Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: На материале курса физики IX кл
Диссертация
Однако, говоря об экспериментальных задачах, большинство вышеназванных исследователей имеет ввиду экспериментальные задачи количественного характера, то есть такие экспериментальные задачи, решение которых связано с математическими расчетами и выкладками. На наш взгляд, это однобокое понимание функции экспериментальных задач не раскрывает полностью дидактических возможностей их применения. До сих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
- 1. 1. Понятие учебно-познавательной деятельности в психологии и дидактике
- 1. 2. Состояние проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в психологии и дидактике
- 1. 3. Виды экспериментальных задач, их функции и место в учебном процессе по физике в средней школе
- Выводы
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ КАЧЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Роль экспериментальных задач качественного характера в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 2. 2. Методика использования экспериментальных задач качественного характера (на материале раздела «Динамика»)
- 2. 3. Методика формирования умения решать экспериментальные задачи качественного характера
- Выводы
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Задачи, организация и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Критерии эффективности применения качественных экспериментальных задач в обучении
- 3. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
Список литературы
- Акритов X. Развитие интереса учащихся к механике // Физика в шко-ле. 1985.№ 4,с.38−44.
- Активизация познавательной деятельности учащихся в преподавании физики:
- Сборник научных трудов. Свердловск, 1973. — 129 с.
- Александров Д.А., Швайченко И. М. Методика решения задач по физике всредней школе: Пособие для учителей, — Л.:Учпедгиз, 1948.-240 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценкиучения школьников: Экспериментально-педагогические исследования. -М.:Педагогика, 1982. 296 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во1. ЮГУ, 1994. 246 с.
- Анофрикова С.В., Стефанова Г. П. Обучение учащихся методу поиска решения задач // Физика в школе. 1984.№ 6. с.34−38.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональныхсистем. В книге: Принципы системной организации функции. М.:Наука, 1973, с.7−16.
- Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах: Пособиедля учителей. М. Просвещение, 1974. — 127 с.
- Балашов М.М. Физика: Учебник для IX класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 319 с.
- Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: Учебное пособие длястудентов вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 256 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательнойдеятельности школьников. Диссертация. доктора педагогических наук. -Челябинск, 1995. — с.
- Беликов В.А. Особенности руководства системой познавательной деятельности учащихся на уроках физики IX-X классов: Методические рекомендации. Магнитогорск, 1982. — 31с.
- Берлеев Г. И. Сборник задач и вопрос по физике. М.: Учпедгиз, 1955. — 125 с.
- Бирюков JI.A. Система упражнений курса физики первой ступени как средство комплексного формирования знаний и обобщенных приемовучебной работы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Ленинград, 1980. — 220 с.
- Блохин B.C. Особенности познавательной деятельности учащихся при решении творческих задач // Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся. Ярославль, 1975. -с.34−40.
- Богоявленский Д.М. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения//Вопросы психологии, 1976.№ 2.с.75−82.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной деятельности как путь развития мышления и активности мышления // Вопросы психологии, 1962.№ 4. с.8−17.
- Большакова З.М. Формирование умения определять цель и задачи учебногозанятия у будущих учителей с помощью алгоритмов и эвристик: Автореферат. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1992.- 16 с.
- Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Буров В.А., Иванов А. И., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: Просвещение, 1985, — 62 с.
- Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6−7классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов.- М.: Просвещение, 1981. 112 с.
- Буряк В.К. Самостоятельная дифференцированная работа школьников // Физика в школе. 1982.№ 4. с.60−61.
- Бутырский Г. А. Проблема использования экспериментальных задач при обучении физике в старших классах средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук в виде научного доклада. Киров, 1995. — 26 с.
- Бухарова Г. Д. Задачи с производственно-техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа при обучении физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1987. — 217 с.
- Вайзер Г. А. Формирование методов рассуждения при решении учащимися физических задач: Диссертация. кандидата психологических наук. М., 1969.-296 с.177
- Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: Дис4″ сертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1984. — 227 с.
- Володарский В. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук.-М., 1979.-239 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы совещания по психологии в 1955 году. М., 1957.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — с.236−277.
- Голубовская М.П. Современный подход к решению задач по механике в курсе физики средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1992. — 166 с. f* 32. Горев JI.A. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1977. — 151с.
- Горячкин Е.Н. Методика преподавания физики в семилетней школе. В 4-х томах. Т.1. Общие вопросы методики физики: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1948. — 496 с.
- Грабарь М.Н., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Грязева Н. Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Диссертация. кандидата педагогических наук. — Челябинск, 1996. — 170 с.
- Гуревич Ю.Л. Об активизации мыслительной деятельности учащихся // Физика в школе. 1988.№ 4.с.77−78.
- Давиден А.А. Экспериментальные задачи как средство повышения уровня и качества знаний учащихся по физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1990. — 184 с.
- Давыдов В.В., Вартанян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981.-220 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика, 1979. — 423 с.
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников
- Вопросы психологии. 1981 .№ 6.с. 13−26.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
- Демкович В.П. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение, 1970.-240 с.
- Демонстрационные опыты по физике в 6−7 классах средней школы / Под ред.
- А.А.Покровского. М.: Просвещение, 1974. — 118 с.
- Джумаев Х.К. Учебно-познавательные задачи по физике как одно из средствформирования у учащихся познавательной активности и самостоятельности (на материале 6−7 классов): Диссертация. кадидата педагогических наук. Душанбе, 1988. — 187 с.
- Довнар Э.А., Курочкин Ю. А., Сидорович П. Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. Минск: Народная асвета, 1981. — 96 с.
- Дубенский Ю.П. Дидактика физики: Исследовательско-конструкторский подход. Омск, 1995. — 95 с.
- Дубенский Ю.П. Пути усиления познавательной и воспитательной функцийзадач при обучении физике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск,
- Евсеева Н.М. Экспериментальные упражнения в курсе физики как средство организации познавательной деятельности учащихся подросткового возраста: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1990. — 189 с.
- Елизаров К.Н. Вопросы методики преподавания физики в средней школе.
- М.: Учпедгиз, 1962. 239 с.
- Елизаров К.Н. Организация урока физики. М.: Учпедгиз, 1959. — 294 с.
- Есипов Б.П. Мыслительная активность в обучении. М.: Учпедгиз, I960. -239 с.
- Захаров Г. А. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условийуспешного обучения физике (на материале 6−7 классов): Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 1990. -182 с.
- Зибер В.А. Задачи-опыты по физике: Пособие для учителей физики средней школы. М.: Учпедгиз, 1953. — 185 с.
- Знаменский П.А. Методика преподавания физики. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1954.-551 с.
- Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1978.- 110 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
- Искандеров Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формированиязнаний о физическом явлении и развитии логического мышления в курсе физики основной школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Челябинск, 1993. 195 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Каменецкий С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в среднейшколе: Книга для учителя.-3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
- Кикоин И.К., Кикоин А. К. Физика: Учебник для IX класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 191 с.
- Кириллова Г. И. Воспитание познавательной потребности у учащихсястарших классов средней школы при изучении курса физики: Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Красноярск, 1972. — 21 с.
- Кольчевская Е.П. Экспериментальные задачи по физике для 6−7 классов.
- Минск: Народная асвета, 1974.- 84 с.
- Кондаков В.А. Системное овладение познавательными методами как одно из условий развития познавательной активности и самостоятельности школьников: Сборник научных трудов. Куйбышев, 1975, вып. 2, с. 113−127.
- Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика. 1956. № 12.с.69−70.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М., 1974.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. — 524 с.
- Ланина И .Я. Совершенствование лабораторного практикума по методике преподавания физики. В кн. Совершенствование экспериментальной подготовки учителя физики в певузе. Свердловск: СГПИ, 1989.- с. 15−22.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. -392 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. М.: Наука, 1983.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М.: Наука, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии^. 1972. с.98−105.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы деятельности учения // Вопросы психологии понимания / Под общ. ред. А. А. Смирнова. М.-Л.: Изд-во АПН СССР, 1947.-c.3−40.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Ломоносов А.С. Экспериментальные задачи физико-техничнского содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики: Диссертация. кандидата педагогических наук. М., 1986. — 178 с.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для восьмилетнейшколы. М.: Учпедгиз, 1962. — 159 с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Мельник П.А. Пути совершенствования процесса решения задач по механике в средней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Киев, 1974.-231 с.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения иновые программы // Советская педагогика. 1968.№ 6. с. 21 38.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. 4.1 / В.П.
- Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и
- А.В.Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Методика решения задач механики / Под ред. А. Н. Матвеева. М., 1980. -119 с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителей / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др. /Под ред. А. В. Усовой. 4-е изд., пераб. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
- Мирзоев Б. Значение и место качественных задач в процессе обучения в 6 -7классах средней школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Душанбе, 1978. 206 с.
- Мошков С.С. Постановка экспериментальных задач на уроках физики всредней школе: Диссертация. кандидата педагогических наук. Ленинград, 1953. — 242 с.
- Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе.
- Ленинград: Учпедгиз, 1955. 204 с.
- Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.А.
- Степанова. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. -479 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. 22-е изд. — М.: Русс, яз., 1990.-923 с.
- Осинская В.Н. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике: Диссертация. кандидат педагогических наук. Киев, 1978. — 172 с.
- Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, Л. В. Верник и др. / Под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Вища школа, 1988. -215 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред.
- А.В.Перышкина, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
- Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Педагогический словарь. Т. 1. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 774 с.
- Перышкин А.В., Рошевская Х. Д., Соколова Е. Н., Шахмаев Н. М. Методика преподавания физики в 8-летней школе: Пособие для учителей и студентов педвузов / Под ред. А. В. Перышкина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 317 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебноепособие. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. Львов: Изд-во журнала «Квантор», 1991. — 214с.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике.1. М.: Учпедгиз, 1963.
- Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательнойсамостоятельности школьников в обучении: Диссертация. доктора педагогических наук. Казань, 1976. — 483 с.
- Понтекорво М. Энрико Ферми. М.: Наука, 1971. — 72 с.
- Практикум по методике решения физических задач: Учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических институтов / В. И. Богдан, В. А. Бондарь, Д. И. Кульбицкий, В. А. Яковенко. Минск: Высшая школа, 1983.-272 с.
- Проведение уроков решения задач: Методические рекомендации. Составитель И. Я. Ланина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 84 с.
- Программа средней общеобразовательной школы. Физика. Астрономия.
- М.: Просвещение, 1996. 215 с.
- Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вищашкола, 1987. 224 с.
- Психология / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
- Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: Учпедгиз, 1961.-249 с.
- Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1966.152 с.
- Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. Томск, Изд-во ТГПИ, 1979. — 216 с.
- Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957, — 216 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-М.:Учпедгиз, 1940.- 596 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высшихпедагогических учебных заведений и университетов. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рукавишникова П.В. Элементы программирования в осуществлениииндивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках физики // Передовой опыт обучения и воспитания. Йошкар — Ола, 1971. — с. 103−110.
- Рымкевич П.А., Емельянов Ф. С., Рымкевич А. П. Сборник вопросов и задачпо физике / Под ред. П. А. Рымкевича. М.: Просвещение, 1964. — 205 с.
- Саенко П.Г. Физика: Учебник для IX класса средней школы. М.: Просвещение, 1992. 174 с.
- СалминаП.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Московскийуниверситет, 1981. 136 с.
- Сборник вопросов и задач по физике для VIII X классов / Под ред. П.А.
- Знаменского. М.: Учпедгиз, 1964. — 149 с.
- Семыкин Н.Г., Любичанковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 85 с.
- Сенаторова Н.Р. Принципы формирования продуктивных творческих задачна примере изучения физики // Инновационное обучение: Стратегия и практика. М., 1994. — с.95 — 113.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.:Педагогика, 1980.96 с.
- Словесно-логическое мышление. Психология. Словарь / Под общей ред.
- А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихсяшкол и студентов ВУЗов // Сборник научных трудов.
- Стандарты физического образования / Под ред. Ю. И. Дика, В. Г. Разумовского, А. А. Пинского. // Физика в школе. 1993. N4,5. -4−10 с.
- Старко Ф.В. Развитие познавательной активности учащихся старших классовпри обучении физике: Диссертация. кандидата педагогических наук. -Киев, 1982. 200 с.
- Старовикова И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах: Диссертация. кадидата педагогических наук. Челябинск, 1996. — 207 с.
- Талызина Н.Ф., Никола Г. Формирование общих приемов решенияарифметичеких задач // Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 260 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшихшкольников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Токарев А.В. Система задач по физике как средство формирования знаний иобщенаучных умений и навыков: Диссертация. кандидата педагогических наук.-М., 1983.-200 с.
- Тулькибаева Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задачпо физике: Диссертация. доктора педагогических наук. Ленинград, 1989.- 366 с.
- Тулькибаева Н.Н. Система задач по физике в средней школе // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 120 с.
- Тулькибаева Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся решениюфизических задач. Челябинск: ЧГПИ, 1979. — 94 с.
- Тулькибаева Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решатьзадачи: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1981. — 85 с.
- Тулькибаева Н.Н., Фридман Л. М., Драпкин М. А., Валович Е.С., Бухарова
- Г. Д. Решение задач по физике: Психолого-методический аспект. Челябинск, 1995. — 119 с.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике: Пособие для учителя.
- М.: Просвещение, 1972. 239 с.
- Тюфанов Ю.Н. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в процессе самостоятельной работы по физике: Автореферат. кандидата педагогических наук. М., 1977. — 17 с.
- Усова В.А., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихсяна уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Дидактический материал по физике. 6−7 класс.- М.: Просвещение, 1972. 127 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Дидактический материал по физике. 8 класс.
- М.6 Просвещение, 1972. 78 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при обучении физике:Методические рекомендации. -Челябинск, 1996. 126 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Система самостоятельных работ по физике. 10 класс. Челябинск, 1994. — 85 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Система самостоятельных работ по физике. 11 класс. Челябинск, 1994. — 90 с.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.- М.: Просвещение, 1984. 143 с.
- Усова А.В., Завьялов В. В., Лырчикова В. И. Развитие у учащихся познавательного интереса к физике: Методические рекомендации для студентов и учителей школ. Челябинск, 1979. — 24 с.
- Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования. Челябинск: Изд-во «Факел», 1996. — 45 с.
- УсоваА.В. Организация самостоятельной работы по курсу физики в восьмилетней школе. Челябинск, Южно-Уральское книжное изд-во, 1968.- 235 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Челябинск, 1988. — 88 с.
- Усова А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверки. Челябинск, 1996. 50 с.
- Усова А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач:
- Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
- Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных уменийв процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие к спецкурсу. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. 25 с.
- Усова А.В. Формирование у учащихся умения самостоятельно систематизировать знания: Пособие для студентов педвузов и учителей школ. Челябинск, Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — 30 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1989.-444 с. ч
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1989. 444 с.
- Фридман J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.
- М.: Педагогика, 1977. 208 с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
- Хомутский В.Д. Познавательные задачи по физике. Челябинск: Изд-во1. ЧГПИ, 1990. 150 с.
- Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Зап.-Сиб.книжное изд-во, 1973.- 156 с.
- Черкасов В.А. Дидактические основы построения системы упражнений покинематике: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1974. — 180 с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск, Изд-во иркутс. ун-та, 1985. — 196 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М. Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельностиучащихся // Советская педагогика. 1971 .№ 10. с. 18 25.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 348 с.
- Шестюков И.И. Дифференцированный подход к учащимся при решении задач // Физика в школе. 1972.№ 4. с. 61 62.
- Шунин И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: Диссертация. кандидата педагогических наук. Самара, 1995. — 197 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебномпроцессе. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.:1. Педагогика, 1971. 351 с.
- Эвенчик Э.Е. Преподавание механики в курсе физики средней школы. М.:1. Просвещение, 1967. 179 с.
- Эльконин Д.Б. Избраные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.554 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 219 с.
- Tokar D., Tokar В., Labuz P. Zbior zadan doswia dcazalnych z fisyki kurs sredni. — Warsawa: WSIP, 1980. — 176 s. — Пол.