Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Дидактическая игра как средство развития способностей у детей среднего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической… Читать ещё >

Введение. Дидактическая игра как средство развития способностей у детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпроведение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Дети с удовольствием сами придумывают игры. Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, вырабатываются организационные навыки, происходит нравственное, эстетическое воспитание. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд, форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьников целом. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, 3.М.Богуславской, Л. А. Венгером и многими другими. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Дидактические игры имеют цель, направленную на получение конкретного результата. Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель — развитие творческих способностей. Среди дидактических игр в педагогической литературе выделяют:

  • 1. игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности;
  • 2. игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины);
  • 3. игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь, творческие способности).

Первые два вида игр в педагогической литературе представлены достаточно широко, активно используются педагогами в практике работы. Игры, направленные на развитие творческих способностей, недостаточно используются воспитателями в практике работы. Это и определило цель, объект и предмет нашего исследования. Работу по формированию творческих способностей актуальнее всего проводить в среднем дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети становятся достаточно самостоятельными, кроме того, они еще не усвоили шаблоны и штампы, которые им навязывают многие педагоги.

Объект исследования: уровень развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития творческих способностей у дошкольников.

Гипотеза: творческие способности дошкольников будут развиваться благодаря использованию в педагогическом процессе специальных дидактических игр.

Цель исследования: раскрыть специфику развития творческих способностей в процессе специально организованных дидактических игр.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить особенности организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.
  • 2. Выявить уровень развития творческих способностей у дошкольников.
  • 3. Практическим путем обосновать целесообразность применения дидактических игр для развития у дошкольника творческих способностей.

При проведении исследовательской работы мы применяли следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение (в процессе реализации игровой деятельности); проведение дидактических игр.

Работа состоит из двух глав. Первая носит теоретический, а вторая практический характер. В теоретической главе мы рассмотрели понятие «игра», «способности» и формирование творческих способностей дошкольника в игровой деятельности. В практической главе мы предлагаем вашему вниманию дидактические игры, направленные на формирование творческих способностей у дошкольника. Считаем, что первостепенное значение в развитии творчества имеет игра. Именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе у дошкольников развиваются творческие способности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой