
  25. A.B. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1992 — 334с.
  26. Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых. Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М., 1993 — 49с.
  27. И.Ю. Формирование коммуникативных качеств студента как фактор успешности учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1992−2бс.
  28. С.К. Вопросы учащихся как средство повышения качества знаний. Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1979 — 216с.
  29. А.Н. Исследование эффективности использования информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в военном техническом вузе. СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — СПб У МВД России, 1999. — 17с.
  30. В.А. Педагогические проблемы самоконтроля в обучении и эффективности применения технических средств для его реализации. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Минск, 1978 — 24с.
  31. B.JI. Некоторые вопросы юридической психологии. // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. научных трудов. Вып. 1. СПб.: Юрид. ин-т МВД России, 1993 -С.55−56.
  32. Ю.В. Педагогическое управление. Советская педагогика, 1982. № 11. — С.59−63.
  33. В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -М.:ВПА, 1983.-43с.
  34. A.A. Методика работы с иноязычным текстом: Учебно-методическое пособие по курсу обучения англ. языку в ВУЗе неязыковой специальности. Минск, 1984. — 75с.
  35. Ф.А. Психологические особенности непроизвольного запоминания иноязычного материала в условиях управляемого обучения. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1988. — 23с.
  36. Е.Д. Обучение профессионально-направленному диалогическому общению с использованием дифференцированной речевой детерминации на 1 курсе неязыкового военного вуза. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1990. — 24с.
  37. Возвратные и индивидуальные различия памяти. Под. Ред. Смирнова A.A. -М., 1967. -292с.
  38. .В. Методические требования к тестам для проверки уровня владения ознакомительным чтением на иностранном языке (Неязыковой вуз). Автореф. дисс .канд. пед. наук. М., 1975 — 36с.
  39. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 -497с.
  40. А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982. — 192с.
  41. А.Я. Обучение профессиональному общению на основе текста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
  42. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976 — 150с.
  43. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языком. -М., 2000, — 166с.
  44. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981 — 138с.
  45. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Автореф.. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 42с.
  46. В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: В У, 1995. -224с.
  47. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СПб ГУ, 1992- 154с.
  48. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976 — 495с.
  49. .Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 335с.
  50. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России. Дисс. в виде научного доклада доктора пед. наук. М., 1990. -55с.
  51. И.О. Формирование профессиональной готовности студентов в процессе обучения иностранным языкам: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. — 14с.
  52. И.Н. Методика работы над иноязычным текстом по специальности с использованием разных видов чтения. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1984. 20с.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и психологического исследования. М.: Педагогика, 1986 — 240с.
  54. М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1990 — 175с.
  55. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1975. — 191с.
  56. И.А. О применении метода выборочных ответов для обучения и контроля. М.: Знание, 1968 — 71с.
  57. A.A. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности. Дисс. .канд. пед. наук. Л., ЛГУ, 1989.-180с.
  58. В.И. Потребности, отношения и направленность личности. // Вопросы психологии. 1973, № 5. С. 18−29.
  59. В.В. Профессиональный долг и оценка уровня его сформированности у студентов. Л. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1978.- 15с.
  60. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974- 112с.
  61. Л.В. Формирование профессиональных качеств у слушателей вузов МВД России (на примере обучения иностранному языку). СПб. Дисс. .канд. пед. наук. СПб академия МВД России, 1998. — 163с.
  62. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. -М.: ВПА, 1979. 142с.
  63. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. СПб, 1994 — 35с.
  64. Т.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1998 -237с.
  65. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М, 1991 -219с.
  66. С. А. Лонгитюдиальное исследование динамики педагогической направленности будущих учителей начальных классов: Дисс. .канд. психол. наук. Л., 1997. — 244с.
  67. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, О. ЛГУ, 1975. — 26с.
  68. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Дисс. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. — 235с.
  69. А.Т. Психология и педагогика высшей школы. Методические рекомендации для адъюнктов юридической специализации. -СПб., 1996−45с.
  70. А.И., Ильинов П. И., Озолин В.А, Положенцева Е. А. Обратная связь в учебном процессе вуза. Волгоград, 1979 — 88с.
  71. Е.А. Воспитание интереса к иностранному языку у студентов технических вузов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. — 22с.
  72. E.H. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1968. — 224с.
  73. О.Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов. Автореф. канд. пед. наук. Уфа, 1997.-21с.
  74. Кабанова-Меллер Е. П. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962 — 376с.
  75. .Ф., Трофимов А. Б. Информационно-педагогические технологии. СПб., 1997 — 140с.
  76. Н.С. Формирование профессиональной компетенции у слушателей вузов МВД в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 1999. — 23с.
  77. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. 136с.
  78. А.И. Культура общения преподавателя военно-учебного заведения. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1985. 17с.
  79. М.Г. Особенности обучения иностранному языку представителей коренных народов Сибири (на примере вузов МВД России). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб, 2000. — 25с.
  80. Г. А. Основы системного обучения иностранному лексическому материалу при чтении текстов в неязыковом вузе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1991. -21с.
  81. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник / СПбГУ, МВД РФ, СПб ВИ ВВ СПб., 1996 — 320с.
  82. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986 — 175с.
  83. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973 — 224с.
  84. В.К. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989- 124с.
  85. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1974.-257с.
  86. Я.М., Устинова Е. С., Енамиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2000. — 259с.
  87. И.В. Методика проведения ролевой игры с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов при обучении профессионально-направленному диалогическому общению. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1992.
  88. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1980. — 17с.
  89. Кому сова Н. В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л., ЛГУ, 1983. — 16с.
  90. A.A. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в ввузах внутренних войск МВД России. СПб. Дисс. .канд. пед. наук. СПб ГУ, 1996. — 223с.
  91. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Автореф. дисс. .доктора психол. Наук. СПб.: СПбУ, 1997. -41с.
  92. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976 — 11с.
  93. В. В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов средней школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1953, — 16с.
  94. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ. -М.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Москва. -23с.
  95. Н.В. О педагогических факторах учебной успешности студентов. Вестник ЛГУ, 1979, № 23, вып.4, С.76−84.
  96. Н.В. Методы системного педагогического исследования: JI.: ЛГУ, 1980- 172с.
  97. H.H. Психологические факторы обучаемости студентов иностранному языку в неязыковом вузе. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -СПб., 1999.- 18с.
  98. Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1996. -257с.
  99. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979 — 47с.
  100. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. М.: Наука, 1983 -391с.
  101. O.B. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дисс. .канд. филос. наук. Саратов, 1990. -140с.
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981 — 185с.
  103. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980 -96с.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
  105. С.И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1996 — 237с.
  106. A.C. Соч. в 7-ми т. -М., 1957, Т.1. 783с.
  107. A.C. Высшая школа и ее педагогические основы: Система контроля знаний. Волгоград, 1993 — 148с.
  108. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. JI. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Л.: ЛГУ, 1982.-51с.
  109. А.Н. Формирование педагогической направленности у студентов университета с учетом структуры способностей: Дисс. .канд. пед. наук.-Л., ЛГУ, 1986.-201с.
  110. А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел (на опыте работы с выпускниками вузов МВД России). СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, 2000. — 24с.
  111. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982 — 373с.
  112. Л.П. Изучение иностранного языка как психологический фактор адаптации студентов. Л. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 18с.
  113. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск, 1991 — 84с.
  114. Ю.Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб У МВД России, 2000. — 23с.
  115. А.М. Направленность личности как фактор эффективности трудовой деятельнбости: Автореф. .дисс. канд. психол. наук. Л., ЛГУ, 1985.- 17с.
  116. Миньяр-Белоручев Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 1986, № 2. — С.3−7.
  117. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов ВВУЗов ВВ МВД как воспитателей. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997. -227с.
  118. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. Минск, 1998. — 522с.
  119. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л., 1984. — 18с.
  120. Новейшие методы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей в вузе. (Сборник) М.: МГУ, 1991 — 207с.
  121. Э.Л. Психолингвистические основы организации контроля уровня владения устной речью на иностранном языке. Методические указания. Днепропетровск, 1978 — 71с.
  122. H.H. Межличностные отношения. Д.: ЛГУ, 1979. — 149с.
  123. ВС., Щеглов A.B. Нравственная культура педагогического общения. // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. научных трудов. Вып. 1. СПб.: Юрид. ин-т МВД России, 1993 — С. 173−176.
  124. С.Б. Формирование индивидуального стиля учения курсантов ВВУЗов Министерства обороны России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб, 1998. -186с.
  125. Л.Г. Адаптация студентов к условиям вуза и ориентация их на будущую профессиональную деятельность: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Л., 1978.-21с.
  126. Педагогика высшей школы. (Под ред. Щукиной). М.- Просвещение, 1977 — 648с.
  127. Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: АПН РСФСР, 1960−51с.
  128. A.A. Педагогическая оценка как средство активизации учебной деятельности курсантов в вузе МВД. Дисс. .канд. пед. наук. СПб МВД России, 2000. — 247с.
  129. П.М. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение, 1980. — 240с.
  130. Н.М. Педагогика высшей школы: Технологии обучения: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1995 — 83с.
  131. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  132. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1990. — 142с.
  133. Т.Ю. Методика обучения чтению на старшем курсе неязыкового вуза с учетом профессиональной ориентации студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1985. -20с.
  134. С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России. СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб ЮИ МВД России, 1997. — 18с.
  135. Прогрессивные формы, методы и средства обучения в вузах МВД СССР. Волгоград, 1978 — 223с.
  136. Педагогический словарь. В 2-х т. / Глав. ред. И. А. Каиров и др. М.: АПН, т.2, 1960.-766с.
  137. Психология обучения видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка. М., 1977.
  138. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998. — 183с.
  139. Т.В. Контроль сформированности грамматических навыков чтения: (английский язык, неязыковый вуз). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1993 -22с.
  140. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб. ГУ, 1991. — 17с.
  141. А.Н. Способы оптимизации технологии обучения и оценка их эффективности. Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1992 — 247с.
  142. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 1980.
  143. A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1990 — 80с.
  144. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., Питер Ком, 1999 416с.
  145. Г. В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке. Иностранные языки в школе, 1977, № 5, С.42−48.
  146. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  147. Румянцева J1.H. Организация профессионально направленной самостоятельной работы студентов по иностранному языку, Дисс. .канд. пед. наук. Д., 1988. -285с.
  148. Г. П. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов-юристов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1990.-23с.
  149. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1966 — 252с.
  150. H.H. профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии оценки, формирование. СПб. 1998. — 129с.
  151. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981 — 148с.
  152. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971 -208с.
  153. И.А. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военно-инженерных училищ. Автореф.. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992.
  154. В.Я. Учет психологии личности советского воина в процессе воспитания. Л., 1970. — 32с.
  155. В.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. СПб., Фонд «Университет», 2000. — 255с. (в соавторстве).
  156. В. В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров ВВ МВД России. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1996.- 18с.
  157. В.А., Баранов С. П. Теория и практика высшего педагогического образования. (Сборник) М. МИТИ, 1987 — 142с.
  158. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  159. Совершенствование системы проверки знаний, навыков и умений студентов. Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: Б.и., 1987 — 82с.
  160. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Н.: Новгород, 1993 — 93с.
  161. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие.-Л., 1981.-83с.
  162. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. Ростов-на-Дону, 2000.-400с.
  163. И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб ГУ МВД России, 1999. 231с.
  164. A.B. Воспитание политической культуры у слушателей училища будущих политработников ОВД. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Л., 1985.- 17с.
  165. Ю.В. Формирование самоконтроля при осмыслении учебного текста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.: МГУ, 1973. — 19с.
  166. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-343с.
  167. Н.С. Мировоззренческая направленность общеинженерной подготовки курсантов в ввузе и пути ее усиления. М. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, ВПА, 1981. -20с.
  168. .М. Проблемы индивидуальных различий. Избр. работы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536с.
  169. Е.К. Развитие и сохранение интереса к иностранному языку. Иностранный язык в школе, 1984, № 1, С.38−40.
  170. В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие (МВД России), Краснодарский ЮИ Краснодар, 1996. — 110с.
  171. И.Б. Авторский урок как фактор повышения эффективности обучения курсантов иностранному языку. СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — СПб У МВД России 2000. — 19с.
  172. Е.А. Тест в обучающей функции при работе с лексикой для чтения, Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1987 — 21с.
  173. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Дисс. .канд. пед. наук. JI., 1975. — 155с.
  174. В.Н. Формирование военно-профессиональных умений командира подразделения у курсантов вузов ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997. — 178с.
  175. JI.C. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб У МВД России, 2000. — 40с.
  176. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М., 1966.-73с.
  177. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 1987 — 208с.
  178. В.Д. Особенности познавательной деятельности студентов и вопросы индивидуализации обучения. В кн. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. — Иркутск, 1978. — С.81−88.
  179. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. Д., 1991 — 32с.
  180. JI.H. Теория и практика управления процессом усвоения иностранного языка: Учебное пособие. Харьков: ХГУ, 1989 — 100с.
  181. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М.: Прометей, 1990 — 112с.
  182. P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. Монография. Саратов, 1999. — 117с.
  183. П.Л. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96с.
  184. В.В. Активизация познавательной деятельности слушателей вузов МВД России (на примере обучения иностранному языку) — Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ЮИ, 1997 — 140с.
  185. Т.Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ЮИ, 1996 — 240с.
  186. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук.-СПб., 1997.-43с.
  187. Н.С. Контроль в системе обучения иностранным языкам в вузе // Сборник научных трудов, № 153 М.: МГТТИиЯ, 1999 — С.9−20.
  188. Л. В. Методика обучения беседе по специальности в неязыковом вузе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1989. — 20с.
  189. Э.А. Теоретические основы моделирования экспериментально-методического исследования в методике обучения иностранным языкам. Автореф. дисс.. доктора пед, наук. М., 1982 — 52с.
  190. Ю.Ю. Обучение как процесс управления познавательностью учащихся М.: МОПИ, 1973 — 143с.
  191. H.A. Повышение эффективности обучения иноязычному говорению на основе формирования самооценки (языковой вуз). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1993 — 24с.
  192. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966 — 442с.
  193. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая шк, 1992 — 223с.
  194. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391с.
  195. Я. Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Д., 1971 — 34с.
  196. В.А. Процесс обучения и воспитания с позиций системного подхода и теории управления. Л.: ЛГУ, 1986 — 44с.
  197. В.А. Обучение как процесс управления / Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988 — 160с.
  198. В. А. Педагогическая психология. СПб., «Полисе», 1998 -639с.
  199. Е.А. Школа для всех «новая школа». М., 1997. — 346с.
  200. О.Н. Учебный текст как фактор стимуляции профессионального самоопределения. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1992. — 287с.
  201. Ebel R.L., Frisbie D.A. Essentials of Educational Measurement. Englewood Cliffs, N-J, Prentice-Hall, Inc., 1986,4-ed.
  202. Freeman E.E. The Redesign of Testing for the 21-st Century. Pension, N Y., 1986.
  203. Keeves J.P. Education Research. Methodology and Measurement: An International Handbook. Oxford, Pergamon Press, 1988.
  204. Tarone E. Initiatives in Communicative Language Teaching, 1984.
  205. Для нас важна только объективная информация, она будет использована в научных целях, поэтому тщательно обдумайте ответы и работайте самостоятельно.1. Заранее благодарим Вас!
  206. Если возможно) Фамилия И. ГруппаКурсФакультет
  207. Чем Вы руководствовались при выборе профессии?
  208. Имею представление о выбранной профессии.
  209. По совету школьных учителей, родителей, друзей.
  210. Понимаю общественную важность труда юриста.4. Семейные традиции.5. Интерес к профессии.
  211. Хочу иметь высшее образование.
  212. По сложившимся обстоятельствам.8. Случайно.9. Или (напишите).
  213. Как Вы относитесь к избранной профессии?1. Профессия очень нравится.
  214. Скорее нравится, чем не нравится.3. Отношусь безразлично.
  215. Скорее не нравится, чем нравится.5. Профессия не нравится.6. Не могу сказать.
  216. Если бы Вам вновь пришлось поступать в вуз МВД, избрали бы Вы профессию, которой обучаетесь в настоящее время?1.Да.2. Нет.3. Не знаю.
  217. Как Вы оцениваете способности к будущей профессиональной деятельности?
  218. Хочу быть профессионалом, и уверен, что у меня есть способности к этой деятельности.
  219. Хочу быть профессионалом, но не уверен, что у меня есть способности к этой деятельности.
  220. Не знаю, есть ли у меня соответствующие способности и хочу ли я быть профессионалом в этой области.
  221. Не хочу быть профессионалом, но думаю, что у меня есть способности к этой деятельности.
  222. Не хочу быть профессионалом, и уверен, что у меня нет способностей к этой деятельности.
  223. Укажите, что Вас привлекает, и что не привлекает в будущей профессии (можете отметить несколько пунктов).1. Что привлекает:
  224. Профессия одна из важнейших в обществе2. Работа с риском3. Работа с людьми
  225. Возможность заниматься наукой
  226. Работа требует постоянного творчества
  227. Работа не вызывает физического переутомления7. Хороший заработок
  228. Нормированный рабочий день
  229. Возможность совершенствоваться
  230. Работа соответствует моим способностям
  231. Работа соответствует моему характеру
  232. Возможность видеть результаты труда13. Разнообразная работа
  233. Что еще нравится в будущей профессии1. Что не привлекает:
  234. Мало оценивается общественная значимость2. Работа с риском3. Работа с людьми
  235. Невозможность заниматься наукой
  236. Отсутствие условий для постоянного творчества
  237. Работа вызывает физическое переутомление7. Плохой заработок
  238. Ненормированный рабочий день
  239. Невозможность совершенствоваться
  240. Работа не соответствует моим способностям
  241. Работа не соответствует моему характеру
  242. Невозможность видеть результаты труда13. Рутинная работа
  243. Что еще не нравится в будущей профессии
  244. Хотели бы Вы перейти в другой вуз или на другой факультет для получения другой профессии?1.Да.2. Нет.3. Не знаю.
  245. Ваша средняя успеваемость:1. Только на отлично.2. На отлично и хорошо.
  246. На отлично и хорошо, иногда на удовлетворительно.
  247. Чаще на хорошо, иногда на удовлетворительно.
  248. Чаще на удовлетворительно, иногда на хорошо.6. На удовлетворительно.
  249. На удовлетворительно, иногда на неудовлетворительно.
  250. Насколько хорошо Вы представляете себе цель, содержание и условия будущей профессиональной деятельности, требования профессии к личности специалиста.
  251. Имею полное представление.2. представляю достаточно хорошо.
  252. Имею слабое представление.4. Не имею представления.
  253. Мы просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с изучением иностранного языка в юридическом вузе. На некоторые вопросы даны возможные ответы. Обдумав вопрос, обведите номер ответа, который соответствует Вашему мнению или дайте свой вариант.
  254. Для нас важна только объективная информация, поэтому просим работать самостоятельно.
  255. Если возможно) Фамилия И. ГруппаКурсФакультет
  256. Какой иностранный язык Вы изучаете?
  257. Какую оценку по иностранному языку Вы имели в школе?
  258. Какую оценку по иностранному языку Вы имеете в вузе?
  259. Занимаетесь ли Вы сбором информации по своей специализации?
  260. Считаете ли Вы иностранный язык необходимым для своей профессии?1. Да.2. Нет.3. Не знаю.
  261. Занимаетесь ли Вы иностранным языком с интересом?1. Да.2. Нет.3. Не знаю.
  262. Какая тематика учебных текстов представляет для Вас особый интерес?1. Юридическая.2. Страноведческая.3. Фабульная.
  263. Какие задания на уроках иностранного языка Вам больше всего нравятся?
  264. Выполнение грамматических упражнений.2. Составление диалогов.
  265. Подготовка рефератов статей.
  266. Подготовка пересказов текстов.5. Перевод со словарем.
  267. Составление монологических высказываний по теме.
  268. Что Вы предпочитаете, чтобы знать иностранный язык?
  269. Выполняю задания преподавателя.
  270. Читаю газеты на иностранном языке.
  271. Перевожу дополнительные тексты.
  272. Считаю, что имею достаточно знаний.
  273. Получаю консультации преподавателя.
  274. Что мешает Вам на занятиях по иностранному языку?
  275. Как Вы считаете, стоит ли изучать иностранный язык в вузе МВД?1. Да.2. Нет.3. Не знаю.
  276. Если стоит, то, на каких курсах?
  277. Для повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе как следует, по Вашему мнению, изменить учебный план?1. Сократить время обучения.2. Увеличить срок обучения.
  278. Не вносить никаких изменений.
  279. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при изучении иностранного языка?
  280. Нехватка времени на его изучение.
  281. Недостаток школьных знаний по предмету.
  282. Быстрота темпа прохождения материала.
  283. Недостаточный методический уровень преподавания.1. Благодарим за помощь!
  284. Просим Вас оценить по 7-ми бальной шкале, по каким мотивам Вы систематических занимаетесь. Поставьте соответствующую цифру, учитывая, что 7 баллов максимальная оценка, 1 балл — минимальная.
  285. Стать высококвалифицированным специалистом.2. Успешно защитить диплом.
  286. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  287. Успешно учиться, на «Отлично» и «хорошо» сдавать сессию.
  288. Постоянно получать стипендию.
  289. Приобрести глубокие и прочные знания.
  290. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  291. Не запускать предметы учебного курса.
  292. Не отставать от сокурсников.
  293. Изучать предметы учебного курса по плану.
  294. Выполнять педагогические требования.
  295. Достичь уважения преподавателей.
  296. Быть примером сокурсникам.
  297. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  298. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  299. Получать интеллектуальное удовлетворение.1. Благодарим за помощь!
  300. Самостоятельная работа над грамматическими трудностями юридического текста и переводом
  301. Бегло просмотрите текст и постарайтесь понять, какие юридические вопросы рассматриваются в тексте.
  302. При вторичном чтении отмечайте непонятные предложения и определите тип непонятных предложений.
  303. Если в предложении есть служебные слова, используйте их для членения предложения на смысловые группы.
  304. В каждом отдельном предложении сначала находите сказуемое или группу сказуемого (сказуемое с зависимыми словами), затем подлежащее или группу подлежащего (подлежащее с зависимыми словами). Если значение этих слов неизвестно, обращайтесь к словарю.
  305. Глагол-сказуемое обычно стоит на втором месте. Сказуемое можно найти:
  306. A) по личным местоимениям (I, we, you, he, she, it, they), которые обычно стоят перед сказуемым-
  307. Б) по вспомогательным (am, are, is, was, were, do, does, did, shall, will, have, has, had) и по модальным глаголам в личной форме (can, could, may, must, have to, has to, had to, should etc.) —
  308. B) по неправильным глаголам (wrote, written) —
  309. Г) по суффиксам (-ize- organize- -fy identify- -ate — communicate).
  310. Подлежащее стоит слева от сказуемого. Помните, что существительное употребляется в функции подлежащего только без предлогов.
  311. Найдя подлежащее и сказуемое, проверьте, согласуются ли они в лице и числе. Поняв значение главных членов, выявляйте последовательно второстепенные, сначала в группе сказуемого, затем в группе подлежащего.
  312. Если предложение длинное, определите слова и группы слов, которые можно временно опустить для выявления основного содержания предложения.
  313. Не ищите сразу в словаре все незнакомые слова, а заменяйте их вначале неопределенными местоимениями и наречиями (кто-то, как-то, где-то, и др.)
  314. Слова, оставшиеся непонятными, ищите в словаре, соотнося их значение с контекстом.
  315. Самостоятельная работа над грамматическими правилами иупражнениями к ним.
  316. Запишите объяснения нового грамматического материала на занятии с приведенными преподавателем примерами.
  317. Выполняя в классе упражнения на новое грамматическое явление, дополняйте правило новыми примерами.
  318. Выполняя домашнее задание дома, обязательно изучите правило, данное в учебнике. Это займет 5−7 минут. Все ли термины понятны, уточните значения слов, которые вы не понимаете. Что нового вы узнали? О чем не говорилось на уроке?
  319. Создайте свое собственное правило, основываясь на объяснении преподавателя и прочитанных правилах.
  320. Подберите примеры, используя лексику по специальности, иллюстрирующие разделы правила, запишите правило и свои примеры.
  321. Организуйте данное правило по принципу: факты, которые необходимо запомнить, модели, (которые необходимо выучить и автоматизировать), и варианты употребления.
  322. Приступайте к выполнению упражнений в учебнике в той последовательности, в которой они организованы в учебнике.
  323. Проверьте себя по таблицам, предыдущим упражнениям, тексту или ключам.
  324. Помните о том, что если вы не делаете ошибок в упражнении, это не значит, что вы не будете делать их в речи.
  325. Упражнения для обучения ознакомительному чтению текстапо специальности
  326. Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему (какой правовой аспект проблемы освещен в тексте).
  327. Прочитайте текст и лексические единицы, составляющие его тематическую основу. Определите, правильно ли они выделены.
  328. Прочитайте текст и найдите в нем повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста, какие из них относятся к юридической терминологии.
  329. Прочтите предложения и сократите их так, чтобы использовать оставшуюся часть в качестве темы сообщения: «Виды преступлений», «Свидетель преступления», «Суд присяжных».
  330. Прочитайте абзац (предложение, текст). Определите, какие слова являются сигналами второстепенной информации.
  331. Составьте цепочку из основных фактов теста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.
  332. На основе текста подготовьте сообщение в виде телеграммы о вердикте присяжных.
  333. Прочитайте абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.
  334. Вычеркните из данных предложений (абзацев) слова, несущие незначительную смысловую нагрузку.
  335. Прочтите абзац, текст и постарайтесь понять его без словаря.
  336. Попытайтесь определить структурный компонент текста (заглавие, подзаглавие, головные строки, зачин, информационную часть, концовку), который наиболее точно выражает его главную тему.
  337. Разделите текст на вводную часть, информационную (основную) часть и заключительную (концовку).
  338. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
  339. Прочитайте текст и постарайтесь определить его тему. Используйте в качестве ориентиров заглавие, головные строки, фотографию, термины -интернациональные слова.
  340. Скажите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста о роли полиции в обществе.
  341. Укажите основные проблемы, затронутые в тексте.
  342. Прочтите два теста и скажите, чем они отличаются друг от друга в освещении проблемы насилия в семье.
  343. Прочитайте текст и выразите свое согласие (несогласие с приведенными ниже утверждениями из текста.)
  344. Составьте план прочитанного текста.
  345. Перескажите текст на родном языке.21 .Составьте резюме (реферат) прочитанного текста (можно на родном языке) 22. Составьте тезисы к прочитанному тексту.
  346. Упражнения для обучения просмотровому чтению юридического текста
  347. Переведите заглавие и ответьте на вопросы: а) по какому слову заглавия можно установить, что речь идет о расследовании на месте преступления? б) какое словосочетание наводит на мысль о том, что. ?в) по какому слову вы определили, что информация о.
  348. Прочитайте заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.
  349. Придумайте заглавие, которое может объединить три следующих факта.
  350. Просмотрите набор текстов и отберите тексты на тему.
  351. Найдите в данном номере газеты, все сообщения, касающиеся преступлений. Какое из них самое важное? Скажите, о каком преступлении рассказывается в нем?
  352. Просмотрите газету. Перескажите на родном или иностранном языке содержание наиболее интересного текста по теме.
  353. Просмотрите текст, содержит ли он, с вашей точки зрения, информацию о мотивах преступления.
  354. Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который совещается в статье.
  355. Прочтите первый (последний) абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому выводу.
  356. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочитайте эту часть текста, назовите тему.11 .Распределите заглавия по указанным темам: «Свидетельские показания», «Дознание», «Допрос».
  357. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
  358. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы
  359. Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные факты о новых программах сотрудничества полиции и общества. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.
  360. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.
  361. Упражнения для обучения поисковому чтению
  362. Определите место резюме в начале (конце) статьи.
  363. Установите, имеют ли части статьи названия или лишь нумерацию.
  364. Опираясь, в основном на термины, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в статье.
  365. Опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
  366. Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
  367. Прочитайте первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
  368. Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу.
  369. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание.
  370. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису.
  371. Найдите в статье определение (вывод, формулировку, проблемы- термин, обозначающий.) и зачитайте их вслух.11 .Найдите в тексте факты, упомянутые в резюме (аннотации).
  372. Найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы.
  373. Зачитайте вслух из текста (текстов) факты, которые относятся к теме.
  374. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису.
  375. Подчеркните в тексте определение (вывод, формулировку проблемы- термин, обозначающий .)
  376. Назовите номер абзаца, в котором вы нашли интересующую вас информацию.
  377. Алгоритм работы с новыми словами:1.) Выясните произношение новых слов
  378. Проверить подчиняется ли правилу чтения.
  379. Про верить по словарю транскрипцию.
  380. Уточните произношение у преподавателя.
  381. Цель этапа догадаться о значении слов, корень которых вы знаете, уточнить к какой части речи относятся слова.
  382. Перепишите как можно больше слов с переводом к себе в тетрадь уже на уроке! Берегите свое личное время! Для достижения цели выучивания слов -подключайте все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, эмоциональную и т. д.
  383. Просматривайте новые слова в любую свободную минуту: на перемене до урока, по дороге в Университет и из Университета, во время урока, если вы уже справились с текущим заданием.
  384. Если на уроке не вводились новые слова, то дома ознакомьтесь с упражнениями перед текстом или после него, в которых отрабатываются все новые слова.
  385. Внимательно прочитайте заголовок текста. В нем содержится до 70% информации обо всем тексте.
  386. Выпишите незнакомые слова и их транскрипцию из заголовка.
  387. Прочтите текст, определите его тему двумя-тремя словами.
  388. Прочтите еще раз первый абзац.
  389. Подумайте, встречаются ли в первом абзаце слова заглавия.
  390. Посмотрите, есть ли в абзаце слова, близкие по форме неизвестному слову в заголовке. Обратите внимание на суффиксы и приставки, чтобы правильно перевести слово с тем же корнем.
  391. Внимательно проверьте себя на уроке. Во время чтения текста вслух, проговаривайте текст про себя за читающим, анализируя его и свои ошибки в произношении. При переводе отметьте неверно выбранные значения. Проанализируйте свои ошибки.
  392. Теперь ваша цель выучить как можно больше слов на уроке. Самые важные слова и ключевые предложения неоднократно отрабатываются в послетекстовых упражнениях. Помните, что новое слово для прочного запоминания требует около 20 !!! повторений.
  393. Пример текста для слушателей с несформированной профессиональнойнаправленностью
  394. Faced with a locked room, the police were prepared to label it a suicide until they heard about lunchtime claim. They reviewed the evidence and took one of the suspects in for further questioning.1. Who was arrested?
  395. How did the killer arrange to kill Gladys in a locked room?
  396. Keys: She was already inside the room, hiding behind the door.
  397. Sheila testified that Bill was looking though the keyhole. According to Bill, however, he made the suggestion but didn’t have a chance to act on it Therefore, Sheila must have been in a position to hear bill without actually seeing him.
  398. Sheila, the embezzler, murdered Gladys, set up the fake suicide, then hid behind the door. After the others broke in, she emerged from hiding, making it look as if she’d just arrived.
  399. Пример текста для слушателей с частично сформированной профессиональной направленностью.1. US CONSTITUTION
  400. Пример текста для слушателей с высоким уровнем сформированностипрофессиональной направленности
  401. Both agencies — along with the Atlanta Police Department, Immigration and Naturalization Service, and Internal Revenue Service ~ joined forces and initiated
  402. They also recruited illegal Pakistani immigrants with promises of a better life in America and plenty of money to send home to their families in Pakistan.
Заполнить форму текущей работой