Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная работа в сфере высшего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сеть негосударственных вузов стала сегодня важной составляющей высшей школы, одной из причин создания и развития которой явились возникшие в начале 90-х годов противоречия между возросшим спросом населения на образовательные услуги и невозможностью реализации его государством. На начало 20 века в Украине насчитывалось более 200 негосударственных высших учебных заведений. В настоящее время данные… Читать ещё >

Социальная работа в сфере высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика социальной работы в сфере высшего образования возникла и получила свое развитие как ответ на накопленный груз проблем в функционировании высшей школы и уже сегодня требует, наряду с практическими действиями, серьезного теоретического осмысления. Это связано, прежде всего, с тем, что, являясь принципиально значимой органической частью сферы образования в целом, высшая школа представляет собой важнейший социальный институт, обеспечивающий воспитание, образование и обучение. Она является основой социально-экономического развития любого государства и без его успешного функционирования, которое предполагает постоянное усовершенствование, невозможен прогресс социума.

Современные условия затянувшегося комплексного кризиса жизнедеятельности нашего общества, затронувшего самым серьезным образом и сферу высшего образования и отдельные ее элементы, диктует свои правила формирования направленности социальной работы в этой сфере.

Ситуация, связанная с процессом демократизации жизни нашего общества, со структурными сдвигами в экономике, с развитием региональных рынков труда, актуализирует проблему реформирования высшей школы и социальной работы в сфере высшего образования с целью преодоления существующих и вновь появляющихся трудностей и противоречий в развитии системы высшего образования.

Социальная работа в сфере высшего образования всецело зависит от процессов, которые переживает сам вуз. От степени развития системы высшего образования зависит эффективность результатов социальной работы в ней. Это связано с тем, что высшая школа сегодня выполняет несколько ролей в отношении реализации социальной работы. Во-первых, она выступает в качестве базовой среды для осуществления социальной работы, во-вторых, является источником социальной работы как вида деятельности, в-третьих, является субъектом социальной работы как науки и учебного процесса, так как во многих вузах Украины ведется подготовка специалистов по социальной работе. Именно поэтому принципиально важным является анализ процесса развития современной системы высшего образования.

Рассмотрим высшую школу Украины как основополагающий базис формирования социальной работы в сфере высшего образования. Проанализируем потенциал, возможности современного вуза в области реализации социальной работы.

В этом аспекте можно выделить ряд основных тенденций, характерных для современного этапа эволюции высшей школы:

  • 1) количественный рост высших учебных заведений;
  • 2) демократизация университетов;
  • 3) дифференциация «внутреннего университетского поля» ;
  • 4) трансформация социально значимых функций современного вуза.

Перечисленные тенденции сопряжены с протеканием неоднозначных, противоречивых процессов, поэтому они справедливо являются как конструктивными, так и кардинально противоположного характера. С одной стороны, они порождают все новые трудности и проблемы субъектов высшего образования, с другой, способствуют поиску инновационных подходов к осуществлению социальной работы, расширению спектра социальных услуг, адекватных появляющимся проблемам.

Реалиями сегодняшнего дня является количественный рост высших учебных заведений как государственного, так и коммерческого типа: популярным стал факт получения институтами статусов университетов, увеличение числа различного профиля академий. Кроме того, в современном высшем образовании, в отличие от советского периода, выделяются уровни: неполное высшее образование — 3 года; бакалавриат — 4 года; специалист — 1 год; магистратура — 1−2 года. Также существуют бюджетная и коммерческая формы обучения.

Сеть негосударственных вузов стала сегодня важной составляющей высшей школы, одной из причин создания и развития которой явились возникшие в начале 90-х годов противоречия между возросшим спросом населения на образовательные услуги и невозможностью реализации его государством. На начало 20 века в Украине насчитывалось более 200 негосударственных высших учебных заведений. В настоящее время данные показатели увеличились и имеют тенденцию роста. Подобная ситуация имеет неоднозначные и даже парадоксальные последствия. С одной стороны, сегодня, в условиях сокращения бюджетного финансирования государственных вузов, существование и развитие негосударственных образовательных учреждений представляет собой выход из сложившихся противоречий. Увеличение числа высших учебных заведений способствует расширению сферы образовательных услуг. Но, с другой стороны, коммерционализация высшей школы изначально ставит в неравные условия абитуриентов из высоко обеспеченных семей и семей среднего и низкого достатка, поскольку плата за обучение не для всех слоев общества является приемлемой.

Т.о., тенденция роста числа вузов расширяет спектр образовательных услуг лишь для «платежеспособных» абитуриентов. Для остальных развитие ситуации в подобном русле лишь снижает степень доступности высшего образования. Значительное сокращение мест бесплатной формы обучения приводит к высокой степени коррумпированности структур высшей школы, что усугубляет сложившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг и не позволяет абитуриентам, которые не имеют «социально полезных» связей, поступить на бюджетную форму обучения в государственном вузе. Эта ситуация повлекла за собой разработку вариантов решения проблемы доступности высшего образования. Одним из таких вариантов стал Единый государственный экзамен, вводимый для выпускников школы.

Кроме того, нельзя забывать о неудавшейся попытке увеличить количество высших учебных заведений в нашей стране в 1917;1918 гг. Когда новые университеты вырастали всюду в огромных количествах. Отдельные уезды предъявляли запросы на создание сразу десятков и даже сотен университетов. Созданные на скорую руку эти учебные заведения ничего общего с действительными университетами не имели. Под вывеской «университет» можно было обнаружить нечто вроде комбинатов, где располагались различные общеобразовательные и специальные курсы (бухгалтерские, агрономические). Подобная ситуация может сложиться и в современной отечественной системе образования. В процессе увеличения количественных показателей вузы не застрахованы от снижения качества обучения.

Кроме того, высшая школа в угоду новым модным увлечениям, отвечая на заинтересованный спрос абитуриентов в получении таких новых специальностей, как менеджер, маркетолог, имиджмейкер, социолог, политолог, философ или психолог, специалист по рекламе и т. д., готовит в больших объемах специалистов перечисленных специальностей без учета реального спроса рынка труда на них. В этой связи у выпускников вузов нарастает актуальность проблемы трудоустройства в соответствии с полученной специальностью в высшем учебном заведении.

Следствием рассмотренных процессов является увеличение значимости разработки инновационных подходов к организационной перестройке университета.

Являясь составной частью образования как социального явления, высшая школа, ориентированная на формирование личности, выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека. В настоящее время, помимо своей основной образовательной функции, вузы берут на себя целый ряд иных функций. Во-первых, функцию социальной защиты, так как высшие учебные заведения сегодня реально защищают определенную часть молодежи от безработицы и призыва на все менее уважаемую большинством воинскую службу. Во-вторых, возросла социальная ценность высшего образования, поэтому оно выполняет функцию важного канала перемещения в обществе, своеобразного социального «лифта», который увеличивает не только социальную мобильность, но и социальное расслоение общества. В третьих, современное высшее образование часто является не профессионально-специализированным, а условием профессионального самоопределения.

Конкуренция на рынке (глобальном, государственном, региональном), сокращение государственного финансирования, рост противоречия между дорогостоящими науками, исследованиями, необходимостью массового образования и региональными проблемами — все это в совокупности способствует разворачиванию предпринимательской модели университета. Это «достижение» относится к разряду «небесспорных», во многом оно вынужденное, и большинству университетов не свойственное.

Характер социальной работы в сфере высшего образования имеет прямую связь и с процессом дифференциации «внутреннего университетского поля». Здесь центральную интегральную совокупную деятельность можно увязать с общепринятыми социологическими закономерностями. Например, «от более однородного к более разнородному»: для преподавателей — профессионализм преподавательского состава, фактическая оплата их труда, предоставляется университетом возможность для роста и реализации своих научных замыслов; для студентов — отношение к учебному процессу (посещаемость, индивидуальный график, нарушение трудовой дисциплины), реально усвоенные знания, социальная активность; для управленческого персонала — распространение социального мифотворчества о неуклонном качественном совершенствовании; о существенном понижении реальных прав и возможностей кафедр, резкой дифференциации в уровнях зарплаты; о дискуссионных отношениях.

Т.к. современная ситуация оказывает влияние на возникновение специфических проблем основных субъектов высшей школы, к которым относятся профессорско-преподавательский состав, студенчество, аспиранты и докторанты, сотрудники вуза, — развитие социальной работы в сфере высшего образования является особенно актуальным и выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на успешность и эффективность процессов обучения и воспитания будущего поколения интеллигенции.

Рассмотрим механизмы, субъекты, средства и методы социальной работы в сфере высшего образования на примере вузов, в которых она уже осуществляется.

Преподаватель выступает в качестве центральной фигуры учебного процесса, как один из его основных субъектов. Педагогическим мастерством преподавательского состава во многом определяется повышение качества подготовки молодых специалистов. Необходимыми характеристиками деятельности педагога высшего учебного заведения, способствующие развитию высшего образования, являются: использование новаций и нововведений в содержании и формах учебного материала, методах контроля знаний студентов, нестандартных способах привлечения студентов к научной работе; высокий уровень профессионализма. Эти требования могут быть выдержаны преподавателем лишь при наличии соответствующих условий для осуществления профессиональной деятельности. В свою очередь, меры по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности преподавателей представляют собой основные задачи социальной работы в сфере высшего образования в отношении данной категории граждан:

  • 1. Обеспечение высокого уровня организации и обеспечения учебного процесса, который заключается в доступе к новым, современным источникам информации; в обеспечении библиографическими и учебно-методическими материалами, в доступе к использованию в учебном процессе современных информационных технологий, к возможности профессионального роста личности преподавателя, доступе к возможностям прохождения курсов повышения квалификации и, наконец, в уровне стимулирования деятельности преподавателя, прежде всего финансового плана через размеры заработных выплат. Наиболее распространенный тип преподавателей сегодня — это «бедные, но умные» (за исключением управленческой элиты вузов), вынужденные работать в условиях постоянной перегрузки (дополнительные ставки, почасовая оплата и проч.).
  • 2. Организация жизнедеятельности, досуга и отдыха: обеспечение жильем, медицинское обслуживание, доступ к ресурсам психологического, эмоционального и физического восстановления.
  • 3. Предоставление возможности самоактуализироваться и реализовать собственный потенциал через издания собственных учебных и методических пособий, практикумов, монографий.

Понятно, что научный и педагогический рост, отдых, здоровье и добросовестное выполнение своих обязанностей в условиях развития современной высшей шко-лы являются весьма проблематичными. Чувствуя себя униженным и забытым властью, преподаватель, зная, что он необходим студенту, культуре и будущему, идет на компромиссы. Но нередко вынужден снижать требования к себе и к студентам.

Рассмотренные условия эффективной деятельности преподавателей являются далеко не одинаковыми в отношении всего профессорско-преподавательского состава. Поэтому проблемы и их значимость для каждого в отдельности преподавателя различны. В свою очередь, это ведет к дифференциации данной профессиональной группы и к актуализации индивидуальной, адресной направленности социальной работы в отношении преподавателей в вузе.

Причины дифференциации преподавателей по характеру проблем связаны, во-первых, с финансовыми проблемами государственных вузов, поскольку преподаватели коммерческих структур высшей школы в этом плане находятся в условиях на порядок лучше, нежели преподаватели государственных высших учебных заведений. Во-вторых, признак локализации играет немаловажную роль в существовании разных условий относительно перечисленных базисов дифференциации между преподавателями крупных столичных вузов и преподавателями из числа работников периферийной высшей школы. В-третьих, преподавателей также можно разделить по возрастному признаку. По концепции преподавания можно выделить консерваторов и новаторов, но это уже причина субъективного характера дифференциации преподавательского состава высшей школы.

Другой не менее значимой фигурой в вузе наряду с преподавателем является объект обучения — студенчество. В отношении данного участника образовательного процесса в высшей школе складывается далеко неоднозначная ситуация. Это вызвано тем, что современные условия, в которых проходит профессиональное становление сегодняшнего студента, изменили данную социальную группу, ее основные характеристики и отличительные черты.

Все менее актуальной становится и традиционная позиция в отношении определения студенчества, сформулированная Л. Я. Рубиной: «Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся рядом особенностей: формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией образа жизни в стенах» вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и внеучебное время.

В аспекте реалий сегодняшнего дня адекватной является трактовка определения студенчества, предложенная Петровой Т. Э., которая определяет студенчество как относительно особую и самостоятельную социальную группу непроизводственного, общественно-деятельного характера, и предлагает в свете современных научных подходов отказаться от представлений о студенчестве как переходной, маргинальной, однородной, локализованной во времени и пространстве социальной группе в пользу определения его как гетерогенной, внутренне дифференцированной, социокультурной общности со множеством присущих ей способов и стилей жизнедеятельности.

Действительно, многие характеристики, особенности студенческой жизни сегодня изменились. Это привело к осознанию того, что единый подход социальной работы в отношении студенчества не может быть эффективным, поскольку дифференциация, в целом, студенчества как социальной группы ведет к дифференциации студенческих проблем и степени актуальности их для каждого отдельного студента. Поэтому, равно как и в отношении преподавателей, социальная работа в сфере высшего образования в отношении студентов должна базироваться, прежде всего, на индивидуальном подходе.

Для того чтобы проанализировать характер проблем, адекватной которым должна быть социальная работа, необходимо рассмотреть признаки дифференциации современного студенчества:

  • — пол;
  • — возраст, курс;
  • — национальность;
  • — место проживания (город, село; близость к родителям);
  • — жилищные условия (общежитие, квартира, частный дом);
  • — вуз, специальность (технический, гуманитарный; столичный, периферийный; коммерческий, государственный);
  • — форма обучения;
  • — трудовая занятость;
  • — принадлежность к молодежным субкультурам;
  • — мотивация обучения;
  • — социальная активность;
  • — успеваемость; отношение к научно-исследовательской деятельности
  • — семейное положение и др.

Перечисленные основания дифференциации студенчества определяют характер проблем и их значимость для той или иной группы студентов.

Кроме того, спектр проблем студенчества можно рассмотреть через призму различных видов деятельности:

Социальная работа в сфере высшего образования.

Виды жизнедеятельности студента В этом аспекте в каждой из видов деятельности студент сталкивается с определенными проблемами, а так как четкие границы очень сложно обозначить, и виды и сферы жизнедеятельности студента тесно переплетены и налагаются друг на друга, перехлестываются, поэтому актуальной в области изучения студенческих проблем является теория социального поля. Рассматривая общество как многомерное пространство, теория социального поля особый акцент делает на его характеристиках, которые могут объективно наблюдаться и изменяться.

Социальный агент, имея неизменную позицию в пространстве, может также занимать позиции в нескольких социальных полях. При этом под социальным полем представляется структурированное пространство позиций, которые и определяют основные свойства поля. Каждое поле имеет свою собственную логику, свои правила, свои свойства, свои специфические закономерности.

Поле проблем студентов является частью социального пространства, органично входит в него и представляет собой организационное образование, некий комплекс, сложный конструкт. Эта структура содержит в себе узлы проблем с многочисленными факторами, силы, влияние которых разнонаправлены и разнородны, со связями между факторами, узлами и внешней средой, с личностью студента как части социума, находящегося в поиске своего «Я» и в то же время в своем индивидуальном поле проблем.

Сложность проблемной ситуации для студента состоит в том, что ему необходимо отрефлексировать свое состояние в разных динамичных полях. Способность молодых к рефлексивной деятельности различна. Если она низка, то студент не способен обозначить имеющиеся у него проблемы. И наоборот, развитая рефлексивная способность приводит к избытку проблем. Событийный характер поля определяет его постоянные изменения. Любые изменения необратимо вызывают эффект цепной реакции. Вся конфигурация придет в движение и, возможно, остановится только тогда, когда сама найдет некоторое, оптимальное для себя состояние. Переход к теории поля означает, что общество в целом и студенчество в отдельности должно изучаться не как стабильное, статичное состояние, а как бесконечный процесс изменений, не как жесткий зафиксированный объект, а как бесконечный поток событий. Сложность поля жизненных проблем студентов связана еще и с тем, что практически невозможно определить варианты его дальнейшего развития.

Изучение проблем субъектов высшей школы, исследование их природной причинности позволяют формировать адресную, более эффективную, востребованную социальную работу в сфере высшего образования, позволяют определить и студенту и преподавателю наиболее оптимальный субъект помощи, в каждом отдельном случае, по каждой конкретной проблеме. Весь спектр субъектов социальной работы в сфере высшего образования можно представить следующим образом:

Звено № 1.

Социальная работа в сфере высшего образования.

Субъекты социальной работы в сфере высшего образования Охарактеризуем каждое звено субъектов социальной работы в сфере высшего образования, представленные в схеме.

Звено № 1 представлено органами власти различного уровня: государственного, регионального и местного. Основной задачей деятельности данного звена субъектов социальной работы в сфере высшего образования является создание условий для реализации социальной работы.

Деятельность государственных, региональных органов законодательной и исполнительной власти направлена на разработку действенных правовых механизмов, позволяющих на практике реализовать модель социальной работы в сфере высшего образования:

  • * создание действенной нормативно-правовой базы в области социальной работы в сфере высшего образования;
  • * создание условий для администрации вуза осуществлять социальную работу в рассматриваемой области;
  • * формирование государственного стимулирования деятельности преподавателей через решение на государственном уровне проблем жилищного устройства, улучшения материального благосостояния преподавателей;
  • * формирование системы стимулирования на уровне государства обучения студентов, например, через обеспечение занятости выпускников вузов;
  • * создание условий для осуществления деятельности благотворительных, некоммерческих организаций в области оказания социальной помощи и предоставление социальных услуг субъектам высшего образования;
  • * стимулирование деятельности спонсоров и меценатов в области организации социальной помощи высшему образованию.

Кроме того, деятельность государственных и региональных органов власти по улучшению благосостояния населения всей страны способствует укреплению одного из значимых субъектов помощи в области высшего образования — семьи.

Администрация вуза, факультета, отделения и структурные подразделения вуза имеют основной задачей деятельности в области социальной работы формирование благоприятных условий для функционирования субъектов высшей школы. Это означает, что данные инстанции осуществляют деятельность по решению проблем, связанных с организацией учебного процесса:

  • * обеспечение достаточного аудиторного фонда,
  • * предоставление современных средств для преподавания и обучения,
  • * создание условий для профессионального роста преподавателей,
  • * обеспечение студентов необходимым количеством источниковой базы обучения (учебной, методической, статистической, справочной и др. литературы, изданий периодической печати, современных источников информации — Интернет, информацией на электронных носителях и т. д.),
  • * способствование внедрению инновационных методов преподавания в вузах,
  • * введение в структуру вуза органа, занимающего вопросами социальной защиты.

Звено № 2 представлено субъектами помощи, которые участвуют в осуществлении социальной работы «извне», за исключением общественных организаций, функционирование которых возможно как в рамках вуза, так и за его пределами. Общественные организации призваны реализовывать социальную работу через представление различных видов социальной помощи. Примером подобных организаций могут выступать профсоюзные студенческие организации и общественные студенческие организации. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет, однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Особой формой студенческого общественного движения являются студенческие отряды. Студенческий отряд сегодня — это особая позитивная молодежная среда, участники которой ориентированы на социально-значимую деятельность. Выполняя различные общественные, воспитательные, трудовые функции, члены студенческих отрядов имеют реальную возможность реализации собственных трудовых и социальных инициатив. Помимо всего, деятельность в отрядах создает для студентов реальные возможности в самосовершенствовании и саморазвитии. Для многих молодых людей студенческий отряд — это не только возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности, что тоже немаловажно, но и раскрыть в себе качества организационно-управленческого характера.

Преподаватели могут выступать в деятельности таких организаций в роли организатора и куратора (студенческие общественные организации), в роли объекта помощи (профсоюзная организация преподавателей; общественные организации, деятельностью которых является оказание социальной помощи преподавателям, в частности, преподавателям пожилого возраста, например.

Другим субъектом помощи, который также относится к Звену № 2, является семья, близкие родственники.

В первую очередь необходимо, указать на значимость семьи в целом для субъектов высшей школы как индивидов, как личностей. Особенно важной является та нравственная, психологическая, эмоциональная основа личности, которая закладывается по средствам социализации в семье. Это определяет во многом мировоззренческую позицию, восприятие, реакцию индивида на возникающие трудности и сложности. Иллюстрацией может выступать различная по содержанию и эмоциональному окрасу реакция на одни и те же проблемы у разных студентов, а точнее у студентов из разных семей. В одном случае неустройство быта, например, может вызвать панику и растерянность, в другом — оптимистическое отношение и готовность к преодолению трудностей. Этот пример выступает и ярким показателем значимости семьи в процессе подготовки студента в некоторой степени и к самостоятельной жизни, привитие ему практических навыков самообслуживания. Таким образом, семья косвенным образом влияет не только на процесс преодоления студенческих проблем, но и на характер их возникновения, на степень их значимости.

Материальные возможности родительской семьи продолжают оказывать непосредственное влияние на решение студенческих проблем на протяжении всего процесса обучения. Микроклимат, складывающийся в родительской семье, также во многом оказывает влияние как на успеваемость студента, так и на решение его личностных, психологических проблем. Благополучная полная семья благотворно влияет на личность учащегося и на его взаимные отношения с окружающими. Трансляция поведенческих стереотипов, сформированных в родительской семье, определяет положение студента в академической группе, на факультете, влияет на восприятие его окружающими, формирование отношения к нему.

Значимость семьи в решении студенческих проблем возрастает, когда речь идет о том, что при наличии возможности обратиться в различные инстанции отсутствует уверенность в решении проблемы. Тогда как степень уверенности в помощи со стороны родственников, семьи в несколько раз превышает уверенность в удовлетворении потребностей со стороны любой другой инстанции.

Если в качестве субъекта помощи мы будем рассматривать не родительскую семью, а студенческую, то она выступает не только в качестве субъекта решения студенческих проблем, но и в качестве усугубляющего их фактора. Современное развитие нашего общества рождает дополнительные проблемы у студентов, имеющих собственную семью.

Этот факт подтверждает тезис о том, что деятельность, в первую очередь, государственных структур и общества, в целом, должна быть ориентирована не только на личность студента, но и на саму семью, в данном случае, как на родительскую, так и на собственно студенческую.

Похожая ситуация складывается и в отношении профессорско-преподаватель-ского состава, с той лишь разницей, что для преподавателей старшего возраста собственная семья выступает в качестве источника помощи, в первую очередь психологического, эмоционального, материального и хозяйственно-бытового характера.

Звено № 3 представляет социальную работу через формы и виды взаимопомощи. При этом необходимо принимать во внимание, что профессорско-преподавательский состав, студенчество выступают одновременно как субъекты, так и как объекты социальной работы. Взаимопомощь в этом смысле рассматривается как наличие элементов социальной помощи в системах: 1) студент — студент; 2) студент — преподаватель; 3) преподаватель — преподаватель.

Взаимопомощь является одним из самых древнейших элементов помощи в вузе. При этом следует отметить закон взаимной помощи как закон природы, который является главным условием прогрессивного развития, что мотивация взаимопомощи заложена, прежде всего, в природе самого индивида как человеческой особи.

Поэтому, находясь в условиях постоянного взаимодействия в процессе учебной деятельности, студенты нередко решают общие проблемы. В качестве видов взаимопомощи можно указать: кассы взаимопомощи, создаваемые на базе факультетов и академических групп; взаимопомощь в быту (в студенческих общежитиях); взаимопомощь в учебном процессе (помощь в подготовке конспектов, рефератов, подсказки на семинарах, зачетах и экзаменах и т. д.).

Помощь со стороны профессорско-преподавательского состава студентам чаще всего проявляется как добровольческая деятельность по предоставлению услуг дополнительных занятий, проведение факультативов или координация студенческих добровольческих организаций. В свою очередь, студент также выступает в качестве субъекта помощи для преподавателя. Это проявляется когда речь идет о возможности реализации преподавателя как профессионала, когда студент способствует самосовершенствованию преподавателя, когда при наличии результативности деятельности со студентом преподаватель переживает «ситуацию профессионального успеха» .

Взаимопомощь в среде профессорско-преподавательского состава, аналогично студенческой среде, проявляется как на профессиональном уровне (обмен и трансляция педагогического опыта, помощь в получении новой информации), так и на бытовом, эмоциональном уровнях, а также как помощь в организации досуга.

Наиболее перспективным звеном субъектов социальной работы в сфере высшего образования является Звено № 4, которое предполагает активизацию собственных сил индивида, в нашем случае студента, преподавателя в решении собственных проблем. Социальная работа в сфере высшего образования должна быть направлена на создание условий активной позиции субъектов социальной работы на использование собственных ресурсов помощи и ликвидацию или снижение потребительского отношения к использованию ресурсов социальной помощи.

Однако процесс организации социальной работы в этом отношении требует особых подходов к созданию благоприятных условий реализации собственного потенциала. Активная жизненная позиция студента и преподавателя в осуществлении социальной работы невозможна, если не будут для этого созданы условия соответствующими Звеньями № 1, 2 субъектов социальной работы. В случае отсутствия четкого взаимодействия между субъектами социальной работы в сфере высшего образования эффективность социальной помощи, поддержки, обеспечения будет минимизирована. Т. е. необходимо повышать эффективность социальной работы в сфере высшего образования на основе системного, комплексного и индивидуального подходов как и на уровне субъектов социальной работы, и на уровне технологий.

Системный подход особо актуален в интеграции субъектов социальной работы в целях и задачах деятельности. Комплексный подход выражается главным образом в том, чтобы эффективно, поэтапно осуществлялись процессы диагностики, выявление причинности проблем, составление программ помощи, процесс оказания непосредственной помощи, анализ результатов деятельности, прогнозирование дальнейшего развития проблемной ситуации и процесс наблюдения после преодоления кризиса. И эти процессы должны быть направлены на то, чтобы, решая проблему клиента в комплексе, предотвратить возможность рецидива. Индивидуальный подход способствует осуществлению адресной социальной помощи, позволяет формам и методам социальной работы наиболее соответствовать проблемам каждого клиента в отдельности.

Т.о., отметим следующие положения:

  • 1. Актуальность социальной работы в системе высшего образования обусловлена высокой значимостью этой сферы для жизнедеятельности общества в целом.
  • 2. Развитие социальной работы в сфере высшего образования находится в прямой зависимости от процессов, происходящих внутри высшей школы.
  • 3. В настоящее время высшая школа Украины выступает в качестве базовой среды для осуществления социальной работы, является источником социальной работы как вида деятельности и субъектом социальной работы как науки.
  • 4. Основные направления социальной работы формируются согласно проблемам и потребностям субъектов высшей школы, которые дифференцированы группами: профессорско-преподавательский состав, студенчество, сотрудники вузов.
  • 5. Социальная работа в отношении преподавателей должна быть направлена на создание благоприятных условий для жизнедеятельности: обеспечение высокого уровня организации и обеспечения учебного процесса; организация жизнедеятельности, досуга и отдыха; предоставление возможности самоактуализироваться и реализовать собственный профессиональный потенциал.
  • 6. Социальная работа в отношении студентов должна строиться с учетом современных изменений данной социальной группы и направлена на решение проблем, изучение которых возможно только с помощью теории социального поля, связанных со спецификой характера различных видов деятельности.
  • 7. Субъектами социальной работы в сфере современного высшего образования являются: Звено № 1 — государственные органы власти, местные органы власти, администрация вуза, факультета, отделения, структурные подразделения вуза; Звено № 2 — общественные организации, меценаты, спонсоры, близкие родственники, друзья; Звено № 3 — профессорско-преподавательский состав, студенты; Звено № 4 — сам индивид (студент, преподаватель).
  • 8. Социальная работа в сфере высшего образования должна осуществляться на основе комплексного, системного и индивидуального походов.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте характеристику сферы образования как объекта социальной работы.
  • 2. Охарактеризуйте социальные группы, взаимодействующие в сфере образования и их социальные проблемы.
  • 3. Выявите особенности социальных проблем, связанных со спецификой сферы образования.
  • 4. Раскройте содержание технологий социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками.
  • 5. Покажите разнообразие технологий социальной работы в старших классах средней школы.
  • 6. Дайте характеристику технологий социальной работы в профессиональном образовании.
  • 7. Охарактеризуйте учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов как объект социальной работы.
  • 8. Покажите особенности технологий социальной работы в специальных учебных заведениях.
  • 9. Выявите цели и задачи, технологии в социальной работе с семьями учеников и студентов.
  • 10. Каковы сущность и направление технологий в работе с учителями и преподавателями вузов.
  • 11. Охарактеризуйте тенденции развития современной системы высшего образования.
  • 12. Выделите основные проблемы объектов социальной работы сферы высшего образования.
  • 13. Перечислите субъекты социальной работы в сфере высшего образования, охарактеризуйте направления их деятельности.
  • 14. Какие подходы в осуществлении социальной работы в сфере высшего образования являются наиболее значимыми? Обоснуйте свой ответ.
  • 15. Выделите позитивные и негативные тенденции развития высшей школы и определите их влияние на осуществление социальной работы в системе высшего образования:

Тенденции развития современной высшей школы.

Влияние на осуществление социальной работы в сфере высшего образования.

Позитивные:

1.

2.

Негативные:

1.

2.

  • 16. На примере Вашего вуза выделите формы и виды взаимопомощи в сфере высшего образования. Сравните опыт организации социальной работы в сфере высшего образования в Вашем вузе и других вузах.
  • 17. Разработайте проект комплексной службы социальной помощи (для студентов или преподавателей, или для тех и других) в условиях Вашего вуза.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой