Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом
![Диссертация: Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом](https://westud.ru/work/3248591/cover.png)
Диссертация
Результаты изучения письма билингвов и монолингвов показали, что они дрпускали различные виды ошибок. Все они были распределены на четыре группы: дисграфические, дисорфографические, аграмматические. У билингвов отдельно определялись ошибки межъязыковой интерференции. К ошибкам межъязыковой интерференции были отнесены те случаи отклонения от нормы, которые возникают в речи и письме двуязычного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные аспекты изучения проблемы письма и развития речи у детей-билингвов
- 1. 1. Письмо как сложный психофизиологический процесс
- 1. 2. Нарушения письма у младших школьников
- 1. 3. Симптоматика дисграфии
- 1. 4. Взаимосвязь формирования письменной и устной речи
- 1. 5. Современная концепция билингвизма
- 1. 6. Типология языковой интерференции
- 1. 7. Лингвистические основы формирования и развития русской речи у учащихся-билингвов
- 1. 7. 1. Сопоставительный анализ звуковых систем русского и армянского языков
- 1. 7. 2. Сопоставительный анализ важнейших особенностей грамматического строя русского и армянского языков
- 2. 1. Методика обследования сформированности навыка письма у учащихся-билингвов и монолингвов
- 2. 2. Методика изучения сформированности речеязыковых навыков у учащихся-билингвов и монолингвов
- 2. 3. Определение типа билингвизма у двуязычных учащихся
- 2. 4. Методика определения доминантного языка и параметров, влияющих на формирование второго языка у двуязычных учащихся
- 3. 1. Сопоставительный анализ результатов обследования письма детей-билингвов и монолингвов в ходе констатирующего эксперимента
- 3. 2. Сопоставительный анализ результатов исследования речеязыковых навыков детей-билингвов и монолингвов в ходе констатирующего эксперимента
- 3. 3. Содержание, организация и приемы логопедической работы по формированию и коррекции навыков письма и речеязыковых навыков у учащихся-билингвов и монолингвов (формирующий эксперимент)
- 3. 4. Анализ результатов коррекционно-развивающего обучения детей-билингвов и монолингвов (контрольно-завершающий эксперимент)
Список литературы
- Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. Изд-во «Логос». — М., 2004.
- Аврорин В.А. Двуязычие и школа.// Проблема двуязычия и многоязычия. М., 1972. — С. 49−62.
- Агишев Х.Г. Лексико-семантическая интерференция в условиях двуязычия.// Русский язык в национальной школе. 1975. — № 1.
- Алхазишвили А.А. Закономерности обучения языку в естественной и искусственной среде. // Труды Тб. ПИИЯ. Т. 8−9. — Тб., 1973.
- Амбрукайтис И.А. Фонетический принцип в обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы (применительно к литовскому языку): Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1973.
- Амшоков Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика взаимосвязанного обучения устной речи на родном и русском языках: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. — 1995. — С. 105−149.
- Андреопулу Атанасия Типология специфических ошибок письма у греческих школьников: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 2002.
- Ю.Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1966.
- П.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов: 2-е издд. М., 1966. Александров Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. — Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. -303 с.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологическая норма. // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -М.: «Российское психологическое общество». 1998. С. 189−198.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. // Проблемы специальной психологии и психодиагностикаотклоняющегося развития. М.: Изд-во Мин. Общего и проф. Образования РФ. 1998. С. 85−92.
- И.Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. // Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств. СПб.: С. — Петерб. ун-та. — 2001. — С. 195 213.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под общ. Ред. О. Б. Иншаковой. М.: МПСИ — 2001. — С.7−9.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения.// Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 154−161.
- Аязбекова Р.А. Нарушение письма у учащихся казахских школ: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1971.
- Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
- Бакшиханова С.С. Анализ механизмов речепроизводства как психолингвистическая основа диагностики речевого дефекта в условиях бурятско-русского билингвизма: Автореф. дис.. канд.психол. наук. -Иркутск, 1999.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: «Академия», 2000. -248 с.
- Белоусов В.Н. Родной язык и национально-русское двуязычие.// Русский язык в национальной школе. № 5. — 1990.
- Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) // Вопросы психологии. 1979. № 4. — С. 66−77.
- Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 141.
- Блягоз З.У. Двуязычие и проблемы взаимодействия языков.// Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах. РСФСР. — М., 1979.
- Бойцова А.Ф. Влияние раннего двуязычия на развитие мышления и познавательных способностей учащихся.// Психология в обучении иностранному языку. М., 1967. — С. 122−136.
- Боковня А.Е. Интерференция при обучении иностранному языку (на примере парадигматической и лексико-семантической интерференции) и возможные пути ее преодоления в процессе работы над лексикой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.
- Бондаренко А.И. Пути преодоления нарушений письма в процессе обучения родному языку (на материале молдавского языка): Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1980.
- Боскис P.M., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей.// Известия АПН РСФСР/ Отв. ред. Л. В. Занков. М.-Л., 1948. № 15.-С. 167−191.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. // Психолингвистика. М., 1984. — С. 2149.
- Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: «Просвещение». — 1991. — 190 с.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930. — 222 с.
- Ваграмян Г. А. Лингво-дидактические основы первоначального обучения русскому языку в армянской школе: Дис. канд.пед. наук. М., 1985.
- Ваграмян Г. А. Особенности формирования и развития армянско-русского двуязычия в детском возрасте.// Психологические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языка (Тезисы докладов). М., 1987.
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие.// Новое в лингвистике. Вып. 6. -Языковые контакты.- М., 1972.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования (перевод с англ. Ю.А. Жлуктенко). Киев, 1979.
- Васильева И.Г. Сравнительный анализ речевой продукции двух билингвов, один из которых овладел русским языком в естественных условиях, другой в учебных.// Становление и развитие двуязычия в нерусских школах. — Л., 1981.
- Васильева С.Г. Разноязычие (смешанная речь) и типология билингвизма личности: Автореф. дис.. док. пед. наук. М., 2000.
- Васильева Т.В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 2002.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычии (билингвизма). М., 1969.
- Ветвицкий В.Г., Иванова В. Ф., Моисеева А. И. Современное русское письмо. -М.: «Прсвещение». 1974. — 144 с.
- Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. (Нейролингвистический анализ). -М.: «Медицина». 1971. -216 с.
- Винарская Е.Н., Лепская Н. И. Звуковые нарушения артикулированной речи при эфферентной моторной афазии. // Исследования по речевой информации. Вып. «.-М.- 1968.
- Виноградов В.А. Стратификация нормы, интерференция и обучение языку.// Лингвистические основы преподавания языка. М., 1983. — С. 44−65.
- Виноградова В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. Высшая школа. — 2-е изд. — М., 1972. — 614 с.
- Винокур А.С. Недостатки письма у первоклассников с нарушениями речи и пути их устранения в процессе обучения (на материале украинского языка): Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1965.
- Вишневская Г. М. Билингвизм и его аспекты. Иваново, 1997.
- Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. // Письмо и чтение: рудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под. общ. ред. О. Б. Иншаковой. М.: МПСИ. -2001.-С. 193−199.
- Выготский JI.C. К вопросу о многоязычии в детском возрасте.// Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935, — С. 53, 64, 65, 69, 72.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. // Собр. Соч.: В 6-ти тт. Т. 2. — М.: Просвещение, 1982. — С. 5−361. МЕТОДОЛ
- Выготский JI.C. Предыстория развития письменной речи.// Собр. Соч.: В 6-ти тт. Т. 3. — М.: Просвещение, 1983. — С. 117−200. МЕТОДОЛ
- Вященко B.C. Психолингвистическая характеристика лексической интерференции.// Психолингвистические исследования развития речи и обучение второму языку. М., 1980.
- Габашвили З.К. Особенности письма детей, имеющих недостатки произношения звуков (на материале грузинского языка): Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1959.
- Галазов А.Х., Сукунов Х. Х. Методический аспект проблемы интерференции и ее преодоление при двуязычии.// Становление и развитие двуязычия в нерусских школах. Л., 1981.
- Гальперин П.Я. психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. -М. 1967. — С. 236−277.
- Гарибян А.С., Гарибян Дж.А. Краткий курс армянского языка. Изд-во «ЛУЙС». — Ереван, 1980.
- Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. Л. -1948.
- Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.
- Глас Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. / Пер. с англ. Под общ. Ред. Ю. П. Адлера. М.: «Прогресс», 1976. — 495 с.
- Гегешидзе М.Ш. Коррекция нарушений письма у учащихся имеющих общее недоразвитие речи (на материале грузинского языка): Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1992.
- Гиззатулина Г. М. Развитие билингвизма в современной средней (общеобразовательной) школе поликультурного общества: Автореф. дис.. канд. соц. Наук. казань, 1999.
- Горелов И.Н. О значении и методике исследования интерференции.// Интерференция в устной и письменной речи студентов и школьников. -Оренбург, 1969.-С. 5−33.
- Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1982. — 23 с.
- Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. Алма-Ата: «Мекгеп», 1989. — 64 с.
- Дешериев Ю.Д., Протченко И. Ф. Национальные отношения в зрелом социальном обществе и развитие двуязычия в национальных школах.// Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М., 1979.
- Евдокимова JI.A. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М&bdquo- 2001.
- Ефименкова JI.H., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991. — С. 4245.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. — 205 с.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов. — Вып. 78. — Известия АПН РСФСР. — М., 1956.
- Я Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. МЕТОДОЛ
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — С. 83−115.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. -М, 1998.
- Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного/русского языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1975.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. -М.: Прсвещение, 1990, — С. 58−85.
- Жлуктенко Ю. А, Лингвистические аспекты двуязычия. Киев, 1974.79.3алевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. -Калинин, 1977.80.3алевская А. А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь, 1996.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
- Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма.// АН СССР, Научн. Совет по теории сов. Языкознания, Ин-т языкознания. Л.: «Наука», 1987. — 112 с.
- Иванов В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: «Просвещение». — 1976. — 288 с.
- Ивлева З.Н. Цели обучения и принципы отбора грамматического материала для начального этапа. // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе (Сборник статей). М., 1971.
- Имедадзе Н.В. Экспериментально- психологические исследования овладения и владения вторым языком. Тбилиси, 1979.
- Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения у учащихся правшей и неправшей: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 169 с.
- Иншакова О.Б. Предисловие. / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под. общ. Ред. О. Б. Иншаковой. М.: МПСИ. -2001.-С. 3−6.
- Исаев Д.Н., Ефремов К. Д., Пушканская С. М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии. // Тезисы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и рсихиатрии. М. 1974. — С. 120−121.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов — 1986.
- Исмаилов М.С. Психолингвистический аспект изучения раннего двуязычия.// Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языка. Тезисы докладов совещаний. — М., 1987.
- Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: «Наука». — 1965. — 599 с.
- Карагулян В. М. Орфоэпия современного армянского языка. Ереван, 1974. -219 с. (на арм. яз.).
- Карлеп К.К. Нарушения письма у учащихся вспомогательной школы с эстонским языком обучения: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1971.
- Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков и проблемы интерференции: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Киев, 1980.
- Карлинский А.Е. Проблемы теории языковых контактов. // Языковые контакты и интерференция. А.-А., 1984.
- Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. А.-А., 1990.
- Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. Киев, 1979. — С. 7380.
- Кларк Г., Кларк Е. Как маленькие дети употребляют свои высказывания. // Психолингвистика. -М., 1984. С. 353−366.
- Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.: САТИС, 1995. — С. 3−17.
- Коган М.Э. Национально-русское двуязычие в иноэтнической среде.// Проблема двуязычия в многонациональной среде. СПб., 1995.
- Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. (Пути спец. обучения). Сб. статей. Под ред Р. Е. Левиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1961. — С. 73−88.
- Колповская И.К. Особенности письма у детей при ОНР: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1970. 20 с.
- Колшанский Г. В. Теоретические проблемы билингвизма.// Лингвистика и методика высшей школе. -М., 1967.
- Колшанский Г. В. Билингвизм и обучение языку.// Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М., 1979.
- Колыхалова О.А. Социокультурные и философские аспекты билингвизма: Автореф. дис.. док. филос. наук, — М., 2000.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ». -1995. — 224 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: ИД «МиМ», 1997, — 286.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. СПб.: Изд-во «Речь». -2006. — С. 53−60.
- Кузнецова Т.Д. Роль установки в формировании правильного и ошибочного действия в условиях билингвизма и трилингвизма: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982.
- Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 2003.
- Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. / Логопедия под ред. Л. С. Волковой. М.: «Просвещение». — 1995. — С. 346−383.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. М.: «Владос». — 1998. — 224 с.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Образование, 1997. — 172 с.
- Лалаева Р.И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей. // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — С. 92−95.
- Ламберт У., Гавелка Дж., Кросби С. Зависимость двуязычия от условий усвоения языка.// Новое в лингвистике. Вып. 6. — Языковые контакты. — М., 1972.
- Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма.// Логопедическая работа в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-С. 3−18.
- Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР.// Вопросы логопедии. (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов). -Под ред. Левиной Р. Е. М.: Изд-во АПН РСФСР — 1959. — С. 207−252.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недостатками речи. М.: Изд-во АПН РСФСР-1961.-312 с
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-211 с. МЕТОДОЛ
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психолингвистические очерки).- МГУ.- М., 1970.
- Леонтьев А.А. Описание языков стран СНГ и Балтии, республик в составе Российской Федерации для целей обучения. М., 1972.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 6-е изд. — М.: Изд-во МГУ, — 1981.-583 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М. — Т. 1−2. — 1983.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М. — 1985.
- Логинова А.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР.// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. научн. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена (Редкол.: В. А. Ковшиков (отв. ред.) и др. -СПб.: Образование. 1992. — С. 117−124.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития, — Изд-во Детство-пресс. СПб, 2004.
- Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1995. — С. 346 383.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. ред. Ю. М. Заборин, Е. В. Шорохова. М: «Наука». — 1984. — 444 с.
- Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1996. — 384 с.
- Ломов Б.Ф., Швырков В. Б. Вступительная статья. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии./ Редкол.: Ломов Б. Ф., Швырков В. Б. и др. М.: «Наука». — 1978. — С. 3−7.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 84 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ. — 1969. — 504 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: «Наука». — 1998. -208 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия. — 1994. — 150 с.
- Майоров А.П. Социальный билингвизм и языковое пространство, — Уфа, 1998.
- Материалы по исследованию билингвизма (сост. Е. Протасова). М., 1998.
- Медведева ИЛ. Противопоставления в речи ребенка. К проблеме лексической антонимии.// Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983.
- Микульските А.И. Нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы с литовским языком обучения: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1972.
- Миллер Дж. Речь и язык. // Экспериментальная психология. М., 1963. -С. 348−376.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Чебоксары, 1969.
- Михайлов М.М. Двуязычие в современном мире. Чебоксары, 1988.
- Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. 153 с.
- Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения и пути ее устранения: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1959. -19 с.
- Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи у детей. // Дефектология. 1969. — № 4. — С. 21−26.
- Пашалаков Байрамгельды Недостатки звукопроизношения и письма у учащихся начальных классов с туркменским языком обучения: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1975.
- Пршцепова И.В. О методике коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под. общ. ред. О. Б. Иншаковой. -М.: МПСИ. 2001. — С. 220−229.
- Проблемы языковой адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях города Москва. отв. редактор Курнешова JI.E. — Центр «Школьная книга». — М., 2006. — 158 с.
- Пропп В.Я. Психология билингвизма. М., 1986.
- Реформатский А.А. О некоторых трудностях обучения произношению.// Русский язык для студентов иностранцев. Изд-во Высшая школа. — М., 1964. — С. 5−12.
- Реформатский А.А. Введение в языкознание: (Учеб. Для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений). М.: «Аспект-пресс», 1988. — 536 с.
- Росетти А. Смешанный язык и смешение языков.// Новое в лингвистике, — Вып. 6. Языковые контакты. — М., 1972.
- Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащихся с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 22 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 1. — М. — 1989.
- Садовникова И.Н. Происхождене специфических ошибок младших школьников при письме. // Начальная школа. 1976. — № 8.
- Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 20 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. — 256 с.
- Салихова Э.А. Структура ассоциативных полей лексических единиц при детском билингвизме: Автореф. канд. филолог, наук. Уфа, 1999.
- Соботович Е.Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. // Нарушения речи, голоса у детей и взрослых: Сб. научн. тр. / Моск. Гос. Пед. ин-т (Редкол.: В.И. Селиверстов). М.: МШИ. — 1979. — С. 83−98.
- Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи. // Проблемы психического развития нормального ребенка.- М.: Изд- во АПН РСФСР. 1966. — С. 53−54.
- Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с ОНР. // Основы теории и практики логопедии. / Под. ред. Р. Е. Левиной. М.: «Просвещение» -1968. — С. 179−190.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV Кл.). М.: «Педагогика». — 1980. — 192 с.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся образовательной школы.// Дефектология. 1988. № 5. — С. 3−9.
- Сприн О., Тапер Д., Райссер А., Турккр X., Иджел Д. Минимальная мозговая дисфункция. // Хрестоматия по нейропсихологии. М.: Российское психологическое общество. — 1999. — С. 482−484.
- Строганова В.В. Становление системы и нормы языка в условиях дизонтогенеза. // Становление детской речи. Межвузовский сборник научных работ. Саратов: СГПИ — 1996. — с.44−46.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. / АМН СССР. М.: «Медицина». — 1984. — 224 с.
- Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей.// Очерки по патологии речи и голоса. Под. ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз.- 1963.-С. 121−139.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и диеграфии)// Расстройства речи у детей и подростков./ Под. ред. С. С. Ляпидевского М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. — С. 39−45.
- Токарева О. А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению. // Патология речи: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. Том 406. — М.: МШИ. — 1971. — С. 63−69.
- Уфимцева Н.В. Становление символической функции в онтогенезе (раздел учебного пособия).// Текст лекций «Введение в психолингвистику», часть 1.-М.: МГЛУ, 1991.
- Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004.
- Файед С.Б. Характеристика речевого развития арабских детей, поступивших в школу: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 2002.
- Филимошкина Н.М. Нарушения письма у киргизских школьников: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1977.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихолингвистических методов. Изд-во «Аркти». — М., 2002.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика. М., 2001.
- Хашимов Р.И. Об интерференции в речи детей билингвов.// Русский язык в национальной школе,-№ 1. 1986.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. М.: Учпедгиз. — 1959. — 476 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: Нарушение и восстановление. М.: «Юность» — 1997. — 256 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М. — 2000.
- Чиркина Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967.- 18 с.
- Чиршева Г. Н. Особенности формирования лексикона ребенка-билингва.// Проблемы детской речи. СПб, 1996.
- Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие. М.: «Наука». — 1965. -244 с.
- Шахнорович A.M. Детская речь и некоторые вопросы обучения второму языку.// Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР, — М., 1979.
- Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. / Редкол.: Ломов Б. Ф., Швырков В. Б. и др. М.: «Наука». — 1978. — С. 11−47.
- Шония М.Б. Некоторые проблемы двуязычия и пути их решения.// Русский язык в национальной школе № 5. 1990.
- Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. Пг., 1922. -280 с.
- Шуйфер Р.И. Преодоление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся младших классов.// Специальная школа. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. Вып. 2. — С. 77−82.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. — 188 с.
- Щерба Л.В. Теория русского письма.// Отв. ред. Л. Р. Зиндер. Л.: «Наука». — 1983. — 134 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз. — 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под. ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. — 110 с. ++++
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1984. 159 с.
- Ястребова А.В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. М.: АРКТИ, 1997. — 131 с.
- Bakker D. Neuropsychological treatment of dyslexia / New York: Oxford Univ. Press. — 1990. — 120 p.
- Critchley M. Developmental dyslexia. 2 ed. — London: Heinemann Medical, 1970. — 104 p.
- Ellis A. W. Reading, writing and dyslexia. London: Lawreance Erlbaum Associatic Ltd., 1984.
- Hallgren B. Specific dyslexia // Acta psychiat. Neural 1950. — № 65, suppl. p. 1−287.
- Kaluger G., Kolson C.J. Reading and learning disabilities. Columbus (Ohio), Merrill, — 1978.-494 p.
- Pavlidis G. Th. Conceptualization, Symptomatology and Diagnostic Criteria for Dyslexia. // Perspectives on Dyslexia. Vol. 2. New York: John Wile & Sons Ltd, — 1990. P. 3−16.
- Rispens J., van T.A. The Identification of Specific Reading Disorders: Measuring a Severe Discrepancy // Perspectives on Dyslexia. Vol. 2. New York: John Wile & Sons Ltd, — 1990. P. 17−43.
- Rosenberger P.B. Morphological Cerebral Asymmetries and Dyslexia. // Perspectives on Dyslexia. Vol. 1. New York: John Wile & Sons, — 1990. P. 93 107.
- Seymour P.H.K. Cognitive descriptions of Dyslexia. // Perspectives on Dyslexia. Vol. 2. New York: John Wile & Sons Ltd, 1990. P. 45−60.