Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы изучения семьи и семейных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Величину фигур, которая может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки может отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребенок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о переживании чувства своей незначительности… Читать ещё >

Методы изучения семьи и семейных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение семьи и семейных отношений учитель проводит разнообразными способами. Наиболее важный источник информации для учителя — это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с ребенком в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят: родители о своих детях, что и как рассказывает ребенок о своей семье: о маме, папе, других близких людях, о совместных делах и времяпрепровождении. Очень важные сведения о семье ребенка и семейных отношениях могут быть получены также из разговора с воспитателем детского сада, в котором воспитывался ребенок до школы. Существенную информацию также дает изучение личного дела ребенка, его медицинской карты, посещение ребенка на дому, беседы с родителями. Следует специально подчеркнуть, что посещение дома и беседы с родителями требуют особо тактичного поведения учителя. Необходимо постоянно иметь в виду, что получение объективной информации о семье и семейных отношениях со стороны родителей возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже установились отношения доверия, если родители поняли, что учитель — их самый надежный союзник в воспитании ребенка, что-то, о чем они говорят с учителем, станет педагогической тайной и послужит только на пользу ребенку.

Если отношения доверия еще не возникли, учитель не может рассчитывать на искренность собеседников. Но одновременно он и не должен какимлибо образом упрекать их в обратном, показывать свое неудовлетворение. Здесь удобнее всего выждать и своей неподдельной заинтересованностью в судьбе их сына или дочери, своей конкретной и активной помощью показать, что на учителя можно положиться и довериться ему.

Достаточно интересный и глубокий материал о жизни ребенка в семье может быть получен также и с помощью разнообразных экспериментальных методик. Этот материал может существенно обогатить, уточнить выводы, предположения учителя о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, послужить тем самым уточнению его воспитательной тактики в работе с детьми, а во многих случаях — и с их родителями. И снова подчеркнем, что объективный материал предлагаемые экспериментальные методики дадут только в том случае, если и дети относятся к учителю с доверием.

1. Анкетирование.

Примерный текст анкеты

  • 1. С кем ты чаще всего обсуждаешь свои радости, беды?
  • 1 — с мамой; 2 — папой; 3 — с бабушкой и другими родственниками; 4 — с товарищами._
  • 2. Как в семье относятся к твоим успехам, хорошим отметкам?
  • 1 — дарят подарки; 2 — говорят ласковые слова; 3 — обсуждают всей семьей; 4 — не обращают внимания.
  • 3. Как относятся к твоим неудачам, проступкам, плохим отметкам?
  • 1 — наказывают, ругают; 2 — бьют; 3 — объясняют, сочувствуют; 4 — не обращают внимания.
  • 4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?
  • 1 — постоянно; 2 — изредка; 3 — только когда попрошу.
  • 5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?
  • 1 — ругают, заставляют переписывать; 2 — объясняют, сочувствуют, но заставляют переписывать; 3 — объясняют и просят выполнить работу лучше.
  • 6. Выполняете ли вы вместе с родителями одно домашнее дело (мытье посуды, приготовление обеда, стирка белья, починка мебели и т. д.)?
  • 1 — да; 2 — очень редко; 3 — практически никогда.
  • 7. Читаете ли вы с родителями одну книгу?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 8. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в кино, музеях и т. д.
  • 1 — часто; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 9. Принимают ли родители участие в твоих занятиях спортом?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 10. Любишь ли ты с родителями говорить про школьные дела?
  • 1 — да; 2 — не очень; 3 — нет._

Содержание вопросов в анкете может варьироваться с учетом возможных дополнительных целей анкетирования.

2. Большую информацию о семье и семейных отношениях дает методика «Рисунок семьи»[1].

Для работы необходимы: лист белой бумаги, шесть цветных карандашей или красок (черная, красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая).

Инструкция: «Нарисуй свою семью». Никаких других пояснений не требуется. Если возникают вопросы, инструкция повторяется.

После выполнения задания детям индивидуально задаются вопросы для того, чтобы получить уточняющую информацию. Например:

  • — Кто тут нарисован?
  • — Где все находятся?
  • — Что они делают?
  • — Кто самый счастливый? Почему?
  • — Кто самый несчастный? Почему?

Анализ рисунка по содержанию.

  • 1. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок растет в нормальной гармонической семье.
  • 2. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые для них эмоционально менее привлекательны или с которыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют братья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ребенок таким способом «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включается изображение птиц, зверушек. Учитель уточняет: «Кто это?» или «Кого напоминает?» Часто называются имена братьев и сестер. В этом символическом изображении проявляется отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи. Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребенок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

Если вместо семьи ребенок рисует только себя одного с большим количеством деталей одежды, большой величины можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора рисунка.

Отсутствие в рисунке ребенка обычно свидетельствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, маленьких размеров.

Расположение членов семьи также несет определенную информацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно думать о сплоченности, благополучии семейных отношений. Учителю необходимо обратить вниманиена те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одни или несколько лиц — отдельно. Если обособлен сам ребенок, можно думать об его отчужденности, невключенности в семью. Информативным в рисунке также является расстояние между членами семьи. Ребенок помещает себя рядом с более ему близким человеком. Более неприятный ребенку член семьи рисуется, как правило, на расстоянии.

  • 3. Учителю следует обратить внимание на особенности нарисованных фигур:
    • — количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура свидетельствует о теплых, эмоционально благоприятных отношениях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском существенных частей фигуры (рук, ног, головы в т.д.), можно предполагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессивные тенденции;
    • — величину фигур, которая может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки может отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребенок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о переживании чувства своей незначительности, ненужности или потребности в дополнительной опеке, признании, что уже отмечалось выше. Большие фигуры на все пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоционально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объясняться тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;
    • — рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисован с удлиненными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверхопеки.

Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисовывают лица (отсутствуют глаза, нос, рот). Такие безликие рисунки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, отгороженности от членов семьи. Иногда лица штрихуются, такой рисунок может отражать конфликтные отношения, враждебность к данному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов — показатель оральной агрессии.

Учителю необходимо вести наблюдение за процессом рисования. Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисунок с изображения людей. Но некоторые из них большее время уделяют рисованию фона — квартиры, природы и т. д. Иногда этим и ограничивается рисунок. Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает от себя неприятное действие, растягивая его во времени. Чаще всего такой способ рисования отмечается у детей с неблагополучной семейной ситуацией.

3. Приведем еще одну методику, позволяющую раскрыть отношение ребенка к членам семьи.

В игровой ситуации учитель задает ему следующие вопросы:

  • 1. Представь себе, что у тебя два билета в цирк (кино, театр). С кем бы ты хотел пойти туда?
  • 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  • 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т. д.), и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  • 4. У тебя есть билеты в кино, но их на один меньше, чем членов семьи. Кто останется дома?
  • 5. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть в нее, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

В заключение необходимо сделать одно принципиальное замечание. Семья — это очень сложное и одновременно динамичное социальное образование. Характер внутрисемейных отношений, положение ребенка в семье, естественно, меняется со временем в зависимости от множества обстоятельств. Поэтому изучение воспитательных отношений в семье не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени. В работе учителя такое изучение должно быть постоянным.

  • [1] Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столица. М., 1987. С. 206.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой