Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но лениться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что… Читать ещё >
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Веремий Ирина Александровна, учитель физики и информатики МОУ «Лицей № 23» г. Подольска Московской области.
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время.
мотивация учащийся урок Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но лениться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции..
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации — это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
· Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
· Повышение собственной значимости;
· Признание учителей и сверстников;
· Развитие творческих способностей;
· Гордость собой и своими успехами;
· Статус успешного человека.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму. Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
2. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
4. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
6. Позитивная психологическая атмосфера урока.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся..
1. Дидактические игры..
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.
Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.
Приведем несколько примеров таких дидактических игр.
Игра «Школьное домино» — состоит из 12−30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части — на одной записано какое-либо учебное задание, на другой — ответ к другому заданию. Каждый ученик получает по 1−2 карточки. Первая карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся.
Игра «Небылицы». Учащиеся получают фрагмент научного текста по изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить их.
Игра «Да-Нет». Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде слов «да» или «нет» записывают свое мнение о каждом утверждении. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся.
2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием..
Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.
Характерные признаки занимательных задач:
· задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность;
· в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;
· в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели;
· это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок;
· задача включает в себя необычно поставленный вопрос.
3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет-конкурсах, выпуск тематических газет, создание клубов знатоков, проведение викторин и тематических вечеров по предмету и многие другие.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.