Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лия Михайловна Предтеченская — родоначальница предмета «Мировая художественная культура «, разработала программу, предназначенную для учащихся 9 — 11 классов средних общеобразовательных учреждений. В основу программы положена «типологическая модель» предмета, интерпретирующая мировую художественную культуру не как комплексную историю искусств, а как специфическую форму познания «картины мира… Читать ещё >

Актуальные подходы к приобщению к современному искусству обучающихся на занятиях мировой художественной культуры в образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приступая к изучению нового предмета, преподаватель всегда, хотя бы мысленно, отвечает на три основополагающих вопроса: что он предлагает своим ученикам или что является предметом изучения, зачем этот предмет будет изучаться, то есть, каковы цели, задачи и значение учебного курса; как следует изучать данный учебный предмет, то есть, как будет организован процесс обучения, каковы его формы и методы. Но ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какова будет основополагающая база преподаваемого предмета, то есть концепция и программа, на которые будет ориентироваться учитель. Если 20 веке четко были определены авторы, по программам которых реализовывалось содержание образовательных дисциплин, то в настоящее время по каждому предмету существует многообразие представляемых концепций, выбор которых зависит от образовательного учреждения, предпочтений самого педагога, который может выбрать как одну из существующих программ, так и реализовывать компилятивную или авторскую программу. Такова участь и предмета «Мировая художественная культура», имеющего интегративный характер и реализуемого в образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы на разных возрастных уровнях: 5−9 классы, 6−9 классы, 8−9 классы, 10- 11 классы и т. д.

О каком школьном предмете сами ученики говорят, что его надо изучать больше? Этот универсальный предмет, который развивает и кругозор, и мышление, и творческие способности — мировая художественная культура. Но учебные планы образовательных учреждений заботятся, в основном, об умственном развитии ребенка. Физика, математика, химия, русский язык, иностранный язык считаются более важными для подрастающего поколения, чем все ценности, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования.

Учебный курс «Мировая художественная культура» включен в учебные планы общеобразовательных школ, учреждений дополнительного художественноэстетического образования, ВУЗов страны совсем недавно.

Прежде всего, необходимо разобраться в самом предмете преподавания, так как каждое слово, входящее в название курса, вызывает множество вопросов и требует разъяснения. Понятие «культура» столь многозначно, что трудно назвать даже количество ныне существующих его толкований, а определение «мировая» делает предмет изучения безграничным.

В современной культурологической науке далеко не завершены споры вокруг различных подходов к анализу истории и теории художественной культуры, ее периодизации и хронологии, к содержанию отдельных понятий и терминов. Наиболее дискуссионными являются вопросы современного искусства.

Приобщение обучающихся к современному искусству должно начинаться в зависимости от уровня их подготовки. Особенность работы на данном этапе осложняется тем, что, прежде всего, необходимо компенсировать недостатки гуманитарной подготовки. Без этого само освоение основ художественной культуры будет невозможным.

Новая концепция школьного образования предлагает такой блок предметов эстетического цикла: Музыка, Изобразительное искусство и Мировая художественная культура. Причем, сейчас МХК для многих старшеклассников — единственная возможность общения с искусством. Согласно статистике, почти для всех школьников (98,5%) [30, С.25] этот урок в школе является «последним терминалом», где ребенок имеет возможность получить представление о культуре и искусстве в систематическом виде под руководством педагога.

К настоящему времени разработаны, опубликованы и реализуются на практике разнообразные концепции преподавания мировой художественной культуры, в которых вопросам изучения периода в развитии искусства, которое мы можем называть современным, отводится неодинаковое внимание. Рассмотрим некоторые из них.

Лия Михайловна Предтеченская — родоначальница предмета «Мировая художественная культура «[26, С.8], разработала программу, предназначенную для учащихся 9 — 11 классов средних общеобразовательных учреждений. В основу программы положена «типологическая модель» предмета, интерпретирующая мировую художественную культуру не как комплексную историю искусств, а как специфическую форму познания «картины мира и человека». Программа рассчитана на три года обучения и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. В то же время каждый из этих разделов самостоятелен и представляет собой единое целое.

Педагогическая цель программы — приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно — нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нем через общение с искусством «активно-мыслящего мировоззрения». Содержание в данной программе раздела о современном искусстве частично устарело, хотя Предтеченская предлагает обзорное знакомство с искусством СССР (50 — 80 г.г. 20 века), но за последние десятилетия появились новые точки зрения и сложились новые взгляды на понятие «современное искусство».

Программа Баклановой Т. И., Сокольниковой Н. М. «Мировая художественная культура. 5−9 класс» [4, С.6] предполагает первоначальное знакомство школьников с мировой художественной культурой. Содержание программы охватывает наиболее яркие стороны художественной культуры России и некоторых других стран мира, лучшие традиции которых служат своего рода ориентирами в современном мировом художественном пространстве. Авторы предполагают знакомство с современными тенденциями взаимовлияния и взаимопроникновения художественных культур разных народов и стран, связанные с новыми информационными технологиями, с многообразием течений, направлений и творческих поисков в современной мировой художественной культуре, но большее внимание уделяется изобразительному искусству, при этом предлагается знакомство с произведениями, созданными в первые две трети двадцатого века.

Такую же ситуацию мы наблюдаем в программах Картавцевой М. И., Чернышева И. С[17,С.5]., Маранцмана В. Г. 21, С.12], хотя они рассчитаны на преподавание мировой художественной культуры в 10 — 11 классах, когда учащиеся уже абсолютно осознанно могут выразить свое ценностное отношение к наблюдаемым явлениям, в частности к произведениям современных мастеров искусства.

Актуальным источником для педагогов, поставивших перед собой задачу приобщения учащихся к современному искусству, является учебное пособие «Мировая художественная культура. Конец 19- 20 век» [29, С.36]. Автор — Татьяна Леонардовна ОйстрахДемидовадоцент кафедры культурологи Минского государственного лингвистического университета, рассматривает проблемные вопросы, связанные с зарождением и развитием авангардного искусства в первой половине 20 века, анализирует основные авангардные течения от фовизма до сюрреализма, творчество ведущих мастеров. В пособии дается обширный культурологический и искусствоведческий материал, позволяющий осмыслить и проанализировать пути развития современного искусства. Также предлагаются вопросы для обсуждения к каждой теме, вопросы для контроля и самостоятельной работы, творческие задания.

Для приобщения обучающихся к современному искусству также наиболее подходят программы Солодовникова Ю. А. 29, С.15], Хорошенковой А. В. 32, С.9], так как в них рассматривается развитие искусства вплоть до 90- х годов 20 века.

Из всего вышеперечисленного следует, что вопросы приобщения к современному искусству, несмотря на актуальность его изучения, не рассматриваются авторами программ по мировой художественной культуре в достаточной степени. Это объяснимо тем, что 20 и начало 21- века дали человечеству такое количество направлений и течений в искусстве, что очень трудно составить общее представление об этом периоде. И нам остается только задать вопрос: «Какие формы организации занятий по мировой художественной культуре будут более оптимальны в процессе познания и приобщения обучающихся к особенностям и специфике современного искусства?».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой