Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Логика процесса научного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение… Читать ещё >

Логика процесса научного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

  • — объект и предмет исследования;
  • — последовательность их решения;
  • — применяемые методы.

Можно условно выделить два основных этапа, два характерных уровня научного исследования:

  • а) эмпирический;
  • б) теоретический.

Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это отраженные сознанием факты действительности, причем обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:

первая стадия — это процесс добывания, получения фактов, ибо очевидно, что для осмысления, анализа фактов их нужно, прежде всего, иметь;

вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

  • — осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
  • — классификацию фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

  • а) критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей;
  • б) описание каждого факта в определенных терминах той науки, в рамках которой ведется исследование;
  • в) отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
  • г) классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
  • д) вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический этап и уровень исследования.

Он связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

«Изучать — значит:

  • а) не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
  • б) измерять все, что подлежит измерению;
  • в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями;
  • г) находить закон;
  • д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
  • е) проверять гипотезы опытом;
  • ж) составлять теорию изучаемого".

Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.

Это значит:

  • — определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
  • — сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
  • — наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

  • — получение и описание фактов — постановка научных проблем;
  • — выдвижение гипотез новых идей и положений;
  • — формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой