Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы
Диссертация
На первом этапе (1996;1999 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, зарубежного и российского опыта работы по непрерывному образованию начинающих учителей, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория и практика профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы
- 1. 1. Концептуальные подходы к профессиональному становлению молодых специалистов
- 1. 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме профессионального становления молодых специалистов
- 1. 3. Проектирование профессионального становления молодых ф специалистов в условиях сельской школы
- Выводы
- Глава II. Основные направления профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы
- 2. 1. Диагностика возможностей сельских школ в профессиональном становлении молодых специалистов
- 2. 2. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов сельской школы в системе: школа -методическая служба — общественные объединения ветеранов-педагогов
- 2. 3. Личностно-ориентированная направленность повышения квалификации сельских молодых специалистов
- Выводы
Список литературы
- Аббаньяно, Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни: пер. с итал. / Н. Аббаньяно. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000 — 311 с.
- Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1990.-141 с.
- Абульханова-Славская, К. Л. Деятельность и психология личности / К.Л. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. -334 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 247 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. М. Мысль, 1994. — 221с.
- Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / И. Г. Агапов, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Адлер, А. Теория личности / А. Адлер // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. — 512 с.
- Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблеме современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
- Антонова, Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя. / Л. Г. Антонова. М.: Флинта: Наука, 1998. — 88 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
- Афанасьев, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / Ред. Г. П. Башарина. Якутск: Якут. кн. Изд-во, 1966. — 344 с.
- Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогнка нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979. — 182 с.
- Бердяев, Н.А. Самосознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 445 с.
- Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
- Бердяев, Н.А. Судьба России. Самосознание / Н. А. Бердяев. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-541 с.
- Бережная, С.К. Вариативная, ступенчатая система непрерывного повышения квалификации педагогических работников / С. К. Бережная // Школьные технологии. 2001. — № 3. — С. 134−139.
- Берталанфи, JI. фон. Общая теория систем критический обзор. -«Исследования по общей теории систем» / JI. фон. Берталанфи. -М.: Наука, 1969.-120 с.
- Блауберг, И.Г. Становление и сущность системного подхода / ИГ. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Бодалев, А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.-187 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
- Бондаревская, Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С.52−64.
- Борисов, П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего образования (на материале якутских школ Республики Саха) / П. П. Борисов М., 1998. — 154 с.
- Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. -М., 1994.
- Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. -М., РАО и ПСР, 1999. 184 с.
- Братусь, C.JI. К проблеме нравственного сознания уходящего века / СЛ. Братусь // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 89−95.
- Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 145.
- Булатова, О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
- Бурхинов, Д.М. Вопросы этнопедагогики в школе / Д. М. Бурхинов, Б. Ш. Молонов. Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 1994. — 48 с.
- Вершловский, С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя / С. Г. Вершловский. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
- Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский- М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
- Волков, Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1989.-334 с.
- Воробьева, Е.В. Школа молодого учителя / Е. В. Воробьева // Методист. -2003. -№ 2. -С.30−32.
- Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова.- М.: Ин-т практ. психолога- Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1956. — 322 с.
- Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: собрание соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский / Под ред. A.M. Матюшина. М.: Педагогика, 1983. -Т.3.-368 с.
- Габышева, Ф.В. Мультикультурный диалог в образовании Республики Саха (Якутия) / Ф. В. Габышева // Народное образование Якутии. 2005. -№ 3. — С. 4−24.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. -103 с.
- Гиниятуллин, Р.Х. Педагогические условия реализации региональной направленности образовательного процесса в сельской школе: Дис. .канд. пед наук / Р.Х. Гиниятуллин- Башкир, гос. пед. ун-т. -Уфа, 2004.-210 с.
- Гоноблин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноблин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
- Григорьева, А.А. К вопросу о личностно-ориентированном обучении будущего учителя / А. А. Григорьева // Народное образование Якутии. -1999.-№ 4.-С. 40−43.
- Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
- Гурьянова, М.П. Сельская школа в изменившемся обществе / М. П. Гурьянова. М.: Издательство АСОПиР РФ, 2000. — 50 с.
- Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М. П. Гурьянова. М.: Амалфея, 2000. — 448 с.
- Гурьянова, М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения / М. П. Гурьянова. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 184 с.
- Данилов, Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. — 136 с.
- Данилов, Д.А. Начальное образование в региональной системе: организационно-педагогические пути обновления. / Д. А. Данилов, А. А. Потапова. М.: Изд-во «Стерх», 2002. — 126 с.
- Данилов, Д.А. Организационно-управленческая деятельность в системе внутришкольного руководства: Учебное пособие. / Д. А. Данилов. -Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. 100 с.
- Данилов, Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Д. А. Данилов, Е. С. Никитина. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 160 с.
- Десслер, Г. Управление персоналом: пер. с англ. / Г. Десслер. -М.: БИНОМ, 1997.-540 с.
- Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-200 с.
- Для тех, кому еще нет 10 лет: Положение краевого общественного объединения молодых педагогов // Методист. 2003. — № 2 — С.34−35.
- Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед наук / О.Б. Дмитриева- Ковров, гос. технолог. Академия. Ковров, 1997. — 198 с.
- Егоров, В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. М.: Академия, 2003.-224 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Ефремова, С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов мл. курсов как условие профессионального становления будущего учителя: Дис. .канд. пед наук/Ефремова С.Н.- Москов. гос. ун-т. М., 1997. — 150 с.
- Жданова, О.В. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях личностно-ориентированногообразования: Дис. .канд. пед наук / О.В. Жданова- Якут. гос. ун-т. -Якутск, 2002.-182 с.
- Жирков, Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы / Е. П. Жирков. М.: Просвещение, 1992.-239 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загвязинский, В.П. Педагогическое творчество учителя / В. П. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, политика / А. С. Запесоцкий. -М.: Наука, 2003.-456 с.
- Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI в. М.: Логос, 1992. — С. 87−104.
- Иванова, Н.И. Поставь себя на свое место. Путь к формированию индивидуальности / Н. И. Иванова // Методист. 2002. — № 3. — С. 14−15.
- Игнатьев, В.П. Содержание и структура региональной системы профессионального образования Республики Саха (Якутия): Учебное пособие. / В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. — 143 с.
- Игнатьев, В.П. Основные аспекты обеспечения непрерывности профессионального образования: Учебное пособие. / В. П. Игнатьев. -Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 100 с.
- Исаев, И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
- Киселева, Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы: Дис.. .канд. пед наук / Т.В. Киселева- СПб. гос. ун-т. СПб, 2003. — 205 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт- Юнити, 1998. 350 с.
- Книга работников кадровой службы: Уч.-справочное пособие / Под общей ред. Е. В. Охотского, В. Н. Анисимова. М.: Экономика, 1998. -345 с.
- Комплексные социальные исследования / Под ред. А. С. Пашкова. -Л.: ЛГУ, 1976.-231 с.
- Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования // Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для обработки документов по обновлению общего образования. -М.: Мир книги, 2001. С. 17−21.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Коновалова, Л.Н. Профессиональное становление молодых учителей в условиях многонационального региона: Дис. канд. пед наук / Л.Н. Коновалова- СПб. гос. ун-т. СПб, 1997. — 19 с.
- Корнилова, А.Г. Теоретические основы социализации личности / А. Г. Корнилова // Совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. С. 9−11.
- Косарева, Е.Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования: Дис. .канд. пед наук / Е.Ю. Косарева- Самара, гос. ун-т. -Самара.2003. 210 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Краевский, В.В. Проблемы построения теории содержания образования и процесса обучения /В.В. Краевский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: сб. науч. тр. -Челябинск: ЧГПИ, 1988. Вып. 5.-136 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (Тексты, лекции) / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомельский Гос. Ун-т, кафедра педагогики и психологии. — Гомель.: ГТУ, 1976. — 57 с.
- Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Вопросы психологии. 1984. — № 1. — 45−56.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Кукушкин, B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / B.C. Кукушкин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.-224 с.
- Кукушкин, B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр „МарТ“, 2004. — 336 с.
- Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХПГУ, 1997. 315 с.
- Куликова, Л.Н. Ценностно-личностный подход в высшем педагогическом образовании / Л. Н. Куликова // Традиции и инновации в системе образования. Чита, 1997. — Ч. 1. — С. 23−26.
- Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности / Л. Н. Куликова Хабаровск, 2001. С.162−163.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранное психологические произведения: в 2 т. Т.1 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1993. — 392 с.
- Лернер, И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1984. — 124 с.
- Лесохина, Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя / Л. Н. Лесохина // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. -Л., 1981.-С. 23−41.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
- Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. 56 с.
- Ломов, Б.Ф. Антипация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М., 1980. — 96 с.
- Лосева, B.C. Методическая работа в сельском районе / B.C. Лосева // Методист. 2003. — № 2 — С.33−34.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова// Педагогика. 2001. № 10. С.56−61.
- Максимова, Н.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (На примере специальности „Электроснабжение“): автореф. дис. .канд. пед наук / Н.А. Максимова- Якут. гос. ун-т. Якутск, 2004. — 19 с.
- Малькова, З.А. Школа и педагогика за рубежом / З. А. Малькова. -М., 1983.
- Мамардашвили, М.К. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) / М. К. Мамардашвили. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
- Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / Под ред. Ю. П. Самсонова. М.: Прогресс, 1992. — 416 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Знание, 1993.-98 с.
- Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу М.: Рефе-бук, 1997. — 207 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. -Самара: Изд. Дом „БАХРАХ-М“, 2002. — Т. 1 — 512 с.
- Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский цетр „Академия“, 2002. — 144 с.
- Методическая служба Якутии. Часть I. Инс-т повышения квалификации работников образования PC (Я) / Сост. О. М. Чоросова, Н. А. Шилова. -Якутск: Изд-во ИГОСРО, 2004. 160 с.
- Методические рекомендации к улучшению подготовки выпускников педагогических институтов к воспитательной деятельности в школе / Сост. С. Г. Вершловский. Л.: НИИООВ, 1978. — 103 с.
- Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
- Михайлова, Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) / Е. И. Михайлова. Якутск: Изд-во ДНиСПО, 1999. — 152 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с.
- Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики саха) / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. — 176 с.
- Мордовская, А.В. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного пелагического образования в Республики Саха (Якутия): Учебное пособие / А. В. Мордовская, В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. — 112 с.
- Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: сб. метод, материалов для директоров и заместителей директоров учеб. заведений, руководителям школ. Изд. 2-е сир. и доп. / Т. В. Морозова. — М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 160 с.
- Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М., Воронеж, 1995.
- Назарова, О.В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования: Дис. .канд. пед наук / О.В. Назарова- Армавир, гос. ун-т Ставрополь, 2003. — 180 с.
- Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения- Сборник статей. Якутск, Изд-во ИПКРО, 1994. -103 с.
- Немова, Н.В. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки / Н. В. Немова // Директор школы. 2005. — № 3. — С. 39−45.
- Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера / Н. Д. Неустроев. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. — 140 с.
- Неустроев, Н.Д. Сельская учебно-производственная школа-комплекскак вариант системы обучения / Н. Д. Неустроев, Т. Т. Савинов. Якутск: Полиграфист, 1995. — 112 с.
- Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3 — С.3−11.
- Никифоров, Г. С. Надежность профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров. СПб, 1996.
- Образовательные проекты и концепции молодых педагогов Сайсарского округа г. Якутска / Сост.: Л. Д. Андреева, С. С. Неустроева. Якутск: РИО ЯГУО, 2002. — 60 с.
- Ожегов, С.В. Словарь русского языка: 70 ООО слов / С.В. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1990. — 917 с.
- Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
- A.А. Орлова. М.: Издательский цетр „Академия“, 2004. — 256 с.
- Педагогические мастерские: Франция Россия. / Под ред. Э.С. Соколовой- Пер. с фр. Л. М. Беляевой. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности /
- B.А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 516 с.
- Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
- Портнягин, И.С. „Кут-Сюр“ как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе / И. С. Портнягин. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 24 с.
- Портнягин, И.С. Этнопедагогика „кут-сюр“ / И. С. Портнягин. -М.: Академия, 1998. 182 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982. 145 с.
- Раздымалин, И.Ф. Технология подготовки в сельской школе / И. Ф. Раздымалин // Школа и производство. 1998. — № 4. — С. 68.
- Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-496 с.
- Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е. И. Рогов -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 е.:
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М., Прогресс, 1994. — 480 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 2. — 485 с.
- Рубинштейн, С.Л. Философско-психологическа концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Е. А. Бузилов. М: Наука, 1989. — 243 с.
- Руководство профессиональным становлением молодого учителя: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С. Г. Вершловский. Изд-во АПН СССР, 1985.-108 с.
- Саввинов, Т.Т. Информационные технологии в сфере образования / Т. Т. Савинов, Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова. М.: Academia, 2002. — 250 с.
- Сельская школа на рубеже веков: социологический портрет / П. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, Г. В. Пичугина и др. Псков: ПИПКРО, 1999.-69 с.
- Семенов, В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие / В. Д. Семенов. -М., Знание, 1981.
- Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
- Семенова А. Д Система учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению подрастающего поколения к традиционным видам труда (на материале школ Якутской АССР): Дис.канд. пед. наук. Якутск, 1989. 161 с.
- Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Социально-психологические проблемы образования. -М., 1992.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении Педагогическими системами: Учеб. пособие / В. П. Симонов. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1981. 96 с.
- Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / Отв.ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 102 с.
- Сластенин, В. А Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. -№ 10. — С. 79−84.
- Сластенин, В.А. Рефлексивная культура профессионализм учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С.37−42.
- Служебная карьера / Под общей ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998.-257 с.
- Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Методическое пособие / Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: АСОПиР РФ, 2000. — 256 с.
- Сухобская, Г. С. Формирование творческого мышления педагога как социально-педагогическая проблема: Сб. науч. трудов / Проблемы высшего педагогического образования. Л., 1977. С. 3−4.
- Тимофеева, Р.Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия) / Р. Е. Тимофеева. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.- 120 с.
- Управление деятельность профессиональная: Сб. статей / Под ред.
- B.Ю. Кричевского. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 175 с.
- Учитель-методист наставник стажера: Книга для учителя / Под ред.
- C.Г. Вершловского. М.: Педагогика, 1989. — 142 с.
- Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под. Ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1994.
- Фельдпггейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдпггейн. НИИ общественной и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Фельдпггейн, Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдпггейн. -М.: Международная пед. Академия, 1994. 192 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. — 447 с.
- Фромм, Э. Личность в современной культуре / Э. Фромм // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. — Самара: Изд. Дом „БАХРАХ-М“, 2002. — Т.1 — 512 с.
- Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: Дис. .канд. пед наук / Н.А. Хамидулина- Кемеров. гос. ун-т. Кемерово, 2001. — 186 с.
- Худолий, Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа (Многоуровневое образование): Дис.канд. пед. наук / Н. Г. Худолий. Якутск, 1998. — 170 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. -№ 5. С. 55−61.
- Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 176 с.
- Чистякова, С.Н. Учителю о профессиональной ориентации учащихся / С. Н. Чистякова. -М.: Педагогика, 1982. 132 с.
- Чоросова, О.М. Социологическое исследование „Учитель в изменяющемся обществе“ / О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова- Ин-тповышения квалификации работников образования PC (Я) им. С.Н. Донского-Н. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2006. — 104 с.
- Чурекова, Т.М. Факторы влияющие на профессиональную адаптацию молодых учителей выпускников университета / Т. М. Чурекова // Межвуз. сб.: Профессиональная ориентация в школе и вузе. — Кемерово, 1991.-С. 104−113.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001.-384 с.
- Шадриков, В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков // Школа духовности. 1997. — № 2. — С. 16−20.
- Шишов, С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. -С. 30−34.
- Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
- Цукерман, Г. А., Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров -М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г Юдин. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М. Педагогика, 1979. 144 с.
- Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 39−48.
- Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Т. Ф. Яркина. М.: Центр соц. педагогики РАО, 1996.
- Интервью с молодым специалистом
- Выступление. Объяснение темы беседы.1. Основная часть.
- Профессиональная направленность.
- Оиенка вузовской подготовки.
- Пол. Возраст. Образование. Семейное положение. Наличие детей. Специальность. Учебная нагрузка. Совместительство. Классное руководство.
- Распределение и трудоустройство было осуществлено в результате- договора с образовательным учреждением-- по семейным обстоятельствам-- возвращение в родное село и школу.
- Интерес к обсуждаемым проблемам. а) проявляет большой интерес к обсуждаемой проблеме-б) проявляет определенный интерес к обсуждаемой проблеме.
- Анкета „Качества современного учителя“
- Организаторские способности12 Находчивость 13 Методическая подготовка 14 .
- Анкета „Затруднений молодых специалистов в организации обучения“
- Аспект педагогической деятельности Степень затруднений
- Очень сильно Сильно Средне Почти не затрудняюсь1. Тематическое планирование 2. Поурочное планирование
- Планирование самообразования иповышения педагогической мастерства
- Овладение содержанием новыхпрограмм и учебников
- Умение поставить цель урока
- Умение отобрать материал к уроку всоответствии с поставленной целью
- Использование эффективных формобучения
- Использование элементов современныхпедагогических технологий
- Умение провести самоанализ урока
- Проведение практических работ, предусмотренных программой
- Осуществление дифференцированногоподхода к обучению
- Развитие интереса к предмету
- Использование межпредметтных связей
- Использование информационныхтехнологий
- Описание собственного опыта работы
- Умение провести анализ урока другогоучителя
- Обеспечение дисциплины и активноговнимания на уроке
- Учет и оценка учебных достижений19. Выявление типичных причин неуспеваемости
- Опросник оценки удовлетворенности молодых специалистов профессией учителя (по Р.Х. Исмагилову)
- Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ.
- Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа „не уверен“, „нечто среднее“, „трудно сказать“.
- Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверены в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее».
- Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т. д.) связано с работой в школе: а) да б) не уверен в) нет
- Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе: а) натянутые б) неопределенные в) хорошие
- Организация труда (оснащенность кабинета, состояние оборудования, расписание занятий и т. д.) меня: а) устраивает б) устраивает частично в) не устраивает
- Своим положением в коллективе я доволен: а) да б) трудно сказать в) нет
- Я работаю спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает: а) да б) когда как в) нет
- У детей могут быть проблемы помимо учебы: а) да б) не думаю в) нет
- Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, при любых обстоятельствах: а) да б) не знаю в) нет
- Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем сложились: а) напряженные б) неопределенные в) хорошие
- Педагогический коллектив, в котором я работаю, считается дружным: а) нет б) трудно сказать в) да
- У меня есть стремление содействовать развитию своей школы: а) да б) затрудняюсь ответить в) нет
- Коллеги при решении педагогических задач: а) всегда помогают б) иногда помогают в) каждый самдруг другу друг другу по себе
- Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня ж всех отношениях: а) да б) трудно сказать в) нет
- Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
- В целом я свою работу оценил бы как: а) интересную б) не хуже и не лучше в) неинтереснуюдругих15. Общение с учащимися меня: а) стимулирует б) оставляет спокойным в) утомляет
- У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми: а) да б) иногда в) нет
- Непосредственный руководитель относится к новым работникам: а) с безразличием б) когда как в) с пониманием
- Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив: а) да б) трудно сказать в) нет
- Я считаю свою школу одной из лучших в городе: а) да б) не уверен в) нет
- Большинство членов нашего коллектива ладят между собой а) да б) не знаю. в) нет
- В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):а) да б) трудно сказать в) нет
- Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе: а) напряженные б) нормальные в) хорошие
- Я испытываю удовлетворение от работы: а) да б) иногда в) нет
- С учениками я нахожу общий язык: а) да б) когда как в) с трудом25. Бывает, я передаю слухи: а) да б) иногда в) нет
- Непосредственный руководитель оказывает сотрудникамэмоциональную поддержку: а) всегда б) иногда в) никогда
- Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть с своей ответственности перед коллективом: а) да б) не знаю в) нет
- Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении: а) незначительна б) неопределенна в) велика
- Взаимопонимание между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе: а) есть б) когда как в) отсутствует
- Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как: а) приносящее б) неопределенное в) неудовлетвоудовлетворение рительное
- Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал: а) да б) иногда в) нет33. Современные дети: а) неуправляемы б) имеют достоинства в) независимыи недостатки и талантливы
- Я всегда говорю только правду: а) да б) не знаю в) нет
- Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как: а) несколько б) средние в) хорошиенапряженные
- Если я долгое время отсутствую на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив: а) да б) иногда в) нет
- Когда о нашем учебном заведении говорят в городе, у меня возникает чувство: а) гордости б) безразличия в) неловкости
- Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности: а) каждому б) некоторым в) никому
- Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога: а) да б) трудно сказать в) нет
- Среди коллег я пользуюсь уважением: а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
- Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям: а) да б) частично в) нет
- Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне: а) приносит б) безразлично в) в тягостьудовлетворение
- Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя: а) да б) иногда в) нет
- К мнениям педагогов непосредственный руководитель относив а) равнодушно б) когда как в) с понимание"
- В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делив а) личного характера б) затрудняюсь ответить в) коллектива
- Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился: а) да б) не знаю в) нет
- Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе доволен а) нет б) затрудняюсь ответить в) да
- В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие а) да б) трудно сказать в) нет
- Отношение ко мне коллег в данный момент меня: а) устраивает б) затрудняюсь ответить в) беспокоит
- В последнее время моя работа мне: а) нравится б) трудно сказать в) не нравится
- Думаю, что классы, в которых я работаю: а) хуже некуда б) ни то ни ее в) удачные
- Я считаю все свои привычки хорошими: а) да б) трудно сказать в) нет
- В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель: а) да б) когда как в) нет
- Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это: а) да б) не знаю в) нет1. ДЕШИФРАТОР
- Оценочная шкала Номера утверждении
- Отношение к учебному заведению 1, ю, 19, 28, 37, 46
- Отношения между педагогами 2, 11, 20, 29, 38, 47
- Удовлетворенность условиями труда з, 12, 21, 30, 39, 484. Удовлетворенность своим положением в коллективе 4, 13, 22, 31, 40, 49
- Отношение к работе 5, 14, 23, 32, 41, 50
- Отношение к ученикам 6, 15, 24, 33, 42, 51
- Отношение к руководителю 8, 17, 26, 35, 44, 53
- Отношение к коллективу 9, 18, 27, 36, 45, 54
- Шкала лжи 7, 16, 25, 34, 43, 52