Речевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку
Диссертация
В основу определения уровней речевого развития положено понятие текстовой компетенции, в состав которой входят речевая и языковая компетенция. Речевая компетенция, обеспечивает, с одной стороны, реализацию целостности текста, т. е. умения расчленять целостный замысел и устанавливать между отдельными смысловыми компонентами иерархические отношения, с другой — его связности, т. е. умения соединять… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Язык и речевая деятельность как предмет научного исследования
- 1. 2. Текст как продукт речевой деятельности
- 1. 3. Современные подходы к исследованию речевого развития детей школьного возраста
- 1. 4. Речевое развитие школьников как предмет изучения общей 93 методики преподавания русского языка
- 1. 5. Специфика речевого развития умственно отсталых старшеклассников
- 1. 6. Совершенствование работы по речевому развитию умственно отсталых старшеклассников в условиях традиционной 125 системы обучения русскому языку
- 1. 7. Выводы
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
- 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. Типологические особенности речевого развития умственно отсталых старшеклассников в аспекте реализации ими целостности текста
- 2. 3. Особенности тема-рематического структурирования текста учащимися с интеллектуальной недостаточностью
- 2. 4. Возрастные особенности речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью в аспекте реализации ими целостности текста
- 2. 5. Типологические особенности речевого развития умственно отсталых старшеклассников в аспекте реализации ими связности текстов
- 2. 6. Возрастные особенности речевого развития старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью в аспекте реализации ими 245 связности текста
- 2. 7. Уровни речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 2. 8. Концепция речевого развития умственно отсталых учащихся 267 пятых-девятых классов в процессе обучения русскому языку
- 2. 9. Выводы
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 3. 1. Системный подход к развитию речевой деятельности 282 умственно отсталых старшеклассников
- 3. 2. Принципы новой педагогической системы речевого развития умственно отсталых старшеклассников
- 3. 3. Содержательные компоненты экспериментальной системы речевого развития умственно отсталых учащихся пятых-девятых классов
- 3. 4. Средства формирования текстовой деятельности старшеклассников с интеллектуальным недоразвитием
- 3. 5. Выводы
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 4. 1. Цель и задачи контрольного эксперимента, критерии оценки результативности педагогической системы
- 4. 2. Возрастная динамика речевого развития умственно отсталых старшеклассников в аспекте реализации ими целостности текста
- 4. 3. Возрастная динамика речевого развития умственно отсталых старшеклассников в аспекте реализации ими связности текста
- 4. 4. Динамика речевого развития умственно отсталых школьников с учетом двух базовых характеристик текста
- 4. 5. Выводы
Список литературы
- Аверьянова Г. Н. Лингвистика текста в практическом курсе русского языка / Г. Н. Аверьянова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 39 с.
- Аветян Э. Г. Природа лингвистического знака / Э. Г. Аветян. Ереван: Изд-во МИТК, 1968. — 219 с.
- Айтметова С. Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ш. Айтметова- НИИ дефектологии. М., 1963. — 18 с.
- Акишина А. А. Структура целого текста / А. А. Акишина. М.: Б. и., 1979 а.-Вып. 1.-89 с.
- Акишина А. А. Структура целого текста / А. А. Акишина. М.: Б. и., 1979 б.-Вып. 2.-80 с.
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
- Аксенова А. К. и др. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5−9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. М.: Просвещение, 2002 а.-144 с.
- Аксенова А. К. и др. Русский язык: 5−9 классы / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2003. — С. 4−45.
- Андреева Г. В. Интерпретация сюжетной ситуации, организованной принципом контрастности / Г. В. Андреева // Текст как объект комплексногоанализа в вузе / Отв. ред. И. В. Арнольд. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1984. — С. 11−19.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 446 с.
- Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 365 с.
- Арутюнова Н. Д. Речь / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Глав. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 414−416.
- Архипова Е. В. Вопросы речевого развития младшего школьника / Е. В. Архипова. Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ун-та, 1995. — 92 с.
- АхутинаТ. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса/Т. В. Ахутина.-М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989.-213 с.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 559 с.
- Бабанский Ю. К и др. Принципы целостного педагогического процесса / Бабанский Ю. К., Сластенин В. А. // Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. С. 43−64.
- Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Бебешина Н. Н. и др. Развитие речи на уроках русского языка в У-УШ классах вспомогательной школы / Н. Н. Бебешина, В. П. Свириденков. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
- Бектаева К. Ж. Система работы над изложением в старших классах вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / К. Ж. Бектаева- НИИ дефектологии. М., 1982. — 22 с.
- Белянин В. П. Введение в психолингвистику / В. П. Белянин. М.: ЧеРо, 2001.- 127 с.
- Бельтюков В. И. Взаимодействие языковой и речевой структур в рамках единой системы / В. И. Бельтюков // Дефектология. 1993. — № 1. — С. 5−12.
- Бельтюков В. И. Аналитико-синтетический подход к определению понятия «система» / В. И. Бельтюков // Философские исследования. 1994. -№ 1.-С. 273−291.
- Бельтюков В. И. Взаимодействие анализа и синтеза в процессе отражения / В. И. Бельтюков // Философские исследования. 1995. — № 2. — С. 185−201.
- Бельтюков В. И. Триада как фактор системообразования / В. И. Бельтюков // Дефектология. 2000. — № 5. — С. 3−8.
- Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Бес-палько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
- Бирюкова Т. Г. Речевое развитие старших школьников / Т. Г. Бирюкова. Елец: Изд-во Елецк. гос. пед. ин-та, 2000. — 169 с.
- Блауберг И. В. Философско-методологические проблемы системного исследования. Автореф. дис.. д-ра филос. наук / И. В. Блауберг- Ин-т философии АН СССР. М., 1983. — 40 с.
- Блауберг И. В. и др. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- БогинГ. И. Уровни и компоненты речевой способности человека / И. Г. Богин. Калинин: Калинин, ун-т, 1975. — 104 с.
- Богин Г. И. Концепция языковой личности: Автореф. дис. д-ра филол. наук / И. Г. Богин- Москов. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1982. — 36 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис.. д-ра филол. наук / И. Г. Богин- Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л., 1984. — 31 с.
- Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. Изд 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
- БожовичЕ. Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002.-288 с.
- Болотнова Н. С. Основы теории текста / Н. С. Болотнова. Томск: Изд-во Томск, гос. пед. ун-та, 1999. — 100 с.
- Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени / А. В. Бондарко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.-257 с.
- Бордовская Н. В. и др. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордов-ская, А. А. Реан. СПБ.: Питер, 2003. — 304 е.- (Сер. «Учебник нового века»).
- Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер // Язык и познавательное развитие / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — С. 336−351.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов / Дж. Брунер // Психолингвистика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. — С. 21−49.
- Булыгина Т. В. и др. Система языковая / Т. В. Булыгина, С. А. Крылов // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 452−454.
- Вавина Л. С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на материале специально-организованного практического опыта: Автореф дис.. канд. пед. наук / Л. С. Вавина- НИИ дефектологии. М., 1968. — 18 с.
- Вавина Л. С. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы / Л. С. Вавина. Киев: Радянська школа, 1986. — 125 с.
- Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003. — 280 с.
- Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. -М.: Просвещение, 1983. 126 с.
- Вергелес Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: Учеб. пособие к спецкурсу / Г. И. Верги-лес. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1987. — 80 с.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учеб. пособие к спецкурсу / Г. И. Вергилес. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1989. 74 с.
- Воронкова В. В. Развитие письменной речи умственно отсталых учащихся / В. В. Воронкова // Дефектология. 1980. — № 3. — С. 95−96.
- Воронкова В. В. Методы обучения во вспомогательной школе / В. В. Воронкова // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Школа-пресс, 1994 а. С. 138−165.
- Воронкова В. В. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы / В. В. Воронкова // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-пресс, 1994 б. — С. 79−97.
- Воронкова В. В. Русский (родной) язык / В. В. Воронкова // Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: Владос, 2000. — Сб. 17 Под ред. В. В. Воронковой. — С. 5−28.
- Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2: Мышление и речь. — С. 5−361.
- Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983 а. — Т. 3: История развития высших психических функций. — 5−328.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983 б. — Т. 5. — 368 с.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. — С. 321−393.
- Гак В. Г. Повторная номинация на уровне предложения / В. Г. Гак // Синтаксис текста: Сб. статей / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — С. 91−102.
- Гак В. Г. Лексическое значение слова / В. Г. Гак // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 261−263.
- Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка: Учеб. пособие для студентов / В. Г. Гак. М.: Добросвет, 2000. — 831 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 138 с.
- Гардинер А. Различие между речью и языком / А. Гардинер // Звегин-цев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях: В 2 ч, — 2-е доп. изд. М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960. -Ч. II.-С. 13−20.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
- Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики / Г. Гийом- Пер. с франц. -М.: Прогресс, Культура, 1992. 217 с.
- Гиндин С. И. Внутренняя организация текста: (Элементы теории и семантический анализ): Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Гиндин- Москов. гос. пед. ин-т иностр. языков им. М. Тореза. М., 1972. — 23 с.
- Гинзбург Е. JI. Знаковые проблемы психолингвистики / Е. JI. Гинзбург// Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 81−105.
- Гнедовский M. М. Текст, коммуникация и речевая деятельность учащихся / M. М. Гнедовский // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — С. 19−20.
- Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 199 с.
- Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. — 272 с.
- Гнездилов М. Ф. и др. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся / М. Ф. Гнездилов, С. Ш. Айтметова М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-20 с.
- Гордиенко Е. А. Научно-педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи / Е. А. Гордиенко. Ташкент: Фан, 1985. — 100 с.
- Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / И. Н. Горелов. Челябинск: Изд-во Челябинск, гос. пед. ин-та, 1974. — 155 с.
- Горелов И. Н. и др. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Лабиринт, 2001. — 303 с.
- Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов. -М.: Учпедгиз, 1961. 196 с.
- Гребенкина Р. Т. и др. Методика развития связной речи в начальной школе: Пособие для учителя / Р. Т. Гребенкина, А. И. Кочкина, О. П. Малинина. -СПб.: Изд-во Ленингр. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1995. 108 с.
- Гречко В. А. Теория языкознания / В. А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003.-375 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. — 541 с.
- Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
- Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. -М.: Просвещение, 1990. 175 с.
- Демьянков Б. 3. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / Б. 3. Демьянков // Язык и наука конца XX века / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Издательский центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 1995. — С. 239-320.
- Долгобородова Н. П. Принципы обучения / Н. П. Долгобородова // Обучение во вспомогательной школе / Редкол.: Н. П. Долгобородова, В. А. Синяк, Л. В. Нейман и др. -М.: Просвещение, 1973. С. 31−48.
- Донская Т. К. Коммуникативная методика русского языка / Т. К. Донская. СПб: Русская национальная школа, 2000. — 50 с.
- Донская Т. К. Краткие очерки по истории методики русского языка / Т. К. Донская. СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2001 .-115с.
- Дридзе Т. М. Текст как иерархия смысловых программ: (Информативно-целевой подход) / Т. М. Дридзе // Смысловое восприятие речевого сообщения: (В условиях массовой коммуникации) / Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. — С. 48−56.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: (На материале русской прозы XIX и XX веков) / М. Я. Дымарский. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 284 с.
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: (На материале русской прозы XIX и XX веков) / М. Я. Дымарский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 328 с.
- Ельмслев Л. Язык и речь / Л. Ельмеслев // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях: В 2 ч. 2-е доп. изд. -М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960 — Ч. II. — С. 56−66.
- Еремеева А. П. Проблема разработки единой лингвистической концепции развития речи учащихся / А. П. Еремеева // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — С. 8−15.
- Еремеева А. П. Работа над развитием навыков анализа текста с 4 по 8 класс / А. П. Еремеева // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. статей из опыта работы / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982.-С. 120−127.
- Еремеева А. П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Еремеева- Москов. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1991. — 43 с.
- Еременко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы / И. Г. Еременко. Киев: Радянська школа, 1972. — 130 с.
- Еременко И. Г. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие / И. Г. Еременко. Киев: Вища школа, 1985. — 327 с.
- Жумадилова Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Жумадилова- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1994. — 18 с.
- Желтовская Jl. Я. и др. Русский язык: Коммуникативно-ориентированный курс / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программно-методические материалы: Русский язык: Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина М.: Дрофа, 2000.-С. 93−213.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 159 с.
- Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов / Н. И. Жинкин // Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество: (Избранные труды). -М.: Лабиринт, 1998.-С. 183−319.
- Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека / А. А. Залевская. Калинин: Калинин, ун-т, 1977. — 83 с.
- Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Зан-ков. М.: Учпедгиз, 1939. — 64 с.
- Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований / Л. В. Занков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990.-419 с.
- Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. -М.: Русский язык, 1977. 48 с.
- Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. -М.: Русский язык, 1981. 113 с.
- Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория / В. А. Звегинцев. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.-248 с.
- Зверев И. Д. и др. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Зикеев А. Г. Основные коррекцнонные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности / А. Г. Зикеев // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 53−57.
- Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 199 с.
- Зимняя И. А. Речевая деятельность и психология речи / И. А. Зимняя// Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — С. 64−72.
- Зимняя И. А. Предметный анализ текста как продукта говорения / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976.-С. 57−64.
- Зимняя И. А. Психологические основы говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. М.: Наука, 1982. — 367 с.
- Золотова Г. А. и др. Коммуникативная грамматика русского синтаксиса / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М.: Филологический факультет Москов. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1998. — 528 с.
- Ильина С. Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5−6 классах вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Ильина- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1989. — 16 с.
- Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. 2003 в. — № 5. — С. 58−63.
- Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых учащихся пятых-девятых классов: Теоретико-экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. СПб.: КАРО, 2005. — 240 с. — (Сер. «Коррекционная педагогика»),
- Ильина С. Ю. Система работы по речевому развитию умственно отсталых старшеклассников: (Проблемы формирования текстовой деятельности) / С. Ю. Ильина // Вестник Помор, гос. ун-та. 2006 а. — Сер.: Психолого-педагогические науки. — № 1 (9). — С. 16−24.
- Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5−9 классов с интеллектуальным недоразвитием: Метод, пособие для педагогов-дефектологов и студентов пед. вузов / С. Ю. Ильина. СПб., КАРО, 2006 б. -96 с. — (Сер. «Коррекционная педагогика).
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений / Т. А. Ильина // Результаты новых исследований в педагогике / НИИ общей педагогики АПН СССР- Под ред. Н. М. Шахмаева. М.: Б. и., 1977.-С. 3−8.
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-496 с.
- ИпполитоваН. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / H.A. Ипполитова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 171 с.
- КазарцеваО.М. Культура речевого общения и практика обучения/ О. М. Казарцева. М.: Флинта, Наука, 1999. — 495 с.
- Казанский Н. Г. и др. Дидактика: Начальные классы / Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. -М.: Просвещение, 1978. 224 с.
- Каменская О. JI. Текст и коммуникация / О. JI. Каменская. М: Высшая школа, 1990.- 151 с.
- Капинос В. И. Активизация методов работы по развитию речи / В. И. Капинос // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — С. 34−42.
- Капинос В. И и др. Развитие речи: Задания для учащихся IV классов по русскому языку / В. И. Капинос, Ф. А. Новожилова, Н. Н. Сергеева- НИИ содержания и методов обучения. М., 1978. — 77 с.
- Капинос В. И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5−7 классы: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991.-342 с.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 258 с.
- КарлепК. Обоснование содержания и методики обучения родному языку во вспомогательной школе: Доклад. д-ра пед. наук / К. Карлеп- Тар-туск. гос. ун-т. Тарту, 1993. — 103 с.
- Касевич В. Б. Семантика, синтаксис, морфология / В. Б. Касевич. -М.: Наука: Главная редакция восточной лит-ры, 1988. 311 с.
- Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила /
- B. Б. Касевич // Язык и речевая деятельность. 1998. — Т. 1. — С. 31−40.
- Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кац-нельсон. Л.: Наука, 1972. — 216 с.
- Кацнельсон С. Д. Общее и типологическое языкознание / С. Д. Кацнельсон.-Л.: Наука, 1986.-298 с.
- Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия / С. Д. Кацнельсон. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 864 с. — (Сер. «Классики отечественной филологии).
- Кибрик А. Е. Язык / А. Е. Кибрик // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.1. C. 604−606.
- Ковалева Е. А. Дидактические принципы обучения во вспомогательной школе / Е. А. Ковалева // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-пресс, 1994. — С. 98−118.
- КовтуноваИ. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. -М.: Просвещение, 1976. 239 с.
- Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в целом / К. Кожевникова // Синтаксис текста: Сб. статей / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979.-С. 49−67.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1975. — 231 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 174 с.
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -М.: Мысль, 1975.-720 с.
- Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его использования в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. -1970.-№ 9.-С. 103−106.
- Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация) / В. В. Красных. М.: Диалог, Филологический факультет Москов. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1998. — 352 с.
- Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. — 270 с.
- Круглова Ю. А. Обучение работе над сочинением умственно отсталых старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Круглова- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1999. — 19 с.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976- 303 с.
- КручининаИ. Н. Текстообразующие функции сочинительной связи / И. Н. Кручинина // Русский язык: Функционирование грамматических категорий: Текст и контекст / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1984. — С. 204−210.
- Крушельницкая К. Г. Проблемы взаимосвязи языка и мышления / К. Г. Крушельницкая // Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970. — С. 376−418.
- КубряковаЕ. С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Отв. ред. Е. С. Кубрякова. М: Наука, 1991. С. 21−81.
- Кубрякова Е. С. и др. О понятии языковой системы и структуры языка / Е. С. Кубрякова, Г. П. Мельников // Общее языкознание: Внутренняя структура языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1972. — С. 8−91.
- Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. -М.: Народное образование, 2002. С. 5−57.
- Кукушкина О. И. Новые средства развития письменной речи детей / О. И. Кукушкина // Дефектология. 2004. — № 1. — С. 76−85.
- Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.
- Купалова А. Ю. Основные положения концепции обучения русскому (родному) языку в школе будущего / А. Ю. Купалова // О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе / Отв. ред. А. Ю. Купалова.-М.: Б. и., 1988.-С. 5−15.
- Купалова А. Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук /
- A. Ю. Купалова- НИИ общего и среднего образования. М., 1991. — 55 с.
- Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным языком: Сборник задач и упражнений для 5-х классов / А. Ю. Купалова. М.: Флинта, Наука, 1996. — 269 с.
- Кустов Ю. А. и др. Системный подход в педагогике / Ю. А. Кустов,
- B. А. Гусев. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. — 90 с.
- Ладыженская Т. А. Связная речь / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980.-С. 187−233.
- Ладыженская Т. А. Система упражнений по развитию связной речи / Т. А. Ладыженская // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — С. 4316.
- Ладыженская Т. А. Обучение связной речи в школе / Т. А. Ладыженская // Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н. И. Ку-дряшова. -М.: Просвещение, 1983. С. 8−25.
- Ладыженская Т. А. Развитие связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская // Обучение русскому языку в 4 классе: Метод, указания к учебнику: Пособие для учителей / Сост. Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1984. С. 56−96.
- Ладыженская Т. А. Обучение устной и письменной речи: (Связная речь) / Т. А. Ладыженская // Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. -М.: Просвещение, 1990. С. 276−291.
- Лалаева Р. И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников: Пособие к спецкурсу / Р. И. Лалаева. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1988. — 70 с.
- Лалаева Р. И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. И. Лалаева- НИИ дефектологии. М., 1989 а. — 34 с.
- Лалаева Р. И. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми / Р. И. Лалаева // Логопедия: Учеб. пособие для студентов / Под ред. Л. С. Волковой. -М.: Просвещение, 1989 б. С. 399119.
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. М.: Владос, 2001. — 222 с.
- Левицкий Ю. А. Язык, речь, текст / Ю. А. Левицкий. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. — 124 с.
- Лейкина Б. М. К вопросу об оценке связности и цельности текста / Б. М. Лейкина // Структурная и прикладная лингвистика / Отв. ред. А. С. Герд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — С. 3818.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969 а. — 305 с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969 б.-212 с.
- Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970. — С. 314−370.
- Леонтьев А. А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974 а. — С. 21−28.
- Леонтьев А. А. Функции и формы речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974 б. -С. 241−254.
- Леонтьев А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // Лингвистика текста: Сб. статей / Отв. ред. И. И. Чернышева. М.: Б. и., 1976 а.-Вып. 103.-С. 60−70.
- Леонтьев А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев// Смысловое восприятие речевого сообщения: (В условиях массовой коммуникации) / Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1976 б. С. 46−48.
- Леонтьев А. А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 412.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-286 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1972. 304 с.
- Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 5−20.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984. — 584 с.
- Лепская Н. И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. М.: Филологический факультет Москов. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1997. — 151 с.
- Логвинова Л. Л. Обучение монологической речи умственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Л. Логвинова- НИИ дефектологии.-М., 1983.-22 с.
- Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание / Т. П. Ломтев. М.: Наука, 1976.-381 с.
- Лосева Л. М. Структурно-семантическая организация целых текстов: (Метод, рекомендации учителям-словесникам по изучению связной речи) / Л. М. Лосева. Одесса: Б. и., 1973. — 97 с.
- Лосева Л. М. Как строится текст / Л. М. Лосева. М.: Просвещение, 1980.-96 с.
- Лунева В. П. Синтаксис связной речи: (Сложное синтаксическое целое) / В. П. Лунева. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1982. — 87 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1979.-320 с.
- Луцкина Р. К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. К. Луцкина- НИИ дефектологии. М., 1974. — 17 с.
- Луцкина Р. К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения / Р. К. Луцкина. -Алма-Ата: Изд-во Казах, пед. ин-та, 1989. 87 с.
- Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. -М: Просвещение, 1975. 176 с.
- Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов. М.: Изд-во Москов. гос. пед. ин-та, 1978. — Вып. 1. — 80 с.
- Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов. М.: Изд-во Москов. гос. пед. ин-та, 1979. — Вып. 2. — 78 с.
- Львов М. Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку / М. Р. Львов // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. статей из опыта работы / Сост. А. Н. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982. С. 4−14.
- Львов М. Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности / М. Р. Львов // Лингвистические основы преподавания языка / Отв. ред. Н. А. Баскаков, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 74−93.
- Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
- Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 246 с.
- Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 464 с.
- Любичева Е. В. и др. От текста к смыслу и от смысла к тексту: (Текстовая деятельность учащихся): Учеб. Пособие / Е. В. Любичева, Н. Г. Ольхо-вик / Под ред. Е. В. Любичевой. СПб.: Сага, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка /
- A. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 361 с.
- Ляудис В. Я. и др. Психологические основы формирования письменной речи младших школьников / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. М.: Между-нар. педагогическая академия, 1994. — 148 с.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения /
- B. Н. Максимова М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Н. Н. Малофеев- Ин-т коррекционной педагогики. М., 1996. — 81 с.
- Манеров В. X. Математическое обеспечение психологических исследований / В. X. Манеров. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2005.- 144 с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова М.: Педагогика, 1974. — 225 с.
- Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. М.: Высшая школа, 1987.-272 с.
- Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения / В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок / Пер с чешек.- Сост. Н. А. Кондрашов. М.: Прогресс, 1967. — С. 239−245.
- Меньшикова С. И. и др. Текст на уроках русского языка / С. И. Меньшикова, Н. Н. Сергеева. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1999. — 82 с.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания / В. Н. Мещеряков. М.: Флинта, Наука, 1999. — 254 с.
- Москальская О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. М.: Высшая школа, 1981. — 183 с.
- Мурзин Л. Н. и др. Как обучать языку: (Об основах лингводидактики) / Л. Н. Мурзин, И. Н. Сметюк. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1994. — 135 с.
- Негневицкая Е. И. и др. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шах-нарович. М.: Наука, 1981. — 110 с.
- Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи / О. А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. — 261 с.
- Николаева Т. М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы / Николаева Т. М. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. — Вып. 8: Лингвистика текста / Сост. Т. М. Николаева. — С. 5−42.
- Онищук В. А. Системный подход в обучении / В. А. Онищук // Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищу-ка. Киев: Радяньска школа, 1987. — С. 91−93.
- Онищук В. А. и др. Принципы обучения / В. А. Онищук, В. И. Пала-марчук // Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Радяньска школа, 1987.- С. 42−54.
- Основы дидактики / Ш. И. Ганелин, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и др.- Под ред. Б. П. Есипова. -М.: Просвещение, 1967.-472 с.
- Основы обучения и воспитания аномальных детей / Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. И. Земцова и др.- Под общ. ред. А. И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965.-343 с.
- Откупщикова М. И. Синтаксис связного текста / М. И. Откупщикова. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 103 с.
- Панфилов В. 3. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания / В. 3. Панфилов. -М.: Наука, 1982.-357 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
- Патрушев В. А. Психолингвистические аспекты рассмотрения структурных особенностей устных и письменных текстов / В. А. Патрушев // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — С. 21−22.
- Пахнова Т. М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков / Т. М. Пахнова // Лингвистические знания основа умений и навыков: Сб. статей из опыта работы / Сост. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985.-С. 102−124.
- Певзнер М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-485 с.
- Певзнер М. С. и др. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 223 с.
- Педагогика: Курс лекций / Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант, Т. Е. Конни-кова и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
- Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / Т. А. Ахаян, Г. И. Щукина, М. Г. Казакина и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
- Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, В. М. Лапик и др.- Под ред. И. Т. Огороднико-ва. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
- Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В. Г. Петрова. -М.: Просвещение, 1968. 160 с.
- Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. М.: Педагогика, 1977. — 199 с.
- Петрова В. Г. и др. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. -М.:Издательский центр «Академия», 2002. -160 с.
- Петрова Т. Е. Тема-рематические структуры в построении текстов детьми / Т. Е. Петрова // Материалы XXVIII межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов (С.-Петербург 15−22 марта 1999 г.). СПб.: Изд-во
- С.-Петерб. ун-та, 1999. Вып. 16: Секция общего языкознания / Отв. ред.
- B. Б. Касевич. Ч. 2.- С. 25−31.
- Петрова Т. Е. Особенности построения текста в аспекте функциональной асимметрии мозга: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Е. Петрова-
- C.-Петербург, гос. ун-т. СПб., 2000. — 18 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже- Пер. с франц. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 527 с.
- Пленкин Н. А. Обучение школьников структуре текста / Н. А. Плен-кин // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — С. 32−39.
- Пленкин Н. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Н. А. Пленкин // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. статей из опыта работы / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982.-С. 102−120.
- Плужникова С. И. и др. Развитие речи / С. И. Плужникова, Н. Д. Бур-викова. М.: Русский язык, 1985. — 207 с.
- Политова Н. И. Работа над предложением и связной речью в 1-Н классах / Н. И. Политова // Работа над предложением и связной речью в начальных классах: Сб. статей / Сост. П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1967.-С. 12−35.
- Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов: Пособие для учителя / Н. И. Политова. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Попова 3. Д. Общее языкознание / 3. Д. Попова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.-231 с.
- Поспелов Н. С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры / Н. С. Поспелов // Докл. и сообщения Ин-та рус. яз. АН СССР. М.- Л., 1948. — Вып. 2. — С. 43−68.
- Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евлано-ва и др.- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983. — 168 с.
- Разуван Е. И. Развитие речи учащихся специальной школы: (На примере наречий, местоимений, числительных) / Е. И. Разуван. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1996. — 136 с.
- Рамзаева Т. Г. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Реферовская Е. А. Лингвистические исследования структуры текста / Е. А. Реферовская. Л.: Наука, 1983. — 214 с.
- Реферовская Е. А. Коммуникативная структура текста / Е. А. Реферовская. -Л.: Наука, 1989. 166 с.
- Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. 5-е доп. изд. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 536 с. (сер. «Классический учебник»),
- Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
- Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1995.- 158 с.
- Романовская Л. Б. Формирование механизмов структурирования цельности при порождении текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. Б. Романовская- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1992. — 16 с.
- Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. М.: Айрис-пресс, 2004 а. — 240 с.
- Ротова Jl. Н. Обучение языку и интеллектуальное развитие / J1. Н. Ро-това. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск, пед. ин-та, 1999. — 143 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. J1. Рубинштейн. -М: Педагогика, 1989.-Т. 1.-486 с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н Светловскаяи др.- Под ред. М. С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. — 383 с.
- Савельева Г. В. Совершенствование структуры простого предложения у умственно отсталых учащихся младших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Савельева- НИИ дефектологии. М., 1997. — 17 с.
- Садовский В. Н. Основание общей теории систем / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Садовский В. Н. Система / В. Н. Садовский П Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд- Науч.-ред. совет: В. С. Степин (пред.), А. А. Гусейнов (зам. пред.), Г. Ю. Семигин и др. -М.: Мысль, 2001. Т. 3.-С. 552−553.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект-пресс, 2001. — 459 с.
- Сахарный Л. В. Тема-рематическая структура текста: основные понятия / Л. В. Сахарный // Язык и речевая деятельность. СПб., 1998. — Т. 1. — С. 7−16.
- Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования / И. П. Севбо. М.: Наука, 1969. — 134 с.
- Седов К. Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты / К. Ф. Седов. -Саратов: Изд-во Саратов, пед. ин-та, 1998. 112 с.
- Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1999. — 179 с.
- Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации / Е. А. Селиванова. Киев: Фитосоциоцентр, 2002. — 335 с.
- Сергеева Н, В. Речевое развитие и познавательные интересы учащихся начальной школы (на материале 3 класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Сергеева- Москов. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1978. — 16 с.
- Серебренников Б. А. Об относительной самостоятельности развития системы языка / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1968. — 127 с.
- Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка / Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1983. 319 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
- Синица И. Е. Психология письменной речи учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук (по психологии) / И. Е. Синица- Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. Киев, 1968. — 46 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1978. — 284 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Сластенин В. А. и др. Понятие о педагогической системе / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Школа-пресс, 2000. С. 157−159.
- Слобин Д. Языковое развитие ребенка / Д. Слобин // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / Пер. с англ.- Под общ. ред. А. А. Леонтьева М.: Прогресс, 1976.-С. 19−215.
- Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. Слобин // Психолингвистика / Под общ. ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984.-С. 143−207.
- Слюсарева Н. А. О знаковой ситуации / Н. А. Слюсарева // Язык и мышление / Отв. ред. Ф. П. Филин. М.: Наука, 1967. — С. 274−294.
- Слюсарева Н. А. Предисловие / Н. А. Слюсарева // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Редкол.: Н. А. Слюсарева (отв. ред.), Н. Н. Трошина, А. И. Новиков. -М.: Наука, 1982. С. 5−14.
- Слюсарева Н. А. Функции языка / Н. А. Слюсарева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 564−565.
- Смирнова 3. Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного / 3. Н. Смирнова. М.: Изд-во Москов. гос. пед. ин-та, 1971. — 70 с.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / В. А Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.- Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр, и доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 928 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика: (Сложное синтаксическое целое) / Г. Я. Солганик. М.: Высшая школа, 1991.-181 с.
- Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование / В. М. Солнцев.-М.: Наука, 1977.-341 с.
- Солнцев В. М. Уровни языка / В. М. Солнцев // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 539.
- Соловейчик М. С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников / М. С. Соловейчик // О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе / Отв. ред. А. Ю. Купа-лова. -М.: Б.и., 1988 а.-С. 21−31.
- Соловейчик М. С. Схема программы речевой подготовки учащихся начальных классов / М. С. Соловейчик // О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе / Отв. ред. А. Ю. Купалова. М.: Б.и., 1988 б.-С. 32−41.
- Соловьева М. С. Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» в 7 классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Соловьева- НИИ дефектологии. М., 1969. — 16 с.
- Сорокин Ю. А. Текст: цельность, связность, эмотивность / Ю. А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Редкол.: Н. А. Слюсарева (отв. ред.), Н. Н. Трошина, А. И. Новиков и др. М.: Наука, 1982.-С. 61−74.
- Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю. А. Сорокин.-М.: Наука, 1985.- 168 с.
- СоссюрФ. де. Труды по языкознанию / Ф. деСоссюр- Пер. с франц. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
- Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Ф. де Соссюр- Пер. с франц. М.: Прогресс, 1990. — 274 с.
- Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. М.: Педагогика, 1980. — 191 с.
- Становление системных идей в науке и философии: Сб. трудов / Всесоюз. НИИ системных исследований. М., 1980. — Вып. 7 / И. В. Блауберг, А. П. Огурцов, В. Н. Садовский и др.- Отв. ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. — 81 с.
- Степанов Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. М. Наука, 1971. — 167 с.
- Степанов Ю. С. Основы общего языкознания / Ю. С. Степанов. М. Просвещение, 1975. — 275 с.
- Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1979. — 156 с.
- Суворова Е. П. Периоды речевого развития / Е. П. Суворова. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2000. — 104 с.
- Сулименко Н. Е. Методическая разработка к спецкурсу «Семантическая типология признаковых слов в современном русском языке» / Н. Е. Сулименко. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1981. 58 с.
- Сулименко Н. Е. Типы лексических значений признаковых слов в современном русском языке: Автореф. дис.. д-ра филол. наук / Н. Е. Сулименко- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1983. — 34 с.
- Сулименко Н. Е. Антропоцентрические аспекты изучения лексики: Учеб. пособие к спецкурсу / Н. Е. Сулименко. СПб.: Образование, 1994. — 86 с.
- Талалаева Л. Ф. Изучение уровня сформированности речевых умений и навыков учащихся / Талалаева Л. Ф. // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980.-С. 52−58.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975. — 342 с.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина.-М.: Просвещение, 1988, — 175 с.
- Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованное^. Таксис / Отв. ред. А. В. Бондарко. JL: Наука, 1987.-384 с.
- Тикунова JI. И. О взаимосвязи письменных изложений и сочинений в начальной школе / JI. И. Тикунова // Работа над предложением и связной речью в начальных классах: Сб. статей / Сост. П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1967.-С. 118−127.
- Тураева 3. Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) / 3. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
- Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уе-мов. М.: Мысль, 1978. — 271 с.
- Узорова О. В. и др. Практическое пособие по развитию речи / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Киров: ГИППВ, 1997. — 272 с.
- Уфимцева А. А. Знаковая природа языка / А. А. Уфимцева // Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1970. С. 96−139.
- Уфимцева А. А. Типы словесных знаков / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1974.-206 с.
- Уфимцева А. А. Знак языковой / А. А. Уфимцева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 167.
- Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка / К. Д. Ушинский // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 4. — С.8−22.
- Федченко А. П. Формирование синтаксического строя письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале сложных предложений): Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Федченко- НИИ дефектологии. М., 1984. — 22 с.
- Феофанов М. П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы / М. П. Феофанов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 155 с.
- Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы / И. А. Фигуровский. -М.: Учпедгиз, 1961.-171 с.
- Филиппов К. А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи / К. А. Филиппов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 96 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чекурда А. Д. Обучение учащихся старших классов вспомогательной школы умению применять грамматические знания в письменной речи: Автореф. дис— канд. пед. наук / А. Д. Чекурда- НИИ дефектологии. М., 1968. — 20 с.
- Чикина Л. К. Лингвистика текста / Л. К. Чикина. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1986. — 82 с.
- Чикобава А. С. К вопросу о взаимоотношении мышления и речи в связи с ролью коммуникативной функции / А. С. Чикобава // Язык и мышление: Сб. статей / Отв. ред. Ф. П. Филин. М.: Наука, 1967. — С. 16−30.
- Шафф А. Введение в семантику / А. Шафф- Пер. с польск. М.: Иностр. лит-ра, 1963. — 376 с.
- Шахнарович А. М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся / А. М. Шахнарович // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980.-С. 16−18.
- Шахнарович А. М. Проблемы формирования языковой способности / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Отв. ред. Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. — С. 185−236.
- Шахнарович А. М. и др. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. -М.: Наука, 1990.- 165 с.
- Шварц Е. Д. Семантическая организация текста: Креативный и рецептивный подходы / Е. Д. Шварц // Текст в языке и речевой деятельности / Ред.-сост. Ю. В. Ванников, А. М. Шахнарович. М.: Иностр. языки, 1987. — С. 236−247.
- Шиф Ж. И. Введение: (О психологических проблемах коррекцион-но-воспитательной работы во вспомогательных школах) / Ж. И. Шиф // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. -М., Педагогика, 1979. С. 9−23.
- Шишкова М. И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников / М. И. Шишкова // Дефектология. -1999.-№ 6.-С. 14−17.
- Щеголева Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Щеголева- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1985. — 18 с.
- Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974 а. — С. 24−39.
- Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. 2-е изд. / Л. В. Щерба. — М.: Просвещение, 1974 б.-С. 319−379.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Эльконин Д. Б. Развитие речи и обучение чтению / Д. Б. Эльконин // ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -С. 362−403.
- Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. -М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Якубинский Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Яку-бинский Л. П. Язык и его функционирование: Избранные работы / Отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1986. С. 17−59.
- Agricola Е. Text Textktanten — Informations // Probleme der Textgrammatik II / Hrsg. von F. Danes und D. Viehweger. — Berlin, 1977. — P. 11−32.
- Bellugi U. et al. Neuropsychological, Neurological, and Neuroanatomical Profile of Williams Sindrome / U. Bellugi, A. Bihrle, T. Jernigan // American Journal of Medical Genetics. Supplement 6. — 1991. — P. 115−125.
- Bever T. G. The Cognitive Basis for Linguistic Development of Language / Bever T. G. // Cognition and Development of Language / Ed. by J. R. Hayes. -New York: Willey, 1970. P. 279−362.
- Brady N. C. et al. Language Intervention for Children with Mental Retardation / N. C. Brady, S. F. Warren // International Review of Research in Mental Retardation. 2003. — Vol. 27. — P. 231−254.
- Danes F. Functional Perspective and the Organization of the Text / F. Danes // Papers on Functional Sentence Perspective. Prague: Academia, 1974. — P. 106−128.
- Dressler W. Einfurung in die Textlinguistik / W. Dressler. Tubingen: Niemeyer, 1973. — 135 p.
- Frier W. Linguistische Aspekte des Textsortenproblems / W. Frier // Grundfragen der Textwissenschaft: Linguistische und literaturwissen Aspekte /-Amsterdam, 1979.-P. 7−58.
- Gopnic M. Impairment of Tense in Familial Language Disorder / M. Gop-nic // Journal of Neurolinguistics. 1994. — Vol. 8, No 2. — P. 109−133.
- Grove N. Multisign Combinations by Children with Intellectual Impairments: An Analisis of Language Skills / N. Grove // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2000. — Vol. 43, No 2. — P. 309−324.
- Hartmann P. Texte als linguistisches Objekt / P. Hartmann // Beitrage zur Textlinguistik. Munchen: Wilhelm Funk Verlag, 1971. — P. 9−29.
- HeidolphK.E. et al. Aspekte der linguistishen Behandlung von Texten / K. E. Heidolph, H. Iseberg, E. Agricola // Textlinguistik 2. Dresden, 1971. — P. 132−176.
- Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / D. Hymes / Eds J. Pride, J. Holmes. London: Pinguin, 1969. — P. 269−293.
- Levelt W. J. M. Speaking: From Intention to Articulation / W. J. M. Le-velt. Cambridge (MA): MIT Press, 1989. — 325 p.
- Pfutze M. Grundgedanken zu einer funktionalen Textlinguistik / M. Pfutze // Textlinguistik 1. Dresden, 1970. — P. 1−14.
- Viehweger D. Zur semantischen Struktur des Textes / D. Vieh weger // Probleme der Textgrammatik II / Hrsg. von F. Danes und D. Viehweger. Berlin, 1977.-P. 103−118.
- Slobin D. Universals of Grammatical Development in children / D. Slobin // Advances in Psycholinguistics / Ed. by G. B. Flores d’Arcais, W. J. Levelt. -Amsterdam- London: North Holland, 1970. P. 147−186.