Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: На материале курса физики IX кл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, говоря об экспериментальных задачах, большинство вышеназванных исследователей имеет ввиду экспериментальные задачи количественного характера, то есть такие экспериментальные задачи, решение которых связано с математическими расчетами и выкладками. На наш взгляд, это однобокое понимание функции экспериментальных задач не раскрывает полностью дидактических возможностей их применения. До сих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. Понятие учебно-познавательной деятельности в психологии и дидактике
    • 1. 2. Состояние проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в психологии и дидактике
    • 1. 3. Виды экспериментальных задач, их функции и место в учебном процессе по физике в средней школе
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ КАЧЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Роль экспериментальных задач качественного характера в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
    • 2. 2. Методика использования экспериментальных задач качественного характера (на материале раздела «Динамика»)
    • 2. 3. Методика формирования умения решать экспериментальные задачи качественного характера
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Задачи, организация и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Критерии эффективности применения качественных экспериментальных задач в обучении
    • 3. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента

Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: На материале курса физики IX кл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный темп и уровень развития техники и производства предопределяют повышение требований к качеству знаний и умений выпускников средних школ. Простое усвоение учеником суммы знаний является уже недостаточным. Учителю необходимо владеть такими методами обучения, которые создадут способную к активному поиску личность. Сложившаяся же модель учебного процесса в современной школе ориентирована, главным образом, на формирование у учащихся статической, устойчивой системы знаний, репродуктивного характера их деятельности. Исследования педагогов Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, А. А. Боброва, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой и др., подтверждают, что при явной положительной роли активных видов учебно-познавательной деятельности, на практике преобладают пассивные виды, не обеспечивающие должного развития личности учащегося. Поэтому в современной педагогической науке усиливается внимание к организации активной познавательной деятельности учащихся, внутренние истоки которой сопряжены с поиском, догадкой, удивлением, напряженным размышлением, стремлением к более глубокому ознакомлению с предметом.

Задачи значительного повышения качества знаний оканчивающих среднюю школу, формирования у них умения самостоятельно углублять знания и творчески применять их на практике, а также подготовки их к творческому труду в сфере материального производства обуславливают актуальность проблемы поиска путей активизации учебно-познавательной деятельности школьников.

Исследованиями психологов и педагогов было доказано, что эффективность обучения зависит, в первую очередь, от активности учащихся, а это непременно ведет к проблеме формирования познавательных интересов учащихся в процессе их обучения основам наук в средней школе. Актуальность проблемы формирования у школьников интереса к познанию обусловлена наличием прямой взаимосвязи ее с решением важнейших задач, как-то: усиления образовательной и развивающей функций обучения, подготовки учащихся к сознательному выбору профессии и т. д.

Учебная деятельность, как один из видов сознательной человеческой деятельности, включает установление новых связей, которые при изучении физики в средней школе наиболее широко и глубоко выявляются при решении задач. Д. Н. Богоявленский отмечал:" Любое содержание становится предметом обучения лишь тогда, когда оно принимает для учащихся вид определенной задачи, направляющей и стимулирующей учебную деятельность" (17,с. 13). Деятельность по осуществлению процесса решения задач рассматривалась в работах психологов Г. А. Балла, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, Н. Ф. Талызиной, Л. Ф. Фридмана и др.- дидактами и методистами Д. А. Александровым, Б. С. Беликовым, Е. Н. Горячкиным, В. И. Земцовой, С. Е. Каменецким, В. К. Кобушкиным, Д. И. Кульбицким, С. С. Мошковым, В. Г. Разумовским, Н. Н. Тулькибаевой, М. Е. Тульчинским, А. В. Усовой, И. М. Швайченко даны определения понятию «задача», проведена их классификация по различным основаниям, выделены их функции в обучении, выявлены этапы обучения действиям и операциям процесса решения, показано, что деятельность по их решению может носить обобщенный характер.

В процессе решения задач проявляются основные закономерности мыслительной деятельности. Существенную роль играет решение задач в плане эффективности усвоения знаний: при введении новых понятий постановка задачи перед учащимися способствует возникновению потребности в этих знаниях и в усвоении способов их добыванияна этапе закрепления знаний решение задач выполняет функцию самостоятельного использования знаний учащимися. Однако, эта функция решения задач в массовой школе выполняется далеко не в полной мере вследствие серьезных недостатков применяемой учителями методики их решения.

Основной недостаток методики решения задач, применяемой в массовой школе, заключается в репродуктивном характере деятельности учеников в процессе решения задачи, состоящем, в основном, в измерениях и вычислениях величин по готовым описаниям и формулам. Серьезным недостатком применяемой методики решения задач является их однообразие, отсутствие связи с жизнью. На наш взгляд, особо важное значение в учебном процессе должны приобретать такие задачи и методика их решения, которые ассоциируются в трактовке современных психологов с активным целенаправленным мышлением. Поэтому возникает необходимость проведения специальных исследований, направленных на поиски такой методической системы задач и методики их решения, которая позволила бы повысить эффективность учебной деятельности школьников, заставила бы их творчески мыслить, в динамике рассматривать полученные знания, более качественно и широко применять их на практике, которая обеспечила бы более высокий уровень учебно-познавательной деятельности школьников на уроках физики.

Глубокое изучение основ естественных наук невозможно без овладения навыками экспериментальной деятельности. Проблемы обучения школьников решению задач и самостоятельному экспериментированию сливаются в одну общую, если обратиться к разновидности таких учебных физических задач как к экспериментальным задачам. Не случайно ряд методистов-физиков (И.Г.Антипин, В. А. Зибер, Е. Н. Горячкин, В. Н. Ланге, С. С. Мошков, В. П. Орехов, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова. Т. Н. Шамало и другие) уделяют пристальное внимание этому виду задач в учебном процессе: ими дано определение, проведена классификация, показаны дидактические возможности их применения в обучении и воспитании.

Наши исследования по применению экспериментальных задач в обучении показали, что значительная часть выполненных диссертационных работ (Г.А.Бутырского, А. А. Давидена, Н. М. Евсеевой, Ю. А. Королева, А. С. Ломоносова, П. А. Мельника, В. Мирзоева, И. Ф. Миронова, А. В. Токарева и других) посвящена проблеме совершенствования учебного процесса через решение экспериментальных задач.

Однако, говоря об экспериментальных задачах, большинство вышеназванных исследователей имеет ввиду экспериментальные задачи количественного характера, то есть такие экспериментальные задачи, решение которых связано с математическими расчетами и выкладками. На наш взгляд, это однобокое понимание функции экспериментальных задач не раскрывает полностью дидактических возможностей их применения. До сих пор остаются до конца не раскрытыми возможности экспериментальных задач качественного характера, которые определяют творческий характер деятельности учащихся при их решении, способствуют развитию познавательного интереса учащихся, раскрывают связь изучаемой теории с практикой. Экспериментальный характер задач предполагает работу учащихся с конкретным физическим оборудованием, непосредственное наблюдение явлений, что делает деятельность учащихся более увлекательной, развивает практическую направленность их обучения.

Однако, несмотря на столь широкие возможности экспериментальных задач качественного характера, на уроках физики преимущественно решаются вычислительные задачи, решение которых нередко сводится к подстановке величин в готовые формулы. Объяснить это можно тем, что методика решения качественных экспериментальных задач еще недостаточно хорошо разработана и не нашла должного отражения в учебниках и методических пособиях.

Несоответствие применяемой в массовой школе методики решения экспериментальных задач качественного характера их роли в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики, и необходимость преодоления этого несоответствия обусловили выбор проблемы нашего исследования, сущность которой заключается в том, чтобы разработать такую методическую систему экспериментальных задач качественного характера и методику их решения, которая способствовала бы активизации учебно-познавательной деятельности. За основу был взят материал курса физики IX класса.

Выбор для исследования IX классов обусловлен резким падением интереса учащихся к физике в IX классе, в частности, к решению задач. Но, как показывает практика, успешность учения находится в прямой зависимости от уровня интереса ребят к предмету. Поэтому проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся именно IX классов нашла отражение в нашей работе.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена: необходимостью поиска дидактических средств повышения интереса учащихся IX классов к изучению физики и активизации на этой основе их учебно-познавательной деятельностибольшой педагогической ценностью экспериментальных задач качественного характера как метода и средства обученияотсутствием в методике преподавания физики на сегодняшний день исследований, предметом рассмотрения которых явилась бы методика применения качественных экспериментальных задач как одного из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихсянеобходимостью создания системы экспериментальных задач качественного характера по курсу физики IX класса, которую мы рассматриваем как одно из средств решения этой проблемы.

Цель нашего исследования заключается в поиске путей совершенствования процесса обучения физике с точки зрения его влияния на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся посредством широкого использования в учебном процессе качественных экспериментальных задач и совершенствования методики их решения.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках физики, организуемая учителем через использование экспериментальных задач качественного характера.

Предмет исследования: методика деятельности учителя по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся IX классов посредством использования в учебном процессе качественных экспериментальных задач и по формированию у учащихся IX классов умения решать эти задачи.

В своем исследовании мы исходили из предположения, что для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их познавательного интереса к физике необходимо вносить изменения не только в содержание учебного материала по физике и методы его изложения, но и в методику решения задач. Мы выдвигаем гипотезу о том, что если разработать систему качественных экспериментальных задач и обеспечить ее внедрение в учебный процесс на основе деятельностного подхода, то это наилучшим образом будет способствовать повышению познавательного интереса учащихся к предмету, а также усвоению формируемых понятий по данной теме, то есть более полному раскрытию сущности изучаемых явлений, законов и активизации на этой основе их учебно-познавательной деятельности.

Исходя из цели исследования и сформулированной выше гипотезы, в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы решения качественных экспериментальных задач в теории и практике обучения.

2. Выявить роль, место и дидактические функции экспериментальных задач качественного характера в системе средств, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся при обучении физике.

3. Разработать систему качественных экспериментальных задач по разделу «Динамика» курса физики IX класса.

4. Разработать методику формирования у учащихся умения решать экспериментальные задачи качественного характера в плане, развивающем возможность усиления их познавательной и развивающей функций.

5. Разработать рекомендации для учителей школ по вопросам использования качественных экспериментальных задач в учебном процессе по физике.

6. Осуществить внедрение разработанной методики формирования умения решать экспериментальные задачи качественного характера в учебный процесс по физике в IX классах, а также провести проверку эффективности результатов внедрения в плане активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методологической основой нашего исследования являются труды дидак-тов, психологов и педагогов по организации процесса обучения, теория познания, теория систем, деятельностная теория, теория о поэтапном формировании умственных действий, теория обучения решению задач, принципы дидактики.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы с целью обоснования актуальности и определения методологической основы разрешения исследуемой проблемыизучение состояния исследуемой проблемы в практике обучения физике в школеметод анкетирования, тестирования учащихся и учителейнаучно-методический анализ содержания программ, учебников естественно-научных дисциплин, сборников задач по физике и методических пособий по вопросам методики решения задач с целью выявления возможности их использования для совершенствования методики решения экспериментальных задач качественного характерамоделирование системы экспериментальных задач качественного характера по разделу «Динамика» курса физики IX классаразработка методики использования этого вида задач в учебном процессепедагогический эксперимент по выявлению эффективности предложенной методикиметоды поэлементного и пооперационного анализа с целью определения влияния качественных экспериментальных задач на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся и качество их знаний.

При обработке данных эксперимента и установлении достоверности результатов использовались методы математической статистики.

Исследование выполнялось в период с 1991 по 1997 годы в пять этапов.

На первом этапе исследования (1991 — 1992 учебный год) изучалось состояние проблемы использования экспериментальных задач качественного характера для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики, выявлялись ее слабые стороны по наблюдениям за учащимися VII, VIII и IX классов, а также из бесед с учителями и по публикациям.

В результате исследования на этом этапе были выявлены основные недостатки в учебном процессе по физике с точки зрения малоэффективного использования экспериментальных задач качественного характера.

На этом этапе были определены цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза. На данном этапе изучалась также педагогическая и психологическая литература с целью определения теоретических основ исследования, литература по теории обработки результатов педагогического эксперимента.

На втором этапе (1992 — 1993 учебный год) продолжалось изучение публикаций по этому вопросу, был проведен анализ содержащихся в учебнике и методической литературе экспериментальных задач качественного характера, в результате чего была сделана оценка их дидактических возможностей. Изучалось состояние проблемы использования экспериментальных задач качественного характера в курсе физики IX класса с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

На третьем этапе (1993 — 1994 учебный год) происходила разработка системы экспериментальных задач качественного характера по разделу «Динамика» курса физики IX класса и был проведен пробный эксперимент, в задачу которого входило уточнение выдвинутой ранее гипотезы и первичная проверка эффективности разработанной методики решения качественных экспериментальных задач (по теме «III закон Ньютона»), что позволило уточнить структуру деятельности по решению экспериментальных задач качественного характера.

На этом этапе проводилась также классификация качественных экспериментальных задач, были определены уровни сформированности умения решать качественные экспериментальные задачи.

На четвертом этапе (1994 -1995, 1995;1996 учебные годы) проводился дидактический обучающий эксперимент по проверке эффективности разработанной системы качественных экспериментальных задач по разделу «Динамика» курса физики IX класса.

В ходе обучающего эксперимента выявлялись особенности организации и осуществления учебного процесса по решению экспериментальных задач качественного характера, исследовались возможности использования этого вида задач на различных этапах урока, а также при проведении уроков различных типов. Выявлены возможности использования данного вида задач с точки зрения уровневого дифференцированного подхода к учащимся. Одновременно велась работа по написанию первых двух глав диссертации.

На пятом этапе (1996;1997 учебный год) проводился контрольный обучающий эксперимент по проверке эффективности разработанной методики использования экспериментальных задач качественного характера на уровень активности учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Проводилось оформление результатов эксперимента. Вносились коррективы в методику руководства деятельностью учащихся по решению предложенной системы качественных экспериментальных задач.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Основной целью учебно-познавательной деятельности как одного из видов человеческой деятельности является овладение учащимися знаниями, умениями, навыками. Рассматривая структуру учебно-познавательной деятельности и акцентируя внимание на одном из его элементов — мотиве, мы пришли к выводу, что среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес.

2. Несмотря на осознание методической значимости применения этого вида задач с точки зрения активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, учителя редко и несистемно используют их в учебном процессе. Применительно к курсу физики IX класса причины этого заключаются в следующем: во-первых, в системе задач курса физики IX класса превалируют задачи расчетного, вычислительного характера, решению которых учителям приходится отводить основное учебное времяво-вторых, экспериментальные задачи качественного характера требуют больших затрат времени и труда для их организации и постановки на уроке. В-третьих, по курсу физики IX класса очень беден физический эксперимент, который ограничивает педагогические возможности данного вида задач. Все указанные причины ведут, на наш взгляд, к падению интереса учащихся к предмету, к снижению качества знаний, к формализму в знаниях учащихся и, как результат, к снижению уровня активности учащихся в их учебно-познавательной деятельности.

Анализ задач и упражнений, имеющихся в ныне действующих учебниках физики IX класса, методических пособиях и сборниках задач приводит к выводу об отсутствии методической системы качественных экспериментальных задач по этому курсу.

3. В процессе решения экспериментальных задач качественного характера наиболее глубоко раскрывается сущность физических явлений, законов и теорийотсутствие необходимости выполнять какие-либо математические операции в процессе их решения позволяет учащимся сосредоточить свое внимание на физической сущности рассматриваемого явленияу учащихся формируется умение рассуждать, строить умозаключения.

4. Формирование обобщенного умения по решению качественных экспериментальных задач — одно из основных условий успешного осуществления управлением познавательной деятельностью учащихся в учебном процессе по физике. Умения и навыки, формируемые при решении экспериментальных задач качественного характера являются обобщенными, то есть оказываются приемлемыми при решении задач других видов.

5. При разработке схемы деятельности учащихся по решению качественных экспериментальных задач мы приняли за основу алгоритмическую деятельность, хотя в процессе решения не исключаем использование элементов эвристической деятельности в тех случаях, когда руководство предложенной нами схемой вызывает затруднения.

6. Раскрыв сущность, роль и место дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения, мы реализовали данный подход при решении экспериментальных задач качественного характера на уроках разных типов (или разных этапах одного урока).

7. Проведенный педагогический эксперимент по проверке эффективности внедрения разработанной системы экспериментальных задач качественного характера и методики формирования умения решать такие задачи в учебный процесс по физике в IX классы показал их положительное влияние на уровень познавательного интереса учащихся в учебном процессе, на качество усвоения формируемых понятий, а также на уровень сформированности умений и навыков по решению не только данного вида задач, но и других видов учебных физических задач. Таким образом, внедрение предложенной системы экспериментальных задач качественного характера оказало влияние на уровень активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Развитие интереса учащихся к механике // Физика в шко-ле. 1985.№ 4,с.38−44.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся в преподавании физики:
  3. Сборник научных трудов. Свердловск, 1973. — 129 с.
  4. Д.А., Швайченко И. М. Методика решения задач по физике всредней школе: Пособие для учителей, — Л.:Учпедгиз, 1948.-240 с.
  5. Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценкиучения школьников: Экспериментально-педагогические исследования. -М.:Педагогика, 1982. 296 с.
  6. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во1. ЮГУ, 1994. 246 с.
  7. С.В., Стефанова Г. П. Обучение учащихся методу поиска решения задач // Физика в школе. 1984.№ 6. с.34−38.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональныхсистем. В книге: Принципы системной организации функции. М.:Наука, 1973, с.7−16.
  9. И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах: Пособиедля учителей. М. Просвещение, 1974. — 127 с.
  10. М.М. Физика: Учебник для IX класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 319 с.
  11. .С. Решение задач по физике. Общие методы: Учебное пособие длястудентов вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 256 с.
  12. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательнойдеятельности школьников. Диссертация. доктора педагогических наук. -Челябинск, 1995. — с.
  13. В.А. Особенности руководства системой познавательной деятельности учащихся на уроках физики IX-X классов: Методические рекомендации. Магнитогорск, 1982. — 31с.
  14. Г. И. Сборник задач и вопрос по физике. М.: Учпедгиз, 1955. — 125 с.
  15. JI.A. Система упражнений курса физики первой ступени как средство комплексного формирования знаний и обобщенных приемовучебной работы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Ленинград, 1980. — 220 с.
  16. B.C. Особенности познавательной деятельности учащихся при решении творческих задач // Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся. Ярославль, 1975. -с.34−40.
  17. Д.М. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения//Вопросы психологии, 1976.№ 2.с.75−82.
  18. Д.Н. Формирование приемов умственной деятельности как путь развития мышления и активности мышления // Вопросы психологии, 1962.№ 4. с.8−17.
  19. З.М. Формирование умения определять цель и задачи учебногозанятия у будущих учителей с помощью алгоритмов и эвристик: Автореферат. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1992.- 16 с.
  20. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  21. В.А., Иванов А. И., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: Просвещение, 1985, — 62 с.
  22. В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6−7классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов.- М.: Просвещение, 1981. 112 с.
  23. В.К. Самостоятельная дифференцированная работа школьников // Физика в школе. 1982.№ 4. с.60−61.
  24. Г. А. Проблема использования экспериментальных задач при обучении физике в старших классах средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук в виде научного доклада. Киров, 1995. — 26 с.
  25. Г. Д. Задачи с производственно-техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа при обучении физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1987. — 217 с.
  26. Г. А. Формирование методов рассуждения при решении учащимися физических задач: Диссертация. кандидата психологических наук. М., 1969.-296 с.177
  27. Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: Дис4″ сертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1984. — 227 с.
  28. В. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук.-М., 1979.-239 с.
  29. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  30. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы совещания по психологии в 1955 году. М., 1957.
  31. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — с.236−277.
  32. М.П. Современный подход к решению задач по механике в курсе физики средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1992. — 166 с. f* 32. Горев JI.A. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1977. — 151с.
  33. Е.Н. Методика преподавания физики в семилетней школе. В 4-х томах. Т.1. Общие вопросы методики физики: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1948. — 496 с.
  34. М.Н., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  35. Н. Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Диссертация. кандидата педагогических наук. — Челябинск, 1996. — 170 с.
  36. Ю.Л. Об активизации мыслительной деятельности учащихся // Физика в школе. 1988.№ 4.с.77−78.
  37. А.А. Экспериментальные задачи как средство повышения уровня и качества знаний учащихся по физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1990. — 184 с.
  38. В.В., Вартанян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981.-220 с.
  39. В.В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика, 1979. — 423 с.
  40. В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников
  41. Вопросы психологии. 1981 .№ 6.с. 13−26.
  42. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
  43. В.П. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение, 1970.-240 с.
  44. Демонстрационные опыты по физике в 6−7 классах средней школы / Под ред.
  45. А.А.Покровского. М.: Просвещение, 1974. — 118 с.
  46. Х.К. Учебно-познавательные задачи по физике как одно из средствформирования у учащихся познавательной активности и самостоятельности (на материале 6−7 классов): Диссертация. кадидата педагогических наук. Душанбе, 1988. — 187 с.
  47. Э.А., Курочкин Ю. А., Сидорович П. Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. Минск: Народная асвета, 1981. — 96 с.
  48. Ю.П. Дидактика физики: Исследовательско-конструкторский подход. Омск, 1995. — 95 с.
  49. Ю.П. Пути усиления познавательной и воспитательной функцийзадач при обучении физике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск,
  50. Н.М. Экспериментальные упражнения в курсе физики как средство организации познавательной деятельности учащихся подросткового возраста: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1990. — 189 с.
  51. К.Н. Вопросы методики преподавания физики в средней школе.
  52. М.: Учпедгиз, 1962. 239 с.
  53. К.Н. Организация урока физики. М.: Учпедгиз, 1959. — 294 с.
  54. .П. Мыслительная активность в обучении. М.: Учпедгиз, I960. -239 с.
  55. Г. А. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условийуспешного обучения физике (на материале 6−7 классов): Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1990. -182 с.
  56. В.А. Задачи-опыты по физике: Пособие для учителей физики средней школы. М.: Учпедгиз, 1953. — 185 с.
  57. П.А. Методика преподавания физики. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1954.-551 с.
  58. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  59. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1978.- 110 с.
  60. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
  61. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формированиязнаний о физическом явлении и развитии логического мышления в курсе физики основной школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Челябинск, 1993. 195 с.
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  63. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в среднейшколе: Книга для учителя.-3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
  64. И.К., Кикоин А. К. Физика: Учебник для IX класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 191 с.
  65. Г. И. Воспитание познавательной потребности у учащихсястарших классов средней школы при изучении курса физики: Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Красноярск, 1972. — 21 с.
  66. Е.П. Экспериментальные задачи по физике для 6−7 классов.
  67. Минск: Народная асвета, 1974.- 84 с.
  68. В.А. Системное овладение познавательными методами как одно из условий развития познавательной активности и самостоятельности школьников: Сборник научных трудов. Куйбышев, 1975, вып. 2, с. 113−127.
  69. Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика. 1956. № 12.с.69−70.
  70. В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М., 1974.
  71. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. — 524 с.
  72. И .Я. Совершенствование лабораторного практикума по методике преподавания физики. В кн. Совершенствование экспериментальной подготовки учителя физики в певузе. Свердловск: СГПИ, 1989.- с. 15−22.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. -392 с.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. М.: Наука, 1983.
  75. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М.: Наука, 1983.
  76. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии^. 1972. с.98−105.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  78. А.Н. Психологические вопросы деятельности учения // Вопросы психологии понимания / Под общ. ред. А. А. Смирнова. М.-Л.: Изд-во АПН СССР, 1947.-c.3−40.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  80. А.С. Экспериментальные задачи физико-техничнского содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1986. — 178 с.
  81. В.И. Сборник вопросов и задач по физике для восьмилетнейшколы. М.: Учпедгиз, 1962. — 159 с.
  82. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  83. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  84. П.А. Пути совершенствования процесса решения задач по механике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Киев, 1974.-231 с.
  85. Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения иновые программы // Советская педагогика. 1968.№ 6. с. 21 38.
  86. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. 4.1 / В.П.
  87. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и
  88. А.В.Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  89. Методика решения задач механики / Под ред. А. Н. Матвеева. М., 1980. -119 с.
  90. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителей / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др. /Под ред. А. В. Усовой. 4-е изд., пераб. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  91. . Значение и место качественных задач в процессе обучения в 6 -7классах средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Душанбе, 1978. 206 с.
  92. С.С. Постановка экспериментальных задач на уроках физики всредней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Ленинград, 1953. — 242 с.
  93. С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе.
  94. Ленинград: Учпедгиз, 1955. 204 с.
  95. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.А.
  96. Степанова. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  97. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. -479 с.
  98. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. 22-е изд. — М.: Русс, яз., 1990.-923 с.
  99. В.Н. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике: Диссертация. кандидат педагогических наук. Киев, 1978. — 172 с.
  100. Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, Л. В. Верник и др. / Под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Вища школа, 1988. -215 с.
  101. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред.
  102. А.В.Перышкина, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  103. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  104. Педагогический словарь. Т. 1. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 774 с.
  105. А.В., Рошевская Х. Д., Соколова Е. Н., Шахмаев Н. М. Методика преподавания физики в 8-летней школе: Пособие для учителей и студентов педвузов / Под ред. А. В. Перышкина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 317 с.
  106. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  107. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебноепособие. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  108. Д. Как решать задачу. Львов: Изд-во журнала «Квантор», 1991. — 214с.
  109. С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике.1. М.: Учпедгиз, 1963.
  110. Н.А. Исследование процесса формирования познавательнойсамостоятельности школьников в обучении: Диссертация. доктора педагогических наук. Казань, 1976. — 483 с.
  111. М. Энрико Ферми. М.: Наука, 1971. — 72 с.
  112. Практикум по методике решения физических задач: Учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических институтов / В. И. Богдан, В. А. Бондарь, Д. И. Кульбицкий, В. А. Яковенко. Минск: Высшая школа, 1983.-272 с.
  113. Проведение уроков решения задач: Методические рекомендации. Составитель И. Я. Ланина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 84 с.
  114. Программа средней общеобразовательной школы. Физика. Астрономия.
  115. М.: Просвещение, 1996. 215 с.
  116. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вищашкола, 1987. 224 с.
  117. Психология / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
  118. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: Учпедгиз, 1961.-249 с.
  119. В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1966.152 с.
  120. Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. Томск, Изд-во ТГПИ, 1979. — 216 с.
  121. В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
  122. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957, — 216 с.
  123. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-М.:Учпедгиз, 1940.- 596 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высшихпедагогических учебных заведений и университетов. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  125. П.В. Элементы программирования в осуществлениииндивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках физики // Передовой опыт обучения и воспитания. Йошкар — Ола, 1971. — с. 103−110.
  126. П.А., Емельянов Ф. С., Рымкевич А. П. Сборник вопросов и задачпо физике / Под ред. П. А. Рымкевича. М.: Просвещение, 1964. — 205 с.
  127. П.Г. Физика: Учебник для IX класса средней школы. М.: Просвещение, 1992. 174 с.
  128. СалминаП.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Московскийуниверситет, 1981. 136 с.
  129. Сборник вопросов и задач по физике для VIII X классов / Под ред. П.А.
  130. Знаменского. М.: Учпедгиз, 1964. — 149 с.
  131. Н.Г., Любичанковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 85 с.
  132. Н.Р. Принципы формирования продуктивных творческих задачна примере изучения физики // Инновационное обучение: Стратегия и практика. М., 1994. — с.95 — 113.
  133. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.:Педагогика, 1980.96 с.
  134. Словесно-логическое мышление. Психология. Словарь / Под общей ред.
  135. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  136. Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихсяшкол и студентов ВУЗов // Сборник научных трудов.
  137. Стандарты физического образования / Под ред. Ю. И. Дика, В. Г. Разумовского, А. А. Пинского. // Физика в школе. 1993. N4,5. -4−10 с.
  138. Ф.В. Развитие познавательной активности учащихся старших классовпри обучении физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Киев, 1982. 200 с.
  139. И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах: Диссертация. кадидата педагогических наук. Челябинск, 1996. — 207 с.
  140. Н.Ф., Никола Г. Формирование общих приемов решенияарифметичеких задач // Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 260 с.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшихшкольников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  143. А.В. Система задач по физике как средство формирования знаний иобщенаучных умений и навыков: Диссертация. кандидата педагогических наук.-М., 1983.-200 с.
  144. Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задачпо физике: Диссертация. доктора педагогических наук. Ленинград, 1989.- 366 с.
  145. Н.Н. Система задач по физике в средней школе // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 120 с.
  146. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся решениюфизических задач. Челябинск: ЧГПИ, 1979. — 94 с.
  147. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решатьзадачи: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1981. — 85 с.
  148. Н.Н., Фридман Л. М., Драпкин М. А., Валович Е.С., Бухарова
  149. Г. Д. Решение задач по физике: Психолого-методический аспект. Челябинск, 1995. — 119 с.
  150. М.Е. Качественные задачи по физике: Пособие для учителя.
  151. М.: Просвещение, 1972. 239 с.
  152. Ю.Н. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в процессе самостоятельной работы по физике: Автореферат. кандидата педагогических наук. М., 1977. — 17 с.
  153. В.А., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихсяна уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  154. А.В., Вологодская З. А. Дидактический материал по физике. 6−7 класс.- М.: Просвещение, 1972. 127 с.
  155. А.В., Вологодская З. А. Дидактический материал по физике. 8 класс.
  156. М.6 Просвещение, 1972. 78 с.
  157. А.В., Вологодская З. А. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при обучении физике:Методические рекомендации. -Челябинск, 1996. 126 с.
  158. А.В., Вологодская З. А. Система самостоятельных работ по физике. 10 класс. Челябинск, 1994. — 85 с.
  159. А.В., Вологодская З. А. Система самостоятельных работ по физике. 11 класс. Челябинск, 1994. — 90 с.
  160. А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.- М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  161. А.В., Завьялов В. В., Лырчикова В. И. Развитие у учащихся познавательного интереса к физике: Методические рекомендации для студентов и учителей школ. Челябинск, 1979. — 24 с.
  162. Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования. Челябинск: Изд-во «Факел», 1996. — 45 с.
  163. УсоваА.В. Организация самостоятельной работы по курсу физики в восьмилетней школе. Челябинск, Южно-Уральское книжное изд-во, 1968.- 235 с.
  164. А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Челябинск, 1988. — 88 с.
  165. А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверки. Челябинск, 1996. 50 с.
  166. А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач:
  167. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
  168. А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных уменийв процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие к спецкурсу. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. 25 с.
  169. А.В. Формирование у учащихся умения самостоятельно систематизировать знания: Пособие для студентов педвузов и учителей школ. Челябинск, Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — 30 с.
  170. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1989.-444 с. ч
  171. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1989. 444 с.
  172. Фридман J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.
  173. М.: Педагогика, 1977. 208 с.
  174. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
  175. В.Д. Познавательные задачи по физике. Челябинск: Изд-во1. ЧГПИ, 1990. 150 с.
  176. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Зап.-Сиб.книжное изд-во, 1973.- 156 с.
  177. В.А. Дидактические основы построения системы упражнений покинематике: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1974. — 180 с.
  178. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск, Изд-во иркутс. ун-та, 1985. — 196 с.
  179. Т.И. Активизация учения школьников. М. Педагогика, 1982. — 208 с.
  180. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельностиучащихся // Советская педагогика. 1971 .№ 10. с. 18 25.
  181. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 348 с.
  182. И.И. Дифференцированный подход к учащимся при решении задач // Физика в школе. 1972.№ 4. с. 61 62.
  183. И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Самара, 1995. — 197 с.
  184. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебномпроцессе. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  185. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.:1. Педагогика, 1971. 351 с.
  186. Э.Е. Преподавание механики в курсе физики средней школы. М.:1. Просвещение, 1967. 179 с.
  187. Д.Б. Избраные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.554 с.
  188. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 219 с.
  189. Tokar D., Tokar В., Labuz P. Zbior zadan doswia dcazalnych z fisyki kurs sredni. — Warsawa: WSIP, 1980. — 176 s. — Пол.
Заполнить форму текущей работой