Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1996;1999 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, зарубежного и российского опыта работы по непрерывному образованию начинающих учителей, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы
    • 1. 1. Концептуальные подходы к профессиональному становлению молодых специалистов
    • 1. 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме профессионального становления молодых специалистов
    • 1. 3. Проектирование профессионального становления молодых ф специалистов в условиях сельской школы
  • Выводы
  • Глава II. Основные направления профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы
    • 2. 1. Диагностика возможностей сельских школ в профессиональном становлении молодых специалистов
    • 2. 2. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов сельской школы в системе: школа -методическая служба — общественные объединения ветеранов-педагогов
    • 2. 3. Личностно-ориентированная направленность повышения квалификации сельских молодых специалистов
  • Выводы

Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формирование учителя-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. В настоящее время требуется определить концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности молодых специалистов в контексте многоэтапного, непрерывного процесса повышения квалификации, самосовершенствования и творческой самореализации педагога.

Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-личностное становление молодых специалистов в сельском образовательном пространстве осложнено совокупностью проблем: мал ©-комплектностью школ, их информационной удаленностью, территориальной и методической разобщенностью учителей, многофункциональной деятельностью педагогов. В этой связи актуализируется проблема профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.

К настоящему времени достаточно разработаны теоретические аспекты профессионального становления начинающих учителей. Изучением проблемы профессионального становления педагогов в разное время занимались С. К. Бережная, С. Г. Вершловский, Т. А. Киселева, JI.B. Коновалова, Н. В. Кузьмина, JI.H. Лесохина, Т. С. Полякова, Т. М. Чурекова и др.

Общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя раскрыты в исследованиях О. А. Абдуллиной, Ф. Н. Гоноболина, С. Б. Елканова, А. С. Запесоцкого, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. В. Мудрика, Г. С. Никифорова,.

Г. И. Рогова, В. А. Сластенина и др. Организационно-педагогические условия развития региональных образовательных систем рассматриваются в работах П. П. Борисова, Ф. В. Габышевой, Р. Х. Гиниятуллина, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, В. П. Игнатьева, А. Г. Корниловой, Е. И. Михайловой, А. В. Мордовской, Н. Д. Неустроева, Т. Т. Саввинова, Н. Г. Худолия и др.

Профессиональное становление молодых специалистов в различных сферах педагогической деятельности нашло отражение в исследованиях, посвященных социологическим проблемам сельской школы (Р.Г. Гурова, Г. Г. Силасте и др.), становлению и развитию сельской малокомплектной школы (Р.А. Акбашев, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев и др.), изучению особенностей национальных сельских школ (В.Ф. Афанасьев, Д. М. Бурхинов, Г. Н. Волков, Е. П. Жирков, Б. Ш. Молонов, И. С. Портнягин, А. Д. Семенова и др.), раскрытию социально-педагогической деятельности сельской школы (В.Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, А. Г. Корнилова, Т. Ф. Яркина и др.), социально-педагогическим проблемам сельских учителей (С.Г. Вершловский, JI.H. Лесохина, Г. Г. Силасте и др.), подготовке и повышению квалификации молодых учителей (Р.Х. Гиниятуллин, Т. В. Киселева, JI.B. Коновалова, Е. Ю. Косарева, Р. Е. Тимофеева, О. М. Чоросова и др.).

Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы выявил следующие противоречия:

• между растущей потребностью школ в педагогических кадрах нового типа и недостаточным притоком молодых специалистов;

• между необходимостью повышения квалификации молодых специалистов и недостаточным организационно-педагогическим обеспечением профессионального роста педагога в условиях сельского образовательного учреждения;

• между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и условиями труда сельских молодых специалистов;

• между личностными и профессиональными факторами становления молодого специалиста.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе.

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы».

Объект исследования — процесс профессионального становления молодых специалистов.

Предмет исследования — организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.

Цель исследования — определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельской школе. Задачи исследования:

1. Обосновать концептуальные подходы к организации процесса профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.

2. Разработать и проверить на практике теоретическую модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.

3. Определить педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе.

4. Подготовить научно-практические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.

В основу исследования положена гипотеза о том, что профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе будет успешным, если:

— обеспечивается непрерывность профессионального становления молодых специалистов в системе: школа — методическая службаобщественные объединения ветеранов педагогического труда;

— осуществляется сотрудничество молодых специалистов и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом;

— реализуется личностно-ориентированная направленность повышения квалификации сельских молодых специалистов.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н. Аббаньяно, Н. А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм и др.), теории развития личности и деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), непрерывного образования (С.Г. Вершловский, JI.H. Лесохина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.), акмеологическая концепция развития личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.), системный и комплексный подходы к изучению человека как субъекта отношений (В.И. Симонов, В. Д. Шадриков и др.), концепции профессионально-деятельностного (Е.А. Климов, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, С. Н. Чистякова и др.), компетентностного (Н.В. Кузьмина А. К. Маркова и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Л. Н. Куликова, И. С. Якиманская и др.) подходов к процессу профессионального становления личности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодого специалиста в условиях сельской школы, педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ данных опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальную базу исследования составили: Куду-Кюельская, Кяччинская начальные школы, Мальжегарская и Центрально-Абагинская школа-сад, Абагинская им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминская им. В. П. Сергеева, Дабаанская, Дельгейская, Жедайская, Кыллахская, Мархинская, 1-ая и 2-ая Нерюктяйская, Саныяхтахская, Солянская, Токкинская, Хоринская, Юнюорская общеобразовательные школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1996;1999 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, зарубежного и российского опыта работы по непрерывному образованию начинающих учителей, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1999;2004 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному становлению молодых специалистов, разработка и апробация программы сетевой школы для начинающих педагогических работников, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественнокачественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «профессиональное становление» молодых специалистов;

— обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к процессу профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы;

— определены педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа — методическая служба — общественные объединения ветеранов педагогического трудаосуществление сотрудничества молодых учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытомреализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, представляющей систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных).

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, программы сетевой школы для начинающих работников образования, состоящей из спецкурсов «Педагогическое общение», «Основы педагогического мастерства», «Информационные компьютерные технологии», содержания проблемных семинаров, круглых столов, совместной проектно-творческой деятельности, сотрудничества молодых и опытных педагогов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в условиях сельской школыприменением анализа и синтеза теоретического и экспериментального материалов, комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованиядлительностью педагогического эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, межрегиональных, межвузовских и республиканских научно-практических конференциях: «Современные технология образования» (г. Якутск, 2002 г.), «Качество высшего образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г. Якутск, 2003 г.), «Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества» (г. Якутск, 2003 г.), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутии)» (г. Якутск, 2004 г.), «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (г. Якутск, 2004 г.), «Этногенез и цивилизация: перспективы в образовании» (г. Новосибирск, 2004 г.), «Профильная деформация специалистов образовательного учреждения: проблемы и пути решения» (г. Благовещенск,.

2004 г.), «Формирование индивидуальности будущих специалистов — стратегия образования XXI века» (г. Якутск, 2005 г.), «Perspektivni novinki vedy a technici -2005» (гг. Прага-Днепропетровск, 2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова», улусных предметных методических объединениях. Результаты исследования внедрены в практику профессионального становления молодых специалистов Куду-Кюельской, Кяччинской начальных школах, Мальжегарской и Центрально-Абагинской школе-сад, Абагинской им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминской им. В. П. Сергеева, Дабаанской, Дельгейской, Жедайской, Кыллахской, Мархинской, 1-ой и 2-ой Нерюктяйской, Саныяхтахской, Солянской, Токкинской, Хоринской, Юнкюрской общеобразовательных школах Олекминского улуса Республики Саха (Якутия). Представленные в работе материалы нашли отражение в статьях, тезисах, программах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное становление молодых специалистов — непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

2. Реализация системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов сельских средних образовательных учреждений предусматривает организацию сетевого взаимодействия улусных школ по обеспечению равнодоступного для начинающих педагогов единого образовательного пространства, создание системы: школа — методическая службаобщественные объединения ветеранов педагогического труда, позволяющей индивидуализировать данный процесс, использовать личностно и практико-ориентированные технологии повышения их квалификации.

3. Теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы представляет собой систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных).

4. Педагогическими условиями, способствующими продуктивному профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах, являются: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школаметодическая служба — общественные объединения ветеранов педагогического трудаосуществление сотрудничества начинающих педагогов и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытомреализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Основное содержание работы изложено на 146 страницах, содержит 7 таблиц, 8 приложений.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако проведенное исследование не исчерпывает решения всех вопросов организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в виду сложности и многогранности данной проблемы.

Необходимы дальнейшие разработки, которые целесообразно вести в следующих направлениях: профессионально-личностное становление молодых специалистов в инновационной образовательной средеорганизационно-педагогическое обеспечение непрерывности профессионального становления педагога-исследователя в региональной системе повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс профессионального становления молодых специалистов осуществляется в новых условиях развития системы педагогического образования, акцентирующего внимание на формирование педагога-профессионала. Одной из основных задач образования являются оказание помощи в профессионально-личностном становлении молодого специалиста, создание благоприятных условий для его личностного саморазвития, самообразования, самопроектирования, самореализации своих возможностей.

Теоретический анализ исследований и опытно-экспериментальная работа позволили получить следующие результаты:

1. Уточнено понятие «профессиональное становление» молодых специалистов, которое рассматривается нами как непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

2. Обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в сельских образовательных учреждениях.

3. Разработана и апробирована теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, которая представлена системой взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, показатели, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных).

4. Выделены структурные компоненты (мотивационно-ценностный, проектнровочно-деятельностный, когнитивный, творческий), критерии (профессиональная мотивация, осознание профессиональных задач и содержания педагогической деятельности, педагогическая позиция, активность в творческой самореализации) и уровни (низкий, средний, высокий) профессионального становления молодых специалистов.

5. Установлено, что сетевое взаимодействие сельских школ создает продуктивную образовательную среду для профессионального становления молодых специалистов, предоставляет возможность для совместной проектно-творческой деятельности с мастерами-ветеранами педагогического труда.

6. Определено, что предлагаемые формы работы с молодыми специалистами в системе: сельская школа — методическая службаобщественные объединения ветеранов педагогического труда оправдали себя и позволяют решать проблемы, возникающие в процессе профессионального становления начинающих педагогов в условиях сельской школы.

7. Доказано, что реализация педагогических условий: обеспечение непрерывности профессионального становления молодых специалистов в системе: школа — методическая служба — общественные объединения ветеранов педагогического трудаосуществление сотрудничества начинающих учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытомобеспечение личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов способствует профессиональному совершенствованию начинающих педагогов в сельской школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни: пер. с итал. / Н. Аббаньяно. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000 — 311 с.
  2. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  3. Абульханова-Славская, К. Л. Деятельность и психология личности / К.Л. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. -334 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 247 с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. М. Мысль, 1994. — 221с.
  6. , И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / И. Г. Агапов, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  7. , А. Теория личности / А. Адлер // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. — 512 с.
  8. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
  9. , Б.Г. О проблеме современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. , Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя. / Л. Г. Антонова. М.: Флинта: Наука, 1998. — 88 с.
  11. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  12. , В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / Ред. Г. П. Башарина. Якутск: Якут. кн. Изд-во, 1966. — 344 с.
  13. , В.Ф. Этнопедагогнка нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979. — 182 с.
  14. , Н.А. Самосознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  15. , Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  16. , Н.А. Судьба России. Самосознание / Н. А. Бердяев. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-541 с.
  17. , С.К. Вариативная, ступенчатая система непрерывного повышения квалификации педагогических работников / С. К. Бережная // Школьные технологии. 2001. — № 3. — С. 134−139.
  18. , JI. фон. Общая теория систем критический обзор. -«Исследования по общей теории систем» / JI. фон. Берталанфи. -М.: Наука, 1969.-120 с.
  19. , И.Г. Становление и сущность системного подхода / ИГ. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  20. , А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.-187 с.
  21. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
  22. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  23. , Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С.52−64.
  24. , П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего образования (на материале якутских школ Республики Саха) / П. П. Борисов М., 1998. — 154 с.
  25. , А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. -М., 1994.
  26. , В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. -М., РАО и ПСР, 1999. 184 с.
  27. , C.JI. К проблеме нравственного сознания уходящего века / СЛ. Братусь // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 89−95.
  28. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 145.
  29. , О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
  30. , Д.М. Вопросы этнопедагогики в школе / Д. М. Бурхинов, Б. Ш. Молонов. Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 1994. — 48 с.
  31. , С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя / С. Г. Вершловский. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  32. , С.Г. Педагог эпохи перемен или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский- М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  33. , Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1989.-334 с.
  34. , Е.В. Школа молодого учителя / Е. В. Воробьева // Методист. -2003. -№ 2. -С.30−32.
  35. , Б.Л. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова.- М.: Ин-т практ. психолога- Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.
  36. , Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1956. — 322 с.
  37. , Л.С. Проблемы развития психики: собрание соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский / Под ред. A.M. Матюшина. М.: Педагогика, 1983. -Т.3.-368 с.
  38. , Ф.В. Мультикультурный диалог в образовании Республики Саха (Якутия) / Ф. В. Габышева // Народное образование Якутии. 2005. -№ 3. — С. 4−24.
  39. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. -103 с.
  40. , Р.Х. Педагогические условия реализации региональной направленности образовательного процесса в сельской школе: Дис. .канд. пед наук / Р.Х. Гиниятуллин- Башкир, гос. пед. ун-т. -Уфа, 2004.-210 с.
  41. , Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноблин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
  42. , А.А. К вопросу о личностно-ориентированном обучении будущего учителя / А. А. Григорьева // Народное образование Якутии. -1999.-№ 4.-С. 40−43.
  43. , Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  44. , М.П. Сельская школа в изменившемся обществе / М. П. Гурьянова. М.: Издательство АСОПиР РФ, 2000. — 50 с.
  45. , М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М. П. Гурьянова. М.: Амалфея, 2000. — 448 с.
  46. , М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения / М. П. Гурьянова. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 184 с.
  47. , Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. — 136 с.
  48. , Д.А. Начальное образование в региональной системе: организационно-педагогические пути обновления. / Д. А. Данилов, А. А. Потапова. М.: Изд-во «Стерх», 2002. — 126 с.
  49. , Д.А. Организационно-управленческая деятельность в системе внутришкольного руководства: Учебное пособие. / Д. А. Данилов. -Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. 100 с.
  50. , Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Д. А. Данилов, Е. С. Никитина. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 160 с.
  51. , Г. Управление персоналом: пер. с англ. / Г. Десслер. -М.: БИНОМ, 1997.-540 с.
  52. , А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-200 с.
  53. Для тех, кому еще нет 10 лет: Положение краевого общественного объединения молодых педагогов // Методист. 2003. — № 2 — С.34−35.
  54. , О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед наук / О.Б. Дмитриева- Ковров, гос. технолог. Академия. Ковров, 1997. — 198 с.
  55. , В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. М.: Академия, 2003.-224 с.
  56. , С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  57. , С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов мл. курсов как условие профессионального становления будущего учителя: Дис. .канд. пед наук/Ефремова С.Н.- Москов. гос. ун-т. М., 1997. — 150 с.
  58. , О.В. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях личностно-ориентированногообразования: Дис. .канд. пед наук / О.В. Жданова- Якут. гос. ун-т. -Якутск, 2002.-182 с.
  59. , Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы / Е. П. Жирков. М.: Просвещение, 1992.-239 с.
  60. , В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  61. , В.П. Педагогическое творчество учителя / В. П. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  62. , А.С. Образование: Философия, политика / А. С. Запесоцкий. -М.: Наука, 2003.-456 с.
  63. , В.П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI в. М.: Логос, 1992. — С. 87−104.
  64. , Н.И. Поставь себя на свое место. Путь к формированию индивидуальности / Н. И. Иванова // Методист. 2002. — № 3. — С. 14−15.
  65. , В.П. Содержание и структура региональной системы профессионального образования Республики Саха (Якутия): Учебное пособие. / В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. — 143 с.
  66. , В.П. Основные аспекты обеспечения непрерывности профессионального образования: Учебное пособие. / В. П. Игнатьев. -Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 100 с.
  67. , И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  68. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
  69. , Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы: Дис.. .канд. пед наук / Т.В. Киселева- СПб. гос. ун-т. СПб, 2003. — 205 с.
  70. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  71. , Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт- Юнити, 1998. 350 с.
  72. Книга работников кадровой службы: Уч.-справочное пособие / Под общей ред. Е. В. Охотского, В. Н. Анисимова. М.: Экономика, 1998. -345 с.
  73. Комплексные социальные исследования / Под ред. А. С. Пашкова. -Л.: ЛГУ, 1976.-231 с.
  74. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования // Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для обработки документов по обновлению общего образования. -М.: Мир книги, 2001. С. 17−21.
  75. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  76. , Л.Н. Профессиональное становление молодых учителей в условиях многонационального региона: Дис. канд. пед наук / Л.Н. Коновалова- СПб. гос. ун-т. СПб, 1997. — 19 с.
  77. , А.Г. Теоретические основы социализации личности / А. Г. Корнилова // Совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. С. 9−11.
  78. , Е.Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования: Дис. .канд. пед наук / Е.Ю. Косарева- Самара, гос. ун-т. -Самара.2003. 210 с.
  79. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  80. , В.В. Проблемы построения теории содержания образования и процесса обучения /В.В. Краевский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: сб. науч. тр. -Челябинск: ЧГПИ, 1988. Вып. 5.-136 с.
  81. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  82. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (Тексты, лекции) / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомельский Гос. Ун-т, кафедра педагогики и психологии. — Гомель.: ГТУ, 1976. — 57 с.
  83. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Вопросы психологии. 1984. — № 1. — 45−56.
  84. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Знание, 1985.-32 с.
  85. , B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / B.C. Кукушкин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.-224 с.
  86. , B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр „МарТ“, 2004. — 336 с.
  87. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХПГУ, 1997. 315 с.
  88. , Л.Н. Ценностно-личностный подход в высшем педагогическом образовании / Л. Н. Куликова // Традиции и инновации в системе образования. Чита, 1997. — Ч. 1. — С. 23−26.
  89. , Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности / Л. Н. Куликова Хабаровск, 2001. С.162−163.
  90. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  91. , А.Н. Избранное психологические произведения: в 2 т. Т.1 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1993. — 392 с.
  92. , И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1984. — 124 с.
  93. , Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя / Л. Н. Лесохина // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. -Л., 1981.-С. 23−41.
  94. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
  95. , Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. 56 с.
  96. , Б.Ф. Антипация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М., 1980. — 96 с.
  97. , B.C. Методическая работа в сельском районе / B.C. Лосева // Методист. 2003. — № 2 — С.33−34.
  98. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова// Педагогика. 2001. № 10. С.56−61.
  99. , Н.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (На примере специальности „Электроснабжение“): автореф. дис. .канд. пед наук / Н.А. Максимова- Якут. гос. ун-т. Якутск, 2004. — 19 с.
  100. , З.А. Школа и педагогика за рубежом / З. А. Малькова. -М., 1983.
  101. , М.К. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) / М. К. Мамардашвили. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
  102. , М.К. Как я понимаю философию / Под ред. Ю. П. Самсонова. М.: Прогресс, 1992. — 416 с.
  103. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Знание, 1993.-98 с.
  104. , А. Психология бытия / А. Маслоу М.: Рефе-бук, 1997. — 207 с.
  105. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. -Самара: Изд. Дом „БАХРАХ-М“, 2002. — Т. 1 — 512 с.
  106. Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский цетр „Академия“, 2002. — 144 с.
  107. Методическая служба Якутии. Часть I. Инс-т повышения квалификации работников образования PC (Я) / Сост. О. М. Чоросова, Н. А. Шилова. -Якутск: Изд-во ИГОСРО, 2004. 160 с.
  108. Методические рекомендации к улучшению подготовки выпускников педагогических институтов к воспитательной деятельности в школе / Сост. С. Г. Вершловский. Л.: НИИООВ, 1978. — 103 с.
  109. , В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  110. , Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) / Е. И. Михайлова. Якутск: Изд-во ДНиСПО, 1999. — 152 с.
  111. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с.
  112. , А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики саха) / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. — 176 с.
  113. , А.В. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного пелагического образования в Республики Саха (Якутия): Учебное пособие / А. В. Мордовская, В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. — 112 с.
  114. , Т.В. Диагностика успешности учителя: сб. метод, материалов для директоров и заместителей директоров учеб. заведений, руководителям школ. Изд. 2-е сир. и доп. / Т. В. Морозова. — М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 160 с.
  115. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  116. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
  117. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М., Воронеж, 1995.
  118. , О.В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования: Дис. .канд. пед наук / О.В. Назарова- Армавир, гос. ун-т Ставрополь, 2003. — 180 с.
  119. Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения- Сборник статей. Якутск, Изд-во ИПКРО, 1994. -103 с.
  120. , Н.В. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки / Н. В. Немова // Директор школы. 2005. — № 3. — С. 39−45.
  121. , Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера / Н. Д. Неустроев. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. — 140 с.
  122. , Н.Д. Сельская учебно-производственная школа-комплекскак вариант системы обучения / Н. Д. Неустроев, Т. Т. Савинов. Якутск: Полиграфист, 1995. — 112 с.
  123. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3 — С.3−11.
  124. , Г. С. Надежность профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров. СПб, 1996.
  125. Образовательные проекты и концепции молодых педагогов Сайсарского округа г. Якутска / Сост.: Л. Д. Андреева, С. С. Неустроева. Якутск: РИО ЯГУО, 2002. — 60 с.
  126. , С.В. Словарь русского языка: 70 ООО слов / С.В. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1990. — 917 с.
  127. , А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
  128. A.А. Орлова. М.: Издательский цетр „Академия“, 2004. — 256 с.
  129. Педагогические мастерские: Франция Россия. / Под ред. Э.С. Соколовой- Пер. с фр. Л. М. Беляевой. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с.
  130. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности /
  131. B.А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 516 с.
  132. , Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  133. , И.С. „Кут-Сюр“ как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе / И. С. Портнягин. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 24 с.
  134. , И.С. Этнопедагогика „кут-сюр“ / И. С. Портнягин. -М.: Академия, 1998. 182 с.
  135. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982. 145 с.
  136. , И.Ф. Технология подготовки в сельской школе / И. Ф. Раздымалин // Школа и производство. 1998. — № 4. — С. 68.
  137. , Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-496 с.
  138. , Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е. И. Рогов -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 е.:
  139. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М., Прогресс, 1994. — 480 с.
  140. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 2. — 485 с.
  141. , С.Л. Философско-психологическа концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Е. А. Бузилов. М: Наука, 1989. — 243 с.
  142. Руководство профессиональным становлением молодого учителя: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С. Г. Вершловский. Изд-во АПН СССР, 1985.-108 с.
  143. , Т.Т. Информационные технологии в сфере образования / Т. Т. Савинов, Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова. М.: Academia, 2002. — 250 с.
  144. Сельская школа на рубеже веков: социологический портрет / П. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, Г. В. Пичугина и др. Псков: ПИПКРО, 1999.-69 с.
  145. , В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие / В. Д. Семенов. -М., Знание, 1981.
  146. , В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
  147. Семенова А. Д Система учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению подрастающего поколения к традиционным видам труда (на материале школ Якутской АССР): Дис.канд. пед. наук. Якутск, 1989. 161 с.
  148. , В.Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Социально-психологические проблемы образования. -М., 1992.
  149. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении Педагогическими системами: Учеб. пособие / В. П. Симонов. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
  150. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  151. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / Отв.ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 102 с.
  152. Сластенин, В. А Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. -№ 10. — С. 79−84.
  153. , В.А. Рефлексивная культура профессионализм учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С.37−42.
  154. Служебная карьера / Под общей ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998.-257 с.
  155. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Методическое пособие / Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 256 с.
  156. , Г. С. Формирование творческого мышления педагога как социально-педагогическая проблема: Сб. науч. трудов / Проблемы высшего педагогического образования. Л., 1977. С. 3−4.
  157. , Р.Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия) / Р. Е. Тимофеева. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.- 120 с.
  158. Управление деятельность профессиональная: Сб. статей / Под ред.
  159. B.Ю. Кричевского. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 175 с.
  160. Учитель-методист наставник стажера: Книга для учителя / Под ред.
  161. C.Г. Вершловского. М.: Педагогика, 1989. — 142 с.
  162. Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под. Ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1994.
  163. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдпггейн. НИИ общественной и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  164. , Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдпггейн. -М.: Международная пед. Академия, 1994. 192 с.
  165. , В. Человек в поисках смысла / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  166. , П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. — 447 с.
  167. , Э. Личность в современной культуре / Э. Фромм // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. — Самара: Изд. Дом „БАХРАХ-М“, 2002. — Т.1 — 512 с.
  168. , Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: Дис. .канд. пед наук / Н.А. Хамидулина- Кемеров. гос. ун-т. Кемерово, 2001. — 186 с.
  169. , Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа (Многоуровневое образование): Дис.канд. пед. наук / Н. Г. Худолий. Якутск, 1998. — 170 с.
  170. , А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. -№ 5. С. 55−61.
  171. , А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 176 с.
  172. , С.Н. Учителю о профессиональной ориентации учащихся / С. Н. Чистякова. -М.: Педагогика, 1982. 132 с.
  173. , О.М. Социологическое исследование „Учитель в изменяющемся обществе“ / О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова- Ин-тповышения квалификации работников образования PC (Я) им. С.Н. Донского-Н. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2006. — 104 с.
  174. , Т.М. Факторы влияющие на профессиональную адаптацию молодых учителей выпускников университета / Т. М. Чурекова // Межвуз. сб.: Профессиональная ориентация в школе и вузе. — Кемерово, 1991.-С. 104−113.
  175. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001.-384 с.
  176. , В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков // Школа духовности. 1997. — № 2. — С. 16−20.
  177. , С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. -С. 30−34.
  178. , А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
  179. , Г. А., Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров -М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
  180. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г Юдин. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  181. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М. Педагогика, 1979. 144 с.
  182. , И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 39−48.
  183. , Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Т. Ф. Яркина. М.: Центр соц. педагогики РАО, 1996.
  184. Интервью с молодым специалистом
  185. Выступление. Объяснение темы беседы.1. Основная часть.
  186. Профессиональная направленность.
  187. Оиенка вузовской подготовки.
  188. Пол. Возраст. Образование. Семейное положение. Наличие детей. Специальность. Учебная нагрузка. Совместительство. Классное руководство.
  189. Распределение и трудоустройство было осуществлено в результате- договора с образовательным учреждением-- по семейным обстоятельствам-- возвращение в родное село и школу.
  190. Интерес к обсуждаемым проблемам. а) проявляет большой интерес к обсуждаемой проблеме-б) проявляет определенный интерес к обсуждаемой проблеме.
  191. Анкета „Качества современного учителя“
  192. Организаторские способности12 Находчивость 13 Методическая подготовка 14 .
  193. Анкета „Затруднений молодых специалистов в организации обучения“
  194. Аспект педагогической деятельности Степень затруднений
  195. Очень сильно Сильно Средне Почти не затрудняюсь1. Тематическое планирование 2. Поурочное планирование
  196. Планирование самообразования иповышения педагогической мастерства
  197. Овладение содержанием новыхпрограмм и учебников
  198. Умение поставить цель урока
  199. Умение отобрать материал к уроку всоответствии с поставленной целью
  200. Использование эффективных формобучения
  201. Использование элементов современныхпедагогических технологий
  202. Умение провести самоанализ урока
  203. Проведение практических работ, предусмотренных программой
  204. Осуществление дифференцированногоподхода к обучению
  205. Развитие интереса к предмету
  206. Использование межпредметтных связей
  207. Использование информационныхтехнологий
  208. Описание собственного опыта работы
  209. Умение провести анализ урока другогоучителя
  210. Обеспечение дисциплины и активноговнимания на уроке
  211. Учет и оценка учебных достижений19. Выявление типичных причин неуспеваемости
  212. Опросник оценки удовлетворенности молодых специалистов профессией учителя (по Р.Х. Исмагилову)
  213. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ.
  214. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа „не уверен“, „нечто среднее“, „трудно сказать“.
  215. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверены в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее».
  216. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т. д.) связано с работой в школе: а) да б) не уверен в) нет
  217. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе: а) натянутые б) неопределенные в) хорошие
  218. Организация труда (оснащенность кабинета, состояние оборудования, расписание занятий и т. д.) меня: а) устраивает б) устраивает частично в) не устраивает
  219. Своим положением в коллективе я доволен: а) да б) трудно сказать в) нет
  220. Я работаю спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает: а) да б) когда как в) нет
  221. У детей могут быть проблемы помимо учебы: а) да б) не думаю в) нет
  222. Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, при любых обстоятельствах: а) да б) не знаю в) нет
  223. Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем сложились: а) напряженные б) неопределенные в) хорошие
  224. Педагогический коллектив, в котором я работаю, считается дружным: а) нет б) трудно сказать в) да
  225. У меня есть стремление содействовать развитию своей школы: а) да б) затрудняюсь ответить в) нет
  226. Коллеги при решении педагогических задач: а) всегда помогают б) иногда помогают в) каждый самдруг другу друг другу по себе
  227. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня ж всех отношениях: а) да б) трудно сказать в) нет
  228. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
  229. В целом я свою работу оценил бы как: а) интересную б) не хуже и не лучше в) неинтереснуюдругих15. Общение с учащимися меня: а) стимулирует б) оставляет спокойным в) утомляет
  230. У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми: а) да б) иногда в) нет
  231. Непосредственный руководитель относится к новым работникам: а) с безразличием б) когда как в) с пониманием
  232. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив: а) да б) трудно сказать в) нет
  233. Я считаю свою школу одной из лучших в городе: а) да б) не уверен в) нет
  234. Большинство членов нашего коллектива ладят между собой а) да б) не знаю. в) нет
  235. В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):а) да б) трудно сказать в) нет
  236. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе: а) напряженные б) нормальные в) хорошие
  237. Я испытываю удовлетворение от работы: а) да б) иногда в) нет
  238. С учениками я нахожу общий язык: а) да б) когда как в) с трудом25. Бывает, я передаю слухи: а) да б) иногда в) нет
  239. Непосредственный руководитель оказывает сотрудникамэмоциональную поддержку: а) всегда б) иногда в) никогда
  240. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть с своей ответственности перед коллективом: а) да б) не знаю в) нет
  241. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении: а) незначительна б) неопределенна в) велика
  242. Взаимопонимание между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе: а) есть б) когда как в) отсутствует
  243. Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как: а) приносящее б) неопределенное в) неудовлетвоудовлетворение рительное
  244. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал: а) да б) иногда в) нет33. Современные дети: а) неуправляемы б) имеют достоинства в) независимыи недостатки и талантливы
  245. Я всегда говорю только правду: а) да б) не знаю в) нет
  246. Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как: а) несколько б) средние в) хорошиенапряженные
  247. Если я долгое время отсутствую на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив: а) да б) иногда в) нет
  248. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе, у меня возникает чувство: а) гордости б) безразличия в) неловкости
  249. Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности: а) каждому б) некоторым в) никому
  250. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога: а) да б) трудно сказать в) нет
  251. Среди коллег я пользуюсь уважением: а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
  252. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям: а) да б) частично в) нет
  253. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне: а) приносит б) безразлично в) в тягостьудовлетворение
  254. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя: а) да б) иногда в) нет
  255. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относив а) равнодушно б) когда как в) с понимание"
  256. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делив а) личного характера б) затрудняюсь ответить в) коллектива
  257. Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился: а) да б) не знаю в) нет
  258. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе доволен а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
  259. В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие а) да б) трудно сказать в) нет
  260. Отношение ко мне коллег в данный момент меня: а) устраивает б) затрудняюсь ответить в) беспокоит
  261. В последнее время моя работа мне: а) нравится б) трудно сказать в) не нравится
  262. Думаю, что классы, в которых я работаю: а) хуже некуда б) ни то ни ее в) удачные
  263. Я считаю все свои привычки хорошими: а) да б) трудно сказать в) нет
  264. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель: а) да б) когда как в) нет
  265. Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это: а) да б) не знаю в) нет1. ДЕШИФРАТОР
  266. Оценочная шкала Номера утверждении
  267. Отношение к учебному заведению 1, ю, 19, 28, 37, 46
  268. Отношения между педагогами 2, 11, 20, 29, 38, 47
  269. Удовлетворенность условиями труда з, 12, 21, 30, 39, 484. Удовлетворенность своим положением в коллективе 4, 13, 22, 31, 40, 49
  270. Отношение к работе 5, 14, 23, 32, 41, 50
  271. Отношение к ученикам 6, 15, 24, 33, 42, 51
  272. Отношение к руководителю 8, 17, 26, 35, 44, 53
  273. Отношение к коллективу 9, 18, 27, 36, 45, 54
  274. Шкала лжи 7, 16, 25, 34, 43, 52
Заполнить форму текущей работой