Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки: На примере профессии «оператор вязально-швейного оборудования»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены критерии качества на профессиютехнология составления тестов и карты компонентного анализа сформированности профессиональных качеств учащихся, используемых как инструмент диагностикитехнология оценки качества выполнения тестовых заданий учащимися, применение которых возможно в учреждениях начального профессионального образования для эффективного слежения за динамикой профессионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Диагностика качества профессионального образования как проблема профессиональной педагогики
    • 1. 1. Педагогические основы системы контроля знаний, умений и навыков учащихся при подготовки квалифицированных рабочих
    • 1. 2. Методы диагностики качества теоретического обучения профессиональной подготовки квалифицированных рабочих
  • Глава 2. Экспериментальное исследование применения диагностичных методов контроля в учебном процессе
    • 2. 1. Разработка тестового контроля для подготовки профессии «оператор вязально-швейного оборудования»
    • 2. 2. Результаты экспериментальной работы по применению диагностичных методов контроля в учебном процессе

Диагностика качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки: На примере профессии «оператор вязально-швейного оборудования» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования в экономике, промышленном производстве нашей страны, оказывающие влияние на процесс профессиональной подготовки рабочих, такие как: переход на рыночные методы хозяйствования, становления рынка труда, развитие частного сектора, интеграция в мировую экономическую систему, — вызвали процесс переосмысления и поиск путей реализации концепции развития профессионального образования. В этом процессе ключевым звеном становится внедряемая в практику Государственная система стандартизации образования, цели которой: • ————повышение качества профессиональной подготовки за счёт регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учрежденийсохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерациичёткое определение и разграничении компетенции федеральных, региональных и местных органов управления образованияобеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за её пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда.

Для достижения поставленных целей необходимо решить целый ряд сложных и взаимосвязанных проблем научного и практического характера. з J jjj/ Одна из таких проблем — это диагностика качества профессионального 4 V. $ f* образования и диагностика качества усвоения знаний, как часть этой * широкой проблемы. К одному из направлений решения общей проблемы.

I ч н необходимо отнести совершенствование методов, критериев и показателей оценивания состояния и результатов теоретического обучения профессиональной подготовки, что с точки зрения практических работников начального профессионального образования становится наиболее актуально на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Проблеме контроля и оценки качества знаний, умений и навыков в педагогике всегда уделялось большое внимание. В работах С. Я. Батышев,.

Л. В. Зайкова, Т. А. Ильиной, И. Я. Лернера, А. С. Лынды, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной и других исследователей нашли отражение вопросы роли, места, функций и методов проверки. Значительное место отведено этим вопросам в исследованиях педагогики профтехобразования (С. Я. Батышев, Ю. К. Бабанский, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, Э. Н. Кирикилица, Э. И. Крупицкий, А. А. Куприянов, В. А. Скакун, С. А. Шапоринский, Ю. А. Якуба).

Проверка и оценка качества профессионального образованияпроцесс сложный и многоплановый, и исследовательская работа учёных в этой области проводится в нескольких направлениях: функции проверки в общей системе обучения (Ю. Н. Бабанский, В. С. Аванесов, Т. А. Ильина,.

Э. H. Кирикилица, А. А. Куприянов, А. С. Лында, И. Я. Лернер, Г. И. >:$ Щукина) — структура качества знаний (В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, И. Я. в. ¦• t*.

Конфедератов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Ю. А. Якуба) — и* 1 $" 1.

Методика проверки и оценки знаний (В. С. Аванесов, С. Я. Батышев, В. П.

ПК.

-.1.

Беспалько, В. М. Блинов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, И. Т. Огородникова) — принципы построения критериев и шкал измерения (Л. Б. Ительсон, М. И. Гробарь, К. А. Краснянская, И. П. Огорелков, Ю. В. Павлов).

Несмотря на признаваемую всеми дидактами целесообразность совершенствования системы контроля и оценки качества результатов обучения, исследования, данной проблемы в общей дидактике" профессионального образования нельзя считать законченными. Причём, именно в дидактике начального профессионального образования решение вопросов связанных с контролем и оценкой качества знаний особенно актуальны, что объясняется возрастающим противоречием между требованиями Государственных образовательных стандартов к качеству подготовки квалифицированных рабочих и существующей, в настоящее время, методикой обучения, включая методику контроля и оценки качества знаний, умений и навыков.

В широком смысле качество профессионального образования определяется сформированностью как специальных профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся, так и личностных качеств будущего dk. йг в г рабочего: образованности, профессиональной компетенции и мобильности, адаптивности в изменяющихся социально-экономических и техникоL м-технологических условиях производства, уровень которых характеризует «Я'» '* ж* * уровень его социально-профессионального развития. В этой связи, & f*.

И, .Государственные образовательные стандарты должны служить членам общества социальной гарантией их конкурентоспособности на.

I ¦ отечественном и мировом рынках труда с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям с другой стороны. Исходя из этого, под качеством теоретической обучения профессиональной подготовки понимается степень соответствия фактического владения учащимися знаниями, умениями и фактической сформированностью них профессиональных качеств требованиям Государственного образовательного стандарта на профессию.

Таким образом, возникает проблема диагностики профессионального образования и в том числе теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки, то есть формирование и установление системы критериев определяющих уровень соответствия достигнутых результатов конкретных педагогических процессов и явлений требованиям #>

Государственных образовательных стандартов.

Несмотря на то, что проблеме диагностики качества, образования (общего, профессионального) в плане формирования параметров и критериев качества образования, выработки методов диагностики.

— у (тестовый контроль) посвящено немало работ (В. С. Аванесов, В. П.

Беспалько, Б. С. Гершунский, М. И. Ерецкий, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлов, Э. Л. Полисар, Ю. А. Якуба), вопросы практической методики диагностики качества теоретического обучения профессиональной подготовки в них не раскрываются.

В теории профессиональной педагогике, также, имеется ряд проблем, связанных с диагностикой качества теоретического обучения профессиональной подготовки учащихся и требующих дальнейшей проработки и исследования: критерии оценивания знания и умения теоретического обучения и сформированность профессиональных качеств учащихся- ——.

Щ) методы контроля, позволяющие объективно идентифицировать степень соответствия уровня подготовки учащихся требованиям Государственного образовательного стандарта на профессиюдидактические условия применения диагностичных методов контроля качества теоретического обучения.

Проблема исследования: методический аппарат контроля, позволяющий устанавливать степень соответствия фактического владения учащимися теоретическими знаниями и умениями требованиям Государственного образовательного стандарта на профессию.

Объект исследования: система контроля качества теоретического обучения учащихся как составная часть учебного процесса.

Предмет исследования: методы контроля и оценивания качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки в v ч ¦¦¦ учреждениях начального профессионального образования.

Ж' Ч Пель исследования: разработать методику диагностики качества ¦ Теоретического обучения профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на профессию.

Гипотеза исследования: мониторинг качества профессиональной подготовки учащихся системы начального профессионального образования в соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом педагогически эффективен, если: осуществляется диагностика качества теоретического обучения на протяжении всего периода освоения учащимися образовательной программыформируются критерии качества теоретического обучения профессиональной подготовки и определены их количественные и качественные показателиприменяются диагностичные и объективные методы контроля, устанавливающие степень соответствия сформированности теоретических знаний, умений и профессиональных качеств требованиям Государственного образовательного стандарта на профессию.

Задачи исследования:

1) провести анализ научных, методических и нормативных источников по вопросам контроля качества знаний учащихся;

2) определить критериев отражающие уровень сформированности знаний, умений и профессиональных качеств учащихся в процессе теоретического обучения;

3) выявить методы диагностики качества теоретических знаний, умений и сформированности профессиональных качеств учащихся;

4) разработать инструмент диагностики для проверки соответствия качества знаний, умений и профессиональных качеств учащихся и выпускников 9 требованиям Государственного образовательного стандарта на профессию;

5) выработать педагогические условия использования в учебном процессе образовательных учреждений начального профессионального образования методов диагностики, позволяющих устанавливать уровень сформированности профессиональных знаний, умений и профессиональных качеств учащихся.

А,.

6) провести педагогический эксперимент по применению диагностичных методов контроля в учебном процессе;

7) разработать предложения по внедрению диагностичных методов контроля в учреждениях начального профессионального образования.

Методы исследования: $ - анализ литературных источников и передового опыта по организации контроля качества знаний учащихся;

— сравнение текущих и итоговых оценок, выставляемых преподавателем с результатом контрольных срезов (тестирования);

— анкетирование учащихся;

Л if А'. атестирование, наблюдение (непосредственное);

— моделирование системы контроля качества теоретических знаний и умений;

— педагогический эксперимент;

— экспертная оценка.

Этапы исследованияпервый этап — сбор и обобщение материла по организации контроля качества знаний учащихся в процессе теоретического обучения в учреждениях начального профессионального образованиявторой этап — разработка комплектов тестов, карты компонентного анализатехнологии их составления и оценивания качества выполнения тестовых заданийустановление условий применения методов диагностикитретий этап — проведение педагогического эксперимента для подтверждения выдвинутой гипотезычетвертый этап — разработка предложений по внедрению методов диагностики качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образованияпятый этапобобщение полученных результатов и оформление исследования. теоретического обучения профессиональной подготовки, к которым отнесены: критерий усвоения знаний (образованный совокупностью количественных и качественных показателей) и критерий сформированности профессиональных качеств (образующийся из совокупности показателей, характеризующихся определённой теоретической основой профессиональной деятельности) учащихся, выполняющие функции диагностики (сопоставления, установления уровня соответствия и отклонения, оценивания);

— выработаны диагностичные и объективные методы контроля теоретического обучения профессиональной подготовки: тестовый ^ контроль и компонентный анализ сформированностипрофессиональных качеств учащихся;

— разработаны комплекты (набор тестов разного уровня и вариантов) тестов для контроля качества теоретического обучения при подготовке профессии «оператор вязально-швейного оборудования» и карта компонентного анализа для определения сформированности b профессиональных качеств учащихся.

Практическая значимость. В процессе исследования разработана методика диагностики качества теоретического обучения, использование которой позволяет устанавливать отклонение от заданных целей обучения определённых требованиями Государственного образовательного стандарта.

Научная новизна исследования:

— определены критерии качества на профессиютехнология составления тестов и карты компонентного анализа сформированности профессиональных качеств учащихся, используемых как инструмент диагностикитехнология оценки качества выполнения тестовых заданий учащимися, применение которых возможно в учреждениях начального профессионального образования для эффективного слежения за динамикой профессионального развития будущих квалифицированных рабочих в соответствии с требованиями Государственными образовательными стандартами на профессию, а также для диагностики качества профессиональной подготовки в процесс аттестации и аккредитации образовательных учреждений начального профессионального обучения. т f.

Заключение

.

Полученные результаты исследования подтвердили правильность положений выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: диагностики и критериев оценивания теоретического обучения профессиональной подготовки получены следующие результаты:

1995;97 учебные годы: Ка=0,84, среднее квадратичное отклонение 8=0,038- .1.

1996;98 учебные годы: Ка=0,85, среднее квадратичное отклонение 8=0,03;

1997;99 учебные годы: Ка=0,89, среднее квадратичное отклонение 8=0,008.

Таким образом, методы математической статистики подтвердили предположения, выдвигаемые в настоящем исследовании, что предлагаемые методы диагностики и критерии оценивания качества профессионального образования позволяют, во=первых, объективно оценить уровень сформированности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств выпускников в соответствии с требованиями стандарта на профессиювоj вторых, выполняют регулирующие функции, которые позволяют при Л Л отклонении от заданных целей корректировать качество обучения и процесс подготовки квалифицированных рабочих. ^.

• i 4.

МЙЦ Ш Ш.

1. На основе проведённого анализа педагогической и методической | литературы выявлено, что существующие методы контроля не позволяют объективно оценить уровень сформированности теоретических знаний, умений и профессиональных качеств в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на профессию.

2. В результате исследования, с целью диагностики качества профессионального образования определены критерии, отражающие уровень конкретных достижений в процессе теоретического обучения профессиональной подготовки: критерий усвоения знаний и критерий сформированности профессиональных качеств учащихся. В качестве количественных показателей критерия усвоения знаний выступают: объём усвоенных знаний, определяемый количеством учебных элементов предмета (темы) — коэффициент усвоения знаний как измеритель, с помощью которого возможно оценивать и сравнивать уровень сформированности знаний учащихся. Качественными.

•Iл*. показателями критерия знаний выступают: полнота, глубина, системность, конкретность, обобщённость, прочность, осознанность я знании, — не поддающиеся прямому измерению, и о проявленности «которых можно судить путём анализа выполненных тестовых заданий. ^.

Критерий сформированности профессиональных качеств определяется? й i совокупностью показателей, характеризующих степень свободы владения теоретическими знаниями в соответствии с основами профессиональной деятельности, установленными требованиями I Государственного образовательного стандарта на профессию и квалификационной характеристикой.

3.В результате исследования доказано, что методами диагностики качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки выступают: тестовый контроль, позволяющий установить степень сформированности знании и умении учащихсяи метод компонентного анализа профессиональных способностей как метод диагностики развития профессиональных качеств учащихся.

4.Исследование доказало, что тест и карта компонентного анализа профессиональных качеств как инструмент диагностики позволяют объективно установить степень сформированности теоретических знаний, умений и профессиональных качеств в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на * профессию., s 4.

5. В ходе исследования выявлено, что дидактические цели j установленные для каждого учебного элемента темы (предмета) на различных этапах обучения определяют условия использования в учебном процессе методов диагностики качества теоретического *| J обучения профессиональной подготовки.

6.В ходе эксперимента с применением методов математической статистики, доказано, что выявленные методы диагностики и критерии оценивания теоретического обучения профессиональной подготовки позволяют объективно установить уровень сформированности знаний, умений и профессиональных качеств учащихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на профессию.

7.Результаты эксперимента доказывают, что предлагаемые методы диагностики теоретического обучения профессиональной подготовкитехнология разработки тестов и оценивание качества их выполнения учащимися могут использоваться в любом образовательном учреждении, ведущем подготовку квалифицированных рабочих.

СгО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. и др., «О моделировании и методики обработки данных педагогического эксперимента», «Знание», М., «Знание», 1974.
  2. В. С. «Композиция тестовых заданий», М., 1998 г.
  3. Ю.К., «Педагогика», М., «Просвещение», 1983.
  4. Ю.К., «Проблема повышения эффективности педагогических исследований», М., 1982.
  5. Р.Б. «Проверка и оценка результатов обучения в английской средней школе», С.-П., 1982.
  6. А.П., «Системный подход в педагогических исследованиях проблем ПТО», Л., «ВНИИ профтех образование», 1987.
  7. А.П., «Дидактические принципы профессиональной подготовки в ПТУ», М., «Высш. Школа», 1991.
  8. А.П., «Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях ПТО», 1992.
  9. Ю.Беляева А. П. «Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ», М., «Высшая школа», 1991 г.
  10. В. П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения», М., 1995 г.
  11. И. В. «Формирование познавательной активности в профессиональном обучении в ПТУ рабочих высокой квалификации», Диссертация канд. пед. наук, М, 1994 г.
  12. В. М. «Эффективность обучения», М., Педагогика, 1976г
  13. А. А. «Основы сугестивной педагогики», ч. 1, 2. Одесса, «Психопедагогика», 1992 г.- 274стр.
  14. . С., Попов В. В. «Пути повышения качества профессионального образования рабочих» (прогностический аспект), М., 1992 г.-228стр.
  15. Дж. «Статистические методы в педагогике и психологии», М., «Прогресс», 1976 г.
  16. М. В. «Разработка примерных норм оценки знаний, умений и навыков учащихся ПТУ» (методические рекомендации), М., ВНМЦ ПТО молодёжи, 1989 г.
  17. М. И., Краснянская К. А. «Применение математической статистики в педагогических исследованиях», М., «Педагогика», 1977 г.
  18. А. Е. «Современные средства обучения в техническом ВУЗе», Львов, изд. Львовского ун-та, 1969 г.
  19. М. И., Полисар Э. Л. «Разработка и применение тестов успешности усвоения», М., ИРПО, 1996 г.
  20. Л. В. «О предмете и методах дидактических исследований», М., изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1962 г.
  21. Т. А. «Научно-технический прогресс и актуальные проблемы педагогики», М., «Знание», 1972.
  22. Т. А. «Педагогика», курс лекций, М., «Просвещение», 1984 г.25. «Информационная технология учёта, анализа и контроля успеваемости учащихся профтехучилищ», М., НИИ шк. отд. ПТО, 1990 г.
  23. JI. Б. «Математические и кибернетические методы в педагогике», М., «Просвещение», 196стр.
  24. И. М. «Понятийно-терминологическая система педагогики», М., «Педагогика», 1980 г.
  25. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под редакцией Скаскина Н. А., М., «Педагогика», 1978 г.
  26. Э. Н. и др. «Методы обучения при подготовке квалифицированных рабочих в ПТУ», М., «Высшая школа», 1990 г.
  27. Котроль и оценка знаний учащихся. М., МГТА, 1992 г.
  28. Контроль знаний, умений и навыков учащихся, (методические рекомендации). М., НИИТЭХИМ, 1989 г.
  29. Контроль знаний и обратная связь в обучении, (методические рекомендации). JL, 1980 г.
  30. Контроль за качеством знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения, как средства повышения качества обучения, (методические рекомендации). М., «Высшая школа», 1976 г.
  31. Концепция развития профессионального образования РФ. Собрание законодательств РФ, № 3, 1996 г.
  32. С. И. «Основы применения средств обучения в ПТУ», М., «Высшая школа», 1986 г.
  33. С. И., Овакимян Ю. О. «Технологические средства контроля и обучающие система (методическое пособие), М., „Высшая школа“, 1988 г.
  34. А. И. „Педагогическое исследование“. Учебное пособие. Рязань, 1975 г.
  35. В. В. „Проблемы научного обоснования обучения“, М., „Педагогика“, 1977 г.
  36. Э. И. „Организация теоретического обучения в училищах профтехобразования“, Минск, „Вышэйшая школа“, 1977г.
  37. Н. В. „Методы системного педагогического исследования“, Л., изд-во ЛГУ, 1980 г.
  38. К. Л. „Организация и планирование эксперимента“, Куйбышев, Авиац. Инст. б 1979 г.
  39. А. А. „Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам“, М., „Высшая школа“, 1984 г.
  40. А. Н. „Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования“, М., ИРПО, 1996 г.
  41. И. Я. „Дидактические основы методов обучения“ М., „Педагогика“, 1981 г.
  42. И. Я. „Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть?“, М., Знание, 1978 г.
  43. . Т. „Педагогика: курс лекций“, М., „Прометей“, 1993 г.
  44. Ю. И. „Разработка и применение экспертно-обучающих систем“, М., НИИВШ, 1989 г.
  45. А. С. „Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся“, М., „Высшая школа“, 1979 г.
  46. А. С. „Педагогика“ (учебное пособие для инд.-пед. техникумов ПТО), М., „Высшая школа“, 1973 г.
  47. М. И. „Современный урок“, М., „Педагогика“, 1985 г.
  48. М. И., Шикирзянов А. 3. „Учебный процесс с использованием межпредметных связей в СПТУ“, М., „Высшая школа“, 1985 г.
  49. Ю. С. „Техника и закономерности его развития“, Л., Лениздат, 1970 г.
  50. Методы и методические приёмы профессионального обучения., М., НМЦ проф. Образования, 1993 г.
  51. А. Н. „Тесты и их виды. Тесты достижений“, „Школьные технологии“, № 4, 1998 г.
  52. Е. А. „Требования к разработке стандартизированного дидиактического теста“, „Специалист“, № 3, 1996г.
  53. В. Н. „Дидактические средства контроля знаний и умений учащихся в проблемном обучении“, Дис. Канд. пед. наук. Казань, 1987 г.
  54. Научные основы разработки стандартов профессионального образования, (сборник научных трудов). М., ИРПОб 1994 г.9
  55. А. М. „Как работать над диссертацией“. М., „Пед. поиск“, 1994 г. .,
  56. А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений», М., Высшая школа, 1982 г.
  57. И. «Проблемы измерения оценки качества знаний учащихся», СП, 1975г., № 12.
  58. И. Т. «Педагогика». Учебное пособие для студентов пед. ин-тов., М., «Просвещение», 1968 г.
Заполнить форму текущей работой